ЭП

Документ подписан электронной подписью
16.03.2023 08:44, Гришина Людмила Владимировна, Директор школы
Ключ электроннй подписи

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Красноармейская средняя общеобразовательная школа

 

РАССМОТРЕНА

методическим объединением

учителей начальных классов

Руководитель ШМО

________ Т.Е. Петренко

Протокол № 6

от «29» июня 2022 г.

ПРИНЯТА

на заседании педагогического

совета

Протокол № 16

от «30 » июня 2022 г.

УТВЕРЖДЕНА

в составе содержательного раздела ООП соответствующего уровня общего образования приказом директора школы

Приказ № 256

от «30» июня 2022 г.

 

 

 

 

 

 

 

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету БИОЛОГИЯ

5 класс (вариант 7.2)

на 2022-2023 уч. год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составил: Петренко Татьяна Евгеньевна, учитель биологии высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Красноармейский

2022г

 

 

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ООО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования", на основании статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 7 Областного закона от 14.11.2013 г. № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области», приказа Минобрнауки Российской Федерации от 10.04.2002 г. №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, приказа Министерства образования Ростовской области от 10.07.2002 №1277 «Об утв. примерных региональных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», на основании решения ТПМПК №64 от 29.04.2019, на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования МБОУ Красноармейской СОШ на 2022-2023 учебный год обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) с учетом психофизических особенностей и образовательных способностей ребенка в соответствии с требованиями ФГОС, рабочей программой по предмету «Биология», одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.;

Рабочая программа по биологии ориентирована на учащихся 5 класса и разработана на основе следующих документов:

- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ,
от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки России от19.12.2014г. No1598);

 

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки России № 1897 от 17 декабря 2010 г);

 

- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативах СанПиН 2.4.2.3286-15,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
10.07.2015г. No26

 

ЗПР проявляется в замедлении темпа психического развития, обнаруживается недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость мыслительных процессов, недостаточная целенаправленность интеллектуальной деятельности, быстрая утомляемость, преобладание игровых интересов. В одних случаях (различные виды инфантилизма) у детей преобладает задержка развития эмоционально-волевой сферы. В других случаях ЗПР преимущественно проявляется в замедлении развития познавательной деятельности, поэтому в данной программе сохраняется основное содержание образования биологии, но дополняется своеобразием, предусматривающим коррекционную направленность обучения.

Основной задачей обучения биологии таких учащихся является обеспечение прочных и сознательных знаний и умений, необходимых учащимся в повседневной жизни и будущей трудовой деятельности.

В содержании курса ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся эмоционально - ценностное отношение к изучаемому материалу, создать условия для формирования компетенции в интеллектуальных, гражданско-правовых, коммуникационных и информационных областях.

Значение курса состоит в том, что обучающиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой. Обучающиеся получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Они получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов, растений и животных.

Курс на ступени основного общего образования направлен на формирование у обучающихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.

Содержание курса представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности, приспособленности к среде обитания и значении в природе и жизни человека.

В основе методики преподавания курса лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» обучающимися новых знаний и активное освоение различных способов познания природы. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно- образовательную среду. Обучающиеся выполняют лабораторные и практические работы, опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Для успешного освоение учебного материала необходимо проведение дидактических и ролевых игр, учебные диалоги, дискуссии, а так же экскурсии.

Важнейшими коррекционными задачами курса биология являются: развитие логического мышления и речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда — планирование работы, поиск рациональных путей ее выполнения, осуществление самоконтроля. Школьники должны научиться грамотно и аккуратно делать записи, уметь объяснить их.

Дети с ЗПР из-за особенностей своего психического развития трудно усваивают программу учебного предмета по биологии. В связи с этим в рабочую программу по биологии внесены некоторые изменения: увеличено количество упражнений и заданий, связанных с практической деятельностью учащихся; некоторые темы даются как ознакомительные; исключаются задания повышенной сложности; теоретический материал преподносится в процессе выполнения заданий наглядно-практического характера, учебный материал дается небольшими дозами, включается ежедневно материал для повторения и самостоятельных работ. Учащиеся должны уметь показать и объяснить все, что они делают, решают, рисуют, чертят, собирают. Домашнее задание - дифференцированное, в соответствии с индивидуальными возможностями.

