ЭП

Документ подписан электронной подписью
20.03.2023 10:13, Гришина Людмила Владимировна, Директор школы
Ключ электроннй подписи

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Красноармейская средняя общеобразовательная школа

 

Рассмотрена

на заседании школьного

методического объединения

________ Петренко Т.Е.

Протокол № 1

от 30 августа 2022г.

Принята

на заседании

педагогического совета

Протокол №2

  • 31 августа 2022 г.

Утверждена

приказом директора

____________Л.В. Гришина

Приказ № 306

от 31 августа 2022г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету БИОЛОГИЯ

8 класс (вариант 8.1)

на 2022-2023 уч. го

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила: Петренко Татьяна Евгеньевна, учитель биологии высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

п. Красноармейский

2022г.

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

 

Данная рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ООО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования", на основании статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 7 Областного закона от 14.11.2013 г. № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области», приказа Минобрнауки Российской Федерации от 10.04.2002 г. №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, приказа Министерства образования Ростовской области от 10.07.2002 №1277 «Об утв. примерных региональных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», на основании решения ТПМПК №90 от 31.08.2018, на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования МБОУ Красноармейской СОШ на 2022-2023 учебный год обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 8.1) с учетом психофизических особенностей и образовательных способностей ребенка в соответствии с требованиями ФГОС, рабочей программой по предмету «Биология», одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.;

Рабочая программа по биологии ориентирована на учащихся 8 класса и разработана на основе следующих документов:

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки

России № 1897 от 17 декабря 2010 г);

 

- Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО);

- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативах СанПиН 2.4.2.3286-15,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
10.07.2015г. No26;

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Биология» для обучающихся на уровне основного общего образования ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в рабочей программе воспитания МБОУ Красноармейской СОШ

 

Школа вправе в течение 3-х лет использовать в образовательной деятельности учебники, приобретенные до вступления в силу приказа от 28.12.2018 № 345, от 20 мая 2020 г. № 254, от 23 декабря 2020 г. № 766

Программой отводится на изучение биологии 70 часов.

 

 

Цели и задачи

 

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического воспитания детей и подростков.

Знакомство с разнообразием животного мира должно воспитывать у обучающихся чувство любви к природе и ответственности за ее сохранность. Поэтому, основной целью изучения биологии в 8 классе является то, что учащимся важно понять, что сохранение красоты природы тесно связано с деятельностью человека и человек — часть природы, его жизнь зависит от нее, и поэтому все обязаны сохранять природу для себя и последующих поколений.

В разделе «Животные» (8 класс) особое внимание уделено изучению животных, играющих значительную роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности. Этот раздел дополнен темами, близкими учащимся, живущим в городской местности («Аквариумные рыбки», «Кошки» и «Собаки»: породы, уход, санитарно-гигиенические требования к их содержанию и др.).

Основные задачи изучения биологии в 8 классе являются:

― формировать элементарные научные представления о компонентах живой природы: строении и жизни животных;

― показать практическое применение биологических знаний: учить приемам выращивания и ухода за некоторыми домашними животными, использовать полученные знания для решения бытовых и экологических проблем;

― формировать навыки правильного поведения в природе, способствовать экологическому, эстетическому воспитанию подростков;

― развивать и корригировать познавательную деятельность, учить анализировать, сравнивать природные объекты и явления, подводить к обобщающим понятиям, понимать причинно-следственные зависимости, расширять лексический запас, развивать связную речь и другие психические функции.

 

 

Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися

Биология как учебный предмет в коррекционной школеVIII вида включает разделы: «Неживая природа» (6 класс), «Растения, грибы, бактерии» (7класс), «Животные» (8класс) и «Человек» (9 класс).

По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.

В разделе «Животные» (8класс) учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и образом жизни некоторых животных; получают сведения о внешнем и внутреннем строении их организма и приспособленности животных к условиям их жизни.

Рабочая программа составлена с учётом особенностей данного класса, учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся, способствует умственному развитию, определяет оптимальный объем знаний и умений по биологии.

 

 

Личностные и предметные результаты освоения предмета

К личностным результатам освоения АООП относятся:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нра­вственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13) проявление готовности к самостоятельной жизни.

