ЭП

Документ подписан электронной подписью
16.03.2023 08:57, Гришина Людмила Владимировна, Директор школы
Ключ электроннй подписи

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КРАСНОАРМЕЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

 

 

РАССМОТРЕНА

методическим объединением

учителей естественно-эстетического цикла

Руководитель ШМО

________ Д.М. Савина

Протокол № 6

от «29» июня 2022 г.

ПРИНЯТА

на заседании педагогического

совета

Протокол № 16

от «30 » июня 2022 г.

УТВЕРЖДЕНА

в составе содержательного раздела ООП соответствующего уровня общего образования приказом директора школы

Приказ № 256

от «30» июня 2022 г.

 

 

 

 

 

 

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

на 2022 – 2023 учебный год

по предмету «Музыка»

(вариант 7.2)

Ученица 5 «А» класса,

Иващенко Алина

 

 

 

 

 

 

 

Составил: Кравченко Анастасия Николаевна,

учитель музыки

 

 

 

 

 

 

 

п. Красноармейский

2022

ПОЯНИСТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Данная рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ООО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования", на основании статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 7 Областного закона от 14.11.2013 г. № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области», приказа Минобрнауки Российской Федерации от 10.04.2002 г. №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, приказа Министерства образования Ростовской области от 10.07.2002 №1277 «Об утв. примерных региональных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», на основании решения ТПМПК №64 от 29.04.2019, на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования МБОУ Красноармейской СОШ на 2022-2023 учебный год обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) с учетом психофизических особенностей и образовательных способностей ребенка в соответствии с требованиями ФГОС, рабочей программой по предмету «Музыка», одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.;

Рабочая программа по музыке ориентирована на учащихся 5 класса и разработана на основе следующих документов:

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки

России № 1897 от 17 декабря 2010 г);

 

- Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО);

- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативах СанПиН 2.4.2.3286-15,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
10.07.2015г. No26;

 

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Музыка» для обучающихся на уровне основного общего образования ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в рабочей программе воспитания МБОУ Красноармейской СОШ.

 

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся.

 

ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

Задачами изучения учебного предмета «Музыка» в основной школе являются:

  1. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через личный психологический опыт эмоционально-эстетического переживания.
  2. Осознание социальной функции музыки. Стремление понять закономерности развития музыкального искусства, условия разнообразного проявления и бытования музыки в человеческом обществе, специфики её воздействия на человека.
  3. Формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального искусства. Воспитание уважительного отношения к системе культурных ценностей других людей. Приверженность парадигме сохранения и развития культурного многообразия.
  4. Формирование целостного представления о комплексе выразительных средств музыкального искусства. Освоение ключевых элементов музыкального языка, характерных для различных музыкальных стилей.
  5. Развитие общих и специальных музыкальных способностей, совершенствование в предметных умениях и навыках, в том числе:

а) слушание (расширение приёмов и навыков вдумчивого, осмысленного восприятия музыки; аналитической, оценочной, рефлексивной деятельности в связи с прослушанным музыкальным произведением);

б) исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях; игра на доступных музыкальных инструментах, опыт исполнительской деятельности на электронных и виртуальных музыкальных инструментах);

в) сочинение (элементы вокальной и инструментальной импровизации, композиции, аранжировки, в том числе с использованием цифровых программных продуктов);

г) музыкальное движение (пластическое интонирование, инсценировка, танец, двигательное моделирование и др.);

д) творческие проекты, музыкально-театральная деятельность (концерты, фестивали, представления);

е) исследовательская деятельность на материале музыкального искусства.

6. Расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и музыкантах, достаточное для активного, осознанного восприятия лучших образцов народного и профессионального искусства родной страны и мира, ориентации в истории развития музыкального искусства и современной музыкальной культуре.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство» и является обязательным для изучения.

 

ОСНОВНЫЕ ЛИНИИИ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, интонационно-смысловое обобщение, содержательный анализ произведений, моделирование художественно-творческого

процесса, самовыражение через творчество).

 

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» (базовый уровень) рассчитана на 34 учебных часа за 1 год обучения. Учебный план на изучение музыки в 5-м классе отводит 1 час в неделю, всего 34 учебных часа.

 

Для реализации программы используются учебные пособия и УМК для учителя и обучающихся:

Для учителя:

  • Музыка, 5 класс / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская., Акционерное общество «Издательство «Просвещение», 2019 гол.

