ЭП

Документ подписан электронной подписью
07.09.2023 21:33, Гришина Людмила Владимировна, Директор школы
Ключ электроннй подписи

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Красноармейская средняя общеобразовательная школа

 

ПРИНЯТО

Педагогическим советом школы

Протокол

от 29.08. 2023 года № 3

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

________________Л. В. Гришина

 

Приказ по школе

от 29.08.2023 года № 318

 

 

 

Положение

об организации факультативов и элективных курсах

МБОУ Красноармейской СОШ

 

  1. Общие положения

1.1. В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" обучающимся гарантируется академическое право на выбор факультативных и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого МБОУ Красноармейской СОШ, осуществляющей образовательную деятельность.

1.2. Факультативный учебный предмет (факультатив) – необязательный учебный курс по выбору обучающегося на уровне основного общего, среднего общего образования, который направлен на углубление знаний, обучающихся по направлениям профильной подготовки, развитие их интересов и профессиональное самоопределение.

1.3. Элективный учебный предмет (элективный курс) – обязательный дополнительный учебный курс по выбору обучающегося на уровне основного общего, среднего общего образования, который направлен на индивидуализацию и дифференциацию содержания образования, а также обеспечивает углубление предметных и межпредметных связей.

1.4. МБОУ Красноармейская СОШ предлагает обучающимся перечень факультативных учебных предметов.

1.5. МБОУ Красноармейская СОШ предлагает обучающимся перечень элективных учебных предметов.

1.6. Обучающиеся осуществляют выбор факультативного учебного предмета, элективного учебного предмета.

1.7. Факультативные и элективные учебные предметы из перечня, предлагаемого МБОУ Красноармейская СОШ, направлены на обеспечение развития личности обучающегося, выбранного профиля обучения, предпрофессиональной подготовки и способствуют достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образовательной деятельности.

1.8. МБОУ Красноармейская СОШ вправе использовать дистанционный формат для организации и проведения факультативных и элективных учебных предметов.

2. Цель, задачи и функции элективных курсов

2.1. Цель элективных курсов: удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. 2.2. Задачи элективных курсов:

· удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей учащихся; · подготовка к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности;

· содействие развитию у школьников отношения к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда;

· выработка у учащихся умений и способов деятельности, направленных на решение практических задач;

· повышение уровня социализации личности;

· создание условий для самообразования, формирования у учащихся умений и навыков самостоятельной работы и самоконтроля своих достижений.

2.3. Элективные курсы выполняют следующие образовательные функции:

• поддерживают изучение базовых предметов;

• служат для внутришкольной специализации и дифференциации обучения, построения индивидуальных учебных планов учащихся;

• позволяют превысить содержание образования сверх стандарта;

• формируют у учащихся способы организации учебной деятельности;

• способствуют формированию коммуникативной и социальной компетентностей; ориентируют в выборе профиля обучения и профессиональной карьеры;

• развивают навыки самоопределения, самоорганизации, самоконтроля, выбора и принятия решения;

• создают условия для общекультурного развития.

2.4. Типы элективных курсов.

По назначению можно выделить несколько типов элективных курсов:

2.4.1. Предметно-ориентированные:

- обеспечивают для наиболее способных лицеистов повышенный уровень изучения того или иного предмета, развивают содержание одного из базовых курсов, включая углубление отдельных тем базовых общеобразовательных программ;

- дают ученику возможность реализации личных познавательных интересов в выбранной им образовательной области;

- создает условия для качественной подготовки к итоговой аттестации и в том числе к экзаменам по выбору, которые являются наиболее вероятными предметами для профильного обучения в старшей школе.

2.4.2. Профильно-ориентированные:

- ориентированы на получение учащимися образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда, т.е. данные курсы являются дополнением содержания профильного курса;

- уточняют готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на профильном уровне.

2.4.3. Межпредметные:

- обеспечивают межпредметные связи и дают возможность изучения смежных предметов на профильном уровне;

- поддерживают мотивацию ученика, способствуя внутрипрофильной специализации.

2.4.4. Надпредметные:

- обеспечивают реализацию познавательных интересов лицеистов, выходящих за рамки традиционных предметов и распространяющихся на области деятельности человека вне выбранного ими профиля обучения;

- знакомят школьников с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов и способами их разработки в различных профессиональных сферах, способствуют профессиональной ориентации.

2. Порядок организации факультативных и элективных учебных предметов

2.1. Организация и проведение факультативных и элективных учебных предметов обеспечиваются рабочей программой, примерными программами факультативных или элективных учебных предметов, предложенными издательствами, имеющими право на образовательную издательскую деятельность, программами из реестра программ.

2.2. Учебное время, выделяемое на изучение факультативного или элективного учебного предмета, составляет не менее 17 часов в год и не более 34 часов в год.

