|
Документ подписан электронной подписью |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Красноармейская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена на заседании школьного методического объединения __________Е.В. Марышева Протокол № 1 от 30.08.2022 г. |
Принята на заседании педагогического совета Протокол № 2
|
Утверждена приказом директора _______ Л.В. Гришина Приказ № 306 от 31.08. 2022 г.
|
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ
3 класс (вариант 8.1)
на 2022-2023 уч. год
Составила: Савина Дарья Михайловна, учитель физкультуры
|
п. Красноармейский
2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по физической культуре 3 класс разработана и составлена на основе следующих нормативных документов:
3. Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО) МБОУ Красноармейской СОШ.
4. Учебного плана МБОУ Красноармейской СОШ на 2022-2023 учебный год.
5. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).
Программой отводится на изучение физической культуры 102 часа.
Адаптированная образовательная программа (АОП) разработана для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Данная программа, адаптирована для этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно, и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучение.
Разнородность состава учащихся начального звена по психическим, двигательным и физическим данным выдвигает ряд конкретных задач физического воспитания:
коррекция и компенсация нарушений физического развития;
развитие двигательных возможностей в процессе обучения;
формирование, развитие и совершенствование двигательных умений и навыков;
развитие у учащихся основных физических качеств, привитие устойчивого отношения к занятиям по физкультуре;
укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию.
Развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья.
Система физического воспитания, объединяющая все формы занятий физическими упражнениями, должна способствовать социализации ученика в обществе, формированию духовных способностей ребенка. В связи с этим в основе обучения физическим упражнениям должны просматриваться следующие принципы:
индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
коррекционная направленность обучения;
оптимистическая перспектива;
комплексность обучения на основе прогрессивных психолого-педагогических и психолого-физиологических теорий.
Учителю физического воспитания необходимо разбираться в структурах дефекта аномального ребенка; знать причины, вызвавшие умственную отсталость; уровень развития двигательных возможностей; характер двигательных нарушений.
Основные методы обучения по АОП 8.1.
В основу разработки АОП для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению АОП для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования.
Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
Материально-технические условия
Материально-техническое обеспечение начального общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отвечает особым образовательным потребностям.
Для обучающихся создано доступное пространство, которое позволит воспринимать максимальное количество сведений через аудио - визуализированные источники.
При реализации АОП обеспечивается обучающемуся возможность постоянно находиться в зоне внимания педагога.
Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане предусмотрено равномерное распределение периодов учебного времени и каникул. Продолжительность учебной недели –5 дней. Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Обучение проходит в первую смену. Продолжительность учебного дня устанавливается образовательной организацией с учетом особых образовательных потребностей обучающегося, его готовности к нахождению без родителей. Распорядок учебного дня обучающихся устанавливается с учетом их повышенной утомляемости в соответствии с требованиями к здоровье сбережению. Обучение с организацией прогулки, питания, необходимых оздоровительных мероприятий.
Учебный день включает в себя специально организованные занятия / уроки, а также паузу, время прогулки, выполнение домашних заданий. Обучение и воспитание происходит, как в ходе занятий / уроков, так и во время другой (внеурочной) деятельности обучающегося в течение учебного дня.
Технические средства обучения (включая компьютерные инструменты обучения, мультимедийные средства) дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся, способствуют мотивации учебной деятельности, развивают познавательную активность обучающихся. К техническим средствам обучения обучающихся, ориентированным на их особые образовательные потребности, относятся: компьютеры c колонками и выходом в Internet, принтер, сканер, мультимедийные проекторы с экранами, интерактивные доски, коммуникационные каналы, программные продукты, средства для хранения и переноса информации (USB накопители), музыкальные центры с набором аудиодисков со звуками живой и неживой природы, музыкальными записями, аудиокнигами и др.
При освоении АОП обучающиеся обучаются по базовым учебникам специальным, учитывающим особые образовательные потребности, приложениями и дидактическими материалами (преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности), рабочими тетрадями и пр. на бумажных и/или электронных носителях, обеспечивающими реализацию программы коррекционной работы.
Особые образовательные потребности обучающихся обусловливают необходимость специального подбора дидактического материала, преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности.
