|
Документ подписан электронной подписью |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Красноармейская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена на заседании школьного методического объединения __________Е.В.Марышева Протокол № 1 от 30 августа 2022 г. |
Принята на заседании педагогического совета Протокол № 2 от 31августа 2022 г. |
Утверждена приказом директора _______ Л.В. Гришина Приказ № 306 от 31 августа 2022 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РОДНОМУ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ДЛЯ 4А,Б КЛАССА
на 2022-2023 учебный год
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ – 34
Составили: Марышева Елена Васильевна, учитель высшей квалификационной категории, Серова Светлана Алексеевна, учитель первой квалификационной категории |
п. Красноармейский
2022 г.
Пояснительная записка
Родной русский язык
4 класс
Рабочая программа по родному русскому языку для учащихся 4 класса и разработана на основе следующих документов:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования", с изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г
- Основной образовательной программы МБОУ Красноармейской СОШ;
- Приказа Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;
- Приказа Минпросвещения России от 23 декабря 2020 г. № 766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 254»
Рабочей программы:
- «Русский родной язык», 1-4 классы авт.-сост.: О. М. Александровой. Москва «Просвещение», 2020 г.
Школа вправе в течение 3-х лет использовать в образовательной деятельности учебники, приобретенные до вступления в силу приказа от 28.12.2018 № 345, 20.05.2020 г. № 254, 23.12. 2020 г. № 766
По учебному плану на изучение предмета в 4 классе отводится 1 час в неделю, итого 34 часа инвариантной части. Согласно календарному учебному графику МБОУ Красноармейской СОШ на 2022-2023 учебный год рабочая программа рассчитана на 32 часа из них проектов-2 часа. Программа будет выполнена за счёт уплотнения материала
.
№ п/п |
Разделы |
Количество часов |
|
Примерная или авторская программа |
Рабочая программа |
||
1 |
Русский язык: прошлое и настоящее |
18 |
17 |
2 |
Секреты речи и текста |
10 |
9 |
|
ВСЕГО |
34 |
32 |
Для реализации программы выбран учебник Русский язык. Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений в 2 частях, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Москва. Просвещение,2020г. Источники контрольных измерительных материалов: Канакина В.П., Щёголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1-4 классы .Издательство «Просвещение», Москва 2016 г.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цель: способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Задачами являются:
Планируемые результаты освоения предмета «Родной русский язык», 4 класс
Изучение предмета «Русский родной язык» в 4-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 4-м классе.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
В конце четвёртого года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся научится:
● при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:
распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; с качествами и чувствами людей; родственными отношениями);
распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи;
использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
● при реализации содержательной линии «Язык в действии»:
соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);
соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного);
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени;
выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);
соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста;
пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;
пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения слова;
● при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:
различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;
составлять план текста, не разделённого на абзацы;
пересказывать текст с изменением лица;
создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;
оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;
соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; приводить объяснения заголовка текста.
Содержание учебного курсапо русскому родному языку,4 класс
Русский язык: прошлое и настоящее.
Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.
Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица). Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями, занятиями людей (например, от корки до корки; вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму. Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.
Проектные задания.Откуда это слово появилось в русском языке? (Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов.) Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре. Русские слова в языках других народов.
Язык в действии.
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне). История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.
Секреты речи и текста.
Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы. Особенности озаглавливания сообщения. Составление плана текста, не разделённого на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица. Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности. Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.
