ЭП

Документ подписан электронной подписью
29.11.2022 10:45, Гришина Людмила Владимировна, Директор школы
Ключ электроннй подписи

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Красноармейская средняя общеобразовательная школа

 

Рассмотрена

на заседании школьного

методического объединения

___________Е.В. Марышева

Протокол № 1

от 30 августа 2022 г.

Принята

на заседании

педагогического совета

Протокол №2

  • 31 августа 2022 г.

Утверждена

приказом директора

________Л.В. Гришина

Приказ № 306

от 31 августа 2022 г.

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

ДЛЯ 4А,Б КЛАССА

на 2022-2023 учебный год

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ -68

 

 

 

Составили: Марышева Елена Васильевна, учитель высшей квалификационной категории, Серова Светлана Алексеевна, учитель первой квалификационной категории

 

 

 

 

 

п. Красноармейский

2022г.

 

 

Пояснительная записка

Окружающий мир

4 класс

УМК «Школа России»

 

Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 4 класса и разработана на основе следующих документов:

- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- Приказа Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования", с изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г

- Основной образовательной программы МБОУ Красноармейской СОШ;

- Приказа Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;

- Приказа Минпросвещения России от 23 декабря 2020 г. № 766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 254»

Рабочей программы:

- «Окружающий мир» 1- 4 класс: авт.-сост А.А. Плешаков, УМК «Школа России», Москва «Просвещение», 2016г.

Школа вправе в течение 3-х лет использовать в образовательной деятельности учебники, приобретенные до вступления в силу приказа от 28.12.2018 № 345, 20.05.2020 г. № 254, 23.12. 2020 г. № 766

 

По учебному плану на изучение предмета в 4 классе отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов инвариантной части.

В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ Красноармейской СОШ на 2022-2023 учебный год рабочая программа рассчитана на 66 часов, в том числе, контрольных работ – 4 ч, проектов- 4 ч, экскурсий- 2 ч. Программа будет выполнена за счёт уплотнения материала.

 

№ п/п

Разделы

Количество часов

Примерная или авторская программа

Рабочая программа

1

Страницы истории России

22

20

 

Для реализации программы выбран учебник Окружающий мир. Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений в 2 частях, А.А. Плешаков, Е. А. Крючкова, Москва. Просвещение, 2020 г. Источники контрольных измерительных материалов: Ю.И Глаголева, Ю.И. Архипова. «Окружающий мир: предварительный контроль, текущий контроль, итоговый контроль: 4 класс. Издательство «Просвещение», «УчЛит» 2017 г.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

  • формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
  • осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
  • формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

 

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир», 4класс

 

Личностными результатами изучения предмета «Окружающий мир» в 4 м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
  • Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
  • Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

У четвероклассника продолжится формирование ИКТ-компетентности:

  • оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её по­лучения;
  • критически относиться к информации и к выбору источника информации;
  • создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их;
  • готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для пре­зентации.

К концу 4 класса учащиеся должны знать:

  • Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;
  • способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;
  • что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;
  • некоторые современные экологические проблемы;
  • природные зоны России;
  • особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;
  • исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
  • важнейшие события и великих людей отечественной истории;
  • государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка;
  • правила безопасности дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов).

Учащиеся должны уметь:

  • соблюдать правила безопасности дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов);
  • адекватно оценивать ситуацию на проезжей части тротуаре с точки зрения пешехода и (или) велосипедиста;
  • прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира транспортного средства и (или) велосипедиста в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей);
  • распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;
  • проводить наблюдения природных тел и явлений;
  • в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
  • приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;
  • соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
  • приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
  • приводить примеры народов России;
  • самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
  • применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
  • владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.

 

 

 

 

 

Учебно-тематическое планирование по окружающему миру,4 класс

 

Раздел

Количество часов

1

Земля и человечество

10

2

Природа России

13

3

Родной край часть большой страны

10

4

Страницы всемирной истории

 

5

5

Страницы истории Отечества

 

20

6

Современная Россия

 

8

Итого

 

66

 

 

 

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру,4класс

 

п/п

Тема урока

Форма контроля

Дата

Виды учебной деятельности

ИКТ

Примечания

 

Земля и человечество(10ч)

1

Мир глазами астронома.

