|
Документ подписан электронной подписью |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Красноармейская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена на заседании школьного методического объединения ________ Петренко Т.Е. Протокол № 1 от 30 августа 2022г. |
Принята на заседании педагогического совета Протокол №2
|
Утверждена приказом директора ____________Л.В. Гришина Приказ № 306 от 31 августа 2022г.
|
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету БИОЛОГИЯ
8 класс (вариант 8.1)
на 2022-2023 уч. го
Составила: Петренко Татьяна Евгеньевна, учитель биологии высшей квалификационной категории |
п. Красноармейский
2022г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ООО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования", на основании статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 7 Областного закона от 14.11.2013 г. № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области», приказа Минобрнауки Российской Федерации от 10.04.2002 г. №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, приказа Министерства образования Ростовской области от 10.07.2002 №1277 «Об утв. примерных региональных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», на основании решения ТПМПК №90 от 31.08.2018, на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования МБОУ Красноармейской СОШ на 2022-2023 учебный год обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 8.1) с учетом психофизических особенностей и образовательных способностей ребенка в соответствии с требованиями ФГОС, рабочей программой по предмету «Биология», одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.;
Рабочая программа по биологии ориентирована на учащихся 8 класса и разработана на основе следующих документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки
России № 1897 от 17 декабря 2010 г);
- Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО);
- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативах СанПиН 2.4.2.3286-15,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
10.07.2015г. No26;
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Биология» для обучающихся на уровне основного общего образования ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в рабочей программе воспитания МБОУ Красноармейской СОШ
Школа вправе в течение 3-х лет использовать в образовательной деятельности учебники, приобретенные до вступления в силу приказа от 28.12.2018 № 345, от 20 мая 2020 г. № 254, от 23 декабря 2020 г. № 766
Программой отводится на изучение биологии 70 часов.
Цели и задачи
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического воспитания детей и подростков.
Знакомство с разнообразием животного мира должно воспитывать у обучающихся чувство любви к природе и ответственности за ее сохранность. Поэтому, основной целью изучения биологии в 8 классе является то, что учащимся важно понять, что сохранение красоты природы тесно связано с деятельностью человека и человек — часть природы, его жизнь зависит от нее, и поэтому все обязаны сохранять природу для себя и последующих поколений.
В разделе «Животные» (8 класс) особое внимание уделено изучению животных, играющих значительную роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности. Этот раздел дополнен темами, близкими учащимся, живущим в городской местности («Аквариумные рыбки», «Кошки» и «Собаки»: породы, уход, санитарно-гигиенические требования к их содержанию и др.).
Основные задачи изучения биологии в 8 классе являются:
― формировать элементарные научные представления о компонентах живой природы: строении и жизни животных;
― показать практическое применение биологических знаний: учить приемам выращивания и ухода за некоторыми домашними животными, использовать полученные знания для решения бытовых и экологических проблем;
― формировать навыки правильного поведения в природе, способствовать экологическому, эстетическому воспитанию подростков;
― развивать и корригировать познавательную деятельность, учить анализировать, сравнивать природные объекты и явления, подводить к обобщающим понятиям, понимать причинно-следственные зависимости, расширять лексический запас, развивать связную речь и другие психические функции.
Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися
Биология как учебный предмет в коррекционной школеVIII вида включает разделы: «Неживая природа» (6 класс), «Растения, грибы, бактерии» (7класс), «Животные» (8класс) и «Человек» (9 класс).
По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.
В разделе «Животные» (8класс) учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и образом жизни некоторых животных; получают сведения о внешнем и внутреннем строении их организма и приспособленности животных к условиям их жизни.
Рабочая программа составлена с учётом особенностей данного класса, учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся, способствует умственному развитию, определяет оптимальный объем знаний и умений по биологии.
