ЭП

Документ подписан электронной подписью
17.03.2023 11:53, Гришина Людмила Владимировна, Директор школы
Ключ электроннй подписи

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КРАСНОАРМЕЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

 

 

РАССМОТРЕНА

методическим объединением

учителей естественно-эстетического курса

Руководитель ШМО

________ Д. М. Савина

Протокол № 1

от «29» июня 2022 г

ПРИНЯТА

на заседании педагогического

совета

Протокол № 16

от «30» июня 2022 г.

УТВЕРЖДЕНА

в составе содержательного раздела ООП соответствующего уровня общего образования приказом директора школы

Приказ № 256

от «30» июня 2022 г.

 

 

 

 

 

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

5 класс (вариант 7.2)

на 2022-2023 уч. год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составил: Илюкович Людмила Николаевна, педагог-психолог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Красноармейский

2022г.

 

 

Пояснительная записка

 

Данная рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ООО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования", на основании статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 7 Областного закона от 14.11.2013 г. № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области», приказа Минобрнауки Российской Федерации от 10.04.2002 г. №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, приказа Министерства образования Ростовской области от 10.07.2002 №1277 «Об утв. примерных региональных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», на основании решения ТПМПК №64 от 29.04.2019, на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования МБОУ Красноармейской СОШ на 2022-2023 учебный год обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) с учетом психофизических особенностей и образовательных способностей ребенка в соответствии с требованиями ФГОС, рабочей программой по предмету «Изобразительное искусство», одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.;

Рабочая программа по изобразительному искусству ориентирована на учащихся 5 класса и разработана на основе следующих документов:

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки

России № 1897 от 17 декабря 2010 г);

 

- Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО);

- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативах СанПиН 2.4.2.3286-15,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
10.07.2015г. No26;

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для обучающихся на уровне основного общего образования ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в рабочей программе воспитания МБОУ Красноармейской СОШ.

 

 

Основная цель школьного предмета

Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно- развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности ребенка с ОВЗ, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Изобразительное искусство – это прекрасный удивительный мир. Увлечение искусством, любовь к нему приходят к ребёнку не сами по себе, к этому должен заботливо и пристрастно вести его взрослый. Данная программа призвана сформировать у школьников художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественной деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной культуры.

 

Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»

1. Формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности произведений искусства;

2. Освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

3. Развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

4. Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, понимании красоты человека;

5. Развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

6. Овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир;

7. Овладение основами культуры практической работы различными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой, производственной среды.

 

Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе специальных методов и приемов, создание специальных условий.

Основными методическими принципами построения содержания учебного материала в классах для обучающихся с ЗПР является:

  • усиление роли практической направленности изучаемого материала,
  • опора на жизненный опыт ребенка,
  • соблюдение в определении объема изучаемого материала, принципа необходимости и достаточности,
  • введение в содержание учебных программ коррекционных разделов, предусматривающих активизацию познавательной деятельности.

Коррекционная направленность урока

  1. Создание для каждого ученика ситуации успеха, сравнение его с самим собой.
  2. Формирование интереса к предмету, выработка положительной мотивации к учебной деятельности.
  3. Включение в содержание учебного материала информации, способствующей повышению уровня общего интеллектуального развития детей.
  4. Формирование навыков самоконтроля, самооценки.
  5. Коррекция психических функций, направленная на развитие ученика, с опорой на материал урока.
  6. Охрана психического, физического здоровья учащихся.
  7. Развитие познавательной активности (использование продуктивных видов деятельности, включение потенциальных и творческих возможностей ученика и др.).
  8. Ликвидация пробелов в знаниях, пропедевтика усвоения нового материала.
  9. Реализация принципов дифференцированного подхода и индивидуального обучения, исходя из результатов психолого-педагогической диагностики.
  10. Использование эффективных инновационных технологий.
  11. Обеспечение эмоционального комфорта, в том числе через доверительные межличностные отношения.
  12. Определение и отслеживание ЗУН на каждом уроке (в течение урока).
  13. Контроль за динамикой успешности (неуспешности) ученика.

Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению предмета в школе.

Принципы, на которых базируется программа:

Данный курс «Изобразительное искусство» создан с учетом личностного, деятельностного, дифференцированного, компетентностного и культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ и направлен на формирование функционально грамотной личности на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала) ребенка, владеющей доступной системой знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических и жизненных задач.

