|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Красноармейская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено МБОУ Красноармейской СОШ Протокол № 2 от 31.08.2022 |
Утверждаю директор школы _______________ Л.В. Гришина Приказ № 306 от 31.08.2022
|
Программа наставничества
«Мой выбор»
по работе с детьми,
стоящими на внутреннем школьном учёте
и детьми «группы риска» (наставничество)
Изменения социально-экономической ситуации в стране, социальная дифференциация, которая происходит в обществе, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. Низкий уровень жизни, беспризорность, правовая незащищенность детей приводят к тому, что дети вынужденно адаптируются к подобным условиям. А результатом «вживания» в окружающую среду является: нежелание учиться и работать, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, проявление жестокости, агрессивности, бродяжничество, употребление алкогольных напитков и психотропных средств.
Работа по профилактике асоциальных явлений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» ребёнка, также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.
Но решать эти задачи в одиночку невозможно. Необходимо объединить усилия учителей, социального педагога, педагога-психолога, родителей, работников ПДН, учреждений дополнительного образования.
Одним из приоритетных направлений деятельности по работе с этой группой детей является комплексный подход, создание единого воспитательного пространства. Взаимное сотрудничество с другими профилактическими организациями позволяет совместно выбирать для каждого ребёнка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают.
2. Цель программы
1. Адаптация обучающихся школы асоциального поведения в социуме.
2. Сохранение и укрепление здоровья детей «группы риска», формирование у них навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей среды в школе, сохранения семейных ценностей по формированию здорового образа жизни.
3. Формирование личностных нравственных качеств у учащихся.
4. Социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребёнка, соблюдение прав.
3. Задачи программы
7Развивать социальную активность, включать в конкурсы, акции и проекты, побудить и привить интерес к себе и окружающим.
4.Нормативно-правовая база
1.ФЗ РФ №273 «Об образовании», ст.28,47,48.
2. Приказ Министерства образования и науки от 18 апреля 2013 г.№291 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования»
3. Указ Президента РФ от 2 марта 2018 года №94 «Об учреждении знака отличия «За наставничество»
4.Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
5. Объект реализации программы:
6.Методы работы:
- Наблюдение;
- Психологические и педагогические методики;
- Психолого-педагогический анализ;
- Социально-психологические методы.
7.Отличительные особенности программы
1.Тесное взаимодействие с семьёй.
2.Сотворчество педагогов и детей.
3.Развитие детской инициативы.
4.Способность педагогов к неформальному общению.
5.Создание у ребёнка ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования.
6.Формирование у детей «группы риска» потребности в здоровом образе жизни.
7.Совместное участие в мероприятиях детей, педагогов и родителей.
8. Возраст детей, участвующих в реализации программы
Программа рассчитана для работы с детьми с отклоняющимся поведением 12-17лет.
9.Сроки реализации
Программа рассчитана на 2-3года.
10.Ожидаемые результаты и способы оценки
1..Выявление основных причин появления детей «группы риска», детей, стоящих на внутреннем школьном учёте.
2.Повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения.
3.Создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности учащихся
4.Изменение отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни.
5.Повышение обученности и уровня физической подготовки детей этой группы.
6. Снижение количества детей асоциального поведения из неблагополучных семей.
7. Формирование у детей представлений об общечеловеческих ценностях.
8. Рост заинтересованности родителей в оздоровлении подрастающего поколения.
Этапы реализации программы:
Первый этап - организационный (непосредственное планирование, согласование планов).
Второй этап - диагностический (изучение потребностей и запросов «трудных» детей).
Третий этап – деятельностный (координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их реализацией).
Четвертый этап – анализ и подведение итогов, дальнейшее планирование с учетом выработанных рекомендаций.
1. Диагностика
2. Приемы коррекционно-воспитательного воздействия
1.Работа с семьей
Цель: обеспечение психолого-просветительской работы с родителями, способствование улучшения микроклимата в семье, сохранение и развитие семейных ценностей, формирование здорового образа жизни.
Задачи:
-привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности детей;
-выявление особенностей взаимоотношения между родителями и детьми;
-разработка основных правил семейного воспитания;
-создание положительной мотивации у родителей в содействии образовательному учреждению, своему ребенку;
-всесторонне психолого-педагогическое просвещение родителей
-способствовать созданию комфортных условий в семье для развития личности ребенка.