Коррекционно-развивающая работа с детьми, испытывающими трудности в усвоении биологии, строится в соответствии со следующими основными положениями:

  • Восполнение пробелов начального школьного развития детей путем обогащения чувственного опыта, организации предметно-практической деятельности
  • Пропедевтический характер обучения: подбор заданий, подготавливающих учащихся к восприятию новых тем
  • Дифференцированный подход к детям – с учетом сформированности знаний, умений и навыков, осуществляемый при выделении следующих этапов работы: выполнение действий в материализованной форме, в речевом плане без наглядной опоры, в умственном плане
  • Формирование операции обратимости и связанной с ней гибкости мышления
  • Развитие общеинтеллектуальных умений и навыков – активизация познавательной деятельности: развитие зрительного и слухового восприятия, формирование мыслительных операций
  • Активизация речи детей в единстве с их мышлением
  • Выработка положительной учебной мотивации, формирование интереса к предмету
  • Формирование навыков учебной деятельности, развитие навыков самоконтроля

Цели курса: обеспечить формирование биологической и экологической грамотности, расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой.

Задачи изучения биологии на ступени основного общего образования:

  • Личностном уровне:
  • социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, осваеваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
  • приобщение к познавательной культуре как системе научных ценностей, накопленных в сфере биологической науки;
  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, воспитание любви к природе;
  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе;
  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, коммуникативными;
  • Метапредметном уровне:
  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности;
  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить информацию в различных источниках, анализировать и оценивать, преобразовывать из одной формы в другую;
  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью;
  • умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию;
  • Предметном уровне:
  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов: клеток, растений, грибов, бактерий);
  • соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, грибами и растениями;
  • определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей, роли различных организмов в жизни человека;
  • различие на таблицах частей и органоидов клетки, съедобных и ядовитых грибов;
  • сравнение биологических объектов, умение делать выводы на основе сравнения;
  • выявление приспособлений организмов к среде обитания;
  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание, постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
  •  

 

Количество часов биологии по классам

 

Класс

Количество часов в неделю

  1.  

5

2

Место учебного предмета «Биология» в учебном плане

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Биология» входит в предметную область «Естественнонаучные предметы» и является обязательным для изучения. Содержание учебного предмета «Биология», представленное в Примерной рабочей программе, соответствует ФГОС ООО, Примерной основной образовательной программе основного общего образования, Примерной адаптированной основной образовательной программе основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»

 

5 класс

1. Биология – наука о живой природе

Понятие о жизни. Признаки живого (клеточное строение, питание, дыхание, выделение, рост и др.). Объекты живой и неживой природы, их сравнение. Живая и неживая природа – единое целое[1].

Биология – система наук о живой природе. Основные разделы биологии (ботаника, зоология, экология, цитология, анатомия, физиология и др.). Профессии, связанные с биологией: врач, ветеринар, психолог, агроном, животновод и др. (4–5). Связь биологии с другими науками (математика, география и др.). Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности современного человека.

Кабинет биологии. Правила поведения и работы в кабинете с биологическими приборами и инструментами.

Биологические термины, понятия, символы. Источники биологических знаний. Поиск информации с использованием различных источников (научно-популярная литература, справочники, Интернет).

 

2. Методы изучения живой природы

Научные методы изучения живой природы: наблюдение, эксперимент, описание, измерение, классификация. Устройство увеличительных приборов: лупы и микроскопа. Правила работы с увеличительными приборами.

Метод описания в биологии (наглядный, словесный, схематический). Метод измерения (инструменты измерения). Метод классификации организмов, применение двойных названий организмов. Наблюдение и эксперимент как ведущие методы биологии.

Лабораторные и практические работы[2]

1. Изучение лабораторного оборудования: термометры, весы, чашки Петри, пробирки, мензурки. Правила работы с оборудованием в школьном кабинете.

2. Ознакомление с устройством лупы, светового микроскопа, правила работы с ними.

3. Ознакомление с растительными и животными клетками: томата и арбуза (натуральные препараты), инфузории туфельки и гидры (готовые микропрепараты) с помощью лупы и светового микроскопа.

Экскурсии или видеоэкскурсии

Овладение методами изучения живой природы – наблюдением и экспериментом.

 

3. Организмы – тела живой природы

Понятие об организме. Доядерные и ядерные организмы.

Клетка и её открытие. Клеточное строение организмов. Цитология – наука о клетке. Клетка – наименьшая единица строения и жизнедеятельности организмов. Строение клетки под световым микроскопом: клеточная оболочка, цитоплазма, ядро.

Одноклеточные и многоклеточные организмы. Клетки, ткани, органы, системы органов.

Жизнедеятельность организмов. Особенности строения и процессов жизнедеятельности у растений, животных, бактерий и грибов, лишайников.

Свойства организмов: питание, дыхание, выделение, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность. Организм – единое целое.

Разнообразие организмов и их классификация (таксоны в биологии: царства, типы (отделы), классы, отряды (порядки), семейства, роды, виды. Жизнедеятельность организмов.

