ЭП

Документ подписан электронной подписью
30.11.2022 15:07, Гришина Людмила Владимировна, Директор школы
Ключ электроннй подписи

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Красноармейская средняя общеобразовательная школа

 

Рассмотрена

на заседании школьного

методического объединения

__________Е.В. Марышева

Протокол № 1

от 30 августа 2022 г.

Принята

на заседании

педагогического совета

Протокол № 2

  • 31 августа 2022г.

Утверждена

приказом директора

_______ Л.В. Гришина

Приказ № 306

от 31 августа 2022 г.

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

ДЛЯ 3А КЛАССА

на 2022-2023 учебный год

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ - 68

 

 

 

 

Составили: Шамрай Инна Васильевна, учитель начальных классов, Любименко Юлия Сергеевна, учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Красноармейский

2022 г.

 

Пояснительная записка

Окружающий мир

3 класс

УМК «Школа России»

 

Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 3 класса и разработана на основе следующих документов:

- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- Приказа Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования", с изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г

- Основной образовательной программы МБОУ Красноармейской СОШ;

- Приказа Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;

- Приказа Минпросвещения России от 23 декабря 2020 г. № 766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 254»

Рабочей программы:

- «Окружающий мир.» А.А. Плешаков, УМК «Школа России», Москва. Просвещение, 2016 г.

Школа вправе в течение 3-х лет использовать в образовательной деятельности учебники, приобретенные до вступления в силу приказа от 28.12.2018 № 345, 20.05.2020 г. № 254, 23.12. 2020 г. № 766

 

По учебному плану на изучение предмета в 3 классе отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов инвариантной части.

В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ Красноармейской СОШ на 2022-2023 учебный год рабочая программа рассчитана на 68 часов, в том числе, контрольных работ – 2 ч, проектов- 4ч, экскурсий- 1 ч

 

Для реализации программы выбран учебник «Окружающий мир.» Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений в 2 частях, А.А. Плешаков, Москва. Просвещение, 2020 г.

Источники контрольных измерительных материалов: Ю.И Глаголева, Ю.И. Архипова. «Окружающий мир: предварительный контроль, текущий контроль, итоговый контроль: 3 класс. Издательство «Просвещение», «УчЛит» 2017 г.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

  • формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
  • осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
  • формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир», 3класс

 

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и словиями её реализации;
  • определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения;
  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие

предметные результаты:

  • понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  • сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

 

Содержание обучения в программе

«Окружающий мир», 3 класс

 

Как устроен мир.

Природа, её разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии - царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т.д.). Роль природы в жизни людей. Человек - часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира. Общество. Семья, народ, государство - части общества. Человек - часть общества Человечество. Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

Эта удивительная природа.

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы. Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений. Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту. Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы, представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы. Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, пихтовые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений. Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, предающиеся, птицы, звери и др.). Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в роде и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги. Охрана животных. Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в роде и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов. Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни. Практические работы: Тела, вещества, частицы. Обнаружение крахмала в продуктах питания. Свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды в природе. Состав почвы. Размножение и развитие растений.

Мы и наше здоровье.

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена. Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании. Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц. Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания. Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Аллергия. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики - враги здоровья. Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.

Наша безопасность.

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа. Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме - источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза - опасное явление природы. Как вести себя во время грозы. Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при

обращении с кошкой и собакой. Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества. Практическая работа. Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды.

Чему учит экономика.

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги. Природные богатства - основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей. Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств. Растениеводство и животноводство - отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др. Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата. Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги. Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.

Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.

Путешествие по городам и странам.

Города Золотого кольца России - слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры. Страны, граничащие с Россией, - наши ближайшие соседи. Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран. Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.). Бережное отношение к культурному наследию человечества - долг всего общества и каждого человека.

 

 

 

 

Учебно-тематическое планирование по окружающему миру, 3 класс

 

Раздел

Количество часов

1

Как устроен мир

7

2

Эта удивительная природа

19

3

Мы и наше здоровье

10

4

Наша безопасность

8

5

Чему учит экономика

11

6

Путешествия по городам и странам

13

Итого

 

68

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру,3 класс

 

п/п

Тема урока

Форма контроля

Дата

Виды учебной деятельности

ИКТ

Примечания

 

Как устроен мир (7ч)

1

Природа.

