|
Документ подписан электронной подписью |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Красноармейская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена на заседании школьного методического объединения __________Е.В. Марышева Протокол № 1 от 30.08.2022 г. |
Принята на заседании педагогического совета Протокол № 2
|
Утверждена приказом директора _______ Л.В. Гришина Приказ № 306 от 31.08. 2022 г.
|
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА»
на 2022 – 2023 учебный год
3 класс
Составила: Кравченко Анастасия Николаевна, социальный педагог |
п. Красноармейский
2022
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету/коррекционному курсу «Социально-бытовая ориентировка» составлена на основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 года, Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам утв.
приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1015, ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утв.
приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599, АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2 МБОУ Красноармейской СОШ.
В соответствии с индивидуальным учебным планом программа рассчитана на 31 час.
В соответствии с КУГ МБОУ Красноармейской СОШ на 2022-2023 учебный год программа рассчитана на 31час.
Рабочая программа по СБО составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.
Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы.
Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.
Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психологических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомятся с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи.
«Питание» - один из важнейших разделов, который решает очень нужные задачи:
Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств:
Формы и методы реализации программных задач
По разделам «Питание», «Одежда и обувь», «Жилице» и других целесообразно проводить практические работы, разделив учащихся на бригады из 4-5 человек для самостоятельного выполнения задания. Это позволит каждому ученику независимо от его интеллектуальных и физических возможностей овладеть основными способами ухода за одеждой, обувью, приготовления пищи, научиться составлять деловые бумаги, заполнять разного рода бланки и т.д.
На занятиях следует отводить время для изучения правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими инструментами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т.д.
В раде разделов, например «Личная гигиена» и др., предусмотрена система упражнений, которые каждый ученик выполняет индивидуально. Это работа осуществляется с целью выработки у учащихся определенных умений и навыков на основе знаний, полученных как на занятиях по СБО, так и на занятиях по другим предметам.
Беседа на занятиях по СБО является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами: записями в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ.
Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения. В сочетании с другими методическими приемами их целесообразно использовать при изучении таких разделов, как «Торговля», «Средства связи» и др.
Сюжетно-ролевые игры в основном рекомендуется проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения.
В программе значительное место отводится экскурсиям. Они проводятся на промышленные сельскохозяйственные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения.
Экскурсии в зависимости от их места в учебном процессе могут быть вводные, текущие и итоговые. Вводные экскурсии предшествуют изучению нового материала и имеют целью проведение наблюдений и общее ознакомление с объектами. Текущие экскурсии проводятся в ходе изучения темы и служат для конкретизации и закрепления определенного учебного материала. Итоговые экскурсии организуются при завершении работы над темой.
Основные направления коррекционной работы:
Общая характеристика курса
Программа по СБО включает разделы: «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Питание», «Культура поведения», «Жилище», «Транспорт», «Торговля».
Межпредметные связи
. Расчет ингредиентов при приготовлении пищи в (мг, г, кг), измерение площади квартиры Письмо и развитие речи. Обогащение словарного запаса. Запись текстов, составление деловых бумаг.
Математика (см кв., м кв.)
Чтение и развитие речи. Использование пословиц, поговорок, загадок для развития устной речи. Следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения, умением детей правильно построить фразу, обосновывать вывод. Развитие диалогической речи учащихся.
Природоведение. Экскурсии на промышленные сельскохозяйственные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения.
Трудовое обучение. Организация труда. Творческое отношения к домашнему труду: уборка помещения, чистка одежды и обуви.
Основные требования к знаниям, умениям учащихся
по СБО
Базовый уровень
Личная гигиена
Должны знать:
- последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета;
- периодичность и правила чистки ушей;
- правила ухода за кожей рук, ног и ногтями;
- правила освещенности рабочего места;
- правила охраны зрения при чтении, просмотре телепередач;
- о вреде курения, алкоголя.
Должны уметь:
- совершенствовать вечерний туалет в определенной последовательности;
- стричь ногти на руках, ногах;
-выбирать прическу и причесывать волосы;
- стирать индивидуальные личные вещи и содержать их в чистоте;
- беречь зрение;
- корректно отказаться от предлагаемых первых папирос, глотка алкоголя, проявив силу воли.
Культура поведения
Должны знать:
- требования к осанке при ходьбе, в положении сидя и стоя;
- правила поведения при встрече и расставании;
- формы обращения с просьбой, вопросом;
- правила поведения за столом.
Должны уметь:
- следить за своей осанкой, принимать правильную позу в положении сидя и стоя;
- следить за своей походкой, жестикуляцией;
- правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами, салфеткой, красиво и аккуратно принимать пищу;
- правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками (мальчиками и девочками), взрослыми (знакомыми и незнакомыми) в различных ситуациях;
- вежливо обращаться с просьбой, вопросом к сверстникам и взрослым.
Жилище
Должны знать:
- виды жилых помещений в городе и селе и их различие;
- почтовый адрес своего дома и школы;
- правила организации рабочего места школьника.