К предметным результатам освоения АООП относят:

 

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по отдельным учебным предметам

 

Биология:

Минимальный уровень:

 

представления об объектах и явлениях неживой и живой природы,;

знание особенностей внешнего вида изученных животных, узнавание и различение изученных объектов в окружающем мире, моделях, фотографиях, рисунках;

знание общих признаков изученных групп животных, правил поведения в природе, техники безопасности в объеме программы;

выполнение совместно с учителем практических работ, предусмотренных программой;

применение полученных знаний и сформированных умений в бытовых ситуациях (уход за животными в доме).

 

Достаточный уровень:

представления об объектах неживой и живой природы;

осознание основных взаимосвязей между природными компонентами, природой и человеком;

установление взаимосвязи между средой обитания и внешним видом объекта (единство формы и функции);

знание признаков сходства и различия между группами животных; выполнение классификаций на основе выделения общих признаков;

узнавание изученных природных объектов по внешнему виду (натуральные объекты, муляжи, слайды, рисунки, схемы);

выполнение практических работ самостоятельно или при предварительной (ориентировочной) помощи педагога (измерение температуры тела, оказание доврачебной помощи при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах).

 

Формирование базовых учебных действий

 

V-IXклассы

Личностные учебные действия:

Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.

Коммуникативные учебные действия:

Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные учебные действия:

Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия:

Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-про­странственную организацию;

использовать усвоенные логические операции (сравнение, ана­лиз, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, при­чинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, ос­но­ве практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и про­цессами.

 

 

Содержание образовательной программы

 

 

Общие признаки беспозвоночных (отсутствие позвоночника и внутреннего скелета).

Многообразие беспозвоночных; черви, медузы, раки, пауки, насекомые.

Дождевой червь.

Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, особен­ности дыхания, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании.

Демонстрация живого объекта или влажного препарата.

Насекомые.

Многообразие насекомых (стрекозы, тараканы и др.). Разли­чие по внешнему виду, местам обитания, питанию.

Бабочки. Отличительные признаки. Размножение и развитие (яйца, гусеница, куколка). Характеристика на примере одной из бабочек. Павлиний глаз, траурница, адмирал и др. Их значение. Яблонная плодожорка, бабочка-капустница. Наносимый вред. Меры борьбы.

Тутовый шелкопряд. Внешний вид, образ жизни, питание, способ передвижения, польза, разведение.

Жуки. Отличительные признаки. Значение в природе. Размно­жение и развитие. Сравнительная характеристика (майский жук, колорадский жук, божья коровка или другие — по выбору учи­теля).

Комнатная муха. Характерные особенности. Вред. Меры борь­бы. Правила гигиены.

Медоносная пчела. Внешнее строение. Жизнь пчелиной се­мьи (состав семьи). Разведение пчел (пчеловодство). Использо­вание продуктов пчеловодства (целебные свойства меда, пыльцы, прополиса).

Муравьи — санитары леса. Внешний вид. Состав семьи. Осо­бенности жизни. Польза. Правила поведения в лесу. Охрана му­равейников.

Демонстрация живых насекомых, коллекций насекомых — вредителей сельскохозяйственных растений, показ видеофиль­мов.

Практическая работа. Зарисовка насекомых в тетрадях.

Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.

 

Позвоночные животные

Общие признаки позвоночных животных. Наличие позвоночника и внутреннего скелета.

Классификация животных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млеко­питающие.

Рыбы

Общие признаки рыб. Среда обитания.

Речные рыбы (пресноводные): окунь, щука, карп.

Морские рыбы: треска, сельдь или другие, обитающие в дан­ной местности.

Внешнее строение, образ жизни, питание (особенности пита­ния хищных рыб), дыхание, способ передвижения. Размножение рыб. Рыбоводство (разведение рыбы, ее охрана и рациональное использование). Рыболовство. Рациональное использование.

Домашний аквариум. Виды аквариумных рыб. Среда обита­ния (освещение, температура воды). Особенности размножения (живородящие). Питание. Кормление (виды корма), уход.

Демонстрация живых рыб и наблюдение за ними.

Экскурсия к водоему для наблюдений за рыбной ловлей (в зависимости от местных условий).

 

Земноводные

Общие признаки земноводных.

Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строе­ние, способ передвижения. Питание, дыхание, размножение (цикл развития).

Знакомство с многообразием земноводных (жаба, тритон, са­ламандра). Особенности внешнего вида и образа жизни. Значе­ние в природе.

Черты сходства и различия земноводных и рыб.

Польза земноводных и их охрана.

Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.

Практические работы. Зарисовка в тетрадях. Черчение таблицы (сходство и различие).

Пресмыкающиеся

Общие признаки пресмыкающихся. Внешнее строение, пита­ние, дыхание. Размножение пресмыкающихся (цикл развития).

Ящерица прыткая. Места обитания, образ жизни, особеннос­ти питания.

Змеи. Отличительные особенности животных. Сравнительная характеристика: гадюка, уж (места обитания, питание, размноже­ние и развитие, отличительные признаки). Использование змеи­ного яда в медицине. Скорая помощь при укусах змей.

Черепахи, крокодилы. Отличительные признаки, среда оби­тания, питание, размножение и развитие.

Сравнительная характеристика пресмыкающихся и земновод­ных (по внешнему виду, образу жизни, циклу развития).

Демонстрация живой черепахи или влажных препаратов змей. Показ кино- и видеофильмов.

Практические работы. Зарисовки в тетрадях. Черчение таблицы.

Птицы

Дикие птицы. Общая характеристика птиц: наличие крыльев, пуха и перьев на теле. Особенности размножения: кладка яиц и выведение птенцов.

Многообразие птиц, среда обитания, образ жизни, питание, приспособление к среде обитания. Птицы перелетные и непере­летные (зимующие, оседлые).

Птицы леса: большой пестрый дятел, синица.

Хищные птицы: сова, орел.

Птицы, кормящиеся в воздухе: ласточка, стриж.

Водоплавающие птицы: утка-кряква, лебедь, пеликан.

Птицы, обитающие близ жилища человека: голубь, воро­на, воробей, трясогузка или другие местные представители пернатых.

Особенности образа жизни каждой группы птиц. Гнездование и забота о потомстве. Охрана птиц.

Птицы в живом уголке. Попугаи, канарейки, щеглы. Уход за ними.

Домашние птицы. Курица, гусь, утка, индюшка. Особеннос­ти внешнего строения, питания, размножения и развития. Стро­ение яйца (на примере куриного). Уход за домашними птицами. Содержание, кормление, разведение. Значение птицеводства.

Демонстрация скелета курицы, чучел птиц. Прослушивание голосов птиц. Показ видеофильмов.

Экскурсия с целью наблюдения за поведением птиц в природе (или экскурсия на птицеферму).

Практические работы. Подкормка зимующих птиц. Наблюдение и уход за птицами в живом уголке.

Млекопитающие животные

Общие сведения. Разнообразие млекопитающих животных. Общие признаки млекопитающих (рождение живых детенышей и вскармливание их молоком).

Классификация млекопитающих животных: дикие (грызуны, зайцеобразные, хищные, пушные и морские звери, приматы) и сельскохозяйственные.

Дикие млекопитающие животные

Грызуны. Общие признаки грызунов: внешний вид, среда оби­тания, образ жизни, питание, размножение.

Мышь (полевая и серая полевка), белка, суслик, бобр. От­личительные особенности каждого животного. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Польза и вред, приносимые грызунами. Охрана белок и бобров.

Зайцеобразные. Общие признаки: внешний вид, среда обита­ния, образ жизни, питание, значение в природе (заяц-русак, за­яц-беляк).

Хищные звери. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид, отличительные особенности. Особенности некоторых из них. Об­раз жизни. Добыча пиши. Черты сходства и различия.

Псовые (собачьи): волк, лисица.

Медвежьи: медведи (бурый, белый).

Кошачьи: снежный барс, рысь, лев, тигр. Сравнительные характеристики.

Пушные звери: соболь, куница, норка, песец. Пушные звери в природе. Разведение на зверофермах.

Копытные (парнокопытные, непарнокопытные) дикие животные: кабан, лось. Общие признаки, внешний вид и отли­чительные особенности. Образ жизни, питание, места обитания. Охрана животных.

Морские животные. Ластоногие: тюлень, морж. Общие при­знаки, внешний вид, среда обитания, питание, размножение и раз­витие. Отличительные особенности, распространение и значение.

