ЭП

Документ подписан электронной подписью
16.03.2023 08:46, Гришина Людмила Владимировна, Директор школы
Ключ электроннй подписи

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Красноармейская средняя общеобразовательная школа

 

РАССМОТРЕНА

методическим объединением

учителей начальных классов

Руководитель ШМО

________ Т.Е. Петренко

Протокол № 6

от «29» июня 2022 г.

ПРИНЯТА

на заседании педагогического

совета

Протокол № 16

от «30 » июня 2022 г.

УТВЕРЖДЕНА

в составе содержательного раздела ООП соответствующего уровня общего образования приказом директора школы

Приказ № 256

от «30» июня 2022 г.

 

 

 

 

 

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету ГЕОГРАФИЯ

5 класс (вариант 7.2)

на 2022-2023 уч. год

 

 

 

 

 

 

Составил: Колесникова Людмила Николаевна, учитель географии

 

 

 

 

 

 

 

п. Красноармейский

2022г

Пояснительная записка

 

Данная рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ООО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования", на основании статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 7 Областного закона от 14.11.2013 г. № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области», приказа Минобрнауки Российской Федерации от 10.04.2002 г. №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, приказа Министерства образования Ростовской области от 10.07.2002 №1277 «Об утв. примерных региональных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», на основании решения ТПМПК №64 от 29.04.2019, на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования МБОУ Красноармейской СОШ на 2022-2023 учебный год обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) с учетом психофизических особенностей и образовательных способностей ребенка в соответствии с требованиями ФГОС, рабочей программой по предмету «География», одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.;

Рабочая программа по географии ориентирована на учащихся 5 класса и разработана на основе следующих документов:

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки России № 1897 от 17 декабря 2010 г);

 

- Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО);

- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативах СанПиН 2.4.2.3286-15,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
10.07.2015г.
No26;

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «География» для обучающихся на уровне основного общего образования ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в рабочей программе воспитания МБОУ Красноармейской СОШ.

На изучение предмета география в 5 классе отводится 34 часа (1 час в неделю).

Программа учитывает особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития):

• овладение комплексом минимальных географических знаний и умений, необходимых для повседневной жизни, будущей профессиональной деятельности (которая не требует знаний географии, выходящих за пределы базового курса), продолжения обучения в классах общеобразовательных школ;

• развитие логического мышления, пространственного воображения и других качеств мышления;

• формирование предметных основных общеучебных умений;

• создание условий для социальной адаптации учащихся.

Основой обучения в классах, где есть дети с ОВЗ, является изучение особенностей личности каждого ученика, создание оптимального психологического режима на уроке, выявление пробелов в знаниях учащихся и помощь в их ликвидации, включение ученика в активную учебную деятельность, формирование заинтересованности и положительного отношения к учебе.

Особенности программы следующие:

• в основу положена программа по географии для общеобразовательных учреждений;

• проведена корректировка содержания программы в соответствии с целями обучения для детей с ОВЗ;

• реализовано систематическое включение блоков повторения изученного материала перед основными темами;

• предусмотрено увеличение времени на итоговое повторение содержания курса.

 

Ввиду психологических особенностей детей с ОВЗ, с целью усиления практической

направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:

Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой

моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной

моторики.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие

восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.

Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления;

развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать,

анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие

инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения

преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.

Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция

нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция

диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Методы и формы, через которые будет реализована программа для детей с ОВЗ:

  • Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности.
  • Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ОВЗ Индивидуальный подход.
  • Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий.
  • Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий.
  • Использование многократных указаний, упражнений.
  • Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы.
  • Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы.
  • Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций.
  1. Планируемые результаты обучения

ЛИЧНОСТНЫЕ:

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс» основаны на формировании универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её цели и задачи;

- выбирать средства и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Предметные УУД:

знать/понимать

основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; уметь

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;

приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,

составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;

учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;

проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

2.Содержание учебного предмета.

Тема 1. Развитие географических знаний о Земле (4 ч)

Что изучает география. Значение географических знаний в современной жиз­ни. Профессии, связанные с географией. Методы географи­ческой науки. Способы организации собственной учебной деятельности. Развитие навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды.

