|
Документ подписан электронной подписью |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КРАСНОАРМЕЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
РАССМОТРЕНА методическим объединением учителей естественно-эстетического курса Руководитель ШМО ________ Д.М. Савина Протокол № 1 от «29» июня 2022 г |
ПРИНЯТА на заседании педагогического совета Протокол № 16 от «30 » июня 2022 г. |
УТВЕРЖДЕНА в составе содержательного раздела ООП соответствующего уровня общего образования приказом директора школы Приказ № 256 от «30» июня 2022 г. |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету КОРРКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ
5 класс (вариант 7.2)
на 2022-2023 уч. год
Составила: Илюкович Людмила Николаевна, педагог-психолог |
п. Красноармейский
2022
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ООО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования", на основании статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 7 Областного закона от 14.11.2013 г. № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области», приказа Минобрнауки Российской Федерации от 10.04.2002 г. №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, приказа Министерства образования Ростовской области от 10.07.2002 №1277 «Об утв. примерных региональных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», на основании решения ТПМПК №64 от 29.04.2019, на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования МБОУ Красноармейской СОШ на 2022-2023 учебный год обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) с учетом психофизических особенностей и образовательных способностей ребенка в соответствии с требованиями ФГОС
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки
России№ 1897 от 17 декабря 2010 г);
- Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС НОО)
- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативах СанПиН 2.4.2.3286-15,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
10.07.2015г. No26
В соответствии с индивидуальным учебным планом программа рассчитана на 35 час.
В соответствии с календарным графиком МБОУ Красноармейской СОШ на 2022-2023 учебный год календарно-тематическое планирование по коррекционному курсу «Коррекционно-развивающие занятия» 5 класс составлено на 35 часов.
Условия реализации программы
Программа предназначена для учащихся 5-9 классов со статусом ОВЗ.
Занятия по программе проводятся в подгрупповой и индивидуальной форме на базе ОУ. Курс программы рассчитан:
- 5 класс – 35 часа, с периодичностью 1 раз в неделю, время занятия составляет 30-40 минут.
Общая характеристика программы коррекционно-развивающего курса
Программа коррекционно-развивающего курса способствует развитию внимания формированию его устойчивости, умению контролировать выполнение одновременно двух или больше действий. Основным направлением в развитии памяти учащихся является формирование у них опосредованного запоминания. Большое значение придается всестороннему развитию мыслительной деятельности, а именно таких ее операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей, формирование логических операций. Путь от глобального, целостного к дифференцированному, конкретному реализуется в последовательности заданий: начиная с заданий, в которых требуется оперирование объектами, сильно отличающимися, и где, следовательно, осуществляется достаточно грубый их анализ, и переходя к заданиям с оперированием объектами, отличающимися одним - двумя признаками и, следовательно, требующими тонкого анализа. Таким образом, постепенно закладываются основы абстрактного мышления. Не менее важной является и подготовка мышления учащихся к переходу на более высокие уровни понятийного, и словесно-логического мышления, требования к которым в средней школе значительно повышаются. Особое внимание уделяется профессиональной ориентации обучающихся, развитию социальной адаптивности, умению преодолевать жизненные трудности. Данный курс способствует освоению вербальных и невербальных каналов передачи информации, развитию новых моделей поведения. Коррекционно-развивающие занятия дают возможность проведения эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития детей. Непрерывность мониторинга обусловлена тем, что развивающие игры и упражнения в основном базируются на различных психодиагностических методиках. Следует отметить, что игровой, увлекательный характер заданий, являющихся в то же время психологическими тестами, смягчает ситуацию стресса при проверке уровня развития, что позволяет учащимся продемонстрировать свои истинные возможности в более полной мере. Для итогового тестирования в конце каждого учебного года применяются стандартные, рекомендованные для использования в образовательной сфере и снабженные нормативными показателями для соответствующих возрастных групп методики. Программа коррекционно-развивающего курса имеет непосредственную связь со всеми основными предметами общего образования. Например, развитие мышления, внимания, памяти, помогает обучающимся лучше анализировать и глубже понимать читаемые тексты и изучаемые на уроках русского языка правила, свободнее ориентироваться в закономерностях окружающей действительности, эффективнее использовать накопленные знания и навыки на уроках обществознания.