 

Роль программы в образовательном маршруте

 

Обучение изобразительному искусству учащихся с ОВЗ (ЗПР) имеет свою специфику. У воспитанников с ОВЗ (ЗПР), характеризующихся задержкой психического развития, отклонениями в поведении, трудностями социальной адаптации различного характера, при изучении курса возникают серьезные проблемы. Характерной особенностью дефекта при ОВЗ (ЗПР) является нарушение отражательной функции мозга и регуляции поведения и деятельности, поэтому в программе по изобразительному искусству предусматривается концентрическое распределение материала. Постоянное повторение изученного материала сочетается с пропедевтикой новых знаний. Неоднократное возвращение к воспроизведению знаний, полученных на предыдущих уроках, включение изученных понятий в новые связи и отношения позволяют школьнику с ОВЗ (ЗПР) овладеть ими сознательно и прочно.

 

Содержание тем учебного предмета.

 

1 четверть «Древние корни народного искусства» (9 ч.)

Ознакомление с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека, жизненно важные участки крестьянского интерьера, освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с костюмом южных и северных областей России и народно-праздничными обрядами.

2 четверть «Связь времен в народном искусстве» ( 7 ч.)

Включение детей в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы. Направить усилия учащихся на восприятие и создание художественного образа игрушки в традициях старооскольского промысла. При изучении Борисовской керамики обратить внимание на разнообразие скульптурных форм посуды, мелкой пластики; на органическое единство формы и декора; на орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции росписи; на главные отличительные элементы.

3 четверть Декор – человек, общество, время. (10 ч.)

Проявление эмоционального отклика, интереса к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен. Акцентирование внимание на социальной функции этого искусства, представление его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности. Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. При знакомстве с образом художественной культуры древних египтян, древних греков, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе.

4 четверть. Декоративное искусство в современном мире. (9 ч.)

Знакомство на уроках с богатством разновидностей керамики, художественного стекла, металла и т. д., определение образного строя произведений, восприятие их с точки зрения единства формы, способствует выявлению средств, используемых художником в процессе воплощения замысла.

 

 

Требования к уровню подготовки учащегося

Личностные, метапредметные, предметные результаты

 

Результаты изучения предмета

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

• формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

• овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;

• формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.

Метапредметные результаты

• формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

• обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям, в различных учебных и жизненных ситуациях;

• умение эстетически подходить к любому виду деятельности;

• развитие фантазии, воображения, визуальной памяти;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов

Предметные результаты

• восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;

• активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

• художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;

• умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в справочных материалах, электронных ресурсах;

• понимание разницы между элитарным и массовым искусством;

• применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественной деятельности.

Ученик научится:

• - понимать место и значение изобразительных искусств в жизни человека и общества;

• - знать о существовании изобразительного искусства во все времена, иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;

• - понимать взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворение в художественный образ;

• - знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;

• - называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;

• - понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

• - знать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения;

• - знать разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа;

• пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки;

• - видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

• - видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

• - создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

• - активно воспринимать произведения искусства и анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства;

Ученик получит возможность научиться:

• - знать о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, следовательно, и способов его изображения;

• - знать о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовой и исторический жанр, мифологическая и библейская темы в искусстве);

• - понимать процесс работы художника над картиной, смысл каждого этапа этой работы, роль эскизов и этюдов;

• - знать о композиции как о целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, роли формата, выразительном значении размера произведения, соотношении целого и детали, значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;

• - чувствовать поэтическую красоту повседневности, раскрываемую в творчестве художников; понимать роль искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира; знать о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий, о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;

• - знать о роли изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста;

• - знать о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре; понимать роль художественной иллюстрации;

• - называть наиболее значимые произведения на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины XIX—XX столетий;

• - иметь представление об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;

• - иметь представление о сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке;

• - получить первичные навыки передачи пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;

• научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;

• - развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;

• - получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры; получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения;

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты:

знать/понимать

• истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

• особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);

• семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

• несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово).

уметь

• различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы 17 в.);

• различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.);

• выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.

В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:

• умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;

• передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

• умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

• создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);

• владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

• владеть навыком работы в конкретном материале, витраж, мозаика батик, роспись и т.п.).

Владеть компетенциями:

коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.

 

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

  • результате освоения предметного содержания курса изобразительного искусства у учащихся с ОВЗ должны сформироваться как предметные, так и общие учебные умения, а также способы познавательной деятельности. Такая работа может эффективно осуществляться только в том случае, если ребёнок будет испытывать мотивацию к деятельности, для него будут не только ясны рассматриваемые знания и алгоритмы действий, но и представлена интересная возможность для их реализации. Когда действия учеников мотивированы, когда они смогут полученные на уроках рисования знания применять в своей повседневной или трудовой деятельности, качество усвоения материала возрастает.

