|
Документ подписан электронной подписью |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Красноармейская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена на заседании школьного методического объединения _________Петросян А. С. Протокол № 1 от 29 августа 2020г. |
Принята на заседании педагогического совета Протокол №2 от 31 августа 2022 г. |
Утверждена приказом директора _____ Л.В. Гришина Приказ № 306 от 31 августа 2022г.
|
|
|
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету МАТЕМАТИКА
6 класс (вариант 8.1)
на 2022-2023 уч. год
Составила: Петросян Наталья Николаевна, учитель математики, высшей квалификационной категории
п. Красноармейский
2022г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ООО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования", на основании статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 7 Областного закона от 14.11.2013 г. № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области», приказа Минобрнауки Российской Федерации от 10.04.2002 г. №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, приказа Министерства образования Ростовской области от 10.07.2002 №1277 «Об утв. примерных региональных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», на основании решения ТПМПК №16 от 27.04.2021, на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования МБОУ Красноармейской СОШ на 2022-2023 учебный год обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 8.1) с учетом психофизических особенностей и образовательных способностей ребенка в соответствии с требованиями ФГОС, рабочей программой по предмету «Математика», одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.;
Рабочая программа по математике ориентирована на учащихся 6 класса и разработана на основе следующих документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки
России № 1897 от 17 декабря 2010 г);
- Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО);
- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативах СанПиН 2.4.2.3286-15,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
10.07.2015г. No26;
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математика» для обучающихся на уровне основного общего образования ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в рабочей программе воспитания МБОУ Красноармейской СОШ
Учебно-методический комплект: учебник – Капустина Г.М., Перова М.Н. Математика. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). – М.: Просвещение, 2020. Перова М.Н., Яковлева И.М. Математика.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. На изучение математики в 6 классе (VIII вид обучение на дому) выделяется 171 час в год, 5 часов в неделю.
Математика обладает колоссальным воспитательным потенциалом: воспитывается интеллектуальная честность, критичность мышления, способность к размышлениям и творчеству.
Обучение математике ребенка с ОВЗ носит предметно-практический характер, тесно связанный как с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, так и с другими учебными дисциплинами.
Цель преподавания математики состоит в том, чтобы: дать ученику такие доступные количественные, пространственные и временные представления, которые помогут ему в дальнейшем включиться в трудовую деятельность.
Задачи:
Математическое образование обучающегося VIII вида складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика, геометрия. Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами. Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающегося. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками изобразительного искусства (геометрические фигуры и тела, симметрия), трудового обучения (построение чертежей, расчеты при построении), СБО (арифметических задач связанных с социализацией).
Общая характеристика учебного процесса.
Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который доступен большинству школьников с ОВЗ. Учитывая особенности этой группы школьников, рабочая программа определила те упрощения, которые могут быть сделаны, чтобы облегчить усвоение основного программного материала.
Ученик знакомится с многозначными числами в пределах 1 000 000, учится читать числа, записывать их под диктовку, сравнивать, выделять классы и разряды. Знание основ десятичной системы счисления должно помочь учащемуся овладеть счетом различными разрядными единицами. При изучении первой тысячи наряду с другими пособиями должно быть использовано реальное количество в 1 000 предметов. В дальнейшем основными пособиями остаются нумерационная таблица и счеты.
При обучении письменным вычислениям необходимо добиться, прежде всего, четкости и точности в записях арифметических действий, правильности вычислений и умений проверять решения. Умения правильно производить арифметические записи, безошибочно вычислять и проверять эти вычисления возможно лишь при условии систематического повседневного контроля за работой учеников, включая проверку письменных работ учителем. Образцы арифметических записей учителя, его объяснения, направленные на раскрытие последовательности в решении примера, служат лучшими средствами обучения вычислениям. Обязательной на уроке должна стать работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя, сопровождающаяся выполнением письменных вычислений. Воспитанию прочных вычислительных умений способствуют самостоятельные письменные работы учащихся, которым отводится значительное место. Устное решение примеров и простых задач с целыми числами дополняется в 6 классе введением примеров и задач с обыкновенными дробями. Для устного решения даются не только простые арифметические задачи, но и задачи в два действия. Можно познакомить учащихся и с некоторыми частными приемами выполнения устных вычислений.
