ЭП

Документ подписан электронной подписью
20.09.2023 22:20, Гришина Людмила Владимировна, Директор школы
Ключ электроннй подписи

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КРАСНОАРМЕЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

 

 

 

РАССМОТРЕНО

методическим объединением учителей общественных и естественных наук

Руководитель ШМО

_______________А.М. Пруглова

Протокол №1 от 28 августа 2023 г.

 

СОГЛАСОВАНО

на заседании педагогического

совета

Протокол № 2

от 29 августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директором МБОУ Красноармейской СОШ

Приказ № 317

от 29 августа 2023 г.

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа

учебного предмета

«Обществознание»

для 11 класса

на 2023-2024 учебный год (базовый)

 

 

 

 

 

 

 

Составили: Утоплова Марина Александровна, учитель истории и обществознания

 

 

 

 

п. Красноармейский, 2023г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» (предметная область «Общественно-научная») на уровне среднего общего образования ориентирована на учащихся 11 класса МБОУ Красноармейской СОШ, составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- Приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;

- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012г. №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования», с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014г., 31 декабря 2015г., 29 июня 2017г.;

- Основной образовательной программой среднего общего образования МБОУ Красноармейской СОШ;

- Приказом Минпросвещения России от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную (с изменениями);

- Приказом Минпросвещения России от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями);

- Приказом Минпросвещения России от 06.08.2021 № СК-228/03 и Рособрнадзора от 06.08.2021 № 01-169/08-01 «Рекомендации для системы общего образования по основным подходам к формированию графика проведения оценочных процедур в общеобразовательных организациях».

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для обучающихся на уровне среднего общего образования ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в рабочей программе воспитания МБОУ Красноармейской СОШ

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Обществознание играет ведущую роль в выполнении образовательной организацией функции интеграции молодёжи в современное общество и обеспечивает условия для формирования российской гражданской идентичности, традиционных ценностей многонационального российского народа, готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию, труду и творческому самовыражению, взаимодействию с другими людьми на благо человека и общества.

Изучение обществознания, включающего знания о российском обществе и направлениях его развития в современных условиях, об основах конституционного строя нашей страны, правах и обязанностях человека и гражданина, способствует воспитанию российской гражданской идентичности, готовности к служению Отечеству, приверженности национальным ценностям.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Целями обществоведческого образования на уровне среднего общего образования являются:

воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, основанной на идеях патриотизма, гордости за достижения страны в различных областях жизни, уважения к традиционным ценностям и культуре России, правам и свободам человека и гражданина, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

развитие личности в период ранней юности, становление ее духовно¬нравственных позиций и приоритетов, выработка правового сознания, политической культуры, мотивации к предстоящему самоопределению в различных областях жизни: семейной,трудовой, профессиональной;

развитие способности обучающихся к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю;

развитие интереса обучающихся к освоению социальных и гуманитарных дисциплин;

освоение системы знаний об обществе и человеке, формирование целостной картины общества, соответствующей современному уровню научных знаний и позволяющей реализовать требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения образовательной программы, представленным в ФГОС COO;

овладение умениями получать, анализировать, интерпретировать и систематизировать социальную информацию из различных источников, преобразовывать ее и использовать для самостоятельного решения учебно- познавательных, исследовательских задач, а также в проектной деятельности;

совершенствование опыта обучающихся в применении полученных знаний (включая знание социальных норм) и умений в различных областях общественной жизни: в гражданской и общественной деятельности, включая волонтерскую, в сферах межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в противодействии коррупции, в семейно- бытовой сфере, а также для анализа и оценки жизненных ситуаций, социальных фактов, поведения людей и собственных поступков.

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» (базовый уровень) рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю). Учебный план на изучение обществознания в 11 классе отводит 2 учебных часа в неделю, всего 68 при 34 учебных неделях.

Для реализации программы используются учебные пособия для учителя и обучающихся:

Для учителя:

Обществознание. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. 10 – 11 классы (Н.И.Городецкая, А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская.) - М.: Просвещение, 2021 г.

Обществознание. 11 класс. Учебник ФГОС Боголюбов Л.Н., Лазебникова А. Ю., Матвеев А.И. - М: Просвещение, 2021 г.

Обществознание. Поурочные разработки. 11 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. Н. Боголюбов; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — М.: Просвещение, 2020 г.