Ценность природы

для людей

Фронтальный опрос

01.09

Регулятивные: понимать и удерживать учебные задачи;

Познавательные: различать, называть объекты государственной символики; анализировать информацию учебника; формулировать выводы из изученного; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Коммуникативные: задавать вопросы и обращаться за помощью.

Интерактивная доска

 

2

Человек.

Ответы на уроке

06.09

Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться выполнить её. Учитывать выделенные учителем ориентиры, подготавливать проект. Вносить необходимые коррективы.

Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; поиск необходимой информации.

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению при работе в паре; распределять обязанности по выполнению проекта.

 

 

3

Общество.

Ответы на уроке

08.09

Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться выполнить её.Осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Выполнять учебные действия в материализованной форме.

Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; выделять существенную информацию из познавательного текста.

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение аргументировать свою позицию.

 

 

4

Российская Федерация.

Практическая работа

13.09

Регулятивные: принимать и удерживать учебную задачу. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль, оценивать правильность выполнения действия.

Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания, контролировать его действия, допускать возможность существования у людей различных точек зрения.

АРМУ

 

5

О чём расскажет план.

Ответы на уроке

15.09

Регулятивные: принимать и удерживать учебную задачу. Учитывать выделенные учителем ориентиры.

Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; поиск необходимой информации, выделять существенную информацию из познавательного текста; Формулировать выводы.

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению при работе в паре.

 

 

6

Что такое

экология.

Ответы на уроке

20.09

Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться выполнить её выполнить. Учитывать выделенные учителем ориентиры, работать по плану.

Познавательные: поиск необходимой информации по рисунку, передача её устным путём, установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: применение полученной информации.

 

 

7

Обобщение знанийпо теме «Как

устроен мир».

 

Проверочная

работа.

22.09

Познавательные:осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков и их синтеза. Использовать знаково-символические средства.

Коммуникативные: работать в паре, просить помощь у взрослых.

Интерактивная доска

 

Эта удивительная природа (19ч)

8

Звёздное небо- Великая книга Природы.

Практическая работа

27.09

Регулятивные:планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы.

Коммуникативные:учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

 

 

9

Тела, вещества,

частицы.

 

Ответы на уроке

29.09

Регулятивные:учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные:осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы; проводить сравнение по заданным критериям. Узнавать и называть объекты и явления окружающей природы.

Коммуникативные:работать в паре, просить помощь у взрослых.

Интерактивная доска

 

10

Разнообразие

веществ.

 

Ответы на уроке

04.10

Регулятивные:выбирать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Устанавливать соответствие полученного результата и поставленной цели.

Познавательные:произвольно строить сообщения исследовательского характера; поиск информации из дополнительных источников.

Коммуникативные:строить монологические высказывания.

 

 

11

Воздух и его

охрана.

Ответы на уроке

06.10

Регулятивные:учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Принимать и удерживать учебную задачу.

Коммуникативные:формулировать собственное мнение и позицию; строить монологическое высказывание.

 

 

12

Вода.

.

Ответы на уроке

11.10

Регулятивные:учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Принимать и удерживать учебную задачу.

Познавательные:применять правила и пользоваться инструкциями, осуществлять рефлексию способов действий. Использовать знаково - символические средства, создавать схемы.Узнавать и называть объекты и явления окружающей природы.

Интерактивная доска

 

13

Превращения и

круговорот воды.

Фронтальный опрос

13.10

Регулятивные:Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Принимать и удерживать учебную задачу. Выделять и формулировать то, что изучено, и что нужно уточнить.

Познавательные:осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение по заданным критериям, классифицировать их.

Коммуникативные:определять общую цель и пути её достижения; работать в паре.

 

 

14

Берегите воду!

Работа по карточкам

18.10

Регулятивные:понимать учебную задачу и стремиться выполнить её.

проводить сравнение по заданным критериям. Использовать знаково - символические средства; поиск информации из дополнительных источников.

