|
Документ подписан электронной подписью |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Красноармейская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена на заседании школьного методического объединения __________Е.В. Марышева Протокол № 1 от 30 августа 2022 г. |
Принята на заседании педагогического совета Протокол № 2 от 31 августа 2022 г. |
Утверждена приказом директора _______ Л.В. Гришина Приказ № 306 от 31 августа 2022 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ТЕХНОЛОГИИ
ДЛЯ 3А КЛАССА
на 2022-2023 учебный год
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ - 34
Составила: Шамрай Инна Васильевна, учитель начальных классов |
п. Красноармейский
2022г.
Пояснительная записка
Технология
3 класс
УМК «Школа России»
Рабочая программа по технологии для учащихся 3 класса и разработана на основе следующих документов:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования", с изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г
- Основной образовательной программы МБОУ Красноармейской СОШ;
- Приказа Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;
- Приказа Минпросвещения России от 23 декабря 2020 г. № 766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 254»
Рабочей программы:
- «Технология» Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева, УМК «Школа России», Москва «Просвещение», 2019 г.
Школа вправе в течение 3-х лет использовать в образовательной деятельности учебники, приобретенные до вступления в силу приказа от 28.12.2018 № 345, 20.05.2020 г. № 254, 23.12. 2020 г. № 766
По учебному плану на изучение предмета в 3 классе отводится 1 час в неделю, итого 34 часа инвариантной части.
В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ Красноармейской СОШ на 2022-2023 учебный год рабочая программа рассчитана на 34 часа, из них проектов- 3 часа.
Для реализации программы выбран учебник «Технология» для 3 класса общеобразовательных учреждений Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева, УМК «Школа России», Москва «Просвещение», 2019 г.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цели изучения курса технологии:
- развитие социально-значимых личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка),
- приобретение первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности,
- расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта, представлений о профессиональной деятельности человека.
Основные задачи курса:
- стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, миру профессий, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
- формирование картины материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; - формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
- формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий,
- овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиска необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
В качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование универсальных учебных действий всех видов: познавательных, регулятивных, коммуникативных, а также личностных качеств учащихся.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология», 3 класс
Личностными результатами изучения курса «Технология» в 3 классе является формирование следующих умений:
Метапредметными результатами изучения технологии является:
Предметными результатами изучения технологии является:
Планируемые результаты изучения предмета.
Обучающиеся научатся:
Содержание учебного курса по технологии, 3 класс
Информационная мастерская.
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т.д.) разных народов России (на примере 2-3 народов). Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление). Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Практика работы на компьютере.
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации. Назначение основных устройств компьютера для ввода вы вода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приемы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО). Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word и PowerPoint.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (Мастерская скульптора, мастерская рукодельниц).
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материала: разметка деталей ( на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (открывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другой орнамент).Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
Конструирование и моделирование. (Мастерская инженера, конструктора, строителя, декоратора. Мастерская кукольника).
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр. Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.
Учебно - тематическое планирование по технологии, 3 класс
№ п/п |
Название раздела |
Количество часов |
|
1 |
Информационная мастерская |
4 |
|
2 |
Мастерская скульптора |
6 |
|
3 |
Мастерская рукодельниц |
8 |
|
4 |
Мастерская инженера, конструктора, строителя, декоратора |
14 |
|
5 |
Мастерская кукольника |
2 |
|
Итого |
|
34 |
|
Календарно-тематическое планирование по технологии, 3 класс
№ п/п |
Тема урока, название раздела |
Форма контроля |
Дата |
Виды учебной деятельности |
ИКТ |
Примечание |
Информационная мастерская (4 ч) |
|
|||||
1 |
Инструктаж по ТБ. Вспомним и обсудим |
Творческие работы |
06.09 |
Регулятивные: организовывать рабочее места, определять тему, ставить цели и задачи урока совместно с учителем, изготавливать изделие с опорой на план. Познавательные: наблюдать, сравнивать и называть различные материалы, анализировать образцы изделий, делать выводы. Коммуникативные: принимать участие в беседе, обсуждении. |
|
|
2 |
Знакомимся с компьютером. |
Изготовление изделия |
13.09 |
Регулятивные: рационально инструменты при работе с компьютером, план предстоящей работы и придерживаться его. Познавательные: наблюдать и сравнивать природные материалы по форме и тону, классифицировать их по этим признакам, делать выводы о наблюдаемых изделиях. Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. |
|
|
3 |
Компьютер – твой помощник. |
Изготовление изделия |
20.09 |
Регулятивные: организовывать рабочее место для Познавательные: наблюдать и сравнивать различные цветосочетания и композиции. Коммуникативные: вступать в диалог, слушать и понимать речь других, оценивать результаты своей деятельности и труда одноклассников. |
Документ-камера |
|
4 |
Создание текста на компьютере. |
Творческая работа |
27.09 |
Регулятивные: организовывать рабочее место, понимать поставленную цель. Познавательные: наблюдать и сравнивать различные открывать новые знания Коммуникативные: принимать участие в коллективном обсуждении проблемы. |
|
|
Мастерская скульптора (6 ч) |
||||||
5 |
Как работает скульптор.