Для обучающегося:

Обществознание. Школьный словарь. 10-11 классы. Под ред. Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова. - М.: Просвещение, 2021

Обществознание 11 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение, 2020 г.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

Личностные результаты освоения обучающимися программы среднего общего образования по предмету «Обществознание» (базовый уровень) должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

 

Гражданского воспитания:

• сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;

• осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;

• принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; уважение ценностей иных культур, конфессий;

• готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;

• готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении школы и детско-юношеских организаций;

• умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;

• готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности.

 

Патриотического воспитания:

• сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;

• ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России; достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;

• идейная убежденность, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу.

 

Духовно-нравственного воспитания:

• осознание духовных ценностей российского народа;

• сформированность нравственного сознания, этического поведения;

• способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;

• осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;

• ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России.

 

Эстетического воспитания:

• эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;

• способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;

• убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;

• стремление проявлять качества творческой личности.

 

Физического воспитания:

• сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью, потребность в физическом совершенствовании;

• активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью.

 

Трудового воспитания:

• готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;

• готовность к активной социально направленной деятельности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;

• интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; мотивация к эффективному труду и постоянному профессиональному росту, к учету общественных потребностей при предстоящем выборе сферы деятельности;

• готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении жизни.

 

Экологического воспитания:

• сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;

• планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;

• активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

• умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;

• расширение опыта деятельности экологической направленности.

 

Ценности научного познания:

• сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, включая социальные науки, и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;

• совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; языковое и речевое развитие человека, включая понимание языка социально-экономической и политической коммуникации;

• осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;

• мотивация к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни, интерес к изучению социальных и гуманитарных дисциплин.

 

В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы среднего общего образования (на базовом уровне) у них совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:

• самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе в межличностном взаимодействии и при принятии решений;

• саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;

• внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;

• готовность и способность овладевать новыми социальными практиками, осваивать типичные социальные роли;

• эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;

• социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

Метапредметные результаты освоения программы среднего общего образования по предмету «Обществознание» (базовый уровень) должны отражать:

  1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями

Базовые логические действия:

• самостоятельно формулировать и актуализировать социальную проблему, рассматривать ее всесторонне;

• устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения социальных объектов, явлений и процессов;

• определять цели познавательной деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

• выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых социальных явлениях и процессах;

• вносить коррективы в деятельность (с учетом разных видов деятельности), оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;

• координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

• развивать креативное мышление при решении жизненных проблем, в том числе учебно-познавательных.

Базовые исследовательские действия:

• развивать навыки учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыки разрешения проблем;

• проявлять способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов социального познания;

• осуществлять деятельность по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;

• формировать научный тип мышления, применять научную терминологию, ключевые понятия и методы социальных наук;

• ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

• выявлять причинно-следственные связи социальных явлений и процессов и актуализировать познавательную задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;

• анализировать результаты, полученные в ходе решения задачи, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;

• давать оценку новым ситуациям, возникающим в процессе познания социальных объектов, в социальных отношениях; оценивать приобретенный опыт;

• уметь переносить знания об общественных объектах, явлениях и процессах в познавательную и практическую области жизнедеятельности;

• уметь интегрировать знания из разных предметных областей;

• выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;

• ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.

Работа с информацией:

• владеть навыками получения социальной информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;

• создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;

• оценивать достоверность, легитимность информации различных видов и форм представления (в том числе полученной из интернет-источников), ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;

• использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

• владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности.

  1. Овладение универсальными коммуникативными действиями

Общение:

• осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;

• распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;

• владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;

• развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.

Совместная деятельность:

• понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;

• выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов, и возможностей каждого члена коллектива;

• принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;

• оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;

• предлагать новые учебные исследовательские и социальные проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;

• осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.

  1. Овладение универсальными регулятивными действиями

Самоорганизация:

• самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и в жизненных ситуациях;

• самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;

• давать оценку новым ситуациям, возникающим в познавательной и практической деятельности, в межличностных отношениях;

• расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;

• делать осознанный выбор стратегий поведения, решений при наличии альтернатив, аргументировать сделанный выбор, брать ответственность за принятое решение;

• оценивать приобретенный опыт;

• способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.

Самоконтроль:

• давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;

• владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;

• уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;

• принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности.

Принятие себя и других:

• принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;

• принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;

• признавать свое право и право других на ошибки;

• развивать способность понимать мир с позиции другого человека.

 

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 11 КЛАСС

Предметные результаты освоения программы 11класса по обществознанию (базовый уровень).

