ЭП

Документ подписан электронной подписью
13.03.2023 21:13, Гришина Людмила Владимировна, Директор школы
Ключ электроннй подписи

 

9Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Красноармейская средняя общеобразовательная школа

 

Рассмотрена

на заседании школьного

методического объединения

__________Е.В. Марышева

Протокол № 1

от 30.08. 2022 г.

Принята

на заседании

педагогического совета

Протокол № 2

  • 31.08. 2022 г.

Утверждена

приказом директора

_______ Л.В. Гришина

Приказ № 306

от 31.08. 2022 г.

 

 

 

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ

4 класс (вариант 7.2)

на 2022-2023 уч. год

 

 

 

Составил: Раевская Виктория Викторовна, социальный педагог

 

 

 

п. Красноармейский

2022

 

 

 

Предметная область «Социально-бытовая ориентировка»

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету/коррекционному курсу «Социально-бытовая ориентировка» составлена на основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 года, Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам утв.

приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1015, ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утв.

приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599, АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2 МБОУ Красноармейской СОШ.

В соответствии с индивидуальным учебным планом программа рассчитана на 31 час.

В соответствии с КУГ МБОУ Красноармейской СОШ на 2022-2023 учебный год программа рассчитана на 34 часа.

 

Рабочая программа по СБО составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.

Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы.

Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.

Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психологических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомятся с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи.

«Питание» - один из важнейших разделов, который решает очень нужные задачи:

Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств:

 

Формы и методы реализации программных задач

По разделам «Питание», «Одежда и обувь», «Жилице» и других целесообразно проводить практические работы, разделив учащихся на бригады из 4-5 человек для самостоятельного выполнения задания. Это позволит каждому ученику независимо от его интеллектуальных и физических возможностей овладеть основными способами ухода за одеждой, обувью, приготовления пищи, научиться составлять деловые бумаги, заполнять разного рода бланки и т.д.

На занятиях следует отводить время для изучения правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими инструментами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т.д.

В раде разделов, например «Личная гигиена» и др., предусмотрена система упражнений, которые каждый ученик выполняет индивидуально. Это работа осуществляется с целью выработки у учащихся определенных умений и навыков на основе знаний, полученных как на занятиях по СБО, так и на занятиях по другим предметам.

Беседа на занятиях по СБО является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами: записями в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ.

Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения. В сочетании с другими методическими приемами их целесообразно использовать при изучении таких разделов, как «Торговля», «Средства связи» и др.

Сюжетно-ролевые игры в основном рекомендуется проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения.

В программе значительное место отводится экскурсиям. Они проводятся на промышленные сельскохозяйственные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения.

Экскурсии в зависимости от их места в учебном процессе могут быть вводные, текущие и итоговые. Вводные экскурсии предшествуют изучению нового материала и имеют целью проведение наблюдений и общее ознакомление с объектами. Текущие экскурсии проводятся в ходе изучения темы и служат для конкретизации и закрепления определенного учебного материала. Итоговые экскурсии организуются при завершении работы над темой.

 

Основные направления коррекционной работы:

  1. Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря.
  2. Коррегировать познавательную и речевую деятельность учащихся.
  3. Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.
  4. Коррекция мышц мелкой моторики.
  5. Развивать познавательные процессы.
  6. Коррегировать индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках.
  7. Развитие самостоятельности, аккуратности.

 

Общая характеристика курса

Программа по СБО включает разделы: «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Питание», «Культура поведения», «Жилище», «Транспорт», «Торговля».

 

Межпредметные связи

. Расчет ингредиентов при приготовлении пищи в (мг, г, кг), измерение площади квартиры Письмо и развитие речи. Обогащение словарного запаса. Запись текстов, составление деловых бумаг.

Математика (см кв., м кв.)

Чтение и развитие речи. Использование пословиц, поговорок, загадок для развития устной речи. Следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения, умением детей правильно построить фразу, обосновывать вывод. Развитие диалогической речи учащихся.

Природоведение. Экскурсии на промышленные сельскохозяйственные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения.

Трудовое обучение. Организация труда. Творческое отношения к домашнему труду: уборка помещения, чистка одежды и обуви.

