|
Документ подписан электронной подписью |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Красноармейская средняя общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНА методическим объединением учителей начальных классов Руководитель ШМО ________ Т.Е. Петренко Протокол № 6 от «29» июня 2022 г. |
ПРИНЯТА на заседании педагогического совета Протокол № 16 от «30 » июня 2022 г. |
УТВЕРЖДЕНА в составе содержательного раздела ООП соответствующего уровня общего образования приказом директора школы Приказ № 256 от «30» июня 2022 г. |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету ГЕОГРАФИЯ
5 класс (вариант 7.2)
на 2022-2023 уч. год
Составил: Колесникова Людмила Николаевна, учитель географии |
п. Красноармейский
2022г
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ООО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования", на основании статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 7 Областного закона от 14.11.2013 г. № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области», приказа Минобрнауки Российской Федерации от 10.04.2002 г. №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, приказа Министерства образования Ростовской области от 10.07.2002 №1277 «Об утв. примерных региональных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», на основании решения ТПМПК №64 от 29.04.2019, на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования МБОУ Красноармейской СОШ на 2022-2023 учебный год обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) с учетом психофизических особенностей и образовательных способностей ребенка в соответствии с требованиями ФГОС, рабочей программой по предмету «География», одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.; Рабочая программа по географии ориентирована на учащихся 5 класса и разработана на основе следующих документов: - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки России № 1897 от 17 декабря 2010 г);
- Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО); - Санитарно-эпидемиологических правил и нормативах СанПиН 2.4.2.3286-15, Адаптированная рабочая программа учебного предмета «География» для обучающихся на уровне основного общего образования ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в рабочей программе воспитания МБОУ Красноармейской СОШ. На изучение предмета география в 5 классе отводится 34 часа (1 час в неделю). Программа учитывает особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития): • овладение комплексом минимальных географических знаний и умений, необходимых для повседневной жизни, будущей профессиональной деятельности (которая не требует знаний географии, выходящих за пределы базового курса), продолжения обучения в классах общеобразовательных школ; • развитие логического мышления, пространственного воображения и других качеств мышления; • формирование предметных основных общеучебных умений; • создание условий для социальной адаптации учащихся. Основой обучения в классах, где есть дети с ОВЗ, является изучение особенностей личности каждого ученика, создание оптимального психологического режима на уроке, выявление пробелов в знаниях учащихся и помощь в их ликвидации, включение ученика в активную учебную деятельность, формирование заинтересованности и положительного отношения к учебе. Особенности программы следующие: • в основу положена программа по географии для общеобразовательных учреждений; • проведена корректировка содержания программы в соответствии с целями обучения для детей с ОВЗ; • реализовано систематическое включение блоков повторения изученного материала перед основными темами; • предусмотрено увеличение времени на итоговое повторение содержания курса.
Ввиду психологических особенностей детей с ОВЗ, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления: Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени. Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями). Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике. Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Методы и формы, через которые будет реализована программа для детей с ОВЗ:
ЛИЧНОСТНЫЕ: - овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; - осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира: - сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс» основаны на формировании универсальных учебных действий. Личностные УУД: - осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона); - осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; - эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования; - патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; - уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность. Регулятивные УУД: - способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; - умения управлять своей познавательной деятельностью; - умение организовывать свою деятельность; - определять её цели и задачи; - выбирать средства и применять их на практике; - оценивать достигнутые результаты. Познавательные УУД: - формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; -умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств. Коммуникативные УУД: - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом) Предметные УУД: знать/понимать основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий; географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; уметь выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов; применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания; учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий; наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных. 2.Содержание учебного предмета. Тема 1. Развитие географических знаний о Земле (4 ч) Что изучает география. Значение географических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с географией. Методы географической науки. Способы организации собственной учебной деятельности. Развитие навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды.