Личностные и предметные результаты освоения предмета
К личностным результатам освоения АООП относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
К предметным результатам освоения АООП относят:
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по отдельным учебным предметам
Биология:
Минимальный уровень:
представления об объектах и явлениях неживой и живой природы,;
знание особенностей внешнего вида изученных животных, узнавание и различение изученных объектов в окружающем мире, моделях, фотографиях, рисунках;
знание общих признаков изученных групп животных, правил поведения в природе, техники безопасности в объеме программы;
выполнение совместно с учителем практических работ, предусмотренных программой;
применение полученных знаний и сформированных умений в бытовых ситуациях (уход за животными в доме).
Достаточный уровень:
представления об объектах неживой и живой природы;
осознание основных взаимосвязей между природными компонентами, природой и человеком;
установление взаимосвязи между средой обитания и внешним видом объекта (единство формы и функции);
знание признаков сходства и различия между группами животных; выполнение классификаций на основе выделения общих признаков;
узнавание изученных природных объектов по внешнему виду (натуральные объекты, муляжи, слайды, рисунки, схемы);
выполнение практических работ самостоятельно или при предварительной (ориентировочной) помощи педагога (измерение температуры тела, оказание доврачебной помощи при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах).
Формирование базовых учебных действий
V-IXклассы
Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Содержание образовательной программы
Общие признаки беспозвоночных (отсутствие позвоночника и внутреннего скелета).
Многообразие беспозвоночных; черви, медузы, раки, пауки, насекомые.
Дождевой червь.
Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, особенности дыхания, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании.
Демонстрация живого объекта или влажного препарата.
Насекомые.
Многообразие насекомых (стрекозы, тараканы и др.). Различие по внешнему виду, местам обитания, питанию.
Бабочки. Отличительные признаки. Размножение и развитие (яйца, гусеница, куколка). Характеристика на примере одной из бабочек. Павлиний глаз, траурница, адмирал и др. Их значение. Яблонная плодожорка, бабочка-капустница. Наносимый вред. Меры борьбы.
Тутовый шелкопряд. Внешний вид, образ жизни, питание, способ передвижения, польза, разведение.
Жуки. Отличительные признаки. Значение в природе. Размножение и развитие. Сравнительная характеристика (майский жук, колорадский жук, божья коровка или другие — по выбору учителя).
Комнатная муха. Характерные особенности. Вред. Меры борьбы. Правила гигиены.
Медоносная пчела. Внешнее строение. Жизнь пчелиной семьи (состав семьи). Разведение пчел (пчеловодство). Использование продуктов пчеловодства (целебные свойства меда, пыльцы, прополиса).
Муравьи — санитары леса. Внешний вид. Состав семьи. Особенности жизни. Польза. Правила поведения в лесу. Охрана муравейников.
Демонстрация живых насекомых, коллекций насекомых — вредителей сельскохозяйственных растений, показ видеофильмов.
Практическая работа. Зарисовка насекомых в тетрадях.
Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.
Позвоночные животные
Общие признаки позвоночных животных. Наличие позвоночника и внутреннего скелета.
Классификация животных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.
Рыбы
Общие признаки рыб. Среда обитания.
Речные рыбы (пресноводные): окунь, щука, карп.
Морские рыбы: треска, сельдь или другие, обитающие в данной местности.
Внешнее строение, образ жизни, питание (особенности питания хищных рыб), дыхание, способ передвижения. Размножение рыб. Рыбоводство (разведение рыбы, ее охрана и рациональное использование). Рыболовство. Рациональное использование.
Домашний аквариум. Виды аквариумных рыб. Среда обитания (освещение, температура воды). Особенности размножения (живородящие). Питание. Кормление (виды корма), уход.
Демонстрация живых рыб и наблюдение за ними.
Экскурсия к водоему для наблюдений за рыбной ловлей (в зависимости от местных условий).
Земноводные
Общие признаки земноводных.
Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение, способ передвижения. Питание, дыхание, размножение (цикл развития).
Знакомство с многообразием земноводных (жаба, тритон, саламандра). Особенности внешнего вида и образа жизни. Значение в природе.
Черты сходства и различия земноводных и рыб.
Польза земноводных и их охрана.
Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.
Практические работы. Зарисовка в тетрадях. Черчение таблицы (сходство и различие).
Пресмыкающиеся
Общие признаки пресмыкающихся. Внешнее строение, питание, дыхание. Размножение пресмыкающихся (цикл развития).
