ЭП

Документ подписан электронной подписью
17.03.2023 12:20, Гришина Людмила Владимировна, Директор школы
Ключ электроннй подписи

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Красноармейская средняя общеобразовательная школа

 

Рассмотрена

на заседании школьного

методического объединения

________ Петренко Т.Е.

Протокол № 1

от 30 августа 2022г.

Принята

на заседании

педагогического совета

Протокол №2

от 31 августа 2022 г.

Утверждена

приказом директора

____________Л.В. Гришина

Приказ № 306

от 31 августа 2022г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету ПРИРОДОВЕДЕНИЮ

6 класс (вариант 8.1)

на 2022-2023 уч. год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составил: Петренко Татьяна Евгеньевна, учитель биологии высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Красноармейский

2022г.

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Данная рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ООО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования", на основании статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 7 Областного закона от 14.11.2013 г. № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области», приказа Минобрнауки Российской Федерации от 10.04.2002 г. №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, приказа Министерства образования Ростовской области от 10.07.2002 №1277 «Об утв. примерных региональных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», на основании решения ТПМПК №16 от 27.04.2021, на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования МБОУ Красноармейской СОШ на 2022-2023 учебный год обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 8.1) с учетом психофизических особенностей и образовательных способностей ребенка в соответствии с требованиями ФГОС, рабочей программой по предмету «Природоведение», одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.;

Рабочая программа по природоведению ориентирована на учащихся 6 класса и разработана на основе следующих документов:

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки России № 1897 от 17 декабря 2010 г);

 

- Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО);

- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативах СанПиН 2.4.2.3286-15,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
10.07.2015г. No26;

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Природоведение» для обучающихся на уровне основного общего образования ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в рабочей программе воспитания МБОУ Красноармейской СОШ

 

Основными целями рабочей программы по природоведению являются:

- подготовка учащихся к усвоению естествоведческих, географических и исторических знаний на последующих этапах обучения;

- формирование элементарного понимания причинно-следственных связей и отношений, временных и пространственных представлений;

- формирование у обучающихся базовых учебных действий (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных) средствами предмета;

- воспитание патриотизма, толерантности к другим народам и культурам.

 

Рабочая программа направлена на решение следующих задач:

- сообщение элементарных знаний о живой и неживой природе;

- демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;

- формирование специальных и общеучебных умений и навыков;

- воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;

- воспитание социально значимых качеств личности.

Место учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с учебным планом школы на 2022-2023 учебный год на изучение учебного предмета «Природоведение. 6 класс» отведено 2 часа в неделю 70 часов в год.

Срок реализации программы один учебный год (6 класс).

Используемый учебник:

«Природоведение.6класс»: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина- 6-е издание. М.: Просвещение,2019 г.-191 с.

Курс «Природоведение» в 6 классе включает раздел: «Неживая природа». По этому разделу предусматривается изучение элементарных сведений, доступных школьникам с ограниченными возможностями здоровья, о неживой природе. Поскольку преподавание данного предмета направлено на коррекцию недостатков интеллектуального развития обучающихся, в процессе знакомства с неживой природой необходимо развивать наблюдательность, речь, мышление, учить устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимосвязь живых организмов с неживой природой, взаимосвязь человека с неживой природой, влияние на нее. В 6 классе обучающиеся знакомятся с отличительными признаками неживой природы. Особое внимание здесь уделяется экологическим проблемам, связанным с загрязнением окружающей среды и демонстрации пути их решения человеком.

 

 

2. Содержание учебного предмета «природоведение» 6 класс

Введение (1ч)

Растительный мир Земли (17ч.)

Разнообразие растительного мира. Части растения.

Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов).

Деревья, кустарники, травы. Части растения.

Дикорастущие и культурные растения.

Деревья. Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Береза, клен, тополь, дуб, липа. Яблоня, груша, вишня.

Деревья хвойные (сезонные изменения). Ель, сосна, лиственница.

Кустарники (дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Лещина, боярышник, жасмин, сирень, смородина, крыжовник, малина.

Травы (дикорастущие и культурные). Подорожник. Одуванчик, ромашка, укроп, петрушка.

Декоративные растения. Астра, пион, роза, флокс, гвоздика и др. Внешний вид. Места произрастания.

Лекарственные растения. Алоэ, зверобой и др. Правила сбора. Использование. Комнатные растения. Герань, бегония, фиалка и др. Уход. Значение.

Береги растения (Почему нужно беречь растения. Красная книга).

Практические работы:

Зарисовки деревьев, кустарников, трав. Выделение составных частей (органов) растений.

Изготовление гербариев отдельных растений.

Уход за комнатными растениями.

Приготовление отвара лекарственных трав.

Экскурсии в парк, сквер.

Животный мир Земли(35ч.)

Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов.

Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (млекопитающие).

Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место в природе. Значение. Охрана.

Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана.

Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана.

Звери (млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана.

Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне.

Уход за животными в живом уголке или дома. Собака, кошка, аквариумные рыбы, морская свинка, хомяк, черепаха. Правила ухода и содержания.

Охрана животных. Заповедники. Красная книга.

Человек(14 ч.)

Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы.

Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов.

Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры и т. д.).

Осанка (гигиена, костно-мышечная система).

Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила гигиены.

Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания. Меню на день. Витамины.

Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены.

Скорая помощь (оказание первой медицинской помощи). Помощь при ушибах, порезах, ссадинах. Профилактика простудных заболеваний.

Повторение(3 ч.)

3. Планируемые результаты освоения курса природоведение 6 класс

Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

Предметные результаты

Минимальный уровень:

Достаточный уровень:

осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.

 

 

Тематической планирование

Тема

Кол-во часов

1

Введение

1

2

Растительный мир Земли

17

3

Животный мир Земли

35

4

Человек

14

5

Повторение

3

 

Итого

70

 

В соответствии с календарным учебным графиком на 2022-2023 учебный год рабочая программа будет реализована в полном объеме за 67 часа. Выполнение рабочей программы в 6 классе в полном объеме можно за счет уплотнения тем

 

Раздел, темы

Количество часов

 

 

Примерная или авторская программа

Рабочая программа

1

Повторение

3

2

 

Календарно-тематическое планирование

 

урока

 

Тема урока

Количество часов

Характеристика

учебной

деятельности

дата

примечание

1

2

3

4

5

6

 

Введение

1

 

1.

Живая природа: растения, животные, человек.

1

различать живую и неживую природу

1.09

 

 

Растительный мир Земли

17

 

2

Разнообразие растительного мира.

1

 

знать простейшую классификацию растений

5.09

 

3

Среда обитания растений.

 

1

8.09

 

4

Строение растений.

1

знать части растений

12.09

 

5

Деревья, кустарники, травы.

1

различать дикорастущие и культурные растения

 

15.09

 

6

Лиственные растения.

1

уметь называть представителей растительного мира

19.09

 

7

Хвойные деревья.

1

уметь называть представителей растительного мира

22.09

 

8

Дикорастущие кустарники.

1

уметь называть представителей растительного мира

26.09

 

9

Культурные кустарники.

1

знать простейшую классификацию растений

29.09

 

10

Травы.

1

знать названия растений

3.10

 

11

Декоративные растения.

1

уметь называть некоторые лекарственные растения

6.10

 

12

Лекарственные растения.

1

знать некоторые комнатные растения, уметь ухаживать за ними

10.10

 

13

Комнатные растения. Уход за комнатными растениями.

1

знать простейшую классификацию растений

13.10

 

14

Комнатные растения: герань, бегония, фиалка, традесканция.

1

знать правила ухода и содержания комнатных растений

17.10

 

15

Растительный мир разных районов Земли.

1

Знать растения разных районов Земли, нашей страны и своей местности

20.10

 

16

Растения нашей страны.

 

1

24.10

 

17

Растения своей местности: дикорастущие и культурные.

1

27.10

 

18

Красная книга России и своей области.

1

Знать растения Красной книги

7.11

 

 

Животный мир Земли

35

 

19

Разнообразие животного мира.

1

знать простейшую классификацию животных

10.11

 

20

Среда обитания животных. Животные суши и водоемов.

1

различать животных суши и водоемов

14.11

 

21

Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.

1

знать простейшую классификацию животных

17.11

 

22

Насекомые.

 

1

различать насекомых

21.11

 

23

Бабочки, стрекозы, жуки.

 

1

24.11

 

24

Кузнечики, муравьи, пчелы.

 

1

28.11

 

 

25

Рыбы.

1

Различать рыб

1.12

 

 

26

Морские и речные рыбы.

1

5.12

 

27

 

Земноводные. Лягушки. Жабы.

1

Различать земноводных

8.12

 

28

 

Пресмыкающиеся. Змеи, ящерицы, крокодилы.

1

Различать пресмыкающихся

12.12

 

 

29

Птицы.

1

Различать птиц

15.12

 

 

30

Ласточки, скворцы, снегири, орлы.

1

19.12

 

 

31

Лебеди, журавли, чайки.

1

22.12

 

32

Птицы своего края.

 

1

26.12

 

 

 

 

 

33

Млекопитающие.

1

знать простейшую классификацию животных

12.01

 

34

Млекопитающие суши.

 

1

различать животных суши и водоемов

16.01

 

35

Млекопитающие морей и океанов.

1

19.01

 

36

Домашние животные в городе и деревне.

1

знать правила ухода и содержания домашних питомцев

23.01

 

37

Сельскохозяйственные животные: лошади.