Учебно-тематическое планированиепо русскому родному языку, 4 класс
№ |
Тема (раздел) |
Количество часов |
|
Русский язык: прошлое и настоящее |
17 |
|
Язык в действии |
6 |
|
Секреты в речи |
9 |
Итого |
|
32 |
Календарно-тематическое планирование по родному русскому языку 4 класс
№ п/п |
Тема урока |
Форма контроля |
Дата |
Виды учебной деятельности |
ИКТ |
Примечание |
|
Русский язык: прошлое и настоящее (17ч) |
|
||||||
1 |
Слово. В мире слов. Работа со словарем. |
Беседа |
05.09 |
пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам; выявлять слова, значение которых требует уточнения; |
|
||
2-3 |
Не стыдно не знать, стыдно не учиться. |
Устный опрос |
12.09 19.09 |
а) в рамках коммуникации как сотрудничества: освоить разные формы учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разные социальные роли (ведущего и исполнителя); б) в рамках коммуникации как взаимодействия: понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументированно высказывать собственную точку зрения; уметь корректно критиковать альтернативную позицию; использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной точки зрения (словари, таблицы, правила, языковые модели и схемы). |
|
|
|
4 |
Вся семья вместе, так и душа на месте. |
Беседа |
26.09. |
свободно работать с учебным текстом: уметь выделять ин- формацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать за- явленный аспект; быстро менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи; свободно ориентироваться в учебной книге по предмету и в других книгах комплекта; в корпусе учебных словарей: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях; свободно работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, в виде таблиц, правил, моделейи схем, дидактических иллюстраций). |
АРМ учителя |
|
|
5 |
Вся семья вместе, так и душа на месте. |
Проект |
03.10 |
|
|
||
6, 7,8 |
Красна сказка складом, а песня – ладом. |
Беседа |
10.10 17.10 24.10 |
|
|||
9 |
Красна сказка складом, а песня – ладом. |
Мини-сочинение |
07.11 |
а) в рамках коммуникации как сотрудничества: освоить русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. Слова, связанные с качествами и чувствами людей (добросердечный, благодарный) |
|
|
|
10, 11 |
Красное словцо не ложь. |
Беседа |
14.11, 21.11 |
а) в рамках коммуникации как сотрудничества: освоить разные формы учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) используя пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей |
|
|
|
12 |
Красное словцо не ложь. |
Самостоятельная работа |
28.11 |
Уметь применять пословицы, поговорки и фразеологизмы. |
|
|
|
13,14,15 |
Язык языку весть подаёт. |
Беседа |
05.12 12.12 19.12 |
б) в рамках коммуникации как взаимодействия: понимать основание разницы между русскими словами и словами в языках других народов |
|
|
|
16 |
Язык языку весть подаёт. |
Работа со словарём |
26.12 |
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника; отличать прямое и переносное значение слов; находить в тексте синонимы и антонимы; отличать однокоренные слова от омонимов |
|
|
|
17 |
Представление результатов проектных заданий на тему «Эти мудрёные слова» |
Проект |
16.01
|
Защита своих результатов проектной деятельности |
|
|
|
Язык в действии. (6 ч) |
|||||||
18, 19 |
Трудно ли образовывать формы глагола? |
Беседа |
23.01 30.01 |
Учиться высказывать собственную точку зрения; уметь корректно критиковать альтернативную позицию и использовать слова для подтверждения собственной точки зрения |
АРМ учителя |
|
|
20, 21 |
Можно ли об одном и том же сказать по-разному? |
Беседа |
06.02 13.02 |
Учиться конструировать общение на уровне словосочетаний и распространённых предложений |
Интерактивная доска |
|
|
22, 23 |
Как и когда появились знаки препинания? |
Словарная работа |
20.02 27.02 |
Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста. |
|
|
|
Секреты речи и текста. (9 ч) |
|||||||
24 |
Задаём вопросы в диалоге. |
Самостоятельная работа |
06.03
|
подбирать синонимы для устранения повторов в речи; использовать их для объяснения значений слов; подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении; различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи); выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи. |
Интерактивная доска |
|
|
25, 26 |
Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста. |
Фронтальный опрос |
13.03 27.03 |
различать особенности разных стилей речи; обнаруживать в реальном художественном тексте его составляющие: описание, повествование, рассуждение;
|
|
||
27, 28 |
Учимся составлять план текста. |
Составление плана |
03.04 10.04 |
Составление плана текста, не разделённого на абзацы |
Презентация |
|
|
29,30 |
Учимся пересказывать текст. |
изложение |
17.04 24.04 |
создавать тексты по предложенному заголовку; подробно или выборочно пересказывать текст; пересказывать текст от другого лица; учимся находить в тексте смысловые пропуски; |
|
|
|
31 32 |
Учимся оценивать и редактировать тексты. |
Самостоятельная работа |
15.05 22.05 |
Учимся корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи; анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом. |
|
|
|
Всего:32 часа. |
|||||||