Китообразные: кит, дельфин. Внешний вид, места обитания, питание. Способ передвижения. Особенности вскармливания де­тенышей. Значение китообразных.

Охрана морских млекопитающих. Морские животные, занесен­ные в Красную книгу (нерпа, пятнистый тюлень и др.).

Приматы. Общая характеристика. Знакомство с отличитель­ными особенностями различных групп. Питание. Уход за потом­ством. Места обитания.

Демонстрация видеофильмов о жизни млекопитающих жи­вотных.

Экскурсия в зоопарк, краеведческий музей (дельфинарий, мор­ской аквариум).

Практические работы. Зарисовки в тетрадях. Игры (зоологическое

лото и др.).

Сельскохозяйственные животные

Кролик. Внешний вид и характерные особенности кроликов. Питание. Содержание кроликов. Разведение.

Корова. Отличительные особенности внешнего строения. Осо­бенности питания. Корма для коров. Молочная продуктивность коров. Вскармливание телят. Некоторые местные породы. Совре­менные фермы: содержание коров, телят.

Овца. Характерные особенности внешнего вида. Распростра­нение овец. Питание. Способность к поеданию низкорослых рас­тений, а также растений, имеющих горький и соленый вкус. Зна­чение овец в экономике страны. Некоторые породы овец. Содержание овец в зимний и летний периоды.

Свинья. Внешнее строение. Особенности внешнего вида, кож­ного покрова (жировая прослойка). Уход и кормление (откорм). Свиноводческие фермы.

Лошадь. Внешний вид, особенности. Уход и кормление. Зна­чение в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы, рысаки.

Северный олень. Внешний вид. Особенности питания. Приспособленность к условиям жизни. Значение. Оленеводство.

Верблюд. Внешний вид. Особенности питания. Приспособлен­ность к условиям жизни. Значение для человека.

Демонстрация видеофильмов (для городских школ).

Экскурсия на ферму: участие в раздаче кормов, уборке поме­щения (для сельских школ).

 

 

 

Домашние питомцы

Собаки. Особенности внешнего вида. Породы. Содержание и уход. Санитарно-гигиенические требования к их содержанию. За­болевания и оказание первой помощи животным.

Кошки. Особенности внешнего вида. Породы. Содержание и уход. Санитарно-гигиенические требования. Заболевания и ока­зание им первой помощи.

Животные в живом уголке (хомяки, черепахи, белые мыши, белки и др.). Образ жизни. Уход. Кормление. Уборка их жилища.

 

 

Система оценки достижения обучающимися с легкой умственной от­сталостью (интеллектуальными нарушениями)

планируемых ре­зуль­та­тов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы

 

Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) пред­метных результатов должна базироваться на принципах ин­ди­ви­ду­аль­но­го и дифференцированного подходов. Усвоенные обу­ча­ющимися даже незначительные по объему и эле­мен­тарные по содержанию знания и умения должны выполнять кор­рек­ци­он­но-раз­ви­ва­ю­щую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении лич­нос­ти ученика и овладении им социальным опытом.

Для преодоления формального подхода в оценивании предметных ре­зуль­татов освоения АООП обуча­ю­щи­мися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) необходимо, что­бы балльная оценка свидетельствовала о качестве ус­во­енных знаний. В связи с этим основными критериями оценки планируемых результатов являются следующие: соответствие / несоответствие науке и практике; полнота и надежность усвоения; самостоятельность применения усвоенных знаний.

Таким образом, ус­во­енные предметные ре­зультаты могут быть оценены с точки зрения до­сто­вер­нос­ти как «верные» или «неверные». Критерий «верно» / «неверно» (правильность выполнения задания) сви­детельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных при­чинах их появления, способах их предупреждения или пре­о­до­ле­ния. По критерию полноты предметные результаты могут оцениваться как полные, частично полные и неполные. Самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия / отсутствия помощи и ее видов: задание выполнено полностью самостоятельно; выполнено по словесной инструкции; выполнено с опорой на образец; задание не выполнено при оказании различных видов помощи.

Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:

- по способу предъявления (устные, письменные, практические);

- по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).

Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше по­казатель надежности полученных результатов, что дает основание оце­ни­вать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).

