ЭП

Документ подписан электронной подписью
11.03.2023 21:51, Гришина Людмила Владимировна, Директор школы
Ключ электроннй подписи

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Красноармейская средняя общеобразовательная школа

 

 

 

 

Рассмотрена

на заседании школьного

методического объединения

___________И.В.Сычева

Протокол № 1

от 30 августа 2022 г.

Принята

на заседании

педагогического совета

Протокол № 2

от 31 августа 2022 г.

Утверждена

приказом директора

_____________Л.В.Гришина

Приказ № 306

от 31 августа 2022 г.

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РОДНОМУ (РУССКОМУ) ЯЗЫКУ

ДЛЯ 10 КЛАССА

на 2022-2023 учебный год

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ - 35

 

 

 

 

 

 

Составила: Пустоварова Оксана Викторовна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

п. Красноармейский

2022 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по родному (русскому) языку для учащихся 10 класса составлена на основе следующих документов:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897);

- Основная образовательная программа МБОУ Красноармейской СОШ;

- Приказ Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» - Приказ Минпросвещения России от 23 декабря 2020 г. № 766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 254»

 

Программа курса «Родной (русский) язык» для образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, с учетом авторской программы (Программа к учебнику «Русский язык. 10—11 классы» (Авторы Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина) / Н.Г. Гольцова. - 7-е изд. - М.: OOO «Русское слово - учебник», 2019.)

Программой отводится на изучение Родного (русского) языка 35 часов, 1 час в неделю. В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ Красноармейской СОШ на 2022-2023 учебный год рабочая программа будет реализована в полном объеме за 35 часов.

 

В период чрезвычайных ситуаций, погодных условий, введения карантинных мероприятий по заболеваемости гриппом, ОРВИ и другими инфекционными заболеваниями, образовательная деятельность по данному учебному предмету осуществляется с использованием дистанционных технологий.

Общие цели изучения русского языка в основной школе

В соответствии с ФГОС среднего (полного) общего образования целями изучения предмета «Родной (русский) язык» являются:

• формирование российской гражданской идентичности обучающегося средствами русского языка и литературы;

• воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры;

• сформированность представлений о роли языка в жизни общества, государства; приобщение через изучение русского языка и литературы к ценностям национальной и мировой культуры; формирование нравственного сознания и поведения на основе

усвоения общечеловеческих ценностей;

• способность свободно общаться в различных формах и форматах и на разные темы; свободно использовать словарный запас;

• готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

• владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

• сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания, в том числе средству познания основ своей и других культур и уважительного отношения к ним;

• сформированность понятий о нормах русского литературного языка и умелое использование богатейших возможностей русского языка при соблюдении языковых норм;

• сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка, умение правильно и уместно их использовать в разных условиях общения;

• владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

• владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

• сформированность умений написания текстов различных жанров на различные темы, в том числе демонстрирующих творческие способности обучающегося;

• сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений (в том числе языкового анализа художественного текста);

• владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознания художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционально-личностного восприятия и интеллектуального понимания;

• сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы;

• способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях.

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные:

 

Метапредметные:

 

Предметные результаты изучения предмета «Родной (русский) язык»:

1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;

3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;

4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;

5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;

6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;

8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

 

Содержание учебного предмета

 

Введение.

Раздел 1. Язык и культура

Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.

Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов.

Раздел 2. Культура речи

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.

Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.

Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.

Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Согласование. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш – по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежа.

Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.

Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений.

Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.

Речевой этикет

Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст

Язык и речь. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи. Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки (скороговорки).

Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог.

Эффективные приёмы чтения. Эффективные приёмы слушания. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.

Основные методы, способы и средства получения, переработки информации.

Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.

Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.

Текст как единица языка и речи

Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения.

Основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды абзацев. Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков. Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение.

Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной аргументации в учебно-научном общении.

Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Виды косвенных доказательств. Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации.

Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.

Функциональные разновидности языка

Разговорная речь. Анекдот, шутка.

Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.

Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.

Публицистический стиль. Проблемный очерк.

Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.