Ящерица прыткая. Места обитания, образ жизни, особенности питания.
Змеи. Отличительные особенности животных. Сравнительная характеристика: гадюка, уж (места обитания, питание, размножение и развитие, отличительные признаки). Использование змеиного яда в медицине. Скорая помощь при укусах змей.
Черепахи, крокодилы. Отличительные признаки, среда обитания, питание, размножение и развитие.
Сравнительная характеристика пресмыкающихся и земноводных (по внешнему виду, образу жизни, циклу развития).
Демонстрация живой черепахи или влажных препаратов змей. Показ кино- и видеофильмов.
Практические работы. Зарисовки в тетрадях. Черчение таблицы.
Птицы
Дикие птицы. Общая характеристика птиц: наличие крыльев, пуха и перьев на теле. Особенности размножения: кладка яиц и выведение птенцов.
Многообразие птиц, среда обитания, образ жизни, питание, приспособление к среде обитания. Птицы перелетные и неперелетные (зимующие, оседлые).
Птицы леса: большой пестрый дятел, синица.
Хищные птицы: сова, орел.
Птицы, кормящиеся в воздухе: ласточка, стриж.
Водоплавающие птицы: утка-кряква, лебедь, пеликан.
Птицы, обитающие близ жилища человека: голубь, ворона, воробей, трясогузка или другие местные представители пернатых.
Особенности образа жизни каждой группы птиц. Гнездование и забота о потомстве. Охрана птиц.
Птицы в живом уголке. Попугаи, канарейки, щеглы. Уход за ними.
Домашние птицы. Курица, гусь, утка, индюшка. Особенности внешнего строения, питания, размножения и развития. Строение яйца (на примере куриного). Уход за домашними птицами. Содержание, кормление, разведение. Значение птицеводства.
Демонстрация скелета курицы, чучел птиц. Прослушивание голосов птиц. Показ видеофильмов.
Экскурсия с целью наблюдения за поведением птиц в природе (или экскурсия на птицеферму).
Практические работы. Подкормка зимующих птиц. Наблюдение и уход за птицами в живом уголке.
Млекопитающие животные
Общие сведения. Разнообразие млекопитающих животных. Общие признаки млекопитающих (рождение живых детенышей и вскармливание их молоком).
Классификация млекопитающих животных: дикие (грызуны, зайцеобразные, хищные, пушные и морские звери, приматы) и сельскохозяйственные.
Дикие млекопитающие животные
Грызуны. Общие признаки грызунов: внешний вид, среда обитания, образ жизни, питание, размножение.
Мышь (полевая и серая полевка), белка, суслик, бобр. Отличительные особенности каждого животного. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Польза и вред, приносимые грызунами. Охрана белок и бобров.
Зайцеобразные. Общие признаки: внешний вид, среда обитания, образ жизни, питание, значение в природе (заяц-русак, заяц-беляк).
Хищные звери. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид, отличительные особенности. Особенности некоторых из них. Образ жизни. Добыча пиши. Черты сходства и различия.
Псовые (собачьи): волк, лисица.
Медвежьи: медведи (бурый, белый).
Кошачьи: снежный барс, рысь, лев, тигр. Сравнительные характеристики.
Пушные звери: соболь, куница, норка, песец. Пушные звери в природе. Разведение на зверофермах.
Копытные (парнокопытные, непарнокопытные) дикие животные: кабан, лось. Общие признаки, внешний вид и отличительные особенности. Образ жизни, питание, места обитания. Охрана животных.
Морские животные. Ластоногие: тюлень, морж. Общие признаки, внешний вид, среда обитания, питание, размножение и развитие. Отличительные особенности, распространение и значение.
Китообразные: кит, дельфин. Внешний вид, места обитания, питание. Способ передвижения. Особенности вскармливания детенышей. Значение китообразных.
Охрана морских млекопитающих. Морские животные, занесенные в Красную книгу (нерпа, пятнистый тюлень и др.).
Приматы. Общая характеристика. Знакомство с отличительными особенностями различных групп. Питание. Уход за потомством. Места обитания.
