ЭП

Документ подписан электронной подписью
29.11.2022 10:39, Гришина Людмила Владимировна, Директор школы
Ключ электроннй подписи

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Красноармейская средняя общеобразовательная школа

 

 

Рассмотрена

на заседании школьного

методического объединения

__________Е.В.Марышева

Протокол № 1

от 30 августа 2022 г.

Принята

на заседании

педагогического совета

Протокол № 2

от 31августа 2022 г.

Утверждена

приказом директора

_______ Л.В. Гришина

Приказ № 306

от 31 августа 2022 г.

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РОДНОМУ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ 4А,Б КЛАССА

на 2022-2023 учебный год

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ – 34

 

 

 

 

Составили: Марышева Елена Васильевна, учитель высшей квалификационной категории, Серова Светлана Алексеевна, учитель первой квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

п. Красноармейский

2022 г.

 

Пояснительная записка

 

Родной русский язык

4 класс

 

 

Рабочая программа по родному русскому языку для учащихся 4 класса и разработана на основе следующих документов:

- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- Приказа Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования", с изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г

- Основной образовательной программы МБОУ Красноармейской СОШ;

- Приказа Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;

- Приказа Минпросвещения России от 23 декабря 2020 г. № 766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 254»

Рабочей программы:

- «Русский родной язык», 1-4 классы авт.-сост.: О. М. Александровой. Москва «Просвещение», 2020 г.

Школа вправе в течение 3-х лет использовать в образовательной деятельности учебники, приобретенные до вступления в силу приказа от 28.12.2018 № 345, 20.05.2020 г. № 254, 23.12. 2020 г. № 766

 

По учебному плану на изучение предмета в 4 классе отводится 1 час в неделю, итого 34 часа инвариантной части. Согласно календарному учебному графику МБОУ Красноармейской СОШ на 2022-2023 учебный год рабочая программа рассчитана на 32 часа из них проектов-2 часа. Программа будет выполнена за счёт уплотнения материала

 

.

№ п/п

Разделы

Количество часов

Примерная или авторская программа

Рабочая программа

1

Русский язык: прошлое и настоящее

18

17

2

Секреты речи и текста

10

9

 

ВСЕГО

34

32

 

 

Для реализации программы выбран учебник Русский язык. Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений в 2 частях, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Москва. Просвещение,2020г. Источники контрольных измерительных материалов: Канакина В.П., Щёголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1-4 классы .Издательство «Просвещение», Москва 2016 г.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Цель: способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Задачами являются:

  • обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
  • создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
  • формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.

 

 

Планируемые результаты освоения предмета «Родной русский язык», 4 класс

 

Изучение предмета «Русский родной язык» в 4-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 4-м классе.

Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.

В конце четвёртого года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся научится:

● при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:

распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; с качествами и чувствами людей; родственными отношениями);

распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи;

использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;

понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;

использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

● при реализации содержательной линии «Язык в действии»:

соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);

соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного);

произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;

проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;

заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени;

выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);

соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста;

пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;

пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;

пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения слова;

● при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:

различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;

владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;

использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;

владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;

анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;

составлять план текста, не разделённого на абзацы;

пересказывать текст с изменением лица;

создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;

оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;

соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; приводить объяснения заголовка текста.

 

 

Содержание учебного курсапо русскому родному языку,4 класс

 

Русский язык: прошлое и настоящее.

Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.

Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица). Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями, занятиями людей (например, от корки до корки; вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму. Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.

Проектные задания.Откуда это слово появилось в русском языке? (Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов.) Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре. Русские слова в языках других народов.

Язык в действии.

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне). История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.

Секреты речи и текста.

Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы. Особенности озаглавливания сообщения. Составление плана текста, не разделённого на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица. Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности. Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.

 

 

 

 

Учебно-тематическое планированиепо русскому родному языку, 4 класс

 

 

Тема (раздел)

Количество часов

  1.  

Русский язык: прошлое и настоящее

17

  1.  

Язык в действии

6

  1.  