В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

- «удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;

- «хорошо» ― от 51% до 65% заданий.

- «очень хорошо» (отлично) свыше 65%.

Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5‑балльной шкале, однако требует уточнения и переосмыс­ления их наполнения. В любом случае, при оценке итоговых предмет­ных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые сти­мулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, ока­зывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетен­ций.

Функции, состав и характеристика базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

Современные подходы к повышению эффективности обучения предпола­гают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое вни­мание уделяется развитию и коррекции мо­ти­ва­ци­он­но­го и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом оп­ределяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.

В качестве базовых учебных действий рассматриваются операционные, мотивационные, целевые и оценочные.

Функции базовых учебных действий:

- обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;

- реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;

- формирование готовности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к даль­нейшей трудовой деятельности;

- обеспечение целостности развития личности обучающегося.

С учетом возрастных особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) базовые учебные действия целесообразно рассматривать на различных этапах обучения. При обучении в 5 – 9 классах у обучающихся с умственной отсталостью должны формироваться следующие базовые учебные действия:

Личностные учебные действия:

Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.

Коммуникативные учебные действия:

Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные учебные действия:

Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия:

Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-про­странственную организацию; использовать усвоенные логические операции (сравнение, ана­лиз, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, при­чинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, ос­но­ве практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и про­цессами.

 

Тематическое планирование

 

п/п

Раздел и тема

Всего:

 

1

Введение

2

2

Беспозвоночные животные

10

3

Позвоночные животные. Класс Рыбы

9

4

Класс Земноводные

6

5

Класс Пресмыкающиеся

6

6

Класс Птицы

11

7

Класс Млекопитающие

12

8

Сельскохозяйственные млекопитающие

12

9

Резерв

2

 

 

70

 

 

В соответствии с календарным учебным графиком на 2022-2023 учебный год рабочая программа будет реализована в полном объеме за 69 часов. Выполнение рабочей программы в 8 классе в полном объеме можно за счет уплотнения тем

Раздел, темы

Количество часов

 

 

Примерная или авторская программа

Рабочая программа

1

Резерв

2

1

 

 

 

 

Раздел программы.

Тема урока

Методы и формы работы. Количество часов.

дата

Домашнее задание

Коррекционные задачи

 

Введение (2 часа)

1.

Введение Многообразие животного мира. Места обитания и приспособленность к условиям жизни.

Беседа, работа с учебником, иллюстрациями.

1 час

1.09

Стр. 3-6, вопросы стр.6

Экологическое воспитание.

2.

Введение

Значение животных и их охрана.

Беседа, работа с учебником. 1 час

6.09

Стр. 6-8, вопросы стр.8

Воспитание бережного отношения к животному миру природы.

 

Беспозвоночные животные (10 часов)

3.1

Беспозвоночные животные

Общие признаки беспозвоночных животных. Общие признаки червей.

Рассказ учителя, работа с учебником. 1 час

8.09

Стр. 11-12

Развитие умения работы с таблицей.

4.2

Беспозвоночные животные Дождевые черви. Внешний вид. Образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Значение.

Рассказ учителя, работа с микроскопом. 1 час

13.09

Стр. 13-15, вопросы стр. 15

Развитие умений работы с учебником, тетрадью, таблицей.

5.3

Беспозвоночные животные Круглые черви. Внешний вид. Особенности питания. Вред глистов.

Рассказ с элементами беседы, работа с микроскопом. 1 час

15.09

Стр. 15-16.

Формирование умений анализировать, сравнивать.

6.4

Беспозвоночные животные

Общие признаки насекомых. Внешнее строение и образ жизни.

Рассказ с элементами беседы, работа с микроскопом. 1 час

20.09

Стр. 20-23, вопросы стр. 23

Развитие наблюдательности.

7.5

Беспозвоночные животные Бабочка-капустница. Яблонная плодожорка.

Рассказ с элементами беседы, работа с коллекцией. 1 час

22.09

Стр. 23-27, вопросы

Развитие умения работы с коллекцией.

8.6

Беспозвоночные животные Майский жук. Комнатная муха.

Рассказ с элементами беседы. 1 час

27.09

Стр. 27-31, вопросы

Продолжение развития умения работы с коллекцией.