Демонстрация видеофильмов о жизни млекопитающих животных.
Экскурсия в зоопарк, краеведческий музей (дельфинарий, морской аквариум).
Практические работы. Зарисовки в тетрадях. Игры (зоологическое
лото и др.).
Сельскохозяйственные животные
Кролик. Внешний вид и характерные особенности кроликов. Питание. Содержание кроликов. Разведение.
Корова. Отличительные особенности внешнего строения. Особенности питания. Корма для коров. Молочная продуктивность коров. Вскармливание телят. Некоторые местные породы. Современные фермы: содержание коров, телят.
Овца. Характерные особенности внешнего вида. Распространение овец. Питание. Способность к поеданию низкорослых растений, а также растений, имеющих горький и соленый вкус. Значение овец в экономике страны. Некоторые породы овец. Содержание овец в зимний и летний периоды.
Свинья. Внешнее строение. Особенности внешнего вида, кожного покрова (жировая прослойка). Уход и кормление (откорм). Свиноводческие фермы.
Лошадь. Внешний вид, особенности. Уход и кормление. Значение в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы, рысаки.
Северный олень. Внешний вид. Особенности питания. Приспособленность к условиям жизни. Значение. Оленеводство.
Верблюд. Внешний вид. Особенности питания. Приспособленность к условиям жизни. Значение для человека.
Демонстрация видеофильмов (для городских школ).
Экскурсия на ферму: участие в раздаче кормов, уборке помещения (для сельских школ).
Домашние питомцы
Собаки. Особенности внешнего вида. Породы. Содержание и уход. Санитарно-гигиенические требования к их содержанию. Заболевания и оказание первой помощи животным.
Кошки. Особенности внешнего вида. Породы. Содержание и уход. Санитарно-гигиенические требования. Заболевания и оказание им первой помощи.
Животные в живом уголке (хомяки, черепахи, белые мыши, белки и др.). Образ жизни. Уход. Кормление. Уборка их жилища.
Система оценки достижения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы
Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) необходимо, чтобы балльная оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний. В связи с этим основными критериями оценки планируемых результатов являются следующие: соответствие / несоответствие науке и практике; полнота и надежность усвоения; самостоятельность применения усвоенных знаний.
Таким образом, усвоенные предметные результаты могут быть оценены с точки зрения достоверности как «верные» или «неверные». Критерий «верно» / «неверно» (правильность выполнения задания) свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их предупреждения или преодоления. По критерию полноты предметные результаты могут оцениваться как полные, частично полные и неполные. Самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия / отсутствия помощи и ее видов: задание выполнено полностью самостоятельно; выполнено по словесной инструкции; выполнено с опорой на образец; задание не выполнено при оказании различных видов помощи.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:
- по способу предъявления (устные, письменные, практические);
- по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
- «удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
- «хорошо» ― от 51% до 65% заданий.
- «очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5‑балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения. В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
Функции, состав и характеристика базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.
В качестве базовых учебных действий рассматриваются операционные, мотивационные, целевые и оценочные.
Функции базовых учебных действий:
- обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;
- реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;
- формирование готовности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к дальнейшей трудовой деятельности;
- обеспечение целостности развития личности обучающегося.