1

Различать сельскохозяйственных животных и дома

 

 

 

 

 

26.01

 

38

Сельскохозяйственные животные: коровы.

1

30.01

 

39

Сельскохозяйственные животные: козы, овцы, свиньи.

1

2.02

 

40

Домашние птицы: куры, утки, индюки.

1

6.02

 

41

Уход за животными в живом уголке или дома.

1

знать правила ухода и содержания домашних питомцев шних птиц

9.02

 

42

Аквариумные рыбки.

1

уметь различать и называть представителей животного мира разных областей Земли

 

13.02

 

43

Канарейки, попугаи.

1

16.02

 

44

Морские свинки, хомяки, черепахи.

1

20.02

 

45

Домашние кошки.

1

27.02

 

46

Собаки.

1

2.03

 

47

Животные холодных районов Земли.

1

6.03

 

48

Животные умеренного пояса.

1

9.03

 

49

Животные жарких районов Земли.

1

13.03

 

50

Животный мир нашей страны.

1

16.03

 

51

Охрана животных. Заповедники. Красная книга России.

1

27.03

 

52

Животные вашей местности. Красная книга области.

1

30.03

 

 

 

 

 

 

Человек

14

 

53

Как устроен наш организм.

1

Знать устройство нашего организма

3.04

 

54

Как работает наш организм.

1

Сформировать представление о работе нашего организма

6.04

 

55

Здоровый образ жизни человека.

1

Сформировать представление о здоровом образе жизни

10.04

 

56

Осанка.

1

 

Сформировать представление о формировании осанки

13.04

 

57

Органы чувств.

1

 

Сформировать представление об органах чувств и правилах их гигиены.

17.04

 

58

Правила гигиены и охрана органов чувств.

1

20.04

 

59

Здоровое питание.

1

 

Расширить знания о продуктах питания

24.04

 

60

Дыхание. Органы дыхания. Гигиена дыхания.

1

Сформировать представление об органах дыхания.

27.04

 

61

Оказание первой медицинской помощи.

1

Сформировать представления о правилах оказания первой мед помощи

4.05

 

62

Профилактика простудных заболеваний. Обращение за медицинской помощью.

1

Сформировать представления о простудных заболеваниях и их профилактике.

11.05

 

63

Специализация врачей.

1

Формирование представление о специализации врачей.

15.05

 

64-65

Медицинские учреждения нашего города.

2

Расширить представления о медицинских учреждениях

18.05-22.05

 

 

Повторение

2

 

66

Обобщающий урок. Неживая природа.

1

Обобщить и закрепить знания о неживой природе.

25.05

 

67

Обобщающий урок. Живая природа.

1

Обобщить и закрепить знания о живой природе.

29.05

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Учебно-методическое обеспечение учебного предмета.

1.Природоведение. 6 класс/Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина- 6-е издание. М.: Просвещение,2019 г.-191 с.

2. Методические рекомендации по природоведению.5-6 класс./Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина.М.: Просвещение,2017 г.

 

5.Литература.

1. Веселая география на уроках и праздниках. Агеева И.Д., М.: Творческий центр, 2004 г.

2. Занимательная география. Яворский И.П. Ростов –на –Дону « Феникс», 2007 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование по природоведению 6 класс

(надомное обучение)

 

урока

 

Тема урока

Количество часов

Характеристика

учебной

деятельности

Дата проведения

по плану

по факту

1

2

3

4

5

6

 

Введение (1 час)

1-я четверть (18 ч.)

 

1.

Живая природа: растения, животные, человек.

1

различать живую и неживую природу

 

 

 

Растительный мир Земли (17 ч.)

 

2

Разнообразие растительного мира.

1

 

знать простейшую классификацию растений

 

 

3

Среда обитания растений.

 

1

 

 

4

Строение растений.

1

знать части растений

 

 

5

Деревья, кустарники, травы.

1

различать дикорастущие и культурные растения

 

 

 

6

Лиственные растения.

1

уметь называть представителей растительного мира

 

 

7

Хвойные деревья.

1

уметь называть представителей растительного мира

 

 

8

Дикорастущие кустарники.

1

уметь называть представителей растительного мира

 

 

9

Культурные кустарники.

1

знать простейшую классификацию растений

 

 

10

Травы.

1

знать названия растений

 

 

11

Декоративные растения.

1

уметь называть некоторые лекарственные растения

 

 

12

Лекарственные растения.

1

знать некоторые комнатные растения, уметь ухаживать за ними

 

 

13

Комнатные растения. Уход за комнатными растениями.

1

знать простейшую классификацию растений

 

 

14

Комнатные растения: герань, бегония, фиалка, традесканция.

1

знать правила ухода и содержания комнатных растений

 

 

15

Растительный мир разных районов Земли.

1

Знать растения разных районов Земли, нашей страны и своей местности

 

 

16

Растения нашей страны.

