|
Документ подписан электронной подписью |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Красноармейская средняя общеобразовательная школа
|
|
|
РАССМОТРЕНА методическим объединением учителей начальных классов Руководитель ШМО ________ И.В. Сычева Протокол № 6 от «29» июня 2022 г. |
ПРИНЯТА на заседании педагогического совета Протокол № 16 от «30 » июня 2022 г. |
УТВЕРЖДЕНА в составе содержательного раздела ООП соответствующего уровня общего образования приказом директора школы Приказ № 256 от «30» июня 2022 г. |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету ОДНКНР
5 класс (вариант 7.2)
на 2022-2023 уч. год
Составила: Утоплова Марина Александровна,
учитель истории, обществознания
пос. Красноармейский
2022 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ООО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования", на основании статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 7 Областного закона от 14.11.2013 г. № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области», приказа Минобрнауки Российской Федерации от 10.04.2002 г. №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, приказа Министерства образования Ростовской области от 10.07.2002 №1277 «Об утв. примерных региональных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», на основании решения ТПМПК №64 от 29.04.2019, на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования МБОУ Красноармейской СОШ на 2022-2023 учебный год обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) с учетом психофизических особенностей и образовательных способностей ребенка в соответствии с требованиями ФГОС, рабочей программой по предмету «ОДНКНР», одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.;
Рабочая программа по ОДНКНР ориентирована на учащихся 5 класса и разработана на основе следующих документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки России № 1897 от 17 декабря 2010 г);
- Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО);
- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативах СанПиН 2.4.2.3286-15,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
10.07.2015г. No26;
Рабочая программа учебного предмета «ОДНКНР» для обучающихся на уровне основного общего образования ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в рабочей программе воспитания МБОУ Красноармейской СОШ.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОДНКНР»
Целями изучения учебного курса являются:
ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОДНКНР»
Содержание ключевых задач отражает направления формирования качеств личности и в совокупности определяет результат общего образования.
музыки;
Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
ОСНОВНЫЕ ЛИНИИИ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, а также учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на ступени основного общего образования, необходимость формирования межпредметных связей. Также в программе учитывается, что данная дисциплина носит культурологический и воспитательный характер, что позволяет утверждать, что именно духовно-нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей — важнейший результат обучения ОДНКНР.
Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой части культурного и исторического наследия народов России — один из ключевых национальных приоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и развитию российского общества, формированию гражданской идентичности у подрастающих поколений.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, пункт 91), к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Именно традиционные российские духовно-нравственные ценности объединяют Россию как многонациональное и многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о гражданской идентичности как ключевом ориентире духовно-нравственного развития обучающихся.
Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны, который
формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов российского общества,
культурно-исторических традиций всех народов России, духовно-нравственных ценностей, присущих ей на протяжении всей её истории.
В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность систематизировать, расширять и углублять полученные в рамках общественно-научных дисциплин знания и представления о структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем родной страны, находить в истории российского общества существенные связи с традиционной духовно-нравственной культурой России, определять свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной общности, гражданина страны с опорой на традиционные духовно-нравственные ценности.
Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаётся в соответствии с
принципами культурологичности и культуросообразности, научности содержания и подхода к отбору информации, соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии.
В процессе изучения курса обучающиеся получают представление о существенных взаимосвязях между материальной и духовной культурой, обусловленности культурных реалий современного общества его духовно-нравственным обликом. Изучаются основные компоненты культуры, её специфические инструменты самопрезентации, исторические и современные особенности духовно-нравственного развития народов России.
Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание
себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти.
Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как многонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех законами, общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) на микроуровне (собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций, этнической и религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как личность).
Принцип культурологичности в преподавании означает важность культурологического, а не конфессионального подхода, отсутствие культурной, этнической, религиозной ангажированности в содержании предмета и его смысловых акцентах.
Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной дисциплины означает важность терминологического единства, необходимость освоения основных научных подходов к рассмотрению культуры и усвоению научной терминологии для понимания культурообразующих элементов и формирования познавательного интереса к этнокультурным и религиозным феноменам.
Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает отбор тем и содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего развития для 5—6 классов, когнитивным способностям и социальным потребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и общественно-научных учебных предметов.
Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской идентичности, обучающихся в процессе изучения курса предметной области ОДНКНР включает осознание важности наднационального и надконфессионального гражданского единства народов России как основополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный принцип должен быть реализован через поиск объединяющих черт в духовно-нравственной жизни народов России, их культуре, религии и историческом развитии.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОДНКНР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа учебного предмета «ОДНКНР» (базовый уровень) рассчитана на 35 учебных часов за 1 год обучения. Учебный план на изучение ОДНКНР в 5 классе отводит 1 учебный час в неделю, всего 35 при 35 учебных неделях.
Для реализации программы используются учебные пособия и УМК для учителя и обучающихся:
Для учителя:
Для обучающихся:
Наряду с УМК в учебном процессе необходимо использовать дополнительную методическую и научную литературу, электронные материалы.
Для организации работы с разными источниками информации желательно (по возможности) иметь в классе:
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 КЛАСС (34 ч)
Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?
Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер морали и нравственности. Русский язык и единое культурное пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуре народов России.
Тема 2. Наш дом — Россия.
Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации. Россия как общий дом. Дружба народов.
Тема 3. Язык и история.
Что такое язык? Как в языке народа отражается его история?
Язык как инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь.
Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей.
Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения. Важность общего языка для всех народов России. Возможности, которые даёт русский язык.
Тема 5. Истоки родной культуры.
Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие культур и его причины. Единство культурного пространства России.
Тема 6. Материальная культура.
Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь между материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества.
Тема 7. Духовная культура.
Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность. Мораль, нравственность, ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная культура как реализация ценностей.
Тема 8. Культура и религия.
Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека. Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России.
Тема 9. Культура и образование.
Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний. Образование как ключ к социализации и духовно-нравственному развитию человека.
Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие).
Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре народов России.
Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей.
Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека.
Тема 12. Родина начинается с семьи.
История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество?
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России.
Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как трансляция ценностей.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России.
Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т. д.) о семье и семейных обязанностях. Семья в литературе и произведениях разных видов искусства.
Тема 15. Труд в истории семьи.
Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда. Роль нравственных норм в благополучии семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие).
Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др.). Семейное древо. Семейные традиции.
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность — общество — культура.
Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества. Связь между обществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей.
Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры. Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы культур. Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности, как реализации.
Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности.
Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким.
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность.
Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа, государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации. Преемственность поколений.
Тема 21. Литература как язык культуры.
Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману. Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность.
Тема 22. Взаимовлияние культур.
Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен ценностными установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ формирования общих духовно-нравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа.
Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья,
Созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие.
Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален. Малая Родина — часть общего Отечества.
Тема 25. Праздники в культуре народов России.
Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России. Народные праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных идеалов. Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России. Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные. Культура как память. Музеи. Храмы.
Дворцы. Исторические здания как свидетели истории. Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России.
Тема 27. Музыкальная культура народов России.
Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма
Выражения эмоциональных связей между людьми. Народ ные инструменты. История народа в его музыке и инструментах.
Тема 28. Изобразительное искусство народов России.
Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика. Выдающиеся художники разных народов России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России.
Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности. Национальная литература. Богатство культуры народа
в его литературе.
Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие).
Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием разнообразного зрительного ряда и других источников.
Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие).
География культур России. Россия как культурная карта.
Описание регионов в соответствии с их особенностями.
Тема 32. Единство страны — залог будущего России.
Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций, единые духовно-нравственные ценности народов России.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение ОДНКНР в 5 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы.
Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности.
Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к
целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
1. Патриотическое воспитание
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской государственности.
2. Гражданское воспитание
Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание
веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
3. Ценности познавательной деятельности
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
4. Духовно-нравственное воспитание
Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории.
1. Познавательные универсальные учебные действия Познавательные универсальные учебные действия включают:
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД);
2. Коммуникативные универсальные учебные действия Коммуникативные универсальные учебные действия включают:
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация);
3. Регулятивные универсальные учебные действия Регулятивные универсальные учебные действия включают:
познавательной деятельности (целеполагание);
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов.
5 КЛАСС
Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?