С учетом возрастных особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) базовые учебные действия целесообразно рассматривать на различных этапах обучения. При обучении в 5 – 9 классах у обучающихся с умственной отсталостью должны формироваться следующие базовые учебные действия:
Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию; использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Тематическое планирование
№ п/п |
Раздел и тема |
Всего:
|
1 |
Введение |
2 |
2 |
Беспозвоночные животные |
10 |
3 |
Позвоночные животные. Класс Рыбы |
9 |
4 |
Класс Земноводные |
6 |
5 |
Класс Пресмыкающиеся |
6 |
6 |
Класс Птицы |
11 |
7 |
Класс Млекопитающие |
12 |
8 |
Сельскохозяйственные млекопитающие |
12 |
9 |
Резерв |
2 |
|
|
70 |
В соответствии с календарным учебным графиком на 2022-2023 учебный год рабочая программа будет реализована в полном объеме за 69 часов. Выполнение рабочей программы в 8 классе в полном объеме можно за счет уплотнения тем
№ |
Раздел, темы |
Количество часов |
|
|
|
Примерная или авторская программа |
Рабочая программа |
1 |
Резерв |
2 |
1 |
№ |
Раздел программы. Тема урока |
Методы и формы работы. Количество часов. |
дата |
Домашнее задание |
Коррекционные задачи |
Введение (2 часа)
1. |
Введение Многообразие животного мира. Места обитания и приспособленность к условиям жизни. |
Беседа, работа с учебником, иллюстрациями. 1 час |
1.09 |
Стр. 3-6, вопросы стр.6 |
Экологическое воспитание. |
2. |
Введение Значение животных и их охрана. |
Беседа, работа с учебником. 1 час |
6.09 |
Стр. 6-8, вопросы стр.8 |
Воспитание бережного отношения к животному миру природы. |
Беспозвоночные животные (10 часов)
3.1 |
Беспозвоночные животные Общие признаки беспозвоночных животных. Общие признаки червей. |
Рассказ учителя, работа с учебником. 1 час |
8.09 |
Стр. 11-12 |
Развитие умения работы с таблицей. |
4.2 |
Беспозвоночные животные Дождевые черви. Внешний вид. Образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Значение. |
Рассказ учителя, работа с микроскопом. 1 час |
13.09 |
Стр. 13-15, вопросы стр. 15 |
Развитие умений работы с учебником, тетрадью, таблицей. |
5.3 |
Беспозвоночные животные Круглые черви. Внешний вид. Особенности питания. Вред глистов. |
Рассказ с элементами беседы, работа с микроскопом. 1 час |
15.09 |
Стр. 15-16. |
Формирование умений анализировать, сравнивать. |
6.4 |
Беспозвоночные животные Общие признаки насекомых. Внешнее строение и образ жизни. |
Рассказ с элементами беседы, работа с микроскопом. 1 час |
20.09 |
Стр. 20-23, вопросы стр. 23 |
Развитие наблюдательности. |
7.5 |
Беспозвоночные животные Бабочка-капустница. Яблонная плодожорка. |
Рассказ с элементами беседы, работа с коллекцией. 1 час |
22.09 |
Стр. 23-27, вопросы |
Развитие умения работы с коллекцией. |
8.6 |
Беспозвоночные животные Майский жук. Комнатная муха. |
Рассказ с элементами беседы. 1 час |
27.09 |
Стр. 27-31, вопросы |
Продолжение развития умения работы с коллекцией. |
9.7 |
Беспозвоночные животные Медоносная пчела. Тутовый шелкопряд. |
Беседа, работа с микроскопом и микропрепаратами. 1 час |
29.09 |
Стр. 31-37, вопросы |
Развитие речи. Развитие умения самостоятельно работать с таблицами и оборудованием. |
10.8. |
Беспозвоночные животные Насекомые, приносящие вред. Меры борьбы с ними. |
Беседа. 1 час |
4.10 |
Записи в тетради |
Формирование правильного понимания природных явлений. |