9.7

Беспозвоночные животные Медоносная пчела. Тутовый шелкопряд.

Беседа, работа с микроскопом и микропрепаратами. 1 час

29.09

Стр. 31-37, вопросы

Развитие речи. Развитие умения самостоятельно работать с таблицами и оборудованием.

10.8.

Беспозвоночные животные Насекомые, приносящие вред. Меры борьбы с ними.

Беседа. 1 час

4.10

Записи в тетради

Формирование правильного понимания природных явлений.

11.9.

Экскурсия в природу «Осенние явления в жизни животных».

1 час

6.10

Отчёт по экскурсии

Сформировать представление о мире, который окружает человека.

12.10.

Обобщающий урок.

 

11.10

 

Контроль знаний.

 

Позвоночные животные. Класс Рыбы (9 часов)

13.1

Класс Рыбы. Общая характеристика.

Рассказ с элементами беседы, работа с таблицей, диапроектором и диапозитивами.
1 час

13.10

Стр. 45-47, рисунок в тетради

Развитие познавательных процессов.

14.2

Позвоночные животные. Класс Рыбы

Внешнее строение рыб.

Рассказ с элементами беседы, работа с учебником и таблицей. 1 час

18.10

Стр. 47-49, вопросы стр. 49

Формирование умения ориентироваться и самостоятельно построить рассказ по таблице.

15.3

Позвоночные животные. Класс Рыбы

Внутреннее строение рыб.

Рассказ учителя, работа с таблицами и препаратом. 1 час

20.10

Стр. 50-52, вопросы

Умение самостоятельно работать с таблицами и лабораторным оборудованием.

16.4

Позвоночные животные. Класс Рыбы Размножение рыб.

Объяснение учителя, работа с учебником. 1 час

25.10

Стр. 52-54, вопросы

Усвоение нового материала.

17.5

Позвоночные животные. Класс Рыбы

Речные рыбы.

Беседа, работа с учебником и иллюстрациями.

1 час

27.10

Стр. 54-56, вопросы стр. 56

Формирование умений сравнивать, обобщать, анализировать.

18.6

Позвоночные животные. Класс Рыбы Морские рыбы.

Беседа, работа с учебником и иллюстрациями.

1 час

8.11

Стр. 56-58, вопросы стр. 58

Продолжение формирования умений сравнивать, анализировать, обобщать.

19.7

Позвоночные животные. Класс Рыбы Рыболовство и рыбоводство.

Беседа, работа с учебником и иллюстрациями.

1 час

10.11

Стр. 59-61, вопросы стр. 61

Экологическое воспитание.

20.8

Позвоночные животные. Класс Рыбы Использование и охрана рыб.

Беседа. 1 час

15.11

Стр. 61-62, вопросы стр. 62

Охрана животного мира природы.

21.9

Обобщающий урок.

Самостоятельная работа. 1 час

17.11

 

Закрепление знаний.

 

 

 

 

 

Класс Земноводные (6 часов)

22.1

Класс Земноводные Общие признаки. Внешнее строение.

Рассказ с элементами беседы, работа с таблицами и диапроектором.

1 час

22.11

Стр. 72-74, вопросы стр. 74, рисунок в тетради

Усвоение нового материала.

23.2

Класс Земноводные Внутреннее строение земноводных.

Рассказ учителя, работа с таблицами и препаратом. 1 час

24.11

Стр. 75-77, вопросы

Развитие умений работы с таблицами.

24.3

Класс Земноводные Размножение и развитие лягушки.

Объяснение учителя. 1 час

29.11

Стр. 77-79, вопросы стр. 79

Воспитание бережного отношения к животному миру природы.

25.4

Сходство и различия с рыбами по внешнему и внутреннему строению.

Объяснение учителя. 1 час

1.12

Таблицы в тетради

Развитие мышления.

26.5

Класс Земноводные Многообразие земноводных. Их значение и охрана.

Беседа. 1 час

6.12

Стр. 79-81.

Экологическое воспитание.

27.6

Обобщающий урок.

Самостоятельная работа. 1 час

8.12

 

Закрепление знаний.

 

 

Класс Пресмыкающиеся (6 часов)

28.1.

