ЭП

Документ подписан электронной подписью
20.03.2023 09:23, Гришина Людмила Владимировна, Директор школы
Ключ электроннй подписи

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Красноармейская средняя общеобразовательная школа

 

Рассмотрена

на заседании школьного

методического объединения

__________Д.М. Савина

Протокол № 1

от 29 августа 2022 г.

Принята

на заседании

педагогического совета

Протокол № 2

  • 31 августа 2022 г.

Утверждена

приказом директора

_______ Л.В. Гришина

Приказ № 306

от 31 августа 2022 г.

 

 

 

 

 

 

 

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету МУЗЫКЕ И ПЕНИЮ

8 класс (вариант 8.1)

на 2022-2023 уч. год

 

 

 

 

 

 

 

 

Составил: Кравченко Анастасия Николаевна учитель музыки

 

 

 

 

 

 

п. Красноармейский

2022 г.

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

 

Данная рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ООО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования", на основании статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 7 Областного закона от 14.11.2013 г. № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области», приказа Минобрнауки Российской Федерации от 10.04.2002 г. №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, приказа Министерства образования Ростовской области от 10.07.2002 №1277 «Об утв. примерных региональных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», на основании решения ТПМПК №90 от 31.08.2018, на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования МБОУ Красноармейской СОШ на 2022-2023 учебный год обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 8.1) с учетом психофизических особенностей и образовательных способностей ребенка в соответствии с требованиями ФГОС, рабочей программой по предмету «Музыке и пению», одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.;

Рабочая программа по музыке и пению ориентирована на учащихся 8 класса и разработана на основе следующих документов:

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки

России № 1897 от 17 декабря 2010 г);

 

- Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО);

- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативах СанПиН 2.4.2.3286-15,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
10.07.2015г. No26;

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Музыка и пение» для обучающихся на уровне основного общего образования ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в рабочей программе воспитания МБОУ Красноармейской СОШ

 

 

Рабочая программа по музыке и пению в 8 классе составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающимися с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) МБОУ Красноармейской СОШ. Программа учитывает особенности познавательной деятельности, способствует их умственному развитию, нравственному, гражданскому и эстетическому воспитанию.

 

Класс

Практические работы

Контрольные работы

Лабораторные работы

Творческие задания

8 класс

 

 

0

0

 

Учебный предмет «Музыка и пение», предназначенный для формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей, мотивации к музыкальной деятельности.

Цель программы – приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи учебного предмета «Музыка и пение»:

- накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями);

- приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению концертов, самостоятельной музыкальной деятельности;

- развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкальной деятельности;

- формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в организации обыденной жизни и праздника;

- развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов, певческого голоса, творческих способностей обучающихся.

Коррекционная направленность учебного предмета «Музыка и пение» обеспечивается композиционностью, игровой направленностью. Музыкально-образовательный процесс основан на принципе индивидуализации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения и воспитания, оптимистической перспективы, комплексности обучения, доступности, систематичности и последовательности, наглядности.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА И ПЕНИЕ»

 

Педагогическая работа с ребенком с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), направлена на его социализацию и интеграцию в общество. Одним из важнейших средств в этом процессе является музыка. Физические недостатки могут сделать человека неспособным танцевать, но музыка побуждает его двигаться каким-то другим способом. У человека может отсутствовать речь, но он, возможно, будет стремиться «пропевать» мелодию доступной ему вокализацией. С учетом этого задача педагога состоит в том, чтобы средствами музыки помочь ребенку научиться воспринимать окружающий мир, сделать его отзывчивым на музыку, научить наслаждаться ею.

Участие ребенка в музыкальных выступлениях способствует его самореализации, формированию чувства собственного достоинства. Таким образом, музыку мы рассматриваем как средство развития, так и средство самореализации ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития. На музыкальных занятиях развивается способность эмоционально воспринимать и воспроизводить музыку, музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, творческие способности. Музыкальное обучение и воспитание является неотъемлемой частью учебного процесса. Музыка формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию окружающей действительности, нормализует многие психические процессы.