Тема 2. Наш дом — Россия
Тема 3. Язык и история
Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей
Тема 5. Истоки родной культуры
Тема 6. Материальная культура
Тема 7. Духовная культура
— знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с культурными явлениями, с которыми они связаны.
Тема 8. Культура и религия
Тема 9. Культура и образование
Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие)
Тематический блок 2.
«Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей
роль;
Тема 12. Родина начинается с семьи
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России
Тема 15.Труд в истории семьи
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие)
истории народов России, уметь обосновывать данные закономерности на региональных материалах и примерах из жизни собственной семьи;
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность — общество — культура
Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры
Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность
гражданина и патриота.
Тема 21. Литература как язык культуры
Тема 22. Взаимовлияние культур
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие
Тема 25. Праздники в культуре народов России
Тема 26. Памятники архитектуры народов России
Тема 27. Музыкальная культура народов России
Тема 28. Изобразительное искусство народов России
искусства;
Тема 29. Фольклор и литература народов России
Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом
через бытовые традиции народов своего края.
Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие)
Тема 32. Единство страны — залог будущего России
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование по истории для 5-го класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся основного общего образования:
Тема раздела/модуля (кол-во часов) |
Основное содержание (Темы уроков) |
Ссылки на ЦОР |
Основные виды деятельности обучающихся |
|
Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом» (10 ч) |
||||
Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»? (1ч) |
Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер морали и нравственности. Русский язык и единое культурное пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуре народов России (1ч) |
https://resh.edu.ru/special-course/1/1
|
Формировать представление об особенностях курса ««Основы духовно-нравственной культуры народов России». Слушать и понимать объяснения учителя по теме урока. Вести самостоятельную работу с Учебником. |
|
Наш дом — Россия (1ч) |
Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации. Россия как общий дом. Дружба народов (1ч) |
https://resh.edu.ru/special-course/1/2
|
Слушать и понимать объяснения учителя по теме урока. Формировать представление о необходимости и важности межнационального и межрелигиозного сотрудничества, взаимодействия. |
|
Язык и история (1ч)
|
Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь (1ч) |
https://resh.edu.ru/special-course/1/3
|
Формировать представления о языке как носителе духовно-нравственных смыслов культуры. Понимать особенности коммуникативной роли языка. Слушать и анализировать выступления одноклассников, отбирать и сравнивать учебный материал по нескольким источникам. |
|
Русский язык — язык общения и язык возможностей (1ч) |
Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения. Важность общего языка для всех народов России. Возможности, которые даёт русский язык. (1ч) |
https://resh.edu.ru/special-course/1/5
|
Формировать представление о русском языке как языке межнационального общения. Слушать объяснения учителя, стараясь выделить главное. Объяснять наблюдаемые в практике изучения языка явления. |
|
Истоки родной культуры (1ч) |
Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие культур и его причины. Единство культурного пространства России (1ч) |
https://resh.edu.ru/special-course/1/27
|
Формировать представление о том, что такое культура, об общих чертах в культуре разных народов. Слушать и понимать объяснения учителя по теме урока. Выполнять задания на понимание и разграничение понятий по теме |
|
Материальная культура (1ч) |
Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь между материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества (1ч) |
https://resh.edu.ru/special-course/1/27
|
Формировать представление о традиционных укладах жизни разных народов. Слушать и анализировать выступления одноклассников. Работать с учебником, анализировать проблемные ситуации. |
|
Духовная культура (1ч) |
Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность. Мораль, нравственность, ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная культура как реализация ценностей (1ч) |
https://resh.edu.ru/special-course/1/28
|
Формировать представление о духовной культуре разных народов. Понимать взаимосвязь между проявлениями материальной и духовной культуры. Выполнять задания на понимание и разграничение понятий по теме. Учиться работать с текстом и зрительным рядом учебника. |
|
Культура и религия (1ч) |
Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека. Государствообразующие религии Рос сии. Единство ценностей в религиях России (1ч) |
https://resh.edu.ru/special-course/1/29
|