Цели, задачи программы курса
Цель программы: оказание психолого-педагогической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в освоении образовательной программы, социальной адаптации посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, коррекция и развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы обучающихся.
Задачи программы:
Основными принципами содержания программы являются:
Ожидаемые результаты реализации программы
Планируемые результаты коррекционной работы имеют дифференцированный характер и определяются индивидуальными программами развития детей с ЗПР. В зависимости от формы организации коррекционной работы планируются разные группы результатов (личностные, метапредметные, предметные).
Личностные результаты (система ценностных отношений обучающегося):
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
ситуации столкновения интересов.
• Конструктивно разрешать конфликтные ситуации.
Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий
N п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
1. |
Диагностическое обследование |
1 |
2. |
Развитие внимания и мышления |
1 |
3. |
Развитие пространственных представлений. |
1 |
4. |
Развитие внутреннего плана действия |
1 |
5. |
Установление закономерностей и развитие гибкости мышления. |
1 |
6. |
«Как работать с книгой». |
1 |
7. |
Развитие внимания в условиях коллективной деятельности. |
1 |
8. |
Развитие умения дифференцировать чувства. |
1 |
9. |
Учимся сравнивать. Существенное и несущественное. |
1 |
10. |
Развитие внимания |
2 |
11. |
Развитие умения различать виды поведения. Познание своего поведения. |
2 |
12. |
Учимся договариваться. |
1 |
13. |
Развитие логического мышления. |
2 |
14. |
Чувства бывают разные |
1 |
15. |
Учимся сравнивать. |
1 |
16. |
Развитие логического мышления |
1 |
17. |
Развитие воображения. |
1 |
18. |
Развитие пространственных представлений. |
1 |
19. |
Развитие логических форм вербального мышления. |
1 |
20. |
Развитие пространственных представлений. |
1 |
21. |
Развитие мышления (гибкость и анализ через синтез). |
2 |
22. |
Учимся различать эмоции. |
1 |
23. |
Развитие воображения. |
2 |
24. |
Учимся сотрудничать. |
1 |
25. |
Учимся договариваться и уступать. Учимся решать проблемы вместе. |
1 |
26. |
Учимся рассуждать. Развитие логического мышления. |
1 |
27. |
Я повзрослел. Мои достоинства и недостатки. |
1 |
28. |
Я и мои друзья. |
1 |
29. |
Диагностическое обследование. Итоговое занятие. |
2 |
Всего |
35 |
|
Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий
N п/п |
Тема |
Кол.час |
Дата |
Цели занятий |
Содержание |
Прим |
1 |
Диагностика |
1 |
06.09 |
Выявление уровня развития памяти и мышления, уровня развития внимания, воображения и восприятия. Исследование школьной мотивации учащихся. |
Диагностика ВПФ |
|
2 |
Развитие внимания и мышления |
1 |
13.09 |
Развитие внимания и мышления. Расширение представлений об окружающем мире, пополнение словаря |
Рефлексия собственных личных качеств. Говорящая надпись. Называйте и считайте. Три слова. Составьте слова. |
|
3 |
Развитие пространственных представлений |
1 |
20.09 |
Развитие пространственной и временной ориентировки, развитие общей моторики |
Развитие мышления. Какие мы разные. Представьте куб. Замените цифры символами. Отгадайте слова. |
|
4 |
Развитие внутреннего плана действия |
1 |
27.09 |
Развитие Внутреннего плана действий, пополнение словарного запаса, Расширение кругозора, пополнение запаса знаний. |
