ЭП

Документ подписан электронной подписью
16.03.2023 08:50, Гришина Людмила Владимировна, Директор школы
Ключ электроннй подписи

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КРАСНОАРМЕЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

 

 

РАССМОТРЕНА

методическим объединением

учителей естественно-эстетического курса

Руководитель ШМО

________ Д.М. Савина

Протокол № 1

от «29» июня 2022 г

ПРИНЯТА

на заседании педагогического

совета

Протокол № 16

от «30 » июня 2022 г.

УТВЕРЖДЕНА

в составе содержательного раздела ООП соответствующего уровня общего образования приказом директора школы

Приказ № 256

от «30» июня 2022 г.

 

 

 

 

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету КОРРКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ

5 класс (вариант 7.2)

на 2022-2023 уч. год

 

 

 

 

 

 

 

Составила: Илюкович Людмила Николаевна, педагог-психолог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Красноармейский

2022

 

 

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ООО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования", на основании статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 7 Областного закона от 14.11.2013 г. № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области», приказа Минобрнауки Российской Федерации от 10.04.2002 г. №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, приказа Министерства образования Ростовской области от 10.07.2002 №1277 «Об утв. примерных региональных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», на основании решения ТПМПК №64 от 29.04.2019, на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования МБОУ Красноармейской СОШ на 2022-2023 учебный год обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) с учетом психофизических особенностей и образовательных способностей ребенка в соответствии с требованиями ФГОС

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего

образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки

России№ 1897 от 17 декабря 2010 г);

 

- Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС НОО)

- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативах СанПиН 2.4.2.3286-15,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
10.07.2015г. No26

В соответствии с индивидуальным учебным планом программа рассчитана на 35 час.

В соответствии с календарным графиком МБОУ Красноармейской СОШ на 2022-2023 учебный год календарно-тематическое планирование по коррекционному курсу «Коррекционно-развивающие занятия» 5 класс составлено на 35 часов.

 

Условия реализации программы

Программа предназначена для учащихся 5-9 классов со статусом ОВЗ.

Занятия по программе проводятся в подгрупповой и индивидуальной форме на базе ОУ. Курс программы рассчитан:

- 5 класс – 35 часа, с периодичностью 1 раз в неделю, время занятия составляет 30-40 минут.

Общая характеристика программы коррекционно-развивающего курса

Программа коррекционно-развивающего курса способствует развитию внимания формированию его устойчивости, умению контролировать выполнение одновременно двух или больше действий. Основным направлением в развитии памяти учащихся является формирование у них опосредованного запоминания. Большое значение придается всестороннему развитию мыслительной деятельности, а именно таких ее операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей, формирование логических операций. Путь от глобального, целостного к дифференцированному, конкретному реализуется в последовательности заданий: начиная с заданий, в которых требуется оперирование объектами, сильно отличающимися, и где, следовательно, осуществляется достаточно грубый их анализ, и переходя к заданиям с оперированием объектами, отличающимися одним - двумя признаками и, следовательно, требующими тонкого анализа. Таким образом, постепенно закладываются основы абстрактного мышления. Не менее важной является и подготовка мышления учащихся к переходу на более высокие уровни понятийного, и словесно-логического мышления, требования к которым в средней школе значительно повышаются. Особое внимание уделяется профессиональной ориентации обучающихся, развитию социальной адаптивности, умению преодолевать жизненные трудности. Данный курс способствует освоению вербальных и невербальных каналов передачи информации, развитию новых моделей поведения. Коррекционно-развивающие занятия дают возможность проведения эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития детей. Непрерывность мониторинга обусловлена тем, что развивающие игры и упражнения в основном базируются на различных психодиагностических методиках. Следует отметить, что игровой, увлекательный характер заданий, являющихся в то же время психологическими тестами, смягчает ситуацию стресса при проверке уровня развития, что позволяет учащимся продемонстрировать свои истинные возможности в более полной мере. Для итогового тестирования в конце каждого учебного года применяются стандартные, рекомендованные для использования в образовательной сфере и снабженные нормативными показателями для соответствующих возрастных групп методики. Программа коррекционно-развивающего курса имеет непосредственную связь со всеми основными предметами общего образования. Например, развитие мышления, внимания, памяти, помогает обучающимся лучше анализировать и глубже понимать читаемые тексты и изучаемые на уроках русского языка правила, свободнее ориентироваться в закономерностях окружающей действительности, эффективнее использовать накопленные знания и навыки на уроках обществознания.

