ЭП

Документ подписан электронной подписью
17.03.2023 11:56, Гришина Людмила Владимировна, Директор школы
Ключ электроннй подписи

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Красноармейская средняя общеобразовательная школа

 

 

 

Рассмотрена на заседании школьного методического объединения __________ Т.Е. Петренко Протокол №1 от 30.08.2022г.

 

 

Принята на заседании педагогического совета Протокол №2 от 31.08.2022г.

 

 

 

Утверждена приказом директора __________ Л.В. Гришина Приказ №306 от 31.08.2022г.

 

 

 

 

 

 

 

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету МИР ИСТОРИИ

6 класс (вариант 8.1)

на 2022-2023 уч. год

 

 

 

 

 

 

 

 

Составил: Брянцева Ольга Ивановна, учитель истории и обществознания, первой квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Красноармейский

2022г.

 

Пояснительная записка

 

Данная рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ООО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования", на основании статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 7 Областного закона от 14.11.2013 г. № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области», приказа Минобрнауки Российской Федерации от 10.04.2002 г. №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, приказа Министерства образования Ростовской области от 10.07.2002 №1277 «Об утв. примерных региональных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», на основании решения ТПМПК №16 от 27.04.2021, на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования МБОУ Красноармейской СОШ на 2022-2023 учебный год обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 8.1) с учетом психофизических особенностей и образовательных способностей ребенка в соответствии с требованиями ФГОС, рабочей программой по предмету «Мир истории», одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.;

Рабочая программа по предмету «Мир истории» ориентирована на учащихся 6 класса и разработана на основе следующих документов:

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки

России № 1897 от 17 декабря 2010 г);

 

- Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО);

- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативах СанПиН 2.4.2.3286-15,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
10.07.2015г. No26;

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Мир истории» для обучающихся на уровне основного общего образования ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в рабочей программе воспитания МБОУ Красноармейской СОШ

 

 

 

Данная рабочая программа ориентирована на учебно-методический комплект: Мир истории. 6 класс: учеб. для общеобразоват. программы / И. М. Бгажнокова, Л. В. Смирнова. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2018.

В период чрезвычайных ситуаций, погодных условий, введения карантинных мероприятий по заболеваемости гриппом, ОРВИ и другими инфекционными заболеваниями, образовательная деятельность по данному учебному предмету осуществляется с использованием дистанционных технологий.

 

2.Общая характеристика учебного предмета «Мир истории».

В основу изучения предмета «Мир истории» положен принцип цивилизационного анализа исторических фактов, позволяющий на конкретных примерах познакомить обучающихся с историей развития человека и человеческой цивилизации. Такой подход позволяет создать условия для формирования нравственного сознания, усвоения и накопления обучающимися социального опыта, коррекции и развития высших психических функций.

Цель изучения предмета «Мир истории» заключается в подготовке обучающихся к усвоению курса «История Отечества» в VII-XI классах.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- формирование первоначальных представлений об особенностях жизни, быта, труда человека на различных исторических этапах его развития;

- формирование первоначальных исторических представлений о «историческом времени» и «историческом пространстве»;

- формирование исторических понятий: «век», «эпоха», «община», и некоторых других;

- формирование умения работать с «лентой времени»;

- формирование умения анализировать и сопоставлять исторические факты; делать простейшие выводы и обобщения;

- воспитание интереса к изучению истории.

Основные направления коррекционной работы:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие речи;

- развитие различных видов мышления;

- развитие пространственных представлений и ориентации;

- развитие основных мыслительных операций;

- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

- совершенствование движений и сенсомоторного развития;

- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

- обогащение словаря;

- работоспособности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля;

- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Специальная педагогика рассматривает школу как институт социального воспитания, и стремиться реализовать в коррекционном процессе принципы гуманности и общечеловеческие ценности. Роль гуманитарных дисциплин в этом вопросе трудно переоценить. История применительно к перспективным целям социокультурного развития личности выступает в качестве основного источника памяти человеческого общества.

