ЭП

Документ подписан электронной подписью
16.03.2023 08:52, Гришина Людмила Владимировна, Директор школы
Ключ электроннй подписи

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Красноармейская средняя общеобразовательная школа

 

 

 

 

РАССМОТРЕНА

методическим объединением

учителей начальных классов

Руководитель ШМО

________ Е.В. Марышева

Протокол № 6

от «29» июня 2022 г.

ПРИНЯТА

на заседании педагогического

совета

Протокол № 16

от «30 » июня 2022 г.

УТВЕРЖДЕНА

в составе содержательного раздела ООП соответствующего уровня общего образования приказом директора школы

Приказ № 256

от «30» июня 2022 г.

 

 

 

 

 

 

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету ЛИТЕРАТУРА

5 класс (вариант 7.2)

на 2022-2023 уч. год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила: Федорова Лариса Александровна,

учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пос. Красноармейский

2022 г.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ООО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования", на основании статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 7 Областного закона от 14.11.2013 г. № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области», приказа Минобрнауки Российской Федерации от 10.04.2002 г. №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, приказа Министерства образования Ростовской области от 10.07.2002 №1277 «Об утв. примерных региональных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», на основании решения ТПМПК №64 от 29.04.2019, на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования МБОУ Красноармейской СОШ на 2022-2023 учебный год обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) с учетом психофизических особенностей и образовательных способностей ребенка в соответствии с требованиями ФГОС, рабочей программой по предмету «Литература», одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.;

Рабочая программа по литературе ориентирована на учащихся 5 класса и разработана на основе следующих документов:

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки

России № 1897 от 17 декабря 2010 г);

 

- Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО);

- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативах СанПиН 2.4.2.3286-15,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
10.07.2015г. No26;

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Литература» для обучающихся на уровне основного общего образования ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в рабочей программе воспитания МБОУ Красноармейской СОШ

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»

  • изучения предмета «Литература» в основной школе состоят в формировании у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных устных и письменных высказываний; в развитии чувства причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощённых в отечественной и зарубежной литературе. Достижение указанных целей возможно при решении учебных задач, которые постепенно усложняются от 5 к 9 классу.

Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, с обеспечением культурной самоидентификации, осознанием коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, состоят в приобщении школьников к наследию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцам современной литературы; воспитании уважения к отечественной классике как высочайшему достижению национальной культуры, способствующей воспитанию патриотизма, формированию национально-культурной идентичности и способности к диалогу культур; освоению духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих культурных традиций и ценностей; формированию гуманистического мировоззрения.

ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»

  • связанные с осознанием значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития обучающихся, с формированием их потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества, ориентированы на воспитание и развитие мотивации к чтению художественных произведений, как изучаемых на уроках, так и прочитанных самостоятельно, что способствует накоплению позитивного опыта освоения литературных произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях, посвящённых литературе, чтению, книжной культуре.
  • связанные с воспитанием квалифицированного читателя, обладающего эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, направлены на формирование у школьников системы знаний о литературе как искусстве слова, в том числе основных теоретико и историко-литературных знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественных произведений, умения воспринимать их в историко-культурном контексте, сопоставлять с произведениями других видов искусства; развитие читательских умений, творческих способностей, эстетического вкуса. Эти задачи направлены на развитие умения выявлять проблематику произведений и их художественные особенности, комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в единстве формы и содержания, реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций; сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы как между собой, так и с произведениями других искусств; формировать представления о специфике литературы в ряду других искусств и об историко-литературном процессе; развивать умения поиска необходимой информации с использованием различных источников, владеть навыками их критической оценки.

Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, направлены на совершенствование речи школьников на примере высоких образцов художественной литературы и умений создавать разные виды устных и письменных высказываний, редактировать их, а также выразительно читать произведения, в том числе наизусть, владеть различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге, адекватно воспринимая чужую точку зрения и аргументированно отстаивая свою.

ОСНОВНЫЕ ЛИНИИИ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Учебный предмет «Литература» способствует формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их миропонимания и национального самосознания. Особенности литературы как школьного предмета связаны с тем, что литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в художественных образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.

Основу содержания литературного образования составляют чтение и изучение выдающихся художественных произведений русской и мировой литературы, что способствует постижению таких нравственных категорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и интерпретация возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит от возрастных особенностей школьников, их психического и литературного развития, жизненного и читательского опыта.

Полноценное литературное образование в основной школе невозможно без учёта преемственности с курсом литературного чтения в начальной школе, межпредметных связей с курсом русского языка, истории и предметов художественного цикла, что способствует развитию речи, историзма мышления, художественного вкуса, формированию эстетического отношения к окружающему миру и его воплощения в творческих работах различных жанров.

В рабочей программе учтены все этапы российского историко-литературного процесса (от фольклора до новейшей русской литературы) и представлены разделы, касающиеся литератур народов России и зарубежной литературы.

Основные виды деятельности обучающихся перечислены при изучении каждой монографической или обзорной темы и направлены на достижение планируемых результатов обучения.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

  • «Литература» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Предмет «Литература» преемственен по отношению к предмету «Литературное чтение». Рабочая программа учебного предмета «Литература» (базовый уровень) рассчитана на 102 учебных часа за 1 год обучения. Учебный план на изучение литературы в 5-м классе отводит 3 учебных часа в неделю, всего 102 учебных часа, при 34 часах учебных недель.