Цели, задачи программы курса

Цель программы: оказание психолого-педагогической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в освоении образовательной программы, социальной адаптации посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, коррекция и развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы обучающихся.

Задачи программы:

Основными принципами содержания программы являются:

 

Ожидаемые результаты реализации программы

Планируемые результаты коррекционной работы имеют дифференцированный характер и определяются индивидуальными программами развития детей с ЗПР. В зависимости от формы организации коррекционной работы планируются разные группы результатов (личностные, метапредметные, предметные).

Личностные результаты (система ценностных отношений обучающегося):

Регулятивные УУД:

Познавательные УУД:

Коммуникативные УУД:

ситуации столкновения интересов.

• Конструктивно разрешать конфликтные ситуации.

 

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий

N п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1.

Диагностическое обследование

1

2.

Развитие внимания и мышления

1

3.

Развитие пространственных представлений.

1

4.

Развитие внутреннего плана действия

1

5.

Установление закономерностей и развитие гибкости мышления.

1

6.

«Как работать с книгой».

1

7.

Развитие внимания в условиях коллективной деятельности.

1

8.

Развитие умения дифференцировать чувства.

1

9.

Учимся сравнивать. Существенное и несущественное.

1

10.

Развитие внимания

2

11.

Развитие умения различать виды поведения. Познание своего поведения.

2

12.

Учимся договариваться.

1

13.

Развитие логического мышления.

2

14.

Чувства бывают разные

1

15.

Учимся сравнивать.

1

16.

Развитие логического мышления

1

17.

Развитие воображения.

1

18.

Развитие пространственных представлений.

1

19.

Развитие логических форм вербального мышления.

1

20.

Развитие пространственных представлений.

1

21.

Развитие мышления (гибкость и анализ через синтез).

2

22.

Учимся различать эмоции.

1

23.

Развитие воображения.

2

24.

Учимся сотрудничать.

1

25.

Учимся договариваться и уступать. Учимся решать проблемы вместе.

1

26.

Учимся рассуждать. Развитие логического мышления.

1

27.

Я повзрослел. Мои достоинства и недостатки.

1

28.

Я и мои друзья.

1

29.

Диагностическое обследование. Итоговое занятие.

2

 

Всего

35

     

 

Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий

 

N п/п

Тема

Кол.час

Дата

Цели занятий

Содержание

Прим

1

Диагностика

1

06.09

Выявление уровня развития памяти и мышления, уровня развития внимания, воображения и восприятия. Исследование школьной мотивации учащихся.

Диагностика ВПФ

 

2

Развитие внимания и мышления

1

13.09

Развитие внимания и мышления. Расширение представлений об окружающем мире, пополнение словаря

Рефлексия собственных личных качеств. Говорящая надпись.

Называйте и считайте. Три слова. Составьте слова.

 

3

Развитие пространственных представлений

1

20.09

Развитие пространственной и временной ориентировки, развитие общей моторики

Развитие мышления.

Какие мы разные. Представьте куб.

Замените цифры символами. Отгадайте слова.

 

4

Развитие внутреннего плана действия

1

27.09

Развитие Внутреннего плана действий, пополнение словарного запаса, Расширение кругозора, пополнение запаса знаний.

Формирование абстрагирования и вербального (словесного) анализа. Я узнаю себя. Муха.

Говорим по-марсиански. Объясните греческие слова.

 

5

Установление закономерностей и развитие гибкости мышления.

1

04.10

Развитие мыслительных операций. Развитие речи, пополнение словарного запаса, Расширение кругозора, пополнение запаса знаний

Развитие мышления.