Бактерии и вирусы как формы жизни. Значение бактерий и вирусов в природе и в жизни человека.

Лабораторные и практические работы

1. Изучение клеток кожицы чешуи лука под лупой и микроскопом (на примере самостоятельно приготовленного микропрепарата).

2. Ознакомление с принципами систематики организмов.

3. Наблюдение за потреблением воды растением.

 

4. Организмы и среда обитания

Понятие о среде обитания. Водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная среды обитания. Представители сред обитания. Особенности сред обитания организмов. Приспособления организмов к среде обитания. Сезонные изменения в жизни организмов.

Лабораторные и практические работы

Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах).

Экскурсии или видеоэкскурсии

Растительный и животный мир родного края (краеведение).

 

5. Природные сообщества

Понятие о природном сообществе. Взаимосвязи организмов в природных сообществах. Пищевые связи в сообществах. Пищевые звенья, цепи и сети питания. Производители, потребители и разрушители органических веществ в природных сообществах. Примеры природных сообществ (лес, пруд, озеро и др.).

Искусственные сообщества, их отличительные признаки от природных сообществ. Причины неустойчивости искусственных сообществ. Роль искусственных сообществ в жизни человека.

Природные зоны Земли, их обитатели. Флора и фауна природных зон. Ландшафты: природные и культурные.

Лабораторные и практические работы

Изучение искусственных сообществ и их обитателей (на примере аквариума и др.).

Экскурсии или видеоэкскурсии

1. Изучение природных сообществ (на примере леса, озера, пруда, луга и др.).

2. Изучение сезонных явлений в жизни природных сообществ.

 

6. Живая природа и человек

Изменения в природе в связи с развитием сельского хозяйства, производства и ростом численности населения. Влияние человека на живую природу в ходе истории. Глобальные экологические проблемы. Загрязнение воздушной и водной оболочек Земли, потери почв, их предотвращение. Пути сохранения биологического разнообразия. Охраняемые территории (заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы). Красная книга РФ. Осознание жизни как великой ценности.

Практические работы

Проведение акции по уборке мусора в ближайшем лесу, парке, сквере или на пришкольной территории.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Личностные результаты:

чувство ответственности перед своей малой Родиной – осознание необходимости соблюдения правил природосбережения и природопользования;

мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности в области биологических знаний;

осмысление личного и чужого опыта, наблюдений за природными объектами и явлениями;

осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

способность воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

осознание своего поведения с точки зрения опасности или безопасности для себя или для окружающих;

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;

активное участие в решении практических задач природосбережения (в рамках семьи, школы, города);

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения биологических знаний;

уважение к труду и результатам трудовой деятельности;

готовность к осознанному построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на основе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, уважительного отношения к труду, разнообразного опыта участия в социально значимом труде;

представления об основах экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, приобретение опыта экологически ориентированной практической деятельности в жизненных ситуациях;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность (сельскохозяйственную), в том числе умение учиться у других людей;

осознание стрессовой ситуации, оценка происходящих биологических изменений и их последствий; формировать опыт;

осознание своих дефицитов и проявление стремления к их преодолению;

саморазвитие, умение ставить достижимые цели и строить реальные жизненные планы.

 

Метапредметные результаты

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

пользоваться научными методами для распознания биологических проблем;

давать научное объяснение с опорой на ключевые слова биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека;

проводить наблюдения с опорой на план за живыми объектами, собственным организмом;

описывать биологические объекты, процессы и явления с опорой на алгоритм;

ставить с опорой на алгоритм учебных действий несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты с помощью учителя;

использовать научно-популярную литературу по биологии, справочные материалы (на бумажных и электронных носителях), ресурсы Интернета при выполнении учебных задач;

создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач с помощью педагога.

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

использовать информационно-коммуникационные технологии для решения коммуникативных и познавательных задач в области биологии;

с помощью педагога или самостоятельно составлять устные и письменные тексты по биологии с использованием иллюстративных материалов для выступления перед аудиторией;

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

выполнять свою часть работы, достигать качественного результата и координировать свои действия с другими членами команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт, принимать и разделять ответственность и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

определять цели биологического образования, ставить новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

планировать пути достижения целей в биологических наблюдениях, осознанно выбирать способы решения учебных и познавательных задач;

соотносить свои действия во время биологических наблюдений с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

 

Предметные результаты:

осознавать и применять ценностное отношение к живой природе, к собственному организму; понимать роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира;

уметь применять систему биологических знаний под руководством педагога: раскрывать сущность живого, называть отличия живого от неживого, перечислять основные закономерности организации, функционирования объектов, явлений, процессов живой природы, эволюционного развития органического мира в его единстве с неживой природой; сформированность представлений о современной теории эволюции и основных свидетельствах эволюции;