Для обучающихся:

  • Музыка, 5 класс / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская., Акционерное общество «Издательство «Просвещение», 2019 гол.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания.

Содержание предмета «Музыка» структурно представлено девятью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой начального образования и непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:

- модуль № 1 «Музыка моего края»;

- модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»;

- модуль № 3 «Музыка народов мира»;

- модуль № 4 «Европейская классическая музыка»;

- модуль № 5 «Русская классическая музыка»;

- модуль № 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»;

- модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и направления»;

- модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»;

- модуль № 9 «Жанры музыкального искусства».

На основании примерной рабочей программы в 5-м классе изучаются 4 модуля:

- модуль №1 «Музыка моего края»;

- модуль №4 «Европейская классическая музыка»;

- модуль №5 «Русская классическая музыка»;

- модуль №8 «Связь музыки с другими видами искусства».

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ МОДУЛЕЙ

Модуль «МУЗЫКА МОЕГО КРАЯ»

Фольклор – народное творчество

Традиционная музыка – отражение жизни народа. Жанры детского и игрового фольклора (игры, пляски, хороводы).

Календарный фольклор

Календарные обряды, традиционные для данной местности.

 

Модуль «ЕВРОПЕЙСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»

Национальные истоки классической музыки

Национальный музыкальный стиль на примере творчества Ф. Шопена, Э. Грига и др. Значение и роль композитора – основоположника национальной классической музыки. Характерные жанры, образы, элементы музыкального языка.

Музыкант и публика

Кумиры публики (на примере творчества В.А. Моцарта, Н. Паганини, Ф.Листа и др.). Виртуозность. Талант, труд, миссия композитора, исполнителя. Признание публики. Культура слушателя. Традиции слушания музыки в прошлые века и сегодня.

 

Модуль «РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»

Образы родной земли

Вокальная музыка на стихи русских поэтов, программные инструментальные произведения, посвящённые картинам русской природы, народного быта, сказкам, легендам (на примере творчества М.И. Глинки, С.В. Рахманинова, В.А. Гаврилина).

Русская исполнительная школа

Творчество выдающихся отечественных исполнителей (С. Рихтер, Л. Коган, М. Ростропович, Е. Мравинский и др.). Консерватории в Москве и Санкт-Петербурге, родном городе. Конкурс имени П.И.Чайковского.

 

Модуль «СВЯЗЬ МУЗЫКИ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ИСКУССТВА»

Музыка и литература

Колокола. Колокольные звоны (благовест, трезвон и др.). Звонарские приговорки. Колокольность в музыке русских композиторов. Единство слова и музыки в вокальных жанрах (песня, романс, кантата, ноктюрн, баркарола, былина и др.). Интонации рассказа, повествования в инструментальной музыке (поэма, баллада и др.). Программная музыка.

Музыка и живопись

Молитва, хорал, песнопение, духовный стих. Образы духовной музыки в творчестве композиторов классиков. Выразительные средства музыкального и изобразительного искусства. Аналогии: ритм, композиция, линия — мелодия, пятно — созвучие, колорит — тембр, светлотность — динамика и т. д. Программная музыка. Импрессионизм (на примере творчества французских клавесинистов, К. Дебюсси, А.К. Лядова и др.

 

 

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

 

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для основного общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:

Патриотического воспитания:

- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов республик Российской Федерации и других стран мира; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в мировую музыкальную культуру; интерес к изучению истории отечественной музыкальной культуры; стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны, своего края.

Гражданского воспитания:

- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; осознание комплекса идей и моделей поведения, отражённых в лучших произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в своей жизни в соответствии с эталонами нравственного самоопределения, отражёнными в них; активное участие в музыкально-культурной жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурно-просветительских акций, в качестве волонтёра в дни праздничных мероприятий.

Духовно-нравственного воспитания:

- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность воспринимать музыкальное искусство с учётом моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических особенностей этики и эстетики; придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности, при подготовке внеклассных концертов, фестивалей, конкурсов.

Эстетического воспитания:

- восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе; осознание ценности творчества, таланта; осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.

Ценности научного познания:

- ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной средой; овладение музыкальным языком, навыками познания музыки как искусства интонируемого смысла; овладение основными способами исследовательской деятельности на звуковом материале самой музыки, а также на материале искусствоведческой, исторической, публицистической информации о различных явлениях музыкального искусства, использование доступного объёма специальной терминологии.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

- осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт восприятия произведений искусства; соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в процессе музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской деятельности; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные интонационные средства для выражения своего состояния, в том числе в процессе повседневного общения; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

Трудового воспитания:

- установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.