Опора на социокультурный контекст истории представляется наиболее приемлемым принципом исторического обучения детей с умственной отсталостью. Исторические факты и события, несмотря на их сложность и драматичность, содержат в себе нравственные уроки, создают основу для воспитания патриотических и гражданских чувств развивающейся личности. Приобщение детей к различным источникам исторических знаний (предметам материальной культуры, историческим документам и памятникам) способствует развитию познавательных интересов.

Последовательность изучения исторических фактов и событий строится таким образом, чтобы обучающиеся понимали: каждый факт в истории имеет ряд последствий, поэтому принцип историзма очень важен в системе педагогических действий при обучении умственно отсталых подростков.

Особо выделяются принципы научности и объективности, на основе которых формируется знания обучающихся: не допускается подмена научных сведений «житейскими», бытовыми.

Принцип доступности знаний не означает отхода от строго проверенных научных сведений. При изучении материала следует не истолковывать, а объяснять и помогать детям выявлять причины, последствия исторических фактов, избегать субъективных оценок.

Реализация программы предполагает поэтапность: от знакомого – к новому и далее к обобщению в понятиях. Некоторые пункты программы преобразуются в знания, другие имеют прикладной, информативный характер и служат для создания образов на пути к усвоению ключевых понятий.

Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья; направлена на всестороннее развитие личности воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание.

На уроках применяются комплексно все методы обучения: словесные - рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой; наглядные - наблюдение, демонстрация; практические - упражнения, работа с исторической картой, картиной, схемами.

 

3. Место учебного предмета «Мир истории» в учебном плане.

Количество часов по учебному плану - 2 часа в неделю.

Количество часов в год по программе - 70 часов.

 

4.Планируемые результаты освоения программы.

Личностные результаты

Минимальный уровень:

● уметь последовательно отвечать на вопросы по основным темам, выбирать правильный ответ из ряда предложенных вариантов (заданий);

● уметь слушать учителя, самостоятельно выполнять предложенные виды заданий;

● использовать помощь учителя при выполнении учебных задач, уметь самостоятельно исправлять ошибки;

● усвоить элементы контроля учебной деятельности (с помощью памяток, инструкций, опорных схем);

● адекватно реагировать на оценку учебных действий.

Достаточный уровень:

● понимать содержание учебных заданий, выполнять их самостоятельно или с помощью учителя;

● владеть элементами самоконтроля при выполнении заданий;

● владеть элементами оценки и самооценки.

Предметные результаты

Минимальный уровень:

● знать исторические события на уровне их понимания;

● использовать часть понятий в активной речи.

Достаточный уровень:

● удовлетворительно знать основные понятия и иметь представления по всем разделам программы, использовать их в самостоятельной речи, в пересказах, в ответах на вопросы;

● участвовать в диалогах и беседах по основным темам программы.

● высказывать собственные суждения и личностное отношение к изученным темам;

● проявлять интерес к изучению истории.

 

5.Программа формирования базовых учебных действий.

Базовые учебные действия составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

Личностные базовые учебные действия:

- испытывать чувство гордости за свою страну;

- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;

- уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность;

- бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.

Регулятивные базовые учебные действия:

- принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;

- осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

- обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;

- адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные базовые учебные действия:

- дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;

- использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, на основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

- использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Коммуникативные базовые учебные действия:

- вступать в диалог и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);

- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;

- использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

 

6. Содержание учебного предмета «Мир истории» в 6 классе.

Программу для 6 класса следует рассматривать в качестве введения в Историю Отечества. Ее содержание выстраивается в линейно-концентрической системе, состоящей из следующих разделов:

- ведение (Имя, отчество, семья, родословная человека);

- отчий дом. Наша Родина – Россия;

- о том, что такое время и как его изучают;

- что изучает наука история;

- история Древнего мира;

- история вещей. Занятия человека на Земле;

- человек и общество.

