ЭП

Документ подписан электронной подписью
13.03.2023 20:58, Гришина Людмила Владимировна, Директор школы
Ключ электроннй подписи

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Красноармейская средняя общеобразовательная школа

 

Рассмотрена

на заседании школьного

методического объединения

___________Е.В. Марышева

Протокол № 1

от 30 августа 2022 г.

Принята

на заседании

педагогического совета

Протокол № 2

от 31августа 2022 г.

Утверждена

приказом директора

________Л.В. Гришина

Приказ № 306

от 31 августа 2022 г.

 

 

 

 

 

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ

4 класс (вариант 7.2)

на 2022-2023 уч. год

 

 

 

 

 

 

 

 

Составил: Илюкович Людмила Николаевна, педагог-психолог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Красноармейский

2022

 

 

 

Предметная область «Коррекционно-развивающие занятия»

 

Пояснительная записка

 

Данная рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС НОО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования", на основании статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 7 Областного закона от 14.11.2013 г. № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области», приказа Минобрнауки Российской Федерации от 10.04.2002 г. №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, приказа Министерства образования Ростовской области от 10.07.2002 №1277 «Об утв. примерных региональных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», на основании решения ТПМПК №26 от 18.05.2022, на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования МБОУ Красноармейской СОШ на 2022-2023 учебный год обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) с учетом психофизических особенностей и образовательных способностей ребенка в соответствии с требованиями ФГОС, рабочей программой коррекционно-развивающего направления «Коррекционно-развивающие занятия» - Локалова Н.П. Уроки психологического развития в начальной школе 1-4 класс. -М.: Ось-89, 2008,

- Примерная адаптированная основная образовательная программа
(ПрАООП) основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью,
разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО, предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Примерной основной образовательной программой основного общего образования (далее – ПООП НОО), Примерной программой воспитания (одобрена решением ФУМО от 02.06.2020 г.), с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с РАС на уровне основного общего образования.

В соответствии с индивидуальным учебным планом программа рассчитана на 34 час.

В соответствии с КУГ МБОУ Красноармейской СОШ на 2022-2023 учебный год программа 4 класса рассчитана на 3 4 час.

 

Коррекционно-развивающая программа составлена для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по общеобразовательной программе согласно заключению районной или городской ПМПК по варианту 7.2.

Тематическое планирования данной коррекционно-развивающей программы учитывает обучающую, образовательную и социальную направленность.

Цель - ликвидация пробелов знаний учащегося, развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер, памяти, внимания и пространственного воображения, развитие сенсорных эталонов, пространственных и временных представлений, коррекция познавательной деятельности учащегося, а также развитие коммуникативного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Задачи программы:

1.Обеспечение оптимальных условий для развития личности ребенка путем создания:

 

2. Субъектно-ориентированная организация совместной деятельности ребенка и взрослого:

 

3. Проведение коррекционно-развивающей работы в рамках ведущей деятельности:

Программа занятий включает следующие основные направления:

Практическое значение: систематизируя и анализируя специфические проявления познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями в здоровье, формулируются психолого-педагогические условия, позволяющие прогнозировать эффективную реализацию потенциальных возможностей у детей.

 

Сроки реализации коррекционно-развивающей программы.

Государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет учитывать заключения ТПМПК или ГПМПК. Данная коррекционно-развивающая программа рассчитана на 1 час в неделю и предполагает 34 учебных часа в год.

 

2. Общая характеристика учебного предмета

 

Основные направления коррекционной работы на коррекционно-развивающих занятиях с учителем-дефектологом:

1. Совершенствование движений и сенсо-моторного развития:

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

3. Развитие основных мыслительных операций:

4. Развитие различных видов мышления:

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям).

6. Развитие речи, овладение техникой речи.

7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Основная форма обучения – очная с применением дистанционных образовательных технологий: учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными являются упражнения, игры, беседы и учебно-практические работы. Наиболее действенными методами воспитания являются традиционно принятые: убеждение, упражнение, поощрение и пример.