2.3. Занятия по факультативному учебному предмету проводятся в разных формах.

2.4. Занятия по элективному учебному предмету проводятся в разных формах. 2.5. Порядок формирования учебных групп по факультативным и элективным учебным предметам определяется МБОУ Красноармейской СОШ с соблюдением требований к организации учебных групп. Наполняемость групп определяется в зависимости от специфики занятий, количества детей в классе (учебной параллели).

2.6. Учитель ведет учет посещаемости обучающихся в журнале.

 

3. Учебно-методическое обеспечение факультативных и элективных учебных предметов

3.1. Для организации образовательной деятельности по факультативным и элективным учебным предметам учитель использует учебные пособия из числа прошедших экспертизу в установленном федеральным законодательством порядке.

3.2. Для организации образовательной деятельности по факультативным и элективным учебным предметам учитель использует цифровые образовательные ресурсы, размещенные в информационно-коммуникационной сети Интернет, другие электронные образовательные материалы.

3.3. Информационные материалы, включая электронные образовательные материалы, используемые для организации образовательной деятельности по факультативным и элективным учебным предметам, должны соответствовать требованиям федерального законодательства.

 

4. Организация и порядок проведения, оценивание курсов

4.1. Элективные курсы реализуются за счет компонента учебного плана школы, формируемого участниками образовательного процесса в очном или дистанционном режиме.

4.2.Преподавание элективных курсов осуществляется по расписанию, причем элективные курсы могут быть: - внесены в основное расписание учебных занятий образовательного учреждении (первыми и/или последними парами); - вынесены в отдельное расписание, которое отвечает действующим санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам (СанПиН 2.4.2.1178-02).

4.3. Формы обучения на элективных курсах (групповые) могут быть, как академическими, так и ориентированными на инновационные педагогические технологии:

- практическая и самостоятельная исследовательская работа;

- проектная деятельность;

- презентация результатов;

- дискуссии, беседы.

4.4. Программы и учебные материалы элективных образовательных программ и учебных материалов для профильного обучения на старшей ступени общего образования должны быть оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к структуре образовательных программ, структуре рабочих программ педагогов школы и материалов к ним и должны отражать:

- новизну и актуальность содержания курса;

- способы мотивации учащихся к изучению содержания учебного курса;

- формы и методы обучения;

- категории обучаемых;

- цели и задачи учебного курса;

- активные и интерактивные способы деятельности учащихся в процессе изучения содержания курса;

- способы дифференциации и индивидуализации обучения;

- обоснованные нормы времени на изучение материалов курса.

Содержание знаний, которые включаются в программу, должно отвечать требованиям к подготовке выпускников, определяемым государственными образовательными стандартами и иметь практико-ориентированную направленность.

4.5. Руководитель элективного курса определяется приказом директора школы о назначении учебной нагрузки.

4.6. Руководитель элективных курсов составляет рабочую программу элективных курсов в соответствии с учебным планом.

4.7. Заполнение журналов при проведении элективных курсов по выбору должно отвечать следующим требованиям:

- в одном специальном журнале могут быть записаны несколько курсов по выбору;

- в журнале фиксируются сведения о прохождении программы, о посещающих элективные курсы учащихся, об отсутствующих на занятиях;

- при посещении курса по выбору учащимися разных классов одной параллели список оформляется на одной странице в специальном журнале, а учащиеся перечисляются в списке группами по классам (при условии краткосрочности курса);

- журнал элективных курсов является финансовым документом, поэтому при его заполнении необходимо соблюдать правила оформления классного журнала.

4.8. Балльное оценивание результатов изучения элективных курсов в 9 - 11 классах не производится, так как на данные курсы распространяется безотметочная система. Для оценивания учебных достижений, обучающихся рекомендуется использовать систему «зачет-незачет». Курс считаться зачтенным, если учащийся посетил не менее 80% занятий по этому курсу и/или по окончании курса предоставил зачетную работу. Зачетная работа может быть выполнена в форме контрольной, лабораторной, практической, презентационной работы или в др. форме.

4.9. Обучающимся, освоившим программу элективных курсов, в аттестате об основном общем и среднем общем образовании указывается название изученного курса без выставления отметок.

5. Делопроизводство и контроль

5.1. Список обучающихся и прохождение программы элективного курса фиксируется учителем - предметником, ведущим данный элективный курс, в журнале.

5.2. Контроль исполнения учебного плана, качества образовательного процесса, посещаемость занятий элективных курсов, ведения журналов осуществляется заместителем директора школы по учебной работе в соответствии с должностными инструкциями.

6. Финансирование

6.1. Занятия по изучению элективных курсов для обучающихся являются бесплатными.

6.2. Оплата учителям, ведущим элективные курсы, осуществляется в соответствии с тарификацией (учебной нагрузкой).