Формирование абстрагирования и вербального (словесного) анализа. Я узнаю себя. Муха. Говорим по-марсиански. Объясните греческие слова. |
|
5 |
Установление закономерностей и развитие гибкости мышления. |
1 |
04.10 |
Развитие мыслительных операций. Развитие речи, пополнение словарного запаса, Расширение кругозора, пополнение запаса знаний |
Развитие мышления. Я - ромашка. Необычные ножницы. Найдите фигуры. |
|
6 |
«Как работать с книгой». |
1 |
11.10 |
Развитие речи, развитие внимания. Расширение представлений об окружающем мире, пополнение словарного запаса. |
Какие книги используют исследователи? Какие книги считаются научными? Практическая работа по структурированию текстов. |
|
7 |
Развитие внимания в условиях коллективной деятельности. |
1 |
18.10 |
Развитие внимания, развитие речи. Расширение представлений об окружающем мире, пополнение словарного запаса. |
Развитие гибкости мышления.Что я могу сказать о себе хорошее? Делаем вместе.Способы применения предмета. Выберите синонимы и антонимы. |
|
8 |
Развитие умения дифференцировать чувства. |
1 |
25.10 |
Развитие памяти, развитие мыслительных операций Расширение представлений об окружающем мире |
Развитие вербального мышления. Слово в зеркале. Подберите синонимы и антонимы. Отгадайте чувство. |
|
9 |
Учимся сравнивать. существенное и несущественное. |
1 |
08.11 |
Развитие памяти, развитие мыслительных операций. Развитие умения сравнивать. существенное и несущественное. |
Что я чувствую? Найдите фигуры. Одинаковые? Противоположные? Разные? Развитие вербального мышления Ошибки в изображениях. Существенные и несущественные признаки. Такие разные лица. |
|
10,11 |
Развитие внимания |
2 |
15.11, 22.11 |
Развитие внимания, развитие речи. Расширение представлений об окружающем мире, пополнение словарного запаса. |
Какие слова легче. Стенографы. Замените символы цифрами. Объясните поговорки. |
|
12,13 |
Развитие умения различать виды поведения. Познание своего поведения. |
2 |
29.11, 06.12 |
Развитие памяти, развитие мыслительных операций Расширение представлений об окружающем мире |
Найдите фигуры. Понимание пословиц. Какое бывает поведение? Вид комнаты сверху. Понимание пословиц. Я узнаю себя. |
|
14 |
Учимся договариваться. |
1 |
13.12 |
Развитие умения договариваться. Расширение представлений об окружающем мире, пополнение словарного запаса. |
Делаем вместе. Какое это понятие ?Как попросить и отказать. Найдите фигуры. Выразите разными словами. Кто это? |
|
15,16 |
Развитие логического мышления. |
2 |
20.12, 27.12 |
Развитие мыслительных операций. Развитие речи, пополнение словарного запаса, Расширение кругозора, пополнение запаса знаний |
Найдите лишнюю фигуру. Сравниваем понятия. Вылепите фигуру. |
|
17 |
Чувства бывают разные |
1 |
10.01 |
Развитие умения различать эмоции и чувства. Расширение представлений об окружающем мире, пополнение словарного запаса. |
Муха.Сравниваем понятия.Как преодолеть плохое настроение? |
|
18 |
Учимся сравнивать. |
1 |
17.01 |
Развитие внимания, развитие речи. Расширение представлений об окружающем мире, пополнение словарного запаса. |
Найдите фигуры. Сравниваем понятия. Какое бывает поведение? |
|
19 |
Развитие логического мышления |
1 |
24.01 |
Развитие мыслительных операций. Развитие речи, пополнение словарного запаса, Расширение кругозора, пополнение запаса знаний |
Стенографы. Дополните до куба. Сравниваем понятия. Кто это? |
|
20 |
Развитие воображения. |
1 |
31.01 |
Развитие воображения, памяти, развитие мыслительных операций Расширение представлений об окружающем мире |
Придумайте предметы. Разделите понятия. Говорящая надпись. |