 

Тематическое планирование

Разделы курса

Количество часов в авторской программе

Количество часов в рабочей программе

1

Введение. Задачи курса

1

1

2

Раздел 1. Язык и культура

8

8

3

Раздел 2. Культура речи

12

12

4

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст

14

14

 

Всего

35

35

 

Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Дата

 

Основные виды деятельности

Формы текущего контроля

ИКТ

Прим.

1

Введение

1

01.09

Конспектируют, заполняют таблицу

комплексный анализ текста

ИКТ

 

 

Раздел 1. Язык и культура

8

 

 

 

 

 

2

Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа.

1

08.09

составление плана-конспекта

письменная работа

 

 

3

Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость

1

15.09

чтение параграфа изучение, составление плана

письменная работа

 

 

4

Крылатые слова и выражения

1

22.09

изучение параграфа, составление плана

тест

ИКТ

 

5

Крылатые слова и выражения

1

29.09

устные выступления по теме

мини- сочинение

 

 

6

Развитие языка как объективный процесс

1

06.10

комплексный анализ текста

письменная работа

 

 

7

Общее представление об активных процессах в современном русском языке

1

13.10

работа с таблицей

письменная работа

ИКТ

 

8

Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум»

1

20.10

составление плана-конспекта

письменная работа

 

25.10

9

Тест по разделу «Язык и культура»

1

27.10

тест

тест

 

8.11

 

Раздел 2. Культура речи

12

 

 

 

 

 

10

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка

1

10.11

изучение параграфа, составление плана

мини- сочинение

ИКТ

 

11

Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём

1

17.11

изучение параграфа, составление плана

орфоэпический диктант

 

 

12

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

1

24.11

знакомство с теоретическим материалом учебника

работа с таблицей

 

 

13

Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм

1

01.12

знакомство с теоретическим материалом учебника

мини-сочинение

 

 

14

Современные толковые словари.

1

08.12

знакомство с теоретическим материалом учебника

практическая работа

 

 

15

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка

1

15.12

знакомство с теоретическим материалом учебника

работа с таблицей

 

 

17

Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью

1

22.12

знакомство с теоретическим материалом учебника

мини- сочинение

 

 

18

Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках.

1

12.01

знакомство с теоретическим материалом учебника

словарный диктант

ИКТ

 

19

Речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде общения

1

19.01

чтение параграфа изучение, составление плана

письменная работа

 

 

20

Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения

1

26.01

чтение параграфа изучение, составление плана

письменная работа

 

 

21

Тест по разделу «Культура речи»

1

02.02

 

 

 

 

 

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст

14

 

 

 

 

 

22

Язык и речь. Виды речевой деятельности

1

09.02

тест

тест

 

 

23

Эффективные приёмы чтения, слушания. Этапы работы с текстом

1

16.02

комплексный анализ текста

письменная работа

 

 

24

Традиции русского речевого общения

1

02.03

работа с таблицей

письменная работа

ИКТ

 

25

Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях.

1

09.03

чтение параграфа изучение, составление плана

письменная работа

 

 

26

Текст и его основные признаки. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения.

1

16.03

работа с таблицей

терминол. диктант

 

 

27

Основные признаки текста. Виды абзацев. Заголовки текстов.

1

30.03

работа с таблицей

письменная работа

 

 

28

Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации.

1

06.04

упражнения учебника

тест

ИКТ

 

29

Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства.

1

13.04

знакомство с теоретическим материалом учебника

словарный диктант

 

 

30

Виды преобразования текстов: аннотация, конспект.

1

20.04

упражнения учебника

письменная работа

 

 

31

Тест по разделу «Текст как единица языка и речи»

1

27.04

упражнения учебника

тест

 

 

32

Функциональные разновидности языка

1

04.05

тест

тест

 

 

33

Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.

1

11.05

упражнения учебника

мини- сочинение

 

 

34

Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.

1

18.05

комплексный анализ текста

письменная работа

 

 

35

Тест по разделу «Речь. Речевая деятельность. Текст»

1

25.05

чтение параграфа изучение, составление плана

письменная работа

ИКТ

 

 

Итого

35