|
Документ подписан электронной подписью |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Красноармейская средняя общеобразовательная школа
|
|
|
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету ФИЗКУЛЬТУРА
6 класс (вариант 8.1)
на 2022-2023 уч. год
Составил: василенко Андрей Петрович, учитель физической культуры |
п. Красноармейский 2022г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ООО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования", на основании статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 7 Областного закона от 14.11.2013 г. № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области», приказа Минобрнауки Российской Федерации от 10.04.2002 г. №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, приказа Министерства образования Ростовской области от 10.07.2002 №1277 «Об утв. примерных региональных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», на основании решения ТПМПК №16 от 27.04.2021, на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования МБОУ Красноармейской СОШ на 2022-2023 учебный год обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 8.1) с учетом психофизических особенностей и образовательных способностей ребенка в соответствии с требованиями ФГОС, рабочей программой по предмету «Физкультура», одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.;
Рабочая программа по физкультуре ориентирована на учащихся 6 класса и разработана на основе следующих документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки
России № 1897 от 17 декабря 2010 г);
- Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО);
- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативах СанПиН 2.4.2.3286-15,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
10.07.2015г. No26;
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Физкультура» для обучающихся на уровне основного общего образования ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в рабочей программе воспитания МБОУ Красноармейской СОШ
Физическая культура является составной частью всей системы работы с обучающимися, имеющими умственную отсталость (интеллектуальные нарушения). Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно, и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением.
Физическое воспитание – неотъемлемая часть комплексной системы учебно-воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Оно направлено на решение образовательных, воспитательных, коррекционно-компенсаторных и лечебно-оздоровительных задач.
Физическое воспитание осуществляется в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим и трудовым обучением.
Программа ориентирует на последовательное решение основных задач физического воспитания:
- укреплять здоровье, физическое развитие и повышать работоспособность учащихся;
-развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки;
- приобретать знания в области гигиены, теоретических сведений по физкультуре;
- развивать чувство темпа и ритма, координации движений;
- формировать навыки правильной осанки в статических положениях и в движении;
Процесс овладения знаниями, умениями и навыками неразрывно связан с развитием умственных способностей ребенка. Поэтому задача развития этих возможностей считается одной из важных и носит коррекционную направленность.
Основная форма учебной работы – урок, продолжительность которого составляет 40 мин. На прохождение программного материала по физической культуре учебным планом отводится 2 часа в неделю.
В программу включены следующие разделы: гимнастика, акробатика (элементы), легкая атлетика, лыжная подготовка, игры – подвижные и спортивные.
В раздел «Гимнастика» включены физические упражнения, которые позволяют корригировать различные звенья опорно-двигательного аппарата, мышечные группы.
На занятиях учащиеся должны овладеть доступными им простейшими видами построений, элементами акробатики, упражнениями в лазанье и перелезании, висами и упорами, упражнениями в поднимании и переноске грузов, опорными прыжками и упражнениями в равновесии.
Раздел «Легкая атлетика» традиционно включает ходьбу, бег, прыжки и метание. Обучение элементам легкой атлетики и их совершенствование осуществляется на основе развития у детей быстроты, ловкости, гибкости, силы, выносливости, быстроты реакции.
Упражнения в ходьбе и беге широко используются на уроках физкультуры не только в коррекционных, но и в оздоровительно-лечебных целях.
Особое место в данном разделе уделено метанию, т.к. при выполнении упражнений в метании у детей развиваются точность, ловкость действий с предметами, глазомер.
Одним из важнейших разделов программы является раздел «Игры». В него включены подвижные игры, направленные на развитие двигательных и физических навыков детей. Благодаря играм у учащихся развиваются такие психические свойства, как внимание и внимательность, сообразительность, инициативность. Игры способствуют коллективным действиям, благоприятно сказываются на эмоциональных отношениях детей друг с другом.
Объем каждого раздела программы рассчитан таким образом, чтобы за определенное количество часов ученики смогли овладеть основой двигательных умений и навыков.
Цель преподавания предмета «Физическая культура» в 5 – 9 кл.: сообщение знаний по физической культуре, формирование двигательных навыков и умений, содействие коррекции недостатков физического развития и моторики учащихся, а также их воспитанию.