Формы работы:
- просветительская работа (выпуск памяток, информационных листов, беседы, дискуссии, лектории для родителей);
-психокоррекционная работа - семейная консультация (оказание помощи семье в конфликтных ситуациях);
-психопрофилактическая работа по программе «Семейный разговор», приглашение специалистов (врача-нарколога, психолога, инспектора ПДН и др.) для бесед с родителями и детьми.
Принцип реализации работы с семьей:
- анкетирование;
-опрос родителей и детей;
-совместные праздники;
-творческие семейные выставки
Основные направления работы с семьей:
- возрождение семейных традиций, изучение обычаев и традиций своей семьи и города;
- формирование семейных ценностей предусматривает проведение творческих семейных выставок, выполнение семейных творческих заданий;
Организация работы родительского лектория на темы: «Психологические особенности детского возраста», «Способы конструктивного взаимодействия с детьми», «Что такое семейный микроклимат, и как улучшить отношения в семье», «Что нужно знать о вреде алкоголя и табака и последствиях их употребления», «Профилактика воровства», « Профилактика употребления ПАВ», «Воспитание безопасного поведения обучающихся школы в быту, социуме, природе »
Работа с педагогами
Цели и задачи:
- расширить знания о проблеме зависимости от вредных привычек в детской среде;
- дать базовые психологические понятии о психологии развития личности детей;
- расширить знания о роли семьи в профилактике безнадзорности, правонарушений и злоупотребления вредными привычками.
Работа с учащимся
Цели и задачи:
-формирование здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей;
-профилактика вредных привычек (употребления ПАВов, табакокурения, алкоголя, наркотиков);
-профилактика правонарушений;
-психокоррекция;
-профориентация;
-пропаганда здорового образа жизни.
- адаптация детей к современным условиям, их правовая социализация через культурно - досуговую и спортивно - оздоровительную работа
- создание ситуации успеха для детей асоциального поведения;
- сформировать личную и социальную компетентность детей, развить у них позитивное отношение к себе и к окружающему обществу;
- укрепить и развить чувство самоуважения, способность критически мыслить, чувство ответственности.
Методы:
- переубеждения (предоставление убедительных аргументов, вовлечение в критический анализ своих поступков);
- метод переключения (вовлечение в учебную, трудовую деятельность, занятия спортом, общественной деятельностью)
Формы работы: групповая работа, тренинг, дискуссии, беседы, ролевые игры, просмотр и обсуждении кинофильмов, индивидуальные консультации, тесты, конкурсы, праздники)
Направления организации досуга:
- изучение интересов и потребностей детей данной категории;
- расширение видов творческой деятельности для удовлетворения интересов и потребностей детей;
- методическое сопровождение мероприятий досуга;
- организация социально-значимой деятельности детей.
Тематические мероприятия для организации досуга детей: деловые игры («Как устроиться на работу»), акции («Скажи вредным привычкам- нет»), диспуты («Как найти свое место в жизни»), круглые столы по проблемам табакокурения, алкогольной зависимости, спортивные мероприятия)
Профилактика правонарушений
Контроль
Психологическое сопровождение
- Методика изучения личности дезадаптивного ребёнка и его ближайшего окружения
- Методика диагностики эгоцентризма у детей
- Цветовой тест М. Люшера
- Социометрия
- Карта психологической характеристики личностного развития детей
Организация педагогической помощи
Организация медицинской помощи
Организация свободного времени обучающихся школы
Свободное время - умение разумно и интересно, с пользой для себя и окружающих проводить свой досуг - острая проблема "трудных" детей. С одной стороны, досуговая деятельность привлекает учащихся нерегламентированностью, добровольностью видов и форм деятельности, широкими возможностями для самодеятельности, неформальным характером отношений. С другой стороны, наблюдается неумение "трудного" рационально использовать свое свободное время, неразвитость у него умений и навыков досуговой деятельности. Необходимо заполнить эту пустоту, помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности, умения и навыки самоорганизации, планирования своего времени, формирование интересов, умения добиваться поставленной цели.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
№ |
Мероприятия |
Вовлечение родителей, специалистов |
Сроки выполнения |
1 |
Диагностические мероприятия: анкетирование, тестирование, опрос.
Оценка школьной мотивации.