  • географических знаний о Земле. представлений человека о мире. Выдающиеся географические от­крытия. Современный этап научных географических исследований.

Практикум. 1. Анализ источников географической ин­формации. 2. Составление таблицы «Путешественники и учёные». 3. Составление схемы «Источники географи­ческой информации в нашей жизни».

Тема 2. Земля – планета Солнечной системы (4ч)

Земля — одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Солнце — источник тепла и жизни на Земле. Как устроена наша планета: материки и океаны, земные оболочки. Формы и размеры Земли. Виды движения Земли. Продолжительность года. Високосный год. Север­ный полюс. Южный полюс. Экватор, тропики, полярные круги. Неравномерное распределение тепла и света на Земле. Высота Солнца над горизонтом. Географические следствия движения Земли. Смена дня и ночи, смена сезонов года. Дни летнего и зимнего солнцестояния, дни весеннего и осеннего равноденствия. Полярные день и ночь. Пояса освещённости, тепловые пояса.
Практикум. 1. Подготовка сообщения «Земля во Вселенной». 2. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли. 3. Составление схемы «Тепловые пояса Земли».

Тема 3. План и карта (11 ч)
Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас. Азимут. Ори­ентирования по Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». План местности. Особенности изображения Земли на плане. Ус­ловные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний с помощью масштаба. Способы изображения неровностей земной поверх­ности на плоскости. Абсолютная высота. Относительная высота. Горизонтали. Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности. Чтение плана местности. Топографическая карта. Профессии топографа и геодезиста. Съемки местности. Сос­тавление простейшего плана местности.

План местности. Ориентирование и способы ориентирова­ния на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и оп­ределение направлений на местности и плане. Способы изобра­жения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Географическая карта — особый источник информации.

Глобус — объёмная модель Земли. Масштаб и его виды. Древ­ние карты. Эратосфен, Птолемей. Способы отображения поверхности Земли на древних картах. Отличия карты от плана. Свойства географической карты. Легенда карты. Виды условных знаков. Классификация карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Географические карты в жизни человека. Градусная сетка и её предназначение. Параллели и меридианы. Градусная сетка на глобусе и картах. Определение направлений и расстояний по карте. Геогра­фические координаты. Географическая широта и долгота. Определение географических координат, направлений и расстояний по карте. Современ­ные способы создания карт. Часовые пояса. Разнообразие карт.

Географические методы изучения окружающей среды. На­блюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод.

Практикум. 1. Ориентирование на местности при по­мощи компаса. Определение азимута. 2. Топографический диктант. 3. Ориентирование по плану города. 4. Определе­ние по карте и глобусу с помощью приборов географичес­ких координат, расстояний и направлений, местоположения и взаимного расположения объектов, абсолютных высот и глубин на плане и карте. 5. Составление описания местности по планам и картам, чтение космических снимков и аэрофотоснимков.

Тема 4. Человек на Земле (3 ч)

Основные пути расселения людей по Земле. Влияние природных усло­вий и ресурсов на расселение. Рост населения. Возникновение земледелия и животноводства. Приспособление людей к ус­ловиям жизни на разных этапах развития общества. Соз­дание человеком материальных и духовных ценностей в процессе освоения территории Земли. Расы и народы ми­ра. Их отличительные особенности. Численность населения на Земле. Плотность населения, неравномерность его размещения на Земле. Языки. Крупные государства и города мира.
Практикум.
1. Нахождение на политической карте крупнейших государств мира, их столиц. 2. Определение по карте ареалов распространения основных рас, народов, языков.

Тема 5. Литосфера – твёрдая оболочка Земли (12 ч)


Литосфера — каменная оболочка Земли. Внешние и внутренние силы Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Типы земной коры, её строение под материками и океанами. Литосфера, её соотношение с земной корой. Гор­ные породы и минералы. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы, их происхождение и свойства. Виды полезных ископаемых, их значение для человека. Охрана земных недр, методы изучения.

Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулка­низм. Условия жизни людей в районах распространения земле­трясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.

Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океа­на. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа терри­тории по карте.

Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предуп­реждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на лито­сферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.

 

Практикум. 1. Изучение свойств горных пород и ми­нералов. 2. Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин, районов размещения землетрясений и вул­канов. 3. Разработка правил безопасного поведения во вре­мя стихийных явлений. 4. Описание по карте равнин и гор по плану. 5. Описание рельефа своей местности.
Оценочные практикумы:

  1. Построение плана местности.
  2. Определение по карте расстояний и направлений.
  3. Определение по карте и глобусу географических координат объектов.
  4. Сравнение стран мира по политической карте.
  5. Описание гор и равнин по плану.
  6. Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин, районов размещения землетрясений и вулканов.
  7. Выполнение проектного задания в сотрудничестве.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематическое планирование

 

Название разделов и тем

Всего часов

Практические работы

1

Развитие географических знаний о Земле

4

 

2

Планета Земля

4

 

3

План и карта

11

3

4

Человек на Земле

3

1

5

Литосфера – верхняя оболочка земли.

12

3

 

Итого:

34

7

 

В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ Красноармейской СОШ на 2022-2023 учебный год, календарно-тематическое планирование по учебному предмету география 5 класс (базовый уровень) составлено на 34 часа.

 

№ раздела/модуля/ урока

Тема раздела/модуля/урока

Количество часов

Дата

Формы контроля

по плану

Фактически

1.

Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления.

1

06.09.2022

 

Устный опрос;

2.

Как география изучает
объекты, процессы и
явления. Географические
методы изучения объектов и явлений. Древо
географических наук.

Практическая работа №1.

Организация фенологических наблюдений в природе:
планирование, участие в
групповой работе, форма
систематизации данных

1

13.09.2022

 

Практическая работа;

3.

Представления о мире в
древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим).

Путешествие Пифея.

Плавания финикийцев вокруг Африки. Экспедиции Т.

Хейердала как модель
путешествий в древности.

Появление географических карт. Практическая работа№2. Сравнение карт
Эратосфена, Птолемея и
современных карт по
предложенным учителем вопросам

1

20.09.2022

 

Практическая работа;

4.

География в эпоху
Средневековья: путешествия и открытия викингов,
древних арабов, русских
землепроходцев.

Путешествия М. Поло и А.

Никитина

1

27.09.2022

 

Устный опрос;

5.

Эпоха Великих
географических открытий. Три пути в Индию. Открытие Нового света — экспедиция Х. Колумба

1

04.10.2022

 

Устный опрос;

6.

Первое кругосветное
плавание — экспедиция Ф.

Магеллана. Значение
Великих географических
открытий. Карта мира после эпохи Великих
географических открытий.

1

11.10.2022

 

Тестирование;

7.

Географические открытия XVII—XIX вв. Поиски
Южной. Земли — открытие Австралии

1

18.10.2022

 

Тестирование;

8.

Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Первая русская кругосветная экспедиция (Русская экспедиция Ф. Ф.Беллинсгаузена, М. П. Лазарева — открытие Антарктиды)

1

25.10.2022

 

Письменный контроль;

9.

Географические
исследования в ХХ в.

Исследование полярных областей Земли. Изучение Мирового океана.

Географические открытия Новейшего времени.

Практическая работа №3. 

Обозначение на контурной карте географических
объектов, открытых в разные периоды

1

08.11.2022

 

Практическая работа;

10.

Виды изображения земной поверхности. Планы
местности

1

15.11.2022

 

Письменный контроль;

11.

Условные знаки. Масштаб. Виды масштаба. Способы определения расстояний на местности. Практическая работа №4. Определение
направлений и расстояний по плану местности

1

22.11.2022

 

Практическая работа;

12.

Глазомерная, полярная и маршрутная съёмка
местности

1

29.11.2022

 

Устный опрос

13.

Изображение на планах местности неровностей земной поверхности.

Абсолютная и относительная высоты. Профессия топограф

1

06.12.2022

 

Тестирование;

14.