|
Изготовление изделия |
04.10 |
Регулятивные: рационально размещать материалы и инструменты, отбирать необходимое для работы, отделять известное от нового, осуществлять контроль по линейке. Познавательные: сравнивать результаты измерений длин отрезков, открывать новые знания и умения, решать технологические задачи,обобщать новое, которое освоено. Коммуникативные: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). |
|
|
6 |
Скульптуры разных времен и народов. |
Изготовление изделия |
11.10 |
Регулятивные: организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном, понимать поставленную цель, отделять известное от нового, отбирать необходимые материалы для работы, составлять план предстоящей практической работы, придерживаться его Познавательные: анализировать образцы изделий по памятке, сравнения, рассуждения и пробные упражнения, выполнять работу по технологической карте, обобщать то новое, что освоено. Коммуникативные: слушать собеседника, излагать своё мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность. |
Интерактивная доска |
|
7 |
Статуэтки.
|
Изготовление изделия |
18.10 |
Регулятивные: организовывать рабочее место, рационально размещать инструменты и материалы, отбирать необходимые материалы для работы. Познавательные: анализировать образцы изделий по памятке, сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы, уметь договариваться и помогать друг другу при совместной работе. |
|
|
8 |
Рельеф и его виды. Как придать поверхности фактуру и объем? |
Изготовление изделия |
25.10 |
Регулятивные: осуществлять контроль по шаблону и лекалу, проверять изделие в действии и при необходимости корректировать его конструкцию, технологию изготовления, объективно оценивать результат своей деятельности. Познавательные: Открывать новые знания, решать конструкторско-технологические задачи путем наблюдения, рассуждения, делать выводы о наблюдаемых явлениях. Коммуникативные: осваивать умение обсуждать, адекватно относиться к оценке своих знаний. |
|
|
9 |
Инструктаж по ТБ. Рельеф и его виды. Как придать поверхности фактуру и объем? |
Изготовление изделия |
08.11 |
Регулятивные: организовывать рабочее место, рационально размещать инструменты и материалы, отбирать необходимые материалы для работы. Познавательные: анализировать образцы изделий по памятке, сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы, уметь договариваться и помогать друг другу при совместной работе. |
Документ-камера |
|
10 |
Конструируем из фольги.
|
Творческая работа |
15.11 |
Регулятивные: осуществлять контроль по шаблону и лекалу, проверять изделие в действии и при необходимости корректировать его конструкцию, технологию изготовления, объективно оценивать результат своей деятельности. Познавательные: Открывать новые знания, решать конструкторско-технологические задачи путем наблюдения, рассуждения, делать выводы о наблюдаемых явлениях. Коммуникативные: осваивать умение обсуждать, адекватно относиться к оценке своих знаний. |
|
|
Мастерская рукодельницы (8 ч) |
||||||
11 |
Вышивка и вышивание.
