ЭП

Документ подписан электронной подписью
20.03.2023 08:46, Гришина Людмила Владимировна, Директор школы
Ключ электроннй подписи

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Красноармейская средняя общеобразовательная школа

 

Рассмотрена

на заседании школьного

методического объединения

___________И.В.Сычева

Протокол № 1

от 30 августа 2022 г.

Принята

на заседании

педагогического совета

Протокол № 2

  • 31 августа 2022 г.

Утверждена

приказом директора

_________ Л.В.Гришина

Приказ № 306

от 31 августа 2022 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

8 класс (вариант 8.1)

на 2022-2023 уч. год

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила: Федорова Лариса Александровна,

учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пос. Красноармейский

2022 г.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

 

Данная рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ООО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования", на основании статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 7 Областного закона от 14.11.2013 г. № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области», приказа Минобрнауки Российской Федерации от 10.04.2002 г. №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, приказа Министерства образования Ростовской области от 10.07.2002 №1277 «Об утв. примерных региональных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», на основании решения ТПМПК №90 от 31.08.2018, на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования МБОУ Красноармейской СОШ на 2022-2023 учебный год обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 8.1) с учетом психофизических особенностей и образовательных способностей ребенка в соответствии с требованиями ФГОС, рабочей программой по предмету «Чтение и развитие речи», одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.;

Рабочая программа по чтению и развитию речи ориентирована на учащихся 8 класса и разработана на основе следующих документов:

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки

России № 1897 от 17 декабря 2010 г);

 

- Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО);

- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативах СанПиН 2.4.2.3286-15,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
10.07.2015г. No26;

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» для обучающихся на уровне основного общего образования ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в рабочей программе воспитания МБОУ Красноармейской СОШ

 

Программой отводится на изучение русского языка 105 часов, 3 часа в неделю.

 

Рабочая программа обеспечена учебником: Чтение. Учебник для 8 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Аксенов А.К. – М.: Просвещение, 2020, рекомендуемым Минобрнауки РФ к использованию (Приказ Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»; Приказ Минпросвещения России от 23 декабря 2020 г. № 766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 254»).

 

В период чрезвычайных ситуаций, погодных условий, введения карантинных мероприятий по заболеваемости гриппом, ОРВИ и другими инфекционными заболеваниями, образовательная деятельность по данному учебному предмету осуществляется с использованием дистанционных технологий.

 

 

 

 

ОБЩИЕ ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Главная цель обучения литературе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение литературных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Цели обучения с учетом специфики предмета литературы

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержанию художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный)

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

Достижение указанных целей осуществляется в процессе следующих задач:

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

*воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

*формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом устойчивых познавательных интересов;

*формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

*формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другим и людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;

*освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учѐтом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

*развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

*формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе

образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

*формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

*осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

*развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:

*умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

*умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

*умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

*умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения;

* владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

* умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

*умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

*смысловое чтение;

*умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение;

*умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

*формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты выпускников основной школы по литературе выражаются в следующем:

•понимание ключевых проблем изученных произведений

•понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

•умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

* определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

* приобщение к духовно нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно нравственными ценностями других народов;

•формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

•собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

•понимание авторской позиции и своѐ отношение к ней;

•восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

•умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

•написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

•понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

•понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Содержание учебного предмета

Устное народное творчество

Сказки. «Волшебное кольцо» (Русская народная сказка).

Пословицы и поговорки.

Баллады. «Перчатка»

В.А. Жуковский. «Нашла коса на камень».

И.З. Суриков. Былины. «Садко» (Отрывок)

Произведения русских писателей XIX века

Александр Сергеевич Пушкин «Публичное испытание».

М.Я. Басин. «Записки о Пушкине» (Отрывок). И.И. Пущин «Памятник» (Отрывок). «Во глубине сибирских руд...». «Зимнее утро». « И. И. Пущину». « Няне»». «Сожжённое письмо» (Отрывок). «Я вас любил». «Сказка о попе и о работнике его Балде».

