ЭП

Документ подписан электронной подписью
13.03.2023 09:16, Гришина Людмила Владимировна, Директор школы
Ключ электроннй подписи

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Красноармейская средняя общеобразовательная школа

 

Рассмотрена

на заседании школьного

методического объединения

__________Е.В. Марышева

Протокол № 1

от 30.08.2022 г.

Принята

на заседании

педагогического совета

Протокол № 2

  • 31.08. 2022 г.

Утверждена

приказом директора

_______ Л.В. Гришина

Приказ № 306

от 31.08. 2022 г.

 

 

 

 

 

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА

3 класс (вариант 8.1)

на 2022-2023 уч. год

 

 

 

 

Составила: Любименко Юлия Сергеевна, учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Красноармейский

2022г

 

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.Федеральный закон РФ « Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ ( в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99- ФЗ от 23.07.2013 № 203-ФЗ)

2.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья ( Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г № 1598)

3.Санитарно- эпидемиологических правил и нормативах СанПин 2.4.2.3286-15, утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 г № 26.

4.Примерная основная адаптированная программа начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ,вариант 8.1, разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО, предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

5.Примерной основной образовательной программой начального общего образования (далее – ПООП НОО), Примерной программой воспитания (одобрена решением ФУМО от 02.06.2020 г.), с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 8.1) на уровне начального общего образования.

6.Учебный план МБОУ Красноармейская СОШ.

Для реализации рабочей программы используется УМК: учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. Москва, «Просвещение», 2018 г.

Мир природы и человека. Методические рекомендации. 1–4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. Основные общеобразоват. программы / Н. Б. Матвеева, И. А. Ярочкина, М. А. Попова. – М. : Просвещение, 2016. – 222 с.

Мир природы и человека. Рабочая тетрадь / Н. Б. Матвеева, И. А. Ярочкина, М. А. Попова. – М. : Просвещение, 2018

Цель обучения:

- Углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.

Задачи:

• закрепление представлений о взаимосвязи живой и неживой природы;

• закрепление представлений о Солнце как источнике света и тепла на Земле, уяснение роли Солнца как

причины, обуславливающей смену времен года, его значение в жизни живой природы;

• изучение доступных обучающимся сведений о воздухе, формирование представлений о роли и участии

воздуха (кислорода) в жизни растений, животных и человека;

• воспитание интереса к природе, бережного к ней отношения. Формирование понимания взаимосвязи

человека и природы

Описание места учебного предмета в учебном плане
На предмет «Окружающий мир» базисным учебным планом выделяется 2 часа в неделю, 68 часов в год (из них 2 ч - контрольные работы)

Планируемые результаты освоения учебного предмета:

Предметные результаты:

Научится:

Получит возможность научиться:

Личностные результаты:

-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

- понимание личной ответственности за свои поступки.

Коммуникативные результаты:

умением всту­пать в контакт и работать в группах;

умением использовать принятые ритуалы со­ци­аль­ного взаимодействия с одноклассниками, сверстниками, учителями;

умение обращаться за по­мо­щью и при­нимать помощь;

умение слушать и понимать инструкцию к учебному за­да­нию в разных видах деятельности и быту;

сотрудничать с взрослыми и све­рстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, со­переживать, кон­с­т­ру­к­ти­в­но взаимодействовать с людьми;

договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные результаты:

- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность

- соотносить свои действия и результаты одноклассников с заданными образцами, принимать оценку деятельности,

- корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов

Познавательные результаты:

-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов, явлений окружающей действительности,

-характеризовать предметы и явления по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу);

-находить задания, предложения, тексты в учебнике или другом предлагаемом материале;

-использовать условные знаки, символические средства с помощью учителя;

-работать с несложной по содержанию и структуре информацией;

-называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;

-знать и употреблять названия и свойства изученных предметов и явлений, их частей;

-знать и применять обобщающие понятия изученных групп предметов и свойств.

Содержание учебного предмета

Сезонные изменения в природе

Сезонные изменения в неживой природе

Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времен года. Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года:

направление солнечных лучей, количество тепла и света. Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.

Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга,

метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный – теплый ветер. Продолжение наблюдений за погодой, их описание. Календарь. Знакомство с календарем. Названия месяцев.

Растения и животные в разное время года

Наблюдения за растениями сада и леса в разное время года: яблоня, осина, липа, акация, орешник. Увядание и появление цветов и трав

(медуница). Птицы зимующие и перелетные: клест, снегирь, соловей. Насекомые в осенний период. Домашние животные в разное время года. Лесные животные: мыши, змеи, лягушки. Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года

Неживая природа

Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр (элементарные представления). Измерение температуры воздуха.

Ветер. Стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра.

Живая природа

Растения

Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы. Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы. Растения сада. Фруктовые деревья (2–3 названия); ягодные кустарники (2–3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды. Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники. Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные.

Грибы. Грибы съедобные и несъедобные Травы полезные и травы опасные.

Животные

Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детеныши. Приспособление диких животных к

природным условиям. Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, детеныши. Уход за домашними животными.

Сравнение диких и домашних животных. Сходство и различия: кабан – свинья, заяц – кролик.

Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни. Строение гнезд, забота о потомстве. Птицы перелетные и зимующие: ласточка, дрозд, галка, дятел.

Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: соловей, жаворонок.

Человек. Безопасное поведение

Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе легких. Температура тела человека. Градусник и его назначение.

Профилактика простудных заболеваний. Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс. Окружающая среда и здоровье человека.

Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений.

 

 

Тематическое планирование

 

 

 

 

 

 

 

№п/п

Название раздела

Всего часов

1.

Сезонные изменения в природе

25

2.

Неживая природа

10

3.

Растения

11

4.

Животные

9

5.

Человек

13

 

Итого

68

 

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

 

Тип урока

Основные виды учебной деятельности

Дата

 

1-2

Времена года.

Осень

 

Сообщение

новых знаний

Уметь правильно называть времена года.

Наблюдать за изменениями в живой и неживой природе, наблюдать и описывать состояние погоды.

 

01.09

06.09

 

3-4

Осенние

месяцы.

Календарь

Сообщение

новых знаний

Уметь правильно называть времена года.

Наблюдать за изменениями в живой и неживой природе, наблюдать и описывать состояние погоды.

 

08.09

13.09

 

5

Растения и

животные

осенью

Комбинированный урок

Сравнивать растения и животных между собой, соотносить явления, наблюдаемые в природе, с иллюстрациями.

15.09

 

6-7

Занятия людей

осенью

 

Комбинированный урок

Делать выводы на основе наблюдаемых явлений

20.09

22.09

 

8-9

Изучаем правила

дорожного

движения

Комбинированный урок

Делать выводы на основе наблюдаемых явлений

27.09

29.09

 

10-11

Зима. Признаки

зимы

Зимние месяцы

Комбинированный урок

Делать выводы на основе наблюдаемых явлений

04.10

06.10

 

12-13

Растения и животные

зимой

Комбинированный урок

Характеризовать поведение наблюдаемых животных.

11.10

13.10

 

14-16

Занятия людей

зимой

 

Комбинированный урок

Уметь рассказывать о занятиях людей

18.10

20.10

25.10

 

 

17-18

Правила

поведения в

зимний период

Комбинированный урок

Уметь рассказывать о занятиях людей

27.10

08.11

 

19

Весна. Признаки

весны

Весенние

месяцы

Комбинированный урок

Самостоятельно подбирать иллюстративный и текстовой материал, характеризующий весну.

10.11

 

 

20-21

Растения и

животные

весной

Насекомые

Комбинированный урок

Характеризовать поведение животных

15.11

17.11

 

 

22-23

Признаки лета. Растения и животные летом

Комбинированный урок

Уметь выбирать одежду зимой, какие игры можно играть, делать выводы о занятиях людей зимой.

22.11

24.11

 

 

24-25

Занятия людей

весной и летом

Урок практикум

Наблюдать за изменениями в живой и неживой природе, наблюдать и описывать состояние погоды.

29.11

01.12

 

26

Тест. Сезонные изменения.