Классные часы: «Спорт и физическая культура-альтернатива вредным привычкам!» «Учись на чужих ошибках!» Анкетирование с целью профилактики табакокурения Тематическая беседы «19 ноября – Международный день отказа от курения» «Что такое толерантность и терпимость?» Профилактические беседы «Правовой всеобуч». « Ответственность несовершеннолетних за совершение правонарушений «Ценности жизни»
|
С педагогом -психологом
|
В течение реализации программы
Сентябрь
Ноябрь
Декабрь, февраль
март |
|
Изучение взаимоотношений в семье. |
Беседы совместно с родителями |
октябрь |
|
Вовлечение учащегося в конкурсы с учётом его индивидуальных предпочтений, способностей, (рисование, игра на гитаре, сотсавление презентаций, видеороликов) с пониманием значимости участия |
Привлечение родителей в совместную деятельность |
В течение всего времени реализации программы |
|
Вовлечение в школьные общие дела, выполнение поручений |
|
В течение всего времени реализации программы |
Список литературы
Приложение к программе
Анкета по выявлению трудновоспитуемых в классе
Анкета содержит 45 вопросов, разделенных на 3 под-анкеты. Содержание анкет учитывает следующие параметры: учеба (вопросы 1-3), дисциплина (4-6), общественно-трудовая активность (7-9), отношение с классом (10-12) и асоциальные проявления (13-15).
При проведении анкеты недопустимо специальное выискивание недостатков и подчеркивание отрицательного в поведении ученика.
АНКЕТА № 1
АНКЕТА № 2
АНКЕТА № 3
Подсчитывается алгебраическая сумма баллов (N) по данному параметру. При N >6 учащийся по данному параметру относится к благополучным. Другие результаты определяет уровень запущенности ученика.
Сумма баллов по параметру |
Уровень педагогической запущенности |
Итоговая сумма баллов |
6 > N > 3 |
I - начальный уровень трудновоспитуемости |
30 > N > 15 |
3 > N > 0 |
II - дезорганизаторы |
15 > N > 0 |
N < 0 |
III - особо трудные |
N < 0 |
Характеристика уровней ( по итоговой сумме)
Уровень, качества личности (признаки)
Состояние здоровья и самочувствия
Выберите тот или иной вариант ответа и напишите его на отдельном листке.
Формирование представлений о здоровом образе жизни
Анкета
Анкета
"Приобщение к здоровому образу жизни"
Спросите себя:
"Формирование полового самосознания и здорового образа жизни"
Недописанный тезис
"Быть счастливым значит быть здоровым …"
"Курить значит стать взрослее …"
"Наркотик убивает жизнь …"
Шкалирование
Курение Алкоголь Наркотики Спорт
да да да да
____________________________________________________
нет нет нет нет
Помогает выявить отношение учащихся к так называемым вредным привычкам, определить "болевые" точки.
Вредные привычки
Анкета проводится с целью получения информации о формировании привычек курить, употреблять наркотические вещества у учащихся школы, выявлении роли воспитательного воздействия педагогов на формирование привычек здорового образа жизни у детей.
Анкета помогает получить информацию:
Анкета для учащихся 5 - 10 классов
Что мы знаем о курении
Тест
При ответе на вопрос напишите сбоку "верно" или "неверно".
Нет ничего страшного в том, что подростки "балуются" сигаретами, если они оставят это занятие до того, как курение превратиться в привычку
Коллекция педагогического инструментария
Мотивы учения (анкеты)
Для выявления существующих у ребят мотивов учения можно использовать разные тесты. Предлагается вашему вниманию 2 теста. Первый направлен на определение структуры мотивов, второй на определение их уровня
Анкета №1
Порядок работы с анкетой.
Ребята! В анкете дается несколько утверждений. Для того чтобы получить хороший результат, прочитайте пункт анкеты, прислушайтесь к своим мыслям, ощущениям, желаниям и, если они совпадают с содержанием пункта, подчеркните его.
Анкета – тест
Я учусь потому, что:
1) на уроках по _____________________________________________________
__________________________________________________________________ (впишите название предмета) хорошая обстановка;
2) заставляют родители;
3) хочу получать хорошие оценки;
4) надо подготовиться к будущей профессии;
5) в наше время быть в обществе незнайкой нельзя;
6) хочу завоевать авторитет среди товарищей;
7) нравится узнавать новое;
8) нравится учитель (указать ФИО) ____________________________________
__________________________________________________________________
9) хочу избежать плохих отметок и неприятностей;
10) хочу больше знать;
11) мне приятно думать, соображать;
12) хочу быть первым учеником.