Практикум. 1. Анализ источников географической информации. 2. Составление таблицы «Путешественники и учёные». 3. Составление схемы «Источники географической информации в нашей жизни». Тема 2. Земля – планета Солнечной системы (4ч) Земля — одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Солнце — источник тепла и жизни на Земле. Как устроена наша планета: материки и океаны, земные оболочки. Формы и размеры Земли. Виды движения Земли. Продолжительность года. Високосный год. Северный полюс. Южный полюс. Экватор, тропики, полярные круги. Неравномерное распределение тепла и света на Земле. Высота Солнца над горизонтом. Географические следствия движения Земли. Смена дня и ночи, смена сезонов года. Дни летнего и зимнего солнцестояния, дни весеннего и осеннего равноденствия. Полярные день и ночь. Пояса освещённости, тепловые пояса. Тема 3. План и карта (11 ч) План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Географическая карта — особый источник информации. Глобус — объёмная модель Земли. Масштаб и его виды. Древние карты. Эратосфен, Птолемей. Способы отображения поверхности Земли на древних картах. Отличия карты от плана. Свойства географической карты. Легенда карты. Виды условных знаков. Классификация карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Географические карты в жизни человека. Градусная сетка и её предназначение. Параллели и меридианы. Градусная сетка на глобусе и картах. Определение направлений и расстояний по карте. Географические координаты. Географическая широта и долгота. Определение географических координат, направлений и расстояний по карте. Современные способы создания карт. Часовые пояса. Разнообразие карт. Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Практикум. 1. Ориентирование на местности при помощи компаса. Определение азимута. 2. Топографический диктант. 3. Ориентирование по плану города. 4. Определение по карте и глобусу с помощью приборов географических координат, расстояний и направлений, местоположения и взаимного расположения объектов, абсолютных высот и глубин на плане и карте. 5. Составление описания местности по планам и картам, чтение космических снимков и аэрофотоснимков. Тема 4. Человек на Земле (3 ч) Основные пути расселения людей по Земле. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. Рост населения. Возникновение земледелия и животноводства. Приспособление людей к условиям жизни на разных этапах развития общества. Создание человеком материальных и духовных ценностей в процессе освоения территории Земли. Расы и народы мира. Их отличительные особенности. Численность населения на Земле. Плотность населения, неравномерность его размещения на Земле. Языки. Крупные государства и города мира. Тема 5. Литосфера – твёрдая оболочка Земли (12 ч)
Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность. Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте. Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.
Практикум. 1. Изучение свойств горных пород и минералов. 2. Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин, районов размещения землетрясений и вулканов. 3. Разработка правил безопасного поведения во время стихийных явлений. 4. Описание по карте равнин и гор по плану. 5. Описание рельефа своей местности.
Учебно-тематическое планирование
В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ Красноармейской СОШ на 2022-2023 учебный год, календарно-тематическое планирование по учебному предмету география 5 класс (базовый уровень) составлено на 34 часа. |
№ раздела/модуля/ урока |
Тема раздела/модуля/урока |
Количество часов |
Дата |
Формы контроля |
|
по плану |
Фактически |
||||
1. |
Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления. |
1 |
06.09.2022 |
|
Устный опрос; |
2. |
Как география изучает Практическая работа №1. Организация фенологических наблюдений в природе: |
1 |
13.09.2022 |
|
Практическая работа; |
3. |
Представления о мире в Путешествие Пифея. Плавания финикийцев вокруг Африки. Экспедиции Т. Хейердала как модель Появление географических карт. Практическая работа№2. Сравнение карт |
1 |
20.09.2022 |
|
Практическая работа; |
4. |
География в эпоху Путешествия М. Поло и А. Никитина |
1 |
27.09.2022 |
|
Устный опрос; |
5. |
Эпоха Великих |
1 |
04.10.2022 |
|
Устный опрос; |
6. |
Первое кругосветное Магеллана. Значение |
1 |
11.10.2022 |
|
Тестирование; |
7. |
Географические открытия XVII—XIX вв. Поиски |