Параллельно с изучением целых чисел продолжается ознакомление с величинами, с приемами письменных арифметических действий с числами, полученными при измерении величин. Учащийся должен получить реальные представления о каждой единице измерения, знать их последовательность от самой мелкой до самой крупной (и в обратном порядке), свободно пользоваться зависимостью между крупными и мелкими единицами для выполнения преобразований чисел, их записи с полным набором знаков в мелких мерах (5 км 003 м, 14 р. 02 к. и т. п.).Десятичные дроби рассматриваются как частный случай обыкновенных, имеющих знаменатель единицу с нулями. Оба вида дробей необходимо сравнивать (учить видеть черты сходства и различия, соотносить с единицей).
Для решения примеров на сложение и вычитание обыкновенных дробей берутся дроби с небольшими знаменателями.
На решение арифметических задач необходимо отводить не менее половины учебного времени, уделяя большое внимание самостоятельной работе. Наряду с решением готовых текстовых арифметических задач учитель учит преобразованию и составлению задач, т. е. творческой работе над задачей. Самостоятельное составление и преобразование задач помогает усвоению структурных компонентов задачи и общих приемов работы над задачей.
Геометрический материал занимает важное место в обучении математике. Учащийся учится распознавать геометрические фигуры, тела на моделях, рисунках, чертежах. Определять форму реальных предметов. Он знакомится со свойствами фигур, овладевает элементарными графическими умениями, приемами применения измерительных и чертежных инструментов, приобретает практические умения в решении задач измерительного и вычислительного характера. Все чертежные работы выполняются с помощью инструментов в тетради.
Математические представления, знания и умения практически применять их оцениваются по результатам текущих и итоговых письменных контрольных работ (за учебную четверть, полугодие, учебный год). Знания оцениваются по 5-тибалльной системе.
II. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения математики в 6 классе учащийся научится:
уметь:
III. Содержание тем учебного курса
№ п/п |
Наименование темы |
Ко-во часов |
1. |
Тысяча |
47 |
3. |
Обыкновенные дроби |
41 |
4. |
Геометрический материал |
12 |
5. |
Задачи на движение |
10 |
6. |
Умножение и деление многозначных чисел |
28 |
7. |
Геометрический материал |
12 |
8. |
Повторение |
21 |
Итого: |
171 |
Нумерация чисел в пределах 1 000 000. Получение единиц, круглых десятков, сотен тысяч в пределах 1 000 000. Сложение и вычитание круглых чисел в пределах 1 000 000 (легкие случаи).
Получение четырех-, пяти-, шестизначных чисел из разрядных слагаемых, разложение на разрядные слагаемые (десятичный состав числа), чтение, запись под диктовку, изображение на калькуляторе.
Разряды: единицы, десятки, сотни тысяч, класс тысяч, нумерационная таблица, сравнение соседних разрядов, сравнение классов тысяч и единиц. Сравнение многозначных чисел.
Округление чисел до единиц, десятков, сотен, тысяч. Определение количества разрядных единиц и общего количества единиц, десятков, сотен, тысяч в числе. Числа простые и составные.
Обозначение римскими цифрами чисел XIII—XX.
Сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число и круглые десятки чисел в пределах 10 000 устно (легкие случаи) и письменно. Деление с остатком. Проверка арифметических действий.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины, массы, устно и письменно.
Обыкновенные дроби. Смешанные числа, их сравнение. Основное свойство обыкновенных дробей. Преобразования: замена мелких долей более крупными (сокращение), неправильных дробей целыми или смешанными числами. Сложение и вычитание дробей (и смешанных чисел) с одинаковыми знаменателями.
Простые арифметические задачи на нахождение дроби от числа, на прямую пропорциональную зависимость, на соотношение: расстояние, скорость, время. Составные задачи на встречное движение (равномерное, прямолинейное) двух тел.
Взаимное положение прямых на плоскости (пересекаются, в том числе перпендикулярные, не пересекаются, т. е. параллельные), в пространстве: наклонные, горизонтальные, вертикальные. Уровень, отвес.
Высота треугольника, прямоугольника, квадрата. Геометрические тела — куб, брус. Элементы куба, бруса: грани, ребра, вершины, их количество, свойства.
Масштаб: 1 : 1 000; 1 : 10 000; 2 : 1; 10 : 1; 100 : 1.