Фронтальный опрос

05.09

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Учиться высказывать своё предположение.

Познавательные: проводить сравнение по заданным критериям.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно-познавательных задач.

Интерактивная доска

 

2

Планеты Солнечной системы.

Ответы на уроке

07.09

Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

 

 

3

Планеты Солнечной системы.

Ответы на уроке

12.09

 

 

4

Мир глазами географа.

Индивидуальный опрос

14.09

Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; аргументировать свою позицию.

АРМУ

 

5

Мир глазами историка.

Ответы на уроке

19.09

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей.

Познавательные: строить рассуждения в форме простых суждений.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

 

 

6

Входная контрольная работа.

контрольная работа.

21.09

Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться выполнить её выполнить. Учитывать выделенные учителем ориентиры, работать по плану.

Познавательные: поиск необходимой информации по рисунку, передача её устным путём, установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: применение полученной информации.

 

 

7

Когда и где?

Индивидуальный опрос

26.09

Регулятивные: принимать и удерживать учебную задачу.

Познавательные:осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков и их синтеза.

Коммуникативные: работать в паре, просить помощь у взрослых.

Интерактивная доска

 

8

Мир глазами эколога.

 

Фронтальный опрос

28.09

Регулятивные:планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы.

Коммуникативные:учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

 

 

9

Международная Красная книга. Проверочная работа по теме «Земля и человечество».

Тест

03.10

Регулятивные:проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные:узнавать и называть объекты и явления окружающей природы.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии.

 

 

10

Работа над ошибками. Проверим себя и оценим свои достижения.

Работа над ошибками.

Сам.работа

05.10

Регулятивные:выбирать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:произвольно строить сообщения исследовательского характера; поиск информации из дополнительных источников.

Коммуникативные:строить монологические высказывания.

Интерактивная доска

 

Природа России (13 ч)

11

Равнины и горы России.

Ответы на уроке

10.10

Регулятивные:учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Познавательные:применять правила и пользоваться инструкциями, осуществлять рефлексию способов действийУзнавать и называть объекты и явления окружающей природы.

Коммуникативные:формулировать собственное мнение и позицию; строить монологическое высказывание.

 

 

12

Моря, озёра и реки России.

Ответы на уроке

12.10

Регулятивные:учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Принимать и удерживать учебную задачу.

Познавательные:применять правила и пользоваться инструкциями, осуществлять рефлексию способов действий. Использовать знаково - символические средства, создавать схемы.Узнавать и называть объекты и явления окружающей природы.

Коммуникативные:формулировать собственное мнение и позицию; строить монологическое высказывание.

 

 

13

Природные зоны России.

Фронтальный опрос.

17.10

Регулятивные:Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Принимать и удерживать учебную задачу. Выделять и формулировать то, что изучено, и что нужно уточнить.

Познавательные:осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несу.щественных признаков; проводить сравнение по заданным критериям, классифицировать их.

Коммуникативные:определять общую цель и пути её достижения; работать в паре.

Интерактивная доска

 

14

Зона арктических пустынь.

Работа по карточкам

19.10

Регулятивные:понимать учебную задачу и стремиться выполнить её.

Познавательные:осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение по заданным критериям.

Коммуникативные:работать в группе, договариваться о распределении

ролей в совместной деятельности.

Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 

 

15

Тундра.

Индивидуальный опрос

24.10

Регулятивные:планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:установление причинно – следственных связей; использование знаково - символических средств.

Коммуникативные:контролировать действия партнёра; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

 

 

16

Тундра и человек.

Фронтальный опрос

26.10

Регулятивные:принимать и удерживать учебную задачу.

Познавательные:находить новую информацию в учебнике, сравнивать и различать, обозначать рисунки фишками.

Коммуникативные:определять общую цель и пути достижения; оценивать свои достижения на уроке.

Интерактивная доска

 

17

Леса России.

Ответы на уроке

07.11

Регулятивные:принимать и удерживать учебную задачу.

Познавательные:находить новую информацию в учебнике, сравнивать и различать, обозначать рисунки фишками. Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; фиксация информации с помощью схем.

Коммуникативные:работая в паре, контролировать действия партнёра. Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 

 

18

Лес и человек.

Ответы на уроке

09.11

Регулятивные:контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Познавательные:поиск и выделение необходимой информации в атласе - определителе, передача её устным путём, применение на практике.

