|
Документ подписан электронной подписью |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Красноармейская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена на заседании школьного методического объединения ___________И.В.Сычева Протокол № 1 от 30 августа 2022 г. |
Принята на заседании педагогического совета Протокол № 2
|
Утверждена приказом директора _________ Л.В.Гришина Приказ № 306 от 31 августа 2022 г.
|
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
8 класс (вариант 8.1)
на 2022-2023 уч. год
Составила: Федорова Лариса Александровна,
учитель русского языка и литературы
пос. Красноармейский
2022 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ООО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования", на основании статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 7 Областного закона от 14.11.2013 г. № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области», приказа Минобрнауки Российской Федерации от 10.04.2002 г. №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, приказа Министерства образования Ростовской области от 10.07.2002 №1277 «Об утв. примерных региональных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», на основании решения ТПМПК №90 от 31.08.2018, на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования МБОУ Красноармейской СОШ на 2022-2023 учебный год обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 8.1) с учетом психофизических особенностей и образовательных способностей ребенка в соответствии с требованиями ФГОС, рабочей программой по предмету «Чтение и развитие речи», одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.;
Рабочая программа по чтению и развитию речи ориентирована на учащихся 8 класса и разработана на основе следующих документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки
России № 1897 от 17 декабря 2010 г);
- Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО);
- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативах СанПиН 2.4.2.3286-15,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
10.07.2015г. No26;
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» для обучающихся на уровне основного общего образования ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в рабочей программе воспитания МБОУ Красноармейской СОШ
Программой отводится на изучение русского языка 105 часов, 3 часа в неделю.
Рабочая программа обеспечена учебником: Чтение. Учебник для 8 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Аксенов А.К. – М.: Просвещение, 2020, рекомендуемым Минобрнауки РФ к использованию (Приказ Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»; Приказ Минпросвещения России от 23 декабря 2020 г. № 766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 254»).
В период чрезвычайных ситуаций, погодных условий, введения карантинных мероприятий по заболеваемости гриппом, ОРВИ и другими инфекционными заболеваниями, образовательная деятельность по данному учебному предмету осуществляется с использованием дистанционных технологий.
ОБЩИЕ ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Главная цель обучения литературе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение литературных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Цели обучения с учетом специфики предмета литературы
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержанию художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный)
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
Достижение указанных целей осуществляется в процессе следующих задач:
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
*воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
*формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом устойчивых познавательных интересов;
*формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
*формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другим и людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;
*освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учѐтом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
*развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
*формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
*формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
*осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
*развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:
*умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
*умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
*умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
*умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения;
* владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
* умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
*умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
*смысловое чтение;
*умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение;
*умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
*формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты выпускников основной школы по литературе выражаются в следующем:
•понимание ключевых проблем изученных произведений
•понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
•умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
* определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
* приобщение к духовно нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно нравственными ценностями других народов;
•формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
•собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
•понимание авторской позиции и своѐ отношение к ней;
•восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
•умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
•написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
•понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
•понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание учебного предмета
Устное народное творчество
Сказки. «Волшебное кольцо» (Русская народная сказка).
Пословицы и поговорки.
Баллады. «Перчатка»
В.А. Жуковский. «Нашла коса на камень».
И.З. Суриков. Былины. «Садко» (Отрывок)
Произведения русских писателей XIX века
Александр Сергеевич Пушкин «Публичное испытание».
М.Я. Басин. «Записки о Пушкине» (Отрывок). И.И. Пущин «Памятник» (Отрывок). «Во глубине сибирских руд...». «Зимнее утро». « И. И. Пущину». « Няне»». «Сожжённое письмо» (Отрывок). «Я вас любил». «Сказка о попе и о работнике его Балде».
Михаил Юрьевич Лермонтов. «Смерть поэта» (Отрывок). «Родина» (Отрывок). « Парус». « Сосна». «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (Отрывки).
Иван Андреевич Крылов. «Волк на псарне». «Осел и Соловей». «Муха и Пчела».
Николай Алексеевич Некрасов «Размышления у парадного подъезда» (Отрывок). «В полном разгаре страда деревенская…». « Мороз Красный нос» (Отрывок). «Русские женщины» (Отрывок).
Иван Саввич Никитин «Русь» (Отрывок).
Иван СергеевичТургенев «Муму» (в сокращении).
