|
Документ подписан электронной подписью |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Красноармейская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена на заседании школьного методического объединения __________Е.В. Марышева Протокол № 1 от 30.08.2022 г. |
Принята на заседании педагогического совета Протокол № 2
|
Утверждена приказом директора _______ Л.В. Гришина Приказ № 306 от 31.08. 2022 г.
|
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУЧНОМУ ТРУДУ
3 класс (вариант 8.1)
на 2022-2023 уч. год
Составила: Любименко Юлия Сергеевна, учитель начальных классов |
п. Красноармейский
2022
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основании следующих нормативно-правовых документов:
1.Федеральный закон РФ « Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ ( в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99- ФЗ от 23.07.2013 № 203-ФЗ)
2.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья ( Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г № 1598)
3.Санитарно- эпидемиологических правил и нормативах СанПин 2.4.2.3286-15, утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 г № 26
4.Примерная основная адаптированная программа начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ,вариант 8.1, разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО, предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования,
5.Примерной основной образовательной программой начального общего образования (далее – ПООП НОО), Примерной программой воспитания (одобрена решением ФУМО от 02.06.2020 г.), с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 8.1) на уровне начального общего образования.
6.Учебный план МБОУ Красноармейская СОШ.
Адаптированная рабочая программа направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.
Программа разработана на основе авторской программы по ручному труду Л. А. Кузнецова, «Ручной труд. 2 класс» (Издательство «Просвещение», 2011 г.) и в соответствии с требованиями ФГОС НОО. ) и учебника для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Технология: Ручной труд: 2 класс» Кузнецовой Л.А.; «Просвещение», 2013.
Место предмета «Ручной труд» в учебном плане и структура курса.
В Федеральном базисном учебном плане для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отводится на изучение предмета «Ручной труд » в 3 классе 34 часа в год, 1 час в неделю. (из низ 0,25 ч. занятий с учителем,0,75 ч. для самостоятельного изучения).
В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ Красноармейской СОШ на 2022-2023 учебный год рабочая программа рассчитана на 34 часа.
Планируемые результаты обучения
Изучение ручного труда направлено на достижение следующих результатов:
Личностные результаты освоения АООП общего образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам обучающихся, освоивших программу «Технология. Ручной труд» относятся:
Предметные результаты освоения АООП общего образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения.
Программа «Технология. Ручной труд» определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень овладения предметными результатами является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
К концу начального обучения ручному труду обучающиеся с умственной отсталостью должны знать:
уметь:
Достаточный уровень овладения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся.
К концу начального трудового обучения обучающиеся с умственной отсталостью должны знать:
• виды художественных ремесел; уметь:
выполнять общественные поручения по уборке класса/мастерской после уроков ручного труда.
Содержание курса
РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ (МНОГОДЕТАЛЬНЫЕ ОБЪЕМНЫЕ ИЗДЕЛИЯ)
Экскурсия в природу с целью сбора природного материала. Изготовление аппликации из засушенных листьев. Изготовление аппликации из скорлупы грецких орехов.
Технические сведения. Свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма, величина. Виды соединений. Инструменты, применяемые при работе: шило, нож, ножницы, кисть. Клеящие составы: БФ, казеиновый клей. Применение и назначение материалоотходов в сочетании с природными (бумага, обрезки кожи, проволока, поролон и т. д.).
Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических навыков. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Соединение деталей с помощью пластилина, клея, палочек, проволоки. Рациональное использование случайных материалов.
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ
Изготовление аппликации из обрывной бумаги. Окантовка картона полосками бумаги. Изготовление картины на окантованном картоне.
Технические сведения. Назначение окантовки в изделиях из картона. Материалы, применяемые для окантовки, — переплетные ткани: коленкор, ледерин или бумажные заменители этих тканей. Клеящие составы: казеиновый клей, ПВА, декстриновый клей.
Приемы работы. Разметка бумаги и картона по линейке. Вырезание и намазывание клеем окантовочных полосок. Приемы обработки углов изделий при окантовке.
РАБОТА С ПРОВОЛОКОЙ
Изготовление паука из скорлупы грецкого ореха и проволоки.
Технические сведения. Элементарные сведения о назначении и применении проволоки. Элементарные сведения о видах проволоки (медная, алюминиевая, стальная). Свойства проволоки: сгибается, ломается, отрезается кусачками; тонкая и толстая, мягкая и жесткая (упругая). Инструменты для работы с проволокой, их назначение и применение: кусачки, плоскогубцы, молоток. Правила безопасной работы. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с проволокой.
Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Сгибание проволоки плоскогубцами, молотком. Резание проволоки кусачками.
Изготовление объёмных изделий из природных материалов (зайчик, черепаха, ёжик, утка). Изготовление птицы из пластилина и сухой тростниковой травы.
Технические сведения. Свойства природных материалов, используемые в работе: твердость, величина, цвет, разнообразные формы. Инструменты: шило, нож, кисть. Клеящие составы: БФ, столярный клей. Применение и назначение материалоотходов в сочетании с природными (бумага, обрезки кожи, проволока, поролон и т. д.).
Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Компоновка различных деталей с помощью клея, проволоки, ниток.
РАБОТА С МЕТАЛЛОКОНСТРУКТОРОМ
Сборка из планок треугольника, квадрата.
Технические сведения. Элементарные сведения о профессии слесаря. Ознакомление с наборами «Школьник», «Металлический конструктор». Детали конструктора: плато, планки, скобы, винты, гайки. Инструменты: ключ, отвертка. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Подбор планок по счету отверстий. Установка скоб, соединение деталей винтами и гайками. Завинчивание и отвинчивание рукой и инструментами. Правильная хватка инструментов.
РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Изготовление закладки из фотоплёнки. Изготовление закладки с вышивкой.
Технические сведения. Назначение косого обметочного стежка. Нитки, ткани, их свойства и назначение. Инструменты, применяемые при работе с текстильными материалами. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Правильное пользование иглой и наперстком. Выполнение косого обметочного стежка: введение иглы сверху вниз в вертикальном положении относительно полосы ткани, направление строчки слева направо. Пришивание вешалки и обметывание боковых срезов мешочка.
Тематическое планирование
Тема |
Количество часов |
Работа с бумагой и картоном |
11 |
Работа с пластичными материалами |
5 |
Конструирование |
6 |
Работа с разными материалами |
12 |
Итого |
34 |
Календарно-тематическое планирование
|
№ п/п |
Тема урока |
Кол-часов |
Дата |
||||
1 |
Водный урок. |
1 |
2.09. |
|
||||
2 |
Работа с природными материалами. Изготовление аппликации из засушенных листьев |
1 |
09.09. |
|
||||
3 |
Работа с природными материалами. Изготовление самостоятельно по образцу аппликации из скорлупы грецкого ореха. |
1 |
16.09. |
|
||||
4 |
Работа с бумагой и картоном. Изготовление аппликации из обрывной бумаги. |
1 |
23.09. |
|
||||
5 |
Работа с бумагой и картоном. Окантовка картона полосками бумаги. |
1 |
30.09 |
|
||||
6 |
Работа с проволокой. Познавательные сведения о проволоке. |
1 |
07.10. |
|
||||
7 |
Работа с проволокой. Изготовление изделия из скорлупы грецкого ореха, пластилина и проволоки. |
1 |
14.10. |
|
||||
8 |
Работа с древесиной. Познавательные сведения о древесине. |
1 |
21.10 |
|
||||
9 |
Работа с древесиной. Изготовление изделия из древесины. |
1 |
28.10. |
|
||||
10 |
Работа с природными материалами. Изготовление объёмных игрушек из природного материала. |
1 |
11.11 |
|
||||
11 |
Работа с металлоконструктором. Познавательные сведения. |
1 |
18.11 |
|
||||
12 |
Работа с металлоконструктором. Закрепление познавательных сведений. |
1 |
25.11 |
|
||||
13 |
Работа с металлоконструктором. Закрепление познавательных сведений. |
1 |
02.12 |
|
||||
14 |
Работа с проволокой. Закрепление познавательных сведений. |
1 |
09.12 |
|
||||
15 |
Работа с бумагой и картоном. Приёмы работы: сгибание, резание, разметка. Изготовление складных игрушек из бумажных полосок. |
1 |
16.12 |
|
||||
16 |
Работа с бумагой и картоном. Приёмы работы: сгибание, резание, разметка. Изготовление игрушек из бумажных колец. |
1 |
23.12 |
|
||||
17 |
Работа с бумагой и картоном. Приёмы работы: сгибание, резание, разметка. Изготовление карнавальной полумаски. |
1 |
13.01 |
|
||||
18 |
Работа с бумагой и картоном. Приёмы работы: сгибание, резание, разметка. |
1 |
20.01 |
|
||||
19 |
Приёмы работы: сгибание, резание, разметка. Изготовление карнавальных головных уборов. |
1 |
27.01 |
|
||||
20 |
Работа с бумагой и картоном. Окантовка картона листом бумаги. |
1 |
03.02 |
|
||||
21 |
Работа с текстильными материалами. Виды ручных стежков и строчек. Закрепление познавательных сведений о нитках. |
1 |
10.02 |
|
||||
22 |
Работа с текстильными материалами. Закрепление познавательных сведений о нитках. Виды ручных стежков и строчек. |
1 |
17.02 |
|
||||
23 |
Работа с текстильными материалами. Закрепление познавательных сведений о нитках. Виды ручных стежков и строчек |
1 |
03.03 |
|
||||
24 |
Работа с древесиной. Закрепление познавательных сведений о древесине. Способы обработки древесины ручными инструментами. Экскурсия в столярную мастерскую. |
1 |
10.03 |
|
||||
25 |
Работа с текстильными материалами. Сшивание деталей изделий строчкой косого стежка. |
1 |
17.03 |
|
||||
26 |
Работа с текстильными материалами. Сшивание деталей изделий строчкой косого стежка. |
1 |
31.03 |
|
||||
27 |
Работа с бумагой и картоном. Объёмные изделия из картона. |
1 |
07..04 |
|
||||
28 |
Работа с бумагой и картоном. Объёмные изделия из картона. |
1 |
14.04 |
|
||||
29 |
Работа с текстильными материалами. Виды ручных стежков. |
1 |
21.04 |
|
||||
30 |
Работа с текстильными материалами. Виды ручных стежков. |
1 |
28.04 |
|
||||
31 |
Работа с текстильными материалами. Виды ручных стежков. |
1 |
05.05 |
|
||||
32 |
Работа с бумагой и картоном. Конструирование объёмных игрушек на основе геометрических тел. |
1 |
12.05 |
|
||||
33 |
Работа с бумагой и картоном. Конструирование объёмных игрушек на основе геометрических тел. Итоговый урок. |
1 |
19.05 |
|
||||
34 |
Итоговый урок. |
1 |
26.05 |
|
||||