Михаил Юрьевич Лермонтов. «Смерть поэта» (Отрывок). «Родина» (Отрывок). « Парус». « Сосна». «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (Отрывки).

Иван Андреевич Крылов. «Волк на псарне». «Осел и Соловей». «Муха и Пчела».

Николай Алексеевич Некрасов «Размышления у парадного подъезда» (Отрывок). «В полном разгаре страда деревенская…». « Мороз Красный нос» (Отрывок). «Русские женщины» (Отрывок).

Иван Саввич Никитин «Русь» (Отрывок).

Иван СергеевичТургенев «Муму» (в сокращении).

Лев Николаевич Толстой «После бала» (В сокращении)

Произведения русских писателей 1-й половины ХХ века

Антон Павлович Чехов « Лошадиная фамилия».

Владимир Галактионович Короленко «Слепой музыкант» (Отрывки).

Максим Горький «Макар Чудра» (Отрывок).

Сергей Александрович Есенин «Спит ковыль». «Пороша» «Отговорила роща золотая...». Андрей Платонович Платонов « Разноцветная бабочка» (Сказка).

Алексей Николаевич Толстой «Русский характер». Николай Алексеевич Заболоцкий «Некрасивая девочка»

Произведения русских писателей 2-й половины ХХ века

Константин Георгиевич Паустовский «Телеграмма» (В сокращении).

Рувим Исаевич Фраерман. «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» (отрывки).

Лев Абрамович Кассиль «Пекины бутсы».

Александр Трифонович Твардовский « Василий Тёркин» (Отрывки из поэмы).

Василий Макарович Шукшин « Гринька Малюгин» (В сокращении)

Виктор Петрович Астафьев. «Далёкая и близкая сказка» (Глава из повести «Последний поклон»).

Радий Петрович Погодин «Алфред».

Алексей Александрович Сурков «Родина». «Утро на берегу озера»

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

№ п/п

 

Разделы

Количество часов в авторской программе

Количество часов в авторской программе

1

Устное народное творчество

 

 

2

Произведения русских писателей ХIХ века

 

 

3

Произведения русских писателей 1-й половины ХХ века

 

 

4

Произведения русских писателей 2-й половины ХХ века

 

 

 

Всего

105

103

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 8 КЛАССЕ

В соответствии с календарным учебным графиком на 2022-2023 учебный год рабочая программа будет реализована в полном объеме за 103 часа

п/п

Тема урока

Ко-во часов

Дата

Основные виды учебной деятельности

Формы текущего контроля

ИКТ, МТС

Прим.

 

Устное народное творчество

10

 

 

 

 

 

1

Сказка – один из распространённых видов устного творчества

1

2.09

Полные ответы на вопросы, характеристика видов сказок. Выборочное чтение

Техника чтение, понимание прочитанного

 

 

2

Сказка «Волшебное кольцо»

1

5.09

Признаки сказки. Ответы на вопросы. Деление текста на части

Ответы на вопросы по статье

 

 

3

Добрые поступки Мартынки

1

6.09

Подбор эпитетов к словам: молодец, девица, лес, земля. Выборочное чтение. Чтение по ролям

Краткий пересказ

 

 

4

Пословицы и поговорки

1

9.09

Выбирать пословицы по темам, объяснять смысл пословиц. Самостоятельное чтение

Выборочное чтение по ролям

 

 

5

Баллада: общее понятие

1

12.09

Выбор опорных слов для пересказа статьи. Выборочное чтение

Ответы на вопросы с помощью пословиц

 

 

6

В.А. Жуковский. «Перчатка»

1

13.09

Отвечать на вопросы.

Оценивать поступок дамы.

Работать по иллюстрации.

Выразительное чтение

Пересказ статьи о балладе

 

 

 

7

И.З. Суриков «Нашла коса на камень»

1

16.09

Работа по иллюстрации.

Объяснить смысл пословицы.

Выразительное чтение

Чтение по ролям баллады В.А. Жуковского «Перчатка».