 

1

 

 

17

Растения своей местности: дикорастущие и культурные.

1

 

 

18

Красная книга России и своей области.

1

Знать растения Красной книги

 

 

 

Животный мир (34 ч.)

2-я четверть(14 ч.)

19

Разнообразие животного мира.

1

знать простейшую классификацию животных

 

 

20

Среда обитания животных. Животные суши и водоемов.

1

различать животных суши и водоемов

 

 

 

21

Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.

1

знать простейшую классификацию животных

 

 

22

Насекомые.

 

1

различать насекомых

 

 

23

Бабочки, стрекозы, жуки.

 

1

 

 

24

Кузнечики, муравьи, пчелы.

 

1

 

 

 

25

Рыбы.

1

Различать рыб

 

 

 

26

Морские и речные рыбы.

1

 

 

27

 

Земноводные. Лягушки. Жабы.

1

Различать земноводных

 

 

28

 

Пресмыкающиеся. Змеи, ящерицы, крокодилы.

1

Различать пресмыкающихся

 

 

 

29

Птицы.

1

Различать птиц

 

 

 

30

Ласточки, скворцы, снегири, орлы.

1

 

 

 

31

Лебеди, журавли, чайки.

1

 

 

32

Птицы своего края.

 

1

 

 

 

3-я четверть(20 ч.)

 

33

Млекопитающие.

1

знать простейшую классификацию животных

 

 

34

Млекопитающие суши.

 

1

различать животных суши и водоемов

 

 

35

Млекопитающие морей и океанов.

1

 

 

36

Домашние животные в городе и деревне.

1

знать правила ухода и содержания домашних питомцев

 

 

37

Сельскохозяйственные животные: лошади.

1

Различать сельскохозяйственных животных и дома

 

 

 

 

 

 

 

38

Сельскохозяйственные животные: коровы.

1

 

 

39

Сельскохозяйственные животные: козы, овцы, свиньи.

1

 

 

40

Домашние птицы: куры, утки, индюки.

1

 

 

41

Уход за животными в живом уголке или дома.

1

знать правила ухода и содержания домашних питомцев шних птиц

 

 

42

Аквариумные рыбки.

1

уметь различать и называть представителей животного мира разных областей Земли

 

 

 

 

43

Канарейки, попугаи.

1

 

 

 

44

Морские свинки, хомяки, черепахи.

1

 

 

45

Домашние кошки.

1

 

 

 

46

Собаки.

1

 

 

 

47

Животные холодных районов Земли.

1

 

 

48

Животные умеренного пояса.

1

 

 

 

49

Животные жарких районов Земли.

1

 

 

50

Животный мир нашей страны.

1

 

 

 

51

Охрана животных. Заповедники. Красная книга России.

1

 

 

 

52

Животные вашей местности. Красная книга области.

1

 

 

 

 

 

 

Человек (13 ч.)

4-я четверть(16 ч.)

53

Как устроен наш организм.

1

Знать устройство нашего организма

 

 

54

Как работает наш организм.

1

Сформировать представление о работе нашего организма

 

 

55

Здоровый образ жизни человека.

1

Сформировать представление о здоровом образе жизни

 

 

56

Осанка.

1

 

Сформировать представление о формировании осанки

 

 

57

Органы чувств.

1

 

Сформировать представление об органах чувств и правилах их гигиены.

 

 

58

Правила гигиены и охрана органов чувств.

1

 

 

59

Здоровое питание.

1

 

Расширить знания о продуктах питания

 

 

60

Дыхание. Органы дыхания. Гигиена дыхания.

1

Сформировать представление об органах дыхания.

 

 

61

Оказание первой медицинской помощи.

1

Сформировать представления о правилах оказания первой мед помощи

 

 

62

Профилактика простудных заболеваний. Обращение за медицинской помощью.

1

Сформировать представления о простудных заболеваниях и их профилактике.

 

 

63

Специализация врачей.

1

Формирование представление о специализации врачей.

 

 

64-65

Медицинские учреждения нашего города.

2

Расширить представления о о медицинских учреждениях

 

 

 

Повторение (3 ч.)

66

Обобщающий урок. Неживая природа.

1

Обобщить и закрепить знания о неживой природе.

 

 

67-68

Обобщающий урок. Живая природа.

2

Обобщить и закрепить знания о живой природе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Учебно-методическое обеспечение учебного предмета.

1.Природоведение. 6 класс/Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина- 6-е издание. М.: Просвещение,2019 г.-191 с.

2. Методические рекомендации по природоведению.5-6 класс./Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина.М.: Просвещение,2017 г.

 

5.Литература.

1. Веселая география на уроках и праздниках. Агеева И.Д., М.: Творческий центр, 2004 г.

2. Занимательная география. Яворский И.П. Ростов –на –Дону « Феникс», 2007 г.