ЭП

Документ подписан электронной подписью
12.03.2023 14:41, Гришина Людмила Владимировна, Директор школы
Ключ электроннй подписи

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Красноармейская средняя общеобразовательная школа

 

 

Рассмотрено Принято Утверждено

на заседании на заседании приказом директора школьного педагогического совета ________Л.В. Гришина

методического объединения Протокол №2 Приказ № 306

Протокол № 1

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультативного курса

«Русское правописание: орфография и пунктуация»

для 11 класса

на 2022-2023 учебный год

количество часов - 34

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила: Федорова Лариса Александровна, учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п.Красноармейский

2022 г.

 

 

Пояснительная записка

 

Организация внеурочной деятельности в МБОУ Красноармейской СОШ опирается на следующие нормативные документы:

 

1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 N413(с изменениями).

3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 18 9 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»(с изменениями).

4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.08.2020 № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

5. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Красноармейской СОШ;

6. Приказ МБОУ Красноармейской СОШ от 31.08.2021 г № 325 «Об организации внеурочной деятельности обучающихся в МБОУ Красноармейской СОШ в 2021-2022уч. году»

Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю

 

В период чрезвычайных ситуаций, погодных условий, введения карантинных мероприятий по заболеваемости гриппом, ОРВИ и другими инфекционными заболеваниями, образовательная деятельность по данному учебному предмету осуществляется с использованием дистанционных технологий

 

Общие цели программы

Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимися в письменной речи.

Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутье учащихся, целенаправленное развитие лингвистической интуиции. В связи с этим основными направлениями в работе становятся, во-первых, усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления (слова, предложения), что обеспечивает безошибочное применение того или иного правила без искажения смысла высказывания. Во-вторых, опора на этимологический анализ при обучении орфографии, который держится на языковом чутье и удовлетворяет естественную, неистребимую потребность каждого человека разгадать тайну рождения слова, понять его истоки. В-третьих, важнейшим направлением в обучении становится систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, существующую взаимосвязь между различными элементами (принципы написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т.п.).

Программа дает представление о том, как нужно распределить материал по темам, какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате обучения у старшеклассников укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в его мотивированности, логичности (несмотря на некоторые нарушения общих орфографических и пунктуационных закономерностей).

На этой базе формируется умение ориентироваться в многообразных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правил именно то , что соответствует данной орфограмме и пунктограмме. Такое умение значительно облегчает задачу усвоения самих правил, так как заставляет в разных орфографических (пунктуационных) фактах видеть общие и отличительные свойства, вооружает системой обобщающих правил, которые поглощают несколько частных, заставляют глубже осмыслить полученные ранее сведения из разных областей лингвистики и умело пользоваться этой информацией при выборе правильного написания.

Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностные

- сформированность гармоничной языковой личности, способной посредством усвоения языка впитать в себя уважение к нравственным ценностям русского народа, русской многовековой культуре;

- формирование личности, несущей звание гражданина России, умеющей любить и ценить малую родину;

- посредством выявления языковых особенностей русского языка, формировать нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

- через усвоение научных основ изучения русского языка обеспечение понимания его системности, выявление взаимосвязи его разделов и уровней, сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

- обеспечение готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни.

Метапредметные

- способность и готовность к продуктивному общению и эффективному взаимодействию на основе адекватного речевого поведения, правильного применения этикетных формул вежливого общения, умения выбирать языковые средства, уместные в конкретной речевой ситуации;

- обеспечение научного исследования и самостоятельной проектной деятельности языковыми средствами оформления поисковой работы, владение соответствующими стилями речи;

- освоение навыков научного мышления посредством освоения учебного материала, аналитической работы с текстами различной направленности и стилевой принадлежности, реферирования, выявления основной мысли и приводимых аргументов;

- приобретение умений самостоятельного поиска решений и ответственности за принятое решение в ходе ведения исследовательской и проектной деятельности по предложенным лингвистическим, межпредметным, этнокультурным и поликультурным темам проектов;

Предметные результаты

Выпускник научится:

- различать виды орфограмм и использовать на письме правила орфографии;

- находить орфограммы на основе звуко - буквенного, морфемного анализа слова;

- анализировать свои ошибки в диктантах, в творческих работах (классифицировать, группировать их).