Формировать представление о понятии «религия», понимать и уметь объяснять, в чём заключается связь культуры и религии. Слушать объяснения учителя, работать с научно-популярной литературой по теме |
|
Культура и образование (1ч) |
Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний. Образование как ключ к социализации и духовно-нравственному развитию человека. (1ч) |
https://resh.edu.ru/special-course/1/30
|
Понимать смысл понятия «образование», уметь объяснять важность и необходимость образования для общества. Слушать объяснения учителя, отбирать и сравнивать учебные материалы по теме. |
|
Многообразие культур России (практическое занятие) (1ч) |
Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре народов России. (1ч) |
https://resh.edu.ru/special-course/1/31
|
Отбирать материал по нескольким источникам, готовить доклады, работать с научно-популярной литературой. |
|
Итого по разделу 10 часов |
||||
Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности» (6ч) |
||||
Семья — хранитель духовных ценностей (1ч) |
Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь сиротам как духовно- нравственный долг человека. (1ч) |
https://resh.edu.ru/special-course/1/32
|
Понимать, что такое семья, формировать представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного уклада у разных народов. Понимать значение термина «поколение». Слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи. |
|
Родина начинается с семьи (1ч) |
История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество? (1ч) |
https://resh.edu.ru/special-course/1/33
|
Понимать и объяснять, как и почему история каждой семьи тесно связана с историей страны, народа. |
|
Традиции семейного воспитания в России (1ч) |
Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как трансляция ценностей (1ч) |
https://resh.edu.ru/special-course/1/34
|
Слушать объяснения учителя, разграничивать понятия по теме, систематизировать учебный материал |
|
Образ семьи в культуре н родов России (1ч) |
Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т.д.) о семье и семейных обязанностях. Семья в литературе и произведениях разных видов искусства (1ч) |
https://resh.edu.ru/special-course/1/35
|
Понимать и объяснять, что такое традиция, уметь рассказывать о традициях своей семьи, семейных традициях своего народа и других народов России. Работать с научно-популярной литературой, просматривать и анализировать учебные фильмы, систематизировать учебный материал. |
|
Труд в истории семьи (1ч) |
Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда. Роль нравственных норм в благополучии семьи (1ч) |
https://resh.edu.ru/special-course/1/36
|
Понимать, что такое «семейный труд», сознавать и характеризовать важного общего семейного труда для укрепления целостности семьи. Слушать объяснения учителя, самостоятельно работать с учебником |
|
Семья в современном мире (практическое занятие) (1ч) |
Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др.). Семейное древо. Семейные традиции (1ч) |
https://resh.edu.ru/special-course/1/37
|
Понимать, почему важно изучать и хранить историю своей семьи, передавать её следующим поколениям. Готовить доклад, сообщение; создавать семейное древо; отбирать и сравнивать материал из нескольких источников. |
|
Итого по разделу 6 часов |
||||
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»(3ч) |
||||
Личность — общество — культура (1ч) |
Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества. Связь между обществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей (1ч) |
https://resh.edu.ru/special-course/1/38
|
Знать, что такое гуманизм, пони- мать, что делает человека человеком и какие проявления людей можно на- звать гуманными . Работать с научно-популярной литературой, уметь разграничивать понятия, осваивать смысловое чтение (решать текстовые задачи). |
|
Духовный мир человека. Человек — творец культуры (1ч) |
Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы культур. Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности, как реализации. (1ч) |
https://resh.edu.ru/special-course/1/39
|
Понимать и объяснять значение слова «человек» в контексте духовно - нравственной культуры. Слушать объяснения учителя, работать с учебником, уметь понимать и разграничивать основные понятия по теме. |
|
Личность и духовно-нравственные ценности (1ч) |
Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким. (1ч) |
https://resh.edu.ru/special-course/1/40
|
Понимать и объяснять, что такое мораль и нравственность, любовь к близким. Показывать на примерах важность таких ценностей как взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба и др. Разграничивать и определять основные понятия, решать текстовые задачи, работать с учебником. |
|
Тематический блок 4. «Культурное единство России» (15ч) |
||||
Историческая память как духовно-нравственная ценность (2ч) |
Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа, государства, человечества. (1ч)
Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации. Преемственность поколений (1ч) |
https://resh.edu.ru/special-course/1/41
|
Объяснять смысл термина «история», понимать важность изучения истории. Понимать и объяснять, что такое историческая память, как история каждой семьи связана с историей страны.
