|
Документ подписан электронной подписью |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Красноармейская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена на заседании школьного методического объединения ___________И.В.Сычева Протокол № 1 от 30 августа 2022 г. |
Принята на заседании педагогического совета Протокол № 2 от 31 августа 2022 г. |
Утверждена приказом директора _____________Л.В.Гришина Приказ № 306 от 31 августа 2022 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ
«ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ»
ДЛЯ 11 КЛАССА
на 2022-2023 учебный год
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ - 34
Составила: Федорова Лариса Александровна, руководитель проектной деятельности |
пос. Красноармейский
2022 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Индивидуальный проект» ориентирована на учащихся 11 класса и разработана на основе следующих документов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
- Федеральный государственный образовательного стандарт среднего общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 17.05.2012г. №413);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования", с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.
- Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ Красноармейская СОШ.
В период чрезвычайных ситуаций, погодных условий, введения карантинных мероприятий по заболеваемости гриппом, ОРВИ и другими инфекционными заболеваниями, образовательная деятельность по данному учебному предмету осуществляется с использованием дистанционных технологий
Цель курса «Индивидуальный проект»
Цель данного курса состоит в формировании проектных умений обучающихся как одного из условий развития их индивидуальности.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
Образовательные:
1. Познакомить с понятием «проектная деятельность», видами проектов.
Воспитательные, развивающие:
1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии.
Специфика курса
Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов.
Группы умений, которые формирует курс:
Планируемые результаты
Прежде всего, оцениваются сформированность универсальных учебных действий обучающимися в ходе осуществления ими проектной деятельности по определенным критериям:
- характеристика самим обучающимся собственной деятельности («история моих открытий»);
- постановка задачи, описание способов ее решения, полученных результатов, критическая оценка самим обучающимся работы и полученных результатов.
- четкость и ясность изложения задачи;
- убедительность рассуждений;
- последовательность в аргументации;
- логичность и оригинальность.
-использование рисунков, схем, графиков, моделей и других средств наглядной презентации;
- качество текста (соответствие плану, оформление работы, грамотность по теме изложения, наличие приложения к работе).
- анализ самим обучающимся поставленных перед ним вопросов со стороны других обучающихся, учителя, других членов комиссии, выявление обучающимся проблем в собственном понимании и понимании участников обсуждения, разрешение возникших проблем – ясный и четкий ответ либо описание возможных направлений для размышлений;
- умение активно участвовать в дискуссии: выслушивание и понимание чужой точки зрения, поддерживание диалога уточняющими вопросами, аргументация собственной точки зрения, развитие темы обсуждения, оформление выводов дискуссии.
Ключевым моментом в процессе оценки результатов проектной работы является развитие навыков анализа собственной деятельности обучающимися. Особое место занимает самооценивание, цель которого – осмысление обучающимся собственного опыта, выявление причин успеха или неудачи, осознание собственных проблем и поиск внутренних ресурсов, способствующих их разрешению.
Личностные
У школьников будут сформированы:
Ученик получит возможность для формирования:
Регулятивные
Школьник научится:
Познавательные
Школьник научится:
Ученик получит возможность научиться:
Коммуникативные
Школьник научится:
Ученик получит возможность научиться:
Результатом проектной деятельности обучающихся станет личностно или общественно значимый продукт, а именно:
Содержание ПРОГРАММЫ
Тема 1. Понятие «Учебный проект» (2ч.)
Что такое учебный проект. Основные теоретические сведения, термины. Виды проектов.
Тема 2. Ситуация и проблема. Постановка цели. Формулирование темы (4ч.)
Что такое ситуация. Выделение признаков ситуации. Желаемая и реальная ситуации. Анализ (описание) реальной ситуации. Обоснование желаемой ситуации. Описание ситуации в рамках проекта.
Постановка цели как прогнозируемый результат. Требования к формулированию цели. Связь между достижением цели и решением проблемы проекта.
Практическая работа «Мозговой штурм (проблема, цель, тема проекта)».
Тема 3. Планирование деятельности. Формулирование задач. (2ч.)
Что такое задача. Определение и формирование задач, адекватных целям. Как разбить задачу на шаги. Планирование деятельности. Риски: распознавание, оценка, предотвращение.
Тема 4. Ресурсы. (1 ч.)
Что такое ресурсы. Какие бывают ресурсы (информационные, материальные, трудовые). Что может стать ресурсом. Выявление ресурсов.
Написание эссе «Ступенька к проекту».
Тема 5. Работа с каталогами. (3 ч)
Что такое каталог. Основа всех каталогов – карточка. Информация с титульного листа книги. Виды каталогов (алфавитный, систематический, электронный). Нахождение нужной книги по каталогу.