владеть основами понятийного аппарата и научного языка биологии: использовать изученные термины, понятия, теории, законы и закономерности для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов с опорой на схемы и алгоритмы;

понимать способы получения биологических знаний; иметь опыт использования методов биологии с целью изучения живых объектов, биологических явлений и процессов: наблюдение, описание, проведение несложных биологических опытов и экспериментов, в том числе с использованием аналоговых и цифровых приборов и инструментов с опорой на алгоритм учебных действий;

уметь характеризовать с опорой на ключевые слова, план, справочную информацию основные группы организмов в системе органического мира (в том числе вирусы, бактерии, растения, грибы, животные): строение, процессы жизнедеятельности, их происхождение, значение в природе и жизни человека;

уметь объяснять положение человека в системе органического мира, его происхождение, сходства и отличия человека от животных, характеризовать строение и процессы жизнедеятельности организма человека, его приспособленность к различным экологическим факторам;

уметь описывать клетки, ткани, органы, системы органов и характеризовать важнейшие биологические процессы в организмах растений, животных и человека с опорой на план;

иметь представление о взаимосвязи наследования потомством признаков от родительских форм с организацией клетки, наличием в ней хромосом как носителей наследственной информации, об основных закономерностях наследования признаков;

иметь представление об основных факторах окружающей среды, их роли в жизнедеятельности и эволюции организмов; представление об антропогенном факторе;

иметь представление об экосистемах и значении биоразнообразия; о глобальных экологических проблемах, стоящих перед человечеством и способах их преодоления;

уметь решать учебные задачи биологического содержания, с опорой на алгоритм учебных действий, в том числе выявлять причинно-следственные связи, проводить расчеты, делать выводы на основании полученных результатов;

уметь создавать и применять с помощью педагога словесные и графические модели для объяснения строения живых систем, явлений и процессов живой природы;

осознавать вклад российских и зарубежных ученых в развитие биологических наук;

владеть навыками работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, графиков, диаграмм, моделей, изображений), критического анализа информации и оценки ее достоверности с помощью учителя;

уметь планировать под руководством учителя и проводить учебное исследование или проектную работу в области биологии; с учетом намеченной цели формулировать проблему, гипотезу, ставить задачи, выбирать адекватные методы для их решения, формулировать выводы; публично представлять полученные результаты;

уметь интегрировать с помощью педагога биологические знания со знаниями других учебных предметов;

владеть основами экологической грамотности: осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и охране природных экосистем, сохранению и укреплению здоровья человека; умение выбирать целевые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих;

уметь использовать приобретенные знания и навыки для здорового образа жизни, сбалансированного питания и физической активности; неприятие вредных привычек и зависимостей; уметь противодействовать лженаучным манипуляциям в области здоровья;

знать и уметь применять приемы оказания первой помощи человеку, выращивания культурных растений и ухода за домашними животными;

 

Требования к предметным результатам освоения учебного предмета «Биология», распределенные по годам обучения

Результаты по годам формулируются по принципу добавления новых результатов от года к году, уже названные в предыдущих годах позиции, как правило, дословно не повторяются, но учитываются (результаты очередного года по умолчанию включают результаты предыдущих лет).

5 КЛАСС:

характеризовать с опорой на ключевые слова биологию как науку о живой природе; перечислять с помощью учителя основные закономерности организации, функционирования объектов, явлений, процессов живой природы, называть признаки живого, сравнивать с визуальной опорой объекты живой и неживой природы;

характеризовать с опорой на ключевые слова значение биологических знаний для современного человека; перечислять профессии, связанные с биологией;

приводить примеры вклада отечественных (в том числе В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский) и зарубежных (в том числе Аристотель, Теофраст, Гиппократ) ученых в развитие биологии с опорой на учебник и другие источники информации;

иметь представление о важнейших биологических процессах и явлениях: питание, дыхание, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, движение, размножение, формировать представления о взаимосвязи наследования потомством признаков от родительских форм с организацией клетки, наличием в ней хромосом как носителей наследственной информации, об основных закономерностях наследования признаков;

владеть основами понятийного аппарата и научного языка биологии: использовать с помощью учителя изученные термины, понятия, теории, законы и закономерности для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов;

ориентироваться в биологических понятиях и терминах и оперировать ими на базовом уровне (в том числе: живые тела, биология, экология, цитология, анатомия, физиология, биологическая систематика, клетка, ткань, орган, система органов, организм, вирус, движение, питание, фотосинтез, дыхание, выделение, раздражимость, рост, размножение, развитие, среда обитания, природное сообщество, искусственное сообщество) в соответствии с поставленной задачей и в контексте с визуальной опорой;