Для реализации программы используются учебные пособия и УМК для учителя и обучающихся:

Для учителя:

  • Учебник : Т.В.Рыжкова, М.С.Костюхина, Г.Л.Вирина и др. под редакцией И.Н.Сухих ; учебник для 5 класса общеобразовательных организаций, в 2-х ч. – М.: Академия.

Для обучающихся:

  • Учебник : Т.В.Рыжкова, М.С.Костюхина, Г.Л.Вирина и др. под редакцией И.Н.Сухих ; учебник для 5 класса общеобразовательных организаций, в 2-х ч. – М.: Академия.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Мифология
Мифы народов России и мира.

Фольклор
Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки. Сказки народов России и народов мира (не менее трёх).

Литература первой половины XIX века

И. А. Крылов. Басни (три по выбору). Например, «Волк на псарне», «Листы и Корни», «Свинья под Дубом», «Квартет», «Осёл и Соловей», «Ворона и Лисица».

А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее трёх). «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Няне» и др. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино».

Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Литература второй половины XIX века

И. С. Тургенев. Рассказ «Муму».

Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух). «Крестьянские дети». «Школьник». Поэма «Мороз, Красный нос» (фрагмент).

Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник».

Литература XIX—ХХ веков

Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной (не менее пяти стихотворений трёх поэтов). Например, стихотворения А. К. Толстого, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова.

Юмористические рассказы отечественных писателей XIX— XX веков

  • П. Чехов (два рассказа по выбору). Например, «Лошадиная фамилия», «Мальчики», «Хирургия» и др.

М. М. Зощенко (два рассказа по выбору). Например, «Галоша», «Лёля и Минька», «Ёлка», «Золотые слова», «Встреча» и др.

Произведения отечественной литературы о природе и животных (не менее двух). Например, А. И. Куприна, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского.
А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, «Корова», «Никита» и др.
В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро».

Литература XX—XXI веков

Произведения отечественной прозы на тему «Человек на войне» (не менее двух). Например, Л. А. Кассиль. «Дорогие мои мальчишки»; Ю. Я. Яковлев. «Девочки с Васильевского острова»; В. П. Катаев. «Сын полка» и др.
Произведения отечественных писателей XIX—XXI веков на тему детства (не менее двух).
Например, произведения В. Г. Короленко, В. П. Катаева, В. П. Крапивина, Ю. П. Казакова, А. Г. Алексина, В. П. Астафьева, В. К. Железникова, Ю. Я. Яковлева, Ю. И. Коваля, А. А. Гиваргизова, М. С. Аромштам, Н. Ю. Абгарян.

Произведения приключенческого жанра отечественных писателей (одно по выбору). Например, К. Булычёв. «Девочка, с которой ничего не случится», «Миллион приключений» и др. (главы по выбору).

Литература народов Российской Федерации

Стихотворения (одно по выбору). Например, Р. Г. Гамзатов. «Песня соловья»; М. Карим. «Эту песню мать мне пела».

Зарубежная литература

Х. К. Андерсен. Сказки (одна по выбору). Например, «Снежная королева», «Соловей» и др.
Зарубежная сказочная проза (одно произведение по выбору). Например, Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» (главы по выбору), Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно» (главы по выбору).

  • проза о детях и подростках (два произведения по выбору). Например, М. Твен. «Приключения Тома Сойера»
    (главы по выбору); Дж. Лондон. «Сказание о Кише»; Р. Брэдбери. Рассказы. Например, «Каникулы», «Звук бегущих ног», «Зелёное утро» и др.
    приключенческая проза (два произведения по выбору).
    Например, Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Чёрная стрела» и др.
    проза о животных (одно-два произведения по выбору).
    Э. Сетон-Томпсон. «Королевская аналостанка»; Дж. Даррелл. «Говорящий свёрток»; Дж. Лондон. «Белый клык»; Дж. Р. Киплинг. «Маугли», «Рикки-Тикки-Тави» и др.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Изучение литературы в 5 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

 

Гражданского воспитания:

  • готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
  • активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях;
  • неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
  • понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
  • представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы;
  • представление о способах противодействия коррупции;
  • готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы;
  • активное участие в школьном самоуправлении;
  • готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней).

Патриотического воспитания:

  • осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ;
  • ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;
  • уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе.

Духовно-нравственного воспитания:

  • ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;
  • готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
  • активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно- продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;
  • способствовать формированию основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
  • способствовать осознанию основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

Эстетического воспитания:

  • восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;
  • осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения;
  • понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
  • стремление к самовыражению в разных видах искусства.
  • воспитание основ эстетической культуры, способность различить и видеть прекрасное; развитие художественных способностей;
  • воспитание чувства любви к прекрасному

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

  • осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
  • ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
  • осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования;
  • способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
  • умение принимать себя и других, не осуждая;
  • умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений;
  • уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
  • сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев.
  • создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей.
  • формирование потребности в здоровье, как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни; позитивного отношения учащихся к урокам физической культуры и занятиям спортом. развитие чувства ответственности к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

 

Трудового воспитания:

  • установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
  • интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений;
  • осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
  • готовность адаптироваться в профессиональной среде;
  • уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы;
  • осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.