IV. Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Тема урока |
Количество часов |
Дата |
I четверть, 42 час |
|||
Тысяча - 47 часа |
|||
|
Простые и составные числа Арифметические действия с целыми числами. Преобразование чисел, полученных при измерении. |
3 |
01.09 |
|
02.09 |
||
|
05.09 |
||
|
Нумерация. Разложение на разрядные единицы |
3 |
06.09 |
|
07.09 |
||
|
08.09 |
||
|
Округление чисел до десятков, сотен |
3 |
09.09 |
|
12.09 |
||
|
13.09 |
||
|
Римская нумерация |
3 |
14.09 |
|
15.09 |
||
|
16.09 |
||
|
Сложение и вычитание чисел в пределах 10000. |
4 |
19.09 |
|
20.09 |
||
|
21.09 |
||
|
22.09 |
||
|
Меры длины. Сложение чисел, полученных при измерении двумя мерами длины, вида 13м +70см. 13м 12см +1 м 70см. |
3 |
23.09 |
|
26.09 |
||
|
27.09 |
||
|
Сложение чисел, полученных при измерении двумя мерами длины, вида 13м 21см +1 м 79см и вида 11 м 37 см + 1 м 78 см. |
3 |
28.09 |
|
29.09 |
||
|
30.09 |
||
|
Вычитание чисел полученных при измерении двумя мерами длины, вида 13м48см – 48 см; 2м13 см – 1м 10 м и вида 1м– 48 см. |
3 |
03.10 |
|
04.10 |
||
|
05.10 |
||
|
Письменное вычитание чисел вида 13м 24 см – 10 м 69 см. Сложение чисел, полученных при измерении двумя мерами массы и стоимости, вида 13 ц +70 кг; 14 р. 20 к. + 2 р. 15 к. |
3 |
06.10 |
|
07.10 |
||
|
10.10 |
||
|
Сложение чисел, полученных при измерении двумя мерами массы и стоимости, вида 12р. 87 к. +54р. 36 к. Вычитание чисел, полученных при измерении, мерами массы и стоимости вида 15р. 20к. – 2р. 13 к. |
3 |
11.10 |
|
12.10 |
||
|
13.10 |
||
|
Сложение и вычитания чисел, полученных при измерении мерами массы и стоимости (все случаи). Меры времени. |
3 |
14.10 |
|
17.10 |
||
|
18.10 |
||
|
Сложение чисел, полученных при измерении мерами времени (без перехода через разряд и с переходом через разряд). |
3 |
19.10 |
|
20.10 |
||
|
21.10 |
||
|
Вычитание чисел, полученных при измерении времени (без перехода через разряд, из круглого числа, и с переходом через разряд). |
4 |
24.10 |
|
25.10 |
||
|
26.10 |
||
|
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении (все случаи). |
2 |
27.10 |
|
28.10 |
||
II четверть, 38 часов |
|||
|
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении (все случаи). |
2 |
07.11 |
|
08.11 |
||
|
Обобщение |
1 |
09.11 |
|
Контрольная работа «Нумерация» |
1 |
10.11 |
|
Работа над ошибками |
1 |
11.11 |
Обыкновенные дроби - 41 часа |
|||
|
Обыкновенные дроби: чтение и запись. Числитель и знаменатель обыкновенной дроби. |
2 |
14.11 |
|
15.11 |
||
|
Образование смешанного числа |
3 |
16.11 |
|
17.11 |
||
|
18.11 |
||
|
Сравнение обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. Сравнение обыкновенных дробей (все случаи). Сравнение смешанных чисел. |
2 |
21.11 |
|
22.11 |
||
|
Сравнение смешанных чисел (с разным целым числом). Сравнение смешанных чисел (с разными знаменателями и разными числителями). |
2 |
23.11 |
|
24.11 |
||
|
Основное свойство дроби |
3 |
25.11 |
|
28.11 |
||
|
29.11 |
||
|
Замена крупных долей более мелкими: 1 = 2 = 4 2 4 8 Замена мелких долей более крупными: 4 =2 =1 8 4 2 |
3 |
30.11 |
|
01.12 |
||
|
02.12 |
||
|
Нахождение части от числа |
3 |
05.12 |
|
06.12 |
||
|
07.12 |
||
|
Решение простых задач на нахождение части от числа. |
2 |
08.12 |
|
09.12 |
||
|
Нахождение нескольких частей от числа |
3 |
12.12 |
|
13.12 |
||
|
14.12 |
||
|
Решение задач на нахождение нескольких частей от числа (дроби от числа). |
2 |
15.12 |
|
16.12 |
||
|
Нахождение нескольких частей от числа и части числа. |
2 |
19.12 |
|
20.12 |
||
|
Сложение обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями |
2 |
21.12 |