|
21 |
Развитие пространственных представлений. |
1 |
07.02 |
Развитие пространственных представлений, памяти, развитие мыслительных операций Расширение представлений об окружающем мире |
Перекрёсток. Деление понятий. Вылепите фигуру. |
|
22 |
Развитие логических форм вербального мышления. |
1 |
14.02 |
Развитие мыслительных операций. Развитие речи, пополнение словарного запаса, Расширение кругозора, пополнение запаса знаний |
«Рисуем в уме» в уме.Определите вид суждения. Что я могу сказать о себе хорошее? |
|
23 |
Развитие пространственных представлений. |
1 |
21.02 |
Развитие памяти, развитие мыслительных операций Расширение представлений об окружающем мире |
Переворот фигур. Найдите фигуры. Измените форму, не меняя содержания. Угадайте выражение лица. |
|
24,25 |
Развитие мышления (гибкость и анализ через синтез). |
2 |
28.02, 07.03 |
Развитие мыслительных операций. Развитие речи, пополнение словарного запаса, Расширение кругозора, пополнение запаса знаний |
Замените цифры буквами. Измените форму, не меняя содержания. Угадайте выражение лица. |
|
26 |
Учимся различать эмоции. |
1 |
14.03 |
Развитие способностей различать эмоции. Расширение представлений об окружающем мире, пополнение словарного запаса. |
Какие бывают эмоции. Переворот фигур. Измените форму, не меняя содержания. |
|
27,28 |
Развитие воображения. |
2 |
28.03, 04.04 |
Развитие воображения, памяти, развитие мыслительных операций Расширение представлений об окружающем мире |
Соедините точки. Учимся различать эмоции. Измените форму, не меняя содержания. |
|
29 |
Учимся сотрудничать. |
1 |
11.04 |
Развитие умения сотрудничать. Расширение представлений об окружающем мире, пополнение словарного запаса. |
Называйте и считайте. Учимся рассуждать. А что сказал бы ты? |
|
30 |
Учимся договариваться и уступать. Учимся решать проблемы вместе. |
1 |
18.04 |
Развитие умения договариваться и уступать. Расширение представлений об окружающем мире, пополнение словарного запаса. |
Найдите фигуру. Учимся рассуждать. А что сказал бы ты? Переворот фигур. Учимся рассуждать. А что сказал бы ты? |
|
31 |
Учимся рассуждать. Развитие логического мышления. |
1 |
25.04 |
Развитие умения рассуждать, логически мыслить. Расширение представлений об окружающем мире, пополнение словарного запаса. |
Я - ромашка. Замените буквы цифрами. Учимся рассуждать. Развёртка с буквами. Учимся рассуждать. Говорящая надпись. |
|
32 |
Я повзрослел. Мои достоинства и недостатки. |
1 |
02.05 |
Формирование адекватной самооценки. Умение видеть свои достоинства и недостатки. Расширение представлений об окружающем мире, пополнение словарного запаса. |
Осознание различия между агрессией и агрессивностью. Работа со сказкой «Лабиринт души». Работа в тетради «Я повзрослел». Коллективное обсуждение «Символ моего Я». «Спрячь игрушку». Найдите фигуры. Учимся рассуждать. Что я могу сказать о себе хорошее? |
|
33 |
Я и мои друзья. |
1 |
16.05 |
Развитие умения сотрудничать. Расширение представлений об окружающем мире, пополнение словарного запаса. |
Обсуждение проблем подростковой дружбы.«Самое длинное».«Красивые поступки».«Общая рука». Работа со сказкой «Светлячок». |
|
34,35 |
Диагностическое обследование. Итоговое занятие. |
2 |
23.05, 30.05 |
Выявление уровня развития памяти и мышления, уровня развития внимания, воображения и восприятия. Исследование школьной мотивации учащихся. |
Диагностика ВПФ |
|
|
35 |
|
|
|
|
|
Список литературы
Улъенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. — М.: Педагогика, 1990.