Основной задачей подготовительной части урока является уравновешивание деструктивных нервно – психических процессов, преобладающих у детей в классе. Для этого подбираются наиболее адекватные виды музыкальной деятельности, обладающие либо активизирующим, либо успокаивающим эффектом. Тонизирующее воздействие оказывает на детей прослушивание бодрой, веселой музыки танцевального характера, выполнение танцевально – ритмической разминки, совместное пение любимой песни, не сложная игра из простейших музыкальных инструментах. Успокаивающее расслабляющее воздействие на детей оказывает совместное пение или слушание спокойной, любимой всеми музыки лирического содержания, близкой по характеру к колыбельной. Дополнительно применяются методы прямого коррекционного воздействия – убеждение и внушение.

Данная программа составлена с учетом возрастных, психофизических особенностей обучающихся: нарушение познавательной деятельности, особенности эмоционально-волевой сферы. В коррекционной работе используются специально подобранные формы и методы музыкального общения, музыкальные произведения, игровые и проблемные ситуации, которые воздействуют на аффективную сферу ребенка, развивают высшие психические процессы, такие как мотивация, память, мышление, способствуют формированию нравственных качеств личности обучающихся.

Раздел «Пение»

Пение - сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, пение влияет на звукопроизношение обучающихся с ОВЗ, развитие слухового, мышечного внимания. Для обучающихся с ОВЗ очень важна точность передачи музыкальной интонации, так как многим из них музыкальная интонация или музыкальная речь является средством общения между собой.

Песня - яркая образная форма углубленного представления об окружающей действительности. В процессе обучения пению особенно активно развиваются основные музыкальные способности: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма. Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речевого аппарата, углублению дыхания, укрепления осанки и собственно голосового аппарата.

Основные задачи пения:

1. Формировать у обучающихся певческие умения и навыки, способствующие выразительному исполнению.

2. Учить детей исполнять песни, как с помощью учителя, так и самостоятельно.

3. Развивать музыкальный слух, приучая различать правильное и неправильное интонирование высоты звука, их длительность, направление движения мелодии, слышать себя во время исполнения песни.

4.Развивать голос, формируя естественное детское звучание, укрепляя и расширяя певческий диапазон, преодолевая монотонное гудение у низко поющих детей.

5. Помогать проявлению творческих способностей, самостоятельному исследованию песен в играх, хороводах, сценках.

Певческие умения и навыки

1. Певческая установка - это позиция, при которой голос ребенка подается без особого труда при наличии правильно сформированного дыхания и прямой осанки.

2. Вокальные навыки - это взаимодействие звукообразования, дыхания и дикции. Вдох должен быть глубоким и быстрым, а выдох медленным. Слова произносятся четко, ясно, при этом важно следить за правильным положением языка, губ, свободными движениями нижней челюстью.

3. Хоровое пение - это взаимодействие ансамбля и строя, то есть правильное соотношение силы и высоты хорового звучания, слитность звучания, выработка унисона, тембра и строя как точной чистой певческой интонации.

Раздел «Слушание музыки»

Раздел «Слушание музыки» имеет конкретные задачи:

  1. Знакомить обучающихся с художественными, доступными образцами классической и народной музыки.
  2. Развивать музыкальную восприимчивость обучающихся, способность эмоционально откликаться на чувства, выраженные в музыке.
  3. Дать первоначальные сведения о музыке, подводить к запоминанию музыкальных произведений, различению их содержания, характера, средств музыкальной выразительности;
  4. Развивать умение передачи словами внутреннего содержания музыкальных сочинений.

Содержание программы «Слушание музыки» включает в себя три основных элемента:

  1. Ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений.
  2. Развитие навыков культуры слушания.
  3. Формирование музыкального вкуса в процессе накопления музыкальных впечатлений, первоначальных сведений о музыке.