11.9. |
Экскурсия в природу «Осенние явления в жизни животных». |
1 час |
6.10 |
Отчёт по экскурсии |
Сформировать представление о мире, который окружает человека. |
12.10. |
Обобщающий урок. |
|
11.10 |
|
Контроль знаний. |
Позвоночные животные. Класс Рыбы (9 часов)
13.1 |
Класс Рыбы. Общая характеристика. |
Рассказ с элементами беседы, работа с таблицей, диапроектором и диапозитивами. |
13.10 |
Стр. 45-47, рисунок в тетради |
Развитие познавательных процессов. |
14.2 |
Позвоночные животные. Класс Рыбы Внешнее строение рыб. |
Рассказ с элементами беседы, работа с учебником и таблицей. 1 час |
18.10 |
Стр. 47-49, вопросы стр. 49 |
Формирование умения ориентироваться и самостоятельно построить рассказ по таблице. |
15.3 |
Позвоночные животные. Класс Рыбы Внутреннее строение рыб. |
Рассказ учителя, работа с таблицами и препаратом. 1 час |
20.10 |
Стр. 50-52, вопросы |
Умение самостоятельно работать с таблицами и лабораторным оборудованием. |
16.4 |
Позвоночные животные. Класс Рыбы Размножение рыб. |
Объяснение учителя, работа с учебником. 1 час |
25.10 |
Стр. 52-54, вопросы |
Усвоение нового материала. |
17.5 |
Позвоночные животные. Класс Рыбы Речные рыбы. |
Беседа, работа с учебником и иллюстрациями. 1 час |
27.10 |
Стр. 54-56, вопросы стр. 56 |
Формирование умений сравнивать, обобщать, анализировать. |
18.6 |
Позвоночные животные. Класс Рыбы Морские рыбы. |
Беседа, работа с учебником и иллюстрациями. 1 час |
8.11 |
Стр. 56-58, вопросы стр. 58 |
Продолжение формирования умений сравнивать, анализировать, обобщать. |
19.7 |
Позвоночные животные. Класс Рыбы Рыболовство и рыбоводство. |
Беседа, работа с учебником и иллюстрациями. 1 час |
10.11 |
Стр. 59-61, вопросы стр. 61 |
Экологическое воспитание. |
20.8 |
Позвоночные животные. Класс Рыбы Использование и охрана рыб. |
Беседа. 1 час |
15.11 |
Стр. 61-62, вопросы стр. 62 |
Охрана животного мира природы. |
21.9 |
Обобщающий урок. |
Самостоятельная работа. 1 час |
17.11 |
|
Закрепление знаний.
|
Класс Земноводные (6 часов)
22.1 |
Класс Земноводные Общие признаки. Внешнее строение. |
Рассказ с элементами беседы, работа с таблицами и диапроектором. 1 час |
22.11 |
Стр. 72-74, вопросы стр. 74, рисунок в тетради |
Усвоение нового материала. |
23.2 |
Класс Земноводные Внутреннее строение земноводных. |
Рассказ учителя, работа с таблицами и препаратом. 1 час |
24.11 |
Стр. 75-77, вопросы |
Развитие умений работы с таблицами. |
24.3 |
Класс Земноводные Размножение и развитие лягушки. |
Объяснение учителя. 1 час |
29.11 |
Стр. 77-79, вопросы стр. 79 |
Воспитание бережного отношения к животному миру природы. |
25.4 |
Сходство и различия с рыбами по внешнему и внутреннему строению. |
Объяснение учителя. 1 час |
1.12 |
Таблицы в тетради |
Развитие мышления. |
26.5 |
Класс Земноводные Многообразие земноводных. Их значение и охрана. |
Беседа. 1 час |
6.12 |
Стр. 79-81. |
Экологическое воспитание. |
27.6 |
Обобщающий урок. |
Самостоятельная работа. 1 час |
8.12 |
|
Закрепление знаний. |
Класс Пресмыкающиеся (6 часов)
28.1. |
Класс Пресмыкающиеся Общие признаки. Внешнее строение. |
Рассказ учителя, работа с таблицей и диапроектором. 1 час |
13.12 |
Стр. 82-84, вопросы стр.84, рисунок в тетради |
Умение учащихся самостоятельно построить рассказ по таблице. |
29.2. |
Класс Пресмыкающиеся Внутреннее строение. |
Рассказ учителя, работа с оборудованием. 1 час |
