ЭП

Документ подписан электронной подписью
20.03.2023 09:08, Гришина Людмила Владимировна, Директор школы
Ключ электроннй подписи

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Красноармейская средняя общеобразовательная школа

 

 

 

Рассмотрена

на заседании школьного методического

объединения __________ Т.Е. Петренко

Протокол №1 от 30.08.2022г.

 

 

Принята

на заседании

педагогического совета

Протокол №2

от 31.08.2022г.

 

 

 

Утверждена

приказом директора __________ Л.В. Гришина Приказ №306

от 31.08.2022г.

 

 

 

 

 

 

 

 

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

8 класс (вариант 8.1)

на 2022-2023 уч. год

 

 

 

Брянцева Ольга Ивановна, учитель истории, обществознания первой квалификационной категории

 

 

 

 

п. Красноармейский

2022г.

 

 

 

Пояснительная записка

 

 

Данная рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ООО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования", на основании статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 7 Областного закона от 14.11.2013 г. № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области», приказа Минобрнауки Российской Федерации от 10.04.2002 г. №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, приказа Министерства образования Ростовской области от 10.07.2002 №1277 «Об утв. примерных региональных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», на основании решения ТПМПК №90 от 31.08.2018, на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования МБОУ Красноармейской СОШ на 2022-2023 учебный год обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 8.1) с учетом психофизических особенностей и образовательных способностей ребенка в соответствии с требованиями ФГОС, рабочей программой по предмету «Обществознание», одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.;

Рабочая программа по обществознанию речи ориентирована на учащихся 8 класса и разработана на основе следующих документов:

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки

России № 1897 от 17 декабря 2010 г);

 

- Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО);

- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативах СанПиН 2.4.2.3286-15,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
10.07.2015г. No26;

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Обществознанию» для обучающихся на уровне основного общего образования ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в рабочей программе воспитания МБОУ Красноармейской СОШ

 

Цель обучения: создание условий для социальной адаптации обучающихся путём повышения их правовой и этической грамотности, создающей основу для безболезненной интеграции в современное общество ребёнка через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами.

 

Основные задачи:

Образовательные:

Коррекционные:

Воспитательные:

 

Общая характеристика учебного предмета, курса.

 

При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания учеников. Учитывается, что уровень возрастных и познавательных возможностей учащихся старшей школы позволяет шире реализовать интегративный подход к отношениям в обществе с тем, чтобы сформировать целостную картину развития нашей страны на современном этапе развития.

Данная программа направлена на всестороннее развитие личности воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание. Содержание обучения имеет практическую направленность.

В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений, используяпринцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

 

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

Предмет «Обществознание» входит в образовательную область «Обществознание» учебного плана. Рабочая программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Обществознание в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение обществоведческого материала, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ребенка, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация в общество.

Данный курс обществознания способствует формированию нравственных черт личности учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Это приобретает особую актуальность в условиях нравственной деградации современного российского общества при отсутствии государственной системы ценностей в воспитательном процессе.

 

Основные типы учебных занятий.

Методы:

Занятия проводятся в классно-урочной форме.

Типы уроков:

 

Методы и приёмы обучения: ролевые игры, выполнение практических заданий, уроки-экскурсии и уроки-встречи, практические занятия. Одним из основных методов работы с учащимися при изучении данного материала является беседа, которая позволяет выявить уже имеющиеся у школьницы представления по обсуждаемому вопросу, скорректировать и дополнить их, активизировать поисково-познавательную активность, речевую деятельность, внимание.

 

Результаты обучения.

Личностные результаты:

- мотивированностьинаправленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты:

- умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

- умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

- способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей;

- овладение различными видами публичных выступлений и следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

- умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике.

 

Планируемые результаты

 

В результате уроков «Обществознания» ученица 8 класса

должна знать:

Что такое государство, право? Виды правовой ответственности. Что такое правонарушение?

