|
Документ подписан электронной подписью |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Красноармейская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена на заседании школьного методического объединения __________Е.В. Марышева Протокол № 1 от 30.08.2022 г. |
Принята на заседании педагогического совета Протокол № 2
|
Утверждена приказом директора _______ Л.В. Гришина Приказ № 306 от 31.08. 2022 г.
|
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА
3 класс (вариант 8.1)
на 2022-2023 уч. год
Составила: Любименко Юлия Сергеевна, учитель начальных классов |
п. Красноармейский
2022г
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основании следующих нормативно-правовых документов:
1.Федеральный закон РФ « Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ ( в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99- ФЗ от 23.07.2013 № 203-ФЗ)
2.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья ( Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г № 1598)
3.Санитарно- эпидемиологических правил и нормативах СанПин 2.4.2.3286-15, утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 г № 26.
4.Примерная основная адаптированная программа начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ,вариант 8.1, разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО, предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.
5.Примерной основной образовательной программой начального общего образования (далее – ПООП НОО), Примерной программой воспитания (одобрена решением ФУМО от 02.06.2020 г.), с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 8.1) на уровне начального общего образования.
6.Учебный план МБОУ Красноармейская СОШ.
Для реализации рабочей программы используется УМК: учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. Москва, «Просвещение», 2018 г.
Мир природы и человека. Методические рекомендации. 1–4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. Основные общеобразоват. программы / Н. Б. Матвеева, И. А. Ярочкина, М. А. Попова. – М. : Просвещение, 2016. – 222 с.
Мир природы и человека. Рабочая тетрадь / Н. Б. Матвеева, И. А. Ярочкина, М. А. Попова. – М. : Просвещение, 2018
Цель обучения:
- Углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.
Задачи:
• закрепление представлений о взаимосвязи живой и неживой природы;
• закрепление представлений о Солнце как источнике света и тепла на Земле, уяснение роли Солнца как
причины, обуславливающей смену времен года, его значение в жизни живой природы;
• изучение доступных обучающимся сведений о воздухе, формирование представлений о роли и участии
воздуха (кислорода) в жизни растений, животных и человека;
• воспитание интереса к природе, бережного к ней отношения. Формирование понимания взаимосвязи
человека и природы
Описание места учебного предмета в учебном плане
На предмет «Окружающий мир» базисным учебным планом выделяется 2 часа в неделю, 68 часов в год (из них 2 ч - контрольные работы)
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Предметные результаты:
Научится:
Получит возможность научиться:
Личностные результаты:
-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
- понимание личной ответственности за свои поступки.
Коммуникативные результаты:
умением вступать в контакт и работать в группах;
умением использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками, сверстниками, учителями;
умение обращаться за помощью и принимать помощь;
умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные результаты:
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность
- соотносить свои действия и результаты одноклассников с заданными образцами, принимать оценку деятельности,
- корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов
Познавательные результаты:
-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов, явлений окружающей действительности,
-характеризовать предметы и явления по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу);
-находить задания, предложения, тексты в учебнике или другом предлагаемом материале;
-использовать условные знаки, символические средства с помощью учителя;
-работать с несложной по содержанию и структуре информацией;
-называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;
-знать и употреблять названия и свойства изученных предметов и явлений, их частей;
-знать и применять обобщающие понятия изученных групп предметов и свойств.
Содержание учебного предмета
Сезонные изменения в природе
Сезонные изменения в неживой природе
Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времен года. Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года:
направление солнечных лучей, количество тепла и света. Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.
Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга,
метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный – теплый ветер. Продолжение наблюдений за погодой, их описание. Календарь. Знакомство с календарем. Названия месяцев.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения за растениями сада и леса в разное время года: яблоня, осина, липа, акация, орешник. Увядание и появление цветов и трав
(медуница). Птицы зимующие и перелетные: клест, снегирь, соловей. Насекомые в осенний период. Домашние животные в разное время года. Лесные животные: мыши, змеи, лягушки. Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года
Неживая природа
Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр (элементарные представления). Измерение температуры воздуха.