Музыка имеет свою речь, свой язык, мелодию, регистр, темповые изменения. В процессе слушания музыкальных произведений, обучающиеся постепенно приобщаются к музыкальной речи, учатся различать виды музыкальных произведений (песня, танец, марш), у них формируются первоначальные представления о содержании песен, пьес и их форм (вступлении, запев, припев).

Музыка, рекомендуемая для пения и слушания, большей частью создана для детей. Однако, музыкальный репертуар может быть значительно расширен. Ознакомление обучающихся с музыкой, написанной не только для детей, значительно обогатит их общее развитие, окажет положительное воздействие на познавательные способности.

Музыкальный репертуар для пения и слушания дан на выбор в зависимости от степени подготовленности, личностных особенностей обучающихся, может быть изменен в зависимости от местных условий, исторических изменений в стране.

Раздел «Элементы музыкальной грамотности»

Объем материала этого раздела сводится к минимуму. Это связано с ограниченностью усвоения обучающимися с ОВЗ отвлеченных понятий, таких, как изображение музыкального материала на письме и других, опирающихся на абстрактно-логическое мышление, отсутствующее у обучающихся с ОВЗ.

 

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с учебным планом МБОУ Красноармейской СОШ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) учебный предмет «Музыка и пение» входит в состав предметной области «Искусство» и изучается в 8 классе в объёме: 1 час в неделю, 35 учебных недель.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА И ПЕНИЕ»

 

Личностные УУД:

- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию.

Коммуникативные УУД:

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.

Познавательные УУД:

- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

- наблюдать, работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).

 

Личностные результаты:

- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;

- приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

- развитие мотивов музыкально-учебной деятельности.

 

Метапредметные результаты:

- наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;

- ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни класса.

 

Предметные результаты:

- развитие художественного вкуса, устойчивого интереса к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;

- общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;

- представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов.

 

Виды контроля:

Текущий – контроль в процессе изучения темы;

Итоговый – контроль в конце изучения раздела, темы.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА И ПЕНИЕ»

 

Раздел «Пение»

Продолжение работы над формированием певческих навыков и умений:

- совершенствование певческих навыков при пении в смешанном хоре (дыхание, звукообразование, дикция, строй, ансамбль);

- эмоциональное осознанное восприятие и воспроизведение разучиваемых произведений;

- выразительное концертное исполнение разученных произведений;

- пение упражнений на совершенствование качеств певческого звука: округленности, легкости, подвижности;

- точное интонирование в октавном унисоне, воспроизведение метроритмических, ладовых, интервальных закономерностей: достижение дикционной ясности и четкости;

- певческие упражнения: пение на одном звуке, на разные слоги, пение мажорных и минорных трезвучий и пентахордов, звукорядов на слоги;

- пение попевок с полутоновыми интонациями;

- пение с закрытым ртом;

- совершенствование певческого дыхания;

- упражнения на чистое округлое интонирование;

- вокально-хоровые распевания на песнях;

- пение без сопровождения.

Повторение песен, разученных в 5-7 классах.

Раздел «Слушание музыки»

Взаимосвязь искусства в многогранном отражении реального мира, мыслей, чувств человека. Героика, лирика, эпос, драма, юмор в музыке.

Народная музыка в творчестве композиторов.

Особенности творчества композиторов: Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна, Свиридова.

Повторение прослушанных произведений из программы 5-7 классов.

Раздел «Музыкальная грамота»

Язык музыки, основные средства музыкальной выразительности на примере различных произведений.

Повторение определения средств музыкальной выразительности: темп, динамика, лад, метроритм, мелодия, гармония, тембр.

Анализ музыкальных произведений из программы 5-7 классов.

 

Музыкальный материал для пения

I четверть

«С чего начинается Родина?» Из кинофильма «Щит и меч» — муз. Б. Баснера, сл. М. Матусовского.