1 |
18.10.2022 |
|
Тестирование; |
8. |
Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Первая русская кругосветная экспедиция (Русская экспедиция Ф. Ф.Беллинсгаузена, М. П. Лазарева — открытие Антарктиды) |
1 |
25.10.2022 |
|
Письменный контроль; |
9. |
Географические Исследование полярных областей Земли. Изучение Мирового океана. Географические открытия Новейшего времени. Практическая работа №3. Обозначение на контурной карте географических |
1 |
08.11.2022 |
|
Практическая работа; |
10. |
Виды изображения земной поверхности. Планы |
1 |
15.11.2022 |
|
Письменный контроль; |
11. |
Условные знаки. Масштаб. Виды масштаба. Способы определения расстояний на местности. Практическая работа №4. Определение |
1 |
22.11.2022 |
|
Практическая работа; |
12. |
Глазомерная, полярная и маршрутная съёмка |
1 |
29.11.2022 |
|
Устный опрос |
13. |
Изображение на планах местности неровностей земной поверхности. Абсолютная и относительная высоты. Профессия топограф |
1 |
06.12.2022 |
|
Тестирование; |
14. |
Ориентирование по плану местности: стороны |
1 |
13.12.2022 |
|
Практическая работа; |
15. |
Различия глобуса и географических карт. Способы перехода от сферической поверхности глобуса к плоскости географической карты. |
1 |
20.12.2022 |
|
Устный опрос; |
16. |
Градусная сеть на глобусе и картах. Параллели и |
1 |
27.12.2022 |
|
Письменный контроль; |
17. |
Географические координаты. Географическая широта и географическая долгота, их определение на глобусе и картах. Определение расстояний по глобусу. Практическая работа №6. Определение географических координат объектов и определение объектов по их географическим координатам |
1 |
10.01.2023 |
|
Практическая работа; |
18. |
Искажения на карте. Линии градусной сети на картах. Определение расстояний с помощью масштаба и градусной сети. Определение направлений и расстояний по карте полушарий. Практическая работа №7. Определение направлений и расстояний по карте полушарий |
1 |
17.01.2023 |
|
Практическая работа; |
19. |
Разнообразие географических карт и их классификации. Способы изображения на Изображение на физических картах высот и глубин |
1 |
24.01.2023 |
|
Устный опрос |
20. |
Географический атлас. Использование карт в жизни и хозяйственной деятельности людей. Профессия картограф. Система космической навигации. Геоинформационные системы |
1 |
31.01.2023 |
|
Устный опрос; |
21. |
Земля в Солнечной системе. Гипотезы возникновения Земли |
1 |
07.02.2023 |
|
Устный опрос; |
22. |
Форма, размеры Земли, их географические следствия |
1 |
14.02.2023 |
|
Письменный контроль; |
23. |
Движения Земли. Земная ось и географические полюсы. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, |
1 |
21.02.2023 |
|
Письменный контроль; |
24. |
Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Тропики и полярные круги |
1 |
28.02.2023 |
|
Устный опрос; |
25. |
Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей. Практическая работы №8. Выявление закономерностей изменения |
1 |
07.03.2023 |
|
Практическая работа; |
26. |
Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Методы изучения земных глубин. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора |
1 |
14.03.2023 |
|
Устный опрос; |
27. |
Строение земной коры: материковая и океаническая кора. Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы |
1 |
28.03.2023 |
|
Письменный контроль; |
28. |
Проявления внутренних и внешних процессов |
1 |
04.04.2023 |
|
Устный опрос; |
29. |
Образование вулканов и причины землетрясений. Шкалы измерения силы и интенсивности землетрясений. Изучение вулканов и землетрясений. Профессии сейсмолог и вулканолог |
1 |
11.04.2023 |
|
Тестирование; |
30. |
Разрушение и изменение горных пород и минералов под действием внешних и Формирование рельефа земной поверхности как |
1 |
18.04.2023 |
|
Устный опрос; |
31. |
Рельеф земной поверхности и методы его изучения. Планетарные формы рельефа— материки и впадины океанов. Формы рельефа |
1 |
25.04.2023 |
|
Тестирование; |
32. |
Человек и литосфера. Условия жизни человека в горах и на равнинах. Деятельность человека, |
1 |
02.05.2023 |
|
Устный опрос; |
33. |
Итоговая контрольная работа. Промежуточная аттестация |
1 |
16.05.2023 |
|
Контрольная работа; |
34. |
Сезонные изменения продолжительности |
1 |
23.05.2023 |
|
Практическая работа; |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
34 |