|
Документ подписан электронной подписью |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Красноармейская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена на заседании школьного методического объединения __________Е.В. Марышева Протокол № 2 от 30.08.2022 г. |
Принята на заседании педагогического совета Протокол № 2
|
Утверждена приказом директора _______ Л.В. Гришина Приказ № 306 от 31.08. 2022 г.
|
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2022 – 2023 учебный год
«Коррекционно-развивающие занятия»
(вариант 8.1)
3 класс
Составил: педагог-психолог Илюкович Людмила Николаевна
п. Красноармейский
2022
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1—4 классы / под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой. М.: «Просвещение», 7-е издание, а также на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФГОС ОВЗ.
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ,
от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки
России от19.12.2014г. No1598);
- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативах СанПиН 2.4.2.3286-15,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
10.07.2015г. No26
- Примерная адаптированная основная образовательная программа
(ПрАООП) Рабочая программа курса психокоррекционных занятий для учащихся с интеллектуальными нарушениями 1 – 4 классов (8.1 вариант) общеобразовательных учреждений, разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО, предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, Примерной основной образовательной программой начального общего образования (далее – ПООП НОО), Примерной программой воспитания (одобрена решением ФУМО от 02.06.2020 г.), с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 8.1) на уровне начального общего образования.
В соответствии с индивидуальным учебным планом программа рассчитана на 34 час.
В соответствии с КУГ МБОУ Красноармейской СОШ на 2022-2023 учебный год программа 3 класса рассчитана на 3 4 час.
Данная рабочая программа являются коррекционной для обучения обучающихся с умственной отсталостью, составлена с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, тем самым обеспечивают коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Работа по программе организуется по направлениям: игровая, досугово-развлекательная, художественное творчество, социальное творчество, трудовая, общественно-полезная, спортивно-оздоровительная и др.
Основная цель программы является создание условий для достижения обучающимся необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с умственной отсталостью, создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время.
На реализацию цели направлены задачи:
- коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с умственной отсталостью с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
- развитие активности, самостоятельности и независимости в повседневной жизни;
- формирование основ нравственного самосознания личности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя;
- формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств;
- обеспечение целенаправленного личностного развития воспитанников для их подготовки к самостоятельной жизни;
- стимулирование творческой активности и самореализации обучающихся в различных видах внеурочной деятельности;
- создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирования у них стремления к здоровому образу жизни; - развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
- расширение представлений ребенка о мире и о себе, его социального опыта;
- формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
- расширение круга общения, выход обучающегося за пределы семьи и образовательной организации;
- развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- укрепления доверия к другим людям;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.
Коррекционо - развивающая деятельность ориентирована на создание условий для: творческой самореализации обучающихся с умственной отсталостью в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности с педагогами; профессионального самоопределения, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов обучающихся.
Результативность деятельности предполагает: приобретение обучающимися с умственной отсталостью социального знания, формирования положительного отношения к базовым ценностям, приобретения опыта самостоятельного общественного действия.
Базовые национальные ценности российского общества: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство и литература, природа, человечество.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
Умственная отсталость связана с нарушениями интеллектуального развития, которые возникают вследствие органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза (от момента внутриутробного развития до трех лет). Общим признаком у всех обучающихся с умственной отсталостью выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации.
Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы обусловливают проявление некоторых специфических особенностей личности обучающихся с умственной отсталостью, проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми.
Общая характеристика программы
Дети с ОВЗ - это сложный своеобразный контингент. У них наблюдается недоразвитие познавательной деятельности как основной признак, симптом умственной отсталости и некоторые особенности эмоционально – волевой сферы.
Эмоции умственно отсталых детей поверхностны, неустойчивы, изменчивы. На одно и то же повторяющееся явление, они могут реагировать по-разному.
Развитие произвольного внимания, слуховой памяти, наглядно-образного мышления помогают воспитанию глубины чувств и эмоциональной отзывчивости. Именно занятия по развитию произвольного внимания, слуховой памяти, наглядно-образного мышления знакомят ребёнка с неизменными во все времена эталонами добра и зла, причем не в назидательной форме, а так, что ребенок сам понимает, что хорошо, а что плохо. С действиями полюбившихся героев ребенок может сверять и свои собственные поступки.