 

 

8

Былины

1

19.09

Участие в беседе «Былинные темы в произведениях писателей, композиторов, художников». Деление на части текста статьи

Чтение по ролям баллады И.З. Сурикова «Нашла коса на камень»

 

 

9

«Добрыня и Змей»

1

20.09

Ответы на вопросы. Выделение устаревшей лексики. Работа с иллюстрацией. Ответы на вопросы

Пересказ статьи о былинах по плану

 

 

10

Внеклассное чтение «Сказки народов мира»

1

23.09

Выборочный пересказ. Ответы на вопросы

Чтение по ролям отрывка из былины «Добрыня и Змей»

 

 

 

Произведения русской литературы XIX века

50

 

 

 

 

 

11

А.С.Пушкин. Биография

1

26.09

Составление плана. Краткий пересказ биографии поэта. Деление текста на части

Устный опрос

 

 

12

М.Я. Басина. «Публичное испытание»

1

27.09

Отвечать на вопросы.

Подписать иллюстрацию словами из текста. Деление текста на части. Самостоятельное чтение

Чтение наизусть «Края Москвы, края родные…»

 

 

13

И.И. Пущин. «Записки о Пушкине»

1

30.09

Отвечать на вопросы по содержанию.

Словесное рисование комнаты Пушкина.

Выборочный пересказ. Работа по репродукции картины Н. Ге «Встреча Пушкина и Пущина»

Выборочное чтение отрывков из статьи

 

 

14

А.С. Пушкин. «Памятник»

1

3.10

Художественные определения. Беседа по содержанию. Главная мысль. Выразительное чтение

Выборочный пересказ (И.И. Пущин «Записки о Пушкине»)

 

 

15

А.С. Пушкин. «Во глубине сибирских руд..»

1

4.10

Роль художественных определений в тексте. Выразительное чтение.

Заучивание наизусть

Выразительное чтение стихотворения А.С. Пушкина «Памятник»

 

 

16

А.С.Пушкин. «Зимнее утро»

1

7.10

Словесное рисование картин природы. Образные слова и выражения. Сравнение стихотворения и иллюстрации. Выразительное чтение

Чтение наизусть стихотворения А.С. Пушкина «Во глубине сибирских руд…»

 

 

17

А.С.Пушкин. «И. И. Пущину»

1

10.10

Рассказ о встрече друзей в Михайловском по репродукции картины Н.Ге и «Запискам о Пушкине» И.И. Пущина. Выразительное чтение

Выразительное чтение стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»

 

 

18

А.С. Пушкин. «19 октября 1827»

1

11.10

Рассказ о лицейских годах А.С. Пушкина. Выразительное чтение

Выразительное чтение стихотворения А.С. Пушкина «И. И. Пущину»

 

 

19

А.С. Пушкин. «Няне»

1

14.10

Слова и выражения, передающие отношение поэта к няне. Рассказ о няне А.С. Пушкина. Выразительное чтение

Выразительное чтение стихотворения А.С. Пушкина «19 октября 1827»

 

 

20

А.С.Пушкин. «На холмах Грузии»

1

17.10

Настроение стихотворения, образность. Ответы на вопросы с использованием лексики стихотворения. Выразительное чтение

Выразительное чтение стихотворения А.С. Пушкина «Няне»

 

 

21

А.С. Пушкин. «Сожженное письмо»

1

18.10

Ответы на вопросы. Упражнения «Дополни строчку», «Восстанови по памяти». Беседа о лирике Пушкина. Выразительное чтение

Чтение наизусть стихотворения А.С. Пушкина «На холмах Грузии»

 

 

22

А.С.Пушкин. «Я вас любил…»

1

21.10

Упражнения «Дополни строчку», «Восстанови по памяти». Беседа о лирике Пушкина. Выразительное чтение

Выразительное чтение стихотворения А.С. Пушкина «Сожженное письмо»

 

 

23

А.С.Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде»

1

24.10

Беседа по содержанию. Устаревшая лексика в сказке. Самостоятельное чтение. Чтение по ролям. Выборочное чтение

Выразительное чтение стихотворения А.С. Пушкина «Я вас любил…»

 

 

24

Образы героев в сказке.