1) Владеть знаниями о социальной структуре общества, критериях социальной стратификации; формах и факторах социальной мобильности в современном обществе, о семье как социальном институте, возрастании роли семейных ценностей; направлениях социальной политики в Российской Федерации, в том числе в области поддержки семьи;

о структуре и функциях политической системы общества, направлениях государственной политики Российской Федерации; конституционном статусе и полномочиях органов государственной власти;

о праве как социальном регуляторе, системе права и законодательстве Российской Федерации, системе прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации, правах ребенка и механизмах защиты прав в Российской Федерации; правовом регулирования гражданских, семейных, трудовых, налоговых, образовательных, административных, уголовных правовых отношений; экологическом законодательстве, гражданском, административном и уголовном судопроизводстве.

2) Характеризовать российские духовно-нравственные ценности, в том числе ценности человеческой жизни, патриотизма и служения Отечеству, семьи, созидательного труда, норм морали и нравственности, прав и свобод человека, гуманизма, милосердия, справедливости, коллективизма, исторического единства народов России, преемственности истории нашей Родины, осознания ценности культуры России и традиций народов России, общественной стабильности и целостности государства на примерах разделов «Социальная сфера», «Политическая сфера», «Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации».

3) Владеть умениями определять смысл, различать признаки научных понятий и использовать понятийный аппарат при анализе и оценке социальных явлений при изложении собственных суждений и построении устных и письменных высказываний, включая понятия: социальные общности, социальные группы и отношения между ними, социальная стратификация, социальное неравенство, социальный статус, социальная роль, социальная мобильность, семья и брак, этнические общности, нация, социальные нормы, социальный контроль и самоконтроль, социальный конфликт, политическая власть, политический институт, политические отношения, политическая система, государство, национальная безопасность, политическая культура, политическая элита, политическое лидерство, политический процесс, право, источник права, система права, норма права, отрасль права, институт права, правонарушение, юридическая ответственность, нормативный правовой акт, закон, подзаконный акт, законодательный процесс, правовой статус, гражданство Российской Федерации, налог;

определять различные смыслы многозначных понятий, в том числе: власть, социальная справедливость, социальный институт;

классифицировать и типологизировать на основе предложенных критериев используемые в социальных науках понятия и термины, отражающие социальные явления и процессы, в том числе: социальные общности и группы; виды социальной мобильности; типы семьи; социальные нормы; социальные конфликты; формы социальных девиаций; виды миграционных процессов в современном мире; формы государства; политические партии; виды политического лидерства, избирательных и партийных систем, политических идеологий; правовые нормы; отрасли и институты права; источники права; нормативные правовые акты; виды правовых отношений; правонарушения; виды юридической ответственности; права и свободы человека и гражданина Российской Федерации; конституционные обязанности гражданина Российской Федерации; способы защиты гражданских прав, правоохранительные органы; организационно-правовые формы юридических лиц; права и обязанности родителей и детей; права и обязанности работников и работодателей; дисциплинарные взыскания; налоги и сборы в Российской Федерации; права и обязанности налогоплательщиков; виды административных правонарушений и наказаний; экологические правонарушения; способы защиты права на благоприятную окружающую среду; виды преступлений; виды наказаний в уголовном праве.

4) Владеть умениями устанавливать, выявлять, объяснять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи при описании социальной структуры, формы государства, политической культуры личности и ее политического поведения, системы права, нормативно-правовых актов, прав, свобод и обязанностей;

приводить примеры взаимосвязи социальной, политической и других сфер жизни общества; права и морали; государства и права; действия правовых регуляторов и развития общественных процессов;

характеризовать причины и последствия преобразований в социальной, политической сферах, в правовом регулировании общественных отношений в Российской Федерации; возрастания социальной мобильности; сохранения социального неравенства; социальных конфликтов; отклоняющегося (девиантного) поведения; правонарушения и юридической ответственности за него; абсентеизма; коррупции;

характеризовать функции семьи, социальных норм, включая нормы права; социального контроля; государства, субъектов и органов государственной власти в Российской Федерации; политических партий; средств массовой информации в политической жизни общества; правоохранительных органов;

отражать связи социальных объектов и явлений с помощью различных знаковых систем, в том числе в таблицах, схемах, диаграммах, графиках.

5) Иметь представления о методах изучения социальной, политической сферы жизни общества, включая универсальные методы науки, а также специальные методы социального познания, в том числе социологические опросы, биографический, сравнительно-правовой метод, политическое прогнозирование.