Поэтому необходимо перед рассказыванием чего-то создать положительный эмоциональный настрой, успокоить ребенка, ввести его в состояние волшебства, заинтересованности увидеть и услышать что-то необычное. Эмоциональный фон, который создает учитель при чтении, рассказе, смена голоса, отражение на лице учителя эмоциональных состояний каких то персонажей – все это способствует тому, что ребенок, бессознательно начинает «отражать» на своем лице те чувства, которые он испытывает при прослушивании, включаясь в совместную работу с учителем.
Задача учителя научить ребёнка не только переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает его к речевому контакту. Ее значение расширяется до понятия «социальная адаптация», а значит, данная работа играет важную роль в коррекции и компенсации грубых аномалий развития, подготовке детей с умственной отсталостью к жизни и труду.
Планируемые образовательные результаты обучающихся
В результате реализации программы, обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), должны:
• достичь воспитательных результатов — духовно-нравственных приобретений, которые обучающийся получил вследствие участия в той или иной деятельности
• достичь эффекта – последствия результата, того, к чему привело достижение результата.
Воспитательные деятельности ученика распределяются по трем уровням:
Первый уровень результатов – приобретение обучающимися социальных знаний.
Второй уровень результатов – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Третий уровень результатов – получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия.
Достижение трех уровней результатов коррекционно-развивающей деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации обучающихся.
К концу года у обучающегося должны сформироваться:
* эмоционально-чувственное восприятие, сотрудничество;
* чувство единства, умение действовать согласованно;
* готовность к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;
* целостная психолого-педагогическая культура;
* учебные мотивы;
* устойчивая положительная мотивация на учебную деятельность;
* основные мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, синтез, умение выделять существенные признаки и закономерности);
* адекватное восприятие действительности и самого себя.
К концу года должны повыситься:
* уровень работоспособности;
* уровень развития мелкой моторики пальцев рук;
* уровень развития памяти;
* уровень развития внимания;
* уровень развития мышления;
* уровень развития восприятия;
* уровень развития произвольной сферы;
* уровень интеллектуального развития;
* уровень развития воображения;
* уровень развития речевой активности;
* уровень развития познавательной активности.
К концу учебного года учащийся должен уметь:
* признавать собственные ошибки;
* анализировать процесс и результаты познавательной деятельности;
* контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять;
* работать самостоятельно и с педагогом в паре.
Тематическое планирование
№ |
Название раздела |
|
Количество часов |
1. |
Диагностическое обследование |
|
1 |
2. |
Развитие эмоционально-личностной сферы |
|
3 |
3. |
Развитие моторики, графомоторных навыков |
|
5 |
4. |
Тактильно-двигательное восприятие |
|
2 |
5. |
Кинестетическое и кинетическое развитие |
|
1 |
6. |
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов |
|
5 |
7. |
Развитие зрительного восприятия |
|
1 |
8. |
Восприятие особых свойств предметов |
|
3 |
9. |
Развитие слухового восприятия |
|
3 |
10. |
Восприятие пространства |
|
5 |
11 |
Восприятие времени |
|
3 |
12 |
Диагностическое обследование |
|
2 |
|
|
Итого |
34 часов |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема |
Кол.час |
Дата |
Цели занятий |
Виды деятельности |
Прим. |
1 |
Диагностическое обследование |
1 |
02.09 |
Выявить уровень сформированности умений |
Схема обследования, протоколы |
|
|
Тема раздела «Развитие эмоционально-личностной сферы» |
3 |
|
|
|
|
2 |
Какой Я Положительные и отрицательные эмоции. Добрые и плохие поступки |
1 |
09.09 |
Повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности. Формирование понятий о разделении эмоций на положительные и Отрицательные. Развивать умение распознавать разницу между чувствами и поступками |
Сюжетные картинки. Картинки – эмоции. Ролевые игры и упражнения |
|
3 |
Эмоции и чувства. Отрицательные эмоции: гнев, страх. |
1 |
16.09 |
Учить открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими и т. д.), адекватно реагировать на имеющиеся отрицательные эмоции |
Предметные и сюжетные картинки, ролевые игры |
|
4 |
Давайте общаться. Помоги людям вокруг |
1 |
23.09 |
Развитие умения слушать и понимать других. Формирование позитивного отношения к другим людям |
Ролевые игры. Сюжетные картинки, ролевые игры |
|
|
Тема раздела «Развитие моторики, графомоторных навыков» |
5 |
|
|
|
|
5 |
Упражнения на развитие меткости и согласованности движений на разные группы мышц |
1 |
30.09 |
Учить выполнять инструкцию учителя для достижения цели и согласованности движений. |
«Кольцеброс»,дартс, «Тир». Музыкальное сопровождение и танцевальные движения |
|
6 |
Обучение целенаправленным действиям по двух- и трехзвенной инструкции педагога. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением |
1 |
07.10 |
Учить целенаправленно выполнять двух- и трехзвенную инструкцию Учителя и гимнастику с оречевлением . |
Упражнения типа: два шага вперед — поворот направо — один шаг назад и т. д. Карточки с пальчиковыми гимнастиками |
|
7 |
|
1 |
14.10 |
Учить выполнять точные мелкие движения руками, обводить контуры изображений и заштриховывать их в разных направлениях |
«Шнурки», пуговицы Игра «Одень Мишутку» завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание.Контуры предметов, трафареты |
|
8 |
Рисование бордюров по образцу. Графический диктант (зрительный и на слух) |
1 |
21.10 |
Учить рисовать разные бордюры по образцу, выполнять графический диктант с использованием наглядности и на слух |
Образцы бордюров. Иллюстративный материал |
|
9 |
Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений. Работа в технике объемной и рваной аппликации |
1 |
28.10 |
Учить вырезать по контуру предметные изображения. Учить работать в технике объемной и рванной аппликации |
Предметные изображения. Образец аппликаций |
|
|
Тема раздела «Тактильно-двигательное восприятие» |
2 |
|
|
|
|
10 |
Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качест.в Восприятие поверхности на ощупь |
1 |
11.11 |
Учить определять свойства и качества предметов на ощупь, высказывать свои ощущения при восприятии поверхности предметов на ощупь |
Мягкие и жесткие, крупные и мелкие предметы, игра «Волшебный мешочек». Предметы с разной поверхностью:гладкие, шершавые, колючие,пушистые |
|
11 |
Работа с пластилином (глиной, тестом). Игры с сюжетной мозаикой |
1 |
18.11 |
Учить способам раскатывания, скатывания и выдавливания фигуры из пластилина. Учить составлять сюжет из Мозаики. |
Лепка «Овощи». Сюжетные мозаики |
|
|
Тема раздела «Кинестетическое и кинетическое развитие» |
1 |
|
|
|
|
12 |
Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела (глаза, рот, пальцы), (имитация повадок животных, инсценирование школьных событий) |
1 |
25.11 |
Учить вербализировать собственные ощущения от статических и динамических поз различных частей тела, проявлять выразительность при движениях. |
Музыкальное сопровождение. Сюжетные картинки, иллюстрации животных |
|
|
Тема раздела «Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов» |
5 |
|
|
|
|
13 |
Сравнение и обозначение словом формы предметов (3—4 предмета) Круг и овал. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции |
1 |
02.12 |
Учить сравнивать несколько предметов и обозначать формы словом, конструировать фигуры из геометрического конструктора |
Геометрические фигуры. Конструктор |
|
14 |
Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам. Составление целостного предмета из частей |
1 |
09.12 |
Учить сравнивать и обозначать словом величины разных предметов по двум параметрам. Учить выделять часть предмета и целое |
Предметы разной величины: длинный и широкий, узкий и короткий и т. д .