Учитель имеет право самостоятельного выбора технологий, методик и приёмов

педагогической деятельности, однако при этом необходимо понимать, что необходим эффективное достижение целей, обозначенных федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования.

Рассматриваемый курс изобразительного искусства предлагает решение новых

образовательных задач путём использования современных образовательных технологий.

Особенностью расположения материала в программе является наличие подготовительных упражнений, которые подводят учащихся к формированию того или иного понятия.

Материалы курса организованы таким образом, чтобы педагог и дети могли осуществлять дифференцированный подход в обучении в зависимости, с одной стороны, от учета трудностей и особенностей овладения учащимися графическими умениями и навыками знаниями, а с другой – от учета их потенциальных возможностей.

 

В процессе изучения изобразительного искусства совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

коммуникативные

интеллектуальные

информационные

организационные

 

 

Количество часов:

Всего 34; в неделю - 1 час

 

Организация текущего и промежуточного контроля

Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации для обучающихся с ОВЗ включают:

  • особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ;
  • привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий);
  • присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
  • адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ОВЗ:
  1. упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;
  2. упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;
  3. в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;
  • при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ОВЗ (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.);
  • при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
  • увеличение времени на выполнение заданий;
  • возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения;
  • недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка.

 

Cпособы, средства, формы проверки результатов.

 

Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля: стартовый, текущий, итоговый и промежуточный.

Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.

Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.

Итоговый контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.

Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация в 5 классе засчитывается на основании текущего контроля успеваемости как среднеарифметическое четвертных отметок.

 

 

 

 

 

 

 

 

В соответствии с календарным графиком МБОУ Красноармейской СОШ на 2022-2023 учебный год, календарно-тематическое планирование по учебному предмету изобразительное искусство 5 класс (базовый уровень) составлено на 33 часа. Тема «Украшения современных улиц. Роль художника в украшении города. Украшения предметов нашего быта. Декор повседневный и декор праздничный. Роль художника в создании праздничного облика города» уплотнена, программный материал будет выполнен.

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету изобразительное искусство 5 класс

 

№ раздела, модуля, урока.

Тема раздела, модуля, урока.

Кол-во часов.

Дата проведения.

Формы контроля.

Фактически

По плану

 

Раздел 1. Общие сведения о декоративно-прикладном искусстве (1 час)

 

 

 

 

1

Декоративно-прикладное искусство и его виды

Декоративно-прикладное искусство и предметная среда жизни людей

1 час

 

05.09.

 

 

Раздел 2. Древние корни народного искусства (12 часов)

 

 

 

 

2

Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства.

Крестьянское прикладное искусство — уникальное явление духовной жизни народа, его связь с природой, бытом, трудом, эпосом, мировосприятием земледельца.

Образно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Знаки-символы как выражение мифопоэтических представлений человека о жизни природы, структуре мира, как память народа (1ч)

1 час

 

12.09

Фронтальный опрос.

3, 4

Конструкция избы и функциональное назначение её частей. Роль природных материалов. Единство красоты и пользы. (1ч)

Архитектура избы как культурное наследие и выражение духовно- ценностного мира, как память народа. (1ч)

2 час

 

19,09,

26.09.

Практическая работа.

5, 6

Традиционное устройство внутреннего пространства крестьянского дома и мудрость в его организации (1 ч)

Основные жизненные центры (печь, красный угол и др.) и декоративное убранство внутреннего пространства избы (1 ч)

2 час

 

03.10,

10.10.

Практическая работа.

7, 8

Предметы народного быта: прялки, ковш-черпак, деревянная посуда, предметы труда, их декор. Утилитарный предмет и его форма-образ. Роль орнаментов в украшении предметов (1 ч)

Характерные особенности народного традиционного быта у разных народов (1 ч)

2 час

 

17.10,

24.10

Практическая работа.

9, 10

Образ красоты человека и образ его представлений об устройстве мира, выраженные в народных костюмах. Красота народного костюма. (1 ч)

Конструкция и образ женского праздничного народного костюма – северорусского (сарафан) и южнорусского (понёва). Особенности головного убора. Мужской костюм

Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных регионах России (1ч)

2 час.

 

07.11, 14.11.

Практическая работа.

11

Вышивка в народных костюмах и обрядах. Древнее происхождение и присутствие всех типов орнаментов в народной вышивке: геометрических, растительных, сюжетных, изображений зверей и птиц, древа жизни.

Символическое изображение женских фигур и образов всадников в орнаментах вышивки. Особенности традиционных орнаментов текстильных промыслов в разных регионах страны (1ч)

1 час.

 

21.11

Практическая работа.