|
22.12 |
||
|
Сложение обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями |
2 |
23.12 |
|
26.12 |
||
|
|
3 |
27.12 |
|
28.12 |
||
III четверть, 46 час |
|||
|
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Сложение смешанных чисел. |
3 |
10.01 |
|
11.01 |
||
|
12.01 |
||
|
Вычитание смешанных чисел. Сложение и вычитание смешанных чисел. |
3 |
13.01 |
|
16.01 |
||
|
17.01 |
||
|
Контрольная работа |
1 |
18.01 |
|
Работа над ошибками |
1 |
19.01 |
Геометрический материал - 12 часов |
|||
|
Взаимное положение прямых на плоскости |
4 |
20.01 |
|
23.01 |
||
|
24.01 |
||
|
25.01 |
||
|
Высота треугольника. |
4 |
26.01 |
|
27.01 |
||
|
30.01 |
||
|
31.01 |
||
|
Параллельные прямые. Построение параллельных и перпендикулярных прямых |
4 |
01.02 |
|
02.02 |
||
|
03.02 |
||
|
06.02 |
||
Скорость. Время. Расстояние – 10 часов |
|||
|
Скорость. Время. Расстояние. Решение задач на движение |
8 |
07.02 |
|
08.02 |
||
|
09.02 |
||
|
10.02 |
||
|
13.02 |
||
|
14.02 |
||
|
15.02 |
||
|
16.02 |
||
|
Контрольная работа |
1 |
17.02 |
|
Работа над ошибками |
1 |
20.02 |
Умножение и деление многозначных чисел – 28 часов |
|||
|
Умножение многозначных чисел на однозначное число с помощью калькулятора. Нахождение значения числового выражения из 3-х действий с помощью калькулятора. |
2 |
21.02 |
|
27.02 |
||
|
Умножение трехзначного числа на однозначное с переходом через разряд. |
3 |
22.02 |
|
28.02 |
||
|
01.03 |
||
|
Письменное умножение четырехзначных чисел, оканчивающихся нулями, на однозначное число. Самостоятельная работа |
3 |
02.03 |
|
03.03 |
||
|
06.03 |
||
|
Письменное деление на однозначное число, когда количество цифр делимого и частного совпадают; когда количество цифр частного больше, чем у делимого. |
4 |
07.03 |
|
09.03 |
||
|
10.03 |
||
|
13.03 |
||
|
Деление многозначного числа на однозначное типа 5400:4, 7800 :3. Деление на круглые десятки. |
4 |
14.03 |
|
15.03 |
||
|
16.03 |
||
|
17.03 |
||
IV четверть, 45 часов |
|||
|
Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки |
3 |
27.03 |
|
28.03 |
||
|
29.03 |
||
|
Деление с остатком |
2 |
30.03 |
|
31.03 |
||
|
|||
|
Деление с остатком |
1 |
03.04 |
|
Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями |
3 |
04.04 |
|
05.04 |
||
|
06.04 |
||
|
Обобщение |
1 |
07.04 |
|
Контрольная работа |
1 |
10.04 |
|
Работа над ошибками |
1 |
11.04 |
Геометрический материал – 12 часов |
|||
|
Взаимное положение прямых в пространстве: вертикальное, горизонтальное, наклонное. |
4 |
12.04 |
|
13.04 |
||
|
14.04 |
||
|
17.04 |
||
|
Куб, брус, шар. |
4 |
18.04 |
|
19.04 |
||
|
20.04 |
||
|
21.04 |
||
|
Масштаб. Изображение квадрата и прямоугольника в масштабе 1:1000. |
4 |
24.04 |
|
25.04 |
||
|
26.04 |
||
|
27.04 |
||
Повторение – 21час |
|||
151 |
Нумерация. Разряды и классы. |
2 |
28.04 |
152 |
02.05 |
||
153 |
Нумерация. Разряды и классы. Куб. Брус. Масштаб. |
2 |
03.05 |
154 |
04.05 |
||
155 |
Письменное сложение и вычитание многозначных чисел |
3 |
05.05 |
156 |
10.05 |
||
157 |
11.05 |
||
158 |
Письменное сложение и вычитание многозначных чисел. Построение высоты треугольника. |
2 |
12.05 |
159 |
15.05 |
||
160 |
Умножение на однозначное число (все случаи). Перпендикулярные и параллельные прямые. |
2 |
16.05 |
161 |
17.05 |
||
162 |
Деление на однозначное число (все случаи). |
3 |
18.05 |
163 |
19.05 |
||
164 |
22.05 |
||
165 |
Все действия с целыми и дробными числами |
3 |
23.05 |
166 |
24.05 |
||
167 |
25.05 |
||
168 |
Контрольная работа №5 |
1 |
26.05 |
169 |
Работа над ошибками |
1 |
29.05 |
170 |
Нумерация. Разряды и классы. |
1 |
30.05 |
171 |
Итоговый урок |
1 |
31.05 |