 

Основные требования к знаниям, умениям учащихся

по СБО

 

Базовый уровень

Личная гигиена

Должны знать:

- последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета;

- периодичность и правила чистки ушей;

- правила ухода за кожей рук, ног и ногтями;

- правила освещенности рабочего места;

- правила охраны зрения при чтении, просмотре телепередач;

- о вреде курения, алкоголя.

Должны уметь:

- совершенствовать вечерний туалет в определенной последовательности;

- стричь ногти на руках, ногах;

-выбирать прическу и причесывать волосы;

- стирать индивидуальные личные вещи и содержать их в чистоте;

- беречь зрение;

- корректно отказаться от предлагаемых первых папирос, глотка алкоголя, проявив силу воли.

 

Культура поведения

Должны знать:

- требования к осанке при ходьбе, в положении сидя и стоя;

- правила поведения при встрече и расставании;

- формы обращения с просьбой, вопросом;

- правила поведения за столом.

Должны уметь:

- следить за своей осанкой, принимать правильную позу в положении сидя и стоя;

- следить за своей походкой, жестикуляцией;

- правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами, салфеткой, красиво и аккуратно принимать пищу;

- правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками (мальчиками и девочками), взрослыми (знакомыми и незнакомыми) в различных ситуациях;

- вежливо обращаться с просьбой, вопросом к сверстникам и взрослым.

 

Жилище

Должны знать:

- виды жилых помещений в городе и селе и их различие;

- почтовый адрес своего дома и школы;

- правила организации рабочего места школьника.

Должны уметь:

- писать адрес на почтовых открытках, на почтовых конверте, переводе, телеграмме, телеграфном переводе;

- соблюдать порядок на рабочем столе и во всем жилом помещении.

 

Питание

Должны знать:

- чтение рецепта приготовления блюда и подбор продуктов;

- нарезка хлеба, сырых и вареных овощей;

- строгое соблюдение правил пользования режущими инструментами;

- приготовление бутербродов, салата, винегрета, окрошки овощной на кефире, напитка из варенья;

- сервировка стола с учетом различного меню;

- мытье посуды, кухонных принадлежностей, уборка помещения;

- стирка салфеток.

Должны уметь:

- прочитать рецепт блюда, подобрать продукты для его изготовления;

- нарезать хлеб, сырые и вареные овощи;

- строго соблюдать правила безопасной работы режущими инструментами.

 

Транспорт

Должны знать:

- основные транспортные средства, имеющиеся в городе, селе;

- наиболее рациональный маршрут проезда до школы;

- варианты проезда до школы рациональными видами транспорта;

- количество времени, затраченное на дорогу, пересадки, пешеходный маршрут;

- правила передвижения на велосипеде.

Должны уметь:

- соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупки билета, поведение в салоне и при выходе на улицу);

- соблюдать правила дорожного движения;

- различать знаки дорожного движения, встречаются по пути из дома до школы и обратно.

 

Торговля

Должны знать:

- виды магазинов;

- назначение продуктовых магазинов, их отделы и содержание продукции;

- правила поведения в магазине;

- правила покупки товаров;

- стоимость хлебных, молочных продуктов, 2-3 круп, (пшено, рис и т.п.), десятка яиц, некоторых овощей и фруктов.

Должны уметь:

- выбирать необходимые продукты питания с учетом срока годности;

- округленно подсчитать сумму за приобретенные продукты;

- оплатить, проверить чек и сдачу;

- культурно вести себя с работниками торговли.

 

Одежда и обувь

Должны знать:

- виды одежды, обуви и их назначение;

- правила ухода за одеждой и обувью из различных материалов (кожи, резины, текстильных).

Должны уметь:

- различать одежду и обувь в зависимости от их назначения: повседневная, праздничная, рабочая, спортивная;

- подбирать одежду, обувь, головной убор по сезону;

- сушить и чистить одежду;

- подготавливать одежду и обувь к хранению;

- подбирать крем и чистить кожаную обувь.

 

Литература:

  1. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.

 

  1. Девяткова Т.А. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных)

 

 

Тематическое планирование.

 

п/п

Название темы

Содержание темы

Всего

1

Транспорт.