Содержание программы позволяет успешно решать следующие задачи:
- преодолевать нарушения физического развития и моторики, пространственной организации движений;
- укреплять и развивать сердечно-сосудистую и дыхательную системы, опорно-двигательный аппарата;
- содействовать формированию у учащихся правильной осанки
- готовить учащихся к выполнению легкоатлетических и гимнастических упражнений, ходьбе на лыжах и играм;
- научить основным видам двигательных действий и выполнению их в различных по сложности условиях, развивать необходимые для этого двигательные качества;
- воспитывать нравственные качества, волю, дисциплинированность, организованность и самостоятельность.
Реализация этих задач осуществляется на основе оздоровительной и коррекционно-воспитательной направленности каждого урока.
Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, от общих занятий не освобождаются, а занимаются на уроке со всеми. К ним применяется индивидуальный подход.
Занятия по физкультуре проводятся в спортивном зале, а также на свежем воздухе при соблюдении санитарно-гигиенических требований.
Особый подход в обучении и при принятии нормативов используется по отношению к детям с текущими состояниями и различными заболеваниями.
Содержание программы учебного предмета.
Распределение учебного материала по разделам программы и классам
№ пп |
Вид программного материала |
Количество часов |
||||
Класс |
||||||
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
||
1 |
Гимнастика |
19 |
16 |
14 |
12 |
12 |
2 |
Лёгкая атлетика |
30 |
21 |
21 |
23 |
23 |
3 |
Подвижные и спортивные игры |
34 |
19 |
21 |
21 |
21 |
4 |
Кроссовая подготовка |
19 |
12 |
12 |
12 |
12 |
5 |
Основы знаний |
В процессе урока |
||||
Всего часов |
102 |
70 |
68 |
68 |
68 |
ПРОГРАММА 6 КЛАССА
(102 ч. в год, по 3 ч. в неделю)
Основы знаний
Значение физических упражнений в жизни человека. Требования к выполнению утренней гигиенической гимнастики. Правила безопасности при выполнении физических упражнений.
I четверть (26 часов)
I.Легкая атлетика (18 часов)
Теоретические сведения
Фазы прыжка в длину с разбега. Техника безопасности при выполнении прыжков в длину.
Ходьба Сочетание разновидностей ходьбы по инструкции учителя. Ходьба с высоким подниманием бедра. Ходьба с остановками для выполнения заданий.
Бег Медленный бег в равномерном темпе до 4 мин. Бег на скорость с высокого и низкого старта. Бег с преодолением малых препятствий в среднем темпе. Эстафетный бег (60 м. по кругу).
Прыжки Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги». Прыжки в высоту с укороченного разбега способом «перешагивание».
Метание Метание теннисного мяча в пол на высоту отскока. Метание м/м на дальность. Метание мяча в вертикальную цель. Метание мяча в движущуюся цель. Толкание набивного мяча с места одной рукой (вес 1 кг.)
Кроссовая подготовка (8 часов)
Теоретические сведения Сведения о беге в быту. Занятия бегом как средство закаливания организма. Как бежать по прямой и по повороту.
Практическая часть Построение в одну колонну. Передвижение бегом под предметами; с предметами на плече. Повороты в беге по пересеченной местности. Передвижение ступающим и скользящим шагом. Спуск со склонов в низкой и основной стойке. Подъем по склону «лесенкой». Передвижение на скорость на отрезке 40-60 м. Бег до 1 км. Игры с бегом.
II четверть (22 часов)
II.Подвижные игры (15 часов)
Пионербол Изучение правил игры, расстановку игроков и правила их перемещения на площадке.
Баскетбол Правила игры. Основная стойка игрока. Ведение мяча на месте и в движении. Ловля и передача мяча. Повороты на месте.
Игры с элементами ОРУ Игры с бегом.
II.Спортивные и подвижные игры (7 часов)
Ш четверть (31 часов)
I.Гимнастика (19 часов)
Теоретические сведения. Фланг, интервал, дистанция. Элементарные сведения о передвижениях по ориентирам.