Все разделы программы объединяются следующими смысловыми линиями:

- «я» как субъект познания (история имен, фамилий, понятии семьи, рода, поколения и до.);

- «я» и пространство вокруг нас;

- время и пространство в истории;

- всякое явление и вещь имеют свою историю;

- человек – создатель и активный участник истории;

- патриот и гражданин знает и хранит историю своего народа.

Раздел I. Представление о себе, об окружающих людях, о пространстве вокруг нас.

Представление о себе, об окружающих людях. О пространстве вокруг нас. История имени. Как возникли имена. Значение имен. Полное и неполное имя. Знаменитые имена в России (2-3 примера).

История фамилии. Происхождение фамилии. Отчество в имени человека. Понятие о семье. Родственники близкие и дальние. Понятие о родословной. Понятия: поколения, предки, потомки.

Даты жизни. Понятие о биографии. Твоя биография.

Раздел II. Отчий дом. Наша Родина – Россия.

Дом, в котором ты живешь. Где находится твой дом (регион, город, поселок, село). Кто и когда построил этот дом. Толкование пословиц и поговорок о доме, семье, соседях.

История улицы. Название улиц, их происхождение. Улицы, на которых расположены мой дом, моя школа.

Местность, где мы живем (город, село). Название местности, происхождения названия.

Край (область, республика), где мы живем, главный город края. Национальный состав края. Основные занятия жителей края, города.

Страна, в которой мы живем. Название страны. Столица. Население, национальный состав страны. Республика, в составе РФ, Главный город страны.

Понятие о государственных символах: герб, флаг, гимн. Руководство страны, республики. Понятие о большой и малой родине.

Другие страны мира (обзорно, с примерами)

Планета, на которой мы живем. Земля, другие планеты Солнечной системы. Солнце. Луна.

Раздел III. Представление о времени в истории

Понятие об историческом времени: век (столетие), тысячелетие, историческая эпоха (общее представление), лента времени. Краткие исторические сведения о названии месяцев (римский календарь, русский земледельческий календарь). Понятие (ориентировка): давно, недавно, вчера – прошлое; сегодня, сейчас – настоящее; завтра, через день , через месяц, через год – будущее.Части века: начало века, середина века, конец века, граница двух веков (конец одного века и начало другого); текущий век, тысячелетие, основные события XX в. (обзорно, с примерами). Новое тысячелетие (XXI в.).

Раздел IV. Начальные представления об истории как о науке.

История – наука о развитии человеческого общества. Значение исторических знаний для людей. Историческая память России (3-4 примера). Способы получения знаний о прошлом. Науки, помогающие добывать исторические сведения: археология, этнография, геральдика, нумизматика и др., элементарные представления на конкретных примерах).

Источники исторических знаний: письменные памятники материальной и духовной культуры (старинные книги, летописи, надписи и рисунки на скалах, в пещерах, археологические находки; памятники строительства, зодчества, архитектуры, устные источники (фольклор)).

Исторический музей, краеведческий музей. Понятие об историческом пространстве, исторической карте.

Составляющие части исторической науки: история местности, история страны, история культуры, науки, религии.

Раздел V. История Древнего мира

Время появления человека прямоходящего. Внешний вид первобытных людей. Среда обитания.

Человек умелый. Время появления. Его отличие от предков и от современного человека. Места обитания. Стадный образ жизни. Занятия. Древние орудия труда. Начало каменного века.

Древнейшие люди. Время появления. Изменения во внешнем облике. Появление орудий труда, совершенствование занятий. Защита от опасностей. Образ жизни. Охота, собирательство. Причины зарождения религиозных верований

Древний человек приходит на смену древнейшему. Время появления. Внешний вид. Зарождение речи. Места обитания. Кочевники. Первые сообщества. Изменение климата Земли. Наступление ледников. Смена образа жизни древних людей из-за климатических условий. Борьба за выживание. Способы охоты на диких животных. Изобретение лука. Приручение диких животных. Пища и одежда древнего человека, основные занятия, образ жизни. Время и место появления человека разумного. Внешний вид. Образ жизни и основные занятия. Развитие орудий труда. Защита от опасностей. Конец ледникового периода и расселение человека разумного по миру. Влияние различных климатических условий на изменения во внешнем облике людей. Развитие земледелия, скотоводства. Появление новых орудий труда. Начало бронзового века. Оседлый образ жизни. Коллективы первых людей. Понятие о семье, общине, роде, племени.