Я - ромашка. Необычные ножницы. Найдите фигуры.

 

6

«Как работать с книгой».

1

11.10

Развитие речи, развитие внимания. Расширение представлений об окружающем мире, пополнение словарного запаса.

Какие книги используют исследователи? Какие книги считаются научными? Практическая работа по структурированию текстов.

 

7

Развитие внимания в условиях коллективной деятельности.

1

18.10

Развитие внимания, развитие речи. Расширение представлений об окружающем мире, пополнение словарного запаса.

Развитие гибкости мышления.Что я могу сказать о себе хорошее? Делаем вместе.Способы применения предмета. Выберите синонимы и антонимы.

 

8

Развитие умения дифференцировать чувства.

1

25.10

Развитие памяти, развитие мыслительных операций

Расширение представлений об окружающем мире

Развитие вербального мышления. Слово в зеркале.

Подберите синонимы и антонимы. Отгадайте чувство.

 

9

Учимся сравнивать. существенное и несущественное.

1

08.11

Развитие памяти, развитие мыслительных операций. Развитие умения сравнивать. существенное и несущественное.

Что я чувствую? Найдите фигуры. Одинаковые? Противоположные? Разные? Развитие вербального мышления Ошибки в изображениях. Существенные и несущественные признаки. Такие разные лица.

 

10,11

Развитие внимания

2

15.11, 22.11

Развитие внимания, развитие речи. Расширение представлений об окружающем мире, пополнение словарного запаса.

Какие слова легче. Стенографы.

Замените символы цифрами. Объясните поговорки.

 

12,13

Развитие умения различать виды поведения. Познание своего поведения.

2

29.11, 06.12

Развитие памяти, развитие мыслительных операций

Расширение представлений об окружающем мире

Найдите фигуры. Понимание пословиц. Какое бывает поведение? Вид комнаты сверху. Понимание пословиц. Я узнаю себя.

 

14

Учимся договариваться.

1

13.12

Развитие умения договариваться. Расширение представлений об окружающем мире, пополнение словарного запаса.

Делаем вместе. Какое это понятие ?Как попросить и отказать. Найдите фигуры. Выразите разными словами. Кто это?

 

15,16

Развитие логического мышления.

2

20.12, 27.12

Развитие мыслительных операций. Развитие речи, пополнение словарного запаса, Расширение кругозора, пополнение запаса знаний

Найдите лишнюю фигуру. Сравниваем понятия. Вылепите фигуру.

 

17

Чувства бывают разные

1

10.01

Развитие умения различать эмоции и чувства. Расширение представлений об окружающем мире, пополнение словарного запаса.

Муха.Сравниваем понятия.Как преодолеть плохое настроение?

 

18

Учимся сравнивать.

1

17.01

Развитие внимания, развитие речи. Расширение представлений об окружающем мире, пополнение словарного запаса.

Найдите фигуры. Сравниваем понятия. Какое бывает поведение?

 

19

Развитие логического мышления

1

24.01

Развитие мыслительных операций. Развитие речи, пополнение словарного запаса, Расширение кругозора, пополнение запаса знаний

Стенографы. Дополните до куба. Сравниваем понятия. Кто это?

 

20

Развитие воображения.

1

31.01

Развитие воображения, памяти, развитие мыслительных операций

Расширение представлений об окружающем мире

Придумайте предметы. Разделите понятия. Говорящая надпись.

 

21

Развитие пространственных представлений.

1

07.02

Развитие пространственных представлений, памяти, развитие мыслительных операций

Расширение представлений об окружающем мире

Перекрёсток. Деление понятий. Вылепите фигуру.

 

22

Развитие логических форм вербального мышления.

1

14.02

Развитие мыслительных операций. Развитие речи, пополнение словарного запаса, Расширение кругозора, пополнение запаса знаний

«Рисуем в уме» в уме.Определите вид суждения.

Что я могу сказать о себе хорошее?

 

23

Развитие пространственных представлений.