1

25.10

Слова и выражения, передающие характер героев. Выделение главного в каждой части. Составление плана

Выборочное чтение отрывков из «Сказки о попе и о работнике его Балде» А.С. Пушкина к иллюстрациям учебника

 

 

25

Внеклассное чтение. А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»

1

28.10

Выборочный пересказ. Ответы на вопросы.

Устный опрос

 

 

26

М.Ю. Лермонтов. Биография поэта

1

7.11

Пересказ по плану

 

 

 

27

М.Ю. Лермонтов. «Смерть поэта»

1

8.11

Слова, характеризующие поэта и убийцу. Беседа о биографических фактах из жизни А.С. Пушкина.

Пересказ биографической статьи по плану

 

 

28

М.Ю. Лермонтов. «Родина»

1

11.11

Словесное рисование. Звуки, образы родины. Настроение стихотворения

Выразительное чтение стихотворения

 

 

29

М.Ю.Лермонтов. «Парус»

 

1

14.11

Понимание приёма олицетворения (без определения понятия). Словесное рисование

Чтение наизусть стихотворения М.Ю. Лермонтова «Родина»

 

 

30

М.Ю.Лермонтов. «Сосна»

 

 

1

15.11

Работа с репродукцией картина И. Шишкина «На севере». Образность стихотворения

Чтение наизусть стихотворения

 

 

31

М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

 

1

18.11

Словесное рисование картин пира царя Ивана Грозного. Словесное рисование портрета Алёны Дмитриевны

Выразительное чтение стихотворения

 

 

32

«Песня про купца Калашникова». Рассказ Алены Дмитриевны мужу.

1

21.11

Дать оценку поступкам Алёны Дмитриевны и опричника. Беседа о переживаниях героев

Чтение по ролям отрывка из «Песни про царя Ивана Васильевича ….» М.Ю. Лермонтова

 

 

33

Кулачный бой на Москве-реке

1

22.11

Словесное описание утра над Москвой-рекой. Словесное описание портретов Калашникова, Кирибеевича

Выразительное чтение отрывка из «Песни про царя Ивана Васильевича ….» М.Ю. Лермонтова

 

 

34

«Песня про купца Калашникова» (обобщающий урок)

1

25.11

Беседа по содержанию, определение авторского отношения к героям песни. Сравнение зачина о концовки

Чтение наизусть отрывка из «Песни про царя Ивана Васильевича….»

 

 

35

И.А. Крылов. Биография баснописца

1

28.11

Викторина «Из какой басни?»

Объяснять, что такое басня, мораль. Пересказ биографической статьи.

Инсценирование басен «Ворона и Лиса», «Кукушка и Петух»

 

 

 

36

И.А. Крылов. «Волк на псарне»

1

29.11

Работа по иллюстрации.

Словесное рисование. Образные выражения. Мораль басни

Пересказ биографической статьи о И.А. Крылове

 

 

 

37

И.А. Крылов. «Осел и соловей»

1

2.12

Беседа по содержанию.

Объяснять слова и выражения. Характер героев басни

Выразительное чтение по ролям басни

 

 

38

И.А. Крылов. «Муха и пчела»

1

5.12

Дать характеристику пчеле, мухе.

Замените слова и выражения другими, близкими по смыслу

Чтение наизусть басни И.А. Крылова «Осёл и соловей»

 

 

39

Внеклассное чтение. Жизненность басен. И.А. Крылова

1

6.12

Беседа по содержанию басен. Составление высказываний по иллюстрациям

Иллюстрации к прочитанным басням с цитатами

 

 

40

Н.А. Некрасов. Биография

1

9.12

Составить план биографии поэта. Пересказ

Устный опрос

 

 

41

Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда»

1

12.12

Работа с репродукцией картины И. Репина «Бурлаки на Волге». Беседа по содержанию

Пересказ биографической статьи о Н.А. Некрасове

 

 

42

Н.А. Некрасов. «В полном разгаре страда деревенская»

1

13.12

Словесное рисование. Художественные определения. Беседа о жизни крестьян в 19 веке, доле русской крестьянки. Рассказ о тяжёлой доле русской женщины по опорным словам

