ЭП

Документ подписан электронной подписью
18.09.2023 11:34, Гришина Людмила Владимировна, Директор школы
Ключ электроннй подписи

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КРАСНОАРМЕЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

 

 

 

РАССМОТРЕНО

методическим объединением

учителей начальных классов

Руководитель ШМО

________ Е.В. Марышева

Протокол № 1

от 28 августа 2023г.

СОГЛАСОВАНО

на заседании педагогического

совета

Протокол № 1

от 29 августа 2023г.

УТВЕРЖДЕНО

в составе содержательного раздела ООП с учетом ФОП соответствующего уровня общего образования приказом директора школы

Приказ № 316

от 29 августа 2023г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Физическая культура» (вариант 2)

для 1 класса

на 2023-2024 учебный год (базовый)

 

 

 

 

 

 

 

Составители: Марышева Елена Васильевна, учитель начальных классов, высшей квалификационной категории

Серова Светлана Алексеевна, учитель начальных классов, первой квалификационной категории

 

 

 

 

п. Красноармейский‌, 2023г

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» (предметная область «Физическая культура») на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся 1–го класса МБОУ Красноармейской СОШ в соответствии со следующими нормативными документами:

- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100) (с изменениями № 569 от 18.07.2022 Зарегистрирован 17.08.2022 № 69676);

- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования" (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74229);

- Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Красноармейской СОШ;

- Федеральной рабочей программой НОО по предмету «Физическая культура»;

- Учебным планом начального общего образования МБОУ Красноармейской СОШ;

- Положением о рабочих программах, учебных курсах (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей МБОУ Красноармейской СОШ;

- Рабочей программой воспитания МБОУ Красноармейской СОШ;

- Учебниками, учебными пособиями (Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ), утвержденные приказом Минпросвещения от 21.09.2022 № 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.11.2022 N 70799)

Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для обучающихся на уровне начального общего образования ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в рабочей программе воспитания МБОУ Красноармейской СОШ.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Методологической основой структуры и содержания программы по физической культуре для начального общего образования является личностно-деятельностный подход, ориентирующий педагогический процесс на развитие целостной личности обучающихся. Достижение целостного развития становится возможным благодаря освоению младшими школьниками двигательной деятельности, представляющей собой основу содержания учебного предмета «Физическая культура». Двигательная деятельность оказывает активное влияние на развитие психической и социальной природы обучающихся. Как и любая деятельность, она включает в себя информационный, операциональный и мотивационно-процессуальный компоненты, которые находят своё отражение в соответствующих дидактических линиях учебного предмета.

В целях усиления мотивационной составляющей учебного предмета и подготовки школьников к выполнению комплекса ГТО в структуру программы в раздел «Физическое совершенствование» вводится образовательный модуль «Прикладно -ориентированная физическая культура». Данный модуль позволит удовлетворить интересы учащихся в занятиях спортом и активном участии в спортивных соревнованиях, развитии национальных форм соревновательной деятельности и систем физического воспитания.

Содержание модуля «Прикладно-ориентированная физическая культура», обеспечивается Примерными программами по видам спорта, которые рекомендуются Министерством просвещения РФ для занятий физической культурой и могут использоваться образовательными организациями исходя из интересов учащихся, физкультурно-спортивных традиций, наличия необходимой материально-технической базы, квалификации педагогического состава. Помимо Примерных программ, рекомендуемых Министерством просвещения РФ, образовательные организации могут разрабатывать своё содержание для модуля «Прикладно-ориентированная физическая культура» и включать в него популярные национальные виды спорта, подвижные игры и развлечения, основывающиеся на этнокультурных, исторических и современных традициях региона и школы.

 

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Целью образования по физической культуре в начальной школе является формирование у учащихся основ здорового образа жизни, активной творческой самостоятельности в проведении разнообразных форм занятий физическими упражнениями.