Раздел VI. История вещей. Занятия человека на Земле.

Природные источники огня. Способы добычи огня древним человеком. Очаг. Причины сохранения огня древним человеком. Культ огня. Использование огня для жизни: тепло, пища, защита от диких животных. Использование огня в производстве: изготовление посуды, орудий труда, выплавка металлов и др.

Огонь в военном деле. Изобретение пороха. Последствия этого изобретения.

Огонь и энергия. Виды энергии: электрическая, тепловая, атомная (общие представления). Изобретение электричества как новый этап в жизни людей. Современные способы получения большого количества энергии. Экологические последствия при получении тепловой энергии от сжигания полезных ископаемых: угля, торфа, газа, лесов. Роль энергетических ресурсов Земли для жизни всего человечества.

Вода в природе. Значение воды в жизни человека. Охрана водных угодий. Причины поселения древнего человека на берегах рек, озер, морей. Рыболовство. Передвижение человека по воде. Судоходство, история мореплавания, открытие новых земель (общие представления).

Вода и земледелие. Поливное земледелие, причины его возникновения. Значение поливного земледелия в истории человечества.

Использование человеком воды для получения энергии: водяное колесо, гидроэлектростанция. Использование воды при добыче полезных ископаемых. Профессии людей, связанных с освоением энергии и водных ресурсов. Понятие о жилище. История появления жилища человека. Первые жилища: пещеры, шалаши, земляные укрытия. Сборно-разборные жилища, материалы, используемые для строительства жилья у разных народов в зависимости от климатических условий (чумы, яранги, вигвамы, юрты и др.). История совершенствования жилища. Материалы для строительства, используемые с глубокой древности до наших дней. Влияние климата и национальных традиций на строительство жилья и других зданий. Понятие об архитектурных памятниках в строительстве, их значение для изучения истории. Уточнение представлений учащихся о мебели, о назначении, видах, материалах для ее изготовления.

История появления мебели. Влияние исторических и национальных традиций на изготовление мебели (общие представления). Изучение мебельного производства в исторической науке. Изготовление мебели как искусство. Современная мебель.

Профессии людей, связанных с изготовлением мебели.

Питание как главное условие жизни любого живого организма. Уточнение представлений о пище человека в разные периоды развития общества.

Добывание пищи древним человеком как борьба за выживание. Способы добывания пищи: собирательство, бортничество, рыболовство, охота, земледелие (выращивание зерновых культур, огородничество, садоводство), скотоводство. Приручение человеком животных. Значение домашних животных в жизни человека.

История хлеба и хлебопечения. Способы хранения продуктов питания в связи с климатом, средой обитания, национально-культурными традициями. Влияние природных условий на традиции приготовления пищи у разных народов. Употребление традиционной пищи как необходимое условие сохранения здоровья и жизни человека.

Понятие о посуде и ее назначении. Материалы для изготовления посуды. История появления посуды. Глиняная посуда. Гончарное ремесло, изобретение гончарного круга, его значение для развития производства глиняной посуды. Народные традиции в изготовлении глиняной посуды (3 – 4 примера).

Деревянная посуда. История появления и использования деревянной посуды, ее виды. Преимущества деревянной посуды для хранения продуктов, народные традиции ее изготовления (3 – 4 примера)

Посуда из других материалов. Изготовление посуды как искусство.

Профессии людей, связанные с изготовлением посуды. Посещение музея по темам «История посуды», «История мебели».

Уточнение представлений об одежде и обуви, их функциях. Материалы для изготовления одежды и обуви. Различия в мужской и женской одежде. Пословицы и поговорки об одежде, о внешнем облике человека.

