ЭП

Документ подписан электронной подписью
12.03.2023 14:38, Гришина Людмила Владимировна, Директор школы
Ключ электроннй подписи

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Красноармейская средняя общеобразовательная школа

 

Рассмотрена

на заседании школьного

методического объединения

___________И.В.Сычева

Протокол № 1

от 30 августа 2022 г.

Принята

на заседании

педагогического совета

Протокол № 2

от 31 августа 2022 г.

Утверждена

приказом директора

_____________Л.В.Гришина

Приказ № 306

от 31 августа 2022 г.

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО КУРСУ
«ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ»

ДЛЯ 11 КЛАССА

на 2022-2023 учебный год

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ - 34

 

 

 

 

 

Составила: Федорова Лариса Александровна, руководитель проектной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пос. Красноармейский

2022 г.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа по курсу «Индивидуальный проект» ориентирована на учащихся 11 класса и разработана на основе следующих документов:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

- Федеральный государственный образовательного стандарт среднего общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 17.05.2012г. №413);

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования", с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.

- Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ Красноармейская СОШ.

В период чрезвычайных ситуаций, погодных условий, введения карантинных мероприятий по заболеваемости гриппом, ОРВИ и другими инфекционными заболеваниями, образовательная деятельность по данному учебному предмету осуществляется с использованием дистанционных технологий

Цель курса «Индивидуальный проект»

Цель данного курса состоит в формировании проектных умений обучающихся как одного из условий развития их индивидуальности.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

Образовательные:

1. Познакомить с понятием «проектная деятельность», видами проектов.

  1. Научить формулировать проблемы, ставить проблемные вопросы.
  2. Научить работать с различными источниками информации.
  3. Научить способам первичной обработки информации.
  4. Научить наблюдать, экспериментировать и оформлять результаты.
  5. Научить работать в группе, команде.
  6. Научить оценивать свои и чужие результаты.
  7. Познакомить с разными видами представления результатов своей деятельности.

Воспитательные, развивающие:

1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии.

  1. Развивать у обучающихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности.
  2. Развивать исследовательские умения.

Специфика курса

Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов.

Группы умений, которые формирует курс:

Планируемые результаты

 

Прежде всего, оцениваются сформированность универсальных учебных действий обучающимися в ходе осуществления ими проектной деятельности по определенным критериям:

  1. Презентация содержания работы самим учащимся:

- характеристика самим обучающимся собственной деятельности («история моих открытий»);

- постановка задачи, описание способов ее решения, полученных результатов, критическая оценка самим обучающимся работы и полученных результатов.

  1. Качество защиты работы:

- четкость и ясность изложения задачи;

- убедительность рассуждений;

- последовательность в аргументации;

- логичность и оригинальность.

  1. Качество наглядного представления работы:

-использование рисунков, схем, графиков, моделей и других средств наглядной презентации;

- качество текста (соответствие плану, оформление работы, грамотность по теме изложения, наличие приложения к работе).

  1. Коммуникативные умения:

- анализ самим обучающимся поставленных перед ним вопросов со стороны других обучающихся, учителя, других членов комиссии, выявление обучающимся проблем в собственном понимании и понимании участников обсуждения, разрешение возникших проблем – ясный и четкий ответ либо описание возможных направлений для размышлений;

- умение активно участвовать в дискуссии: выслушивание и понимание чужой точки зрения, поддерживание диалога уточняющими вопросами, аргументация собственной точки зрения, развитие темы обсуждения, оформление выводов дискуссии.

Ключевым моментом в процессе оценки результатов проектной работы является развитие навыков анализа собственной деятельности обучающимися. Особое место занимает самооценивание, цель которого – осмысление обучающимся собственного опыта, выявление причин успеха или неудачи, осознание собственных проблем и поиск внутренних ресурсов, способствующих их разрешению.

Личностные

У школьников будут сформированы:

Ученик получит возможность для формирования:

Регулятивные

Школьник научится:

Познавательные

Школьник научится:

Ученик получит возможность научиться:

Коммуникативные

Школьник научится:

Ученик получит возможность научиться:

Результатом проектной деятельности обучающихся станет личностно или общественно значимый продукт, а именно:

Содержание ПРОГРАММЫ

 

Тема 1. Понятие «Учебный проект» (2ч.)

 

Что такое учебный проект. Основные теоретические сведения, термины. Виды проектов.

 

Тема 2. Ситуация и проблема. Постановка цели. Формулирование темы (4ч.)

Что такое ситуация. Выделение признаков ситуации. Желаемая и реальная ситуации. Анализ (описание) реальной ситуации. Обоснование желаемой ситуации. Описание ситуации в рамках проекта.

Постановка цели как прогнозируемый результат. Требования к формулированию цели. Связь между достижением цели и решением проблемы проекта.

Практическая работа «Мозговой штурм (проблема, цель, тема проекта)».