Работать с учебником, выделять и определять основные понятия, слушать и анализировать выступления одноклассников. |
|
Литература как язык культуры (1ч) |
Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману. Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность. (1ч) |
https://resh.edu.ru/special-course/1/42
|
Понимать особенности литературы, её отличия от других видов художественного творчества. Объяснять средства выражения духовного мира человека, его морали и нравственности в произведениях литературы. Слушать объяснения учителя, работать с художественной литературой, изучать и анализировать источники. |
|
Взаимовлияние культур (1ч) |
Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен ценностными установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ формирования общих духовно-нравственных ценностей. (1ч) |
https://resh.edu.ru/special-course/1/43
|
Иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур», «культурный обмен». Понимать и объяснять важность сохранения культурного наследия. Слушать объяснения учителя, понимать и разграничивать понятия, отбирать и сравнивать материал по нескольким источникам. |
|
Духовно-нравственные ценности российского народа (1ч) |
Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России (1ч) |
|
Уметь объяснять значение основных понятий, отражающих духовно-нравственные ценности. Осознавать их и защищать в качестве базовых общегражданских ценностей российского общества. Слушать объяснения учителя, работать с учебником (смысловое чтение). |
|
Регионы России: культурное многообразие (1ч) |
Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален. Малая Родина — часть общего Отечества (1ч) |
https://resh.edu.ru/special-course/1/1
|
Понимать принципы федеративного устройства России, объяснять понятие «полиэтничность». Понимать ценность многообразия культурных укладов народов России. Уметь рассказывать о культурном своеобразии своей малой родины. Слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с источниками. |
|
Праздники в культуре народов России (2ч) |
Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России. (1ч)
Народные праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных идеалов. (1ч) |
https://resh.edu.ru/special-course/1/1
http://scool-collection.edu.ru
|
Понимать и объяснять, что такое «народный праздник». Уметь рассказывать о праздничных традициях разных народов и своей семьи.
Понимать и объяснять нравственный смысл народного праздника. Работать с учебником, просматривать и анализировать учебные фильмы. |
|
Музыкальная культура народов России (1ч) |
Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных связей между людьми. Народные инструменты. История народа в его музыке и инструментах. (1ч) |
https://resh.edu.ru/special-course/1/1
|
Понимать особенности музыки как вида искусства. Знать и называть основные темы музыкального творчества народов России, понимать, как история народа отражается в его музыке. Слушать объяснения учителя, работать с научно-популярной литературой, просматривать и анализировать учебные фильмы. |
|
Изобразительное искусство народов России (1ч) |
Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика. Выдающиеся художники разных народов России. (1ч) |
|
Понимать и объяснять особенности изобразительного искусства как вида художественного творчества. Понимать и обосновывать важность искусства как формы трансляции культурных ценностей. Знать и называть основные темы искусства народов России. Слушать объяснения учителя, работать с научно-популярной литературой, просматривать и анализировать учебные фильмы. |
|
Фольклор и литература народов России (2ч) |
Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности. (1ч)
Национальная литература. Богатство культуры народа в его литературе. (1ч) |
|
Понимать, что такое национальная литература. Объяснять и показывать на примерах, как произведения фольклора отражают историю народа, его духовно- нравственные ценности.
Отбирать и сравнивать материал из нескольким источникам, решать текстовые задачи, слушать и анализировать выступления одноклассников. |
|
Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие) (1ч) |
Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием разнообразного зрительного ряда и других источников. (1ч) |
|
Отбирать и сравнивать учебный материал по нескольким источникам, решать текстовые задачи, слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с научно-популярной литературой. |
|
Культурная карта России (практическое занятие) (1ч) |
География культур России. Россия как культурная карта. Описание регионов в соответствии с их особенностями. (1ч) |
|
Отбирать и сравнивать несколько источников, решать текстовые задачи, слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с научно-популярной литературой. |
|
Единство страны — залог будущего России (2ч) |
Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций, единые духовно- нравственные ценности народов России (2ч) |
http://scool-collection.edu.ru
|
Понимать и объяснять значение общих элементов и черт в культуре разных народов России для обоснования её культурного, экономического единства. Слушать объяснения учителя, систематизировать учебный материал. |
|
Итого по разделу 35 часа |
||||
Календарно-тематическое ПЛАНИРОВАНИЕ
по учебному предмету «ОДНКНР» 5 класс (базовый уровень)
В соответствии с календарным графиком МБОУ Красноармейской СОШ и расписанием на 2022-2023 учебный год, календарно-тематическое планирование по учебному предмету ОДНКНР 5 класс (базовый уровень) составлено на 35 часов. Темы (перечислить) уплотнены, программный материал будет выполнен.
