ЭП

Документ подписан электронной подписью
13.03.2023 09:13, Гришина Людмила Владимировна, Директор школы
Ключ электроннй подписи

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Красноармейская средняя общеобразовательная школа

 

 

Рассмотрена

на заседании школьного

методического объединения

__________Е.В. Марышева

Протокол № 2

от 30.08.2022 г.

Принята

на заседании

педагогического совета

Протокол № 2

  • 31.08. 2022 г.

Утверждена

приказом директора

_______ Л.В. Гришина

Приказ № 306

от 31.08. 2022 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

на 2022 – 2023 учебный год

«Коррекционно-развивающие занятия»

(вариант 8.1)

3 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составил: педагог-психолог Илюкович Людмила Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Красноармейский

2022

 

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1—4 классы / под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой. М.: «Просвещение», 7-е издание, а также на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФГОС ОВЗ.

 

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ,
от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего

образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки

России от19.12.2014г. No1598);

 

- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативах СанПиН 2.4.2.3286-15,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
10.07.2015г. No26

- Примерная адаптированная основная образовательная программа
(ПрАООП) Рабочая программа курса психокоррекционных занятий для учащихся с интеллектуальными нарушениями 1 – 4 классов (8.1 вариант) общеобразовательных учреждений,
разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО, предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, Примерной основной образовательной программой начального общего образования (далее – ПООП НОО), Примерной программой воспитания (одобрена решением ФУМО от 02.06.2020 г.), с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 8.1) на уровне начального общего образования.

 

В соответствии с индивидуальным учебным планом программа рассчитана на 34 час.

В соответствии с КУГ МБОУ Красноармейской СОШ на 2022-2023 учебный год программа 3 класса рассчитана на 3 4 час.

 

Данная рабочая программа являются коррекционной для обучения обучающихся с умственной отсталостью, составлена с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, тем самым обеспечивают коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Работа по программе организуется по направлениям: игровая, досугово-развлекательная, художественное творчество, социальное творчество, трудовая, общественно-полезная, спортивно-оздоровительная и др.

 

Основная цель программы является создание условий для достижения обучающимся необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с умственной отсталостью, создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время.

На реализацию цели направлены задачи:

- коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с умственной отсталостью с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

- развитие активности, самостоятельности и независимости в повседневной жизни;

- формирование основ нравственного самосознания личности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя;

- формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств;

- обеспечение целенаправленного личностного развития воспитанников для их подготовки к самостоятельной жизни;

- стимулирование творческой активности и самореализации обучающихся в различных видах внеурочной деятельности;

- создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирования у них стремления к здоровому образу жизни; - развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

- расширение представлений ребенка о мире и о себе, его социального опыта;

- формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

- расширение круга общения, выход обучающегося за пределы семьи и образовательной организации;

- развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

- укрепления доверия к другим людям;

- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.

 

Коррекционо - развивающая деятельность ориентирована на создание условий для: творческой самореализации обучающихся с умственной отсталостью в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности с педагогами; профессионального самоопределения, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов обучающихся.

Результативность деятельности предполагает: приобретение обучающимися с умственной отсталостью социального знания, формирования положительного отношения к базовым ценностям, приобретения опыта самостоятельного общественного действия.

Базовые национальные ценности российского общества: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство и литература, природа, человечество.

 

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся

Умственная отсталость связана с нарушениями интеллектуального развития, которые возникают вследствие органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза (от момента внутриутробного развития до трех лет). Общим признаком у всех обучающихся с умственной отсталостью выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации.

Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы обусловливают проявление некоторых специфических особенностей личности обучающихся с умственной отсталостью, проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми.

 

Общая характеристика программы

Дети с ОВЗ - это сложный своеобразный контингент. У них наблюдается недоразвитие познавательной деятельности как основной признак, симптом умственной отсталости и некоторые особенности эмоционально – волевой сферы.

Эмоции умственно отсталых детей поверхностны, неустойчивы, изменчивы. На одно и то же повторяющееся явление, они могут реагировать по-разному.

