ЭП

Документ подписан электронной подписью
29.11.2022 10:56, Гришина Людмила Владимировна, Директор школы
Ключ электроннй подписи

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Красноармейская средняя общеобразовательная школа

 

 

 

Рассмотрена

на заседании школьного

методического объединения

___________Е.В. Марышева

Протокол № 1

от 30 августа 2022 г.

Принята

на заседании

педагогического совета

Протокол № 2

от 31августа 2022 г.

Утверждена

приказом директора

________Л.В. Гришина

Приказ № 306

от 31 августа 2022 г.

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

ДЛЯ 4А КЛАССА

на 2022-2023 учебный год

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ - 34

 

 

 

Составили: Марышева Елена Васильевна, учитель высшей квалификационной категории, Серова Светлана Алексеевна, учитель первой квалификационной категории

 

 

 

 

 

п. Красноармейский

2022 г

Пояснительная записка

 

Изобразительное искусство

4 класс

УМК «Школа России»

 

Рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 4 класса и разработана на основе следующих документов:

- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- Приказа Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования", с изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г

- Основной образовательной программы МБОУ Красноармейской СОШ;

- Приказа Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;

- Приказа Минпросвещения России от 23 декабря 2020 г. № 766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 254»

Рабочей программы:

- «Изобразительное искусство» 1- 4 класс: авт.-сост. Б.М. Неменского, УМК «Школа России» Москва «Просвещение», 2016г

Школа вправе в течение 3-х лет использовать в образовательной деятельности учебники, приобретенные до вступления в силу приказа от 28.12.2018 № 345, 20.05.2020 г. № 254, 23.12. 2020 г. № 766

 

По учебному плану на изучение предмета в 4 классе отводится 1 час в неделю, итого 34 часа инвариантной части.

В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ Красноармейской СОШ на 2022-2023 учебный год рабочая программа рассчитана на 34 часа.

 

Для реализации программы выбран учебник Изобразительное искусство. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Б.М. Неменского, Москва «Просвещение», 2016г

 

 

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе:

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран;
  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
  • овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
  • из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Планируемые результаты изучения курса «Изобразительное искусство», 4 класс

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразовать в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • овладение умением творческого видения с позиций художника, то есть умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
  • сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объёме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций.

Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство», 4 класс.

Истоки родного искусства

Знакомство с истоками родного искусства – это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках. Дерево как традиционный материал. Деревня – деревянный мир. Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества.

Древние города нашей земли

Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости. Крепостные стены и башни как архитектурные постройки. Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма. Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов (Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов и др.). Памятники древнего зодчества Москвы. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды. Конструктивное и композиционное мышление, чувство пропорций, соотношения частей при формировании образа.

Каждый народ – художник

Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира. Отношения человека и природы и их выражение в духовной ценности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта. Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира. Художественная культура — это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа. Формирование эстетического отношения к иным художественным культурам. Формирование понимания единства культуры человечества и способности искусства объединять разные народы, способствовать взаимопониманию.

Искусство объединяет народы

От представлений о великом многообразии культур мира – к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро. Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей, духовную жизнь человека. Искусство передает опыт чувств и переживаний от поколения к поколению. Восприятие произведений искусства – творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.

 

Учебно-тематическое планирование по изобразительному искусству, 4 класс.

 

Наименование разделов

Всего часов

  1.  

Истоки родного искусства.

 

8

  1.  

Древние города нашей Земли.

 

7

  1.  

Каждый народ художник.

 

11

  1.  

Искусство объединяет народы.

 

8

Итого:

 

34

 

Календарно - тематическое планирование по изобразительному искусству, 4 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем

Формы

текущего контроля

Дата

Виды учебной деятельности

Материально-техническое сопровождение, ИКТ

Примечание

 

Истоки родного искусства - (8 ч)

 

1

Пейзаж родной земли. Изображение российской природы (карандашный набросок).

Ответы на уроке

 

01.09

Регулятивные: ставить новые учебные задачи;

Познавательные: осуществлять анализ объектов с различными признаками;

Коммуникативные: стремиться к координации действий и сотрудничеству

Интерактивная доска

 

 

2

Изображение российской природы ( работа акварелью).

Выполнение рисунков

08.09

Регулятивные: ставить новые учебные задачи;

Познавательные: осуществлять анализ объектов с различными признаками;

Коммуникативные: стремиться к координации действий и сотрудничеству

 

 

 

3

Деревня – деревянный мир. Моделирование избы из бумаги.