Экологического воспитания:

- повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; участие в экологических проектах через различные формы музыкального творчества.

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

  1. Овладение универсальными познавательными действиями

Базовые логические действия:

- устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других элементов музыкального языка;

- сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения, жанры и стили музыкального и других видов искусства;

- обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей музыки друг на друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях; выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе выразительных средств, используемых при создании музыкального образа конкретного произведения, жанра, стиля; выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального звучания;

- самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам проведённого слухового наблюдения-исследования.

Базовые исследовательские действия:

- следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса, «наблюдать» звучание музыки;

- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

- формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнения музыки;

- составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных, в том числе исполнительских и творческих задач;

- проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей музыкально-языковых единиц, сравнению художественных процессов, музыкальных явлений, культурных объектов между собой;

- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, слухового исследования.

Работа с информацией:

- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

- понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями;

- использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных произведений;

- выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах;

- использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;

- оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

- различать тексты информационного и художественного содержания, трансформировать, интерпретировать их в соответствии с учебной задачей;

- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, таблица, схема, презентация, театрализация и др.) в зависимости от коммуникативной установки.

Овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся, в том числе развитие специфического типа интеллектуальной деятельности — музыкального мышления.

 

  1. Овладение универсальными коммуникативными действиями

Невербальная коммуникация:

- воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять эмоциональнообразное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность словесного языка в передаче смысла музыкального произведения;

- передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;

- осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении;

- эффективно использовать интонационно-выразительные возможности в ситуации публичного выступления;

- распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты), расценивать их как полноценные элементы коммуникации, адекватно включаться в соответствующий уровень общения.

Вербальное общение:

- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;

- выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и письменных текстах;

- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

- вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, поддерживать благожелательный тон диалога;

- публично представлять результаты учебной и творческой деятельности. Совместная деятельность (сотрудничество):

- развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки;

- понимать ценность такого социально-психологического опыта, экстраполировать его на другие сферы взаимодействия;

- понимать и использовать преимущества коллективной, групповой и индивидуальной музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;

- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

- уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

- оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;

- сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.

 

  1. Овладение универсальными регулятивными действиями

Самоорганизация:

- ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в том числе в части творческих, исполнительских навыков и способностей, настойчиво продвигаться к поставленной цели;

- планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного характера;

- самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

- выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

- делать выбор и брать за него ответственность на себя.

Самоконтроль (рефлексия):

- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

- давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;

- предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

- объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности;

- понимать причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому опыту;

- использовать музыку для улучшения самочувствия, сознательного управления своим психоэмоциональным состоянием, в том числе стимулировать состояния активности (бодрости), отдыха (релаксации), концентрации внимания и т. д.

Эмоциональный интеллект:

- чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей, использовать возможности музыкального искусства для расширения своих компетенций в данной сфере;

- развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в повседневной жизни, так и в ситуациях музыкально-опосредованного общения;

- выявлять и анализировать причины эмоций;

- понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя коммуникативно-интонационную ситуацию;

- регулировать способ выражения собственных эмоций.

Принятие себя и других:

- уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим предпочтениям и вкусам;

- признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов деятельности;

- принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость;

- осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т. д.

 

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством во всех доступных формах, органичном включении музыки в актуальный контекст своей жизни.

Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:

— осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида искусства, неразрывную связь музыки и жизни человека, всего человечества, могут рассуждать на эту тему;

— воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и самобытное цивилизационное явление; знают достижения отечественных мастеров музыкальной культуры, испытывают гордость за них;

— сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной музыкальной идентичности (разбираются в особенностях музыкальной культуры своего народа, узнают на слух родные интонации среди других, стремятся участвовать в исполнении музыки своей национальной традиции, понимают ответственность за сохранение и передачу следующим поколениям музыкальной культуры своего народа);

— понимают роль музыки как социально значимого явления, формирующего общественные вкусы и настроения, включённого в развитие политического, экономического, религиозного, иных аспектов развития общества.

Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений.