Что собой представляет законодательная, исполнительная и судебная власть Российской Федерации?

Какие существуют основные конституционные права и обязанности граждан Российской Федерации?

должна уметь:

Написать просьбу, ходатайство, поручение, заявление. Расписку.

Оформлять стандартные бланки. Обращаться при необходимости в соответствующие правовые учреждения.

Правильно оформить просьбу в органы исполнительной власти.

 

Содержание учебного предмета

 

В программу включены следующие разделы: Введение; Государство, право, мораль; Конституция Российской Федерации.

Содержание.

Введение

Кто такой гражданин? Страна, в которой мы живём, зависит от нашей гражданской позиции.

Раздел 1. Государство, право, мораль.

Что такое государство? Основные принципы государства: верховенство права; незыблемость прав и свобод личности; разделение властей. Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть.

Что такое право? Роль права в жизни человека, общества и государства. Право и закон. Правовая ответственность (административная и уголовная). Правонарушение. Преступление, как вид правонарушения, его признаки. Презумпция невиновности. Отрасли права.

Что такое мораль? Основные нормы морали. «Золотое правило» нравственности. Функции морали в жизни человека и общества. Моральная ответственность. Общечеловеческие ценности. Нравственные основы жизни человека в личной и общественной жизни. Нравственная основа права. Правовая культура. Естественные и неотчуждаемые права человека.

Раздел 2. Конституция Российской Федерации.

Конституция российской Федерации – Основной Закон государства. Основы конституционного строя Российской Федерации. Законодательная власть российской Федерации. Исполнительная власть российской Федерации. Судебная власть Российской Федерации. Местное самоуправление. Правоохранительные органы Российской Федерации. Институт президентства. Избирательная система. Гражданство Российской Федерации.

Повторение

Информационно – методический материал для предмета «Обществознание»

Программа:

Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5 - 9 классы» ( под редакцией Воронковой В.В. издательство «Просвещение» Москва, 2018 год, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации).

 

Методическая литература для учителя, использующаяся на уроках 8 классов.

Конституция Российской Федерации

 

Интернет ресурсы:

1. http://www.proshkolu.ru

2. http://nsportal.ru

3. http://www.twirpx.com

Дополнительные средства обучения для учащихся

  1. Тесты.

 

Тематическое планирование по обществознанию. 8 класс

п/п

Тема

 

Всего:

34 часа

1

Введение.

2

2

Государство, право, мораль

15

3

Конституция Российской Федерации

15

4

Повторение

2

 

Итого

34

 

 

Календарно-тематическое планирование по обществознанию. 8 класс

 

В соответствии с календарным учебным графиком на 2022-2023 учебный год программа будет реализована в полном объёме за 34 часа за счёт уплотнения материала:

 

Разделы, темы

Количество часов

Примерная программа

Рабочая программа

1

Уроки обобщения.

2

1

 

 

Тема урока

 

 

Кол-во часов

Тип

урока

 

Содержание

Виды

деятельности

Коррекционная работа

 

Планируемые

результаты

Дата

 

 

Д/з

 

1 четверть

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Введение. Кто такой гражданин?

1

Урок изучения и закрепления нового материала

Гражданин

Беседа

Коррекция памяти, связной речи

Знать определение «Гражданин»

2.9

Учить определение, кто такой гражданин?

2

Страна, в которой мы живём

1

Урок изучения и закрепления нового материала

Российская Федерация

Беседа, самостоятельная работа

Коррекция памяти, связной речи

Знать символику РФ

9.9

Учить символы РФ

3

Что такое государство?