«Гляжу в озёра синие». Из телефильма «Тени исчезают в полдень» — муз. Л. Афанасьева, сл. И. Шаферана.

«Конопатая девчонка» — муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского.

«Не повторяется такое никогда» — муз. С. Туликова, сл. М. Пляцковского.

«Подмосковные вечера» — муз. В. Соловьева-Седого, сл. М. Матусовского.

«Моя Москва» — муз. И. Дунаевского, сл. М. Лисянского и С. Аграняна.

«Песня о Москве». Из кинофильма «Свинарка и пастух» — муз. Т. Хренникова, сл. В. Гусева.

II четверть

«Город золотой» — муз. Ф. Милано, сл. А. Хвостова и А. Волохонского, обр. Б. Гребенщикова.

«Есть только миг». Из кинофильма «Земля Санникова» — муз. А. Зацепина, сл. Л. Дербенева.

«Песенка о медведях». Из кинофильма «Кавказская пленница» — муз. А. Зацепина, сл. Л. Дербенева.

«Разговор со счастьем». Из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию» — муз. А. Зацепина, сл. Л. Дербенева.

Сага. «Я тебя никогда не забуду...» Из рок-оперы «Юнона и Авось» — муз. А. Рыбникова, сл. А. Вознесенского.

«Мой белый город» — муз. Е. Доги, сл. В. Лазарева.

III четверть

«Старый клен». Из кинофильма «Девчата» — муз. А. Пахмутовой, сл. М. Матусовского.

«Спят курганы темные». Из кинофильма «Большая жизнь» — муз. Н. Богословского, сл. Б. Ласкина.

«Когда весна придет...» Из кинофильма «Весна на Заречной улице» — муз. Б. Мокроусова, сл. А. Фатьянова.

«Рассвет-чародей» — муз. В. Шаинского, сл. М. Танича.

«Пожелание» — муз. и сл. Б. Окуджавы.

«Березовые сны». Из киноэпопеи «Великая Отечественная» — Муз. В. Гевиксмана, Г. Ференс

IV четверть

«Где же вы теперь, друзья-однополчане?» — муз. В. Соловьева-Седого, сл. А. Фатьянова.

«День Победы» — муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова.

«Нам нужна одна победа». Из кинофильма «Белорусский вокзал» — муз. и сл. Б. Окуджавы.

«Прощальный вальс». Из кинофильма «Розыгрыш» — муз. А. Флярковского, сл. А. Дидурова.

«Ваши глаза» — муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина.

«Прощайте, голуби» — муз. М. Фрадкина, сл. М. Матусовского.

 

Музыкальные произведения для слушания

И. Бах. «Токката», ре минор, BWV 565.

И. Бах. «Sarabanda». Из Французской сюиты № 1.

Л. Бетховен. «Grave». «Allegro di molto e con brio». Из сонаты № 8, до минор, соч. 13, «Патетическая».

И. Брамс. «Венгерский танец № 5», фа-диез минор.

Дж. Верди. «Песенка Герцога». Из оперы «Риголетто».

Г. Гендель. «Passacalia». 'Из концерта для органа с оркестром, си-бемоль мажор, соч. 7, №1.

Дж. Гершвин. «Колыбельная». Из оперы «Порги и Бесс».

А. Дворжак. «Славянский танец», ми минор.

Ф. Лист. «Венгерская рапсодия № 2».

B. Моцарт. «Увертюра». Из оперы «Женитьба Фигаро».

B. Моцарт. «Allegro molto». Из симфонии № 40, KV 550.

А. Бородин. «Половецкие пляски с хором». Из оперы «Князь Игорь».

М. Мусоргский. «Картинки с выставки» (по выбору).

C. Прокофьев. «Вставайте, люди русские». «Ледовое побоище». Из кантаты «Александр Невский».

Н. Римский-Корсаков. Песня Садко «Заиграйте мои гусельки». Из оперы «Садко».