Развитие произвольного внимания, слуховой памяти, наглядно-образного мышления помогают воспитанию глубины чувств и эмоциональной от­зывчивости. Именно занятия по развитию произвольного внимания, слуховой памяти, наглядно-образного мышления знакомят ребёнка с неизменными во все времена эталонами доб­ра и зла, причем не в назидательной форме, а так, что ребенок сам понимает, что хорошо, а что плохо. С действиями полюбившихся героев ребенок может сверять и свои собственные поступки.

Поэтому необходимо перед рассказыванием чего-то создать положительный эмоциональный настрой, успокоить ребенка, ввести его в состояние волшебства, заинтересованности увидеть и услышать что-то необычное. Эмоциональный фон, который создает учитель при чтении, рассказе, смена голоса, отражение на лице учителя эмоциональных состояний каких то персонажей – все это способствует тому, что ребенок, бессознательно начинает «отражать» на своем лице те чувства, которые он испытывает при прослушивании, включаясь в совместную работу с учителем.

Задача учителя научить ребёнка не только переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает его к речевому контакту. Ее значение расширяется до понятия «социальная адаптация», а значит, данная работа играет важную роль в коррекции и компенсации грубых аномалий развития, подготовке детей с умственной отсталостью к жизни и труду.

 

Планируемые образовательные результаты обучающихся

В результате реализации программы, обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), должны:

• достичь воспитательных результатов — духовно-нравственных приобретений, которые обучающийся получил вследствие участия в той или иной деятельности

• достичь эффекта – последствия результата, того, к чему привело достижение результата.

Воспитательные деятельности ученика распределяются по трем уровням:

Первый уровень результатов – приобретение обучающимися социальных знаний.

Второй уровень результатов – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Третий уровень результатов – получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия.

Достижение трех уровней результатов коррекционно-развивающей деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации обучающихся.

 

К концу года у обучающегося должны сформироваться:

* эмоционально-чувственное восприятие, сотрудничество;

* чувство единства, умение действовать согласованно;

* готовность к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;

* целостная психолого-педагогическая культура;

* учебные мотивы;

* устойчивая положительная мотивация на учебную деятельность;

* основные мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, синтез, умение выделять существенные признаки и закономерности);

* адекватное восприятие действительности и самого себя.

 

К концу года должны повыситься:

* уровень работоспособности;

* уровень развития мелкой моторики пальцев рук;

* уровень развития памяти;

* уровень развития внимания;

* уровень развития мышления;

* уровень развития восприятия;

* уровень развития произвольной сферы;

* уровень интеллектуального развития;

* уровень развития воображения;

* уровень развития речевой активности;

* уровень развития познавательной активности.

 

К концу учебного года учащийся должен уметь:

* признавать собственные ошибки;

* анализировать процесс и результаты познавательной деятельности;

* контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять;

* работать самостоятельно и с педагогом в паре.

 

 

 

 

Тематическое планирование

 

Название раздела

 

Количество часов

1.

Диагностическое обследование

 

1

2.

Развитие эмоционально-личностной сферы

 

3

3.

Развитие моторики, графомоторных навыков

 

5

4.

Тактильно-двигательное восприятие

 

2

5.

Кинестетическое и кинетическое развитие

 

1

6.

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

 

5

7.

Развитие зрительного восприятия

 

1

8.

Восприятие особых свойств предметов

 

3

9.

Развитие слухового восприятия

 

3

10.

Восприятие пространства

 

5

11

Восприятие времени

 

3

12

Диагностическое обследование

 

2

 

 

Итого

34 часов

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

п/п

Тема

Кол.час

Дата

Цели занятий

Виды деятельности

Прим.

1

Диагностическое обследование

1

02.09

Выявить уровень сформированности умений

Схема обследования,

протоколы

 

 

Тема раздела «Развитие эмоционально-личностной сферы»

3

 

 

 

 

2

Какой Я Положительные и отрицательные эмоции. Добрые и плохие поступки

1

09.09

Повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности. Формирование понятий о разделении эмоций на положительные и

Отрицательные. Развивать умение распознавать разницу между чувствами и поступками

Сюжетные картинки. Картинки – эмоции. Ролевые игры и упражнения

 

3

Эмоции и чувства. Отрицательные эмоции: гнев, страх.