Специфика данной группы требований обусловлена большей необходимостью индивидуализации процесса образования обучающихся, и состоит в том, что все вовлечённые в процесс образования взрослые должны иметь неограниченный доступ к организационной технике либо специальному ресурсному центру в образовательной организации, где можно осуществлять подготовку необходимых индивидуализированных материалов для реализации АОП. Предусматривается материально-техническая поддержка, в том числе сетевая, процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля, вовлечённых в процесс образования, родителей (законных представителей) обучающегося.
Предусматривается материально-техническая поддержка, в том числе сетевая, процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля, вовлечённых в процесс образования, родителей (законных представителей) обучающегося.
включает необходимую нормативно-правовую базу образования обучающихся и характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса.
Информационно-методическое обеспечение реализации АОП обучающихся направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание программного материала уроков состоит из базовых основ физической культуры и большого количества подготовительных, подводящих и коррекционных упражнений.
В программу включены следующие разделы: гимнастика, легкая атлетика, подвижные игры, для 4 класса — пионербол.
Раздел «Легкая атлетика» включает ходьбу, бег, прыжки и метание. Обучение элементам легкой атлетики и их совершенствование должно осуществляться на основе развития у детей двигательных качеств.
Последовательность и сроки прохождения программного материала, количество времени на различные разделы программы определяются учителем в графике распределения материала по видам, в планах на каждую четверть и в поурочных планах.
В зависимости от конкретных региональных и климатических условий учителям разрешается изменить выделенный объем времени на прохождение различных разделов программы.
Одним из ведущих требований к проведению уроков физкультуры в начальных классах является широкое использование дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся.
Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, от общих занятий не освобождаются, а занимаются на уроке со всеми. К ним применяется индивидуальный подход.
Учащимся подготовительного класса оценки не выставляются, но устно они поощряются учителем за старание, за правильное выполнение упражнений, участие в игре.
В начальной школе исключительно важное значение имеет организация и проведение «Дней здоровья», внеклассной работы по типу «Веселых стартов».
Все занятия по физкультуре должны проводиться в спортивных залах, приспособленных помещениях, на свежем воздухе при соблюдении санитарно-гигиенических требований.
В целях контроля в 1—4 классах проводится два раза в год (в сентябре и мае) учет двигательных возможностей и подготовленности учащихся по бегу на 30 м, прыжкам в длину и с места, метанию на дальность.
Оценка по предмету «Физическая культура» определяется в зависимости от степени овладения учащимися двигательными умениями (качество) и результатом, строго индивидуально.
Результаты освоения учебного предмета
В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета “Физическая культура” учащиеся третьего класса должны:
Иметь представления:
- о физической культуре и ее содержании у народов древней Руси;
- о разновидностях физических упражнений: общеразвивающих, подводящих и соревновательных;
- об особенностях игры футбол, баскетбол, волейбол.
Уметь:
- составлять и выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие силы, быстроты, гибкости и координации;
- выполнять комплексы общеразвивающих и подводящих упражнений для освоения технических действий игры в футбол, баскетбол и волейбол;
- проводить закаливающие процедуры способом обливания под душем;
- составлять правила элементарных соревнований по выявлению лучших результатов в развитии силы, быстроты и координации.
- вести наблюдения за показателями частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основы знаний о физической культуре
Физическая культура у древних нардов Руси, связь ее содержания с их трудовой деятельностью. Физические упражнения, их разновидности и правила выполнения. Спортивные игры футбол, волейбол, баскетбол. Физическая нагрузка и ее влияние на повышение частоты сердечных сокращений.
Способы самостоятельной деятельности
Комплексы общеразвивающих упражнений для развития основных физических качеств и подготовительные упражнения для закрепления и совершенствования двигательных действий игры футбол, баскетбол, волейбол. Графическая запись физических упражнений. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений. Элементарные соревнования в развитии физических качеств. Водные закаливающие процедуры (обливание под душем).
Физическое совершенствование
Гимнастика с основами акробатики
Акробатические упражнения: кувырок назад до упора на коленях и до упора присев; “мост” из положения, лежа на спине; прыжки со скакалкой с изменяющимся темпом ее вращения.