Лев Николаевич Толстой «После бала» (В сокращении)
Произведения русских писателей 1-й половины ХХ века
Антон Павлович Чехов « Лошадиная фамилия».
Владимир Галактионович Короленко «Слепой музыкант» (Отрывки).
Максим Горький «Макар Чудра» (Отрывок).
Сергей Александрович Есенин «Спит ковыль». «Пороша» «Отговорила роща золотая...». Андрей Платонович Платонов « Разноцветная бабочка» (Сказка).
Алексей Николаевич Толстой «Русский характер». Николай Алексеевич Заболоцкий «Некрасивая девочка»
Произведения русских писателей 2-й половины ХХ века
Константин Георгиевич Паустовский «Телеграмма» (В сокращении).
Рувим Исаевич Фраерман. «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» (отрывки).
Лев Абрамович Кассиль «Пекины бутсы».
Александр Трифонович Твардовский « Василий Тёркин» (Отрывки из поэмы).
Василий Макарович Шукшин « Гринька Малюгин» (В сокращении)
Виктор Петрович Астафьев. «Далёкая и близкая сказка» (Глава из повести «Последний поклон»).
Радий Петрович Погодин «Алфред».
Алексей Александрович Сурков «Родина». «Утро на берегу озера»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
|
Разделы |
Количество часов в авторской программе |
Количество часов в авторской программе |
1 |
Устное народное творчество |
|
|
2 |
Произведения русских писателей ХIХ века |
|
|
3 |
Произведения русских писателей 1-й половины ХХ века |
|
|
4 |
Произведения русских писателей 2-й половины ХХ века |
|
|
|
Всего |
105 |
103 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 8 КЛАССЕ
В соответствии с календарным учебным графиком на 2022-2023 учебный год рабочая программа будет реализована в полном объеме за 103 часа
№ п/п |
Тема урока |
Ко-во часов |
Дата |
Основные виды учебной деятельности |
Формы текущего контроля |
ИКТ, МТС |
Прим. |
|
Устное народное творчество |
10 |
|
|
|
|
|
1 |
Сказка – один из распространённых видов устного творчества |
1 |
2.09 |
Полные ответы на вопросы, характеристика видов сказок. Выборочное чтение |
Техника чтение, понимание прочитанного |
|
|
2 |
Сказка «Волшебное кольцо» |
1 |
5.09 |
Признаки сказки. Ответы на вопросы. Деление текста на части |
Ответы на вопросы по статье |
|
|
3 |
Добрые поступки Мартынки |
1 |
6.09 |
Подбор эпитетов к словам: молодец, девица, лес, земля. Выборочное чтение. Чтение по ролям |
Краткий пересказ |
|
|
4 |
Пословицы и поговорки |
1 |
9.09 |
Выбирать пословицы по темам, объяснять смысл пословиц. Самостоятельное чтение |
Выборочное чтение по ролям |
|
|
5 |
Баллада: общее понятие |
1 |
12.09 |
Выбор опорных слов для пересказа статьи. Выборочное чтение |
Ответы на вопросы с помощью пословиц |
|
|
6 |
В.А. Жуковский. «Перчатка» |
1 |
13.09 |
Отвечать на вопросы. Оценивать поступок дамы. Работать по иллюстрации. Выразительное чтение |
Пересказ статьи о балладе
|
|
|
7 |
И.З. Суриков «Нашла коса на камень» |
1 |
16.09 |
Работа по иллюстрации. Объяснить смысл пословицы. Выразительное чтение |
Чтение по ролям баллады В.А. Жуковского «Перчатка». |
|
|
8 |
Былины |
1 |
19.09 |
Участие в беседе «Былинные темы в произведениях писателей, композиторов, художников». Деление на части текста статьи |
Чтение по ролям баллады И.З. Сурикова «Нашла коса на камень» |
|
|
9 |
«Добрыня и Змей» |
1 |
20.09 |
Ответы на вопросы. Выделение устаревшей лексики. Работа с иллюстрацией. Ответы на вопросы |
Пересказ статьи о былинах по плану |
|
|
10 |
Внеклассное чтение «Сказки народов мира» |
1 |
23.09 |
Выборочный пересказ. Ответы на вопросы |