15.12 |
Стр. 85-87, вопросы стр. 87 |
Развитие познавательных процессов. |
30.3. |
Класс Пресмыкающиеся Размножение и развитие. |
Объяснение учителя. 1 час |
20.12 |
Стр. 87-88, вопросы стр. 88 |
Развитие наблюдательности. |
31.4. |
Класс Пресмыкающиеся Многообразие пресмыкающихся и их охрана. Сходство с земноводными по строению и образу жизни. |
Беседа, работа с таблицей и учебником. 1 час |
22.12 |
Стр. 89-93 |
Развитие речи. |
32.5. |
Экскурсия в природу «Зимние явления в жизни животных». |
|
27.12 |
Отчёт по экскурсии |
Воспитание бережного отношения к природе. |
33.6. |
Обобщающий урок. |
Самостоятельная работа. 1 час |
10.01 |
|
Контроль знаний. |
Класс Птицы (11 часов)
34.1 |
Класс Птицы Общие признаки птиц. Внешнее строение. |
Рассказ с элементами беседы, работа с оборудованием. 1 час |
12.01 |
Стр. 94-97, вопросы |
Усвоение нового материала. |
35.2 |
Класс Птицы Внутреннее строение птиц. |
Рассказ учителя, работа с оборудованием. 1 час |
17.01 |
Стр. 97-101, вопросы стр. 101 |
Продолжение развития умений работы с таблицами и лабораторным оборудованием. |
36.3 |
Класс Птицы Размножение и развитие птиц. |
Объяснения учителя, работа с оборудованием. 1 час |
19.01 |
Стр. 101-104, вопросы стр. 104 |
Развитие мышления. |
37.4 |
Класс Птицы Птицы, кормящиеся в воздухе. Птицы леса. |
Беседа, работа с оборудованием. 1 час |
24.01 |
Стр. 105-109, вопросы стр. 106, 109 |
Развитие речи. |
38.5 |
Класс Птицы Хищные птицы. Птицы, живущие вблизи человека. |
Беседа, работа с оборудованием. 1 час |
26.01 |
Стр. 110-112, 117-119, вопросы |
Развитие наблюдательности. |
39.6 |
Класс Птицы Птицы болот. |
Беседа, работа с оборудованием. 1 час |
31.0 |
Стр. 113-116, вопросы стр. 116 |
Воспитание бережного отношения к окружающему миру природы. |
40.7 |
Класс Птицы Многообразие птиц. |
Рассказ с элементами беседы, работа с оборудованием. 1 час |
2.02 |
Стр. 119-126, 135 -читать |
Экологическое воспитание. |
41.8 |
Класс Птицы Домашние птицы. |
Беседа, работа с оборудованием. 1 час |
7.02 |
Стр. 127-131, вопросы |
Развитие умений работать с представленным материалом. |
42.9 |
Класс Птицы Птицеводство. |
Беседа. 1 час |
9.02 |
Стр. 131-134, вопросы |
Развитие кругозора. |
43.10 |
Доклады учащихся |
Самостоятельная работа учащихся. 1 час |
14.02 |
|
Развитие самостоятельной работы учащихся. Развитие речи. |
44.11 |
Обобщающий урок |
Самостоятельная работа. 1 час |
16.02 |
|
Закрепление знаний. |
Класс Млекопитающие (12 часов)
45.1 |
Класс Млекопитающие Общие признаки. Внешнее строение. |
Рассказ с элементами беседы, работа с оборудованием. 1 час |
21.02 |
Стр. 136-139, вопросы стр. 140 |
Развитие познавательных процессов. |
46.2 |
Класс Млекопитающие Внутреннее строение млекопитающих. |
Рассказ учителя, работа с оборудованием. 1 час |
28.02 |
Стр. 140-145, вопросы стр. 145 |
Усвоение нового материала. |
47.3 |
Класс Млекопитающие Грызуны и их значение. Внешний вид, образ жизни, питание, размножение. |
Беседа, работа с оборудованием. 1 час |
2.03 |
Стр. 146-150, вопросы |
Воспитание бережного отношения к животному миру природы. |
48.4 |
Класс Млекопитающие Зайцеобразные. Внешний вид, образ жизни, питание, размножение, значение. Сравнение зайца и кролика. |
Беседа, работа с оборудованием. 1 час |
7.03 |
Стр. 151-153, вопросы |
Развитие наблюдательности. |
49.5 |
Класс Млекопитающие Разведение домашних кроликов. |