Прикладно-гимнастические упражнения: лазанье по канату (3 м) с введением техники в два и три приема; передвижения и повороты на гимнастическом бревне.
Легкая атлетика
Прыжки: в длину и высоту с прямого разбега, согнув ноги.
Подвижные игры
На материале гимнастики с основами акробатики: “Парашютисты”, “Увертывайся от мяча”, “Гонки мячей по кругу”, “Догонялки на марше”;
На материале легкой атлетики “Салки с ленточками”, “Защита укрепления», «Стрелки», «Кто дальше бросит”, “Мяч среднему”, “Круговая охота”, “Капитаны”;
На материале лыжной подготовки: “Быстрый лыжник”, “За мной “
На материале плавания: “Фонтан”;
На материале спортивных игр:
Футбол: удар ногой, с разбега, по неподвижному и котящемуся мячу в горизонтальную (полоса шириной 1,5 м на расстояние до 7-8 м) и вертикальную (полоса шириной 2 м на расстояние 7-8 м) мишень; ведение мяча между предметами и обводка предметов.
Баскетбол: специальные передвижения, остановка прыжком с двух шагов, ведение мяча в движении вокруг стоек («Змейкой»), ловля и передача мяча двумя руками от груди; бросок мяча с места.
Волейбол: прием мяча снизу двумя руками; передача двумя руками с верху, нижняя прямая подача.
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.
Нормы оценок по физической культуре
Контрольные упражнения |
Мальчики |
Девочки |
||||
|
высокий |
Средний |
низкий |
высокий |
Средний |
низкий |
Подтягивание в висе лежа согнувшись (кол-во раз) |
5 |
4 |
3 |
12 |
8 |
5 |
Прыжок в длину с места (см) |
150-160 |
131-149 |
120-130 |
143-152 |
126-142 |
115-125 |
Бег 30 м с высокого старта (с) |
5.8-5.6 |
6.3-5.9 |
6.6-6.4 |
6.3-6.0 |
6.5-5.9 |
6.8-6.6 |
Бег 1000 м (мин. с) |
5.00 |
5.30 |
6.00 |
6.00 |
6.30 |
7.00 |
Календарно-тематическое планирование по физической культуре для 3 класса
на 2022-2023 учебный год
В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ Красноармейской СОШ на 2022-2023 учебный год рабочая программа будет реализована в полном объеме за 102 часа.
№ |
Разделы |
Тема |
Кол. час. |
Дата |
|
План. |
Факт. |
||||
1 четверть – 26 часов |
|||||
1 |
Легкая атлетика (12 часов) |
Организационно - методические требования на уроках физической культуры. Бег. |
1 |
01.09 |
|
2 |
Бег 30 метров с высокого старта на результат. |
1 |
02.09 |
||
3 |
Техника челночного бега. |
1 |
06.09 |
||
4 |
Челночный бег 3Х10 метров на результат. |
1 |
08.09 |
||
5 |
Способы метания мешочка (мяча 150 грамм) на дальность. |
1 |
09.09 |
||
6 |
Входной внутришкольный мониторинг (ВМ) Метание мяча (150 грамм) на дальность. |
1 |
13.09 |
||
7 |
Прыжок в длину с места. |
1 |
15.09 |
||
8 |
Прыжок в длину с места на результат. |
1 |
16.09 |
||
9 |
Прыжки в длину с 2-3 шагов разбега. |
1 |
20.09 |
||
10 |
Прыжок в длину с разбега на результат. |
1 |
22.09 |
||
11 |
Гигиена тела и спортивной одежды с учетом времени года. Бег с ускорением |
1 |
23.09 |
||
12 |
Метание набивного мяча на дальность. |
1 |
27.09 |
||
13 |
Гимнастика с элементами акробатики (4 часа) |