Модуль «Музыка моего края»:

- знать музыкальные традиции своей республики, края, народа;

- характеризовать особенности творчества народных и профессиональных музыкантов, творческих коллективов своего края;

- исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения композиторов своей малой родины.

Модуль «Европейская классическая музыка»:

- различать на слух произведения европейских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав;

- определять принадлежность музыкального произведения к одному из художественных стилей (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм); исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения композиторов-классиков;

- характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;

- характеризовать творчество не менее двух композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений.

Модуль «Русская классическая музыка»:

- различать на слух произведения русских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав;

- характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;

- исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения русских композиторов;

- характеризовать творчество не менее двух отечественных композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений.

Модуль «Связь музыки с другими видами искусства»:

- определять стилевые и жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;

- различать и анализировать средства выразительности разных видов искусств;

- импровизировать, создавать произведения в одном виде искусства на основе восприятия произведения другого вида искусства (сочинение, рисунок по мотивам музыкального произведения, озвучивание картин, кинофрагментов и т. п.) или подбирать ассоциативные пары произведений из разных видов искусств, объясняя логику выбора;

- высказывать суждения об основной идее, средствах её воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях музыкального произведения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Тематическое планирование по музыке для 5-го класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся основного общего образования:

  • воспитание эмоциональной отзывчивости, личностного отношения к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении;
  • воспитание чувства гордости за свою Родину;
  • воспитание понимания общности жизненных истоков и взаимосвязи музыки с литературой и изобразительным искусством различными способами познания мира;
  • воспитание гражданственности и патриотизма через музыкальные образы;
  • воспитание понимания особенностей языка западноевропейской музыки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема раздела/ модуля (количество часов)

Основное содержание

(Темы уроков)

Ссылки на ЦОР

 

Основные виды деятельности обучающихся

Раздел 1. Музыка моего края (8 часов)

Фольклор — народное творчество (6 часов)

Традиционная музыка – отражение жизни народа (3 часа)

 

 

 

 

Жанры детского и игрового фольклора ( игры, пляски, хороводы) (3 часа)

 

 

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7421/start/314766/

 

 

 

 

https://www.youtube.com/watch?v=HvrEBRoF3QY

 

Знакомство со звучанием фольклорных образцов в аудио- и видеозаписи. Определение на слух:

- принадлежности к народной или композиторской музыке;

- исполнительского состава (вокального, инструментального, мешанного);

- жанра, основного настроения, характера музыки.

Разучивание и исполнение народных песен, танцев, инструментальных наигрышей, фольклорных игр.

Календарный фольклор (2 часа)

Календарные обряды, традиционные для данной местности (осенние, зимние, весенние - на выбор учителя) (2 часа)

https://100urokov.ru/predmety/kalendarno-obryadovyj-folklor

 

 

 

 

 

Знакомство с символикой календарных обрядов, поиск информации о соответствующих фольклорных традициях;

Реконструкция фольклорного обряда или его фрагмента.

Раздел 2. Европейская классическая музыка (10 часов)

 

Национальные истоки классической музыки

( 3 часа)

Национальный музыкальный стиль на примере творчества Ф. Шопена, Э. Грига и др. (1 час)

 

 

Значение и роль композитора – основоположника национальной классической музыки (1 час)

 

Характерные жанры, образы, элементы музыкального языка (1 час)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4340/conspect/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7419/conspect/

 

https://fs22.infourok.ru/file/02af-0000c5fe-45daf6e7.pdf

 

 

https://fs22.infourok.ru/file/02af-0000c5fe-45daf6e7.pdf

 

Знакомство с образцами музыки разных жанров, типичных для рассматриваемых национальных стилей, творчества изучаемых композиторов;

Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочинённого композитором-классиком (из числа изучаемых в данном разделе);

Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений;

Исследовательские проекты о творчестве европейских композиторов классиков, представителей национальных школ;

Просмотр художественных и документальных фильмов о творчестве выдающих европейских композиторов с последующим обсуждением в классе.