Ветер. Стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра.
Живая природа
Растения
Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы. Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы. Растения сада. Фруктовые деревья (2–3 названия); ягодные кустарники (2–3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды. Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники. Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные.
Грибы. Грибы съедобные и несъедобные Травы полезные и травы опасные.
Животные
Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детеныши. Приспособление диких животных к
природным условиям. Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, детеныши. Уход за домашними животными.
Сравнение диких и домашних животных. Сходство и различия: кабан – свинья, заяц – кролик.
Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни. Строение гнезд, забота о потомстве. Птицы перелетные и зимующие: ласточка, дрозд, галка, дятел.
Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: соловей, жаворонок.
Человек. Безопасное поведение
Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе легких. Температура тела человека. Градусник и его назначение.
Профилактика простудных заболеваний. Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс. Окружающая среда и здоровье человека.
Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений.
Тематическое планирование
|
|
|
|
|
|
№п/п |
Название раздела |
Всего часов |
1. |
Сезонные изменения в природе |
25 |
2. |
Неживая природа |
10 |
3. |
Растения |
11 |
4. |
Животные |
9 |
5. |
Человек |
13 |
|
Итого |
68 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Тема урока
|
Тип урока |
Основные виды учебной деятельности |
Дата |
|
|
1-2 |
Времена года. Осень
|
Сообщение новых знаний |
Уметь правильно называть времена года. Наблюдать за изменениями в живой и неживой природе, наблюдать и описывать состояние погоды.
|
01.09 06.09 |
|
|
3-4 |
Осенние месяцы. Календарь |
Сообщение новых знаний |
Уметь правильно называть времена года. Наблюдать за изменениями в живой и неживой природе, наблюдать и описывать состояние погоды.
|
08.09 13.09 |
|
|
5 |
Растения и животные осенью |
Комбинированный урок |
Сравнивать растения и животных между собой, соотносить явления, наблюдаемые в природе, с иллюстрациями. |
15.09 |
|
|
6-7 |
Занятия людей осенью
|
Комбинированный урок |
Делать выводы на основе наблюдаемых явлений |
20.09 22.09 |
|
|
8-9 |
Изучаем правила дорожного движения |
Комбинированный урок |
Делать выводы на основе наблюдаемых явлений |
27.09 29.09 |
|
|
10-11 |
Зима. Признаки зимы Зимние месяцы |
Комбинированный урок |
Делать выводы на основе наблюдаемых явлений |
04.10 06.10 |
|
|
12-13 |
Растения и животные зимой |
Комбинированный урок |
Характеризовать поведение наблюдаемых животных. |
11.10 13.10 |
|
|
14-16 |
Занятия людей зимой
|
Комбинированный урок |
Уметь рассказывать о занятиях людей |
18.10 20.10 25.10
|
|
|
17-18 |
Правила поведения в зимний период |
Комбинированный урок |
Уметь рассказывать о занятиях людей |
27.10 08.11 |
|
|
19 |
Весна. Признаки весны Весенние месяцы |
Комбинированный урок |
Самостоятельно подбирать иллюстративный и текстовой материал, характеризующий весну. |
10.11
|
|
|
20-21 |
Растения и животные весной Насекомые |
Комбинированный урок |
Характеризовать поведение животных |
15.11 17.11
|
|
|
22-23 |
Признаки лета. Растения и животные летом |
Комбинированный урок |
Уметь выбирать одежду зимой, какие игры можно играть, делать выводы о занятиях людей зимой. |
22.11 24.11
|
|
|
24-25 |
Занятия людей весной и летом |
Урок практикум |
Наблюдать за изменениями в живой и неживой природе, наблюдать и описывать состояние погоды. |