Чтение по ролям отрывка из былины «Добрыня и Змей» |
|
|
|
Произведения русской литературы XIX века |
50 |
|
|
|
|
|
11 |
А.С.Пушкин. Биография |
1 |
26.09 |
Составление плана. Краткий пересказ биографии поэта. Деление текста на части |
Устный опрос |
|
|
12 |
М.Я. Басина. «Публичное испытание» |
1 |
27.09 |
Отвечать на вопросы. Подписать иллюстрацию словами из текста. Деление текста на части. Самостоятельное чтение |
Чтение наизусть «Края Москвы, края родные…» |
|
|
13 |
И.И. Пущин. «Записки о Пушкине» |
1 |
30.09 |
Отвечать на вопросы по содержанию. Словесное рисование комнаты Пушкина. Выборочный пересказ. Работа по репродукции картины Н. Ге «Встреча Пушкина и Пущина» |
Выборочное чтение отрывков из статьи |
|
|
14 |
А.С. Пушкин. «Памятник» |
1 |
3.10 |
Художественные определения. Беседа по содержанию. Главная мысль. Выразительное чтение |
Выборочный пересказ (И.И. Пущин «Записки о Пушкине») |
|
|
15 |
А.С. Пушкин. «Во глубине сибирских руд..» |
1 |
4.10 |
Роль художественных определений в тексте. Выразительное чтение. Заучивание наизусть |
Выразительное чтение стихотворения А.С. Пушкина «Памятник» |
|
|
16 |
А.С.Пушкин. «Зимнее утро» |
1 |
7.10 |
Словесное рисование картин природы. Образные слова и выражения. Сравнение стихотворения и иллюстрации. Выразительное чтение |
Чтение наизусть стихотворения А.С. Пушкина «Во глубине сибирских руд…» |
|
|
17 |
А.С.Пушкин. «И. И. Пущину» |
1 |
10.10 |
Рассказ о встрече друзей в Михайловском по репродукции картины Н.Ге и «Запискам о Пушкине» И.И. Пущина. Выразительное чтение |
Выразительное чтение стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро» |
|
|
18 |
А.С. Пушкин. «19 октября 1827» |
1 |
11.10 |
Рассказ о лицейских годах А.С. Пушкина. Выразительное чтение |
Выразительное чтение стихотворения А.С. Пушкина «И. И. Пущину» |
|
|
19 |
А.С. Пушкин. «Няне» |
1 |
14.10 |
Слова и выражения, передающие отношение поэта к няне. Рассказ о няне А.С. Пушкина. Выразительное чтение |
Выразительное чтение стихотворения А.С. Пушкина «19 октября 1827» |
|
|
20 |
А.С.Пушкин. «На холмах Грузии» |
1 |
17.10 |
Настроение стихотворения, образность. Ответы на вопросы с использованием лексики стихотворения. Выразительное чтение |
Выразительное чтение стихотворения А.С. Пушкина «Няне» |
|
|
21 |
А.С. Пушкин. «Сожженное письмо» |
1 |
18.10 |
Ответы на вопросы. Упражнения «Дополни строчку», «Восстанови по памяти». Беседа о лирике Пушкина. Выразительное чтение |
Чтение наизусть стихотворения А.С. Пушкина «На холмах Грузии» |
|
|
22 |
А.С.Пушкин. «Я вас любил…» |
1 |
21.10 |
Упражнения «Дополни строчку», «Восстанови по памяти». Беседа о лирике Пушкина. Выразительное чтение |
Выразительное чтение стихотворения А.С. Пушкина «Сожженное письмо» |
|
|
23 |
А.С.Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде» |
1 |
24.10 |
Беседа по содержанию. Устаревшая лексика в сказке. Самостоятельное чтение. Чтение по ролям. Выборочное чтение |
Выразительное чтение стихотворения А.С. Пушкина «Я вас любил…» |
|
|
24 |
Образы героев в сказке. |
1 |
25.10 |
Слова и выражения, передающие характер героев. Выделение главного в каждой части. Составление плана |
Выборочное чтение отрывков из «Сказки о попе и о работнике его Балде» А.С. Пушкина к иллюстрациям учебника |
|
|
25 |
Внеклассное чтение. А.С. Пушкин. «Капитанская дочка» |
1 |
28.10 |
Выборочный пересказ. Ответы на вопросы. |
Устный опрос |
|
|
26 |
М.Ю. Лермонтов. Биография поэта |
1 |
7.11 |
Пересказ по плану |
|