Коммуникативные:использовать речь для регуляции своего действия.

 

 

19

Зона степей.

Экскурсия

14.11

Регулятивные:учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Принимать и удерживать учебную задачу. Выделять и формулировать то, что изучено, и что нужно уточнить.

Познавательные:поиск и выделение необходимой информации в атласе - определителе, передача её устным путём, применение на практике.

Коммуникативные:использовать речь для регуляции своего действия. Оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Документ-камера

 

20

Жизнь в степи. Степи и человек.

Фронтальный опрос

16.11

Регулятивные:принимать и удерживать учебную задачу.

Познавательные:находить новую информацию в учебнике, сравнивать и различать породы. Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

Коммуникативные:работая в группе, контролировать действия партнёра. Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 

 

21

Пустыни.

 

Работа по карточкам

21.11

Регулятивные:принимать и удерживать учебную задачу.

Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные:находить новую информацию в учебнике и доп. литературе; использовать общие приёмы решения задач; построение рассуждения.

Коммуникативные:формулировать своё мнение, аргументировать свою позицию и координировать её в сотрудничестве.

 

 

22

У Черного моря.

Фронтальный опрос

23.11

Регулятивные:выполнять учебные действия в материализованной, умственной и громкоречевой форме.

Познавательные:поиск и выделение необходимой информации из рисунков и текста. Моделировать существенные признаки объектов с целью решения конкретной задачи.

Коммуникативные:формулировать собственное мнение, вести устный диалог.

Интерактивная доска

 

23

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России».

Тест

28.11

Регулятивные:принимать и удерживать учебную задачу. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль, оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные:проводить сравнение, ориентироваться в способах решения задачи.

Коммуникативные:строить понятные для партнёра высказывания, контролировать его действия.

 

 

Родной край- часть большой страны (10 ч)

24

Поверхность нашего края.

Ответы на уроке

30.11

Регулятивные:выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; следовать плану.

Познавательные:осознанно строить сообщения исследовательского характера; моделировать взаимосвязи.

Коммуникативные:строить понятные для партнёра высказывания, строить монологическое высказывание.

 

 

25

Водные богатства нашего края.

Фронтальный опрос

05.12

Регулятивные:понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Познавательные:классифицировать объекты, обозначать фишками, по рисункам прослеживать цепочки и составлять рассказ.

Коммуникативныепроявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач.

Документ-камера

 

26

Наши подземные богатства.

Индивидуальный опрос

07.12

Регулятивные:понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Познавательные:поиск и выделение необходимой информации из рисунков и текста. Подведение под понятие на основе распознавания объектов.

Коммуникативные:осуществлять самоконтроль и взаимный контроль.

 

 

27

Земля-кормилица.

Фронтальный опрос

12.12

Регулятивные:планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы; осуществлять рефлексию способов действий.

Коммуникативные:строить понятные для партнёра высказывания.

 

 

28

Жизнь леса.

Ответы на уроке

14.12

Регулятивные:понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Познавательные:поиск и выделение необходимой информации из рисунков и текста, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, формулировать выводы из изученного материала.

Коммуникативные:формулировать собственное мнение.

Интерактивная доска

 

29

Жизнь луга.

Фронтальный опрос

19.12

Регулятивные:понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Познавательные:поиск и выделение необходимой информации из рисунков и текста, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Коммуникативные:договариваться и приходить к общему решению.

 

 

30

Жизнь в пресных водах.

Фронтальный опрос

21.12

Регулятивные:планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы.

Коммуникативные:учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

 

 

31

Проверочная работа по теме «Родной край часть большой страны».

Контрольная работа

26.12

Регулятивные:осуществлять пошаговый и итоговый контроль, оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные:проводить сравнение,

ориентироваться в способах решения задачи, использовать знако-символические средства.

Коммуникативные:строить понятные для партнёра высказывания, контролировать его действия.

АРМУ

 

32

Работа над ошибками. Проверим себя и оценим свои достижения.

Самостоятельная работа

28.12

 

 

33

Наши проекты.

Защита проектов

11.01

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную, применять установленные правила.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, применять правила и пользоваться инструкциями.

Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

 

 

Страницы всемирной истории (5 ч)

 

34

Мир древности: далёкий и близкий.