Класс Пресмыкающиеся Общие признаки. Внешнее строение.

Рассказ учителя, работа с таблицей и диапроектором. 1 час

13.12

Стр. 82-84, вопросы стр.84, рисунок в тетради

Умение учащихся самостоятельно построить рассказ по таблице.

29.2.

Класс Пресмыкающиеся Внутреннее строение.

Рассказ учителя, работа с оборудованием. 1 час

15.12

Стр. 85-87, вопросы стр. 87

Развитие познавательных процессов.

30.3.

Класс Пресмыкающиеся Размножение и развитие.

Объяснение учителя. 1 час

20.12

Стр. 87-88, вопросы стр. 88

Развитие наблюдательности.

31.4.

Класс Пресмыкающиеся Многообразие пресмыкающихся и их охрана. Сходство с земноводными по строению и образу жизни.

Беседа, работа с таблицей и учебником. 1 час

22.12

Стр. 89-93

Развитие речи.

32.5.

Экскурсия в природу «Зимние явления в жизни животных».

 

27.12

Отчёт по экскурсии

Воспитание бережного отношения к природе.

33.6.

Обобщающий урок.

Самостоятельная работа. 1 час

10.01

 

Контроль знаний.

 

Класс Птицы (11 часов)

34.1

Класс Птицы

Общие признаки птиц. Внешнее строение.

Рассказ с элементами беседы, работа с оборудованием. 1 час

12.01

Стр. 94-97, вопросы

Усвоение нового материала.

35.2

Класс Птицы

Внутреннее строение птиц.

Рассказ учителя, работа с оборудованием. 1 час

17.01

Стр. 97-101, вопросы стр. 101

Продолжение развития умений работы с таблицами и лабораторным оборудованием.

36.3

Класс Птицы

Размножение и развитие птиц.

Объяснения учителя, работа с оборудованием. 1 час

19.01

Стр. 101-104, вопросы стр. 104

Развитие мышления.

37.4

Класс Птицы

Птицы, кормящиеся в воздухе. Птицы леса.

Беседа, работа с оборудованием. 1 час

24.01

Стр. 105-109, вопросы стр. 106, 109

Развитие речи.

38.5

Класс Птицы

Хищные птицы. Птицы, живущие вблизи человека.

Беседа, работа с оборудованием. 1 час

26.01

Стр. 110-112, 117-119, вопросы

Развитие наблюдательности.

39.6

Класс Птицы

Птицы болот.

Беседа, работа с оборудованием. 1 час

31.0

Стр. 113-116, вопросы стр. 116

Воспитание бережного отношения к окружающему миру природы.

40.7

Класс Птицы

Многообразие птиц.

Рассказ с элементами беседы, работа с оборудованием. 1 час

2.02

Стр. 119-126, 135 -читать

Экологическое воспитание.

41.8

Класс Птицы

Домашние птицы.

Беседа, работа с оборудованием. 1 час

7.02

Стр. 127-131, вопросы

Развитие умений работать с представленным материалом.

42.9

Класс Птицы

Птицеводство.

Беседа. 1 час

9.02

Стр. 131-134, вопросы

Развитие кругозора.

43.10

Доклады учащихся

Самостоятельная работа учащихся. 1 час

14.02

 

Развитие самостоятельной работы учащихся. Развитие речи.

44.11

Обобщающий урок

Самостоятельная работа. 1 час

16.02

 

Закрепление знаний.

 

Класс Млекопитающие (12 часов)

45.1

Класс Млекопитающие Общие признаки. Внешнее строение.

Рассказ с элементами беседы, работа с оборудованием. 1 час

21.02

Стр. 136-139, вопросы стр. 140

Развитие познавательных процессов.

46.2

Класс Млекопитающие Внутреннее строение млекопитающих.

Рассказ учителя, работа с оборудованием. 1 час

28.02

Стр. 140-145, вопросы стр. 145

Усвоение нового материала.

47.3

Класс Млекопитающие Грызуны и их значение. Внешний вид, образ жизни, питание, размножение.

Беседа, работа с оборудованием. 1 час

2.03

Стр. 146-150, вопросы

Воспитание бережного отношения к животному миру природы.

48.4

Класс Млекопитающие Зайцеобразные. Внешний вид, образ жизни, питание, размножение, значение. Сравнение зайца и кролика.