Наклон вперёд из положения стоя на результат. |
1 |
29.09 |
|
14 |
Подъём туловища из положения лежа за 30 секунд на результат. |
1 |
30.09 |
||
15 |
Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа на результат. |
1 |
04.10 |
||
16 |
Вис на время . |
1 |
06.10 |
||
17 |
Легкая атлетика (2 часа) |
Бег 60 метров на результат. |
1 |
07.10 |
|
18 |
Бег 1000 метров на результат. |
1 |
11.10 |
||
19 |
Подвижные игры (9 часов) |
Спортивные состязания. |
1 |
13.10 |
|
20 |
Передача, ведение и остановка мяча в футболе. |
1 |
14.10 |
||
21 |
Футбол. Удары ногой по мячу произвольными способами. |
1 |
18.10 |
||
22 |
Футбол. Ведение мяча между расставленными предметами. |
1 |
20.10 |
||
23 |
Жонглирование мячом. |
1 |
21.10 |
||
24 |
Игра в футбол по упрощенным правилам. |
1 |
25.10 |
||
25 |
Игра в футбол по упрощенным правилам. |
1 |
27.10 |
|
|
26 |
Подвижная игра «Осада города». |
1 |
28.10 |
|
|
2 четверть – 22 часа |
|||||
27 |
|
Подвижная игра «Осада города». |
1 |
08.11 |
|
28 |
Гимнастика с элементами акробатики (21 час) |
Перекаты и группировка. |
1 |
10.11 |
|
29 |
Группировка из исходного положения в упоре присев. Перекаты назад, в стороны. |
1 |
11. 11 |
||
30 |
Группировка из исходного положения лежа на спине. Перекаты вправо, влево. |
1 |
15.11 |
||
31 |
Техника выполнения кувырка вперёд. |
1 |
17.11 |
||
32 |
Кувырок назад. |
1 |
18.11 |
||
33 |
Варианты выполнения кувырка вперёд. |
1 |
22.11 |
||
34 |
Круговая тренировка. |
1 |
24.11 |
||
35 |
Перекаты назад, стойка на лопатках. |
1 |
25.11 |
||
36 |
Перекаты назад, стойка на лопатках. |
1 |
29.11 |
||
37 |
Гимнастический элемент «Мост». |
1 |
01.12 |
||
38 |
Гимнастический элемент «Мост». |
1 |
02.12 |
||
39 |
Акробатическая комбинация. |
1 |
06.12 |
||
40 |
Акробатическая комбинация. |
1 |
08.12 |
||
41 |
Перелезание через гимнастического козла. |
1 |
09.12 |
||
42 |
Опорный прыжок на козла. |
1 |
13.12 |
||
43 |
Прыжки через скакалку. |
1 |
15.12 |
||
44 |
Прыжки через скакалку. |
1 |
16.12 |
||
45 |
Круговая тренировка. |
1 |
20.12 |
||
46 |
Упражнения на гимнастическом бревне. |
1 |
22.12 |
||
47 |
Круговая тренировка. |
1 |
23.12 |
||
48 |
Круговая тренировка. |
1 |
27.12 |
||
3 четверть – 28 часов |
|||||
49 |
Подвижные игры (2 часа) |
Подвижная игра «Караси и щука». |
1 |
10.01 |
|
50 |
Подвижные игры с элементами баскетбола. |
1 |
12.01 |
||
51 |
Гимнастика с элементами акробатики (4 часа) |
Разучивание комплекса ОРУ с обручами. |
1 |
13.01 |
|
52 |
Варианты вращения обруча. |
1 |
17.01 |
||
53 |
Варианты вращения обруча. |
1 |
19.01 |
||
54 |
Круговая тренировка. |
1 |
20.01 |
||
55 |
Легкая атлетика (3 часа) |
Прыжок в высоту способом «перешагивание». |
1 |
24.01 |
|
56 |
Техника прыжка в высоту с прямого разбега. |
1 |
26.01 |
||
57 |
Прыжок в высоту с прямого разбега. |
1 |
27.01 |
||
58 |
Подвижные игры (4 часа) |
Ведение мяча. |
1 |
31.01 |
|
59 |
Ведение мяча между предметами. |
1 |
02.02 |
||
60 |