6) Применять знания, полученные при изучении разделов «Социальная сфера», «Политическая сфера», «Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации», для анализа социальной информации о социальном и политическом развитии российского общества, направлениях государственной политики в Российской Федерации, правовом регулировании общественных процессов в Российской Федерации, полученной из источников разного типа, включая официальные публикации на интернет-ресурсах государственных органов, нормативные правовые акты, государственные документы стратегического характера, публикации в СМИ;

осуществлять поиск политической и правовой информации, представленной в различных знаковых системах, извлекать информацию из неадаптированных источников, вести целенаправленный поиск необходимых сведений для восполнения недостающих звеньев, делать обоснованные выводы, различать отдельные компоненты в информационном сообщении, выделять факты, выводы, оценочные суждения, мнения при изучении разделов «Социальная сфера», «Политическая сфера», «Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации».

7) Осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность с опорой на полученные знания о структуре общества, социальных отношениях, политической сфере, правовом регулировании и законодательстве Российской Федерации, представлять ее результаты в виде завершенных проектов, презентаций, творческих работ социальной и междисциплинарной направленности; готовить устные выступления и письменные работы (развернутые ответы, сочинения) по изученным темам, составлять сложный и тезисный план развернутых ответов, анализировать неадаптированные тексты.

8) Использовать политические и правовые знания для взаимодействия с представителями других национальностей и культур в целях успешного выполнения типичных социальных ролей, ориентации в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции; осознания роли непрерывного образования; использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении различных задач при изучении разделов «Социальная сфера», «Политическая сфера», «Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации».

9) Формулировать на основе социальных ценностей и приобретенных знаний о структуре общества и социальных взаимодействиях, политической сфере и законодательстве Российской Федерации собственные суждения и аргументы по проблемам социальной мобильности, ее форм и каналов в современном российском обществе; миграционных процессов; тенденций развития семьи; участия субъектов политики в политическом процессе; опасности коррупции и необходимости борьбы с ней; соотношения прав и свобод человека с обязанностями и правовой ответственностью;

использовать ключевые понятия, теоретические положения, в том числе о социальной структуре российского общества; роли семьи в жизни личности и в развитии общества; особенностях политической власти, структуре политической системы; роли Интернета в современной политической коммуникации; необходимости поддержания законности и правопорядка; юридической ответственности за совершение правонарушений; механизмах защиты прав человека; особенностях трудовых правоотношений несовершеннолетних работников; особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних для объяснения явлений социальной действительности;

конкретизировать теоретические положения о конституционных принципах национальной политики в Российской Федерации; социальных конфликтах, включая этносоциальные, и путях их разрешения; государственной поддержке социально незащищенных слоев общества и мерах социальной поддержки семьи в Российской Федерации; федеративном устройстве и политической системе Российской Федерации на современном этапе; государственном суверенитете; избирательной системе в Российской Федерации; государственной службе и статусе государственного служащего; основах конституционного строя Российской Федерации; субъектах гражданских правоотношений; юридической ответственности и ее видах; правовом регулировании оказания образовательных услуг; порядке приема на работу, заключения и расторжения трудового договора, в том числе несовершеннолетних граждан; защите трудовых прав работников; порядке и условиях заключения и расторжения брака; правах и обязанностях налогоплательщика; принципах уголовного права, уголовного процесса, гражданского процесса фактами социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из личного социального опыта.

10) Применять знание о правах и обязанностях потребителя финансовых услуг, зафиксированных в законодательстве Российской Федерации; находить, анализировать и использовать информацию, предоставленную государственными органами, в том числе в цифровой среде, в целях управления личными финансами и обеспечения личной финансовой безопасности.

11) Оценивать социальную информацию по проблемам социальных отношений, политической жизни общества, правового регулирования, в том числе поступающую по каналам сетевых коммуникаций, определять степень достоверности информации; соотносить различные оценки социального взаимодействия, политических событий, правовых отношений, содержащиеся в источниках информации; давать оценку действиям людей в типичных (модельных) ситуациях с точки зрения социальных норм, в том числе норм морали и права.

12) Самостоятельно оценивать и принимать решения, выявлять с помощью полученных знаний наиболее эффективные способы противодействия коррупции; определять стратегии разрешения социальных и межличностных конфликтов; оценивать поведение людей и собственное поведение с точки зрения социальных норм, включая нормы морали и права, ценностей; осознавать неприемлемость антиобщественного поведения, опасность алкоголизма и наркомании.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

 