Рассказ с элементами беседы, работа с оборудованием. 1 час |
9.03 |
Стр. 153-155, вопросы стр. 156 |
Развитие кругозора. |
50.6 |
Класс Млекопитающие Хищные звери. Общие признаки, внешнее строение, образ жизни, размножение, значение. |
Рассказ с элементами беседы, работа с оборудованием. 1 час |
14.03 |
Стр. 159-164, вопросы стр. 165 |
Развитие мышления. |
51.7 |
Класс Млекопитающие Дикие хищники. Разведение норки на зверофермах. |
Рассказ учителя, работа с оборудованием. 1 час |
16.03 |
Стр. 165-170, вопросы |
Сформировать представление о мире, который окружает человека. |
52.8 |
Класс Млекопитающие Домашние хищники. |
Беседа, работа с оборудованием. 1 час |
28.03 |
Стр. 172-176, вопросы стр. 176 |
Развитие речи. |
53.9 |
Класс Млекопитающие Ластоногие. Китообразные. |
Рассказ с элементами беседы, работа с оборудованием. 1 час |
30.03 |
Стр. 176-180, вопросы |
Развитие умения работы с материалами. |
54.10 |
Класс Млекопитающие Парнокопытные. Непарнокопытные. |
Рассказ с элементами беседы, работа с оборудованием. 1 час |
4.04 |
Стр.181-182, 186-188, вопросы |
Развитие умения сравнивать и обобщать. |
55.11 |
Класс Млекопитающие Приматы. Образ жизни, внешнее строение, общая характеристика. |
Рассказ с элементами беседы, работа с оборудованием. 1 час |
6.04 |
Стр. 190-192, вопросы стр. 192 |
Развитие познавательных процессов. |
56.12 |
Класс Млекопитающие Многообразие млекопитающих. |
Рассказ с элементами беседы. 1 час |
11.04 |
Стр. 156-159,170-171,183-186,188-189, 192-193 - читать |
Развитие кругозора. |
Сельскохозяйственные млекопитающие (12 часов)
|
|||||
57.1 |
Сельскохозяйственные млекопитающие Коровы. Внешнее строение, корма, уход за ними. Фермы. Их содержание. |
Беседа, работа с оборудованием. 1 час |
13.04 |
Стр. 194-199, вопросы стр. 200 |
|
58.2 |
Сельскохозяйственные млекопитающие Выращивание телят. |
Беседа. 1 час |
18.04 |
Стр. 200-202, вопросы |
|
59.3 |
Сельскохозяйственные млекопитающие Овцы. Особенности внешнего строения и питания. Распространение, значение. Их содержание и выращивание. |
Беседа, работа с оборудованием. 1 час |
20.04 |
Стр. 202-207, вопросы стр. 207 |
|
60.4 |
Сельскохозяйственные млекопитающие Верблюды. Особенности внешнего строения, питание, значение. Северные олени – строение, питание, значение |
Рассказ учителя, работа с оборудованием. 1 час |
25.04 |
Стр. 207-211, вопросы стр. 209, 211 |
|
61.5 |
Сельскохозяйственные млекопитающие Домашние свиньи. Внешнее строение, значение. Фермы. Уход. Выращивание поросят (совместно с учебником сельскохозяйственного труда 7 класс). |
Беседа, работа с оборудованием. 1 час |
27.04 |
Стр. 211-216, вопросы |
|
62.6 |
Сельскохозяйственные млекопитающие Домашние лошади, их содержание. Внешнее строение, значение, питание. |
Беседа, работа с оборудованием. 1 час |
2.05 |
Стр. 217-220, вопросы |
|
63.7 |
Доклады учащихся. |
Самостоятельная работа. 1 час |
4.05 |
|
|
64.8 |
Экскурсия в природу «Весенние явления в жизни животных». |
1 час |
11.05 |
Отчёт по экскурсии |
|
65.8 |
Обобщающий урок. |
Контрольная работа. 1 час |
16.05 |
|
|
66.9 |
Экскурсия на ферму. |
1 час |
18.05 |
|
|
67.10 |
Итоговое занятие по изучению животных. Общие признаки групп животных, признаки сходства и различия. Охрана животных. |
Беседа. 1 час |
23.05 |
|
|
68.10 |
Резервное время. |
1 час |
25.05 |
|
|
69.11 |
Резервное время. |
|
30.05 |
|
|