Индивидуальная работа с мячом. |
1 |
03.02 |
||
61 |
Подвижные игры на развитие ловкости. |
1 |
07.02 |
||
62 |
Гимнастика с элементами акробатики (2 часа) |
Полоса препятствий. |
1 |
09.02 |
|
63 |
Усложнённая полоса препятствий. |
1 |
10.02 |
||
64 |
Подвижные игры (16 часов) |
Броски и ловля мяча в парах. |
1 |
14.02 |
|
65 |
Броски и ловля мяча в парах. |
1 |
16.02 |
||
66 |
Эстафеты с мячом. |
1 |
17.02 |
||
67 |
Эстафеты с мячом. Подвижные игры. |
1 |
21.02 |
||
68 |
Подвижные игры. |
1 |
28.02 |
||
69 |
Броски мяча через волейбольную сетку. |
1 |
02.03 |
||
70 |
Броски мяча через волейбольную сетку. |
1 |
03.03 |
||
71 |
Подвижная игра «Пионербол». |
1 |
07.03 |
||
72 |
Основная стойка игрока. Подача мяча в пионербол. Двухсторонняя игра в пионербол. |
1 |
09.03 |
||
73 |
Основная стойка игрока. Подача мяча в пионерболе. Двухсторонняя игра в пионербол. |
1 |
10.03 |
||
74 |
Пионербол. Ловля и передача мяча. |
1 |
14.03 |
||
75 |
Пионербол. Ловля и передача мяча. |
1 |
16.03 |
||
76 |
Бросок набивного мяча от груди и из-за головы |
1 |
17.03 |
||
4 четверть – 26 часов |
|||||
77 |
|
Броски мяча через волейбольную сетку с дальних дистанций. |
1 |
28.03 |
|
78 |
Броски мяча через волейбольную сетку на точность». |
1 |
30.03 |
||
79 |
Игра «Пионербол».
|
1 |
31.03 |
||
80 |
Гимнастика с элементами акробатики (7 часов) |
Вис завесом одной и двумя ногами на перекладине. |
1 |
04.04 |
|
81 |
Лазанье и перелезание по гимнастической стенке. |
1 |
06.04 |
||
82 |
Вис на время. |
1 |
07.04 |
||
83 |
Итоговый внутришкольный мониторинг (ВМ)
Наклон вперёд из положения стоя на результат. |
1 |
11.04 |
||
84 |
Подтягивание на низкой перекладине из виса лёжа на результат. |
1 |
13.04 |
||
85 |
Подъёма туловища из положения лёжа за 30 секунд на результат. |
1 |
14.04 |
||
86 |
Лазанье по канату в три приема. |
1 |
18.04 |
||
87 |
Легкая атлетика (7 часов) |
Прыжок в длину с места на результат. |
1 |
20.04 |
|
88 |
Метание мяча (150 грамм) на дальность. |
1 |
21.04 |
||
89 |
Бег 30 метров с высокого старта на результат. |
1 |
25.04 |
||
90 |
Челночный бег 3Х10 метров на результат. |
1 |
27.04 |
||
91 |
Метания малого мяча на точность. |
1 |
28.04 |
||
92 |
Бег 60 метров нарезультат. |
1 |
02.05 |
||
93 |
Круговая тренировка. |
1 |
04.05 |
||
94 |
Подвижные игры (9 часов) |
Бег 1000 метров на результат. |
1 |
05.05 |
|
95 |
Эстафеты с мячами. Подвижные игры с мячом. |
1 |
11.05 |
||
96 |
Эстафеты с мячами. Подвижные игры с мячом. |
|
12.05 |
|
|
97 |
Броски набивного мяча правой и левой рукой, Броски мяча«от груди» и «снизу». |
1 |
16.05 |
|
|
98 |
Броски набивного мяча правой и левой рукой, Броски мяча«от груди» и «снизу». |
|
18.05 |
|
|
99 |
Броски мяча через волейбольную сетку. |
1 |
19.05 |
||
100 |
Подвижная игра «Пионербол». |
1 |
23.05 |
||
102 |
Волейбол как вид спорта. Подготовка к волейболу. |
1
|
25.05 |
||
103 |
Волейбол как вид спорта. Подготовка к волейболу. |
1 |
26.05 |
||
Итого: 103 часа |