Экологического воспитания:

  • ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
  • повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
  • активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы;
  • осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
  • готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Ценности научного познания:

  • ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения;
  • овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
  • овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования;
  • установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

  • освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
  • изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;
  • потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
  • в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
  • в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
  • умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
  • анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
  • оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
  • способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт;
  • воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
  • оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
  • формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
  • быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.

 

Универсальные учебные познавательные действия:

1) Базовые логические действия:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного процесса);
  • устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа;
  • с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом;
  • предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи;
  • выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;
  • выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов;
  • делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
  • формулировать гипотезы об их взаимосвязях;
  • самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

2) Базовые исследовательские действия:

  • формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
  • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании;
  • формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение
  • проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
  • оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);
  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования;
  • владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
  • прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.

3) Работа с информацией:

  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
  • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления;
  • находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
  • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
  • оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
  • эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.

Универсальные учебные коммуникативные действия:

1) Общение:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;
  • распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры;
  • выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
  • понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;
  • в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;
  • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
  • публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
  • самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

2) Совместная деятельность:

  • использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
  • принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  • уметь обобщать мнения нескольких людей;
  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
  • выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, и координировать свои действия с другими членами команды;
  • оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;
  • в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;
  • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
  • публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
  • самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
  • участниками взаимодействия на литературных занятиях;
  • сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.

Универсальные учебные регулятивные действия:

1) Самоорганизация:

  • выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе;
  • ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
  • самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
  • составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте;
  • делать выбор и брать ответственность за решение.

2) Самоконтроль:

  • владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
  • учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
  • объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
  • вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям.

3) Эмоциональный интеллект:

  • развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями других;
  • выявлять и анализировать причины эмоций;
  • ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы;
  • регулировать способ выражения своих эмоций;

4) Принятие себя и других:

  • осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев;
  • признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;
  • проявлять открытость себе и другим;
  • осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1) Иметь начальные представления об общечеловеческой ценности литературы и её роли в воспитании любви к Родине и дружбы между народами Российской Федерации;

2) понимать, что литература — это вид искусства и что художественный текст отличается от текста научного, делового, публицистического;

3) владеть элементарными умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанные произведения:

  • определять тему и главную мысль произведения, иметь начальные представления о родах и жанрах литературы; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; выявлять элементарные особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи;
  • понимать смысловое наполнение теоретико-литературных понятий и учиться использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; литературные жанры (народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня); тема, идея, проблематика; сюжет, композиция; литературный герой (персонаж), речевая характеристика персонажей; портрет, пейзаж, художественная деталь; эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; аллегория; ритм, рифма;
  • сопоставлять темы и сюжеты произведений, образы персонажей;
  • сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельно прочитанные произведения фольклора и художественной литературы с произведениями других видов искусства (с учётом возраста, литературного развития обучающихся);

4) выразительно читать, в том числе наизусть (не менее 5 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития и индивидуальных особенностей обучающихся);

5) пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с помощью учителя формулировать вопросы к тексту;

6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, подбирать аргументы для оценки прочитанного (с учётом литературного развития обучающихся);

7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров объемом не менее 70 слов (с учётом литературного развития обучающихся);

8) владеть начальными умениями интерпретации и оценки текстуально изученных произведений фольклора и литературы;

9) осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного творчества и художественной литературы для познания мира, формирования эмоциональных и эстетических впечатлений, а также для собственного развития;

10) планировать с помощью учителя собственное досуговое чтение, расширять свой круг чтения, в том числе за счёт произведений современной литературы для детей и подростков;

11) участвовать в создании элементарных учебных проектов под руководством учителя и учиться публично представлять их результаты (с учётом литературного развития обучающихся);

12) владеть начальными умениями использовать словари и справочники, в том числе в электронной форме; пользоваться под руководством учителя электронными библиотеками и другими интернет-ресурсами, соблюдая правила информационной безопасности

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тематическое планирование по литературе для 5-го класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся основного общего образования:

  • осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ;
  • ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе;
  • активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы;
  • ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;
  • восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений; осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения.

 

 

 

Тема раздела/модуля (кол-во часов)

Основное содержание

(Темы уроков)

Ссылки на ЦОР

Основные виды деятельности обучающихся

1.Мифология. (4 ч.)

 

Мифы народов России и мира (3 ч)

 

Внеклассное чтение (1 ч.).

https://multiurok.ru/files/urok-

-v-5-klasse-slavianskie-mify.html

Выразительно читать мифы и другие эпические произведения, отвечать на вопросы, пересказывать.;

Анализировать сюжет, жанровые, композиционные и

художественные особенности.;

Определять и формулировать тему и основную мысль прочитанных мифов.;

Сопоставлять мифы разных народов, сравнивать их с эпическими произведениями.;

2. Фольклор (9ч.)

Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки ( 2ч.)

 

Развитие речи (1ч.)

 

Сказки народов России и народов мира (5ч.)

 

Внеклассное чтение. (1ч.)

https://resh.edu.ru/subject/lesson

7370/conspect/245745/

 

 

 

https://resh.edu.ru/subject/

lesson/7370/train/245754/

Выразительно читать фольклорные произведения малых жанров, отвечать на вопросы.;

Отличать пословицы от поговорок.;

Сопоставлять русские пословицы и поговорки с пословицами и поговорками других народов.;

Уметь сочинять и разгадывать загадки.