Н. Римский-Корсаков. «Сеча при Керженце». Из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

Н. Римский-Корсаков. Третья песня Леля «Туча со громом сговаривалась». Из оперы «Снегурочка».

Г. Свиридов. «Романс». Из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель».

И. Стравинский. «Тема гуляний». Из балета «Петрушка».

А. Хачатурян. «Вальс». Из музыки к драме М. Лермонтова «Маскарад».

П. Чайковский. «Времена года», соч. 37 — bis.

Д. Шостакович. «Первая часть». Тема нашествия. Из симфонии № 7, «Ленинградская».

«Я ли в поле да не травушка была...» — муз. П. Чайковского, сл. И. Сурикова.

Ф. Лей. «Мелодия». Из кинофильма «История любви».

Э. Морриконе. Музыка к кинофильмам.

X. Родриго. «Аранхуэсский концерт».

«А цыган идет». Из кинофильма «Жестокий романс» — муз. А. Петрова, сл. Р. Киплинга. Русский текст Г. Кружкова.

 

МИНИМАЛЬНЫЙ И ДОСТАТОЧНЫЙ УРОВЕНИ УСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«МУЗЫКА И ПЕНИЕ»

 

Требования к уровню подготовки учащихся:

 

Минимальный уровень

Обучающиеся получат возможность узнать:

- средства музыкальной выразительности;

- основные жанры музыкальных произведений;

- музыкальные инструменты;

- музыкальные профессии и специальности;

- особенности творчества изученных композиторов;

- особенности народного музыкального творчества.

 

Достаточный уровень:

Обучающиеся получат возможность научиться:

- самостоятельно исполнять несколько песен;

- отвечать на вопросы о прослушанном произведении;

- называть произведения, композиторов;

- называть исполнителя: певец, инструмент, оркестр, ансамбль;

- определять характер, содержание произведения;

- определять ведущие средства выразительности;

- давать адекватную оценку качеству исполнения произведения.

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

№ п/п

Тема раздела

Количество часов

1

Основные жанры музыкальных произведений

9 часов

2

Народная музыка в творчестве композиторов

6 часов

3

Средства музыкальной выразительности

9 часов

4

Творчество советских композиторов

11 часов

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Музыка и пение» в 8 классе на 2022-2023 учебный год

 

В соответствии с календарным учебным графиком на 2022-2023 учебный год рабочая программа по предмету «Музыка и пение» в 8 классе будет реализована полном объёме за 35 часов.

 

№ п/п

Наименование раздела программы

и тем урока

Дата

проведения

Планируемые результаты

освоения обучающимися учебного предмета, курса

Вид

контроля

Оборудование,

дидактический материал

Примечание

 

Раздел 1 «Основные жанры музыкальных произведений» 9 часов

1

Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова

6.09.22

 

Знать: биографию Н. Римского-Корсакова, понятие «опера».

Уметь: определять основные части оперы

Устный

опрос

Слушание: «Сеча при Керженце», из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

Песня Леля из оперы «Снегурочка»,Н.Римского-Корсакова.

Разучивание песни «С чего начинается Родина»

 

2

Опера «Садко» Н. Римского-Корсакова

13.09.22

 

Знать: определение «опера».

Уметь: определять основные части оперы

Фронтальный опрос

Слушание: Песня Садко «Заиграйте мои гусельки», из оперы «Садко», Н.А. Римского-Корсакова.

Закрепление песни «С чего начинается Родина».

 

3

Опера «Князь Игорь» А. Бородина

20.09.22

Знать: биографию А. Бородина, понятие «опера».

Уметь: определять основные части оперы

 

Анализ музыкального произведения

Слушание: «Половецкие пляски с хором», из оперы «Князь Игорь», А. Бородина.

Разучивание песни «Гляжу в озера синие»

 

4

Опера «Риголетто» Д.Верди. Опера «Порги и Бесс», Дж. Гершвина

27.09.22

Знать: биографию Д. Верди, Дж. Гершвина

Уметь: определять основные части оперы

Творческая работа

Слушание: «Песенка Герцога» из оперы «Риголетто», Д. Верди.

«Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс», Дж. Гершвина. Закрепление песни «Гляжу в озёра синие»

 

5

Кантата «Александр Невский», М. Мусоргского

4.10.22

Знать: биографию М. Мусоргского, определение «кантата».

Уметь: выполнять анализ музыкального произведения

Анализ музыкального произведения

Слушание: «Вставайте, люди русские!», «Ледовое побоище» из кантаты «Александр Невский», М. Мусоргского. Разучивание песни «Конопатая девчонка»

 

6

Романс «Жаворонок» М.И. Глинки

11.10.22

Знать: биографию М. Глинки, определение «романс».

Уметь: исполнять романсы

Исполнение песен

Слушание: романс «Жаворонок» М. Глинки, романс «Напрасные слова» Добролюбова. Исполнение романса «Жаворонок». Закрепление песни «Конопатая девчонка»

 

7

Балет «Золушка» С. Прокофьева

18.10.22

Знать: биографию С. Прокофьева, определение «балет».

Уметь: определять основные части балета

Творческая работа

Слушание: балет «Золушка», С. Прокофьева. Разучивание песни «Не повторяется такое никогда»

 

8

Симфония №40 В. А. Моцарта

25.10.22

Знать: биографию В. А. Моцарта, определение «симфония».

Уметь: выполнять анализ музыкального произведения

Анализ музыкального произведения

Слушание: симфония №40 В.А. Моцарта. Закрепление песни «Не повторяется такое никогда»

 

9

Закрепление изученного материала в разделе «Основные жанры музыкальных произведений»

8.11.22

Знать: определения, изученные в разделе

Уметь: отличать жанры музыкальных произведений

Контрольная работа

Слушание музыкальных произведений по желанию учащихся.

 

Раздел 2 «Народная музыка в творчестве композиторов» 6 часов

10

Русская и зарубежная православная музыка

15.11.22

Знать: русских композиторов

Уметь: различать произведения духовной музыки

Фронтальный опрос

Слушание: «Фуга ре минор» И. Баха. Фрагмент из оперы «Сказание о невидимом граде Китиже», Римского-Корсакова. Разучивание песни «Подмосковные вечера».

 

11-12

Русская православная музыка

22.11.22

29.11.22

Знать: русских композиторов.

Уметь: называть основные понятия в православной музыке

Устный

опрос

Слушание «Поёт зима, аукает», кантата Г. Свиридова «Хор славься» из оперы «Иван Сусанин». Разучивание песни «Моя Москва»

Слушание: Обрядовая песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно». Кантата «Александр Невский». Закрепление песни «Как на тоненький ледок».

 

13-14

Народные инструменты

6.12.22

13.12.22

Знать: историю появления народных инструментов в народе

Уметь: правильно называть русские народные инструменты

Творческая работа

Слушание «Светит месяц», ансамбль русских народных инструментов. Разучивание новогодних песен.

 

15

Закрепление изученного материала в разделе «Народная музыка в творчестве композиторов»

20.12.22

Знать: определения, изученные в разделе

Уметь: отличать жанры музыкальных произведений

Тестирование

 

Слушание музыкальных произведений по желанию учащихся

 

Раздел 3 «Средства музыкальной выразительности» 9 часов

16

Темп в музыке

27.12.22

Знать: понятие темпа в музыке

Уметь: определять разновидности темпа в музыке.

Анализ музыкального произведения

Слушание: темповые упражнения, «Вниз по матушке Волге» р.н.п., «Полька-пиццикато» И. Штраус. Разучивание песни «Есть только миг»

 

17-18

Динамика в музыке

10.01.23

17.01.23

Знать: динамические оттенки в музыке: форте, пиано, меццо-форте, меццо-пиано.