Используемые методы:

Основные формы обучения и режим коррекционно-развивающих занятий:

Темы и задания занятий предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, умение организовать занятий-путешествий.

3. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ и ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Общая характеристика обучающихся.

Программа учитывает особенности детей с особыми образовательными потребностями.

  1. Наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.
  2. Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.
  3. Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку, может быть, сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
  4. Особенности памяти: учащиеся значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный.
  5. Учащиеся с особыми образовательными потребностями нередко имеют проблемы в речевой сфере, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.
  6. Наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно - логическое мышление. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).
  7. Учащиеся классов коррекционно-развивающей направленности характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью.
  8. Данная программа строит обучение учащихся с особыми образовательными потребностями на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. То есть учебный материал учитывает особенности каждого учащегося, на каждом уроке включаются задания, обеспечивающие полноценное восприятие учебного материала.

 

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на коррекционно-развивающих занятиях направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе коррекционно-развивающих занятий;

Метапредметные результаты:

- обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям, в различных учебных и жизненных ситуациях;

- понимать базовые межпредметные предметные понятия: число, величина, геометрическая фигура, определение, текст;

- умение рационально и творчески подходить к любому виду деятельности;

- развитие фантазии, воображения, визуальной памяти;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов.

Предметные результаты:

- восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;

- умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию в книгах, в справочных материалах, на электронных ресурсах;

- проводить несложные обобщения и использовать математические знания в различных областях;

- устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами;

- умение использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий при работе в паре и в группе в ходе решения учебно-познавательных задач, во время коррекционно-развивающих занятий.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

4 класс (вариант обучения 7.2)

Развитие аналитико-синтетической сферы

Развитие наглядно-образного мышления с опорой на обобщение имеющегося опыта, на использование схем, чертежей и таблиц в работе над заданиями с математическим материалом. Развитие способности анализировать закономерности, делать выводы, применять на практике новые вычислительные приёмы и знания: сложение и вычитание в столбик без перехода через десяток и с переходом через десяток. Умножение и деление в столбик. Умение выделять в явлениях природы специфические особенности, вычленять в предмете различные свойства и качества.

Упражнения на простейший анализ с практическим и мысленным расчленением объекта на составные элементы; сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам: цвету, размеру, форме, количеству, функциям и т.д.; различные виды задач на группировку: “Исключи лишнее”, “Сходство и различие”, “Продолжи закономерность”; аналитические задачи с использованием рисунков, краткой записи, чертежей или схем.

Развитие внимания

Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания при работе над анализом прочитанного текста, над вычленением значимой информацией. Развитие речи. Упражнения на поиски ходов и принятие решений в простых лабиринтах; “Графических диктантах” с выявлением закономерностей по инструкции; составление простых и сложных узоров из карточек по инструкции.

Развитие пространственного восприятия и воображения

Развитие пространственной ориентировки, восприятия глубины и объема, цвета, выделение фигуры из фона. Формирование элементов конструктивных навыков и воображения.

Упражнения на развитие пространственной координации (понятия — слева, справа, перед, за и т.п.): “Графический диктант”, наложенные рисунки, составление мозаики из 20 – 100 элементов, нахождение заданной фигуры из 20 или более изображений. Игры на перевоплощение.

Развитие памяти

Развитие объема и устойчивости визуальной памяти в работе над ликвидацией пробелов вычислительных и речевых навыков.

Упражнения на запоминание различных предметов (10-20 предметов без учета месторасположения), игры “Внимательный художник”, “Найди отличия”.

Развитие личностно-мотивационной сферы

Формирование учебной мотивации, снятие тревожности и других невротических комплексов, связанных с периодом адаптации.

Упражнения-этюды на перевоплощение, рисунки “Моя проблема”, тестирование уровня тревожности с помощью методики “Дом. Дерево. Человек”.

 

Тематическое планирование

№ зан.