|
Изготовление изделия |
22.11 |
Регулятивные: рационально размещать материалы и инструменты, отбирать необходимое для работы, отделять известное от нового, осуществлять контроль по линейке. Познавательные: сравнивать результаты измерений длин отрезков, открывать новые знания и умения, решать технологические задачи. Коммуникативные: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). |
|
|
12 |
Строчка петельного стежка. |
Изготовление изделия |
29.11 |
Регулятивные: организовывать рабочее место для работы с иглой, понимать поставленную цель, отделять известное от нового, отбирать необходимые материалы для работы. Познавательные: анализировать образцы изделий по памятке, сравнения, рассуждения и пробные упражнения, выполнять работу по технологической карте, обобщать то новое, что освоено. Коммуникативные: слушать собеседника, излагать своё мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность. |
Интерактивная доска |
|
13 |
Пришивание пуговицы. «Волшебное дерево». |
Коллективный проект |
06.12 |
Регулятивные: организовывать рабочее место, рационально размещать инструменты и материалы, отбирать необходимые материалы для работы. Познавательные: анализировать образцы изделий по памятке, сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы, уметь договариваться и помогать друг другу при совместной работе. |
|
|
14 |
Контрольная работа за 1 полугодие |
тест |
13.12 |
Регулятивные: осуществлять контроль по шаблону и лекалу, проверять изделие в действии и при необходимости корректировать его конструкцию, технологию изготовления, объективно оценивать результат своей деятельности. Познавательные: Открывать новые знания, решать конструкторско-технологические задачи путем наблюдения, рассуждения, делать выводы о наблюдаемых явлениях. Коммуникативные: осваивать умение обсуждать, адекватно относиться к оценке своих знаний. |
|
|
15 |
История швейной машины. |
Беседа |
20.12 |
Регулятивные: рационально размещать материалы и инструменты, отбирать необходимое для работы, отделять известное от нового, осуществлять контроль по линейке. Познавательные: сравнивать результаты измерений длин отрезков, открывать новые знания и умения, решать технологические задачи, обобщать новое, которое освоено. Коммуникативные: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). |
Интерактивн ая доска |
|
16 |
Инструктаж по ТБ. Секреты швейной машины. |
Фронтальный опрос |
27.12 |
Регулятивные: организовывать рабочее место, понимать поставленную цель, отделять известное от нового, отбирать необходимые материалы для работы, составлять план предстоящей практической работы, придерживаться его Познавательные: анализировать образцы изделий по памятке, сравнения, рассуждения и пробные упражнения, выполнять работу по технологической карте, обобщать то новое, что освоено. Коммуникативные: слушать собеседника, излагать своё мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность. |
|
|
17 |
Футляры. |
Изготовление изделия |
10.01 |
Регулятивные: организовывать рабочее место, рационально размещать инструменты и материалы, отбирать необходимые материалы для работы. Познавательные: анализировать образцы изделий по памятке, сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы, уметь договариваться и помогать друг другу при совместной работе. |
|
|
18 |
Наши проекты. Подвеска. |
Защита проектов |
17.01 |
Регулятивные: осуществлять контроль по шаблону и лекалу, проверять изделие в действии и при необходимости корректировать его конструкцию, технологию изготовления, объективно оценивать результат своей деятельности. Познавательные: Открывать новые знания, решать конструкторско-технологические задачи путем наблюдения, рассуждения, делать выводы о наблюдаемых явлениях. Коммуникативные: осваивать умение обсуждать, адекватно относиться к оценке своих знаний. |
Документ-камера |
|
Мастерская инженеров - конструкторов, строителей, декораторов (14 ч) |
||||||
19 |
Строительство и украшение дома. |
Изготовление изделия |
24.01 |
Регулятивные: организовывать рабочее место, понимать поставленную цель, отделять известное от нового, отбирать необходимые материалы для работы, составлять план предстоящей практической работы, придерживаться его Познавательные: анализировать образцы изделий по памятке, сравнения, рассуждения и пробные упражнения, выполнять работу по технологической карте, обобщать то новое, что освоено. Коммуникативные: слушать собеседника, излагать своё мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность. |
|
|
20 |
Объем и объемные формы. Развертка.
|
Творческие работы |
31.01 |
Регулятивные: организовывать рабочее место, рационально размещать инструменты и материалы, отбирать необходимые материалы для работы. Познавательные: анализировать образцы изделий по памятке, сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы, уметь договариваться и помогать друг другу при совместной работе. |
Интерактивная доска |
|
21 |
Подарочные упаковки.