Беседа, работа с оборудованием. 1 час

7.03

Стр. 151-153, вопросы

Развитие наблюдательности.

49.5

Класс Млекопитающие Разведение домашних кроликов.

Рассказ с элементами беседы, работа с оборудованием. 1 час

9.03

Стр. 153-155, вопросы стр. 156

Развитие кругозора.

50.6

Класс Млекопитающие Хищные звери. Общие признаки, внешнее строение, образ жизни, размножение, значение.

Рассказ с элементами беседы, работа с оборудованием. 1 час

14.03

Стр. 159-164, вопросы стр. 165

Развитие мышления.

51.7

Класс Млекопитающие Дикие хищники. Разведение норки на зверофермах.

Рассказ учителя, работа с оборудованием. 1 час

16.03

Стр. 165-170, вопросы

Сформировать представление о мире, который окружает человека.

52.8

Класс Млекопитающие Домашние хищники.

Беседа, работа с оборудованием. 1 час

28.03

Стр. 172-176, вопросы стр. 176

Развитие речи.

53.9

Класс Млекопитающие Ластоногие. Китообразные.

Рассказ с элементами беседы, работа с оборудованием. 1 час

30.03

Стр. 176-180, вопросы

Развитие умения работы с материалами.

54.10

Класс Млекопитающие Парнокопытные. Непарнокопытные.

Рассказ с элементами беседы, работа с оборудованием. 1 час

4.04

Стр.181-182, 186-188, вопросы

Развитие умения сравнивать и обобщать.

55.11

Класс Млекопитающие Приматы. Образ жизни, внешнее строение, общая характеристика.

Рассказ с элементами беседы, работа с оборудованием. 1 час

6.04

Стр. 190-192, вопросы стр. 192

Развитие познавательных процессов.

56.12

Класс Млекопитающие Многообразие млекопитающих.

Рассказ с элементами беседы. 1 час

11.04

Стр. 156-159,170-171,183-186,188-189, 192-193 - читать

Развитие кругозора.

Сельскохозяйственные млекопитающие (12 часов)

 

57.1

Сельскохозяйственные млекопитающие Коровы. Внешнее строение, корма, уход за ними. Фермы. Их содержание.

Беседа, работа с оборудованием.

1 час

13.04

Стр. 194-199, вопросы стр. 200

 

58.2

Сельскохозяйственные млекопитающие Выращивание телят.

Беседа. 1 час

18.04

Стр. 200-202, вопросы

 

59.3

Сельскохозяйственные млекопитающие

Овцы. Особенности внешнего строения и питания. Распространение, значение. Их содержание и выращивание.

Беседа, работа с оборудованием.

1 час

20.04

Стр. 202-207, вопросы стр. 207

 

60.4

Сельскохозяйственные млекопитающие Верблюды. Особенности внешнего строения, питание, значение. Северные олени – строение, питание, значение

Рассказ учителя, работа с оборудованием.

1 час

25.04

Стр. 207-211, вопросы стр. 209, 211

 

61.5

Сельскохозяйственные млекопитающие Домашние свиньи. Внешнее строение, значение. Фермы. Уход. Выращивание поросят (совместно с учебником сельскохозяйственного труда 7 класс).

Беседа, работа с оборудованием.

1 час

27.04

Стр. 211-216, вопросы

 

62.6

Сельскохозяйственные млекопитающие Домашние лошади, их содержание. Внешнее строение, значение, питание.

Беседа, работа с оборудованием.

1 час

2.05

Стр. 217-220, вопросы

 

63.7

Доклады учащихся.

Самостоятельная работа. 1 час

4.05

 

 

64.8

Экскурсия в природу «Весенние явления в жизни животных».

1 час

11.05

Отчёт по экскурсии

 

65.8

Обобщающий урок.

Контрольная работа. 1 час

16.05

 

 

66.9

Экскурсия на ферму.

1 час

18.05

 

 

67.10

Итоговое занятие по изучению животных. Общие признаки групп животных, признаки сходства и различия. Охрана животных.

Беседа. 1 час

23.05

 

 

68.10

Резервное время.

1 час

25.05

 

 

69.11

Резервное время.

 

30.05