|
|
27 |
М.Ю. Лермонтов. «Смерть поэта» |
1 |
8.11 |
Слова, характеризующие поэта и убийцу. Беседа о биографических фактах из жизни А.С. Пушкина. |
Пересказ биографической статьи по плану |
|
|
28 |
М.Ю. Лермонтов. «Родина» |
1 |
11.11 |
Словесное рисование. Звуки, образы родины. Настроение стихотворения |
Выразительное чтение стихотворения |
|
|
29 |
М.Ю.Лермонтов. «Парус»
|
1 |
14.11 |
Понимание приёма олицетворения (без определения понятия). Словесное рисование |
Чтение наизусть стихотворения М.Ю. Лермонтова «Родина» |
|
|
30 |
М.Ю.Лермонтов. «Сосна»
|
1 |
15.11 |
Работа с репродукцией картина И. Шишкина «На севере». Образность стихотворения |
Чтение наизусть стихотворения |
|
|
31 |
М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
|
1 |
18.11 |
Словесное рисование картин пира царя Ивана Грозного. Словесное рисование портрета Алёны Дмитриевны |
Выразительное чтение стихотворения |
|
|
32 |
«Песня про купца Калашникова». Рассказ Алены Дмитриевны мужу. |
1 |
21.11 |
Дать оценку поступкам Алёны Дмитриевны и опричника. Беседа о переживаниях героев |
Чтение по ролям отрывка из «Песни про царя Ивана Васильевича ….» М.Ю. Лермонтова |
|
|
33 |
Кулачный бой на Москве-реке |
1 |
22.11 |
Словесное описание утра над Москвой-рекой. Словесное описание портретов Калашникова, Кирибеевича |
Выразительное чтение отрывка из «Песни про царя Ивана Васильевича ….» М.Ю. Лермонтова |
|
|
34 |
«Песня про купца Калашникова» (обобщающий урок) |
1 |
25.11 |
Беседа по содержанию, определение авторского отношения к героям песни. Сравнение зачина о концовки |
Чтение наизусть отрывка из «Песни про царя Ивана Васильевича….» |
|
|
35 |
И.А. Крылов. Биография баснописца |
1 |
28.11 |
Викторина «Из какой басни?» Объяснять, что такое басня, мораль. Пересказ биографической статьи. Инсценирование басен «Ворона и Лиса», «Кукушка и Петух» |
|
|
|
36 |
И.А. Крылов. «Волк на псарне» |
1 |
29.11 |
Работа по иллюстрации. Словесное рисование. Образные выражения. Мораль басни |
Пересказ биографической статьи о И.А. Крылове
|
|
|
37 |
И.А. Крылов. «Осел и соловей» |
1 |
2.12 |
Беседа по содержанию. Объяснять слова и выражения. Характер героев басни |
Выразительное чтение по ролям басни |
|
|
38 |
И.А. Крылов. «Муха и пчела» |
1 |
5.12 |
Дать характеристику пчеле, мухе. Замените слова и выражения другими, близкими по смыслу |
Чтение наизусть басни И.А. Крылова «Осёл и соловей» |
|
|
39 |
Внеклассное чтение. Жизненность басен. И.А. Крылова |
1 |
6.12 |
Беседа по содержанию басен. Составление высказываний по иллюстрациям |
Иллюстрации к прочитанным басням с цитатами |
|
|
40 |
Н.А. Некрасов. Биография |
1 |
9.12 |
Составить план биографии поэта. Пересказ |
Устный опрос |
|
|
41 |
Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» |
1 |
12.12 |
Работа с репродукцией картины И. Репина «Бурлаки на Волге». Беседа по содержанию |
Пересказ биографической статьи о Н.А. Некрасове |
|
|
42 |
Н.А. Некрасов. «В полном разгаре страда деревенская» |
1 |
13.12 |
Словесное рисование. Художественные определения. Беседа о жизни крестьян в 19 веке, доле русской крестьянки. Рассказ о тяжёлой доле русской женщины по опорным словам |
Выразительное чтение стихотворения Н.А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда» |
|
|
43 |
Н.А. Некрасов. «Мороз, Красный нос» |
1 |
16.12 |
Смешное в стихотворении. Характеристика героев стихотворения. Последовательность событий |
Выразительное чтение стихотворения |
|
|
44 |