|
Защита проектов |
07.02 |
Регулятивные: проверять изделие в действии и при необходимости корректировать его конструкцию, технологию изготовления, объективно оценивать результат своей деятельности. Познавательные: Открывать новые знания, решать конструкторско-технологические задачи путем наблюдения, рассуждения, делать выводы о наблюдаемых явлениях. Коммуникативные: осваивать умение обсуждать, адекватно относиться к оценке своих знаний. |
|
|
22 |
Декорирование (украшение) готовых форм.
|
Изготовление изделия |
14.02 |
Регулятивные: осуществлять контроль по шаблону и лекалу. Познавательные: Открывать новые знания, решать конструкторско-технологические задачи путем наблюдения. Коммуникативные: осваивать умение обсуждать, адекватно относиться к оценке своих знаний. |
|
|
23-24 |
Конструирование из сложных разверток. |
Изготовление изделия |
21.02 28.02 |
Регулятивные: организовывать рабочее место, понимать поставленную цель, отделять известное от нового. Познавательные: анализировать образцы изделий по памятке, сравнения, рассуждения и пробные упражнения. Коммуникативные: слушать собеседника, излагать своё мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность. |
Документ- камера |
|
25 |
Модели и конструкции. |
Изготовление изделия |
07.03 |
Регулятивные: организовывать рабочее место, рационально размещать инструменты и материалы, отбирать необходимые материалы для работы. Познавательные: анализировать образцы изделий по памятке, сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы, уметь договариваться и помогать друг другу при совместной работе. |
|
|
26 |
Наши проекты. Парад военной техники.
|
Защита проектов
|
14.03 |
Регулятивные: осуществлять контроль по шаблону и лекалу, проверять изделие в действии и при необходимости корректировать его конструкцию, технологию изготовления, объективно оценивать результат своей деятельности. Познавательные: Открывать новые знания, решать конструкторско-технологические задачи путем наблюдения, рассуждения, делать выводы о наблюдаемых явлениях. Коммуникативные: осваивать умение обсуждать, адекватно относиться к оценке своих знаний. |
|
|
27-28 |
Инструктаж по ТБ. Наша родная армия. Художник-декоратор. |
Изготовление изделия |
28.03 04.04 |
Регулятивные: организовывать рабочее место, понимать поставленную цель, отделять известное от нового, отбирать необходимые материалы для работы, составлять план предстоящей практической работы, придерживаться его Познавательные: анализировать образцы изделий по памятке, сравнения, рассуждения и пробные упражнения, выполнять работу по технологической карте, обобщать то новое, что освоено. Коммуникативные: слушать собеседника, излагать своё мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность. |
|
|
29 |
Контрольная работа за год |
тест |
11.04 |
Регулятивные: организовывать рабочее место, рационально размещать инструменты и материалы, отбирать необходимые материалы для работы. Познавательные: анализировать образцы изделий по памятке, сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы, уметь договариваться и помогать друг другу при совместной работе. |
|
|
30 |
Филигрань и квиллинг. Знакомство с понятием "декоративно-прикладное искусство", понятиями "филигрань", "квиллинг" |
Изготовление изделия |
18.04 |
Регулятивные: осуществлять контроль по шаблону и лекалу, проверять изделие в действии и при необходимости корректировать его конструкцию, технологию изготовления, объективно оценивать результат своей деятельности. Познавательные: Открывать новые знания, решать конструкторско-технологические задачи путем наблюдения, рассуждения, делать выводы о наблюдаемых явлениях. Коммуникативные: осваивать умение обсуждать, адекватно относиться к оценке своих знаний. |
|
|
31-32 |
Художественные техники из креповой бумаги. |
Изготовление изделия |
25.04 02.05 |
Регулятивные: осуществлять контроль по шаблону и лекалу. Познавательные: Открывать новые знания, решать конструкторско-технологические задачи путем наблюдения. Коммуникативные: осваивать умение обсуждать, адекватно относиться к оценке своих знаний. |
Интерактивная доска |
|
Мастерская кукольника (2 ч) |
||||||
33-34 |
Что такое игрушка? Игрушка из носка. |
Изготовление изделия |
16.05 23.05 |
Регулятивные: организовывать рабочее место, понимать поставленную цель, отделять известное от нового. Познавательные: анализировать образцы изделий по памятке, сравнения, рассуждения и пробные упражнения. Коммуникативные: осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность. |
Интерактивная доска |
|
Всего: 34 часа |