Строевые упражнения. Ходьба в различном темпе по диагонали. Перестроение из колонны по одному в колонну по два (три). Повороты налево, направо, кругом (переступанием). Понятие «интервал». Ходьба в обход с поворотами на углах, с остановками по сигналу.
ОР и корригирующие упражнения без предметов
Упражнения на осанку; дыхательные упражнения; упражнения в расслаблении мышц; основные положения движения головы, конечностей, туловища.
ОР и корригирующие упражнения с предметами, на снарядах
Упражнения с гимнастическими палками, с большими обручами, с малыми мячами, с набивными мячами; на гимнастической скамейке.
Упражнения на гимнастической стенке Наклоны вперед, влево, вправо, стоя боком к стенке. Прогибание туловища, стоя спиной к стенке. Взмахи ногой назад, держась за рейку руками на высоте груди, пояса.
Акробатические упражнения Кувырок вперед и назад. Стойка на лопатках. «Мост» из положения лежа на спине.
Простые и смешанные висы и упоры Мальчики: висы согнувшись и прогнувшись; подтягивание в висе; поднимание прямых ног в висе на гимнастической стенке.
Девочки: смешанные висы; подтягивание из виса лежа на гимнастической стенке; вис на канате с захватом его ногами скрестно.
Переноска груза и передача предметов Передача набивного мяча в колонне и шеренге. Переноска гимнастической скамейки, бревна, гимнастического козла, гимнастического мата.
Танцевальные упражнения Ходьба с сохранением правильной осанки под музыку. Танцевальный шаг с подскоком, приставной шаг вперед, в сторону, шаг галопом.
Лазание и перелезание Лазание по гимнастической стенке вверх и вниз с изменением способа лазания. Лазание по гимнастической стенке по диагонали. Лазание по наклонной гимнастической скамейке под углом 45°. Подлезание под несколько препятствий. Лазание по канату произвольным способом.
Равновесие Ходьба по гимнастической скамейке с ударами мяча о пол, с подбрасыванием и ловлей мяча. Равновесие на левой (правой) ноге без поддержки. Ходьба приставными шагами по бревну с перешагиванием через веревочку (выс. 20-30 см.)
Опорный прыжок
Прыжок через козла ноги врозь.
Переноска груза и передача предметов
Эстафеты с переноской и передачей 2-3 набивных мячей.
Лазание и перелезание Перелезание через препятствия разной высоты (до 1 м.). Вис на руках на рейке. Лазание по канату в три приема.
Равновесие
Набивные мячи (бросание и ловля). Опуститься на одно колено и встать с помощью и без помощи рук.
Равновесие на одной ноге «ласточка». Расхождение вдвоем при встрече поворотом.
Упражнения на развитие пространственной ориентировки и точности движений
Построение в различных местах зала. Ходьба по диагонали по начерченной линии, «змейкой», по ориентирам. Повороты кругом без контроля зрения. Стоя у гимнастической стенки, поднимание ноги на заданную высоту. Прыжки назад, влево, вправо в обозначенное место. Прыжок в длину с разбега и приземлением в обозначенное место. Подлезание под препятствие определенной высоты с контролем и без контроля зрения.
III. Подвижные игры (12 часа)
Игры с элементами пионербола и баскетбола.
IV четверть (23 часов)
I.Легкая атлетика (12 часов)
Ходьба Ходьба приставным шагом левым и правым боком. Ходьба с различными положениями рук, с предметами в руке.
Бег Отработка навыков медленного бега. Бег широким шагом на носках. Совершенствование техники бега на скорость.
Прыжки Прыжки через скакалку на месте и в движении. Прыжки произвольным способом через набивные мячи. Прыжки в шаге с приземлением на обе ноги. Совершенствование техники прыжков в длину и высоту.
Метани Отработка техники метания м/м в цель и на дальность.
Кроссовая подготовка ( 11 часов)
Теоретические сведения Сведения о беге в быту. Занятия бегом как средство закаливания организма. Как бежать по прямой и по повороту.