Н.А. Некрасов. «Русские женщины» |
1 |
19.12 |
Рассказ о декабристах, их жизни в сибирской каторге. Составление плана. Словесное рисование |
Выразительное чтение стихотворения |
|
|
45 |
И.С. Никитин. Биография поэта. «Звёзды меркнут и гаснут…» |
1 |
20.12 |
Беседа по содержанию статьи и стихотворения. Образные слова и выражения |
Выборочное выразительное чтение отрывков из поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины» |
|
|
56 |
И.С. Никитин. «Русь» |
1 |
23.12 |
Роль сравнений в стихотворении. |
Пересказ биографической статьи. Выразительное чтение стихотворения |
|
|
47 |
И.С.Никитин «Утро на берегу реки». |
1 |
26.12 |
Словесное рисование. Образные слова и выражения. |
Выразительное чтение стихотворения |
|
|
48 |
Урок внеклассного чтения. Н. Некрасов «Орина, мать солдатская» |
1 |
27.12 |
Беседа по содержанию. Упражнение «Восстанови события…» |
Выразительное чтение стихотворения |
|
|
49 |
И.С. Тургенев. Биография писателя |
1 |
10.01 |
Характеристика писателя (по опорным словам). Составление плана. Пересказ по плану |
Устный опрос |
|
|
50 |
И.С. Тургенев «Муму». Приезд Герасима в город |
1 |
13.01 |
Рассказ о Герасиме по плану и опорным словам. Характеристика состояния Герасима |
Пересказ по плану биографической статьи |
|
|
51 |
Необыкновенное происшествие |
1 |
16.01 |
Выборочный пересказ «Спасение щенка», «Как Муму помогала в работе Герасиму» |
Рассказа о Герасиме по плану и опорным словам |
|
|
52 |
Муму в барских покоях |
1 |
17.01 |
Характеристика барыни и её приживалок. Рассказ о поведении Муму |
Чтение наизусть отрывка «Спасение Муму» |
|
|
53 |
Переживания Герасима |
1 |
20.01 |
Участие в беседе. Описание переживаний Герасима по опорным словам |
Выборочный пересказ главы «Муму в барских покоях» |
|
|
54 |
Переполох в доме |
1 |
23.01 |
Сравнения переживаний барыни и Герасима. Характеристика лекаря, Гаврилы. Характеристика барыни по опорным словам |
Описание переживаний Герасима по опорным словам |
|
|
55 |
Решение Герасима |
1 |
24.01 |
Составление плана пересказа. Пересказ по плану |
Характеристика барыни по опорным словам |
|
|
56 |
Твёрдость слова и сила воли Герасима |
1 |
27.01 |
Составление характеристики Герасима по плану. Краткий пересказ рассказа «Муму» по плану |
Пересказ по плану «Решение Герасима» |
|
|
57 |
Л.Н.Толстой. Биография |
1 |
30.01 |
Составление плана, пересказ по плану
|
Краткий пересказ рассказа |
|
|
58 |
Л.Н.Толстой «После бала». 1 часть |
1 |
31.01 |
Найти слова, раскрывающие настроение героя. Описание внешности Вареньки, полковника по опорным слова |
Уметь осознанно читать, определять положительных и отрицательных героев |
|
|
59 |
Л.Н.Толстой «После бала». 2 часть |
1 |
3.02 |
Найти слова, раскрывающие настроение героя. Выборочны пересказ «На плацу» |
Выборочный пересказ «На балу» по опорным словам |
|
|
60 |
В.М. Шукшин «Сильные идут дальше» |
1 |
6.02 |
Пересказ понравившегося эпизода. Обсуждение заголовка рассказа |
Выборочные пересказ «На плацу» по опорным словам |
|
|
|
Произведения русских писателей 1-й половины XX века |
21 |
|
|
|
|
|
61 |
А.П. Чехов. Биография |
1 |
7.02 |
Составление пересказа. Пересказ по плану
|
Устный опрос |
|
|
62 |
А.П. Чехов. «Лошадиная фамилия» |
1 |
10.02 |
Выборочные пересказ по иллюстрации. Характеристика отношения автора к героям |
Пересказ биографической статьи по плану |
|
|
63 |
В.Г. Короленко. «Слепой музыкант». 1 глава |
1 |
13.02 |
Ответы на вопросы. Описание героя по опорным словам |