Должны уметь:
- писать адрес на почтовых открытках, на почтовых конверте, переводе, телеграмме, телеграфном переводе;
- соблюдать порядок на рабочем столе и во всем жилом помещении.
Питание
Должны знать:
- чтение рецепта приготовления блюда и подбор продуктов;
- нарезка хлеба, сырых и вареных овощей;
- строгое соблюдение правил пользования режущими инструментами;
- приготовление бутербродов, салата, винегрета, окрошки овощной на кефире, напитка из варенья;
- сервировка стола с учетом различного меню;
- мытье посуды, кухонных принадлежностей, уборка помещения;
- стирка салфеток.
Должны уметь:
- прочитать рецепт блюда, подобрать продукты для его изготовления;
- нарезать хлеб, сырые и вареные овощи;
- строго соблюдать правила безопасной работы режущими инструментами.
Транспорт
Должны знать:
- основные транспортные средства, имеющиеся в городе, селе;
- наиболее рациональный маршрут проезда до школы;
- варианты проезда до школы рациональными видами транспорта;
- количество времени, затраченное на дорогу, пересадки, пешеходный маршрут;
- правила передвижения на велосипеде.
Должны уметь:
- соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупки билета, поведение в салоне и при выходе на улицу);
- соблюдать правила дорожного движения;
- различать знаки дорожного движения, встречаются по пути из дома до школы и обратно.
Торговля
Должны знать:
- виды магазинов;
- назначение продуктовых магазинов, их отделы и содержание продукции;
- правила поведения в магазине;
- правила покупки товаров;
- стоимость хлебных, молочных продуктов, 2-3 круп, (пшено, рис и т.п.), десятка яиц, некоторых овощей и фруктов.
Должны уметь:
- выбирать необходимые продукты питания с учетом срока годности;
- округленно подсчитать сумму за приобретенные продукты;
- оплатить, проверить чек и сдачу;
- культурно вести себя с работниками торговли.
Одежда и обувь
Должны знать:
- виды одежды, обуви и их назначение;
- правила ухода за одеждой и обувью из различных материалов (кожи, резины, текстильных).
Должны уметь:
- различать одежду и обувь в зависимости от их назначения: повседневная, праздничная, рабочая, спортивная;
- подбирать одежду, обувь, головной убор по сезону;
- сушить и чистить одежду;
- подготавливать одежду и обувь к хранению;
- подбирать крем и чистить кожаную обувь.
Тематическое планирование.
№ п/п |
Название темы |
Содержание темы |
Всего |
1 |
Я и моя семья
|
Профессии родителей, сестры и брата. |
1 |
2 |
Общение и культура поведения
|
Правила приветствия с незнакомыми людьми. Разговор с незнакомцем. Я умею сказать «нет». Культура поведения на улице. Культура поведения в общественных местах. Поручения в семье. Забота о младших. Забота о бабушке. |
8 |
3 |
Улица. Правила уличного движения. Транспорт.
|
Улица. Площадь. Название улиц, площадей, расположенных вблизи школы и местожительства (экскурсия). Номера домов, подъездов, квартир. Мой домашний адрес. Безопасность в подъезде, лифте. Перекрёсток. Переход. Указатели на перекрёстках «Идите», «Стойте». Правила перехода дороги. Узнавание дороги у прохожих, полицейского. Помощь старым людям в переходе через улицу. Транспорт. Виды транспорта. Правила выхода из транспорта и обход его. Остановки транспорта (экскурсия). |
12 |
4 |
Телефон. Радио. Телевизор.
|
Телефон. Назначение телефона. Как разговаривать по телефону правильно. Телефон родителей, экстренных служб. Радио. Радиоприёмники. Телевизор. Умение пользоваться телевизором. |
5 |
5 |
Магазины.
|
Виды магазинов: специализированные, универсальные. Магазины самообслуживания и с прилавочной системой (экскурсия). Покупка в магазине товаров первой необходимости. Складывание покупки в магазине. Отчёт о покупке дома. Организация общественного питания. Знакомство с предприятиями общественного питания (экскурсия). |
5 |
|
Итого: |
|
34 часа |
Содержание.
3 класс
Я и моя семья. 1 час
Профессии родителей, сестры и брата.
Общение и культура поведения. 8 часов
Правила приветствия с незнакомыми людьми.
Разговор с незнакомцем.
Я умею сказать «нет».
Культура поведения на улице.
Культура поведения в общественных местах.
Поручения в семье.
Забота о младших.
Забота о бабушке.
Улица. Правила уличного движения. Транспорт. 12 часов.
Улица. Площадь.
Название улиц, площадей, расположенных вблизи школы и местожительства (экскурсия).
Номера домов, подъездов, квартир.
Мой домашний адрес. Безопасность в подъезде, лифте.
Указатели на перекрёстках «Идите», «Стойте».
Правила перехода.
Узнавание дороги у прохожих, полицейского.
Помощь старым людям в переходе через дорогу.
Транспорт. Виды транспорта.