Обработка результатов
Анкета 2 «Мотивация к успеху»
На предлагаемые высказывания ответьте «Да», если вы с ними согласны, или «Нет», если не согласны.
Обработка результатов.
Подсчитать количество баллов в соответствии с ключом, за каждое совпадение 1 балл
|
|
|
|
От 1 до 10 баллов – низкая мотивация к успеху
От 11 до 16 баллов – средний уровень мотивации
От 17 до 20 баллов – умеренно высокий уровень мотивации
Свыше 21 балла – слишком высокий уровень мотивации.
Для успешного осуществления деятельности необходимы средний и умеренно высокий уровень мотивации к успеху. Исследования показали – чем выше уровень мотивации человека к успеху, тем ниже его готовность к риску.
Опросник «Чувства к школе»
Класс___________ Ф.И._________________________________________
Инструкция. Ниже приведены 16 чувств. Выбери и отметь знаком «+» те, которые ты наиболее часто испытываешь в школе.
Я испытываю в школе |
Да |
нет |
Спокойствие |
|
|
Усталость |
|
|
Скуку |
|
|
Радость |
|
|
Уверенность в себе |
|
|
Беспокойство |
|
|
Неудовлетворенность собой |
|
|
Раздражение |
|
|
Сомнение |
|
|
Обиду |
|
|
Чувство унижения |
|
|
Страх |
|
|
Тревогу за будущее |
|
|
Благодарность |
|
|
Симпатию к учителям |
|
|
Желание приходить сюда |
|
|
Опросник «Отношение к учебным предметам»
Инструкция. Напротив предмета в одной из трех граф поставь «+», выразив свое отношение.
№ |
Предмет |
Изучаю с интересом |
Равнодушен |
Не люблю |
1 |
Русский язык |
|
|
|
2 |
Литература |
|
|
|
3 |
Иностранный язык |
|
|
|
4 |
Математика |
|
|
|
5 |
История |
|
|
|
6 |
Природоведение |
|
|
|
7 |
Физкультура |
|
|
|
8 |
Труд |
|
|
|
9 |
ИЗО |
|
|
|
10 |
Музыка |
|
|
|
Анкета
Инструкция. Выбери ответ на вопрос и поставь «+»
Нравится |
Не очень нравится |
Не нравится |
С радостью иду в школу |
Иногда с радостью иду в школу, а иногда хотелось бы остаться дома |
Хочется остаться дома |
Пошел бы в школу |
Не знаю |
Остался бы дома |
Нравится |
Не очень нравится |
Не нравится |
Хотел бы, чтобы задавали домашние задания |
Не знаю |
Не хотел бы, чтобы задавали домашние задания |
Хотел бы, чтобы остались все предметы |
Не знаю |
Хотел бы, чтобы остались только некоторые предметы |
Часто |
Редко |
Никогда |
Не хотел бы, чтобы учителя были менее строгие |
Не знаю |
Хотел бы, чтобы учителя были менее строгие |
Много |
Мало |
У меня нет друзей в классе |
Нравятся |
Не очень нравятся |
Не нравятся |
Причины школьной дезадаптации
Интенсивная учебная программа, хроническое утомление от перегрузок нередко вызывают у ребят страх перед школой, учителями. Эти факторы ведут к школьной дезадаптации, которая, в свою очередь, повышает вероятность возникновения психосоматических заболеваний. Поэтому профилактика школьной дезадаптации – одна из важнейших задач, объединяющих учителей и школьного психолога.
Основными признаками школьной дезадаптации являются: затруднения ребенка в учебе, агрессивное поведение по отношению к педагогам и одноклассникам, чрезмерная активность и подвижность, повышенная возбудимость, тревожность, неспособность к концентрации внимания и сосредоточенности.
Различают два типа дезадаптированных учеников:
- школьники, которые сами испытывают трудности и создают множество трудностей для окружающих (педагогов, родителей, других детей) – это, так называемые «трудные дети»;
- учащиеся, которым самим в школе трудно, но окружающим они не доставляют особых неприятностей.