 

Ответы на уроке

16.01

Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы; строить модель внутреннего строения тела.

Коммуникативные: предлагать вопросы и оценивать ответы партнёров.

Интерактивная

доска

 

35

Средние века: время рыцарей и замков.

Индивидуальный опрос

18.01

Регулятивные:планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные: формулировать собственное мнение, вести устный диалог.

 

 

36

Новое время: встреча Европы и Америки.

Ответы на уроке

23.01

Регулятивные:принимать и удерживать учебную задачу.

Познавательные:применять правила и пользоваться инструкциями, осуществлять рефлексию способов действий.

Коммуникативные:контролировать высказывания партнёра, контролировать его действия, оценивать свои достижения на уроке.

 

 

37

 

Новейшее время: история продолжается сегодня.

Индивидуальный опрос

25.01

Регулятивные:понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Познавательные:использовать знаково - символические средства, создавать схемы.

Коммуникативные:формулировать собственное мнение, вести устный диалог. Оценивать свои достижения на уроке.

Документ-камера

 

38

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы всемирной истории».

Контрольная работа (тест)

30.01

Регулятивные:принимать и удерживать учебную задачу.

Познавательные:строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, формулировать правила безопасности.

Коммуникативные:строить понятные для партнёра высказывания. Контролировать высказывания партнёра

 

 

Страницы истории России (20ч)

39

Государство Русь.

Ответы на уроке

01.02

Регулятивные:понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Познавательные:осуществлять поиск необходимой информации с использованием

«Атласа – определителя». Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Коммуникативные:формулировать собственное мнение, вести устный диалог.

 

 

40

Страна городов.

Ответы на уроке

06.02

Регулятивные:понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Познавательные:осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы.

Коммуникативные:формулировать собственное мнение, вести устный диалог. Обыгрывать предложенные ситуации на уроке.

Интерактивная доска

 

41

Из книжной сокровищницы Руси.

Ответы на уроке

08.02

Регулятивные:понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Познавательные:

осуществлять поиск необходимой информации с использованием иллюстраций учебника, озвучивать её.

Коммуникативные:формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения.

 

 

42

Трудные времена на Русской земле.

Индивидуальный опрос

13.02

Регулятивные:распределять обязанности по подготовке проекта, собирать необходимую информацию, презентовать работу.

Познавательные:поиск и выделение необходимой информации из бесед со взрослыми и изучения фотографий.

Коммуникативные:договариваться и приходить к общему решению.

Интерактивная доска

 

43

Русь расплавляет крылья.

Фронтальный опрос

15.02

Регулятивные:понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Познавательные:обсуждение и передача информации устным путём, формулировать правила общения, построение рассуждений и обобщений.

Коммуникативные:определять общую цель и пути её достижения, адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих.

 

 

44

Куликовская битва.

Фронтальный опрос

20.02

Регулятивные:понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Познавательные:обсуждение и передача информации устным путём, формулировать правила вежливости, моделировать ситуации общения; делать выводы.

Коммуникативные:адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих.

 

 

45

Иван Третий.

Ответы на уроке

22.02

Регулятивные:понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Познавательные:осуществлять

поиск необходимой информации с использованием иллюстраций учебника.

Коммуникативные:формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения.

Интерактивная доска

 

46

Россия в правление царя Ивана Васильевича Грозного

Индивидуальный опрос

27.02

Регулятивные:преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные:обсуждение и передача информации устным путём, формулировать правила поведения « от противного», моделировать ситуации общения.

Коммуникативные:адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих.

 

 

47

Патриоты России.

Фронтальный опрос

01.03

Регулятивные:принимать и удерживать учебную задачу.

Познавательные:проводить сравнение, ориентироваться в способах решения задачи.

Коммуникативные:строить понятные для партнёра высказывания, контролировать его действия.

 

 

48

 

Пётр Великий.

Ответы на уроке

06.03

Регулятивные:преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные:формулирование проблемы, определение способов решения проблемы. Поиск информации практическим путём.

Коммуникативные:адекватно использовать

коммуникативные средства для решения задач при работе в группе.

 

 

49

Михаил Васильевич Ломоносов.

Ответы на уроке

13.03

Документ-камера

 

50

Екатерина Великая.