Правила выхода из транспорта и обход его.
Остановки транспорта (экскурсия).
Телефон. Радио. Телевизор. 5 часов
Телефон. Назначение телефона.
Как разговаривать по телефону правильно.
Телефон родителей, экстренных служб.
Радио. Радиоприёмники.
Телевизор. Умение пользоваться телевизором.
Магазины. 8 часов
Виды магазинов: специализированные, универсальные.
Магазины самообслуживания и с прилавочной системой (экскурсия).
Покупка в магазине товаров первой необходимости.
Складывание покупки в магазине.
Отчёт о покупке дома.
Организация общественного питания.
Знакомство с предприятиями общественного питания (экскурсии, 2 часа)
Социально-бытовая ориентировка (34 ч.)
№ |
Наименование разделов и темы занятий. |
Дата |
Виды деятельности. |
Примечание |
1. |
Я и моя семья. Профессии родителей, сестры и брата. |
07.09 |
Знание имен членов семья, отчества, фамилии. Знание домашнего адреса, родственных связей. |
|
|
||||
2. |
Общение и культура поведения. Правила приветствия с незнакомыми людьми.
|
14.09 |
Культура поведения. Знакомство с правила поведения в общественных местах, транспорте. А так же правилами поведения за столом, формы обращения со старшими. |
|
|
||||
3. |
Разговор с незнакомцем. |
21.09 |
|
|
4. |
Я умею сказать «нет». |
28.09 |
|
|
5. |
Культура поведения на улице. |
05.10 |
|
|
6. |
Культура поведения в общественных местах. |
12.10 |
|
|
7. |
Поручения в семье. |
19.10 |
|
|
8. |
Забота о младших. |
26.10 |
|
|
|
|
|
||
9. |
Забота о бабушке. |
09.11 |
|
|
|
||||
10. |
Улица. Правила уличного движения. Транспорт. 12 часов. Улица. Площадь. |
16.11 |
- мытье посуды, кухонных принадлежностей, уборка помещения; - стирка салфеток.
- составление маршрута от дома до школы. - изготовление знаков дорожного движения, встречающиеся по дороге к дому, школе; - рассчитать стоимость проезда от дома до школы и обратно; - определить сумму денег, необходимую им на проезд в течение недели, месяца. |
|
11. |
Название улиц, площадей, расположенных вблизи школы и местожительства (экскурсия). |
23.11 |
||
12. |
Номера домов, подъездов, квартир. |
30.11 |
|
|
13. |
Мой домашний адрес. Безопасность в подъезде, лифте. |
07.12 |
|
|
14. |
|
14.12 |
|
|
15. |
Указатели на перекрёстках «Идите», «Стойте». |
21.12 |
|
|
|
|
|
||
16. |
Правила перехода. |
28.12 |
|
|
17. |
Узнавание дороги у прохожих, полицейского. |
11.01 |
|
|
18. |
Помощь старым людям в переходе через дорогу. |
18.01 |
|
|
19. |
Транспорт. Виды транспорта. |
25.01 |
|
|
20. |
Правила выхода из транспорта и обход его. |
01.02 |
|
|
21. |
Остановки транспорта (экскурсия). |
08.02 |
|
|
22. |
Телефон. Радио. Телевизор. Телефон. Назначение телефона. |
15.02 |
Знакомство с отделами, видами магазинов. Правила поведения в магазинах. - Виды продуктов, их стоимости за определенное количество массы; - определенные сроки годности (на примере молочных продуктов); - приобретение продуктов (например, соли, булочки), проверка чека и сдачи. Изучение рецептов приготовления блюд и подбор продуктов; - нарезка хлеба, сырых и вареных овощей; - строгое соблюдение правил пользования режущими инструментами; - приготовление бутербродов, салата, винегрета, окрошки овощной на кефире, напитка из варенья; Изучение видов одежды и обуви, уход за ними. - Сушка и чистка домашней, школьной формы, верхней одежды, обуви. |
|
23. |
Как разговаривать по телефону правильно. |
22.02 |
|
|
24. |
Телефон родителей, экстренных служб. |
01.03 |
|
|
|
|
|
||
25. |
Радио. Радиоприёмники. |
15.03 |
|
|
26. |
Телевизор. Умение пользоваться телевизором.
|
29.03
|
|
|
27. |
Магазины. Виды магазинов: специализированные, универсальные. Организация общественного питания. Знакомство с предприятиями общественного питания
|
05.04 |
|
|
28. |
Магазины самообслуживания и с прилавочной системой (экскурсия). |
12.04 |
|
|
29. |
Покупка в магазине товаров первой необходимости. |
19.04
|
||
30. |
Складывание покупки в магазине. |
26.04 |
|
|
31. |
Отчёт о покупке дома. |
03.05 |
|
|
32 |
Организация общественного питания. |
10.05 |
|
|
33-34 |
Знакомство с предприятиями общественного питания (экскурсии) |
17.05 24.05
|
|
|
|
Всего 34 занятия. |
|
|
|