Коммуникативные:работать в группе, договариваться о распределении

ролей в совместной деятельности.

Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 

 

15

Что такое почва.

 

Экскурсия

20.10

Регулятивные:планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:установление причинно – следственных связей; использование знаково - символических средств; фиксация информации с помощью схем.

Коммуникативные:контролировать действия партнёра; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Интерактивная доска

 

16

Разнообразие

растений.

 

Фронтальный опрос

25.10

Регулятивные:принимать и удерживать учебную задачу.

Познавательные:находить новую информацию в учебнике, сравнивать и различать, обозначать рисунки фишками. Коммуникативные:определять общую цель и пути достижения; оценивать свои достижения на уроке.

 

 

17

Солнце, растения

и мы с вами.

 

Ответы на уроке

27.10

Регулятивные:принимать и удерживать учебную задачу.

Познавательные:находить новую информацию в учебнике, сравнивать и различать, обозначать рисунки фишками. Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; фиксация информации с помощью схем.

Коммуникативные:работая в паре, контролировать действия партнёра. Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 

 

18

Размножение и

развитие растений.

Ответы на уроке

08.11

Регулятивные:контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Познавательные:поиск и выделение необходимой информации в атласе - определителе, передача её устным путём, применение на практике.

Коммуникативные:использовать речь для регуляции своего действия.

Документ-камера

 

19

Охрана растений.

 

Ответы на уроке

10.11

Регулятивные:учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Принимать и удерживать учебную задачу. Выделять и формулировать то, что изучено, и что нужно уточнить.

Познавательные:поиск и выделение необходимой информации в атласе - определителе, передача её устным путём, применение на практике.

Коммуникативные:использовать речь для регуляции своего действия. Оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

 

 

20

Разнообразие

животных.

Ответы на уроке

15.11

Регулятивные:принимать и удерживать учебную задачу.

Познавательные:находить новую информацию в учебнике, сравнивать и различать породы. Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

Коммуникативные:работая в группе, контролировать действия партнёра. Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 

 

21

Кто что ест.

 

Работа по карточкам

17.11

Регулятивные:принимать и удерживать учебную задачу.

Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные:находить новую информацию в учебнике и доп. литературе; использовать общие приёмы решения задач; установление причинно - следственных связей, построение рассуждения.

Коммуникативные:формулировать своё мнение, аргументировать свою позицию и координировать её в сотрудничестве.

Интерактивная доска

 

22

Размножение и

развитие

животных.

Фронтальный опрос

22.11

Регулятивные:выполнять учебные действия в материализованной, умственной и громкоречевой форме.

Познавательные:поиск и выделение необходимой информации из рисунков и текста. Моделировать существенные признаки объектов с целью решения конкретной задачи.

Коммуникативные:формулировать собственное мнение, вести устный диалог.

 

 

23

Охрана животных.

Тест

24.11

Регулятивные:принимать и удерживать учебную задачу. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль, оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные:проводить сравнение, ориентироваться в способах решения задачи, использовать знако-символические средства.

Коммуникативные:строить понятные для партнёра высказывания, контролировать его действия, допускать возможность существования у людей различных точек зрения.

 

 

24

В царстве грибов.

Ответы на уроке

29.11

Регулятивные:выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; следовать плану.

Познавательные:осознанно строить сообщения исследовательского характера; моделировать взаимосвязи.

Коммуникативные:строить понятные для партнёра высказывания, строить монологическое высказывание.

Документ-камера

 

25

Наши проекты:

«Разнообразие

природы родного

края».

Защита проектов

01.12

Регулятивные:понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Познавательные:классифицировать объекты, обозначать фишками, по рисункам прослеживать цепочки и составлять рассказ.

Коммуникативныепроявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач.

 

 

26

Обобщение знаний

по теме: «Эта

удивительная

природа».

 

Фронтальный опрос

тест

06.12

Регулятивные:понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Познавательные:поиск и выделение необходимой информации из рисунков и текста. Подведение под понятие на основе распознавания объектов.

Коммуникативные:осуществлять самоконтроль и взаимный контроль.

 

 

Мы и наше здоровье (10 ч)

27

Организм

человека.