Выборочный пересказ и выборочное чтение эпизодов |
|
|
64 |
«Слепой музыкант». 2-3 главы: Знакомство детей |
1 |
14.02 |
Описание детей по опорным словам. Ответы на вопросы. План пересказа 2-й главы. Краткий пересказ |
Пересказ биографической статьи |
|
|
65 |
«Слепой музыкант». 4-6 главы: Жизнь в усадьбе |
1 |
17.02 |
Составление плана. Рассказ о дружбе Петрика и Эвелины |
Краткий пересказ 2-й главы |
|
|
66 |
«Слепой музыкант». 7-9 главы: В обществе молодёжи |
1 |
20.02 |
Описание Петра и Эвелины. Составление плана пересказа. Краткий пересказ по плану. Ответы на вопросы |
Рассказ о дружбе Петрика и Эвелины по плану |
|
|
67 |
«Слепой музыкант». 10 глава: Объяснение Эвелины и Петра. |
1 |
21.02 |
Выборочный пересказ |
Пересказ по плану 7-9 глав |
|
|
68 |
«Слепой музыкант». 11 глава: Гордое сознание своей силы. |
1 |
27.02 |
Работа с иллюстрацией. Краткий пересказ повести по плану |
Выборочный пересказ |
|
|
69 |
Урок внеклассного чтения. А.П. Чехов. «Толстый и тонкий», «Радость», «Хирургия» |
1 |
28.02 |
Пересказ эпизодов. Цитирование |
Краткий пересказ повести |
|
|
70 |
А.М. Горький. Биография |
1 |
3.03 |
Составление плана пересказа. Пересказ по плану. |
Устный опрос |
|
|
71 |
«Макар Чудра». Главные герои |
1 |
6.03 |
Словесный портрет Радды и Лойко по опорным словам |
Пересказ биографической статьи по плану |
|
|
72 |
А.М.Горький «Макар Чудра» |
1 |
7.03 |
Работа с иллюстрациями. Составление плана пересказа. Опорные слова. Пересказ по плану |
Словесный портрет Лойко и Радды по опорным словам |
|
|
73 |
С. Есенин. Биография поэта. |
1 |
10.03 |
Пересказ по плану |
Пересказ по плану и опорным словам |
|
|
74 |
С. Есенин «Спит ковыль» |
1 |
13.03 |
Работа над образными словами и выражениями. Словесное рисование |
Пересказ биографической статьи по плану |
|
|
75 |
С. Есенин «Пороша» |
1 |
14.03 |
Работа над образными словами и выражениями. Словесное рисование |
Чтение наизусть стихотворения |
|
|
76 |
С. Есенин «Отговорила роща золотая…» |
1 |
17.03 |
Работа над образными словами и выражениями. Словесное рисование |
Выразительное чтение стихотворения С. Есенина «Пороша» |
|
|
77 |
Внеклассное чтение. С. Есенин - о родине «Я люблю тебя, Родина кроткая…» |
1 |
27.03 |
Беседа по творчеству С. Есенина. Викторина. |
Чтение наизусть стихотворения |
|
|
78 |
А. Платонов. Сказка «Разноцветная бабочка» |
1 |
28.03 |
Беседа по творчеству писателя, содержанию сказки. Признаки сказки. Составление плана. Пересказ по плану |
Устный опрос |
|
|
79 |
А.Н.Толстой «Русский характер». Егор Дрёмов на войне |
1 |
31.03 |
Ответы на вопросы по содержанию биографической статьи. Составление плана пересказа. Опорные слова |
Пересказ сказки А. Платонова «Разноцветная бабочка» по плану |
|
|
80 |
Егор Дремов в родительском доме |
1 |
3.04 |
Составление плана пересказа. Опорные слова. Цитирование. Работа с иллюстрацией |
Описание Егора Дрёмова по плану и опорным словам |
|
|
81 |
Н.А. Заболоцкий. «Некрасивая девочка» |
1 |
4.04 |
Беседа-рассуждение о красоте внешней и внутренней. Цитирование |
Пересказ рассказа |
|
|
|
Произведения русских писателей 2-й половины XX века |
24 |
|
|
|
|
|
82 |
К. Паустовский «Телеграмма» |
1 |
7.04 |
Выборочный пересказ по иллюстрации и опорным словам |
Выразительное чтение |
|
|
83 |
Раскаяние Насти |
1 |
10.04 |
Ответы на вопросы. Составление плана пересказа второй части. Опорные слова |
Выборочный пересказ по иллюстрации и опорным словам |
|
|
84 |