Творческая работа

15.09

Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задачи;

Коммуникативные: стремиться к координации действий и сотрудничеству.

Учитывать разные мнения.

 

 

 

4

Создание образа традиционной деревни. Коллективное панно.

Творческая работа

22.09

Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Познавательные: осуществлять синтез, как составление целого из частей;

Коммуникативные: стремиться к координации действий и сотрудничеству.

Интерактивная доска

 

 

5

Красота человека. Изображение женских образов в народных костюмах.

Выполнение рисунков

29.09

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задачи;

Коммуникативные: стремиться к координации действий и сотрудничеству.

 

 

 

6

Красота человека. Изображение мужских образов в народных костюмах.

Творческая работа

06.10

Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Познавательные: осуществлять синтез, как составление целого из частей;

Коммуникативные: стремиться к координации действий и сотрудничеству

 

 

 

7

Народные праздники

Творческая работа

13.10

Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задачи;

Коммуникативные: стремиться к координации действий и сотрудничеству.Учитывать разные мнения.

Документ-камера

 

 

8

Обобщающий урок

Выполнение рисунков

20.10

Регулятивные: различать способ и результат действия;

Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

 

 

 

Древние города нашей Земли (7 ч)

 

9

Родной угол.

Выполнение рисунков

27.10

 

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и не существенных признаков.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

 

 

 

10

Древние соборы.

Выполнение рисунков

10.11

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Коммуникативные:использовать речь для регуляции своего действия.

Интерактивная доска

 

 

11

Города Русской земли.

Выполнение рисунков

17.11

Регулятивные: различать способ и результат действия;

Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия.

 

 

 

12

Древнерусские воины - защитники.

Выполнение рисунков

24.11

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия.

 

 

 

13

«Золотое кольцо России».

Выполнение рисунков

01.12

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения

Документ-камера

 

 

14

Праздничный пир в теремных палатах. Узорочье теремов.

Творческая работа

08.12

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем и партнерами.

Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве..

 

 

 

15

Контрольная работа Выставка работ

 

Выставка

15.12

Регулятивные: различать способ и результат действия;

Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия.

 

 

 

Каждый народ — художник (11 ч)

 

16

Страна восходящего солнца. Праздник цветения сакуры.

Выполнение рисунков

22.12

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия.

 

 

 

17

Образ человека, характер одежды в японской культуре.

Творческая работа

12.01

Интерактивная доска

 

 

18

Панно «Праздник в Японии»

Выполнение рисунков

19.01

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия.

 

 

 

19

Народы гор и степей.

Выполнение рисунков

26.01

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия.

 

 

 

20

Юрта как произведение архитектуры.

Выполнение рисунков

02.02

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия.

Интерактивная доска

 

 

21

Города в пустыне.

Выполнение рисунков

09.02

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия.

 

 

 

22

Древняя Эллада.

Выполнение рисунков

16.02

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия. Принимать участие в обсуждении темы.

 

 

 

23

Олимпийские игры.

Выполнение рисунков

02.03

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия.

Интерактивная доска

 

 

24

Средневековый город.

Выполнение рисунков

09.03

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия.

 

 

 

25

Образ готического храма в средневековом городе.

Выполнение рисунков

16.03

 

 

 

26

Многообразие художественных культур в мире. Обобщение раздела «Каждый народ – художник».

Творческая работа

30.03

 

 

 

Искусство объединяет народы (8 ч)

 

 

27

Тема материнства в искусстве.

Выполнение рисунков

06.04

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные:

Ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

Коммуникативные:

Использовать речь для регуляции своего действия.

 

 

 

28

Я и моя мама.

Выполнение рисунков

13.04

Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия.

Документ-камера

 

 

29

Мудрость старости.

Выполнение рисунков.

20.04

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия.

 

 

 

30

Сопереживание Дорогою добра.

Выполнение рисунков

27.04

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия.

 

 

 

31

Герои-защитники.

Ответы на уроке.

Выполнение рисунков.

04.05

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия.

Интерактивная доска

 

 

32

Героическая тема в искусстве разных народов.

Ответы на уроке

11.05

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия.

 

 

 

33

Контрольная работа.

Художественная выставка

Ответы на уроке

18.05

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в сотрудничестве с учителем и партнерами.

Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

 

 

 

34

 

Юность и надежда.

Выполнение рисунков

25.05

Регулятивные: воспринимать на слух и понимать сообщения информационного характера. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Познавательные: моделировать коллективное панно.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средствах.

Интерактивная доска

 

 

Всего: 34 часов