Ориентирование по плану местности: стороны
горизонта. Разнообразие планов (план города,
туристические планы, военные, исторические и
транспортные планы, планы местности в мобильных приложениях) и области их применения. Практическая работа №5. Составление описания маршрута по плану местности

1

13.12.2022

 

Практическая работа;

15.

Различия глобуса и географических карт. Способы перехода от сферической поверхности глобуса к плоскости географической карты.

1

20.12.2022

 

Устный опрос;

16.

Градусная сеть на глобусе и картах. Параллели и
меридианы. Экватор и нулевой меридиан

1

27.12.2022

 

Письменный контроль;

17.

Географические координаты. Географическая широта и географическая долгота, их определение на глобусе и картах. Определение расстояний по глобусу. Практическая работа №6.

Определение географических координат объектов и определение объектов по их географическим координатам

1

10.01.2023

 

Практическая работа;

18.

Искажения на карте. Линии градусной сети на картах. Определение расстояний с помощью масштаба и градусной сети. Определение направлений и расстояний по карте полушарий.

Практическая работа №7. Определение направлений и расстояний по карте полушарий

1

17.01.2023

 

Практическая работа;

19.

Разнообразие географических карт и их классификации. Способы изображения на
мелкомасштабных географических картах.

Изображение на физических картах высот и глубин

1

24.01.2023

 

Устный опрос

20.

Географический атлас. Использование карт в жизни и хозяйственной деятельности людей.

Профессия картограф. Система космической навигации. Геоинформационные системы

1

31.01.2023

 

Устный опрос;

21.

Земля в Солнечной системе. Гипотезы возникновения Земли

1

07.02.2023

 

Устный опрос;

22.

Форма, размеры Земли, их географические следствия

1

14.02.2023

 

Письменный контроль;

23.

Движения Земли. Земная ось и географические полюсы. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия,
летнего и зимнего солнцестояния.

1

21.02.2023

 

Письменный контроль;

24.

Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Тропики и полярные круги

1

28.02.2023

 

Устный опрос;

25.

Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей. Практическая работы №8.

Выявление закономерностей изменения
продолжительности дня и высоты Солнца над
горизонтом в зависимости от географической широты и времени года на территории России

1

07.03.2023

 

Практическая работа;

26.

Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Методы изучения земных глубин. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора

1

14.03.2023

 

Устный опрос;

27.

Строение земной коры: материковая и океаническая кора. Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы

1

28.03.2023

 

Письменный контроль;

28.

Проявления внутренних и внешних процессов
образования рельефа. Движение литосферных плит

1

04.04.2023

 

Устный опрос;

29.

Образование вулканов и причины землетрясений. Шкалы измерения силы и интенсивности землетрясений. Изучение вулканов и землетрясений. Профессии сейсмолог и вулканолог

1

11.04.2023

 

Тестирование;

30.

Разрушение и изменение горных пород и минералов под действием внешних и
внутренних процессов. Виды выветривания.

Формирование рельефа земной поверхности как
результат действия внутренних и внешних сил

1

18.04.2023

 

Устный опрос;

31.

Рельеф земной поверхности и методы его изучения. Планетарные формы рельефа— материки и впадины океанов. Формы рельефа
суши: горы и равнины. Различие гор по высоте,
высочайшие горные системы мира. Разнообразие равнин по высоте. Формы
равнинного рельефа, крупнейшие по площади
равнины мира. Рельеф дна Мирового океана. Части подводных окраин материков. Срединно-
океанические хребты. Острова, их типы по
происхождению. Ложе Океана, его рельеф

1

25.04.2023

 

Тестирование;

32.

Человек и литосфера. Условия жизни человека в горах и на равнинах. Деятельность человека,
преобразующая земную поверхность, и связанные с ней экологические проблемы

1

02.05.2023

 

Устный опрос;

33.

Итоговая контрольная работа. Промежуточная аттестация

1

16.05.2023

 

Контрольная работа;

34.

Сезонные изменения продолжительности
светового дня и высоты Солнца над горизонтом,
температуры воздуха, поверхностных вод,
растительного и животного мира. Практическая работа№ 9 Анализ результатов фенологических наблюдений и наблюдений за погодой.

1

23.05.2023

 

Практическая работа;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34