Ответы на уроке

08.12

Регулятивные:планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы; осуществлять рефлексию способов действий.

Коммуникативные:строить понятные для партнёра высказывания.

Интерактивная доска

 

28

Органы чувств. Надёжная защита

организма.

Ответы на уроке

13.12

Регулятивные:понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Познавательные:поиск и выделение необходимой информации из рисунков и текста, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, формулировать выводы из изученного материала.

Коммуникативные:формулировать собственное мнение.

 

 

29

Контрольная работа за 1 полугодие

Контрольная работа

15.12

Регулятивные:понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Распределять обязанности по подготовке проекта, собирать необходимую информацию, презентовать работу.

Познавательные:поиск и выделение необходимой информации из рисунков и текста, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Коммуникативные:договариваться и приходить к общему решению; допускать возможность существования других точек зрения.

Интерактивная доска

 

30

Работа над ошибками. Опора тела и

движение.

Работа над ошибками

20.12

Регулятивные:планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы.

Коммуникативные:учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

 

 

31

Наше питание.

Фронтальный опрос

22.12

Регулятивные:принимать и удерживать учебную задачу. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль, оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные:проводить сравнение,

ориентироваться в способах решения задачи, использовать знако-символические средства.

Коммуникативные:строить понятные для партнёра высказывания, контролировать его действия, допускать возможность существования у людей различных точек зрения.

АРМУ

 

32

 

Дыхание и

кровообращение.

Устный опрос

27.12

Регулятивные:преобразовывать практическую задачу в познавательную, применять установленные правила, предвидеть возможность полученияконкретного результата.

Познавательные:самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, применять правила и пользоваться инструкциями, осознанно строить сообщения исследовательского характера в устной и письменной форме.

Коммуникативные:задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Строить понятные для партнёра высказывания.

 

 

33

Умей

предупреждать

болезни.

Работа по карточке

10.01

Регулятивные:планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы; строить модель внутреннего строения тела.

Коммуникативные:предлагать вопросы и оценивать ответы партнёров.

 

 

34

Здоровый образ

жизни.

Ответы на уроке

12.01

Интерактивная доска

 

35

Наши проекты:

«Школа

кулинаров».

Защита проектов.

17.01

Регулятивные:планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение, вести устный диалог.

 

 

36

Обобщение знаний

по теме «Мы и

наше здоровье».

 

Проверочная работа.

19.01

Регулятивные:принимать и удерживать учебную задачу. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль, оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные:применять правила и пользоваться инструкциями, осуществлять рефлексию способов действий.

Коммуникативные:контролировать высказывания партнёра, контролировать его действия, оценивать свои достижения на уроке.

 

 

Наша безопасность (8 ч)

37

 

Огонь, вода и газ.

Тест

24.01

Регулятивные:понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы.

Познавательные:использовать знаково - символические средства, создавать схемы. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Коммуникативные:формулировать собственное мнение, вести устный диалог. Оценивать свои достижения на уроке.

Документ-камера

 

38

Чтобы путь был

счастливым.

Фронтальный опрос

26.01

Регулятивные:принимать и удерживать учебную задачу.

Познавательные:строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, формулировать правила безопасности. Применять правила и пользоваться инструкциями, осуществлять рефлексию способов действий.

Коммуникативные:строить понятные для партнёра высказывания. Контролировать высказывания партнёра

 

 

39

Дорожные знаки.

Ответы на уроке

31.01

Регулятивные:понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Познавательные:осуществлять поиск необходимой информации с использованием

«Атласа – определителя». Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Применять правила и пользоваться инструкциями, осуществлять рефлексию способов действий.

Коммуникативные:формулировать собственное мнение, вести устный диалог. Оценивать свои достижения на уроке.

 

 

40

Опасные места.

Ответы на уроке

02.02

Регулятивные:понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Познавательные:осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Применять правила и пользоваться инструкциями, осуществлять рефлексию способов действий.

Коммуникативные:формулировать собственное мнение, вести устный диалог. Обыгрывать предложенные ситуации на уроке.

Интерактивная доска

 

41

Природа и наша

безопасность.