Выразительно читать, пересказывать (кратко, подробно, выборочно) сказки, отвечать на вопросы.

Определять виды сказок (волшебные, бытовые, о животных). Определять и формулировать тему и основную мысль прочитанной сказки.

Характеризовать героев сказок, оценивать их поступки. Определять особенности языка и композиции народных сказок разных народов (зачин, концовка, постоянные эпитеты, устойчивые выражения и др.). Сочинять собственные сказки, употребляя сказочные устойчивые выражения. Инсценировать любимую сказку

3 Литература первой половины XIX века. (16ч.)

И.А Крылов. Басни (три по выбору). «Волк на псарне», «Листы и Корни», «Свинья под Дубом», «Квартет», «Осёл и Соловей», «Ворона и Лисица» (4ч.)

 

Развитие речи. (1ч.)

 

А.С. Пушкин. Стихотворения (не менее трёх). «Зимнее

утро», «Зимний вечер», «Няне» и др. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (6ч.)

 

М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино» (2ч.)

 

Н.В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» (2ч.)

 

Внеклассное чтение. (1ч.)

 

 

 

 

https://resh.edu.ru/subject/

lesson/7392/start/244530/

 

 

 

 

 

 

 

https://resh.edu.ru/subject/

lesson/7390/conspect/310827/

 

 

 

 

https://resh.edu.ru/subject/

lesson/7385/conspect/310955/

 

 

Выразительно читать басню, в том числе по ролям.

Определять и формулировать тему и основную мысль прочитанной басни. Находить значение незнакомого слова в словаре. Инсценировать басню. Определять художественные особенности басенного жанра.

Иметь первоначальное представление об аллегории и морали. Читать басню наизусть (по выбору обучающегося).

Выразительно читать стихотворения. Отличать поэтический текст от прозаического, аргументировать свой ответ. Определять тематическое единство подобранных произведений. Выявлять средства художественной изобразительности в лирических

произведениях (эпитет, метафору, олицетворение, сравнение). Выполнять письменные работы по первоначальному анализу стихотворения. Заучивать стихотворения наизусть. Выразительно читать сказку, отвечать на вопросы по содержанию. Определять идейно-тематическое содержание сказки А. С. Пушкина. Выявлять своеобразие авторской сказки и её отличие от народной. Выделять ключевые эпизоды в тексте произведения. Сопоставлять сказку с другими видами искусства Определять позицию автора. Выявлять жанровые признаки и средства художественной изобразительности в произведении (эпитет, олицетворение, сравнение, метафора). Составлять устный отзыв о прочитанном произведении. Определять художественные средства, создающие фантастический настрой повести, а также картины народной жизни. Определять близость повести к народным сказкам и легендам. Пользоваться библиотечным каталогом для поиска книги

4. Литература второй половины XIX века. (15ч.)

И.С.Тургенев. Рассказ «Муму» (5ч.)

 

Развитие речи (1ч.)

 

Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух). «Крестьянские дети». «Школьник». Поэма «Мороз, Красный нос» (фрагмент) (5ч.)

 

Н. Толстой.
Рассказ «Кавказский пленник» (3ч.)

 

Внеклассное чтение (1ч.)

 

 

https://resh.edu.ru/subject/

lesson/7381/start/244754/

 

 

 

https://resh.edu.ru/subject/lesson/768/

 

 

 

 

https://resh.edu.ru/

subject/lesson/763/

Выразительно читать рассказ, отвечать на вопросы, Пересказывать (подробно и сжато). Выделять наиболее яркие эпизоды произведения. Составлять простой план рассказа. Определять тему, идею произведения.

Характеризовать главных героев рассказа. Составлять устный портрет Герасима. Определять роль пейзажных описаний. Писать сочинение по содержанию рассказа. Выразительно читать поэтический текст, в том числе по ролям. Определять тематическое содержание стихотворения. Характеризовать лирического героя (автора). Определять отношение автора к детям. Выявлять средства художественной выразительности. Заучивать стихотворение наизусть Выделять ключевые эпизоды в тексте произведения. Составлять план сообщения о главных героях произведения. Составлять сравнительную характеристику Жилина и Костылина. Давать развёрнутый ответ на вопрос, связанный со знанием и пониманием литературного произведения

5. Литература XIX—ХХ веков (19ч.)

Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной (не менее пяти).
Например, стихотворения А. К. Толстого, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова ( 4ч.)

 

Развитие речи (1ч.)

 

Юмористические рассказы отечественных писателей XIX—XX веков.
А. П. Чехов (два рассказа по выбору).
Например, «Лошадиная фамилия», «Мальчики», «Хирургия» и др.(2ч.)

 

М. М. Зощенко (два рассказа по выбору).
Например, «Галоша», «Лёля и Минька», «Ёлка», «Золотые слова», «Встреча» и др. (2ч.)

 

Произведения отечественной литературы о природе и животных (не менее трёх).
Например, произведения А. И. Куприна, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского. (4ч.)

 

А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору).
Например, «Корова», «Никита» и др. (2ч.)

 

Развитие речи (1ч.)

 

В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро» (2ч.)