Тема I. Экономическая жизнь общества. Экономика как подсистема общества. Экономика и уровень жизни. Экономика и социальная структура общества. Экономика и политика. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность и её измерители. Понятие ВВП. Экстенсивный и интенсивный рост. Факторы и темпы экономического роста. Экономическое развитие. Экономический цикл. Причины цикличного развития экономики. Рынок в жизни общества. Рыночная экономика. Как действует «невидимая рука» рынка. Законы спроса и предложения. Рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Современная рыночная система. Цели деятельности фирмы. Факторы производства. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и временные издержки производства. Налоги, уплачиваемые предприятием. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. Функции финансового рынка. Финансовые институты. Защита прав потребителей финансовых услуг. Фондовый рынок, его инструменты и участники. Основные источники финансирования бизнеса. Экономические функции государства. Общественные блага. Внешние эффекты. Какой инструмент регулирования экономики выбрать. Налоговая система РФ. Нужна ли рынку помощь государства. Тенденции экономического развития России. Типы финансовой политики. Основы денежно-кредитной политики государства. Влияние денежно-кредитной политики на российскую экономику. Бюджетная политика. Инфляция: виды, причины и последствия. Рынок труда. Причины и виды безработицы. Государственная политика в области занятости. Что такое мировая экономика. Международная торговля. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики. Тенденции общемирового экономического развития. Экономическая культура: сущность и структура. Экономические отношения и интересы. Экономическая свобода и социальная ответственность. Связь экономической культуры и деятельности. Рациональное поведение участников экономической деятельности.

Тема II. Социальная сфера. Многообразие социальных групп. Социальное неравенство. Социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные интересы. Социальные нормы. Социальный контроль. Отклоняющееся (девиантное) поведение. Преступность. Что объединяет людей в нацию. Россия — многонациональное общество и единый народ. Межнациональные конфликты и пути их преодоления. Пути межнационального сближения. Национальная политика в России. Семья как социальный институт. Функции семьи. Семья в современном обществе. Бытовые отношения. Дом, в котором мы живём. Гендерные стереотипы и роли. Гендер и социализация. Гендерные отношения в современном обществе. Молодёжь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодёжная субкультура. Изменение численности населения России. Возрастной состав населения России. Рождаемость и смертность. Миграция.

Тема III. Политическая жизнь общества. Политическая деятельность и общество. Политическая сфера и политические институты. Политические отношения. Политическая власть. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политический режим. Демократические перемены в России. Сущность правового государства. Гражданское общество. Местное самоуправление. Избирательная система. Избирательная кампания. Понятия политической партии и движения. Типология и функции политических партий. Типы партийных систем. Политическая элита. Политическое лидерство. Роль политического лидера. Типы лидерства. Обыденное и теоретическое сознание. Что такое идеология. Современные политические идеологии. Роль идеологии в политической жизни. Политическая психология. Средства массовой коммуникации и политическое сознание. Многообразие форм политического поведения. Политический терроризм. Регулирование политического поведения. Сущность и этапы политического процесса. Политическое участие. Политическая культура. Заключение. Общество и человек перед лицом угроз XXI в.

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

11 КЛАСС

№ п/п

 

Наименование разделов и тем программы

 

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

 

Всего

 

Контрольные работы

 

Практические работы

 

Раздел 1. Социальная сфера

1.1

Социальная структура общества

2

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41cf62

1.2

Социальное положение личности в обществе и пути его изменения

2

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41cf62

1.3

Семья и семейные ценности

2

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41cf62

1.4

Этнические общности и нации

2

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41cf62

1.5

Социальные нормы и социальный контроль

2

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41cf62

1.6

Социальный конфликт

2

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41cf62

1.7

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Социальная сфера»

2

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41cf62

Итого по разделу

14

 

Раздел 2. Политическая сфера

2.1

Политическая власть и политические отношения

2

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41cf62

2.2

Политическая система. Государство — основной институт политической системы

3

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41cf62

2.3

Государство Российская Федерация. Государственное управление в Российской Федерации

4

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41cf62

2.4

Политическая культура общества и личности.Политическая идеология

2

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41cf62

2.5

Политический процесс и его участники

3

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41cf62

2.6

Избирательная система

2

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41cf62

2.7

Политические элиты и политическое лидерство

2

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41cf62

2.8

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Политическая сфера»

2

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41cf62

Итого по разделу

20

 

Раздел 3. Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации

3.1

Система права. Правовые отношения. Правонарушения

4

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41cf62

3.2

Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации

4

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41cf62

3.3

Правовое регулирование гражданских, семейных, трудовых правоотношений

6

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41cf62

3.4

Правовое регулирование налоговых, образовательных, административных, уголовных правовых отношений, экологическое законодательство

8

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41cf62

3.5

Основные принципы конституционного, арбитражного, гражданского, административного, уголовного процессов

4

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41cf62

3.6

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации»

2

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41cf62

Итого по разделу

28

 

Итоговое повторение, представление результатов проектно-исследовательской деятельности

6

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41cf62

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

0

0