Тема 3. Планирование деятельности. Формулирование задач. (2ч.)

Что такое задача. Определение и формирование задач, адекватных целям. Как разбить задачу на шаги. Планирование деятельности. Риски: распознавание, оценка, предотвращение.

Тема 4. Ресурсы. (1 ч.)

Что такое ресурсы. Какие бывают ресурсы (информационные, материальные, трудовые). Что может стать ресурсом. Выявление ресурсов.

Написание эссе «Ступенька к проекту».

Тема 5. Работа с каталогами. (3 ч)

Что такое каталог. Основа всех каталогов – карточка. Информация с титульного листа книги. Виды каталогов (алфавитный, систематический, электронный). Нахождение нужной книги по каталогу.

Тема 6. Работа со справочной литературой. (3 ч)

Виды справочной литературы (словарь, справочник, энциклопедия). Особенности словарных статей в разных источниках информации. Составление справочника по теме проекта. Поиск недостающей информации.

Тема 7. Способы первичной обработки информации. (3 ч)

Чтение текста с пометами. Составление записей по прочитанному тексту. Составление таблицы на основе полученных записей. Обсуждение заполненных таблиц. Составление денотатного графа по тексту. Составление денотатного графа по теме проекта. Составление «лестницы» сужения и расширения понятий. Обсуждение результатов работы в группе.

Что такое коллаж. Составление коллажа на определённую тему.

Тема 8. Наблюдение и эксперимент. (3 ч.)

Описание свойств трёх предметов. Проведение экспериментов. Прогнозирование результатов эксперимента. Последовательность проведения наблюдения и эксперимента. Наблюдения, необходимые для работы над проектом. Оформление результатов наблюдений (экспериментов).

Тема 9. Как работать вместе. (2ч.)

Правила групповой работы. Общение в группе. Самые важные правила. Командные роли. Конфликтная ситуация. Способы разрешения конфликта. Способы группового взаимодействия.

Тема 10. Вместе к одной цели. (10 ч).

Учимся применять способности. Учимся взаимодействовать. Учимся презентации. Работа на компьютере – структурирование материала, создание презентации. Оформление презентации. Выпуск брошюры. Работа над проектами.

Тема 11. Сам себе эксперт. (5 ч).

Учимся рефлексировать. Мониторинг исследовательской деятельности обучающихся.

Подготовка к защите.

Психологический аспект готовности к выступлению. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово. Знакомство с памяткой «Как подготовиться к публичному выступлению».

Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка.

Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы».

Защита проектов.

Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения учащегося в рамках проекта и оценка продукта.

Конференция. Выступления учащихся с презентацией своих проектов.

Анализ проектно-исследовательской деятельности.

Основные методы обучения

Основными методами обучения являются: проблемный, частично-поисковый и исследовательский, словесно-иллюстративные методы, выступления с предложениями, идеями, обсуждение.

Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу детей в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в библиотеке; проектная деятельность включает проведение наблюдений, экскурсий, интервью, викторин, встреч с интересными людьми, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий: типовые занятия (объяснения и практические работы), уроки-тренинги, групповые исследования, игры-исследования, творческие проекты.

Методы проведения занятий: беседа, игра, эксперимент, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

Формы контроля

Для регулярного контроля на обучающихся заводится диагностическая карта, в которой по каждой теме ставится соответствующий балл: 3 – высокий уровень (выполнил в полном объёме); 2 – средний (выполнил с помощью преподавателя); 1 – низкий (выполнил с большим количеством ошибок); 0 – очень низкий (не выполнил). Каждый обучающийся ведёт «Дневник работы над проектом». Итоговая аттестация по изученному курсу проводится по результатам отчетов о выполнении работ и итоговой работы - группового или индивидуального проекта.

Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

 

ТематическОЕ планИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема

Количество

часов

1

Понятие «Учебный проект»

2

2

Ситуация и проблема. Постановка цели. Формулирование темы

4

3

Планирование деятельности. Формулирование задач

2

4

Ресурсы

1

5

Работа с каталогами

3

6

Работа со справочной литературой

5

7

Способы первичной обработки информации

3

8

Наблюдение и эксперимент

3

9

Как работать вместе

2

10

Вместе к одной цели

6

11

Сам себе эксперт

4

Итого часов

32

 

КАЛЕНДАРНО-Тематическое планирование

 

В соответствии с календарным учебным графиком на 2022-2023 учебный год программа будет реализована в полном объёме за 32 часов за счёт уплотнения материала:

 

 

№ п/п

Дата

Тема

Планируемые результаты

Понятие «Учебный проект»

1

5.09

Что такое учебный проект.

Научиться ориентироваться в сфере личных интересов.

2

12.09

Основные теоретические сведения, термины. Виды проектов.

Познакомиться с понятием «проектная деятельность», видами проектов. Формировать общие представления о проектной деятельности.