Тема 6. Работа со справочной литературой. (3 ч)
Виды справочной литературы (словарь, справочник, энциклопедия). Особенности словарных статей в разных источниках информации. Составление справочника по теме проекта. Поиск недостающей информации.
Тема 7. Способы первичной обработки информации. (3 ч)
Чтение текста с пометами. Составление записей по прочитанному тексту. Составление таблицы на основе полученных записей. Обсуждение заполненных таблиц. Составление денотатного графа по тексту. Составление денотатного графа по теме проекта. Составление «лестницы» сужения и расширения понятий. Обсуждение результатов работы в группе.
Что такое коллаж. Составление коллажа на определённую тему.
Тема 8. Наблюдение и эксперимент. (3 ч.)
Описание свойств трёх предметов. Проведение экспериментов. Прогнозирование результатов эксперимента. Последовательность проведения наблюдения и эксперимента. Наблюдения, необходимые для работы над проектом. Оформление результатов наблюдений (экспериментов).
Тема 9. Как работать вместе. (2ч.)
Правила групповой работы. Общение в группе. Самые важные правила. Командные роли. Конфликтная ситуация. Способы разрешения конфликта. Способы группового взаимодействия.
Тема 10. Вместе к одной цели. (10 ч).
Учимся применять способности. Учимся взаимодействовать. Учимся презентации. Работа на компьютере – структурирование материала, создание презентации. Оформление презентации. Выпуск брошюры. Работа над проектами.
Тема 11. Сам себе эксперт. (5 ч).
Учимся рефлексировать. Мониторинг исследовательской деятельности обучающихся.
Подготовка к защите.
Психологический аспект готовности к выступлению. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово. Знакомство с памяткой «Как подготовиться к публичному выступлению».
Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка.
Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы».
Защита проектов.
Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения учащегося в рамках проекта и оценка продукта.
Конференция. Выступления учащихся с презентацией своих проектов.
Анализ проектно-исследовательской деятельности.
Основные методы обучения
Основными методами обучения являются: проблемный, частично-поисковый и исследовательский, словесно-иллюстративные методы, выступления с предложениями, идеями, обсуждение.
Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу детей в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в библиотеке; проектная деятельность включает проведение наблюдений, экскурсий, интервью, викторин, встреч с интересными людьми, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий: типовые занятия (объяснения и практические работы), уроки-тренинги, групповые исследования, игры-исследования, творческие проекты.
Методы проведения занятий: беседа, игра, эксперимент, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Формы контроля
Для регулярного контроля на обучающихся заводится диагностическая карта, в которой по каждой теме ставится соответствующий балл: 3 – высокий уровень (выполнил в полном объёме); 2 – средний (выполнил с помощью преподавателя); 1 – низкий (выполнил с большим количеством ошибок); 0 – очень низкий (не выполнил). Каждый обучающийся ведёт «Дневник работы над проектом». Итоговая аттестация по изученному курсу проводится по результатам отчетов о выполнении работ и итоговой работы - группового или индивидуального проекта.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
ТематическОЕ планИРОВАНИЕ
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
1 |
Понятие «Учебный проект» |
2 |
2 |
Ситуация и проблема. Постановка цели. Формулирование темы |
4 |
3 |
Планирование деятельности. Формулирование задач |
2 |
4 |
Ресурсы |
1 |
5 |
Работа с каталогами |
3 |
6 |
Работа со справочной литературой |
5 |
7 |
Способы первичной обработки информации |
3 |
8 |
Наблюдение и эксперимент |
3 |
9 |
Как работать вместе |
2 |
10 |
Вместе к одной цели |
6 |
11 |
Сам себе эксперт |
4 |
Итого часов |
32 |
КАЛЕНДАРНО-Тематическое планирование
В соответствии с календарным учебным графиком на 2022-2023 учебный год программа будет реализована в полном объёме за 32 часов за счёт уплотнения материала:
№ п/п |
Дата |
Тема |
Планируемые результаты |
Понятие «Учебный проект» |
|||
1 |
5.09 |
Что такое учебный проект. |
Научиться ориентироваться в сфере личных интересов. |
2 |
12.09 |
Основные теоретические сведения, термины. Виды проектов. |
Познакомиться с понятием «проектная деятельность», видами проектов. Формировать общие представления о проектной деятельности.