 

Развитие речи. (1ч.)

https://resh.edu.ru/subject/

lesson/7379/main/244566/

 

 

 

https://resh.edu.ru/subject/

lesson/7374/start/244946/

 

 

 

 

 

 

 

https://resh.edu.ru/subject/

lesson/7376/conspect/305352/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://resh.edu.ru/subject/

lesson/7400/start/304883/

Выразительно читать стихотворение, определять его тематическое содержание, средства художественной выразительности (эпитет, метафора, сравнение, олицетворение). Выявлять музыкальность поэтического текста. Выражать личное читательское отношение к прочитанному. Заучивать одно из стихотворений наизусть.

Выразительно читать рассказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению, задавать вопросы с целью понимания содержания произведений, пересказывать близко к тексту. Определять роль названия в литературном произведении. Анализировать произведение с учётом его жанровых особенностей, с использованием методов смыслового чтения

и эстетического анализа, давать собственную интерпретацию и оценку произведениям. Характеризовать героев рассказа. Сопоставлять произведения авторов по заданным основаниям. Выявлять детали, создающие комический эффект. Инсценировать один из рассказов или его фрагмент. Находить и характеризовать образ рассказ-чика, его роль в повествовании.

Читать прозаический текст, отвечать на вопросы, пересказы-вать, участвовать в беседе о произведении. Выявлять роль пейзажа в рассказе. Высказывать своё отношение к герою рассказа. Писать сочинение по самостоя-тельно составленному плану.

6. Литература XX—XXI веков. (11ч.)

Произведения отечественной прозы на тему «Человек на войне» (не менее двух). Например, Л. А. Кассиль. «Дорогие мои мальчишки»;
Ю. Я. Яковлев. «Девочки с Васильевского острова»;
В. П. Катаев. «Сын полка» и др. (3ч.)

 

Внеклассное чтение. (1ч.)

 

Произведения отечественных писателей XIX–XXI веков на тему детства (не менее двух). Например, произведения В. Г. Короленко, В. П. Катаева, В. П. Крапивина, Ю. П. Казакова, А. Г. Алексина,
В. П. Астафьева, В. К. Железникова, Ю. Я. Яковлева, Ю. И. Коваля, А. А. Гиваргизова, М. С. Аромштам, Н. Ю. Абгарян, А. В. Жвалевского и Е. Б. Пастернак и др. (3ч.)

 

Развитие речи (1ч.)

 

Произведения приключенческого жанра отечественных писателей (одно по выбору). Например, К. Булычёв «Девочка, с которой ничего не случится», «Миллион приключений» (главы по выбору) и др. (2ч.)

 

Внеклассное чтение (1ч.)

 

 

https://nsportal.ru/shkola/

literatura/library/2015/02/02/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://resh.edu.ru/subject/

lesson/7399/start/301528/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://resh.edu.ru/subject/14/5/

Воспринимать и выразительно читать литературное произведение. Отвечать на вопросы (с использованием цитирования) и самостоятельно формулировать вопросы к тексту. Участвовать в коллективном диалоге. Анализировать сюжет, тему произведения, определять его композиционные особенности. Характеризовать и сопоставлять героев произведения, выявлять художественные средства их создания. Использовать различные виды пересказа произведения. Письменно отвечать на вопрос. Выражать личное читательское отношение к прочитанному. Работать со словарями, определять значение незнакомых слов.

Писать отзыв на одно из произведений.

 

7. Литература народов Российской Федерации. (2ч.)

Стихотворения (одно по выбору).
Например, Р. Г. Гамзатов. «Песня соловья»; М. Карим. «Эту песню мать мне пела» (1ч.)

 

Развитие речи (1ч.)

https://resh.edu.ru/subject/14/5/

Выразительно читать и анализировать поэтический текст. Характеризовать лирического героя. Определять общность темы и её художественное воплощение в стихотворениях русской поэзии и в произведениях поэтов народов России. Выявлять художественные

средства выразительности

8. Зарубежная литература (9ч.)

Х. К. Андерсен. Сказки (одна по выбору).
Например, «Снежная королева», «Соловей» ( 2ч.)

 

Зарубежная сказочная проза (одно произведение по выбору).Например, Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» (главы); Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно» (главы) и др. (2ч.)

 

Зарубежная проза о детяхи подростках (два произведения по выбору). Например, М. Твен. «Приключения Тома Сойера» (главы); Дж. Лондон. «Сказание о Кише»;
Р. Брэдбери. Рассказы.
Например, «Каникулы», «Звук бегущих ног», «Зелёное утро» и др. (1ч.)

 

Зарубежная приключенческая проза (два произведения по выбору).
Например, Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Чёрная стрела» (главы по выбору) и др. (1ч.)

 

Зарубежная проза о животных (одно-два произведения по выбору). Например, Э. Сетон-Томпсон. «Королевская аналостанка»; Дж. Даррелл. «Говорящий свёрток»; Дж. Лондон. «Белый Клык»; Дж. Р. Киплинг. «Маугли», «Рикки-Тикки-Тави» (2ч.)

 

Внеклассное чтение 1

https://resh.edu.ru/

subject/lesson/758/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://resh.edu.ru/subject/14/5/

 

 

 

 

 

 

 

 

https://resh.edu.ru/subject/14/5/

Читать сказку, отвечать на вопросы, пересказывать.

Определять сюжет, композиционные и художественные особенности произведения. Формулировать вопросы к отдельным фрагментам сказки. Характеризовать главных героев, сравнивать их поступки.

Высказывать своё отношение к событиям и героям сказки. Определять связь сказки

Х. К. Андерсена с фольклорными произведениями. Рассуждать о

героях и проблематике произведения, обосновывать

свои суждения с опорой на текст. Выявлять своеобразие авторской сказочной прозы и её отличие от

народной сказки. Выделять ключевые эпизоды в тексте произведения. Писать отзыв на прочитанное произведение

9. Итоговый контроль (2ч.)