 

Ситуация и проблема. Постановка цели. Формулирование темы

3

19.09

Что такое ситуация. Описание ситуации в рамках проекта.

Систематизировать, расширить и углубить знания о проектной деятельности.

4

26.09

Формулирование проблемы.

Познакомиться с современными проблемами изучения русского языка, лингвистическими методами исследования. Выбрать проблему исследования.

5

3.10

Постановка цели как прогнозируемый результат. Связь между достижением цели и решением проблемы проекта.

Составить план исследовательской работы, план выполнения проекта.

6

10.10

Практическая работа «Мозговой штурм (проблема, цель, тема проекта)».

Выбрать проблему исследования.

Планирование деятельности. Формулирование задач

7

17.10

Что такое задача. Определение и формирование задач, адекватных целям.

Составить план проекта.

8

24.10

Как разбить задачу на шаги. Планирование деятельности.

Составить план проекта.

Ресурсы

9

7.11

Что такое ресурсы. Написание эссе «Ступенька к проекту».

Практически овладеть научным стилем речи.

Работа с каталогами

10

14.11

Что такое каталог.

Приобрести практические навыки работы со справочной и научной литературой.

11

21.11

Виды каталогов (алфавитный, систематический, электронный).

Приобрести практические навыки работы со справочной и научной литературой.

12

28.11

Нахождение нужной книги по каталогу.

Приобрести практические навыки работы со справочной и научной литературой.

Работа со справочной литературой

13

5.12

Виды справочной литературы (словарь, справочник, энциклопедия).

Научиться работать с различными источниками информации.

14

12.12

Составление справочника по теме проекта.

Научиться собирать языковой материал и анализировать его. Обучиться статистической обработке полученного материала и представлению результатов в виде таблиц, диаграмм, циклограмм.

15

19.12

Поиск недостающей информации. Интернет-ресурсы.

Научиться собирать языковой материал и анализировать его. Обучиться статистической обработке полученного материала и представлению результатов в виде таблиц, диаграмм, циклограмм.

Способы первичной обработки информации

16

26.12

Чтение и конспект.

Научиться работать с различными источниками информации. Научиться реферированию, оформлению ссылок на литературу в тексте.

17

16.01

Составление денотатного графа по теме проекта.

Обучиться статистической обработке полученного материала и представлению результатов в виде таблиц, диаграмм, циклограмм, денотатного графа по теме проекта.

18

23.01

Что такое коллаж. Составление коллажа на определённую тему.

Составить коллажа на определённую тему.

Наблюдение и эксперимент

19

30.01

Проведение экспериментов. Прогнозирование результатов эксперимента.

Научиться формулировать проблемы, ставить проблемные вопросы.

20

6.02

Наблюдения, необходимые для работы над проектом.

Научиться собирать языковой материал и анализировать его. Обучиться статистической обработке полученного материала.

21

13.02

Оформление результатов наблюдений (экспериментов).

Научиться способам первичной обработки информации, наблюдать, экспериментировать и оформлять результаты.

Как работать вместе

22

20.02

Правила групповой работы. Общение в группе. Командные роли.

Научиться работать в группе, команде.

23

27.02

Конфликтная ситуация. Способы разрешения конфликта

Научиться работать в группе, команде.

Вместе к одной цели

24

6.03

Учимся применять способности.

Овладеть навыком отбора иллюстративного материала для представления работы. Познакомиться с лингвистическими методами исследования, применить их на практике. Выработать умение формулировать выводы.

25

13.03

Учимся взаимодействовать.

Научиться работать в группе, команде. Научиться планировать или проводить эксперимент в команде.

26

27.03

Учимся презентации.

Овладеть навыком отбора иллюстративного материала для представления работы.

27

3.04

Работа на компьютере – структурирование материала, создание презентации.

Научиться редактировать и оформлять работу, составлять аннотацию, тезисный план, текст компьютерной презентации, устного доклада. Овладеть навыком отбора иллюстративного материала для представления работы.

28

10.04

Оформление презентации.

Научиться редактировать и оформлять работу, составлять текст компьютерной презентации. Овладеть навыком отбора иллюстративного материала для представления работы.

29

17.04

Выпуск брошюры. Работа над проектами.

Обучиться редактированию научного текста; навыкам «свёртывания» и «развёртывания» текста.

30

24.04

Работа над проектами.

Овладеть навыком отбора иллюстративного материала для представления работы.

31

-

Работа над проектами.

Овладеть навыком отбора иллюстративного материала для представления работы.

Сам себе эксперт

32

15.05

Учимся рефлексировать. Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка.

Обучиться рефлексии на продукт. Научиться оценивать свои и чужие результаты. Научиться составлять текст выступления.

33

22.05

Выступление с презентацией своих проектов.

Познакомиться с разными видами представления результатов своей деятельности.

34

-

Итоговое занятие