Р.И. Фраерман «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви» |
1 |
11.04 |
Составление плана. Пересказ по плану |
Пересказ по данному плану и опорным словам 2 части рассказа |
|
|
85 |
«Дикая собака Динго». В школе |
1 |
14.04 |
Пересказ, близко к тексту |
Пересказ по плану «Печаль и радость» |
|
|
86 |
«Дикая собака Динго». Новогодний праздник |
1 |
17.04 |
Ответы на вопросы. Краткий пересказ по опорным словам |
Пересказ, близко к тексту, «В школе» |
|
|
87 |
«Дикая собака Динго». Пурга |
1 |
18.04 |
Оценка поступков ребят. Составление характеристик Тани по опорным словам. Выборочный пересказ |
Краткий пересказ по опорным словам «Новогодний праздник» |
|
|
88 |
«Дикая собака Динго». Прощание |
1 |
21.04 |
Пересказ по ролям |
Выборочные пересказ из части «Пурга» |
|
|
89 |
Урок внеклассного чтения. В. Астафьев «Фотография, на которой меня нет» |
1 |
24.04 |
Пересказ эпизода. Составление вопросов по содержанию |
Пересказ по ролям «Прощание» |
|
|
90 |
Л. А. Кассиль «Пекины бутсы». 1 часть |
1 |
25.04 |
Пересказ, близко к тексту, по плану |
Устный опрос |
|
|
91 |
«Пекины бутсы». 2-3 части |
1 |
28.04 |
Ответы на вопросы с использованием предложений с прямой речью. Составление описания Пеки по данному плану и опорным словам |
Пересказ по плану, близко к тексту |
|
|
92 |
А.Т. Твардовский «Василий Тёркин». Гармонь |
1 |
2.05 |
Ответы на вопросы. Пересказ содержания. Работа с репродукцией картины Непринцева «На привале» |
Описание Пеки по данному плану и опорным словам |
|
|
93 |
«Кто стрелял?», «В наступлении» |
1 |
5.05 |
Описание В. Тёркина по данному плану и опорным словам. Словесное рисование |
Чтение наизусть отрывка из главы «Гармонь» |
|
|
94 |
В.М. Шукшин «Гринька Малюгин». Пожар в бензохранилище |
1 |
12.05 |
Краткий пересказ по плану |
Описание В. Тёркина по данному плану и опорным словам |
|
|
95 |
«Гринька Малюгин». 2-3 главы |
1 |
15.05 |
Характеристика Гриньки Малюгина по данному плану и опорным словам и выражениям |
Краткий пересказ по плану. 1 главы рассказа «Гринька Малюгин» В. Шукшина |
|
|
96 |
В.П. Астафьев «Далёкая и близкая сказка» |
1 |
16.05 |
Беседа по содержанию Цитирование с опорой на иллюстрации. Краткий пересказ по коллективно составленному плану |
Характеристика Гриньки Малюгина по данному плану и опорным словам и выражениям |
|
|
97 |
Р.П. Погодин «Алфред». Дед Улан. Занятия ребят |
1 |
19.05 |
Пересказ по данному плану |
Пересказ по коллективно составленному плану |
|
|
98 |
Появление Алфреда в деревне |
1 |
22.05 |
Оценка поступков Алфреда. Составление плана пересказа. Пересказ по плану. Цитирование с опорой на иллюстрацию |
Пересказ по данному плану |
|
|
99 |
Помощь ребят колхозу. Случай в саду у деда Улана |
1 |
23.05 |
Сравнительная характеристика Стёпки и Алфреда по плану |
Пересказ по плану |
|
|
100 |
А.А.Сурков. «Родина» |
1 |
26.05 |
Словесное рисование. Цитирование с опорой на иллюстрацию |
Сравнительная характеристика Стёпки и Алфреда |
|
|
101 |
Внеклассное чтение. Б. Полевой. «Повесть о настоящем человеке» |
1 |
29.05 |
Участие в беседе. Восстановление последовательности событий |
Устный опрос |
|
|
102 |
«Повесть о настоящем человеке» |
1 |
30.05 |
Пересказ эпизодов |
Устный опрос |
|
|
103 |
«Повесть о настоящем человеке» |
1 |
- |
Выборочный пересказ по иллюстрациям |
Устный опрос |
|
|
104 |
Внеклассное чтение. Любимые книги |
1 |
- |
|
Устный опрос |
|
|
105 |
Итоговый урок |
1 |
- |
|
|
|
|
|
Итого |
|
|
|
|
|
|