1

16.09

Учить открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими и т. д.), адекватно реагировать на

имеющиеся отрицательные эмоции

Предметные и сюжетные

картинки, ролевые игры

 

4

Давайте общаться. Помоги людям вокруг

1

23.09

Развитие умения слушать и понимать других. Формирование позитивного отношения

к другим людям

Ролевые игры. Сюжетные картинки, ролевые игры

 

 

Тема раздела «Развитие моторики, графомоторных навыков»

5

 

 

 

 

5

Упражнения на развитие меткости и согласованности движений на разные группы мышц

1

30.09

Учить выполнять инструкцию учителя для достижения цели и согласованности движений.

«Кольцеброс»,дартс, «Тир». Музыкальное сопровождение и танцевальные движения

 

6

Обучение целенаправленным действиям по двух- и трехзвенной инструкции педагога. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением

1

07.10

Учить целенаправленно выполнять двух- и трехзвенную инструкцию

Учителя и гимнастику с оречевлением .

Упражнения типа: два шага вперед — поворот направо — один шаг назад и т. д. Карточки с пальчиковыми

гимнастиками

 

7

  • точности мелких движений рук. Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях

1

14.10

Учить выполнять точные мелкие движения руками, обводить контуры изображений и заштриховывать их в разных

направлениях

«Шнурки», пуговицы Игра «Одень Мишутку» завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание.Контуры предметов, трафареты

 

8

Рисование бордюров по образцу. Графический диктант (зрительный и на слух)

1

21.10

Учить рисовать разные бордюры по образцу, выполнять графический диктант с использованием наглядности и на слух

Образцы бордюров. Иллюстративный материал

 

9

Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений. Работа в технике объемной и рваной аппликации

1

28.10

Учить вырезать по контуру предметные изображения. Учить работать в технике объемной и рванной аппликации

Предметные изображения. Образец аппликаций

 

 

Тема раздела «Тактильно-двигательное восприятие»

2

 

 

 

 

10

Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качест.в Восприятие поверхности на ощупь

1

11.11

Учить определять свойства и качества предметов на ощупь, высказывать свои ощущения при восприятии

поверхности предметов на ощупь

Мягкие и жесткие, крупные и мелкие предметы, игра

«Волшебный мешочек». Предметы с разной поверхностью:гладкие, шершавые, колючие,пушистые

 

11

Работа с пластилином (глиной, тестом). Игры с сюжетной мозаикой

1

18.11

Учить способам раскатывания, скатывания и выдавливания фигуры из пластилина. Учить составлять сюжет из

Мозаики.

Лепка «Овощи». Сюжетные мозаики

 

 

Тема раздела «Кинестетическое и кинетическое развитие»

1

 

 

 

 

12

Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела (глаза, рот, пальцы), (имитация повадок животных, инсценирование школьных событий)

1

25.11

Учить вербализировать собственные ощущения от статических и динамических поз различных частей тела, проявлять выразительность при движениях.

Музыкальное сопровождение. Сюжетные картинки, иллюстрации животных

 

 

Тема раздела «Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов»

5

 

 

 

 

13

Сравнение и обозначение словом формы предметов (3—4 предмета)

Круг и овал. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции

1

02.12

Учить сравнивать несколько предметов и обозначать формы словом, конструировать фигуры из геометрического конструктора

Геометрические фигуры. Конструктор

 

14

Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам. Составление целостного предмета из частей

1

09.12

Учить сравнивать и обозначать словом величины разных предметов по двум параметрам. Учить выделять часть предмета и целое

Предметы разной величины: длинный и широкий, узкий

и короткий и т. д .

 

 

15

Составление сериационных рядов по величине из 4—5 предметов

1

16.12

Учить группировать предметы по самостоятельно выделенному признаку

Сериационные ряды «Величина»

 

16

Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные. Составление сериационного ряда из 4—5 кругов разной насыщенности

одного цвета.

1

23.12

Учить различать теплые и

холодные цвета Учить составлять сериационные ряды из кругов разной

насыщенности одного цвета

Цветовой спектр. Дидактическая игра «Цветик-семи цветик».