Правила проезда и приобретения билета в автобусе. Правила пользования проездным месячным билетом. Железнодорожный и автомобильный транспорт. Воздушный и водный транспорт.

4

2

Почта.

Почта. Почтовые отправления: письма, посылки. Почтовое отделение. Почтальон. (экскурсия). Почтовые ящики. Конверты, почтовые карточки, открытки. Знаки почтовой оплаты. Марки, приклеивание марок. Отправление писем и открыток (экскурсия). Перевозка почты.

7

3

Бытовые электроприборы.

Электричество. Розетка, выключатель, провод. Электрическая лампочка. Люстра, настольная лампа. Утюг. Электроплита. Электрочайник. Пылесос. Стиральная машина. Правила техники безопасности при пользовании электроприборами.

5

4

Больницы. Поликлиники.

Больницы для детей и взрослых. Поликлиники для детей и взрослых. Поликлиника по месту жительства. Запись в регистратуре. Талон для посещения врача. Игра «На приёме у врача».

4

5

Магазины.

 

Виды магазинов: промтоварный, продовольственный, магазин «Книги», «Канцелярские товары». Игра «Магазин». Стоимость покупки, сдача, размен денег. Практические упражнения в подсчёте стоимости покупки, сдачи. Закупка товаров в магазине с прилавочной системой (экскурсия). Закупка товаров в магазине самообслуживания (экскурсия).

8

6

Занятия людей в городах и деревне.

Значение слов: город, деревня. Предприятия в городе, деревне. Профессии городские и сельские. Что даёт город деревне. Что даёт деревня городу. Кем работают мои родители, родственники.

7

 

Итого:

 

35 часов

 

 

Содержание.

4 класс

 

Транспорт. 4 часа

Правила проезда и приобретения билета в автобусе.

Правила пользования проездным месячным билетом.

Железнодорожный и автомобильный транспорт.

Воздушный и водный транспорт.

Почта. 7 часов

Почта. Почтовые отправления: письма, посылки.

Почтовое отделение. Почтальон (экскурсия).

Почтовые ящики.

Конверты, почтовые карточки, открытки.

Знаки почтовой оплаты. Марки, приклеивание марок.

Отправление писем и открыток (экскурсия).

Перевозка почты.

Бытовые электроприборы. 5 часов

Электричество. Розетка, выключатель, провод.

Электрическая лампочка. Люстра, настольная лампа.

Утюг. Электроплита. Электрочайник.

Пылесос. Стиральная машина.

Правила техники безопасности при пользовании электроприборами.

Больницы. Поликлиники. 4 часа.

Больницы для детей и взрослых.

Поликлиника по месту жительства.

Запись в регистратуре. Талон для посещения врача.

Игра «На приёме у врача».

Магазины. 8 часов

Виды магазинов: промтоварный, продовольственный, магазин «Книги», «Канцелярские товары».

Игра «Магазин».

Стоимость покупки, сдача, размен денег. 2 часа

Практические упражнения в подсчёте стоимости покупки, сдачи. 2 часа.

Закупка товаров в магазине с прилавочной системой (экскурсия).

Закупка товаров в магазине самообслуживания (экскурсия).

Занятия людей в городах и деревне. 6 часов

Значение слов: город, деревня.

Предприятия в городе, деревне.

Профессии городские и сельские.

Что даёт город деревне.

Что даёт деревня городу.

Кем работают мои родители, родственники.

 

 

 

Социально-бытовая ориентировка (34 ч.)

 

Наименование разделов и темы занятий.

Дата

Виды деятельности.

Примечание

1.

Транспорт.

Правила проезда и приобретения билета в автобусе.

 

01.09

- основные транспортные средства, имеющиеся в городе, селе;

- наиболее рациональный маршрут проезда до школы;

- варианты проезда до школы рациональными видами транспорта;

- количество времени, затраченное на дорогу, пересадки, пешеходный маршрут;

- правила передвижения на велосипеде.

- соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупки билета, поведение в салоне и при выходе на улицу);

- соблюдать правила дорожного движения;

- различать знаки дорожного движения, встречаются по пути из дома до школы и обратно.

 

 

 

2.

Правила пользования проездным месячным билетом.

08.09

 

 

3-4.

Железнодорожный и автомобильный транспорт.

