|
Документ подписан электронной подписью |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КРАСНОАРМЕЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
РАССМОТРЕНО методическим объединением учителей начальных классов Руководитель ШМО _____________И.В. Сычева Протокол № 1 от «28» августа 2023 г. |
СОГЛАСОВАНО на заседании педагогического совета Протокол № 2 от «29» августа 2023 г. |
УТВЕРЖДЕНО Директором МБОУ Красноармейской СОШ _________Л.В. Гришина Приказ № 317 от «29» августа 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
элективного курса
«Практикум по русскому языку»
для 9 класса
на 2023-2024 учебный год (базовый)
Составитель: Федорова Лариса Александровна, учитель русского языка и литературы |
п. Красноармейский, 2023 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса «Практикум по русскому языку» учебного предмета «Русский язык» (предметная область «Русский язык и Литература») на уровне основного общего образования составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта (ФГОС ООО) для обучающихся 9-го класса МБОУ Красноармейской СОШ в соответствии со следующими нормативными документами:
- Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Красноармейской СОШ.
- Положением об организации факультативов и элективных курсах МБОУ Красноармейской СОШ.
Элективный курс «Практикум по русскому языку» обеспечивает удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся, развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы, совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, профессионального самоопределения обучающихся.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Элективный курс «Практикум по русскому языку» направлен на освоение учащимися навыков работы с текстом. Понимание текста требует нравственно-интеллектуальных усилий и может быть достигнуто в процессе «диалога с текстом». Сам процесс «общения» с текстом — это учебная деятельность, когда духовно-нравственное становление личности постепенно происходит как часть самого обучения, приобретения тех знаний, умений. Процесс понимания текста, его интерпретация учеником — уже творчество.
Деятельность учащихся на основе текста развивает и мышление, и чувства (рациональное и эмоциональное), способствует воспитанию и эстетическому, и этическому, является решающим фактором формирования языковой личности. Курс призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над текстами способов деятельности учащимися основной школы и подготовку обучающихся к разработке и реализации собственных текстов. Актуальность курса «Работа с текстом» определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой стороны, новизной формы сдачи экзамена по предмету, которая включает в себя и сжатое изложение, тестовые задания, и творческую работу.
Актуальным становится умение сокращать текст до минимума информации без ущерба для смысла.
В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено минимальное количество времени, а некоторые темы и термины не включены в программу средней школы (например, определение микротем).
Владение работой с текстом, умение понимать информацию во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Данный курс неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Данная программа элективного курса для IX класса разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Цель курса – научить девятиклассников анализировать содержание и лингвистические компоненты текста, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст.
Задачи изучения элективного курса:
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа элективного курса «Практикум по русскому языку» рассчитана на 17 учебных часа (0,5 часов во 2 полугодии) при 34 учебных неделях.
Для реализации программы используются учебники и учебные пособия для учителя и обучающихся:
Для учителя:
Учебник: Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина и др.; науч.ред. Н.М.Шанский. – 5-е изд. - М.: Просвещение, 2022
Греков В.Ф., Крючков Е.В., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. - М., 2022
ГИА – 2024: Экзамен в новой форме: Русский зык: 9-ый кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. / авт.-сост. И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. – М., АСТ, 2023;
Материалы сайта ФИПИ.http://www.fipi.ru/
Для обучающихся:
Учебник: Русский язык. 9 класс: учеб.для общеобразоват.организаций / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина и др.; науч.ред. Н.М. Шанский. – 5-е изд. - М.: Просвещение, 2022;
Греков В.Ф., Крючков Е.В., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. - М., 2022;
ГИА – 2024: Экзамен в новой форме: Русский зык: 9-ый кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. / авт.-сост. И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. – М., АСТ, 2023;
Материалы сайта ФИПИ.http://www.fipi.ru/
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению.
Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.
Предметные: знать/ понимать/ уметь
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Раздел 1. Текст как результат речевой деятельности
Тема, основная мысль.
Абзац. Зачин (первое предложение). Виды зачинов. Синтаксическое строение зачинов.
Ключевые слова.
Взаимодействие названия (заголовка) и текста.
Способы связи между предложениями в тексте (цепная и параллельная связь). Средства связи между предложениями в тексте (лексические и грамматические).
Смысловая и композиционная целостность текста.
Лексические, грамматические средства выражения отношения, оценки.
Знать: основные правила работы с текстом.
Уметь: различать характер заданий к тексту.
Раздел 2. Средства выразительности в тексте
Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические, синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические, тропы, средства экспрессивного синтаксиса).
Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.
Стилистические возможности языковых средств.
Знать: основные средства выразительности.
Уметь: различать средства выразительности; находить в тексте средства выразительности; анализировать текст с точки зрения средств выразительности.
Раздел 3. Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова
Выразительное чтение как тест на понимание текста. Тон и темп чтения. Логические паузы и ударения. Интонация текста.
Знать: основные правила выразительного чтения.
Уметь: умение выбирать тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности; определять, где нужны логические ударения, паузы.
Раздел 4. Синтаксические и пунктуационные нормы текста
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение.
Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.
Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.
Знать: синтаксические и пунктуационные нормы.
Уметь: использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста.
Раздел 5. От анализа текста к изложению
Виды изложений.
Способы и приёмы компрессии (сокращения) текста. Главная и второстепенная информация в тексте. Исключение второстепенной информации, подробностей, деталей, обобщение однородных явлений и фактов, сочетание исключения и обобщения. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости.
Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.
Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста
Учимся редактировать текст. Типы речевых, грамматических ошибок. Предупреждение речевых, логических, фактических ошибок.
Знать: основные требования к изложению, способы компрессии текста.
Уметь: выделять ключевые слова в тексте, применять способы компрессии текста, воспроизводить текст разных стилей с заданной степенью свёрнутости, редактировать текст.
Раздел 6. Сочинение — это тоже текст
Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.
Извлечение информации из различных источников
Знать: структуру сочинения-рассуждения.
Уметь: создавать текст в письменной форме в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 КЛАСС
№ п/п
|
Наименование разделов и тем программы
|
Количество часов |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
|
||
Всего
|
Контрольные работы
|
Практические работы
|
|
||
1 |
Текст как результат речевой деятельности |
3 |
|
|
|
2 |
Средства выразительности в тексте |
2 |
|
|
|
3 |
Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова
|
2 |
|
|
|
4 |
Синтаксические и пунктуационные нормы текста |
2 |
|
|
|
5 |
От анализа текста к изложению
|
5 |
|
|
|
6 |
Сочинение — это тоже текст |
3 |
|
|
|
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
17 |
|
|
|