Итоговые контрольные работы ( 2ч.)

 

 

Резервное время (15ч.)

 

 

 

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 102

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе (базовый уровень)

№ п/п

Тема раздела/модуля/ урока

Кол-во часов

Дата проведения

Виды

контроля

 

Прим.

по плану

Факт.

1

Введение. Книга в жизни человека

1

1.09

 

Устный опрос

 

 

1.Мифология (4 ч.)

 

 

 

 

 

1.1

Мифы народов России и мира. Легенды и мифы Древней Греции. Понятие о мифе

1

5.09

 

Устный опрос

 

1.2

Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия»

1

6.09

 

Устный опрос

 

1.3

«Яблоки Гесперид» и другие подвиги Геракла.

1

8.09

 

Устный опрос

 

1.4

Внеклассное чтение. Мифы и легенды Древней Греции.

1

12.09

 

Устный опрос

 

 

2. Фольклор (9ч.)

 

 

 

 

 

2.1

Фольклор. Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Исполнители фольклорных произведений

1

13.09

 

Устный опрос

 

2.2

Малые жанры фольклора: колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки

1

15.09

 

Устный опрос

 

2.3

Р.р. Малые жанры фольклора. Сочиняем загадки

1

19.09

 

Практическая работа

 

2.4

Фольклор. Сказки народов России и народов мира. Русские народные сказки. Нравственное и эстетическое содержание сказок. Сказка как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые.

1

20.09

 

Устный опрос

 

2.5

Фольклор. Сказки народов России и народов мира. «Царевна-лягушка» как волшебная сказка. Животные-помощники. Чудесные противники.

1

22.09

 

Устный опрос

 

2.6

Фольклор. «Царевна-лягушка». Василиса Премудрая и Иван-царевич.

1

26.09

 

Устный опрос

 

2.7

Фольклор. «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания.

1

27.09

 

Устный опрос

 

2.8

Фольклор. Сказки о животных. «Журавль и цапля». Бытовые сказки. «Солдатская шинель»

1

29.09

 

Устный опрос

 

2.9

Внеклассное чтение. Русские народные сказки.

1

3.10

 

Устный опрос

 

 

3. Литература первой половины XIX века. (16ч +2.)

 

 

 

 

 

3.1

Роды и жанры литературы и их основные признаки.

1

4.10

 

Письменная работа

 

3.2

Резервный урок. Жанр басни в мировой литературе. Эзоп, Лафонтен.

1

6.10

 

Устный опрос

 

3.3

И. А. Крылов. Басни. «Волк на псарне».

1

10.10

 

Устный опрос

 

3.4

И. А. Крылов. Басни. «Квартет».

1

11.10

 

Устный опрос

 

3.5

И. А. Крылов. Басни. «Свинья под дубом».

1

13.10

 

Устный опрос

 

3.6

Резервный урок. Обличение человеческих пороков в басне "Листы и корни".

1

17.10

 

Письменная работа

 

3.7

р/р. Выразительное чтение басен И.А.Крылова.

1

18.10

 

Устный опрос

 

3.8

А. С. Пушкин. Стихотворения «Зимний вечер», «Няне»

1

20.10

 

Устный опрос

 

3.9

А.С. Пушкин. «Зимнее утро».

1

24.10

 

Устный опрос

 

3.10

А.С. Пушкин. «У лукоморья дуб зелёный…» как собирательная картина народных сказок.

1

25.10

 

Устный опрос

 

3.11

А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Сюжет сказки.

1

27.10

 

Устный опрос

 

3.12

А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Главные и второстепенные герои.

1

7.11

 

Устный опрос

 

3.13

А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой сказка. Стихотворная и прозаическая царевне и о семи богатырях» как литературная речь. Рифма, ритм, способы рифмовки.

1

8.11

 

Практическая работа

 

3.14

М. Ю. Лермонтов. «Бородино»: история создания, тема, идея, композиция стихотворения, образ рассказчика.

1

10.11

 

Устный опрос

 

3.15

М. Ю. Лермонтов. «Бородино»: проблематика и поэтика стихотворения.

1

14.11

 

Устный опрос

 

3.16

Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Реальность и фантастика.

1

15.11

 

Устный опрос

 

3.17

Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Сочетание комического и лирического.

1

17.11

 

Устный опрос

 

3.18

В/ч. Н. В. Гоголь. «Заколдованное место». Реальность и фантастика. Юмор.

1

21.11

 

Устный опрос

 

 

4.Литература второй половины XIX века. (15ч.+1ч.)

 

 

 

 

 

4.1

И. С. Тургенев. Жизнь и творчество.

1

22.11

 

Практическая работа

 

4.2

И. С. Тургенев. «Муму» как повесть о крепостном праве.

1

24.11

 

Устный опрос

 

4.3

И.С.Тургенев "Муму": история отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение.

1

28.11

 

Устный опрос

 

4.4

И.С. Тургенев «Муму». Барыня и ее слуги: московская жизнь.

1

29.11

 

Устный опрос

 

4.5

И.С. Тургенев «Муму». Герасим и Муму. Выбор ценностей, выбор пути.

1

1.12

 

Устный опрос

 

4.6

Резервный урок. Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества.