1

Урок изучения и закрепления нового материала

Государство

Беседа, ответы на вопросы

Коррекция связной речи, логического мышления

Знать понятие «Государство»

16.9

Учить определение

4

Основные принципы правового государства: верховенство права; незыблемость прав и свобод личности; разделение властей

1

Урок изучения и закрепления нового материала

Принципы правового государства

Беседа, тестирование

Коррекция связной речи, логического мышления

Знать основные принципы правового государства

23.9

Учить основные принципы правового государства

5

Разделение властей. Законодательная власть РФИсполнительная власть РФ Судебная власть РФ

1

Урок изучения и закрепления нового материала

Законодательная власть РФ

Беседа, тестирование

Коррекция связной речи, логического мышления

Знать разделения властей

30.9

Учить особенности разделения властей

6

Что такое право?

1

Урок изучения и закрепления нового материала

Исполнительная власть РФ

Беседа, самостоятельная работа

Коррекция связной речи, логического мышления

Знать понятие «Право»

7.10

Учить понятие

7

Роль права в жизни человека, общества и государства

1

Урок изучения и закрепления нового материала

Судебная власть РФ

Беседа, тестирование

Коррекция связной речи, логического мышления

Знать понятие и уметь защищать свои права

14.10

Учить понятие и уметь защищать свои права

8

Право и закон

1

Урок изучения и закрепления нового материала

Право

Роль права в жизни человека, общества и государства

Беседа, самостоятельная работа

Коррекция связной речи, логического мышления

Знать понятие «Право и закон»

21.10

Знать определение «Право и закон»

9

Правовая ответственность

(административная и уголовная)

1

Урок изучения и закрепления нового материала

Право и закон Правовая ответственность

 

Беседа, тестирование

Коррекция связной речи, логического мышления

Знать, что за нарушение права и закона наступает правовая ответственность

28.10

Знать, что за нарушение права и закона наступает правовая ответственность

 

2 четверть

 

 

 

 

 

 

 

 

10

Правонарушение

Преступление как вид правонарушения и его признаки

1

Урок изучения и закрепления нового материала

Правонарушение

Преступление как вид правонарушения и его признаки

Беседа, рассказ, самостоятельная работа

Коррекция связной речи, логического мышления

Знать представления об уголовной ответственности

11.11

Знать представления об уголовной ответственности

11

Презумпция невиновности Отрасли права

1

Урок изучения и закрепления нового материала

Презумпция невиновности Отрасли права

Беседа, работа в парах

Коррекция связной речи, логического мышления

Знать понятие «Презумпция невиновности»

18.11

Знать понятие «Презумпция невиновности»

12

Что такое мораль? Основные нормы морали. «Золотое правило» нравственности

1

Урок изучения и закрепления нового материала

Мораль Основные нормы морали. «Золотое правило» нравственности

Беседа, рассказ

Коррекция связной речи, логического мышления

Знать понятие «Мораль»

25.11

Знать понятие «Мораль»

13

Функции морали в жизни человека и общества Моральная ответственность

 

1

Урок изучения и закрепления нового материала

Функции морали Моральная ответственность

 

Беседа, рассказ, тестирование

Коррекция связной речи, логического мышления

Знать функции морали в жизни человека и общества

2.12

Знать функции морали

14

Общечеловеческие ценности

 

1

Урок изучения и закрепления нового материала

Общечеловеческие ценности

 

Беседа, рассказ, самостоятельная работа

Коррекция связной речи, логического мышления

Знать общечеловеческие ценности

 

9.12

Знать общечеловеческие ценности

15

Нравственные основы в жизни человека в личной и общественной жизни Нравственная основа права

1

Урок изучения и закрепления нового материала

Нравственные основы в жизни человека в личной и общественной жизни Нравственная основа права

Беседа, рассказ, тестирование

Коррекция связной речи, логического мышления

Знать нравственные основы в жизни человека в личной и общественной жизни

 

16.12

Учить нравственные основы в жизни человека в личной и общественной жизни

 

16

Правовая культура Естественные и неотчуждаемые права человека

1

Урок изучения и закрепления нового материала

Правовая культура

Беседа, рассказ, тестирование

Коррекция связной речи, логического мышления

Знать правовую культуру

23.12

Учить правовую культуру

 

3 четверть

 