12, 13

Календарные народные праздники и присутствие в организации обрядов представлений народа о счастье и красоте (2 ч)

2 час.

 

28.11,

05.12.

Практическая работа.

 

Раздел 3. Народные художественные промыслы (11 часов)

 

 

 

 

14

Многообразие видов традиционных ремёсел и происхождение художественных промыслов народов России.

Разнообразие материалов народных ремёсел и их связь с регионально-национальным бытом (дерево, береста, керамика, металл, кость, мех и кожа, шерсть и лён и др.) (1ч)

1 час.

 

12.12.

Практическая работа.

15

Магическая роль игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы в современных игрушках народных промыслов.

Особенности сюжетов, формы, орнаментальных росписей глиняных игрушек. Древние образы игрушек в изделиях промыслов разных регионов страны. (1ч)

1 час.

 

19.12

Фронтальный опрос.

16, 17

Краткие сведения по истории хохломского промысла. Травный узор, «травка» - основной мотив хохломского орнамента. Связь с природой (1 ч)

Единство формы и декора в произведениях промысла. Последовательность выполнения травного орнамента. Праздничность изделий «золотой хохломы» (1 ч)

2 час.

 

26.12, 16.01.

Практическая работа.

18, 19

Краткие сведения по истории промысла. Гжельская керамика и фарфор: единство скульптурной формы и кобальтового декора (1 ч)

Природные мотивы росписи посуды. Приёмы мазка, тональный контраст, сочетание пятна и линии (1 ч)

2 час.

 

23.01, 30.01.

Практическая работа.

20, 21

 

 

Традиционные образы городецкой росписи предметов быта. Птица и конь — традиционные мотивы орнаментальных композиций (1 ч)

Сюжетные мотивы, основные приёмы и композиционные особенности городецкой росписи (1 ч)

2 час

 

06.02, 13.02.

Практическая работа.

22, 23

Краткие сведения по истории промысла. Разнообразие форм подносов, цветового и композиционного решения росписей (1 ч)

Приёмы свободной кистевой импровизации в живописи цветочных букетов. Эффект освещённости и объёмности изображения (1 ч)

2 час.

 

20.02, 27.02.

Практическая работа.

24

Искусство лаковой живописи: Палех, Федоскино, Холуй, Мстёра — роспись шкатулок, ларчиков, табакерок из папье-маше. Происхождение искусства лаковой миниатюры в России.

Особенности стиля каждой школы. Роль искусства лаковой миниатюры в сохранении и развитии традиций отечественной культуры (1ч)

1 час.

 

06.03.

Практическая работа.

 

Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство в культуре разных эпох и народов ( 5 часов)

 

 

 

 

25

Выражение в декоре мировоззрения эпохи, организации общества, традиций быта и ремесла, уклада жизни людей

Традиции построения орнаментов, украшения одежды, предметов, построек для разных культурных эпох и народов. (1ч)

1 час.

 

13.03.

Фронтальный опрос.

26

Основные орнаментальные мотивы для разных культур. Традиционные символические образы. Ритмические традиции в построении орнамента

Особенности цветового решения. Соотношение фона и рисунка. Орнамент в постройках и предметах быта. (1ч)

1 час

 

27.03.

Практическая работа.

27, 28

Характерные особенности одежды для культуры разных эпох и народов (1 ч)

Выражение образа человека, его положения в обществе и характера деятельности в его костюме и его украшениях

Одежда для представителей разных сословий как знак положения человека в обществе.(1ч)

2 час.

 

03.04, 10.04.

 

Практическая работа.

29

Украшение жизненного пространства: построений, интерьеров, предметов быта и одежды членов общества в культуре разных эпох

Выражение в образном строе произведений декоративно-прикладного искусства мировоззренческих представлений и уклада жизни людей разных стран и эпох.(1ч)

1 час.

 

17.04.

Практическая работа.

 

Раздел 5. Декоративно-прикладное искусство в жизни современного человека (4 час.)

 

 

 

 

30

Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды, ювелирное искусство и др.)

Прикладная и выставочная работа современных мастеров декоративного искусства.(1ч)

1 час.

 

24.04.

 

Практическая работа.

31,32

Государственная символика и традиции геральдики. Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики (1 ч)

Создание художником эмблем, логотипов, указующих или декоративных знаков (1 ч)

2 час.

 

15.05,

22.05.

Фронтальный опрос. Практическая работа.

33

Украшения современных улиц. Роль художника в украшении города. Украшения предметов нашего быта (1ч)

Декор повседневный и декор праздничный. Роль художника в создании праздничного облика города. (1ч)

1 час.

 

29.05.

Практическая работа.

 

Общее количество часов по программе 33 часа.