Комбинированный урок

Выполнять проверочную работу по изученной теме

06.12

 

27

Солнце в разные

времена года

 

 

Комбинированный урок

Самостоятельно подбирать иллюстративный и текстовой материал, характеризующий весну.

08.12

 

28

Сон –

лучшая

профилактика

усталости

Комбинированный урок

Самостоятельно подбирать иллюстративный и текстовой материал, характеризующий весну.

13.12

 

 

29-31

Воздух.

Значение

воздуха.

Термометр

Комбинированный урок

Рассматривать показания термометра, дифференциация показаний

15.12

20.12

22.12

 

 

32-33

Календарь

Комбинированный урок

Перечислять месяцы. Называть времена года, месяцев, дней недели.

27.12

10.01

 

34

Ветер. Направление

ветра

 

Комбинированный урок

Уметь выбирать одежду по погоде, какие игры можно играть, делать выводы о поведении людей во время урагана.

12.01

 

 

35-36

Поведение во

время урагана

Комбинированный урок

Уметь выбирать одежду по погоде, какие игры можно играть, делать выводы о поведении людей во время урагана.

17.01

19.01

 

37

Сравнение

растений

Комбинированный урок

Сравнивать и распознавать растения по их признакам: деревья, кустарники, травы

24.01

 

38

Части растений:

корни, стебли

Комбинированный урок

  • части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы.

26.01

 

 

39-40

Части растений:

листья, цветы

Комбинированный урок

Называть части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы

31.01

02.02

 

 

41-43

Растения сада

Комбинированный урок

Называть фруктовые деревья (2–3 названия); ягодные кустарники (2–3 названия). Внешний вид, распознавание

07.02

09.02

14.02

 

44

Плоды и семена

Лесные ягоды

Комбинированный урок

Определять объекты, называния. Зарисовка. Соотносить два объекта. Составлять рассказ по последовательным схемам

16.02

 

 

45-46

Лес. Растения

леса. Травы. Грибы.

 

 

 

Комбинированный

Называть растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники

21.02

28.02

 

47

Проверочная работа. Растения.

Урок проверки знании

Выполнять проверочную работу по изученной теме

02.03

 

 

48-49

Животные.

Охрана животного мира

Определять по внешнему виду, питанию, повадкам, образу жизни, детенышей. Приспособление диких животных к природным условиям

 

 

07.03

09.03

 

50-51

Дикие и

домашние

животные

Комбинированный урок

Сравнивать диких и домашних животных. Сходство и различия: кабан – свинья, заяц – кролик

14.03

16.03

 

 

52-54

Птицы.

Строение птиц

Урок сообщение новых знаний

  • птиц. Рассказывать о внешнем виде, питании, повадках, образе жизни. Строение гнезд, забота о потомстве

28.03

30.03

04.04

 

 

55-56

Перелетные,

зимующие

птицы

Урок сообщение новых знаний

  • птиц перелетных и зимующих: ласточка, дрозд, галка, дятел. Хищных птиц: ястреб, коршун. Певчие птицы

06.04

11.04

 

57

Животные.

Урок проверки знании

Выполнять проверочную работу по изученной теме

13.04

 

 

58-59

Человек.

Дыхание

человека

Профилактика

простудных

заболеваний

Урок сообщение новых знаний

Объяснять различие фруктов;

составлять рассказ о значении фруктов.

18.04

20.04

 

 

60-61

Кровь. Сердце. Пульс.

Комбинированный

Уметь рассказывать о строении и работе сердца. Пульс.

25.04

27.04

 

 

62-63

Окружающая

среда и здоровье

человека

Комбинированный

Следить за гигиеной; использовать в речи новые понятия

02.05

04.05

 

 

64-65

Человек.

Урок проверки знании

Применять полученные знания и самостоятельно выполнять проверочную работу, контролировать свою деятельность

11.05

16.05

 

66

Годовая контрольная работа.

Урок проверки знании

Делать выводы на основе наблюдаемых явлений

18.05

 

 

67-68

Питание человека

Урок проверки знании

Применять полученные знания и самостоятельно выполнять проверочную работу, контролировать свою деятельность

23.05

25.05