Одежда как потребность защиты человеческого организма от неблагоприятных условий среды. Виды одежды древнего человека. Способы изготовления, материалы, инструменты. Совершенствование видов одежды в ходе развития земледелия и скотоводства, совершенствование инструментов для изготовления одежды. Влияние природных и климатических условий на изготовление одежды. Народные традиции изготовления одежды (2 – 3 примера).

Изготовление одежды как искусство. Изменения в одежде и обуви в разные времена у разных народов. Образцы народной одежды (на примере региона).

История появления обуви. Влияние климатических условий на возникновение разных видов обуви. Обувь в разные исторические времена: лапти, сапоги, туфли, сандалии и др.

Профессии людей, связанные с изготовлением одежды и обуви. Посещение музея по теме раздела.

Раздел VII. Человек и общество

Первобытные люди. Содружество людей как способ выживания в трудных природных условиях. Зарождение традиций и религиозных верований у первобытных людей. Появление семьи.

Представления древних людей об окружающем мире. Освоение человеком морей и океанов, открытие новых земель, изменение представлений о мире (общие представления).

Причины зарождения религиозных верований. Язычество. Истоки возникновения мировых религий: буддизм, христианство, ислам. Взаимодействие науки и религии. Значение религии для духовной жизни человечества.

Понятие о науке. Зарождение науки, важнейшие человеческие изобретения (2-3 примера). Направления в науке: астрономия, математика, география и др. Изменение среды и общества в ходе развития науки.

Речь как главное средство коммуникации. Значение устного творчества для истории: сказания, легенды, песни, пословицы, поговорки. История возникновения письма. Виды письма: предметное письмо, клинопись, иероглифическое письмо (образные примеры). История латинского и славянского алфавита. История книги и книгопечатания (общие представления).

Понятие о культуре и человеке как носителе культуры.

Искусство как особая сфера человеческой деятельности. Виды и направления искусства (общие представления).

Сообщества первых людей (повторение и уточнение понятий). Выделение семьи. Родовая община. Племя. Условия для возникновения государства. Аппарат власти. Право, суд, армия. Гражданин. Виды государств: монархия, диктатура, демократическая республика. Понятие о гражданских свободах, государственных законах, демократии (доступно, на примерах).

Экономика как показатель развития общества и государства. История денег, торговли. Понятие о богатом и бедном государстве.

Войны. Причины возникновения войн. Исторические уроки войн.

 

Тематическое планирование уроков

«Мир истории» в 6 классе (67 часов, 2 часа в неделю)

 

№ п/п

Разделы программы

Количество часов

Исторические понятия, словарь

Ожидаемые результаты

I четверть

I

Представления о себе, об окружающих людях и пространстве вокруг нас.

8

Обычай, священник, семья, биография, родословная, предки, потомки, родственники, поколение.

Собственное имя, отчество, фамилия. Имена, отчества, фамилии ближайших родственников.

Умение составить родословную, соотнесение числового ряда с возрастом человека.

1

Введение.

Почему надо изучать историю.

1

2

Имя, отчество, семья, родословная человека.

История имени.

1

3-4

Отчество и фамилия человека.

2

5

Семья.

1

6-7

Биография.

2

8

Поколение людей.

1

II

Отчий дом. Наша Родина – Россия.

11

 

 

 

Отчий дом, Отечество, Родина, Россия, государство, конституция, президент, Дума, парламент. Солнечная система, планеты, космос, Земля, Солнце, Луна, человечество.

 

 

 

Представления о малой и большой Родине. Знание названия государства, его столицы, знаков, символов. Понимание значений новых слов. Представления о естественной природе мира, месте планеты Земля в Солнечной системе. Представления об охране жизни на Земле.

9

Что такое дом. Какие бывают дома.

1

10

Русская изба.

1

11

Названия городов и улиц.

1

12

Родник «Двенадцать ключей».

1

13

Истоки.

1

14

Наша Родина – Россия.

1

15

Как устроено государство.

1

16

Герб, флаг, гимн России.

1

II четверть

 

 

17

Москва – столица России.

1

 

 

18

Мы жители планеты Земля.

1

19

Урок повторения по теме «Отчий дом. Наша Родина – Россия».