Музыкант и публика (7 часов)

Кумиры публики (на примере В.А. Моцарта, Н. Паганини, Ф. Листа и др.) (2 часа)

 

 

 

Виртуозность. (1 час)

 

 

Талант, труд, миссия композитора, исполнителя (1 час)

 

Признание публики (1 час)

 

 

Культура слушателя (1 час)

 

 

Традиции слушания музыки в прошлые века и сегодня(1 час)

https://infourok.ru/prezentaciya-po-muzike-na-temu-tvorchestvo-mocarta-2391148.html

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5261/conspect/227811/

 

https://www.youtube.com/watch?v=7A85EHJgkzo

 

https://fs22.infourok.ru/file/02af-0000c5fe-45daf6e7.pdf

 

https://fs22.infourok.ru/file/02af-0000c5fe-45daf6e7.pdf

 

https://fs22.infourok.ru/file/02af-0000c5fe-45daf6e7.pdf

 

https://fs22.infourok.ru/file/02af-0000c5fe-45daf6e7.pdf

Знакомство с образцами виртуозной музыки. Размышление над фактами биографий великих музыкантов — как любимцев публики, так и непонятых современниками;

Работа с интерактивной картой (география путешествий, гастролей), лентой времени (имена, факты, явления, музыкальные произведения);

Создание тематической подборки музыкальных произведений для домашнего прослушивания.

Раздел 3. Русская классическая музыка (7 часов)

Образы родной земли (3 часа)

Вокальная музыка на стихи русских поэтов, программные инструментальные произведения, посвящённые картинам русской природы, народного быта, сказкам, легендам (на примере творчества М. И. Глинки, С. В. Рахманинова, В. А. Гаврилина и др.). (3 часа)

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7419/conspect/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7425/conspect/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7431/conspect/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7422/conspect/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7167/conspect/

Повторение, обобщение опыта слушания, проживания, анализа музыки русских композиторов, полученного в начальных классах;

Выявление мелодичности, широты дыхания, интонационной близости русскому фольклору;

Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочинённого русским композитором-классиком;

Рисование по мотивам прослушанных музыкальных произведений.

Русская исполнительская школа (4 часа)

 

 

 

 

Творчество выдающихся отечественных исполнителей (С. Рихтер, Л. Коган, М. Ростропович, Е. Мравинский и др.). (2часа)

 

Консерватории в Москве и Санкт-Петербурге, родном городе. (1 час)

 

 

 

Конкурс имени П. И. Чайковского (1 час)

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5281/conspect/63381/

 

 

 

https://www.conservatory.ru/

https://www.culture.ru/materials/95810/puti-v-bolshuyu-muzyku-desyatka-krupneishikh-muzykalnykh-vuzov-strany

https://yandex.ru/video/preview/?text=конкурс%20имени%20п.%20и.%20чайковского%20видеоурок%20для%20школьников&path=yandex_search&parent-reqid=1657227363678222-2866470772290175890-sas2-0307-sas-l7-balancer-8080-BAL-5079&from_type=vast&filmId=4731508619604280444

Слушание одних и тех же произведений в исполнении разных музыкантов, оценка особенностей интерпретации;

Исследовательские проекты, посвящённые биографиям известных отечественных исполнителей классической музыки.

Раздел 4. Связь музыки с другими видами искусства (9 часов)

 

Музыка и литература (5 часов)

 

 

 

 

 

 

Колокола. Колокольные звоны (благовест, трезвон и др.). Звонарские приговорки. (1 час)

 

 

 

Колокольность в музыке русских композиторов. (1 час)

 

Единство слова и музыки в вокальных жанрах (песня, романс, кантата, ноктюрн, баркарола, былина и др.). (1 час)

 

Интонации рассказа, повествования в инструментальной музыке (поэма, баллада и др.). Программная музыка. (2 часа)

https://urok.1sept.ru/articles/637668

 

 

 

 

 

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7431/

 

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7422/

 

 

https://fs22.infourok.ru/file/02b4-0000c603-0962a198.pdf

 

Знакомство с образцами вокальной и инструментальной музыки;

Сочинение рассказа, стихотворения под впечатлением от восприятия инструментального музыкального произведения;

Рисование образов программной музыки;

Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений.

Музыка и живопись (4 часа)

Молитва, хорал, песнопение, духовный стих. Образы духовной музыки в творчестве композиторов классиков. (1 час)

 

 

Выразительные средства музыкального и изобразительного искусства. (1 час)

 

Аналогии: ритм, композиция, линия — мелодия, пятно — созвучие, колорит — тембр, светлотность — динамика и т. д. (1 час)

 

Программная музыка. Импрессионизм (на примере творчества французских клавесинистов, К. Дебюсси, А.К. Лядова и др.). (1 час)

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7429/

 

 

 

 

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7428/

 

https://fs22.infourok.ru/file/02af-0000c5fe-45daf6e7.pdf

 

 

 

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7432/

 

Знакомство с музыкальными произведениями программной музыки. Выявление интонаций изобразительного характера;

Разучивание, исполнение песни с элементами изобразительности. Сочинение к ней ритмического и шумового аккомпанемента с целью усиления изобразительного эффекта;

Рисование под впечатлением от восприятия музыки программно-изобразительного характера.