- пользоваться словарями (толковыми, фразеологическими, этимологическими, словарями синонимов, антонимов, паронимов, устаревших слов, иностранных слов);

- находить и объяснять написания, которые определяются лексическим значением слова;

- различать морфемы в слове и их значение;

- объяснять в отдельных случаях этимологию слова и исторически обусловленное переосмысление структуры слова;

- характеризовать слово как часть речи (производить морфологический разбор);

- употреблять слова разных частей речи в соответствии с разными типами и стилями речи в качестве языковых средств;

- склонять или спрягать слова, принадлежащие к изменяемым частям речи; пользоваться словами разных частей речи для связи предложений и абзацев текста.

- производить комплексный анализ текста. различать виды пунктограмм и использовать на письме правила пунктуации;

- находить пунктограммы в тексте;

- применять в практике письма пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

- анализировать свои ошибки в диктантах, в творческих работах (классифицировать, группировать их);

- владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;

- выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие уместность, правильность, точность и выразительность речи.

Выпускник получит возможность научиться:

Содержание программы

Особенности письменного общения

Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Единство двух сторон общения: передача и восприятие смысла речи. Виды речевой деятельности: говорение (передача смысла с помощью речевых сигналов, принятых на слух); письмо (передача смысла с помощью графических знаков) – чтение (смысловая расшифровка графических знаков). Формы речевого общения: письменные и устные.

Речевая ситуация и языковой анализ речевого высказывания.

Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли (букв, знаков препинания, дефиса, пробела); ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возращения к написанному, совершенствования текста и т.д. Формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения (разные типы), конспекты, планы, рефераты и т.п.

Возникновение и развитие письма как средства общения.

Орфография

Орфография как система правил правописания

Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания.

Некоторые сведения из истории русской орфографии.

Роль орфографии в письменной общении людей, её возможности для более точной передачи смысла речи.

Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Различные способы передачи содержащейся в правиле информации: связный текст, план, тезисы, схема, таблица, алгоритм и др.

Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них: 1) правописание морфем («пиши морфему единообразно»); 2) слитные, дефисные и раздельные написания («пиши слова отдельно друг от друга, а части слов слитно, реже – через дефис»); 3) употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы имена собственные, с малой – нарицательные»); 4) перенос слова («переноси слова по слогам»).

Правописание морфем

Система правил, связанных с правописанием морфем. Принцип единообразного написания морфем – ведущий принцип русского правописания (морфологический).

Правописание корней. Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова.

Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в заимствованных словах.

Правила, нарушающие единообразие написания корня (ы и и в корне после приставок) ; понятие о фонетическом принципе написания.

Группы корней с чередованием гласных: 1) –касс-//- кос-, - лаг-/-лож-, -бир-/-бер-, -стел-/стил- и др. (зависимость от глагольного суффикса –а- );2) –раст-/ос-, скак-/скоч- (зависимость от последующего согласного); 3)-гар-/-гор-, -твар-/твор-, -клан-//-клон-,-зар-//-зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло//ла, оро//ра, ере//ре, ело//ле.

Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности (доска –дощатый, очки- очечник).

Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: 1) приставки на з/с – фонетический принцип; 2) все остальные приставки (русские и иноязычные по происхождению) – морфологический принцип написания. Роль смыслового анализа слова при различении приставок при- и пре- .

Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. Роль морфемно-словообразовательного анализа слова при выборе правильного написания суффиксов.

Типичные суффиксы имен существительных и их написание: арь-, - тель-, -ник-, - изн, -есть- (-ость-) –есть(е) и др. Различение суффиксов –чик- и –щик- со значением лица. Суффиксы –ек- и -ик-, -ец- и - иц- в именах существительных со значением уменьшительности.

Типичные суффиксы прилагательных и их написание: -оват (-еват-) ,-евит, -лив-, -чив-, -чат-, -ист-, -оньк- (еньк-) и др. Различение на письме суффиксов –ив- и –ев-; –к- и - ск- в именах прилагательных. Особенности образования сравнительной степени и превосходной степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов.

Типичные суффиксы глагола и их написание: -и-, -е-, -а-, -ка-, -ва-, - ирова-, - ича-, -ану- и др. различение на письме глагольных суффиксов – ова- (-ева-) и -ыва- (-ива-). Написание суффикса –е- или -и- в глаголах с приставкой обез-/обес- ( обезлесить –обезлесеть); -ться/-тся в глаголах.

Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени (посеять - посеявший – посеянный).

Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов.

Правописание окончаний. Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.

Различение окончаний слов разных частей речи.

Различение окончаний –е и –и в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий.

Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и и после ц; употребление разделительных ъ и ь.

Правописание согласных на стыке морфем (матросский, петроградский); написание сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, нч внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употребление ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем.

Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ морфемно – словообразовательных моделей слов.

Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.

Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем.

Использование орфографических, морфемных и словообразовательных словарей для объяснения правильного написания слов.

Прием морфемной записи слов (рас-чес-ыва-ющ-ий) и его практическое значимость.

Слитные, дефисные и раздельные написания (10ч)

Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания.

Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза).

Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий.

Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов.

Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний (многообещающий – много обещающий).

Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи. Работа со словарем «Слитно или раздельно».

Написание строчных и прописных букв

Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.

Работа со словарем «Строчная или прописная?»

Речевой этикет в письменном общении

Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевая ситуация и употребление этикетных форм извинения, просьбы, благодарности, приглашения и т.д. в письменной речи.

Речевой этикет в частной и деловой переписке. Из истории эпистолярного жанра в России. Зачины и концовки современных писем, обращения к адресату, письменные формы поздравления, приглашения, приветствия.

Особенности речевого этикета при дистанционном письменном общении (SMS-сообщения, электронная почта, телефакс и др.)

Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета.

Пунктуация

Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания.

Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение пунктуации – расчленять письменную речь для облегчения её понимания. Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.

Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация.

Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения.

Разделы русской пунктуации: 1) знаки препинания в конце предложения; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте.

Знаки препинания в конце предложения

Предложение и его основные признаки; интонация конца предложений. Границы предложения, отражение её на письме. Употребление точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения. Выбор знака препинания с учетом особенностей предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности.

Употребление многоточия при прерывании речи. Смысловая роль этого знака. Знаки препинания в начале предложения: многоточие, кавычки, тире в диалоге.

Знаки препинания внутри простого предложения

Система правил данного раздела пунктуации.

Знаки препинания между членами предложения. Тире в неполном предложении; интонационные особенности этих предложений.

Знаки препинания между однородными членами предложения. Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами; интонация перечисления.

Однородные члены, не соединенные союзом. Однородные члены, соединенные неповторяющимися союзами. Однородные члены, соединенные повторяющимися союзами. Однородные члены, соединенные двойными союзами. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах.

Однородные и неоднородные определения, их различение на основе семантико-грамматической и интонационной характеристики предложения и его окружения (контекста).

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Интонационные особенности предложений с обособленными членами.

Обособленные определения распространенные и нераспространенные, согласованные и несогласованные. Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция. Грамматико-пунктуационные отличия причастного и деепричастного оборотов.

Обособление приложений.

Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными именем существительным в косвенном падеже.

Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями.

Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих и присоединительных членов предложения.

Знаки препинания в предложениях с сравнительным оборотом. Сопоставительный анализ случаев выделения и невыделения в письменной речи оборота со значением сравнения.

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами. Семантико-грамматические отличия вводных слов от созвучных членов предложения. Уместное употребление в письменной речи разных смысловых групп вводных слов.

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Речевые формулы обращений, используемые в письменной речи.

Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных слов (нет уж, что ж, как же, что же и др.).

Знаки препинания между частями сложного предложения

Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений.

Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся тире, запятая и тире, точка с запятой.

Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения.

Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении.

Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих их трех и более частей, и выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции. Знаки препинания при сочетании союзов.

Сочетание знаков препинания.

Знаки препинания при передаче чужой речи

Связный текст как совокупность предложений, объединенных одной мыслью, общей стилистической направленностью и единым эмоциональным настроем. Поиски оптимального пунктуационного варианта с учетом контекста. Авторские знаки.

Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно-смысловое членение текста.

Календарно-тематическое планирование

Тема

Кол-во

часов

Дата

Основные виды деятельности

Прим.

по плану

факт.

1

Возникновение и развитие письма как средства общения

1

7.09

 

устный опрос

 

2

Роль орфографии в письменном общении людей. Разделы русской орфографии

1

14.09

 

письменная работа

 

3

Система правил, связанных с правописанием морфем

1

21.09

 

создание таблиц и схем

 

4

Правописание корней.