Практическая часть Построение в одну колонну. Передвижение бегом под предметами; с предметами на плече. Повороты в беге по пересеченной местности. Передвижение ступающим и скользящим шагом. Спуск со склонов в низкой и основной стойке. Подъем по склону «лесенкой». Передвижение на скорость на отрезке 40-60 м. Бег до 1 км. Игры с бегом.
Согласно индивидуальному учебному плану адаптированная рабочая программа рассчитана на 105 часов.
Согласно КУГ МБОУ Красноармейской СОШ на 2022-2023 учебный год адаптированная рабочая программа рассчитана на 102 часа. Программа будет выполнена в полном объёме за счет уплотнения раздела «Кроссовая подготовка».
Календарно-тематическое планирование.
6 КЛАСС
№ пп |
Наименование раздела, тема |
Количество часов |
Дата проведения |
Дата фактич. проведения |
I четверть (26 часов) |
||||
I |
Лёгкая атлетика |
18 |
|
|
1 |
Правила Т.Б. Бег на скорость с низкого и высокого старта |
1 |
02.09 |
|
2-3 |
Эстафетный бег. Правила Т.Б. |
2 |
05.09 07.09 |
|
4-6 |
Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги». Правила Т.Б. |
3 |
09.09 12.09 14.09 |
|
7-9 |
Прыжки в высоту способом «перешагивание». Правила Т.Б. |
3 |
16.09 19.09 21.09 |
|
10-12 |
Бег до 4 мин. Правила Т.Б. |
3 |
23.09 26.09 28.09 |
|
13-14 |
Метание мяча на дальность. Правила Т.Б. |
2 |
30.09 03.10 |
|
15-16 |
Метание мяча в цель. Правила Т.Б. |
2 |
05.10 07.10 |
|
17-18 |
Толкание набивного мяча с места 1 рукой (1 кг.). Правила Т.Б. |
2 |
10.10 12.10 |
|
II |
Кроссовая подготовка |
8 |
|
|
19-20 |
Подбор обуви для бега. Правила Т.Б. |
2 |
14.10 17.10 |
|
21--23 |
Передвижения ступающим и скользящим шагом. Правила Т.Б. |
3 |
19.10 21.10 24.10 |
|
24-26 |
Передвижение на скорость 30-40 м. Правила Т.Б. |
3 |
26.10 28.10 09.11 |
|
II Четверть 22 часов |
||||
I |
Подвижные игры |
12 |
|
|
27-29 |
Правила Т.Б. Баскетбол. О.с. Ведение мяча на месте. Правила Т.Б. |
3 |
11.11 14.11 16.11 |
|
30-32 |
Ведение мяча в движении. Правила Т.Б. |
3 |
18.11 21.11 23.11 |
|
33-35 |
Ловля и передача мяча. Правила Т.Б. |
3 |
25.11 28.11 30.11 |
|
36-38 |
Обводка препятствии змейкой Правила Т.Б. |
3 |
30.11 02.12 03.12 |
|
II |
Спортивные и подвижные игры |
7 |
|
|
39-41 |
Пионербол. Правила Т.Б. |
3 |
07.12 09.12 10.12 |
|
42-44 |
Баскетбол. Правила Т.Б. |
3 |
14.12 16.12 17.12 |
|
45 |
Броски мяча в кольцо. Правила Т.Б |
1 |
21.12 |
|
III |
Подвижные игры |
3 |
|
|
46 |
Подвижные игры: «Кто дольше?», «»Не упади». Правила Т.Б. |
1 |
23.12 |
|
47 |
Подвижные игры с элементами пионербола. Правила Т.Б. |
1 |
24.12 |
|
48 |
Подвижные игры с элементами баскетбола. Правила Т.Б. |
1 |
28.12 |
|
III четверть (31 часов) |
||||
I |
Гимнастика |
19 |
|
|
49 |
Правила Т.Б. Строевые упражнения |
1 |
11.01 |
|
50-51 |
ОР и корригирующие упражнения без предметов. Правила Т.Б. |
2 |
13.01 14.01 |
|
52-53 |
ОР и корригирующие упражнения с предметами. Правила Т.Б. |
2 |
18.01 20.01 |
|
54-55 |
Упражнения на гимнастической стенке. Правила Т.Б. |
2 |
21.02 25.01 |
|
56--58 |
Кувырок вперёд и назад. Правила Т.Б. |
3 |
27.01 28.01 01.02 |
|
59-60 |
Стойка на лопатках, «Мост». Правила Т.Б. |
2 |