различать по внешнему виду (изображениям), схемам и описаниям доядерные и ядерные организмы; различные биологические объекты: растения, животных, грибы, лишайники, бактерии; природные и искусственные сообщества, взаимосвязи организмов в природном и искусственном сообществах; представителей флоры и фауны природных зон Земли; ландшафты природные и культурные с использованием справочной информации и с помощью учителя;

проводить описание организма по заданному плану; выделять существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности организмов, характеризовать организмы как тела живой природы, перечислять особенности растений, животных, грибов, лишайников, бактерий и вирусов с опорой на алгоритм;

раскрывать понятие о среде обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной, внутриорганизменной), факторах окружающей среды;

приводить примеры, характеризующие приспособленность организмов к среде обитания, взаимосвязи организмов в сообществах с визуальной опорой;

знать основные правила поведения человека в природе и объяснять с помощью учителя значение природоохранной деятельности человека;

раскрывать на основе опорного плана роль биологии в практической деятельности человека;

иметь представление о связи знаний биологии со знаниями математики, физической географии, предметов гуманитарного цикла, различными видами искусства;

выполнять практические работы с помощью учителя, по алгоритму (поиск информации с использованием различных источников; описание организма по заданному плану) и лабораторные работы (работа с микроскопом; знакомство с различными способами измерения и сравнения живых объектов);

понимать способы получения биологических знаний; иметь опыт использования методов биологии с целью изучения живых объектов, биологических явлений и процессов: наблюдение, описание, проведение несложных биологических опытов и экспериментов, в том числе с использованием аналоговых и цифровых приборов и инструментов, владеть элементарными приемами работы с лупой, световым и цифровым микроскопами при рассматривании биологических объектов; соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с инструкциями на уроке, во внеурочной деятельности;

использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу по биологии, справочные материалы, ресурсы сети Интернет;

создавать с помощью учителя собственные письменные и устные сообщения, грамотно использовать понятийный аппарат биологии, по возможности, сопровождать выступление презентацией;

владеть навыками работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, графиков, диаграмм, моделей, изображений), критического анализа информации и оценки ее достоверности с помощью учителя;

осуществлять отбор источников биологической информации в соответствии с заданным поисковым запросом с помощью учителя.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Тема раздела/модуля

(кол-во часов)

Основное содержание

(Темы уроков)

 

Ссылки на ЦОР

 

Основные виды деятельности обучающихся

 

Биология — наука о живой природе (8ч)

Понятие о жизни. Признаки живого (клеточное строение, питание, дыхание, выделение, рост и др.) Объекты живой и неживой природы, их сравнение. Живая и неживая природа — единое целое.

Биология — система наук о живой природе. Основные разделы биологии (ботаника, зоология, экология, цитология, анатомия, физиология и др.). Профессии, связанные с биологией: врач, ветеринар, психолог, агроном, животновод и др. (4—5). Связь биологии с другими науками (математика, география и др.). Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности современного человека.

Кабинет биологии. Правила поведения и работы в кабинете с биологическими приборами и инструментами. Биологические термины, понятия, символы. Источники биологических

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7842/main/311138/

 

https://www.yaklass.ru/p/biologia/5-klass/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/48/

https://www.yaklass.ru/p/biologia/5-klass/chto-izuchaet-biologiia-13701/napravleniia-biologicheskoi-nauki-13452

 

 

 

Ознакомление с объектами изучения биологии, её разделами.

Применение биологических терминов и понятий: живые тела, биология, экология, цитология, анатомия, физиология и др.

Раскрытие роли биологии в практической деятельности людей, значения различных организмов в жизни человека.

Обсуждение признаков живого. Сравнение объектов живой и неживой природы.

Ознакомление с правилами работы с биологическим оборудованием в кабинете.

Обоснование правил поведения в природе

 

Методы изучения живой природы (12 ч)

Научные методы изучения живой природы: наблюдение, эксперимент, описание, измерение, классификация. Устройство увеличительных приборов: лупы и микроскопа. Правила работы с увеличительными приборами.

Метод описания в биологии (наглядный, словесный, схематический). Метод измерения (инструменты из- мерения). Метод классификации организмов, применение двойных названий организмов. Наблюдение и эксперимент как ведущие методы биологии

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7843/main/311172

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7843/train/311174/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7846/main/272137/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7846/train/272138/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7848/main/311273/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7848/train

 

Ознакомление с методами биологической науки: наблюдение, эксперимент, классификация, измерение и описывание.

Ознакомление с правилами работы с увеличительными приборами.

Проведение элементарных экспериментов и наблюдений на примерах растений (гелиотропизм и геотропизм) и одноклеточных животных (фототаксис и хемотаксис) и др. с описанием целей, выдвижением гипотез (предположений), получения новых фактов.