1

5.12

 

Устный опрос

 

4.7

Р.р. Сочинение "Что воспевает И.С.Тургенев в образе Герасима?"

1

6.12

 

Письменная работа.

 

4.8

Н.А.Некрасов: жизнь и творчество. Мир детства в стихотворениях Н.А.Некрасова "Крестьянские дети", "Школьник"

1

8.12

 

Устный опрос

 

4.9

Н.А.Некрасов "Крестьянские дети". Мастерство в создании образов.

1

12.12

 

Устный опрос

 

4.10

Н.А.Некрасов «Школьник». Особенности языка стихотворений Н.А.Некрасова.

1

13.12

 

Устный опрос

 

4.11

Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос» (фрагмент): поэтический образ русской женщины.

1

15.12

 

Практическая работа.

 

4.12

Н.А.Некрасов "Мороз, Красный нос" (фрагмент): тяжёлая доля крестьянской женщины в России второй половины XIX века.

1

19.12

 

Устный опрос

 

4.13

Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Рассказ «Кавказский пленник»: историческая основа, рассказ-быль; тема, идея.

 

20.12

 

Устный опрос

 

4.14

Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» Жилин и татары. Жилин и Дина.

1

22.12

 

Устный опрос

 

4.15

Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». Жилин и Костылин: сравнительная характеристика героев. Картины природы в рассказе.

1

26.12

 

Устный опрос

 

4.16

В/ч. Нравственные уроки басен и рассказов Толстого для детей ( "Внучка", "Лгун", "Как мужик убрал камень", "Два товарища").

1

27.12

 

Устный опрос

 

 

5.Литература XIX—ХХ веков (19ч.+3ч.)

 

 

 

 

 

5.1

Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной. Ф. И. Тютчев. «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…» «Весенняя гроза»

1

10.01

 

Устный опрос

 

5.2

А. А. Фет. «Чудная картина…», «Весенний дождь», «Вечер»

1

12.01

 

Устный опрос

 

5.3

Пейзажная лирика А.К.Толстого и А.А.Фета. Художественные средства, передающие различные состояния природы и человека в стихотворении А.К.Толстого "Где гнутся над омутом лозы" и стихотворении А.А.Фета "Задрожали листы, облетая..."

1

16.01

 

Устный опрос

 

5.4

Богатство и разнообразие чувств и настроений в пейзажной лирике И.А.Бунина, А.А.Блока, С.А.Есенина (на примере стихотворений И.А.Бунина "Помню долгий зимний вечер", А.А.Блока "Летний вечер", С.А.Есенина "Мелколесье. Степь и дали...")

1

17.01

 

Устный опрос

 

5.5

Человек и природа в стихотворениях Н.М.Рубцова и Ю.П.Кузнецова (на примере стихотворений Н.М.Рубцова "Звезда полей", Ю.П.Кузнецова "Цветы").

1

19.01

 

Устный опрос

 

5.6

Р/р. .Анализ стихотворения по плану.

1

23.01

 

Зачёт

 

5.7

А.П.Чехов: жизнь и творчество. Комическое в рассказе А.П.Чехова «Лошадиная фамилия».

 

24.01

 

Устный опрос

 

5.8

Резервный урок. Юмористический и сатирический талант А.П. Чехова в рассказе«Хирургия». Подготовка к написанию сценария по рассказу.

1

26.01

 

Устный опрос

 

5.9

М.М.Зощенко: жизнь и творчество. Смешное и грустное в рассказе М.М.Зощенко "Галоша".

1

30.01

 

Устный опрос

 

5.10

Смешное и грустное в рассказе М.М.Зощенко "Встреча"..

1

31.01

 

Устный опрос

 

5.11

К.Г.Паустовский: жизнь и творчество. Ответственность человека перед природой (по рассказу К.Г. Паустовского«Заячьи лапы»).

1

2.02

 

Устный опрос

 

5.12

К.Г. Паустовский. «Тёплый хлеб»: герои сказки и их поступки.Нравственные проблемы произведения.

1

6.02

 

Устный опрос

 

5.13

М.М.Пришвин: жизнь и творчество. Сказка-быль М.М.Пришвина "Кладовая солнца".

1

7.02

 

Устный опрос

 

5.14

Образ природы в сказкебыли М.М.Пришвина "Кладовая солнца".

1

9.02

 

Устный опрос

 

5.15

Резервный урок.Тема дружбы и согласия в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти.

1

13.02

 

Практическая работа

 

5.16

А.П. Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика

1

14.02

 

Устный опрос

 

5.17

Душевный мир главного героя рассказа А.П. Платонова «Никита». Оптимистическое восприятие окружающего мира.«

1

16.02

 

Устный опрос

 

5.18

Р.р. Работа над сочинениме "Каким должно быть отношение людей к животным?" (по произведениям М.М.Пришвина, К.Г.Паустовского, А.П.Платонова).

1

20.02

 

Письменная работа.

 

5.19

В.П.Астафьев: жизнь и творчество. Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева "Васюткино озеро".

1

21.02

 

Устный опрос

 

5.20

«Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу."

1

27.02

 

Устный опрос

 

5.21

Резервный урок. "Открытие" Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении.

1

28.02

 

Устный опрос

 

5.22

Р.р.Составление памятки "Уроки выживания от Васютки").

1

2.03

 

Практическая оабота.

 

 

6. Литература XX—XXI веков. (11ч.+1ч.)