|
|
15 |
Составление сериационных рядов по величине из 4—5 предметов |
1 |
16.12 |
Учить группировать предметы по самостоятельно выделенному признаку |
Сериационные ряды «Величина» |
|
16 |
Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные. Составление сериационного ряда из 4—5 кругов разной насыщенности одного цвета. |
1 |
23.12 |
Учить различать теплые и холодные цвета Учить составлять сериационные ряды из кругов разной насыщенности одного цвета |
Цветовой спектр. Дидактическая игра «Цветик-семи цветик». |
|
17 |
Узнавание предмета по его отдельным частям. Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей |
1 |
13.01 |
Учить определять предмет по его отдельным частям, составлять целостную конструкцию из мелких деталей конструктора. |
Незаконченные изображения знакомых предметов. Конструктор «Лего» |
|
|
Тема раздела «Развитие зрительного восприятия» |
1 |
|
|
|
|
18 |
Рисование бордюров по наглядному образцу. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале |
1 |
20.01 |
Учить рисовать бордюры по образцу. Учить находить отличительные и общие признаки на картинках |
Дидактическая игра «Повтори узор» («Сделай так же». Игра «Найди отличия» |
|
|
Тема раздела «Восприятие особых свойств предметов» |
3 |
|
|
|
|
19 |
Развитие осязания (теплее — холоднее), словесное обозначение. |
1 |
27.01 |
Учить различать температуру предметов, Учить определять контрастные температуры предмета и называть ощущения словами |
Электрогрелка, утюг, чайник |
|
20 |
Различение пищевых запахов и пищевых вкусов, их словесное обозначение |
1 |
03.02 |
Учить различать пищевые запахи и вкусы и называть ощущения словами |
Пищевые продукты |
|
21 |
Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести (тяжелее — легче). |
1 |
10.02 |
Учить различать чувства тяжести и словесно обозначать свои ощущения учить способам взвешивание на ладони, определение веса на глаз |
Предметы разной тяжести. |
|
|
Тема раздела «Развитие слухового восприятия» |
3 |
|
|
|
|
22 |
Определение направления звука в пространстве (справа — слева — спереди —сзади). Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на определенный звук). |
1 |
17.02 |
Учить определять направления звука в пространстве и называть словесно направление, выполнять действия по звуковому сигналу |
Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук», «Прерванная песня». Музыкальное сопровождение, танцевальные движения
|
|
23 |
Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона |
1 |
03.03 |
Учить различать музыкальные и речевые звуки по высоте тона |
Дидактическая игра «Угадай кто?» |
|
24 |
Различение мелодий по темпу, прослушивание музыкальных Отрывков. Развитие чувства ритма. |
1 |
10.03 |
Учить различать мелодии по темпу и называть словесно темп мелодии. Учить синхронно под музыку выполнять действия |
Музыкальные произведения. Дидактическая игра «Мы — барабанщики» |
|
|
Тема раздела «Восприятие пространства» |
5 |
|
|
|
|
25 |
Ориентировка в пространстве (в помещении и на улице), Моделирование пространственного расположения мебели в комнате.
|
1 |
17.03 |
Учить ориентироваться в пространстве и вербализировать пространственные отношения с использованием предлогов. Учить располагать мебель в комнате и вербализировать свои действия |
Лото. Дидактическая игра «Обставим комнату» |
|
26 |
Деление листа на глаз, на две и четыре равные части |
1 |
30.03 |
Учить визуально делить лист бумаги на части |
Лист бумаги |
|
27 |
Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа |
1 |
07.04 |
Учить располагать предметы в вертикальном и горизонтальном полях листа |
Лист бумаги |
|
28 |
Ориентировка на листе бумаги разного размера, прикрепленном к доске (вертикальное расположение листа) |
1 |
14.04 |
Учить ориентироваться на листе бумаги разного размера, прикрепленном к доске |
Листы бумаги разного размера |
|
29 |
Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты |
1 |
21.04 |
Учить располагать и перемещать предметы на поверхности парты и вербализировать свои действия |
Школьные принадлежности |
|
|
Тема раздела «Восприятие времени» |
3 |
|
|
|
|
30 |
Определение времени по часам. Длительность временных интервалов: 1 с, 1 мин, 5 мин, 1 ч |
|
28.04 |
Учить определять время по часам и называть разными вариантами, различать длительность временных интервалов |
Модель часов. Дидактическая игра «Успей за 1, 2, 5 мин» |
|
31 |
Объемность времени: сутки, неделя, месяц, год |
|
05.05 |
Учить различать сутки, неделя, месяц, год |
Календарь |
|
32 |
Времена года, их закономерная смена. |
1 |
12.05 |
Учить закономерному порядку времен года при перечислении |
Дидактическая игра «Когда это бывает?» |
|
33, 34 |
Диагностическое обследование |
2 |
19.05 26.05 |
Выявить уровень сформированности умений |
|
|
|
|
|
|
|
|
|