Тема

Кол-во часов

1

Диагностика уровня развития памяти и мышления. Исследование школьной мотивации учащихся. Диагностика уровня развития внимания, воображения и восприятия.

2

2

Осень.Приметы осени. Животные осенью. Труд людей осенью.

2

3

Дни недели.Твоё расписание на неделю.Распорядок дня.Планирование.

2

4

Ты – поэт. Рифма. Рифмуем слова.Придумываем стихи.

2

5

Ты – писатель. Народные сказки. Авторская сказка. Твоя сказка.

2

6

Ты – сказитель. Ритм былин.

2

7

Ты и мир вокруг тебя. Что расскажет фотография. Твоя семья. Твои друзья. Твои интересы. Твои мечты.

2

8

Зима.Приметы зимы. Зимние праздники. Лыжная гонка.Писатель пишет рассказ

4

9

Ты – юный астроном. Солнечная система. Космос. Изучение космоса. Имена на века. Время суток и время года. Созвездия и знаки зодиака.

4

10

Ты – юный географ. Глобус. Карта. Континенты. Циркуль, линейка, лупа. Дневник наблюдений.

4

11

Ты – юный историк. Римские и арабские цифры. Лента времени. Даты. Вспоминаем исторические даты.

2

12

Ты – юный зоолог. Красная книга. Им нужна помощь. Ты описываешь. Ты аргументируешь. Ты делаешь выводы.

2

13

Впереди лето. Фотография. Селфи. СМС

2

14

Диагностика уровня развития памяти и мышления. Исследование школьной мотивации учащихся. Диагностика уровня развития внимания, воображения и восприятия.

2

 

Всего

34

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий в 4 классе (вариант обучения 7.2)

п/п

Тема

Кол.час

Дата

Цели занятий

Виды деятельности

Примечание

1,2,

Диагностическое обследование

2

07.09, 14.09

Выявление уровня развития памяти и мышления, уровня развития внимания, воображения и восприятия. Исследование школьной мотивации учащихся.

 

 

3,4,

 

Осень.

Приметы осени. Животные осенью. Труд людей осенью.

2

21.09, 28.09

Развитие речи. Расширение представлений об окружающем мире, пополнение словаря

Формирование знаний о сезонных изменениях в природе, формирование знаний отличительных признаках осенних месяцев, их последовательности и изменениях в жизни животных и людей

 

5,6

Дни недели.

Твоё расписание на неделю.

Распорядок дня.

Планирование.

2

05.10,12.10

Развитие пространственной и временной ориентировки, развитие общей моторики

Формирование навыков пространственной ориентировки.

Формирование представления о времени.

Формирование навыка планирования своей деятельности.

 

7,8

 

Ты – поэт.

Рифма. Рифмуем слова.

Придумываем стихи.

2

19.10, 26.10

Развитие речи, пополнение словарного запаса, Расширение кругозора, пополнение запаса знаний.

Формирование знаний о стихотворной рифме, правилах оформления стихотворного текста. Повторение знаний о частях речи.

 

9, 10

 

Ты – писатель. Народные сказки. Авторская сказка. Твоя сказка.

2

09.11, 16.11

Развитие памяти, развитие мыслительных операций. Развитие речи, пополнение словарного запаса, Расширение кругозора, пополнение запаса знаний

Формирование знаний о закономерностях построения сказок и особенности повторений в сказках. Закрепление полученных знаний о теме, содержании, тексте, правилах составления сказки. Формирование навыка использования в речи различных частей речи. Основные части в сказке.

 

11,12

 

Ты – сказитель. Ритм былин.

2

23.11, 30.11

Развитие речи, развитие внимания. Расширение представлений об окружающем мире, пополнение словарного запаса.

Формирование знаний о закономерностях построения былин и о значении повторений в былинах.

Ритм былин.

 

13, 14

Ты и мир вокруг тебя. Что расскажет фотография. Твоя семья. Твои друзья. Твои интересы. Твои мечты.