Выразительное чтение стихотворения Н.А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда»

 

 

43

Н.А. Некрасов. «Мороз, Красный нос»

1

16.12

Смешное в стихотворении. Характеристика героев стихотворения. Последовательность событий

Выразительное чтение стихотворения

 

 

44

Н.А. Некрасов. «Русские женщины»

1

19.12

Рассказ о декабристах, их жизни в сибирской каторге. Составление плана. Словесное рисование

Выразительное чтение стихотворения

 

 

45

И.С. Никитин. Биография поэта. «Звёзды меркнут и гаснут…»

1

20.12

Беседа по содержанию статьи и стихотворения. Образные слова и выражения

Выборочное выразительное чтение отрывков из поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины»

 

 

56

И.С. Никитин. «Русь»

1

23.12

Роль сравнений в стихотворении.

Пересказ биографической статьи. Выразительное чтение стихотворения

 

 

47

И.С.Никитин «Утро на берегу реки».

1

26.12

Словесное рисование. Образные слова и выражения.

Выразительное чтение стихотворения

 

 

48

Урок внеклассного чтения. Н. Некрасов «Орина, мать солдатская»

1

27.12

Беседа по содержанию. Упражнение «Восстанови события…»

Выразительное чтение стихотворения

 

 

49

И.С. Тургенев. Биография писателя

1

10.01

Характеристика писателя (по опорным словам). Составление плана. Пересказ по плану

Устный опрос

 

 

50

И.С. Тургенев «Муму». Приезд Герасима в город

1

13.01

Рассказ о Герасиме по плану и опорным словам. Характеристика состояния Герасима

Пересказ по плану биографической статьи

 

 

51

Необыкновенное происшествие

1

16.01

Выборочный пересказ «Спасение щенка», «Как Муму помогала в работе Герасиму»

Рассказа о Герасиме по плану и опорным словам

 

 

52

Муму в барских покоях

1

17.01

Характеристика барыни и её приживалок. Рассказ о поведении Муму

Чтение наизусть отрывка «Спасение Муму»

 

 

53

Переживания Герасима

1

20.01

Участие в беседе. Описание переживаний Герасима по опорным словам

Выборочный пересказ главы «Муму в барских покоях»

 

 

54

Переполох в доме

1

23.01

Сравнения переживаний барыни и Герасима. Характеристика лекаря, Гаврилы. Характеристика барыни по опорным словам

Описание переживаний Герасима по опорным словам

 

 

55

Решение Герасима

1

24.01

Составление плана пересказа. Пересказ по плану

Характеристика барыни по опорным словам

 

 

56

Твёрдость слова и сила воли Герасима

1

27.01

Составление характеристики Герасима по плану. Краткий пересказ рассказа «Муму» по плану

Пересказ по плану «Решение Герасима»

 

 

57

Л.Н.Толстой. Биография

1

30.01

Составление плана, пересказ по плану

 

Краткий пересказ рассказа

 

 

58

Л.Н.Толстой «После бала». 1 часть

1

31.01

Найти слова, раскрывающие настроение героя. Описание внешности Вареньки, полковника по опорным слова

Уметь осознанно читать, определять положительных и отрицательных героев

 

 

59

Л.Н.Толстой «После бала». 2 часть

1

3.02

Найти слова, раскрывающие настроение героя. Выборочны пересказ «На плацу»

Выборочный пересказ «На балу» по опорным словам

 

 

60

В.М. Шукшин «Сильные идут дальше»

1

6.02

Пересказ понравившегося эпизода. Обсуждение заголовка рассказа

Выборочные пересказ «На плацу» по опорным словам

 

 

 

Произведения русских писателей 1-й половины XX века

21

 

 

 

 

 

61

А.П. Чехов. Биография

1

7.02

Составление пересказа. Пересказ по плану

 

Устный опрос

 

 

62

А.П. Чехов. «Лошадиная фамилия»

1

10.02

Выборочные пересказ по иллюстрации. Характеристика отношения автора к героям

Пересказ биографической статьи по плану

 

 

63

В.Г. Короленко. «Слепой музыкант». 1 глава

1

13.02

Ответы на вопросы.