|
Ситуация и проблема. Постановка цели. Формулирование темы |
|||
3 |
19.09 |
Что такое ситуация. Описание ситуации в рамках проекта. |
Систематизировать, расширить и углубить знания о проектной деятельности. |
4 |
26.09 |
Формулирование проблемы. |
Познакомиться с современными проблемами изучения русского языка, лингвистическими методами исследования. Выбрать проблему исследования. |
5 |
3.10 |
Постановка цели как прогнозируемый результат. Связь между достижением цели и решением проблемы проекта. |
Составить план исследовательской работы, план выполнения проекта. |
6 |
10.10 |
Практическая работа «Мозговой штурм (проблема, цель, тема проекта)». |
Выбрать проблему исследования. |
Планирование деятельности. Формулирование задач |
|||
7 |
17.10 |
Что такое задача. Определение и формирование задач, адекватных целям. |
Составить план проекта. |
8 |
24.10 |
Как разбить задачу на шаги. Планирование деятельности. |
Составить план проекта. |
Ресурсы |
|||
9 |
7.11 |
Что такое ресурсы. Написание эссе «Ступенька к проекту». |
Практически овладеть научным стилем речи. |
Работа с каталогами |
|||
10 |
14.11 |
Что такое каталог. |
Приобрести практические навыки работы со справочной и научной литературой. |
11 |
21.11 |
Виды каталогов (алфавитный, систематический, электронный). |
Приобрести практические навыки работы со справочной и научной литературой. |
12 |
28.11 |
Нахождение нужной книги по каталогу. |
Приобрести практические навыки работы со справочной и научной литературой. |
Работа со справочной литературой |
|||
13 |
5.12 |
Виды справочной литературы (словарь, справочник, энциклопедия). |
Научиться работать с различными источниками информации. |
14 |
12.12 |
Составление справочника по теме проекта. |
Научиться собирать языковой материал и анализировать его. Обучиться статистической обработке полученного материала и представлению результатов в виде таблиц, диаграмм, циклограмм. |
15 |
19.12 |
Поиск недостающей информации. Интернет-ресурсы. |
Научиться собирать языковой материал и анализировать его. Обучиться статистической обработке полученного материала и представлению результатов в виде таблиц, диаграмм, циклограмм. |
Способы первичной обработки информации |
|||
16 |
26.12 |
Чтение и конспект. |
Научиться работать с различными источниками информации. Научиться реферированию, оформлению ссылок на литературу в тексте. |
17 |
16.01 |
Составление денотатного графа по теме проекта. |
Обучиться статистической обработке полученного материала и представлению результатов в виде таблиц, диаграмм, циклограмм, денотатного графа по теме проекта. |
18 |
23.01 |
Что такое коллаж. Составление коллажа на определённую тему. |
Составить коллажа на определённую тему. |
Наблюдение и эксперимент |
|||
19 |
30.01 |
Проведение экспериментов. Прогнозирование результатов эксперимента. |
Научиться формулировать проблемы, ставить проблемные вопросы. |
20 |
6.02 |
Наблюдения, необходимые для работы над проектом. |
Научиться собирать языковой материал и анализировать его. Обучиться статистической обработке полученного материала. |
21 |
13.02 |
Оформление результатов наблюдений (экспериментов). |
Научиться способам первичной обработки информации, наблюдать, экспериментировать и оформлять результаты. |
Как работать вместе |
|||
22 |
20.02 |
Правила групповой работы. Общение в группе. Командные роли. |
Научиться работать в группе, команде. |
23 |
27.02 |
Конфликтная ситуация. Способы разрешения конфликта |
Научиться работать в группе, команде. |
Вместе к одной цели |
|||
24 |
6.03 |
Учимся применять способности. |
Овладеть навыком отбора иллюстративного материала для представления работы. Познакомиться с лингвистическими методами исследования, применить их на практике. Выработать умение формулировать выводы. |
25 |
13.03 |
Учимся взаимодействовать. |
Научиться работать в группе, команде. Научиться планировать или проводить эксперимент в команде. |
26 |
27.03 |
Учимся презентации. |
Овладеть навыком отбора иллюстративного материала для представления работы. |
27 |
3.04 |
Работа на компьютере – структурирование материала, создание презентации. |
Научиться редактировать и оформлять работу, составлять аннотацию, тезисный план, текст компьютерной презентации, устного доклада. Овладеть навыком отбора иллюстративного материала для представления работы. |
28 |
10.04 |
Оформление презентации. |
Научиться редактировать и оформлять работу, составлять текст компьютерной презентации. Овладеть навыком отбора иллюстративного материала для представления работы. |
29 |
17.04 |
Выпуск брошюры. Работа над проектами. |
Обучиться редактированию научного текста; навыкам «свёртывания» и «развёртывания» текста. |
30 |
24.04 |
Работа над проектами. |
Овладеть навыком отбора иллюстративного материала для представления работы. |
31 |
- |
Работа над проектами. |
Овладеть навыком отбора иллюстративного материала для представления работы. |
Сам себе эксперт |
|||
32 |
15.05 |
Учимся рефлексировать. Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка. |
Обучиться рефлексии на продукт. Научиться оценивать свои и чужие результаты. Научиться составлять текст выступления. |
33 |
22.05 |
Выступление с презентацией своих проектов. |
Познакомиться с разными видами представления результатов своей деятельности. |
34 |
- |
Итоговое занятие |
|