Тест

07.02

Регулятивные:принимать и удерживать учебную задачу. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль, оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные:проводить сравнение, ориентироваться в способах решения задачи, использовать знако-символические средства.

Коммуникативные:строить понятные для партнёра высказывания, контролировать его действия, допускать возможность существования у людей различных точек зрения.

 

 

42

Экологическая

безопасность.

Ответы на уроке

09.02

Регулятивные:понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Познавательные:

осуществлять поиск необходимой информации с использованием иллюстраций учебника, озвучивать её. Формулировать понятие, обсуждать семейные традиции.

Коммуникативные:формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения.

 

 

43

Наши проекты:

«Кто нас

защищает».

Защита проектов

14.02

Регулятивные:понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Распределять обязанности по подготовке проекта, собирать необходимую информацию, презентовать работу.

Познавательные:поиск и выделение необходимой информации из бесед со взрослыми и изучения фотографий; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Коммуникативные:договариваться и приходить к общему решению; допускать возможность существования других точек зрения.

Интерактивная доска

 

44

Обобщение знаний

по теме «Наша

безопасность».

 

тест

16.02

Регулятивные:понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Познавательные:обсуждение и передача информации устным путём, формулировать правила общения, построение рассуждений и обобщений.

Коммуникативные:определять общую цель и пути её достижения, адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих.

 

 

Чему учит экономика (11 ч)

45

Для чего нужна

экономика.

Фронтальный опрос

21.02

Регулятивные:понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Познавательные:обсуждение и передача информации устным путём, формулировать правила вежливости, моделировать ситуации общения; делать выводы.

Коммуникативные:адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих. Прогнозировать возникновение конфликтов и разрешать их на основе учёта интересов всех участников.

 

 

46

Природные

богатства и труд

людей – основа

экономики.

Ответы на уроке

28.02

Регулятивные:понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Познавательные:осуществлять

поиск необходимой информации с использованием иллюстраций учебника, озвучивать ее, Формулировать понятие хороший друг, обсуждать традиции.

Коммуникативные:формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения. Адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих.

Интерактивная доска

 

47

Полезные

ископаемые

Ответы на уроке

02.03

Регулятивные:преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные:обсуждение и передача информации устным путём, формулировать правила поведения « от противного», моделировать ситуации общения; делать выводы.

Коммуникативные:адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих. Прогнозировать возникновение конфликтов и разрешать их на основе учёта интересов всех участников.

 

 

48

Растениеводство. Животноводство.

Фронтальный опрос

07.03

Регулятивные:принимать и удерживать учебную задачу. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль, оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные:проводить сравнение, ориентироваться в способах решения задачи, использовать знако-символические средства.

Коммуникативные:строить понятные для партнёра высказывания, контролировать его действия, допускать возможность существования у людей различных точек зрения.

 

 

49

 

Какая бывает

промышленность.

Ответы на уроке

09.03

Регулятивные:учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные:выделение и формулирование учебной цели, поиск необходимой информации с использованием иллюстраций учебника.

Коммуникативные:контролировать действия партнёра, договариваться и приходить к общему решению.

Документ-камера

 

50

Что такое деньги.

Ответы на уроке

14.03

Регулятивные:преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные:формулирование проблемы, определение способов решения проблемы. Поиск информации практическим путём.

Коммуникативные:адекватно использовать

коммуникативные средства для решения задач при работе в группе.

 

 

51

Государственный

бюджет.

Работа по карточке

16.03

Регулятивные:воспринимать на слух и понимать сообщения информационного характера.

Познавательные:осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные:строить понятные для партнёра высказывания.

Интерактивная доска

 

52

Семейный

бюджет.

Ответы на уроке

28.03

Регулятивные:понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации с использованием иллюстраций учебника, осуществлять рефлексию способов действий, анализировать схему.

Коммуникативные:адекватно использовать коммуникативные средства для решения задач.

 

 

53

 

Экономика и

экология.

Ответы на уроке

30.03

Регулятивные:принимать и удерживать учебную задачу. Выделять и формулировать то, что изучено, что нужно уточнить на экскурсии.