15.09-22.09

 

 

Воздушный и водный транспорт.

22.09

 

 

5.

Почта.

Почта. Почтовые отправления: письма, посылки.

29.09

Познакомить с историей развития почтовой связи, с различными способами отправки почты и научить их оформлять письмо.

 

Развивать в детях стремление к получению знаний и к расширению кругозора.

 

привить детям уважение к истории, формировать в них нравственное начало посредством доброго отношения друг к другу.

 

 

 

6.

Почтовое отделение. Почтальон (экскурсия).

 

06.10

 

7.

Почтовые ящики.

13.10

 

8.

Конверты, почтовые карточки, открытки.

20.10

 

9.

Знаки почтовой оплаты. Марки, приклеивание марок.

27.10

 

10.

Отправление писем и открыток (экскурсия).

10.11

 

11.

Перевозка почты.

17.11

 

12.

Бытовые электроприборы.

Электричество. Розетка, выключатель, провод.

24.11

Формирование и развитие понятий «бытовые предметы в квартире», «безопасность бытовых приборов», «причины опасных ситуаций в доме» и мотивов к безопасному поведению в доме.

  • Закрепить правила безопасного поведения при пользовании электрическими и газовыми приборами,

умение находить выход из опасных ситуаций и как их можно избежать

 

13.

Электрическая лампочка. Люстра, настольная лампа.

01.12

 

14.

Утюг. Электроплита. Электрочайник.

08.12

 

15.

Пылесос. Стиральная машина.

15.12

 

 

16.

Правила техники безопасности при пользовании электроприборами.

22.12

 

17.

Больницы. Поликлиники.

Больницы для детей и взрослых.

12.01

Набор домашней аптечки (перевязочные средства, дезинфицирующие средства, термометр, горчичники). Их назначение и правила применения. Вред самолечения. Пользование термометром. Местные лекарственные растения.

 

Правила первой помощи: обработка раны и наложение повязки.

 

Практические занятия. Наложение повязки на рану, правила первой помощи при порезе, ушибе конечности.; Знание оптических средств коррекции зрения. Индивидуальный выбор средств и методов лечения.

 

Практические занятия. Посещение глазного кабинета. Овладение гимнастикой для глаз для снятия напряжения и утомления глаз. Уход за оптическими приборами.

 

 

18.

Поликлиника по месту жительства.

19.01

 

19.

Запись в регистратуре. Талон для посещения врача.

 

26.01

 

20.

Игра «На приёме у врача».

02.02

 

21.

Магазины.

Виды магазинов: промтоварный, продовольственный, магазин «Книги», «Канцелярские товары».

09.02

Важную роль играет формирование у детей умений и навыков пользования средствами связи, транспортом, магазинами, медицинской помощью. Эти умения и навыки формируются при прохождении тем

Магазины: продовольственные, промтоварные, универмаги, специализированные. Их называние. Порядок приобретения товаров в магазинах самообслуживания. Стоимость отдельных товаров, порядок их покупки. Работа продавцов. Правила поведения в магазине.

 

22-23.

Игра «Магазин».

Стоимость покупки, сдача, размен денег.

16.02-02.03

 

24-25.

Практические упражнения в подсчёте стоимости покупки, сдачи.

09.03-16.03

 

26.

Закупка товаров в магазине с прилавочной системой (экскурсия).

30.03

 

27.

Закупка товаров в магазине самообслуживания (экскурсия).

06.04

 

28.

Занятия людей в городах и деревне.

Значение слов: город, деревня.

 

 

13.04

Виды жилых помещений в городе и деревне. Жилой дом, квартира, комната, общежитие, гостиница, интернат. Варианты квартир и подсобных помещений, виды отопления, освещения, обстановки в них.

Практические занятия. Посещение различных помещений УВК, знакомство с их назначением, интерьером.

 

29.

Предприятия в городе, деревне.

 

20.04

 

 

30.

Профессии городские и сельские.

27.04

 

31.

Что даёт город деревне.

04.05

 

32.

Что даёт деревня городу.

11.05

 

33.

Кем работают мои родители, родственники.

18.05

 

34

Итоговое занятие

25.05

Подведение итогов.

 

 

Всего 34 занятия.