Уметь: определять динамику в музыке

Фронтальный опрос

Содержание: «Ария бразильской бахианы №5», Вила Лобоса. Закрепление песни «Дружат дети всей Земли», «Скерцо из симфонии №4», П.Чайковского. Разучивание песни «Надежда».

 

19

Лады в музыке

24.01.23

Знать: понятие мажорного и минорного лада в музыке.

Уметь: на музыкальных примерах определять лады в музыке

Анализ музыкального произведения

Слушание: Оперетта «Выход Ларисы и семи кавалеров». Закрепление песни «Надежда».

 

20

Мелодия

31.01.23

Знать: из чего состоит мелодия в музыке

Уметь: выполнять анализ музыкального произведения

Устный

опрос

Слушание: «Симфония №5», Л.Бетховен. Разучивание песни «Маруся».

 

21

Гармония

7.02.23

Знать: из чего состоит гармония в музыке

Уметь: выполнять анализ музыкального произведения

Анализ музыкального произведения

Слушание: «Фуга ре минор», И.Бах. «Симфония №5», Л.Бетховен, продолжение. Закрепление песни «Маруся».

 

 

22

Тембр

14.02.23

Знать: понятие тембр в музыке: высокий, средний, низкий.

Уметь: определять тембр в музыке

Творческая работа

Слушание: Тембровые упражнения на слух. Фрагмент из оперы «Борис Годунов» монолог Бориса, М.Мусоргский.

 

23

Исполнение разученных песен

21.02.23

Знать: песни ранее изученные

Уметь: правильно исполнять разученные песни

Исполнение песен

Исполнение песен по желанию учащихся.

 

24

Закрепление тем изученных в разделе «Средства музыкальной выразительности»

28.02.23

Знать: определения, изученные в разделе

Уметь: отличать жанры музыкальных произведений

Контрольная работа

Слушание музыкальных произведений по желанию учащихся

 

Раздел 4 «Творчество советских композиторов» 11 часов

25-26

Творчество Г. Свиридова

7.03.23

14.03.23

Знать: биографию Г. Свиридова

Уметь: выполнять анализ музыкального произведения

Анализ музыкального произведения

Слушание: «Увертюра». Из кинофильма «Время, вперед», «Тройка», «Вальс». Из музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель».

 

27-28

Творчество А. Хачатуряна

28.03.23

4.04.23

Знать: биографию А. Хачатуряна

Уметь: выполнять анализ музыкального произведения

Творческая работа

Слушание: «Танец с саблями», из балета «Гаянэ». Разучивание песни «Как здорово». Слушание: «Вальс», «Мазурка» к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад». Закрепление песни «Как здорово».

 

29-30

Творчество Д. Шостаковича

11.04.23

18.04.23

 

Знать: биографию Д. Шостаковича

Уметь: выполнять анализ музыкального произведения

Фронтальный опрос

Слушание: «Симфония № 9», 5-я часть, Д.Шостаковича, «Симфония № 9», 1-4 часть, Д.Шостаковича.

 

31-32

Творчество С. Прокофьева

25.04.23

2.05.23

 

Знать: биографию С. Прокофьева

Уметь: выполнять анализ музыкального произведения

Анализ музыкального произведения

Слушание: «Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам». Разучивание песни «Последний бой». Слушание: «Классическая симфония», 4-я часть, С.Прокофьева. Закрепление песни «Последний бой».

 

33-34

Творчество М. П. Мусоргского

16.05.23

23.05.23

 

 

Знать: биографию М. П. Мусоргского

Уметь: выполнять анализ музыкального произведения

Устный

опрос

 

Слушание: «Песня о маленьком трубаче». «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов», М.Мусоргского, «Рассвет на Москве реке», М.Мусоргского.

 

35

Закрепление изученного материала в разделе «Творчество советских композиторов»

30.05.23

 

Знать: определения, изученные в разделе

Уметь: отличать жанры музыкальных произведений

Контрольная работа

Слушание музыкальных произведений по желанию учащихся