Секреты в речи

9

Итого

 

32

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование по родному русскому языку 4 класс

 

п/п

Тема

урока

 

Форма контроля

Дата

 

Виды учебной деятельности

ИКТ

Примечание

Русский язык: прошлое и настоящее (17ч)

 

1

Слово. В мире слов. Работа со словарем.

Беседа

05.09

пользоваться толковым словарём;

практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;

выявлять слова, значение которых требует уточнения;

 

 

2-3

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Устный опрос

12.09

19.09

а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

освоить разные формы учебной кооперации (работа вдвоем,

в малой группе, в большой группе) и разные социальные роли

(ведущего и исполнителя);

б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументированно высказывать собственную точку зрения; уметь корректно критиковать альтернативную позицию;

использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной точки зрения (словари, таблицы, правила, языковые модели и схемы).

 

 

4

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Беседа

26.09.

свободно работать с учебным текстом: уметь выделять ин-

формацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать за-

явленный аспект; быстро менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи;

свободно ориентироваться в учебной книге по предмету

и в других книгах комплекта;

в корпусе учебных словарей: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;

свободно работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, в виде таблиц, правил, моделейи схем, дидактических иллюстраций).

АРМ учителя

 

5

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Проект

03.10

 

 

6, 7,8

Красна сказка складом, а песня – ладом.

Беседа

10.10

17.10

24.10

 

 

9

Красна сказка складом, а песня – ладом.

Мини-сочинение

07.11

а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

освоить русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. Слова, связанные с качествами и чувствами людей (добросердечный, благодарный)

 

 

10, 11

Красное словцо не ложь.

Беседа

14.11,

21.11

а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

освоить разные формы учебной кооперации (работа вдвоем,

в малой группе, в большой группе) используя пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей

 

 

12

Красное словцо не ложь.

Самостоятельная работа

28.11

Уметь применять пословицы, поговорки и фразеологизмы.

 

 

13,14,15

Язык языку весть подаёт.

Беседа

05.12

12.12

19.12

б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

понимать основание разницы между русскими словами и словами в языках других народов

 

 

16

Язык языку весть подаёт.

Работа со словарём

26.12

определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника;

отличать прямое и переносное значение слов;

находить в тексте синонимы и антонимы;

отличать однокоренные слова от омонимов

 

 

17

Представление результатов проектных заданий на тему «Эти мудрёные слова»

Проект

16.01

 

Защита своих результатов проектной деятельности

 

 

 

Язык в действии. (6 ч)

18, 19

Трудно ли образовывать формы глагола?

Беседа

23.01

30.01

Учиться высказывать собственную точку зрения; уметь корректно критиковать альтернативную позицию и

использовать слова для подтверждения собственной точки зрения

АРМ учителя

 

20, 21

Можно ли об одном и том же сказать по-разному?

Беседа

06.02

13.02

Учиться конструировать общение на уровне словосочетаний и распространённых предложений

Интерактивная доска

 

22, 23

Как и когда появились знаки препинания?

Словарная работа

20.02

27.02

Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.

 

 

Секреты речи и текста. (9 ч)

24

Задаём вопросы в диалоге.

Самостоятельная работа

06.03

 

подбирать синонимы для устранения повторов в речи; использовать их для объяснения значений слов; подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

Интерактивная доска

 

25, 26

Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста.

Фронтальный опрос

13.03

27.03

различать особенности разных стилей речи;

обнаруживать в реальном художественном тексте его составляющие: описание, повествование, рассуждение;

 

 

 

27, 28

Учимся составлять план текста.

Составление плана

03.04

10.04

Составление плана текста, не разделённого на абзацы

Презентация

 

29,30

Учимся пересказывать текст.

изложение

17.04

24.04

создавать тексты по предложенному заголовку;

подробно или выборочно пересказывать текст;

пересказывать текст от другого лица;

учимся находить в тексте смысловые пропуски;

 

 

31

32

Учимся оценивать и редактировать тексты.

Самостоятельная работа

15.05

22.05

Учимся корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;

анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом.

 

 

Всего:32 часа.