1

28.09

 

письменная работа

 

5

Правописание приставок

1

5.10

 

письменная работа

 

6

Правописание суффиксов

1

12.10

 

письменная работа

 

7

Правописание окончаний

1

19.10

 

письменная работа

 

8

Орфографические правила, требующие различения морфем

1

26.10

 

письменная работа

 

9

Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова.

1

9.11

 

письменная работа

 

10

Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.

1

16.11

 

письменная работа

 

11

Роль смыслового и грамматического анализа при выборе правильного написания.

1

23.11

 

устный опрос; письменная работа

 

12

Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи.

1

30.11

 

письменная работа

 

13

Значение приставки ни- и слова ни.

1

7.12

 

обобщение материала; письменная работа

 

14

 

Грамматико-орфографические отличия приставки от предлога.

1

14.12

 

устный опрос; письменная работа

 

15

Образование и написание сложных слов.

1

21.12

 

устный опрос; письменная работа

 

16

Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.

1

28.12

 

обобщение материала; письменная работа

 

17

Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы

1

11.01

 

устный опрос; письменная работа

 

18

Русская пунктуация. Основные функции пунктуационных знаков.

1

18.01

 

устный опрос; письменная работа

 

19

Знаки препинания между членами предложения.

1

25.01

 

обобщение материала; письменная работа

 

20

Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами предложения.

1

1.02

 

устный опрос; письменная работа

 

21

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложения.

1

8.02

 

обобщение материала; письменная работа

 

22

Обособленные члены предложения

1

15.02

 

устный опрос; письменная работа

 

23

Уточняющие, поясняющие и присоединительные члены предложения.

1

22.02

 

письменная работа

 

24

Знаки препинания в предложениях с сравнительным оборотом.

1

1.03

 

письменная работа

 

25

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения.

1

15.03

 

обобщение материала; письменная работа

 

26

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями.

1

29.03

 

письменная работа

 

27

Пунктуационное выделение междометий.

1

5.04

 

устный опрос; письменная работа

 

28

Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений.

1

12.04

 

письменная работа

 

29

Употребление знаков препинания между частями сложного предложения.

1

19.04

 

обобщение материала; письменная работа

 

30

Прямая и косвенная речь.

1

26.04

 

письменная работа

 

31

Разные способы оформления на письме цитат.

1

3.05

 

практическая работа

 

32

Связный текст

1

10.05

 

устный опрос

 

33

Абзац

1

17.05

 

устный опрос

 

34

Итоговое занятие

1

24.05

 

устный опрос

 

 

Итого

34

 

 

 

 

 

Литература

Базжина Т.В., Крючкова Т.Ю. Русская пунктуация: Пособие- справочник для старшеклассников, абитуриентов и студентов. – М., 2010.

Беднарская Л.Д. Грамотный человек. – Тула, 2013.

Ветвицкий В.Г., Иванова В.Ф., Моисеев А.И. Современное русское письмо: факультативный курс. – М., 1974.

Львова С.И. Словообразование – занимательно о серьезном: Практические занятия для учащихся 8-11 классов. – М., 2016.

Львова С.И. Русская орфография: Самоучитель. – М., 2015.

Львова С.И. Там, где кончается слово… (О слитных, дефисных и раздельных написаниях). – М., 1991.

Моисеев А.И. Буквы и звуки. Звуки и цифры. – М., 1984.

Панов М.В. Занимательная орфография. – М., 1984.

Панов М.В. И все-таки она хорошая ! Рассказ о русской орфографии, ее достоинствах и недостатках. – М., 1964.

Постникова И.И. и др. Это непростое простое предложение. – М., 1985.

Для учителя

Блинов Г.И. Методика изучения пунктуации в школе. – М. 1990.

Валгина Н.С. Русская пунктуация: Принципы и назначение. – М., 1979.

Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. – М., 2010.

Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. – М., 1982.

Кайдалова А.И., Калинина И.К. Современная русская орфография. – М., 1983.

Ларионова Л.Г. Коммуникативно-деятельностный подход к изучению орфографических правил в средней школе. – Ростов-на-Дону, 2015.

Мучник Б.С. Культура письменной речи. – М., 1996.

Разумовская М.М. Методика обучения орфографии. – М., 1996.