 

 

 

 

 

 

 

17

Обобщающий урок по теме Государство, право и мораль

 

1

Урок обобщения и систематизации

Самостоятельная работа

 

Тестирование

Коррекция связной речи, логического мышления

Систематизировать знания по пройденному разделу

13.1

Знать определения мораль, право , государство

18-19

Конституция РФ – основной закон государства

 

2

Урок изучения и закрепления нового материала

Конституция РФ

 

Беседа, коллективная работа

Коррекция связной речи, логического мышления

Знать основной закон государства

20.1

27.1

Что понятие «Конституция»

20

Основы конституционного строя Российской Федерации

1

Урок изучения и закрепления нового материала

Основы конституционного строя Российской Федерации

Беседа, рассказ, тестирование

Коррекция связной речи, логического мышления

Знать основы конституционного строя Российской Федерации

3.2

Знать основы конституционного строя

21-22

Законодательная власть Российской Федерации

 

2

Урок изучения и закрепления нового материала

Законодательная власть Российской Федерации

 

Беседа, рассказ, ответы на вопросы

Коррекция связной речи, логического мышления

Знать особенности и структуру законодательной власти Российской Федерации

.

10.2

 

17.2

Знать кто входит в законодательную власть

23-24

Исполнительная власть Российской Федерации Письменный опрос

2

Урок изучения и закрепления нового материала

Исполнительная власть Российской Федерации Письменный опрос

Беседа, рассказ, тестирование

Коррекция связной речи, логического мышления

Знать особенности и структуру исполнительной власти Российской Федерации

 

3.3

 

10.3

Знать кто входит в исполнительную власть

25

 

 

 

 

 

 

 

 

26

Судебная власть Российской Федерации

 

 

4 четверть

 

Судебная власть Российской Федерации

 

1

 

 

1

Урок изучения и закрепления нового материала

Судебная власть Российской Федерации

Беседа, рассказ, тестирование

Коррекция связной речи, логического мышления

Знать особенности и структуру судебной власти Российской Федерации

 

17.3

 

 

 

 

 

 

 

31.3

Знать кто входит в судебную власть

27

Местное самоуправление

1

Урок изучения и закрепления нового материала

Местное самоуправление

Беседа, рассказ, тестирование

Коррекция связной речи, логического мышления

Знать местное управление

7.4

Знать, кто входит в местное самоуправление

28-29

Правоохранительные органы Российской Федерации

1

Урок изучения и закрепления нового материала

Правоохранительные органы Российской Федерации

Беседа, рассказ

Коррекция связной речи, логического мышления

Знать особенности и структуру правоохранительных органов

14.4

 

21.4

Знать особенности и структуру правоохранительных органов

30

Права ребёнка и документы декларирующие их

1

Урок изучения и закрепления нового материала

Права ребёнка и документы декларирующие их

Беседа, рассказ, тестирование

Коррекция связной речи, логического мышления

Знать права ребёнка

28.4

Знать права ребёнка

31

Институт президентства

1

Урок изучения и закрепления нового материала

Институт президенства

Беседа, рассказ, тестирование

Коррекция связной речи, логического мышления

Знать функции и обязанности президента

5.5

Учить функции и обязанности президента

32

Избирательная система

1

Урок изучения и закрепления нового материала

Избирательная система

Беседа, рассказ, тестирование

Коррекция связной речи, логического мышления

Знать понятие об избирательной системе

12.5

Что такое избирательная система

33

 

 

Гражданство Российской федерации

1

Урок изучения и закрепления нового материала

Гражданство Российской федерации

Беседа, рассказ, тестирование

Коррекция связной речи, логического мышления

Знать порядок получения гражданства

19.5

Знать порядок получения гражданства

34

Обобщающий урок по теме Конституция Российской Федерации

1

Урок обобщения и систематизации

Самостоятельная работа

Тестирование

Коррекция связной речи, логического мышления

Знать пройденный материал

26.5