ЭП

Документ подписан электронной подписью
22.09.2023 15:17, Гришина Людмила Владимировна, Директор школы
Ключ электроннй подписи

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КРАСНОАРМЕЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

 

 

 

РАССМОТРЕНО

методическим объединением

учителей начальных классов

Руководитель ШМО

_____________И.В. Сычева

Протокол № 1

от «28» августа 2023 г.

СОГЛАСОВАНО

на заседании педагогического

совета

Протокол № 2

от «29» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директором МБОУ Красноармейской СОШ

_________Л.В. Гришина

Приказ № 317

от «29» августа 2023 г.

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа

элективного курса

«Практикум по русскому языку»

для 9 класса

на 2023-2024 учебный год (базовый)

 

 

 

 

Составитель: Федорова Лариса Александровна,

учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Красноармейский, 2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа элективного курса «Практикум по русскому языку» учебного предмета «Русский язык» (предметная область «Русский язык и Литература») на уровне основного общего образования составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта (ФГОС ООО) для обучающихся 9-го класса МБОУ Красноармейской СОШ в соответствии со следующими нормативными документами:

- Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Красноармейской СОШ.

- Положением об организации факультативов и элективных курсах МБОУ Красноармейской СОШ.

Элективный курс «Практикум по русскому языку» обеспечивает удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся, развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы, совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, профессионального самоопределения обучающихся.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Элективный курс «Практикум по русскому языку» направлен на освоение учащимися навыков работы с текстом. Понимание текста требует нравственно-интеллектуальных усилий и может быть достигнуто в процессе «диалога с текстом». Сам процесс «общения» с текстом — это учебная деятельность, когда духовно-нравственное становление личности постепенно происходит как часть самого обучения, приобретения тех знаний, умений. Процесс понимания текста, его интерпретация учеником — уже творчество.

Деятельность учащихся на основе текста развивает и мышление, и чувства (рациональное и эмоциональное), способствует воспитанию и эстетическому, и этическому, является решающим фактором формирования языковой личности. Курс призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над текстами способов деятельности учащимися основной школы и подготовку обучающихся к разработке и реализации собственных текстов. Актуальность курса «Работа с текстом» определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой стороны, новизной формы сдачи экзамена по предмету, которая включает в себя и сжатое изложение, тестовые задания, и творческую работу.

Актуальным становится умение сокращать текст до минимума информации без ущерба для смысла.

В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено минимальное количество времени, а некоторые темы и термины не включены в программу средней школы (например, определение микротем).

Владение работой с текстом, умение понимать информацию во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Данный курс неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Данная программа элективного курса для IX класса разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Цель курса – научить девятиклассников анализировать содержание и лингвистические компоненты текста, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст.

Задачи изучения элективного курса:

 

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа элективного курса «Практикум по русскому языку» рассчитана на 17 учебных часа (0,5 часов во 2 полугодии) при 34 учебных неделях.

Для реализации программы используются учебники и учебные пособия для учителя и обучающихся:

Для учителя:

Учебник: Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина и др.; науч.ред. Н.М.Шанский. – 5-е изд. - М.: Просвещение, 2022

Греков В.Ф., Крючков Е.В., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. - М., 2022

ГИА – 2024: Экзамен в новой форме: Русский зык: 9-ый кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. / авт.-сост. И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. – М., АСТ, 2023;

Материалы сайта ФИПИ.http://www.fipi.ru/

Для обучающихся:

Учебник: Русский язык. 9 класс: учеб.для общеобразоват.организаций / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина и др.; науч.ред. Н.М. Шанский. – 5-е изд. - М.: Просвещение, 2022;

Греков В.Ф., Крючков Е.В., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. - М., 2022;

ГИА – 2024: Экзамен в новой форме: Русский зык: 9-ый кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. / авт.-сост. И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. – М., АСТ, 2023;

Материалы сайта ФИПИ.http://www.fipi.ru/

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению.

Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.

Предметные: знать/ понимать/ уметь

 

СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Раздел 1. Текст как результат речевой деятельности

Тема, основная мысль.

Абзац. Зачин (первое предложение). Виды зачинов. Синтаксическое строение зачинов.

Ключевые слова.

Взаимодействие названия (заголовка) и текста.

Способы связи между предложениями в тексте (цепная и параллельная связь). Средства связи между предложениями в тексте (лексические и грамматические).

Смысловая и композиционная целостность текста.

Лексические, грамматические средства выражения отношения, оценки.

Знать: основные правила работы с текстом.
Уметь: различать характер заданий к тексту.

Раздел 2. Средства выразительности в тексте

Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические, синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические, тропы, средства экспрессивного синтаксиса).

Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.

Стилистические возможности языковых средств.

Знать: основные средства выразительности.
Уметь: различать средства выразительности; находить в тексте средства выразительности; анализировать текст с точки зрения средств выразительности.

Раздел 3. Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова

Выразительное чтение как тест на понимание текста. Тон и темп чтения. Логические паузы и ударения. Интонация текста.

Знать: основные правила выразительного чтения.

Уметь: умение выбирать тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности; определять, где нужны логические ударения, паузы.

Раздел 4. Синтаксические и пунктуационные нормы текста
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение.

Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.

Знать: синтаксические и пунктуационные нормы.

Уметь: использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста.

Раздел 5. От анализа текста к изложению

Виды изложений.

Способы и приёмы компрессии (сокращения) текста. Главная и второстепенная информация в тексте. Исключение второстепенной информации, подробностей, деталей, обобщение однородных явлений и фактов, сочетание исключения и обобщения. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости.

Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста

Учимся редактировать текст. Типы речевых, грамматических ошибок. Предупреждение речевых, логических, фактических ошибок.

Знать: основные требования к изложению, способы компрессии текста.

Уметь: выделять ключевые слова в тексте, применять способы компрессии текста, воспроизводить текст разных стилей с заданной степенью свёрнутости, редактировать текст.

Раздел 6. Сочинение — это тоже текст

Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

Извлечение информации из различных источников

Знать: структуру сочинения-рассуждения.

Уметь: создавать текст в письменной форме в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 КЛАСС

 

№ п/п

 

Наименование разделов и тем программы

 

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

 

Всего

 

Контрольные работы

 

Практические работы

 

 

1

Текст как результат речевой деятельности

3

 

 

https://www.rech.edu.ru

2

Средства выразительности в тексте

2

 

 

https://www.infourok.ru

3

Выразительное чтение текста как искусство звучащего

слова

 

2

 

 

https://www.videouroki.net

4

Синтаксические и пунктуационные нормы текста

2

 

 

https://www.yaklass.ru

5

От анализа текста к изложению

 

5

 

 

https://kopilkaurokov.ru

6

Сочинение — это тоже текст

3

 

 

https://interneturok.ru

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

17