2

07.12, 14.12

Развитие памяти, развитие мыслительных операций

Расширение представлений об окружающем мире

Формирование знаний о генеалогическом дереве, формирование навыков записи и решение примеров на умножение и деление в столбик, формирование и развитие продуктивных навыков взаимодействия в группе

 

15,16

 

 

Зима.

Приметы зимы. Зимние праздники. Лыжная гонка.

Писатель пишет рассказ

4

21.12, 28.12

Расширение представлений об окружающем мире, пополнение словарного запаса, развитие речи, развитие мыслительных операций.

Формирование знаний о сезонных изменениях в природе, формирование знаний зимних месяцев, их последовательность. Формирование знаний о зимних видах спорта, о детских зимних играх

Формирование знаний о жизни зверей и птиц в зимнее время года, формирование знаний как им помочь, формирование навыков записи наблюдений, выделение главного и существенного из общей информации

 

17,18,

19, 20,

 

 

Ты – юный астроном. Солнечная система. Космос. Изучение космоса. Имена на века. Время суток и время года. Созвездия и знаки зодиака.

4

11.01, 18.01,25.01,01.02

Расширение представлений об окружающем мире, пополнение словаря

Формирование знаний о вселенной, о теории появления нашей галактики, о взаимосвязи тел в галактике, о названии планет нашей галактики , взаимосвязи созвездий и знаков зодиака, взаимозависимости смены времён года и знаков зодиака.

 

21, 22,

23, 24,

Ты – юный географ. Глобус. Карта. Континенты. Циркуль, линейка, лупа. Дневник наблюдений.

4

08.02,15.02,22.02, 01.03

Развитие памяти, развитие мыслительных операций

Формирование знаний о форме Земли, о поверхности планеты, о нанесении знаний о окружающем мире на карту, формирование знаний о континентах нашей планеты, их особенностях климата, природы, животного мира. Формирование знаний о трёхзначных числах

Формирование навыков работы с циркулем , линейкой и лупой.

 

25, 26, 27. 28

Ты – юный историк. Римские и арабские цифры. Лента времени. Даты. Вспоминаем исторические даты.

2

15.03,29.03,05.04, 12.04

Расширение кругозора, развитие реи, Развитие памяти, развитие мыслительных операций. Расширение представлений о мире. Расширение математических представлений

Формирование знаний о ленте времени, о римских и арабских числах.

Формирование навыка работы с лентой времени, формирование навыка записи различных исторических дат.

Формирование знаний состава двузначного числа в пределах 100, 1000, 2000

 

29. 30

Ты – юный зоолог. Красная книга. Им нужна помощь. Ты описываешь. Ты аргументируешь. Ты делаешь выводы.

2

19.04, 26,04

Расширение представлений о жизни животных, развитие речи, пополнение словарного запаса

Расширение запаса знаний об окружающем мире, развитие речи, пополнение словарного запаса

Расширение математических представлений, пополнение словарного запаса

Расширение запаса знаний об окружающем мире, развитие речи, развитие памяти, пополнение словарного запаса

Формирование знаний о животных, которые живут в лесу, их питание, помощь им.

Формирование знаний о внешнем виде, питании, пользе, местообитании, питании

Формирование знаний о птицах, их разнообразии, о строении тела

Формирование знаний о форме, о многоугольниках, соотнесение формы тела животного с геометрической формой

Формирование знаний о насекомых, их разнообразии, их отличительных признаках

 

31. 32

Впереди лето. Фотография. Селфи. СМС

2

03.05,10.05

Расширение представлений об окружающем мире, пополнение словаря, развитие речи, развитие памяти

Формирование знаний о природе и достопримечательностях нашей страны. Коррекция представлений о форме, размере и цвете. Формирование знаний о сезонных изменениях в природе, формирование знаний названий летних месяцев, их последовательности.

Формирования навыка планирования различных видов деятельности.

 

33, 34

Диагностическое обследование

2

17.05, 24.05

Выявление уровня развития памяти и мышления, уровня развития внимания, воображения и восприятия. Исследование школьной мотивации учащихся