Общее количество часов по программе

34 часа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно - тематическое планирование по учебному предмету

музыка 5 класс (базовый уровень)

 

РАССМОТРЕНО НА ШМО учителей естественно-эстетического цикла

Протокол № 6 от «29» июня 2022 г.;

Подпись руководителя ШМО _________________/Савина Д.М./

 

Пояснительная записка

 

В соответствии с календарным графиком МБОУ Красноармейской СОШ на 2022-2023 учебный год, календарно-тематическое планирование по учебному предмету музыка 5 класс (базовый уровень) составлено на 34 часа.

 

№ раздела/модуля/

урока

 

Тема раздела

/модуля/урока

 

Кол-во часов

 

Дата проведения

Формы контроля

по плану

фактически

Музыка моего края ( 6 ч)

1-3

Традиционная музыка – отражение жизни народа

3

1.09.22

8.09.22

15.09.22

 

 

Устный опрос

4-6

Жанры детского и игрового фольклора (игры, пляски, хороводы)

3

22.09.22

29.09.22

6.10.22

 

Индивидуальн.

7-8

Календарные обряды, традиционные для данной местности (осенние, зимние, весенние)

2

13.10.22

20.10.22

 

Групповой

Европейская классическая музыка (10 ч)

9

Национальный музыкальный стиль на примере творчества Ф. Шопена, Э. Грига

1

27.10.22

 

Групповой

10

Значение и роль композитора – основоположника национальной классической музыки

1

10.11.22

 

Фронтальный

11

Характерные жанры, образы, элементы музыкального языка

1

17.11.22

 

Фронтальный

12-13

Кумиры публики (на примере В.А. Моцарта, Н. Паганини, Ф. Листа)

2

24.11.22

1.12.22

 

Фронтальный

14

Виртуозность

1

8.12.22

 

Фронтальный

15

Талант, труд, миссия композитора, исполнителя

1

15.12.22

 

Фронтальный

16

Признание публики

1

 

22.12.22

 

Фронтальный

17

Культура слушателя

1

12.01.23

 

Устный опрос

18

Традиции слушания музыки в прошлые века и сегодня

1

19.01.23

 

Групповой

Русская классическая музыка (7 часов)

19-21

 

Вокальная музыка на стихи русских поэтов, программные инструментальные произведения, посвящённые картинам русской природы, народного быта, сказкам, легендам (на примере творчества М.И. Глинки, С.В. Рахманинова, В.А. Гаврилина)

3

26.01.23

2.02.23

9.02.23

 

Фронтальный

Индивидуальн.

22-23

Творчество выдающихся отечественных исполнителей (С. Рихтер, Л. Коган, М. Ростропович, Е. Мравинский)

2

16.02.23

2.03.23

 

Групповой

24

Консерватории в Москве и Санкт-Петербурге, родном городе

1

9.03.23

 

Фронтальный

25

Конкурс имени П.И. Чайковского

 

1

16.03.23

 

Фронтальный

Связь музыки с другими видами искусства (9 часов)

26

Колокола. Колокольные звоны. Звонарские приговорки

1

30.03.23

 

 

Групповой

27

Колокольность в музыке русских композиторов

1

6.04.23

 

Устный опрос

28

Единство слова и музыки в вокальных жанрах

1

13.04.23

 

Фронтальный

29-30

Интонации рассказа, повествования в инструментальной музыке. Программная музыка

2

20.04.23

27.04.23

 

Устный опрос

31

Молитва, хорал, песнопение, духовный стих. Образы духовной музыки в творчестве композиторов классиков

1

4.05.23

 

Фронтальный

32

Выразительные средства музыкального и изобразительного искусства

1

11.05.23

 

Индивидульн.

33

Аналогии: ритм, композиция, линия – мелодия, пятно – созвучие, колорит – тембр, светлость – динамика.

1

18.05.23

 

Устный опрос

 

 

34

Программная музыка. Импрессионизм (на примере творчества К. Дебюсси, А.К. Лядова и др.)

1

25.05.23

 

Фронтальный

 

Итого:

34 ч