Описание и интерпретация данных с целью обоснования выводов

Организмы — тела живой природы (14 ч)

Понятие об организме. Доядерные и ядерные организмы. Клетка и её от- крытие. Цитология — наука о клетке. Клетка — наименьшая единица строения и жизнедеятельности ор- ганизмов. Строение клетки под световым микроскопом: клеточная оболочка, цитоплазма, ядро.

Одноклеточные и многоклеточные организмы. Клетки, ткани, органы, системы органов.

Жизнедеятельность организмов. Особенности строения и процессов жизнедеятельности у растений, животных, бактерий и грибов.

Свойства организмов: питание, дыхание, выделение, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность. Организм — единое целое.

Разнообразие организмов и их классификация (таксоны в биологии: царства, типы (отделы), классы, отряды (порядки), семейства, роды, виды. Бактерии и вирусы как формы жизни. Значение бактерий и вирусов в природе и для человека

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7852/start/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/60/-классификация

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7851/main/311404/-систематика

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7851/train/311405/

-тест

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7845/main/311306/

-жизнедеятельность клетки

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7845/train/311307/

-тест

Определение по внешнему виду (изображениям), схемам и описание доядерных и ядерных организмов. Установление взаимосвязей между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов.

Аргументирование доводов о клетке как единице строения и жизнедеятельности организмов.

Выявление сущности жизненно важных процессов у организмов разных царств: питание, дыхание, выделение, их сравнение.

Обоснование роли раздражимости клеток.

Сравнение свойств организмов: движения, размножения, развития.

Анализ причин разнообразия организмов.

Классифицирование организмов. Выявление существенных признаков вирусов: паразитизм, большая репродуктивная способность, изменчивость.

Исследование и сравнение растительных, животных клеток и тканей

Организмы и среда обитания (12 ч)

Понятие о среде обитания. Водная, наземно-воздушная, почвенная, внутри организменная среды обитания. Представители сред обитания. Особенности сред обитания организмов. Приспособления организмов к среде обитания. Сезонные изменения в жизни организмов

https://resh.edu.ru/subject/lesson/459/

видеоурок среды жизни

https://resh.edu.ru/subject/lesson/459/training/#6826

тест

https://resh.edu.ru/subject/lesson/541/

-приспособления

https://resh.edu.ru/subject/lesson/541/

тест

Установление взаимосвязей между распространением организмов в разных средах обитания и приспосо- бленностью к ним.

Объяснение появления приспособлений к среде обитания: обтекаемая форма тела, наличие чешуи и плав- ников у рыб, крепкий крючковидный клюв и острые, загнутые когти у хищных птиц и др.

Сравнение внешнего вида организмов на натуральных объектах, по таблицам, схемам, описаниям

Природные сообщества (16 ч)

Понятие о природном сообществе. Взаимосвязи организмов в природных сообществах. Пищевые связи в сообществах. Пищевые звенья, цепи и сети питания. Производители, потребители и разрушители органических веществ в природных со- обществах. Примеры природных сообществ (лес, пруд, озеро и др.).

Искусственные сообщества, их отличительные признаки от природных сообществ. Причины неустойчивости искусственных сообществ. Роль искусственных сообществ в жизни человека.

Природные зоны Земли, их обитатели. Флора и фауна природных зон. Ландшафты: природные и культурные

https://videouroki.net/video/29-prirodnye-soobshchestva-vzaimosvyazi-v-rastitelnom-soobshchestve.html

 

-природные сообщества

https://videouroki.net/video/28-gruppy-organizmov-v-prirodnom-soobshchestve.html

 

-группы организмов

https://videouroki.net/video/30-estestvennye-i-iskusstvennye-ehkosistemy.html

 

-естественные и искусственные сообщества

https://resh.edu.ru/subject/lesson/560/

 

-природные зоны

https://resh.edu.ru/subject/lesson/560/training/#140280

 

-тест

https://videouroki.net/video/29-cepi-i-seti-pitaniya-kto-kogo-i-chto-est.html

 

-пищевые цепи

Раскрытие сущности терминов: природное и искусственное сообщество, цепи и сети питания.

Анализ групп организмов в природных сообществах: производители, потребители, разрушители органических веществ.

Выявление существенных признаков природных сообществ организмов (лес, пруд, озеро и т. д.).

Анализ искусственного и природного сообществ, выявление их отличи- тельных признаков.

Живая природа и человек (8ч)

Изменения в природе в связи с развитием сельского хозяйства, производства и ростом численности насе- ления.