Описание героя по опорным словам

Выборочный пересказ и выборочное чтение эпизодов

 

 

64

«Слепой музыкант». 2-3 главы: Знакомство детей

1

14.02

Описание детей по опорным словам. Ответы на вопросы.

План пересказа 2-й главы. Краткий пересказ

Пересказ биографической статьи

 

 

65

«Слепой музыкант». 4-6 главы: Жизнь в усадьбе

1

17.02

Составление плана.

Рассказ о дружбе Петрика и Эвелины

Краткий пересказ 2-й главы

 

 

66

«Слепой музыкант». 7-9 главы: В обществе молодёжи

1

20.02

Описание Петра и Эвелины. Составление плана пересказа. Краткий пересказ по плану. Ответы на вопросы

Рассказ о дружбе Петрика и Эвелины по плану

 

 

67

«Слепой музыкант». 10 глава: Объяснение Эвелины и Петра.

1

21.02

Выборочный пересказ

Пересказ по плану 7-9 глав

 

 

68

«Слепой музыкант». 11 глава: Гордое сознание своей силы.

1

27.02

Работа с иллюстрацией. Краткий пересказ повести по плану

Выборочный пересказ

 

 

69

Урок внеклассного чтения. А.П. Чехов. «Толстый и тонкий», «Радость», «Хирургия»

1

28.02

Пересказ эпизодов. Цитирование

Краткий пересказ повести

 

 

70

А.М. Горький. Биография

1

3.03

Составление плана пересказа. Пересказ по плану.

Устный опрос

 

 

71

«Макар Чудра». Главные герои

1

6.03

Словесный портрет Радды и Лойко по опорным словам

Пересказ биографической статьи по плану

 

 

72

А.М.Горький «Макар Чудра»

1

7.03

Работа с иллюстрациями. Составление плана пересказа. Опорные слова. Пересказ по плану

Словесный портрет Лойко и Радды по опорным словам

 

 

73

С. Есенин. Биография поэта.

1

10.03

Пересказ по плану

Пересказ по плану и опорным словам

 

 

74

С. Есенин «Спит ковыль»

1

13.03

Работа над образными словами и выражениями. Словесное рисование

Пересказ биографической статьи по плану

 

 

75

С. Есенин «Пороша»

1

14.03

Работа над образными словами и выражениями. Словесное рисование

Чтение наизусть стихотворения

 

 

76

С. Есенин «Отговорила роща золотая…»

1

17.03

Работа над образными словами и выражениями. Словесное рисование

Выразительное чтение стихотворения С. Есенина «Пороша»

 

 

77

Внеклассное чтение. С. Есенин - о родине «Я люблю тебя, Родина кроткая…»

1

27.03

Беседа по творчеству С. Есенина. Викторина.

Чтение наизусть стихотворения

 

 

78

А. Платонов. Сказка «Разноцветная бабочка»

1

28.03

Беседа по творчеству писателя, содержанию сказки. Признаки сказки. Составление плана. Пересказ по плану

Устный опрос

 

 

79

А.Н.Толстой «Русский характер». Егор Дрёмов на войне

1

31.03

Ответы на вопросы по содержанию биографической статьи. Составление плана пересказа. Опорные слова

Пересказ сказки А. Платонова «Разноцветная бабочка» по плану

 

 

80

Егор Дремов в родительском доме

1

3.04

Составление плана пересказа. Опорные слова. Цитирование. Работа с иллюстрацией

Описание Егора Дрёмова по плану и опорным словам

 

 

81

Н.А. Заболоцкий. «Некрасивая девочка»

1

4.04

Беседа-рассуждение о красоте внешней и внутренней. Цитирование

Пересказ рассказа

 

 

 

Произведения русских писателей 2-й половины XX века

24

 

 

 

 

 

82

К. Паустовский «Телеграмма»

1

7.04

Выборочный пересказ по иллюстрации и опорным словам

Выразительное чтение

 

 

83

Раскаяние Насти

1

10.04

Ответы на вопросы. Составление плана пересказа второй части. Опорные слова

Выборочный пересказ по иллюстрации и опорным словам

 