Задачи:

- формирование у младших школьников необходимого и достаточного физического здоровья, уровня развития физических качеств и обучения физическим упражнениям разной функциональной направленности;

- вовлечение обучающихся в здоровый образ жизни за счёт овладения ими знаниями и умениями по организации самостоятельных занятий подвижными играми, коррекционной, дыхательной и зрительной гимнастикой, проведения физкультминуток и утренней зарядки, закаливающих процедур, наблюдений за физическим развитием и физической подготовленностью;

- приобщение обучающихся к истории и традициям физической культуры и спорта народов России, формировании интереса к регулярным занятиям физической культурой и спортом, осознании роли занятий физической культурой в укреплении здоровья, организации активного отдыха и досуга;

- формирование положительных навыков и способов поведения, общения и взаимодействия со сверстниками и учителями, оценивания своих действий и поступков в процессе совместной коллективной деятельности.

 

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

‌ Общее число часов, отведённых на изучение курса «Физическая культура», составляет 66 часов, (2 часа в неделю). Для бесснежных районов Российской Федерации, а также при отсутствии должных условий допускается заменять инвариативный модуль «Лыжные гонки», «Плавание» углубленным освоением содержания других инвариативных модулей. За счет часов вариативной части учебного плана в 2023-2024 учебном году в 1 классах будет организовано углубленное освоение учебного модуля «Легкая атлетика» (1 час), на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни учащихся. Учебный план на изучение физической культуры отводит 3 учебных часа в неделю, всего 99 часов при 33 учебных неделях.

Для реализации программы используются учебники для учителя и обучающихся:

Для учителя:

- учебник «Физическая культура» А.П.Матвеев, Москва «Просвещение»,2023 г.

 

Для обучающихся:

- учебник «Физическая культура» А.П.Матвеев, Москва «Просвещение»,2023 г.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы по физической культуре на уровне начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

В результате изучения физической культуры на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

  • становление ценностного отношения к истории и развитию физической культуры народов России, осознание её связи с трудовой деятельностью и укреплением здоровья человека;
  • формирование нравственно-этических норм поведения и правил межличностного общения во время подвижных игр и спортивных соревнований, выполнения совместных учебных заданий;
  • проявление уважительного отношения к соперникам во время соревновательной деятельности, стремление оказывать первую помощь при травмах и ушибах;
  • уважительное отношение к содержанию национальных подвижных игр, этнокультурным формам и видам соревновательной деятельности;
  • стремление к формированию культуры здоровья, соблюдению правил здорового образа жизни;
  • проявление интереса к исследованию индивидуальных особенностей физического развития и физической подготовленности, влияния занятий физической культурой и спортом на их показатели.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения физической культуры на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

К концу обучения в 1 классе у обучающегося будут сформированы следующие универсальные учебные действия.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • находить общие и отличительные признаки в передвижениях человека и животных;
  • устанавливать связь между бытовыми движениями древних людей и физическими упражнениями из современных видов спорта;
  • сравнивать способы передвижения ходьбой и бегом, находить между ними общие и отличительные признаки;
  • выявлять признаки правильной и неправильной осанки, приводить возможные причины её нарушений.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • воспроизводить названия разучиваемых физических упражнений и их исходные положения;
  • высказывать мнение о положительном влиянии занятий физической культурой, оценивать влияние гигиенических процедур на укрепление здоровья;
  • управлять эмоциями во время занятий физической культурой и проведения подвижных игр, соблюдать правила поведения и положительно относиться к замечаниям других обучающихся и учителя;
  • обсуждать правила проведения подвижных игр, обосновывать объективность определения победителей.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • выполнять комплексы физкультминуток, утренней зарядки, упражнений по профилактике нарушения и коррекции осанки;
  • выполнять учебные задания по обучению новым физическим упражнениям и развитию физических качеств;
  • проявлять уважительное отношение к участникам совместной игровой и соревновательной деятельности.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1 КЛАСС

К концу обучения в 1 классе обучающийся достигнет следующих предметных результатов по отдельным темам программы по физической культуре:

  • приводить примеры основных дневных дел и их распределение в индивидуальном режиме дня;
  • соблюдать правила поведения на уроках физической культурой, приводить примеры подбора одежды для самостоятельных занятий;
  • выполнять упражнения утренней зарядки и физкультминуток;
  • анализировать причины нарушения осанки и демонстрировать упражнения по профилактике её нарушения;
  • демонстрировать построение и перестроение из одной шеренги в две и в колонну по одному, выполнять ходьбу и бег с равномерной и изменяющейся скоростью передвижения;
  • демонстрировать передвижения стилизованным гимнастическим шагом и бегом, прыжки на месте с поворотами в разные стороны и в длину толчком двумя ногами;
  • передвигаться на лыжах ступающим и скользящим шагом (без палок);
  • играть в подвижные игры с общеразвивающей направленностью.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

1 КЛАСС

Знания о физической культуре

Понятие «физическая культура» как занятия физическими упражнениями и спортом по укреплению здоровья, физическому развитию и физической подготовке. Связь физических упражнений с движениями животных и трудовыми действиями древних людей.

Способы самостоятельной деятельности

Режим дня и правила его составления и соблюдения.

Физическое совершенствование

Оздоровительная физическая культура

Гигиена человека и требования к проведению гигиенических процедур. Осанка и комплексы упражнений для правильного её развития. Физические упражнения для физкультминуток и утренней зарядки.

Спортивно-оздоровительная физическая культура

Правила поведения на уроках физической культуры, подбора одежды для занятий в спортивном зале и на открытом воздухе.

Гимнастика с основами акробатики

Исходные положения в физических упражнениях: стойки, упоры, седы, положения лёжа. Строевые упражнения: построение и перестроение в одну и две шеренги, стоя на месте, повороты направо и налево, передвижение в колонне по одному с равномерной скоростью.

Гимнастические упражнения: стилизованные способы передвижения ходьбой и бегом, упражнения с гимнастическим мячом и гимнастической скакалкой, стилизованные гимнастические прыжки.

Акробатические упражнения: подъём туловища из положения лёжа на спине и животе, подъём ног из положения лёжа на животе, сгибание рук в положении упор лёжа, прыжки в группировке, толчком двумя ногами, прыжки в упоре на руки, толчком двумя ногами.

Лёгкая атлетика

Равномерная ходьба и равномерный бег. Прыжки в длину и высоту с места толчком двумя ногами, в высоту с прямого разбега.

Подвижные и спортивные игры

Считалки для самостоятельной организации подвижных игр.

Прикладно-ориентированная физическая культура

Развитие основных физических качеств средствами спортивных и подвижных игр. Подготовка к выполнению нормативных требований комплекса ГТО.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 КЛАСС

№ п/п

 

Наименование разделов и тем программы

 

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

 

Всего

 

Контрольные работы

 

Практические работы

 

Раздел 1. Знания о физической культуре

1.1

Знания о физической культуре

2

 

 

https://resh.edu.ru/subject/32/1/

Итого по разделу

2

 

Раздел 2. Способы самостоятельной деятельности

2.1

Режим дня школьника

1

 

 

https://resh.edu.ru/subject/32/1/

Итого по разделу

1

 

ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Раздел 1. Оздоровительная физическая культура

1.1

Гигиена человека

1

 

 

https://resh.edu.ru/subject/32/1/

1.2

Осанка человека

1

 

 

https://resh.edu.ru/subject/32/1/

1.3

Утренняя зарядка и физкультминутки в режиме дня школьника

1

 

 

https://resh.edu.ru/subject/32/1/

Итого по разделу

3

 

Раздел 2. Спортивно-оздоровительная физическая культура

2.1

Гимнастика с основами акробатики

18

 

 

https://resh.edu.ru/subject/32/1/

2.2

 

Легкая атлетика

30

 

 

https://resh.edu.ru/subject/32/1/

2.3

Подвижные и спортивные игры

19

 

 

https://resh.edu.ru/subject/32/1/

Итого по разделу

67

 

Раздел 3. Прикладно-ориентированная физическая культура

3.1

Подготовка к выполнению нормативных требований комплекса ГТО

26

 

 

https://resh.edu.ru/subject/32/1/

Итого по разделу

26

 

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

99

0

0