1

III

О том, что такое время и как его изучают.

5

Меры времени, календарь, историческое время, лента времени, Рождество Христово, Новая эра.

Представления о мерах и способах исчисления лет в истории. Выражение времени в арабских и римских цифрах. Умение работать с лентой времени.

20

Что такое время.

1

21

История календаря.

1

22

Русский земледельческий календарь.

1

23-24

Счет лет в истории. Историческое время.

2

IV

Что изучает наука история.

7

Исторические факты, археология, вещественные и невещественные исторические памятники, историческая карта.

Усвоение значений новых понятий и лексики. Понимание роли исторической науки в изучении прошлого и настоящего. Умение называть, классифицировать вещественные и невещественные памятники истории.

25

Что такое история.

1

26

Какие науки помогают истории.

1

27

Как работают археологи.

1

28

Исторические памятники.

1

29

Историческая карта.

1

30

Урок повторения по теме: «Что изучает наука история».

1

31

Контрольная работа за I полугодие.

1

V

История Древнего мира.

8

 

 

32

Земля и космос.

1

III четверть

 

 

33

От кого произошел человек.

1

Первобытные люди, человек умелый, человек разумный, кочевники, собиратели, скотоводство, земледелие.

Общие представления об эволюции человека. Умение делать выводы о необходимости коллективного взаимодействия людей в сложных природных и социальных условиях.

34

Человек умелый.

1

35

Следующее поколение людей каменного века.

1

36

Наступление ледников.

1

37

Как жили древние охотники, кочевники и собиратели.

1

38

Новые занятия людей.

1

39

Урок повторения главы «История Древнего мира».

1

VI

История вещей. Занятия человека на земле.

16

 

 

 

 

 

 

Природные источники, бронзовый век, судоходство, поливное земледелие, культурные традиции, архитектура, мода.

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие представлений о деятельности людей по изменению быта, эволюция уклада жизни из поколения в поколение. Формирование умений поисковой ориентации в предметной среде (мода, архитектура, культурные традиции и др.).

40

Огонь в жизни древнего человека.

1

41

Огонь, глина, гончар.

1

42

Огонь открывает новую эпоху в жизни людей.

1

43

Вода, ее значение в жизни человека

1

44

Вода и земледелие

1

45

Вода как источник энергии.

1

46

Какие дома строили древние люди.

1

47

Как появилась мебель.

1

48

Как появились каша и хлеб.

1

49

История об обыкновенной картошке.

1

50

О керамике, фарфоре и деревянной посуде.

1

51-52

История появления одежды.

2

IV четверть

 

 

53

Одежда и положение человека в обществе.

1

 

 

54

Как люди украшали себя.

1

55

Урок повторения главы «История вещей. Занятия человека на Земле».

1

VII

Человек и общество.

13

 

 

 

 

Община, род, советы старейшин, язычество, религии, государство, армия, война, мир.

 

 

 

 

 

 

 

Объяснение понятий. Умение работать с текстами учебника и заданиями рабочей тетради.

Способность к простейшим сравнениям и обобщениям изученных исторических сведений. Развитие связной устной и письменной речи.

56

О далеких предках славянах и родовом строе.

1

57

Как люди принимали мир природы в древности.

1

58-59

Современные религии, как они появились.

2

60

Искусство и культура.

1

61-62

Письмо и первые книги.

2

63

От изобретения колеса – к новым открытиям.

1

64-65

Человечество стремится к миру.

2

66

Урок повторения главы «Человек и общество».

1

67

Урок повторения изученного за год.

1

 

 

 

 

Календарно – тематическое планирование уроков

«Мир истории» в 6 классе

В соответствии с календарным учебным графиком на 2022-2023 учебный год программа будет реализована в полном объёме за 67 часов за счёт уплотнения материала:

 

Разделы, темы

Количество часов

Примерная программа

Рабочая программа

1

Уроки обобщения.

4

1

 

п/п

Тема

Кол –во часов

Дата проведения

 

1 четверть

 

 

 

1

Представления о себе, об окружающих людях и пространстве вокруг нас

(8 часов).