Познавательные:применять правила и пользоваться инструкциями, осуществлять рефлексию способов действий. Осознанно и произвольно строить сообщения исследовательского характера в устной форме.

Узнавать и называть объекты и явления окружающей природы. Формулировать выводы из изученного.

Коммуникативные:проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач. Договариваться о распределении функций в совместной деятельности, определять общую цель.

 

 

54

Наши проекты:

«Экономика

родного края».

Защита проектов

04.04

Регулятивные:планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы.

Коммуникативные:учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Интерактивная доска

 

55

Обобщение знаний

по теме «Чему

учит экономика».

 

Проверочная

работа.

06.04

Регулятивные:воспринимать на слух и понимать сообщения информационного характера.

Познавательные:поиск и выделение необходимой информации из настенной карты, применять правила и пользоваться инструкциями, использовать знаково-символические средства, применение информации.

Коммуникативные:строить понятные для партнёра высказывания. Контролировать действия партнёра.

 

 

Путешествие по городам и странам (13 ч)

56-57

Золотое кольцо

России.

Фронтальный опрос

11.04

13.04

Регулятивные:понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Распределять обязанности по подготовке проекта, собирать необходимую информацию, презентовать работу.

Познавательные:поиск и выделение необходимой информации из рисунков и текста, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Коммуникативные:договариваться и приходить к общему решению; допускать возможность существования других точек зрения.

 

 

58

 

Наши ближайшие соседи.

Проверочная

работа.

18.04

Регулятивные:понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные:классификация и фиксация информации.

Коммуникативные:договариваться и приходить к общему решению.

Интерактивная доска

 

59

Административная контрольная работа.

Контрольный тест

20.04

Регулятивные:понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Составлять план и строить по нему сообщения.

Познавательные:поиск и выделение необходимой информации из рисунков и текста, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Коммуникативные:работать со взрослыми, использовать информацию Интернета.

 

 

60-61

Работа над ошибками.

На севере Европы.

Работа над ошибками

25.04

27.04

Регулятивные:понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Составлять план и строить по нему сообщения.

Познавательные:поиск и выделение необходимой информации из рисунков и текста, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Коммуникативные:работать со взрослыми, использовать информацию Интернета.

 

 

62

Что такое

Бенилюкс.

Ответы на уроке

02.05

Регулятивные:воспринимать на слух и понимать сообщения информационного характера.

Познавательные:поиск и выделение необходимой информации из настенной карты, применять правила и пользоваться инструкциями; применение полученной информации для речевого сообщения.

Коммуникативные:строить понятные для партнёра высказывания. Контролировать действия партнёра.

Интерактивная доска

 

63

В центре Европы.

Ответы на уроке

04.05

Регулятивные:понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Составлять план и строить по нему сообщения.

Познавательные:поиск и выделение необходимой информации из рисунков и текста, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Коммуникативные:предлагать вопросы по содержанию, оценивать ответы одноклассников.

 

 

64

По Франции и

Великобритании.

Работа по карточкам

11.05

Регулятивные:понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Составлять план и строить по нему сообщения.

Познавательные:поиск и выделение необходимой информации из рисунков и текста, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Коммуникативные:предлагать вопросы по содержанию, оценивать ответы одноклассников.

 

 

65-66

На юге Европы.

Фронтальный опрос

16.05

18.05

Регулятивные:понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Составлять план и строить по нему сообщения.

Познавательные:поиск и выделение необходимой информации из рисунков и текста Атласа-определителя, сообщать информацию об объекте.

Коммуникативные:предлагать вопросы по содержанию, оценивать ответы одноклассников.

Интерактивная доска

 

67-68

Всемирное наследие.

Обобщение знаний по теме «Путешествие по

городам и странам».

 

Тест

23.05

25.05

Регулятивные:принимать и удерживать учебную задачу. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль, оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные:проводить сравнение, ориентироваться в способах решения задачи, использовать знако-символические средства.

Коммуникативные:строить понятные для партнёра высказывания, контролировать его действия, допускать возможность существования у людей различных точек зрения

АРМУ

 

Всего: 68 часов