 

 

 

 

 

6.1

Ю.Я. Яковлев: жизнь и творчество. "Это не должно повториться!" (по рассказу Ю.Я.Яковлева "Девочки с Васильевского острова")

1

6.03

 

Устный опрос

 

6.2

В.П.Катаев: жизнь и творчество. Ребёнок на войне (по повести В.П.Катаева "Сын полка").

1

7.03

 

Устный опрос

 

6.3

Образ Вани Солнцева в повести В.Катаева "Сын полка".

1

9.03

 

Устный опрос

 

6.4

Резервный урок. У войны не детское лицо (по повести В.П.Катаева "Сын полка").

1

13.03

 

Устный опрос

 

6.5

В.ч. Нравственные уроки в повести Л. А. Кассиля. «Дорогие мои мальчишки.

1

14.03

 

Устный опрос

 

6.6

В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой».В.П. Астафьев. Слово о писателе. "Конь с розовой гривой". Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы. Самобытность героев рассказа.

1

16.03

 

Устный опрос

 

6.7

В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Сюжет. Герои.

1

27.03

 

Устный опрос

 

6.8

Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей.

1

28.03

 

Устный опрос

 

6.9

Резервный урок. Изображение города и его обитателей в повести В.Г. Ко​роленко «В дурном обществе». Понятие о композиции литера​турного произведения.

1

30.03

 

Практическая работа.

 

6.10

К.Булычёв: жизнь и творчество. Реальность и фантастика в повести К.Булычёва "Девочка, с которой ничего не случится".

1

3.04

 

Устный опрос

 

6.11

Тема любви к миру и приключениям в фантастической повести К.Булычёва "Девочка, с которой ничего не случится"

1

4.04

 

Устный опрос

 

6.12

Р.р. Сочинение "Детство — это огромный край, откуда приходит каждый".

1

6.04

 

Устный опрос

 

 

7. Литература народов Российской Федерации. (2ч.)

 

 

 

 

 

7.1

Р.Г.Гамзатов: жизнь и творчество. Любовь к Родине в стихотворении Р.Гамзатова "Песнь соловья". История создания стихотворения "Журавли".

1

10.04

 

Устный опрос

 

7.2

Р.р. Тайны поэтического слова. Рифма, размер стихотворения.

1

11.04

 

Практическая работа

 

 

8. Зарубежная литература (9ч.+4ч.)

 

 

 

 

 

8.1

Г. Х. Андерсен. Слово о писателе. «Снежная Королева». Образы главных героев. Кай и Герда.

1

13.04

 

Устный опрос

 

8.2

Г. Х. Андерсен «Снежная Королева». Испытания героев.

1

17.04

 

Устный опрос

 

8.3

Г. Х. Андерсен «Снежная Королева». Добро и зло в сказке.

1

18.04

 

Устный опрос

 

8.4

Л.Кэрролл: жизнь и творчество. Бессмыслица как средство создания чудесных ситуаций в сказочной повести Л.Кэрролла "Алиса в стране чудес".

1

20.04

 

Устный опрос

 

8.5

Логика абсурда или бессмыслица со смыслом по повести Л.Кэрролла "Алиса в стране чудес".

1

24.04

 

Устный опрос

 

8.6

М. Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Неповторимый мир детства в романе М.Твена "Приключения Тома Сойера".

1

 

25.04

 

Устный опрос

 

8.7

Тема воспитания ребёнка в обществе в романе М.Твена "Приключения Тома Сойера".

1

27.04

 

Устный опрос

 

8.8

Р.Стивенсон«Остров сокровищ».Знакомство с первыми главами романа «Остров сокровищ».

1

2.05

 

Устный опрос

 

8.9

Р.Стивенсон«Остров сокровищ».Экстремальные ситуации в жизни героев Стивенсона.

1

4.05

 

Устный опрос

 

8.10

Джек Лондон: жизнь и творчество. Что значит быть взрослым? (по произведению Дж.Лондона "Сказание о Кише").

1

11.05

 

Практическая работа

 

8.11

Дж.Даррелл: жизнь и творчество. Мифландия и мифические животные в повести Джеральда Даррелла "Говорящий сверток".

1

15.05

 

Устный опрос

 

8.12

Идейное содержание книги Джеральда Даррелла «Говорящий сверток», посвященной защите животных, созданных фантазией человека.

1

16.05

 

Устный опрос

 

8.13

В.ч. Э.Сетон-Томпсон: жизнь и творчество. "Мы дети одной матери"( по рассказам Э.СетонаТомпсона " Лоюо", "Снап").

1

18.05

 

Устный опрос

 

 

9. Итоговый контроль (2ч.)

 

 

 

 

 

9.1

Тест-зачёт по изученным произведениям за курс 5 класса.

2

22.05-23.05

 

Тестирование

 

 

Резервные уроки (3ч)

 

 

 

 

 

1

Резервный урок..В.М.Гаршин: жизнь и творчество. Героическое и обыденное в сказке В.М.Гаршина "Attalea Princeps"

1

25.05

 

Устный опрос

 

2

Резервный урок.О.Уайльд: жизнь и творчество. Любовь и самопожертвование в сказке О.Уайльда "Соловей и роза"

1

29.05

 

Устный опрос

 

3

Резервный урок. Д.Дефо: жизнь и творчество. Необычайные приключения героя романа Д.Дефо "Робинзон Крузо"

1

30.05

 

Устный опрос

 

 

Итого

102