Влияние человека на живую природу с ходом истории. Глобальные экологические проблемы. Загрязнение воздушной и водной оболочек Земли, потери почв, их предотвращение. Пути сохранения биологического разнообразия. Охраняемые территории (заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы). Красная книга РФ. Осознание жизни как великой ценности

https://videouroki.net/video/1-vzaimosvyaz-cheloveka-i-prirody.html

-взаимосвязь человека и природы https://videouroki.net/video/4-neracionalnoe

https://videouroki.net/video/44-krasnaya-kniga-rossii-zhivotnye.html

-Красная книга.Животные

https://videouroki.net/video/45-krasnaya-kniga-rossii-rasteniya.html

-Красная книга .Растения

https://videouroki.net/video/46-zapovednye-territorii-stran-evropy.html

-Заповедные места

Анализ и оценивание влияния хозяйственной деятельности людей на природу.

Аргументирование введения рационального природопользования и применение безотходных технологий (утилизация отходов производства и бытового мусора).

Определение роли человека в природе, зависимости его здоровья от состояния окружающей среды.

Обоснование правил поведения человека в природе

Итого 70

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно- тематическое планирование

 

 

 

В соответствии с календарным графиком МБОУ Красноармейской СОШ на 2022-2023 учебный год , календарно-тематическое планирование по учебному предмету биология 5 класс (базовый уровень) составлено на 69 часов. Темы уплотнены, программный материал будет выполнен.

 

Раздел, темы

Количество часов

 

 

Примерная или авторская программа

Рабочая программа

1

Природные сообщества

16

15

 

 

 

№раздела, модуля, урока

Тема раздела, модуля, урока

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

 

 

 

По плану

фактически

 

Биология — наука о живой природе (8ч)

1.1

Понятие о жизни. Признаки живого. Объекты живой и неживой природы, их сравнение. Живая и неживая природа — единое целое.

1

02.09

 

 

2.2

Объекты живой и неживой природы, их сравнение. Живая и неживая природа — единое целое.

1

07.09

 

 

3.3

Биология — система наук о живой природе. Основные разделы биологии

1

09.09

 

 

4.4

Профессии, связанные с
биологией: врач, ветеринар, психолог, агроном,
животновод

1

14.09

 

 

5.5

Связь биологии с другими науками (математика, география и др.). Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности современного человека.

 

1

16.09

 

 

6.6

Кабинет биологии. Правила поведения и работы в кабинете с биологическими приборами и инструментами.

Лабораторные и практические работы №1
Изучение лабораторного оборудования: термометры, весы, чашки Петри, пробирки, мензурки. Правила работы с оборудованием в школьном кабинете.

1

21.09

 

 

7.7

Биологические термины, понятия, символы.

1

23.09

 

 

8.8

Источники биологических знаний. Поиск информации с использованием различных источников (научнопопулярная литература, справочники, Интернет).

 

1

28.09

 

 

Методы изучения живой природы (12 ч)

9.1

Научные методы изучения
живой природы: наблюдение, эксперимент, описание, измерение, классификация

1

30.09

 

 

10.2

Устройство увеличительных приборов: лупы и
микроскопа. Лабораторная работа №2 "Ознакомление с устройством лупы, светового микроскопа, правила работы с ними."

1

5.10

 

 

11.3

Лабораторная работа № 3
"Ознакомление с
растительными и животными клетками: томата и арбуза,
инфузории туфельки и гидры с помощью лупы и светового микроскопа."

1

7.10

 

 

12.4

Метод описания в биологии (наглядный, словесный,
схематический)

1

12.10

 

 

13.5

ВПР

 

14.10

 

 

14.6

Метод измерения
(инструменты измерения)

1

19.10

 

 

15.7

Метод классификации
организмов, применение
двойных названий организмов

1

21.10

 

 

16.8

Составление паспорта растений

1

26.10

 

 

17.9

Наблюдение и эксперимент как ведущие методы биологии.

1

28.10

 

 

18.10

Практическая работа «Работа с увеличительными приборами»

1

9.11

 

 

19.11

Экскурсия или видеоэкскурсия «Овладение методами изучения живой природы — наблюдением и экспериментом».

1

11.11

 

 

20.12

Урок повторения и обобщения

1

16.11

 

 

Организмы — тела живой природы-14ч

21.1

Понятие об организме. Доядерные и ядерные организмы

1

 

18.11

 

22.2

Клетка и её открытие.

Клеточное строение
организмов.

1

 

23.11

 

23.3

Цитология —наука о клетке. .Лабораторная работа №4 "Изучение клеток кожицы чешуи лука под лупой и микроскопом"

1

 

25.11

 

24.4

Одноклеточные и

многоклеточные организмы.