Введение.

Почему надо изучать историю.

1

01.09

 

2

История имени.

1

05.09

 

3-4

Отчество и фамилия человека.

2

08.09,

12.09

 

5

Семья.

1

15.09

 

6-7

Биография.

2

19.09,

22.09

 

8

Поколение людей.

1

26.09

 

9

Отчий дом. Наша Родина – Россия

(11 часов).

Что такое дом. Какие бывают дома.

1

29.09

 

10

Русская изба.

1

03.10

 

11

Названия городов и улиц.

1

06.10

 

12

Родник «Двенадцать ключей».

1

10.10

 

13

Истоки.

1

13.10

 

14

Наша Родина – Россия.

1

17.10

 

15

Как устроено государство.

1

20.10

 

16

Герб, флаг, гимн России.

1

24.10

 

17

Москва – столица России.

1

27.10

 

 

2 четверть

 

 

 

18

Мы жители планеты Земля.

1

07.11

 

19

Урок повторения по теме «Отчий дом. Наша Родина – Россия».

1

10.11

 

20

О том, что такое время и как его изучают (5 часов).

Что такое время.

1

14.11

 

21

История календаря.

1

17.11

 

22

Русский земледельческий календарь.

1

21.11

 

23-24

Счет лет в истории. Историческое время.

2

24.11,

28.11

 

 

25

Что изучает наука история (7 часов).

Что такое история.

1

01.12

 

26

Какие науки помогают истории.

1

05.12

 

27

Как работают археологи.

1

08.12

 

28

Исторические памятники.

1

12.12

 

29

Историческая карта.

1

15.12

 

30

Урок повторения по теме: «Что изучает наука история».

1

19.12

 

31

Контрольная работа за I полугодие.

1

22.12

 

32

История Древнего мира (8 часов).

Земля и космос.

1

26.12

 

 

3 четверть

 

 

 

33

От кого произошел человек.

1

12.01

 

34

Человек умелый.

1

16.01

 

35

Следующее поколение людей каменного века.

1

19.01

 

36

Наступление ледников.

1

23.01

 

37

Как жили древние охотники, кочевники и собиратели.

1

26.01

 

38

Новые занятия людей.

1

30.01

 

39

Урок повторения главы «История Древнего мира».

1

02.02

 

40

История вещей. Занятия человека на земле (16 часов).

Огонь в жизни древнего человека.

1

06.02

 

41

Огонь, глина, гончар.

1

09.02

 

42

Огонь открывает новую эпоху в жизни людей.

1

13.02

 

43

Вода, ее значение в жизни человека

1

16.02

 

44

Вода и земледелие

1

20.02

 

45

Вода как источник энергии.

1

27.02

 

46

Какие дома строили древние люди.

1

02.03

 

47

Как появилась мебель.

1

06.03

 

48

Как появились каша и хлеб.

1

09.03

 

49

История об обыкновенной картошке.

1

13.03

 

50

О керамике, фарфоре и деревянной посуде.

1

16.03

 

 

4 четверть

 

 

 

51

История появления одежды.

1

27.03

 

52

История появления одежды.

1

30.03

 

53

Одежда и положение человека в обществе.

1

03.04

 

54

Как люди украшали себя.

1

06.04

 

55

Урок повторения главы «История вещей. Занятия человека на Земле».

1

10.04

 

56

Человек и общество (13 часов).

О далеких предках славянах и родовом строе.

1

13.04

 

57

Как люди принимали мир природы в древности.

1

17.04

 

58-59

Современные религии, как они появились.

2

20.04,

24.04

 

60

Искусство и культура.

1

27.04

 

61-62

Письмо и первые книги.

2

04.05, 11.05

 

63

От изобретения колеса – к новым открытиям.

1

15.05

 

64-65

Человечество стремится к миру.

2

18.05, 22.05

 

66

Урок повторения главы «Человек и общество».

1

25.05

 

67

Урок повторения изученного за год.

1

29.05