Для оценки причин дезадаптации пятиклассников к новым условиям обучения и для выявления способов ее преодоления нами проведена диагностика с помощью опросников «Чувства в школе», «Отношение к учебным предметам»; анкеты «Школьная адаптация»
Опросник «Шкала чувств» содержит перечисление 16 чувств, из которых предлагается выбрать только 8, отметить «+» те, которые наиболее часто испытывает учение в школе.
После обработки анкет получаем сумму в баллов (в%), на основе которой можно говорить о том, какие чувства превалируют в классе. Имеет смысл принимать во внимание выборы до 45 – 50%. Если на фоне одного -двух негативных чувств дети выбирают в основном позитивные, это является нормой для переходного периода.
СОЦИОМЕТРИЯ.
ЦВЕТОВОЙ ТЕСТ М. ЛЮШЕРА.
Необходимое оборудование: бумага, ластик, простой карандаш, цветные карандаши (фломастеры).
Ребенку предлагается на листе бумаги нарисовать круг, в котором пишет «Я», таким образом определяя своё положение в социуме, затем предлагается на оставшемся пространстве нарисовать круги, в каждый из которых вписывает значимое для себя лицо (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, друг, родственник, домашнее животное). Затем на оставшемся пространстве листа ребенок размещает по отношению к кругу «Я» другие круги – класс, школа, классный руководитель, учитель, улица. Круги рисует разноцветные, сам выбирает цвета. Затем предлагается соединить стрелками круг «Я» со всеми кругами.
Стрелки могут быть разноцветные, указывать одно или два направления.
Видимая длина стрелок по отношению к «Я» определяет степень отчужденности ребенка. Цвет кругов и линий расскажут о его психологическом состоянии, об отношении к нарисованному объекту или субъекту.
«Серый» - безразличие.
«Синий»- спокойствие.
«Зеленый»- проявление воли к действию, упорство, настойчивость.
«Красный»- активность действий, успех, активная жизненная позиция.
«Жёлтый»- стремление к освобождению, надежда на лучшее, на прекращение конфликта.
«Фиолетовый»- мечтательность, тревожность, желаемое видится реальным.
«Коричневый»- пассивное восприятие мира, семейный уют, безопасность, стадное чувство.
«Черный»- протест против существующего положения, отвержение субъекта.
Социально-психологический тренинг «Навыки общения»
Цели и задачи: социально-психологический тренинг направлен на формирование навыков общения, на развитие способностей устанавливать контакт с окружающими, помогает снять внутренние барьеры, мешающие эффективному взаимодействию, способствует сознанию своих личностных качеств.
1. «Комплимент». Занятие начинается с ритуала приветствия. Участники настраиваются на совместную работу, говорят друг другу комплимент любого содержания.
Цель: преодолеть скованность участников в начале занятия, приобрести навык видеть положительные качества окружающих.
2. «Знакомство». Участники тренинга сидят за столом по кругу. По очереди называют одну положительную и одну отрицательную черту своего характера. Задача - не допускать комментариев, которые могут разрушить доверительную атмосферу в группе.
А теперь каждый участник называет об одном приятном и одном неприятном подарке, который он получал в жизни. Цель: анализ своего прошлого опыта общения, возможно смена отношения к полученным ранее подаркам, информирование группы о своих потребностях.
Другие участники могут задавать уточняющие вопросы.
Цель – осознание учащимися своих индивидуальных особенностей.
3. «Портрет».
Каждый из участников выбирает себе «объект» и описывает его характер, привычки,
т.е. «пишет» его психологический портрет. Листы с записями отдаются учителю. Читаются записи, остальные пытаются угадать, оком идет речь.
Цель: выявление симпатий участников группы, получение обратной связи, развитие навыка анализа характера другого человека.
4. «Кто есть кто?» Участники письменно отвечают на вопросы ведущего. Листочки с записями собираются, а затем читаются. Участники пытаются определить, кто дал себе такую характеристику.
Вопросы:
- Твоя любимая пословица или высказывание?
-Продолжи фразу: «Когда на меня кричат…»
- Чем бы ты занимался охотнее всего?
-На что тебе приятнее всего смотреть?
-Что бы ты охотнее всего слушал?
-Какое чувство ты бы переживал охотнее всего?
Цель: осознание своих качеств и пристрастий, развитие навыка анализа качеств окружающих через их поступки и привычки.
5. «Прощание».
Участники произносят в адрес рядом сидящего слова прощания и доброе пожелание.
Цель: улучшение атмосферы в группе, закрепление положительного воспоминания о конце занятия.