1

21.02

Развитие памяти, развитие мыслительных операций

Расширение представлений об окружающем мире

Переворот фигур. Найдите фигуры. Измените форму, не меняя содержания. Угадайте выражение лица.

 

24,25

Развитие мышления (гибкость и анализ через синтез).

2

28.02, 07.03

Развитие мыслительных операций. Развитие речи, пополнение словарного запаса, Расширение кругозора, пополнение запаса знаний

Замените цифры буквами. Измените форму, не меняя содержания. Угадайте выражение лица.

 

26

Учимся различать эмоции.

1

14.03

Развитие способностей различать эмоции. Расширение представлений об окружающем мире, пополнение словарного запаса.

Какие бывают эмоции. Переворот фигур. Измените форму, не меняя содержания.

 

27,28

Развитие воображения.

2

28.03, 04.04

Развитие воображения, памяти, развитие мыслительных операций

Расширение представлений об окружающем мире

Соедините точки. Учимся различать эмоции. Измените форму, не меняя содержания.

 

29

Учимся сотрудничать.

1

11.04

Развитие умения сотрудничать. Расширение представлений об окружающем мире, пополнение словарного запаса.

Называйте и считайте. Учимся рассуждать. А что сказал бы ты?

 

30

Учимся договариваться и уступать. Учимся решать проблемы вместе.

1

18.04

Развитие умения договариваться и уступать. Расширение представлений об окружающем мире, пополнение словарного запаса.

Найдите фигуру. Учимся рассуждать. А что сказал бы ты? Переворот фигур. Учимся рассуждать. А что сказал бы ты?

 

31

Учимся рассуждать. Развитие логического мышления.

1

25.04

Развитие умения рассуждать, логически мыслить. Расширение представлений об окружающем мире, пополнение словарного запаса.

Я - ромашка. Замените буквы цифрами. Учимся рассуждать. Развёртка с буквами. Учимся рассуждать. Говорящая надпись.

 

32

Я повзрослел. Мои достоинства и недостатки.

1

02.05

Формирование адекватной самооценки. Умение видеть свои достоинства и недостатки. Расширение представлений об окружающем мире, пополнение словарного запаса.

Осознание различия между агрессией и агрессивностью.

Работа со сказкой «Лабиринт души». Работа в тетради «Я повзрослел». Коллективное обсуждение «Символ моего Я». «Спрячь игрушку». Найдите фигуры. Учимся рассуждать. Что я могу сказать о себе хорошее?

 

33

Я и мои друзья.

1

16.05

Развитие умения сотрудничать. Расширение представлений об окружающем мире, пополнение словарного запаса.

Обсуждение проблем подростковой дружбы.«Самое длинное».«Красивые поступки».«Общая рука».

Работа со сказкой «Светлячок».

 

34,35

Диагностическое обследование. Итоговое занятие.

2

23.05, 30.05

Выявление уровня развития памяти и мышления, уровня развития внимания, воображения и восприятия. Исследование школьной мотивации учащихся.

Диагностика ВПФ

 

 

35

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Альманах психологических тестов. — М.: КСП, 1996.
  2. Бабкина Н.В. Формирование саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР в различных условиях обучения // Дефектология. — 2003. — № 6.
  3. Бабкина Н.В., Баулина Н.С., Бибик Л.И. Опыт использования занятий развивающего цикла в учебном процессе начальной школы // Наука и школа. — 1999. — № 1.
  4. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекцией -но-развивающего обучения / Под ред. С.Г. Шевченко. — М.: АРКТИ, 2001.
  5. Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления школьников, отстающих в развитии. — М., 1973.
  6. 7.Зак А.З. Методы развития интеллектуальных способностей у детей. - М.: ИНТЕРПРАКС, 1994.
  7. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. - М., 2000.
  8. Развивающие игры для детей. — М.: Физкультура и спорт, 2001.
  9. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: ВЛАДОС, 1995.
  10. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. — Ярославль: ТОО «Гринго», 1995.

Улъенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. — М.: Педагогика, 1990.