№ раздела/ урока |
Тема раздела/урока |
Количество часов
|
Дата |
Формы контроля |
|
по плану |
Фактически |
||||
1. |
Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной куль туры народов России»? |
2 |
02.09.2022 |
|
Устный опрос; |
2. |
Наш дом — Россия |
1 |
09.09.2022 |
|
Устный опрос; |
3. |
Язык и история |
1 |
16.09.2022 |
|
Диктант; |
4. |
Русский язык — язык общения и язык возможностей |
1 |
23.09.2022 |
|
Диктант; |
5. |
Истоки родной культуры |
1 |
30.09.2022 |
|
Устный опрос; |
6. |
Материальная культура |
1 |
07.10.2022 |
|
Тестирование; |
7. |
Духовная культура |
1 |
14.10.2022 |
|
Диктант; |
8. |
Культура и религия |
1 |
21.10.2022 |
|
Тестирование; |
9. |
Культура и образование |
1 |
28.10.2022 |
|
Устный опрос; |
10. |
Многообразие культур России (практическое занятие) |
1 |
11.11.2022 |
|
Диктант; |
11. |
Семья — хранитель духовных ценностей |
1 |
18.11.2022 |
|
Письменный контроль; |
12. |
Родина начинается с семьи |
1 |
25.11.2022 |
|
Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
13. |
Традиции семейного воспитания в России |
1 |
02.12.2022 |
|
Устный опрос; |
14. |
Образ семьи в культуре народов России |
1 |
09.12.2022 |
|
Устный опрос; |
15. |
Труд в истории семьи |
1 |
16.12.2022 |
|
Диктант; |
16. |
Семья в современном мире |
1 |
23.12.2022 |
|
Устный опрос; |
17. |
Семья в современном мире (практическое занятие) |
1 |
13.01.2023 |
|
Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
18. |
Личность — общество — культура |
1 |
20.01.2023 |
|
Устный опрос; |
19. |
Духовный мир человека. Человек — творец культуры |
1 |
27.01.2023 |
|
Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
20. |
Личность и духовно-нравственные ценности |
1 |
03.02.2023 |
|
Устный опрос; |
21. |
Историческая память как духовно-нравственная ценность |
1 |
10.02.2023 |
|
Диктант; |
22. |
Литература как язык культуры |
1 |
17.02.2023 |
|
Тестирование; |
23. |
Взаимовлияние культур |
1 |
24.02.2023 |
|
Устный опрос; |
24. |
Духовно-нравственные ценности российского народа |
1 |
03.03.2023 |
|
Устный опрос; |
25. |
Регионы России: культурное многообразие |
1 |
10.03.2023 |
|
Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
26. |
Праздники в культуре народов России |
1 |
17.03.2023 |
|
Диктант; |
27. |
Памятники в культуре народов России |
1 |
31.03.2023 |
|
Диктант; |
28. |
Музыкальная культура народов России |
1 |
07.04.2023 |
|
Устный опрос; |
29. |
Изобразительное искусство народов России |
1 |
14.04.2023 |
|
Устный опрос; |
30. |
Фольклор и литература на родов России |
1 |
21.04.2023 |
|
Диктант; |
31. |
Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие) |
1 |
28.04.2023 |
|
Устный опрос; |
32. |
Культурная карта России (практическое занятие) |
1 |
05.05.2023 |
|
Устный опрос; |
33. |
Культурная карта Ростовской области |
1 |
12.05.2023 |
|
Устный опрос; |
34-35 |
Единство страны — залог будущего России |
2 |
19.05. 2023 26.05. 2023
|
|
Устный опрос; |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
35 |