Работа по карточке

15.03

Регулятивные:воспринимать на слух и понимать сообщения информационного характера.

Познавательные:осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные:строить понятные для партнёра высказывания.

 

 

51

Отечественная война 1812 года.

Индивидуальный опрос

27.03

Регулятивные:понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Познавательные:осуществлять рефлексию способов действий, анализировать схему.

Коммуникативные:адекватно использовать коммуникативные средства для решения задач.

 

 

52

Страницы истории XIX века.

Ответы на уроке

29.03

Регулятивные:принимать и удерживать учебную задачу.

Познавательные:применять правила и пользоваться инструкциями, осуществлять рефлексию способов действий. Коммуникативные:проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач.

Интерактивная доска

 

53

Россия вступает в XX век.

Индивидуальный опрос

03.04

Регулятивные:планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы.

Коммуникативные:учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

 

 

54

Страница истории 1920-1930-х годов.

Фронтальный опрос

05.04

Регулятивные:воспринимать на слух и понимать сообщения информационного характера.

Познавательные:поиск и выделение необходимой информации из настенной карты, применять правила и пользоваться инструкциями.

Коммуникативные:строить понятные для партнёра высказывания.

 

 

55

Великая Отечественная война и Великая победа.

Экскурсия в музей

10.04

Регулятивные:понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Познавательные:поиск и выделение необходимой информации из рисунков и текста.

Коммуникативные:допускать возможность существования других точек зрения.

Интерактивная доска

 

56

 

Страна, открывшая путь в космос.

Фронтальный опрос

12.04

Регулятивные:понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Составлять план и строить по нему сообщения.

Познавательные:поиск и выделение необходимой информации из рисунков и текста.

Коммуникативные:работать со взрослыми, использовать информацию Интернета.

 

 

57

Проверочная работа по теме: «Страницы истории России».

Тест

17.04

Регулятивные:понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Составлять план и строить по нему сообщения.

Познавательные:поиск и выделение необходимой информации из рисунков и текста, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Коммуникативные:работать со взрослыми, использовать информацию Интернета.

Интерактивная доска

 

58

Итоговая контрольная работа

Работа над ошибками

19.04

Регулятивные:воспринимать на слух и понимать сообщения информационного характера.

Познавательные:поиск и выделение необходимой информации из настенной карты, применять правила и пользоваться инструкциями; применение полученной информации для речевого сообщения.

Коммуникативные:строить понятные для партнёра высказывания. Контролировать действия партнёра.

 

 

Современная Россия (8 ч)

59

Основной закон России и права человека.

Ответы на уроке

24.04

Регулятивные: учиться высказывать своё предположение на основе иллюстрации в учебнике.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

 

 

60

Мы - граждане России.

Работа по карточкам

26.04

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные: поиск необходимой информации с использованием иллюстраций учебника.

Коммуникативные: контролировать действия партнёра, договариваться и приходить к общему решению.

Интерактивная доска

 

61

Славные символы России.

Фронтальный опрос

03.05

Регулятивные:составлять план и строить по нему сообщения.

Познавательные:поиск и выделение необходимой информации из рисунков и текста, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Коммуникативные:предлагать вопросы по содержанию, оценивать ответы одноклассников.

 

 

62

Такие разные праздники.

Индивидуальный опрос

10.05

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации из рисунков и текста, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Коммуникативные: предлагать вопросы по содержанию, оценивать ответы одноклассников.

 

 

63-64

Путешествие по России.

Ответы на уроке

15.05

17.05

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации из рисунков и текста Атласа-определителя, сообщать информацию об объекте.

Коммуникативные: предлагать вопросы по содержанию, оценивать ответы одноклассников.

АРМУ

 

65

 

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Современная Россия».

Индивидуальный опрос

22.05

Регулятивные:принимать и удерживать учебную задачу.

Познавательные:проводить сравнение, ориентироваться в способах решения задачи.

Коммуникативные:строить понятные для партнёра высказывания, контролировать его действия.

 

 

66

 

Наши проекты.

Презентация проектов

24.05

Регулятивные:применять установленные правила, предвидеть возможность получения конкретного результата.

Познавательные:осознанно строить сообщения исследовательского характера в устной и письменной форме.

Коммуникативные:задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Интерактивная доска

 

Всего: 66 часов