|
Документ подписан электронной подписью |
|
|
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Красноармейская средняя общеобразовательная школа
|
|
|
Рассмотрена на заседании школьного методического объединения ___________И.В.Сычева Протокол № 1 от 30 августа 2022 г. |
Принята на заседании педагогического совета Протокол № 2 от 31 августа 2022 г. |
Утверждена приказом директора _____________Л.В.Гришина Приказ № 306 от 31 августа 2022 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РОДНОМУ (РУССКОМУ) ЯЗЫКУ
ДЛЯ 10 КЛАССА
на 2022-2023 учебный год
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ - 35
Составила: Пустоварова Оксана Викторовна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории |
п. Красноармейский
2022 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по родному (русскому) языку для учащихся 10 класса составлена на основе следующих документов:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897);
- Основная образовательная программа МБОУ Красноармейской СОШ;
- Приказ Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» - Приказ Минпросвещения России от 23 декабря 2020 г. № 766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 254»
Программа курса «Родной (русский) язык» для образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, с учетом авторской программы (Программа к учебнику «Русский язык. 10—11 классы» (Авторы Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина) / Н.Г. Гольцова. - 7-е изд. - М.: OOO «Русское слово - учебник», 2019.)
Программой отводится на изучение Родного (русского) языка 35 часов, 1 час в неделю. В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ Красноармейской СОШ на 2022-2023 учебный год рабочая программа будет реализована в полном объеме за 35 часов.
В период чрезвычайных ситуаций, погодных условий, введения карантинных мероприятий по заболеваемости гриппом, ОРВИ и другими инфекционными заболеваниями, образовательная деятельность по данному учебному предмету осуществляется с использованием дистанционных технологий.
Общие цели изучения русского языка в основной школе
В соответствии с ФГОС среднего (полного) общего образования целями изучения предмета «Родной (русский) язык» являются:
• формирование российской гражданской идентичности обучающегося средствами русского языка и литературы;
• воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры;
• сформированность представлений о роли языка в жизни общества, государства; приобщение через изучение русского языка и литературы к ценностям национальной и мировой культуры; формирование нравственного сознания и поведения на основе
усвоения общечеловеческих ценностей;
• способность свободно общаться в различных формах и форматах и на разные темы; свободно использовать словарный запас;
• готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
• владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
• сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания, в том числе средству познания основ своей и других культур и уважительного отношения к ним;
• сформированность понятий о нормах русского литературного языка и умелое использование богатейших возможностей русского языка при соблюдении языковых норм;
• сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка, умение правильно и уместно их использовать в разных условиях общения;
• владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
• владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
• сформированность умений написания текстов различных жанров на различные темы, в том числе демонстрирующих творческие способности обучающегося;
• сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений (в том числе языкового анализа художественного текста);
• владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознания художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционально-личностного восприятия и интеллектуального понимания;
• сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы;
• способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные:
Метапредметные:
Предметные результаты изучения предмета «Родной (русский) язык»:
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
Содержание учебного предмета
Введение.
Раздел 1. Язык и культура
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.
Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов.
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.
Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Согласование. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш – по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежа.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений.
Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.
Речевой этикет
Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи. Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки (скороговорки).
Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог.
Эффективные приёмы чтения. Эффективные приёмы слушания. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.
Основные методы, способы и средства получения, переработки информации.
Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.
Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.
Текст как единица языка и речи
Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения.
Основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды абзацев. Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков. Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение.
Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной аргументации в учебно-научном общении.
Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Виды косвенных доказательств. Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации.
Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Анекдот, шутка.
Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.
Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.
Публицистический стиль. Проблемный очерк.
Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.