29.11 01.12 |
|
|
26 |
Тест. Сезонные изменения. |
Комбинированный урок |
Выполнять проверочную работу по изученной теме |
06.12 |
|
|
27 |
Солнце в разные времена года
|
Комбинированный урок |
Самостоятельно подбирать иллюстративный и текстовой материал, характеризующий весну. |
08.12 |
|
|
28 |
Сон – лучшая профилактика усталости |
Комбинированный урок |
Самостоятельно подбирать иллюстративный и текстовой материал, характеризующий весну. |
13.12
|
|
|
29-31 |
Воздух. Значение воздуха. Термометр |
Комбинированный урок |
Рассматривать показания термометра, дифференциация показаний |
15.12 20.12 22.12
|
|
|
32-33 |
Календарь |
Комбинированный урок |
Перечислять месяцы. Называть времена года, месяцев, дней недели. |
27.12 10.01 |
|
|
34 |
Ветер. Направление ветра
|
Комбинированный урок |
Уметь выбирать одежду по погоде, какие игры можно играть, делать выводы о поведении людей во время урагана. |
12.01
|
|
|
35-36 |
Поведение во время урагана |
Комбинированный урок |
Уметь выбирать одежду по погоде, какие игры можно играть, делать выводы о поведении людей во время урагана. |
17.01 19.01 |
|
|
37 |
Сравнение растений |
Комбинированный урок |
Сравнивать и распознавать растения по их признакам: деревья, кустарники, травы |
24.01 |
|
|
38 |
Части растений: корни, стебли |
Комбинированный урок |
|
26.01
|
|
|
39-40 |
Части растений: листья, цветы |
Комбинированный урок |
Называть части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы |
31.01 02.02
|
|
|
41-43 |
Растения сада |
Комбинированный урок |
Называть фруктовые деревья (2–3 названия); ягодные кустарники (2–3 названия). Внешний вид, распознавание |
07.02 09.02 14.02 |
|
|
44 |
Плоды и семена Лесные ягоды |
Комбинированный урок |
Определять объекты, называния. Зарисовка. Соотносить два объекта. Составлять рассказ по последовательным схемам |
16.02
|
|
|
45-46 |
Лес. Растения леса. Травы. Грибы.
|
Комбинированный |
Называть растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники |
21.02 28.02 |
|
|
47 |
Проверочная работа. Растения. |
Урок проверки знании |
Выполнять проверочную работу по изученной теме |
02.03
|
|
|
48-49 |
Животные. Охрана животного мира |
Определять по внешнему виду, питанию, повадкам, образу жизни, детенышей. Приспособление диких животных к природным условиям |
|
|||
|
07.03 09.03
|
|||||
50-51 |
Дикие и домашние животные |
Комбинированный урок |
Сравнивать диких и домашних животных. Сходство и различия: кабан – свинья, заяц – кролик |
14.03 16.03
|
|
|
52-54 |
Птицы. Строение птиц |
Урок сообщение новых знаний |
|
28.03 30.03 04.04
|
|
|
55-56 |
Перелетные, зимующие птицы |
Урок сообщение новых знаний |
|
06.04 11.04 |
|
|
57 |
Животные. |
Урок проверки знании |
Выполнять проверочную работу по изученной теме |
13.04
|
|
|
58-59 |
Человек. Дыхание человека Профилактика простудных заболеваний |
Урок сообщение новых знаний |
Объяснять различие фруктов; составлять рассказ о значении фруктов. |
18.04 20.04
|
|
|
60-61 |
Кровь. Сердце. Пульс. |
Комбинированный |
Уметь рассказывать о строении и работе сердца. Пульс. |
25.04 27.04
|
|
|
62-63 |
Окружающая среда и здоровье человека |
Комбинированный |
Следить за гигиеной; использовать в речи новые понятия |
02.05 04.05
|
|
|
64-65 |
Человек. |
Урок проверки знании |
Применять полученные знания и самостоятельно выполнять проверочную работу, контролировать свою деятельность |
11.05 16.05 |
|
|
66 |
Годовая контрольная работа. |
Урок проверки знании |
Делать выводы на основе наблюдаемых явлений |
18.05
|
|
|
67-68 |
Питание человека |
Урок проверки знании |
Применять полученные знания и самостоятельно выполнять проверочную работу, контролировать свою деятельность |
23.05 25.05 |
|
|