 

17

Узнавание предмета по его отдельным частям. Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей

1

13.01

Учить определять предмет по его отдельным частям, составлять целостную конструкцию из мелких деталей конструктора.

Незаконченные изображения знакомых предметов. Конструктор «Лего»

 

 

Тема раздела «Развитие зрительного восприятия»

1

 

 

 

 

18

Рисование бордюров по наглядному образцу. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале

1

20.01

Учить рисовать бордюры по образцу. Учить находить отличительные

и общие признаки на картинках

Дидактическая игра «Повтори узор» («Сделай так же». Игра «Найди отличия»

 

 

Тема раздела «Восприятие особых свойств предметов»

3

 

 

 

 

19

Развитие осязания (теплее — холоднее), словесное обозначение.

1

27.01

Учить различать температуру предметов, Учить определять контрастные температуры предмета и называть ощущения словами

Электрогрелка, утюг, чайник

 

20

Различение пищевых запахов и пищевых вкусов, их словесное обозначение

1

03.02

Учить различать пищевые запахи и вкусы и называть ощущения словами

Пищевые продукты

 

21

Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести

(тяжелее — легче).

1

10.02

Учить различать чувства тяжести и словесно обозначать свои ощущения учить способам взвешивание на

ладони, определение веса на глаз

Предметы разной тяжести.

 

 

Тема раздела «Развитие слухового восприятия»

3

 

 

 

 

22

Определение направления звука в пространстве (справа — слева — спереди —сзади). Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на определенный звук).

1

17.02

Учить определять направления звука в пространстве и называть словесно направление, выполнять действия по

звуковому сигналу

Дидактическая игра

«Догадайся, откуда звук», «Прерванная песня». Музыкальное сопровождение, танцевальные движения

 

 

23

Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона

1

03.03

Учить различать музыкальные и

речевые звуки по высоте тона

Дидактическая игра «Угадай кто?»

 

24

Различение мелодий по темпу, прослушивание музыкальных

Отрывков. Развитие чувства ритма.

1

10.03

Учить различать мелодии по темпу и называть словесно темп мелодии. Учить синхронно под музыку

выполнять действия

Музыкальные произведения. Дидактическая игра «Мы — барабанщики»

 

 

Тема раздела «Восприятие пространства»

5

 

 

 

 

25

Ориентировка в пространстве (в помещении и на улице), Моделирование пространственного расположения мебели в комнате.

 

1

17.03

Учить ориентироваться в пространстве и вербализировать пространственные отношения с использованием предлогов. Учить располагать мебель в комнате и вербализировать свои действия

Лото. Дидактическая игра «Обставим комнату»

 

26

Деление листа на глаз, на две и четыре равные части

1

30.03

Учить визуально делить лист бумаги на части

Лист бумаги

 

27

Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа

1

07.04

Учить располагать предметы в вертикальном и горизонтальном полях листа

Лист бумаги

 

28

Ориентировка на листе бумаги разного размера, прикрепленном к доске

(вертикальное расположение листа)

1

14.04

Учить ориентироваться на листе бумаги разного размера,

прикрепленном к доске

Листы бумаги разного размера

 

29

Расположение предметов и их

перемещение на поверхности парты

1

21.04

Учить располагать и перемещать предметы на поверхности парты и вербализировать свои действия

Школьные принадлежности

 

 

Тема раздела «Восприятие времени»

3

 

 

 

 

30

Определение времени по часам. Длительность временных интервалов: 1 с, 1 мин, 5 мин, 1 ч

 

28.04

Учить определять время по часам и называть разными вариантами, различать длительность временных интервалов

Модель часов. Дидактическая игра «Успей за 1, 2, 5 мин»

 

31

Объемность времени: сутки, неделя, месяц, год

 

05.05

Учить различать сутки, неделя,

месяц, год

Календарь

 

32

Времена года, их закономерная смена.

1

12.05

Учить закономерному порядку

времен года при перечислении

Дидактическая игра

«Когда это бывает?»

 

33, 34

Диагностическое обследование

2

19.05 26.05

Выявить уровень сформированности умений