 

84

Р.И. Фраерман «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви»

1

11.04

Составление плана. Пересказ по плану

Пересказ по данному плану и опорным словам 2 части рассказа

 

 

85

«Дикая собака Динго». В школе

1

14.04

Пересказ, близко к тексту

Пересказ по плану «Печаль и радость»

 

 

86

«Дикая собака Динго». Новогодний праздник

1

17.04

Ответы на вопросы. Краткий пересказ по опорным словам

Пересказ, близко к тексту, «В школе»

 

 

87

«Дикая собака Динго». Пурга

1

18.04

Оценка поступков ребят. Составление характеристик Тани по опорным словам. Выборочный пересказ

Краткий пересказ по опорным словам «Новогодний праздник»

 

 

88

«Дикая собака Динго». Прощание

1

21.04

Пересказ по ролям

Выборочные пересказ из части «Пурга»

 

 

89

Урок внеклассного чтения. В. Астафьев «Фотография, на которой меня нет»

1

24.04

Пересказ эпизода. Составление вопросов по содержанию

Пересказ по ролям «Прощание»

 

 

90

Л. А. Кассиль «Пекины бутсы». 1 часть

1

25.04

Пересказ, близко к тексту, по плану

Устный опрос

 

 

91

«Пекины бутсы». 2-3 части

1

28.04

Ответы на вопросы с использованием предложений с прямой речью. Составление описания Пеки по данному плану и опорным словам

Пересказ по плану, близко к тексту

 

 

92

А.Т. Твардовский «Василий Тёркин». Гармонь

1

2.05

Ответы на вопросы. Пересказ содержания. Работа с репродукцией картины Непринцева «На привале»

Описание Пеки по данному плану и опорным словам

 

 

93

«Кто стрелял?», «В наступлении»

1

5.05

Описание В. Тёркина по данному плану и опорным словам. Словесное рисование

Чтение наизусть отрывка из главы «Гармонь»

 

 

94

В.М. Шукшин «Гринька Малюгин». Пожар в бензохранилище

1

12.05

Краткий пересказ по плану

Описание В. Тёркина по данному плану и опорным словам

 

 

95

«Гринька Малюгин». 2-3 главы

1

15.05

Характеристика Гриньки Малюгина по данному плану и опорным словам и выражениям

Краткий пересказ по плану. 1 главы рассказа «Гринька Малюгин» В. Шукшина

 

 

96

В.П. Астафьев «Далёкая и близкая сказка»

1

16.05

Беседа по содержанию Цитирование с опорой на иллюстрации. Краткий пересказ по коллективно составленному плану

Характеристика Гриньки Малюгина по данному плану и опорным словам и выражениям

 

 

97

Р.П. Погодин «Алфред». Дед Улан. Занятия ребят

1

19.05

Пересказ по данному плану

Пересказ по коллективно составленному плану

 

 

98

Появление Алфреда в деревне

1

22.05

Оценка поступков Алфреда. Составление плана пересказа. Пересказ по плану. Цитирование с опорой на иллюстрацию

Пересказ по данному плану

 

 

99

Помощь ребят колхозу. Случай в саду у деда Улана

1

23.05

Сравнительная характеристика Стёпки и Алфреда по плану

Пересказ по плану

 

 

100

А.А.Сурков. «Родина»

1

26.05

Словесное рисование. Цитирование с опорой на иллюстрацию

Сравнительная характеристика Стёпки и Алфреда

 

 

101

Внеклассное чтение. Б. Полевой. «Повесть о настоящем человеке»

1

29.05

Участие в беседе. Восстановление последовательности событий

Устный опрос

 

 

102

«Повесть о настоящем человеке»

1

30.05

Пересказ эпизодов

Устный опрос

 

 

103

«Повесть о настоящем человеке»

1

-

Выборочный пересказ по иллюстрациям

Устный опрос

 

 

104

Внеклассное чтение. Любимые книги

1

-

 

Устный опрос

 

 

105

Итоговый урок

1

-

 

 

 

 

 

Итого