Тематическое планирование
№ |
Разделы курса |
Количество часов в авторской программе |
Количество часов в рабочей программе |
1 |
Введение. Задачи курса |
1 |
1 |
2 |
Раздел 1. Язык и культура |
8 |
8 |
3 |
Раздел 2. Культура речи |
12 |
12 |
4 |
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст |
14 |
14 |
|
Всего |
35 |
35 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов |
Дата
|
Основные виды деятельности |
Формы текущего контроля |
ИКТ |
Прим. |
|
1 |
Введение |
1 |
01.09 |
Конспектируют, заполняют таблицу |
комплексный анализ текста |
ИКТ |
|
|
|
Раздел 1. Язык и культура |
8 |
|
|
|
|
|
|
2 |
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа. |
1 |
08.09 |
составление плана-конспекта |
письменная работа |
|
|
|
3 |
Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость |
1 |
15.09 |
чтение параграфа изучение, составление плана |
письменная работа |
|
|
|
4 |
Крылатые слова и выражения |
1 |
22.09 |
изучение параграфа, составление плана |
тест |
ИКТ |
|
|
5 |
Крылатые слова и выражения |
1 |
29.09 |
устные выступления по теме |
мини- сочинение |
|
|
|
6 |
Развитие языка как объективный процесс |
1 |
06.10 |
комплексный анализ текста |
письменная работа |
|
|
|
7 |
Общее представление об активных процессах в современном русском языке |
1 |
13.10 |
работа с таблицей |
письменная работа |
ИКТ |
|
|
8 |
Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» |
1 |
20.10 |
составление плана-конспекта |
письменная работа |
|
25.10 |
|
9 |
Тест по разделу «Язык и культура» |
1 |
27.10 |
тест |
тест |
8.11 |
||
|
Раздел 2. Культура речи |
12 |
|
|
|
|
|
|
10 |
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка |
1 |
10.11 |
изучение параграфа, составление плана |
мини- сочинение |
ИКТ |
|
|
11 |
Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём |
1 |
17.11 |
изучение параграфа, составление плана |
орфоэпический диктант |
|
|
|
12 |
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. |
1 |
24.11 |
знакомство с теоретическим материалом учебника |
работа с таблицей |
|
|
|
13 |
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм |
1 |
01.12 |
знакомство с теоретическим материалом учебника |
мини-сочинение |
|
|
|
14 |
Современные толковые словари. |
1 |
08.12 |
знакомство с теоретическим материалом учебника |
практическая работа |
|
|
|
15 |
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка |
1 |
15.12 |
знакомство с теоретическим материалом учебника |
работа с таблицей |
|
|
|
17 |
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью |
1 |
22.12 |
знакомство с теоретическим материалом учебника |
мини- сочинение |
|
|
|
18 |
Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. |
1 |
12.01 |
знакомство с теоретическим материалом учебника |
словарный диктант |
ИКТ |
|
|
19 |
Речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде общения |
1 |
19.01 |
чтение параграфа изучение, составление плана |
письменная работа |
|
|
|
20 |
Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения |
1 |
26.01 |
чтение параграфа изучение, составление плана |
письменная работа |
|
|
|
21 |
Тест по разделу «Культура речи» |
1 |
02.02 |
|
|
|
|
|
|
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст |
14 |
|
|
|
|
|
|
22 |
Язык и речь. Виды речевой деятельности |
1 |
09.02 |
тест |
тест |
|
|
|
23 |
Эффективные приёмы чтения, слушания. Этапы работы с текстом |
1 |
16.02 |
комплексный анализ текста |
письменная работа |
|
|
|
24 |
Традиции русского речевого общения |
1 |
02.03 |
работа с таблицей |
письменная работа |
ИКТ |
|
|
25 |
Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. |
1 |
09.03 |
чтение параграфа изучение, составление плана |
письменная работа |
|
|
|
26 |
Текст и его основные признаки. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. |
1 |
16.03 |
работа с таблицей |
терминол. диктант |
|
|
|
27 |
Основные признаки текста. Виды абзацев. Заголовки текстов. |
1 |
30.03 |
работа с таблицей |
письменная работа |
|
|
|
28 |
Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. |
1 |
06.04 |
упражнения учебника |
тест |
ИКТ |
|
|
29 |
Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. |
1 |
13.04 |
знакомство с теоретическим материалом учебника |
словарный диктант |
|
|
|
30 |
Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. |
1 |
20.04 |
упражнения учебника |
письменная работа |
|
|
|
31 |
Тест по разделу «Текст как единица языка и речи» |
1 |
27.04 |
упражнения учебника |
тест |
|
|
|
32 |
Функциональные разновидности языка |
1 |
04.05 |
тест |
тест |
|
|
|
33 |
Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности. |
1 |
11.05 |
упражнения учебника |
мини- сочинение |
|
|
|
34 |
Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта. |
1 |
18.05 |
комплексный анализ текста |
письменная работа |
|
|
|
35 |
Тест по разделу «Речь. Речевая деятельность. Текст» |
1 |
25.05 |
чтение параграфа изучение, составление плана |
письменная работа |
ИКТ |
|
|
|
Итого |
35 |
|
|
|
|
|
|