Клетки, ткани, органы, системы органов

1

 

30.11

 

25.5

Жизнедеятельность

организмов. Особенности строения и процессов

жизнедеятельности у

растений, животных,

бактерий и грибов

1

 

2.12

 

26.6

Свойства организмов: питание, дыхание, выделение, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность. Организм — единое целое

1

 

7.12

 

27.7

Организм — единое целое. Практическая работа №1 "Наблюдение за
потреблением воды
растением."

1

 

9.12

 

28.8

Разнообразие организмов и их классификация

1

 

14.12

 

29.9

Практическая работа №2 "Ознакомление с принципами систематики
организмов"

1

 

16.12

 

30.10

Бактерии как формы жизни. Значение вирусов в природе и в жизни человека

1

 

21.12

 

31.11

Административная контрольная работа за первое полугодие

1

 

23.12

 

32.12

Анализ контрольной работы .Работа над ошибками.

1

 

28.12

 

33.13

Вирусы как неклеточная формы жизни. Значение вирусов в природе и в жизни человека

1

 

11.01

 

34.14

Контрольная работа по теме «Организмы тела -живой природы»

1

 

13.01

 

Организмы и среда обитания-12

35.1

Понятие о среде обитания. Водная, наземно-воздушная среды обитания

1

 

18.01

 

36.2

Почвенная, внутриорганизменная среды обитания

Представители сред обитания. Особенности сред обитания организмов

1

 

20.01

 

37.3

Приспособления организмов к среде обитания.

 

1

 

25.01

 

38.4

Практическая работа № 3

Выявление приспособлений организмов к организменной среде обитания

1

 

27.01

 

39.5

Практическая работа № 3

Выявление приспособлений организмов к почвенной среде обитания

1

 

31.01

 

40.6

Практическая работа № 3

Выявление приспособлений организмов к наземно-воздушной среде обитания

 

 

3.02

 

41.7

Практическая работа № 3

Выявление приспособлений организмов к водной среде обитания

 

 

8.02

 

42.8

Определение среды обитания организмов

 

 

10.02

 

43.9

Контрольно-обобщающий урок по теме «Организмы и среда обитания»

 

 

15.02

 

44.10

Сезонные изменения в жизни организмов.

 

 

17.02

 

45.11

Экскурсия или видеоэкскурсия « Растительный мир родного края

 

 

22.02

 

46.12

Экскурсия или видеоэкскурсия « Животный мир родного края (краеведение)».

 

 

01.03

 

Природные сообщества-15

47.1

Понятие о природном сообществе

1

 

03.03

 

48.2

Взаимосвязи организмов в природных сообществах.

1

 

10.03

 

49.3

Пищевые связи в
сообществах. Пищевые
звенья, цепи и сети питания

1

 

15.03

 

50.4

Производители, потребители и разрушители органических веществ в природных сообществах

1

 

17.03

 

51.5

Искусственные сообщества, их отличительные признаки от природных сообществ

0

1

 

29.03

 

52.6

Л. р. № 8 «Изучение искусственных сообществ и их обитателей (на примере аквариума и др.)».

1

 

31.03

 

53.7

Примеры природных сообществ (лес, пруд, озеро и др)

1

 

5.04

 

54.8

Лабораторная работа №5 Изучение искусственных сообществ и их обитателей

1

 

7.04

 

55.9

Природные зоны Земли, их обитатели.

1

 

12.04

 

56.10

Флора природных зон

1

 

14.04

 

57.11

Фауна природных зон

1

 

19.04

 

58.12

Нахождение недостающей информации для описания природных зона

1

 

21.04

 

59.13

Ландшафты: природные и культурные

1

 

26.04

 

60.14

Экскурсия или видеоэкскурсия «Изучение природных сообществ (на примере леса, озера, пруда, луга и др.)».

1

 

28.04

 

61.15

Экскурсия или видеоэкскурсия «Изучение сезонных явлений в жизни природных сообществ».

1

 

3.05

 

Живая природа и человек-8

62.1

Изменения в природе в связи с развитием сельского

1

 

5.05

 

63.2

Влияние человека на живую природу в ходе истории

1

 

10.05

 

64.3

Пути сохранения биологического разнообразия. Охраняемые территории (заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы).

1

 

12.05

 

65.4

Знаки

1

 

17.05

 

66.5

Профессии

1

 

19.05

 

67.6

Красная книга РФ. Осознание жизни как великой ценности

1

 

24.05

 

68.7

Глобальные экологические

проблемы. Загрязнение

воздушной и водной оболочек Земли, потери почв, их

предотвращение.

1

 

26.05

 

69.8

Практическая работа № 4

"Проведение акции по уборке мусора в ближайшем лесу,

парке, сквере или на

пришкольной территории."

1

 

31.05

 

 

Итого69