03.02 04.02 |
|
61-62 |
Простые и смешанные висы и упоры. Правила Т.Б. |
2 |
08.02 10.02 |
|
63-65 |
Прыжок через козла ноги врозь. Правила Т.Б. |
3 |
11.02 15.02 17.02
|
|
66-67 |
Правила Т.Б. Лазание по канату в 3 приёма |
2 |
18.02 22.02 |
|
II |
Подвижные игры |
12 |
|
|
68-70 |
Упражнения на развитие пространственной ориентировки и точности движений.Правила Т.Б. |
3 |
24.02 25.02 01.03 |
|
71-72 |
Упражнения на развитие пространственной ориентировки и точности движений. Правила Т.Б. |
2 |
03.03 04.03 |
|
73-75 |
Подвижные игры с элементами пионербола. Правила Т.Б. |
3 |
10.03 11.03 15.03 |
|
76--79 |
Подвижные игры с элементами баскетбола. Правила Т.Б. |
4 |
17.03 18.03 22.03 24.03 |
|
IV четверть (23 часов) |
||||
I |
Лёгкая атлетика |
12 |
|
|
80-82 |
Прыжок в длину способом «согнув ноги». Правила Т.Б. |
3 |
05.04 07.04 08.04 |
|
83-85 |
Прыжок в высоту способом «перешагивание». Правила Т.Б. |
3 |
12.04 14.04 15.04 |
|
86-88 |
Отработка техники метания мяча в цель. Правила Т.Б. |
3 |
19.04 21.04 22.04 |
|
89-91 |
Метание в цель Правила Т.Б. |
3 |
26.04 28.04 29.04 |
|
II |
Кроссовая подготовка |
11 |
|
|
92-93 |
Отработка техники метания мяча на дальность. Правила Т.Б. |
2 |
05.05 06.05 |
|
94-95 |
Бег с перешагиванием предметов. Правила Т.Б. |
2 |
12.05 13.05 |
|
96-98 |
Бег по лестнице. Правила Т.Б. |
3 |
17.05 19.05 20.05 |
|
99-100 |
Бег на скорость 30-40 м. Правила Т.Б. |
2 |
24.05 26.05 |
|
101-102 |
Бег по пересеченной местности до 1 км. Правила Т.Б. |
2 |
27.05 31.05
|
|
Итого: 102 уроков
Требования к уровню подготовки учащихся.
Требования к уровню подготовки выпускников 6 класса:
Учащиеся должны знать:
- правила поведения при выполнении строевых команд, гигиены после занятий физическими упражнениями; приемы выполнения команд: "Налево!", "Направо!"
- фазы прыжка в длину с разбега;
- как бежать на лыжах по прямой и по повороту;
- расстановку игроков на площадке, правила перехода играющих при игре в волейбол;
- правила игры в баскетбол.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять команды "Направо!", "Налево!", "Кругом!", соблюдать интервал; выполнять исходные положения без контроля зрения; правильно и быстро реагировать на сигнал учителя; выполнять опорный прыжок через козла ноги врозь; сохранять равновесие на наклонной плоскости; выбирать рациональный способ преодоления препятствия; лазать по канату произвольным способом; выбирать наиболее удачный способ переноски груза;
- выполнять разновидности ходьбы; пробегать в медленном темпе 4 мин, бег на время 60м;
выполнять прыжок в длину с разбега способом "согнув ноги" из зоны отталкивания не более
- координировать движения рук и ног при беге по повороту; свободное катание до 200-300м;
- подавать боковую подачу, разыгрывать мяч на три паса при игре в волейбол;
- вести мяч с различными заданиями; ловить и передавать мяч при игре в баскетбол.
Формы оценивания.
Оценка по предмету «Физическая культура» определяется в зависимости от степени овладения учащимися двигательными умениями (качество) и результатом, строго индивидуально.
Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса.