|
Документ подписан электронной подписью |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Красноармейская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена на заседании школьного методического объединения ________ Петренко Т.Е. Протокол № 1 от 30 августа 2022г. |
Принята на заседании педагогического совета Протокол №2 от 31 августа 2022 г. |
Утверждена приказом директора ____________Л.В. Гришина Приказ № 306 от 31августа 2022г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЭКОЛОГИИ
ДЛЯ 10 -11 КЛАССА
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ -35
Составила: Петренко Татьяна Евгеньевна, учитель биологии высшей квалификационной категории |
п. Красноармейский
2022г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по экологии для учащихся 10-11 классов разработана на основе документов:
-Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012г. №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования», с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014г., 31 декабря 2015г., 29 июня 2017г.
- Основная образовательная программа МБОУ Красноармейской СОШ;
- Приказ Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»
- Приказ Минпросвещения России от 23 декабря 2020 г. № 766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 254»
На основе примерной программы среднего образования по биологии и авторской программы среднего (полного) общего образования к линии УМК Н. М. Черновой (авторы:И. А. Жигарев, В. М. Галушин) для 10-11 классов Дрофа
Рабочая программа обеспечена учебниками, включенными в федеральный перечень учебников, рекомендуемых Минобрнауки РФ к использованию
- Приказ Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»
- Приказ Минпросвещения России от 23 декабря 2020 г. № 766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 254»
- «Экология. Базовый уровень. 10—11 классы» Н. М. Чернова и др.
Учебный предмет «Экология» изучается на завершающем этапе среднего базового образования. Содержание и структура этого курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология – социальная экология –
практическая экология, или охрана природы.
Современная экология приобрела интегральный характер и является комплексом научных дисциплин. Поэтому в курсе «Экология 10 класс» раскрываются основы подразделения экологии общей, а в последующем курсе «Экология – 11 класс» -подразделения экологии социальной.
Содержательной основой курса является учение о природной экосистеме как совокупности совместно обитающих организмов и условий их существования, находящихся в закономерной взаимосвязи друг с другом и образующих систему взаимообусловленных биотических и абиотических явлений и процессов. Экосистемы рассматриваются как открытые самоорганизующиеся и самовоспроизводящиеся системы, на уровне которых происходит обмен веществ и потоков энергии.
В 10 классе предлагается изучать общую экологию. В программе она представлена тремя разделами: «Организм и среда» «Экология сообществ и популяций» и «Экология экосистем». В разделе «Экология сообществ и популяций» раскрываются экологические закономерности взаимосвязи живых организмов со средой, основные формы экологических адаптации, взаимоотношения видов, а также популяции — как элементарные надорганизменные макросистемы. Раздел «Экология экосистем» содержит материал о составе, структуре и динамике экосистем, представляющих собой совокупности живых организмов и условий среды, связанных потоками вещества и энергии. В этом разделе также рассматривается биосфера как область обитания живых организмов Земли и самая большая экосистема.
В 11 классе в разделе «Социальная экология» рассматриваются закономерности взаимодействия между обществом и природой, принципы и перспективы их сосуществования и устойчивого развития. В разделе Экологические основы охраны природы рассматриваются фундаментальные экологические законы и социальные закономерности. Этот раздел ориентирует учащихся на разумную, экологически обоснованную деятельность, способствующую рациональному использованию и охране природных ресурсов и окружающей природной среды.
Школа вправе в течение 3-х лет использовать в образовательной деятельности учебники, приобретенные до вступления в силу приказаот 28.12.2018 № 345, от20 мая 2020 г. № 254, от 23 декабря 2020 г. № 766
Программой отводится на изучение экологии 35 часов, которые распределены по классам следующим образом:
10 класс – 17.5 часов, 0.5 часа в неделю;
11 класс – 17.5 часов, 0.5 часа в неделю
Цель курса «Общая экология»: обобщение и углубление экологических знаний, полученных на предыдущих этапах обучения; обеспечение понимания основных закономерностей, теорий и концепций экологии; развитие способности оценки экологических ситуаций и прогнозирования в своей практической деятельности последствий вмешательства в природу; формирование экологического мировоззрения, активной жизненной позиции по отношению к проблемам охраны окружающей среды.
Задачи:
- формирование понятийного аппарата, обеспечения понимания основных закономерностей, теорий и концепции экологии;
- развитие способности оценки экологических ситуаций и прогнозирования в своей практической деятельности последствий вмешательства в природную среду;
- формирование экологического мировоззрения и поведения, активной жизненной позиции по отношению к проблемам охраны окружающей среды;
- закрепление знаний о природе родного края, воспитание бережного отношения к ней.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
– готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
– неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
– формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
– воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
– гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
– признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
– интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
– готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
– приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
– готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
– экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
– эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
– ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
– положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
– уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
– готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
– физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений
Предметные результаты.
В результате изучения учебного предмета «Экология» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
– использовать понятие «экологическая культура» для объяснения экологических связей в системе «человек–общество–природа» и достижения устойчивого развития общества и природы;
– определять разумные потребности человека при использовании продуктов и товаров отдельными людьми, сообществами;
– анализировать влияние социально-экономических процессов на состояние природной среды;
– анализировать маркировку товаров и продуктов питания, экологические сертификаты с целью получения информации для обеспечения безопасности жизнедеятельности, энерго- и ресурсосбережения;
– анализировать последствия нерационального использования энергоресурсов;
– использовать местные, региональные и государственные экологические нормативные акты и законы для реализации своих гражданских прав и выполнения обязанностей в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
– понимать взаимосвязь экологического и экономического вреда и оценивать последствия физического, химического и биологического загрязнения окружающей среды;
– анализировать различные ситуации с точки зрения наступления случая экологического правонарушения;
– оценивать опасность отходов для окружающей среды и предлагать способы сокращения и утилизации отходов в конкретных ситуациях;
– извлекать и анализировать информацию с сайтов геоинформационных систем и компьютерных программ экологического мониторинга для характеристики экологической обстановки конкретной территории;
– выявлять причины, приводящие к возникновению локальных, региональных и глобальных экологических проблем.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– анализировать и оценивать экологические последствия хозяйственной деятельности человека в разных сферах деятельности;
– прогнозировать экологические последствия деятельности человека в конкретной экологической ситуации;
– моделировать поля концентрации загрязняющих веществ производственных и бытовых объектов;
– разрабатывать меры, предотвращающие экологические правонарушения;
– выполнять учебный проект, связанный с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем и экологическим просвещением людей.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЭКОЛОГИЯ.
10—11 КЛАССЫ. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ»
Введение
Экология — комплекс наук о взаимоотношениях организмов с окружающей средой. Основные законы экологии: закон оптимума, закон ограничивающего фактора. Понятие об надорганизменных системах: популяциях, сообществах, экосистемах. Взаимодействие энергии и материи в экосистеме. Саморазвитие экосистем. Естественные и антропогенные экосистемы. Проблемы рационального использования экосистем. Промышленные техносистемы. Биосфера и ноосфера.
Система «человечество — природа»
Социоэкосистема и её особенности. Человек как биосоциальный вид. История и тенденции взаимодействия общества и природы. Влияние глобализации на развитие природы и общества. Глобальные экологические проблемы человечества. Концепция устойчивого развития. Принципы устойчивого развития.
Проблема голода и переедание. Разумные потребности потребления продуктов и товаров. Продуктовая корзина. Продовольственная безопасность. Значение сохранения агроресурсов.
Экологические связи в системе «человечество — природа». Экологическая культура как условие достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы. Экологическая демография. Демографические проблемы и перспективы развития человечества.
Экологические последствия хозяйственной деятельности человека Правовые и экономические аспекты природопользования. Экологическая политика государства в области природопользования и ресурсосбережения. Гражданские права и обязанности в области ресурсо- и энергосбережения. Государственные и общественные экологические организации и движения России. Международное сотрудничество в сохранении окружающей среды. Ответственность за
экологические правонарушения.
Влияние социально-экономических процессов на состояние природной среды. Экологический менеджмент и система экологических нормативов. Экологический контроль и экологический аудит. Экологическая сертификация, маркировка товаров и продуктов питания. Экологические последствия в разных сферах деятельности.
Загрязнение природной среды. Физическое, химическое и биологическое загрязнение окружающей среды. Экологические последствия в конкретной экологической ситуации.
Опасность отходов для окружающей среды. Основные принципы утилизации отходов. Малоотходные и безотходные технологии и производственные системы.
Экологический мониторинг. Экологический мониторинг воздуха, воды, почвы, шумового загрязнения, зеленых насаждений. Уровни экологического мониторинга. Стационарные и мобильные станции экологического мониторинга. Поля концентрации загрязняющих веществ производственных и бытовых объектов.
Ресурсосбережение
Экология природных ресурсов. Природные ресурсы. Закон ограниченности природных ресурсов и экологические последствия его нарушения. Особо охраняемые природные территории и рекреационные зоны.
Экологические риски при добыче и использовании природных ресурсов. Рациональное использование энергоресурсов. Энергосбережение и ресурсосберегающие технологии. Культура использования энергии и ресурсосбережение в повседневной жизни. Тенденции и перспективы развития энергетики.
Взаимоотношение человека с окружающей средой
Практикум по применению экологических знаний в жизненных ситуациях. Применение экологических знаний в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей («Я — ученик», «Я — пассажир общественного транспорта», «Я — покупатель»,
«Я — житель города, деревни, села…») с целью приобретения опыта эколого-направленной деятельности.
Практикум по оценке экологических последствий в разных сферах деятельности. Применение экологических знаний в разных сферах деятельности (политической, финансовой, науке и образовании, искусстве и литературе, медицине) с целью приобретения опыта эколого-направленной деятельности.
Экологическое проектирование
Принципы социального проектирования, этапы проектирования, социальный заказ. Социальные проекты экологической направленности, связанные с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры. Разработка проектов и проведение исследований для решения актуальных (местных, региональных, глобальных) экологических проблем.
Тематическое планирование
10-11 класс
№ |
Тема |
Количество часов |
|
10 класс |
|||
1 |
Введение |
1 |
|
2 |
Организм и среда |
8 |
|
3 |
Сообщества и популяции |
8.5 |
|
|
итого |
17.5 |
|
11 класс |
|||
1 |
Экологические связи человека |
7 |
|
2 |
Экологическая демография |
3 |
|
3 |
Экологические проблемы и их решения |
7.5 |
|
|
итого |
17.5 |
|
Календарно-тематическое планирование на 2022-2023 учебный год10 класс
№ п/п
|
Наименование разделов, тема урока |
Формы текущего контроля |
Всего часов |
Дата |
Виды учебной деятельности |
Материально-техническое сопровождение, ИКТ |
Примечание
|
Введение 1ч |
|||||||
1 |
Введение |
Фронтальная беседа. Работа в группах. |
1 |
13.01 |
Урок изучения нового материала. Анализируют текст учебника.
|
* |
П.1 |
Общая экология |
|||||||
Организм и среда 8 часов |
|||||||
2 |
Потенциальные возможности размножения организмов |
Фронтальная беседа. Работа в группах. |
1 |
20.01 |
Строить и читать кривые потенциального роста численности видов
|
|
|
3 |
Общие законы зависимости организмов от факторов среды |
Устный опрос |
1 |
27.01 |
Строить графики областей выживания и оптимума
|
* |
|
4 |
Основные пути приспособления организмов к среде |
Комбинированный опрос |
1 |
3.02 |
Приводить примеры избегания организмами неблагоприятных условий |
* |
|
5 |
Основные среды жизни |
Таблица |
1 |
10.02 |
Различать организмы разных сред обитания
|
* |
|
6 |
Пути воздействия организмов на среду обитания Лабораторная работа №1 «Почвенные обитатели и их средообразующая деятельность». |
Выполнение л.р. |
1 |
17.02 |
Приводить примеры воздействия организмов на среду
|
* |
|
7 |
Приспособительные формы организмов |
таблица |
1 |
3.03 |
Определять по внешнему виду среду обитания животных
|
* |
|
8 |
Лабораторная работа № 2 «Жизненные формы животных (на примере насекомых)». |
Выполнение л.р. |
1 |
10.03 |
Определять по внешнему виду среду обитания животных
|
* |
|
9 |
Приспособительные ритмы жизни |
тест |
1 |
17.03 |
Уметь проводить простейшие эксперименты |
* |
|
Сообщества и популяции 8 часов |
|||||||
10 |
Типы взаимодействия организмов |
таблица |
1 |
31.03 |
Различать типы биотических отношений
|
* |
|
11 |
Законы и следствия пищевых отношений |
Фронтальный опрос |
1 |
7.04 |
Различать типы пищевых связей
|
* |
|
12 |
Законы конкурентных отношений в природе |
Работа в парах |
1 |
14.04 |
Применять правило конкурентного исключения |
* |
|
13 |
Популяции. Демографическая структура популяций |
Фронтальный опрос |
1 |
21.04 |
Составлять возрастную пирамиду
|
* |
|
14 |
Рост численности и плотность популяций. |
Фронтальный опрос |
1 |
28.04 |
Объяснять изменения в популяциях в ответ на увеличение плотности |
* |
|
15 |
Биоценоз и его устойчивость |
Характеристика биоценозов (доклад) |
1 |
05.05 |
Использовать формулу Жаккара
|
* |
|
16 |
Проверочная работа №1 «Организм и среда. Сообщества и популяции» |
Письменный контроль |
1 |
12.05 |
контроль, предполагающий работу с поставленными вопросами |
|
|
17 |
Численность популяции. Устойчивость популяции в природе |
Характеристика популяций |
1 |
19.05 |
Анализировать динамику численности. Определять видовой состав популяции |
* |
|
17.5 |
Повторение |
|
1 |
26.05 |
|
|
|
|
Итого 17 |
|
|
|
|
|
|
Календарно-тематическое планирование на 2022-2023 учебный год
11 класс
В соответствии с календарным учебным графиком на 2022-2023 учебный год рабочая программа будет реализована в полном объеме за 16 часов. Выполнение рабочей программы в 11 классе в полном объеме можно за счет уплотнения тем.
№ |
Раздел, темы |
Количество часов |
|
|
|
Примерная или авторская программа |
Рабочая программа |
1 |
Экологическая демография |
4 |
3 |
2 |
Экологические проблемы и их решения |
8.5 |
8 |
№ п/п
|
Наименование разделов, тема урока |
Формы текущего контроля |
Всего часов |
Дата |
Виды учебной деятельности |
Материально-техническое сопровождение, ИКТ |
Экологические связи человека-5 |
||||||
1 |
Человек - биосоциальное существо Система «человечество- природа». Особенности пищевых и информационных связей человечества |
Фронтальный опрос
|
1 |
5.09 |
Составлять краткий конспект лекции; выявлять главную информацию в тексте параграфа;сравнивать вид Человек разумный с другими биологическими видами; распределять обязанности в процессе групповой работы; |
` |
2 |
Использование орудий и энергии |
Фронтальный опрос
|
1 |
12.09 |
анализировать возможности орудийной деятельности и использования различных источников энергии для изменения среды обитания и ее экологической емкости; |
|
3
|
История развития экологических связей человечества. Древние гоминиды.
|
Фронтальный опрос
|
1 |
19.09 |
анализировать этапы развития экологических связей человека и природы в процессе антропогенеза; |
* |
4 |
История развития экологических связей человечества. Человек разумный. |
Таблица |
1 |
26.09 |
анализировать этапы развития экологических связей человека и природы в про- цессе антропогенеза |
* |
5 |
История развития экологических связей человечества. Современность и будущее. |
Таблица |
1 |
03.10 |
устанавливать конструктивное взаимодействие в группе; оценивать собственные коммуникативные навыки и навыки сотрудничества; |
|
Экологическая демография-3 |
||||||
6 |
Социально – экологические особенности демографии человечества |
Фронтальный опрос
|
1 |
10.10 |
использовать навыки смыслового чтения для нахождения информации в соответствии с поставленной задачей; оценивать достоверность источников информации; |
|
7 |
Рост численности человечества |
беседа |
1 |
17.10 |
Объяснять значение социальных факторов в ослаблении влияния на человечество природных регуляторов численности; |
* |
8
|
Социально – географические особенности демографии человека Демографические перспективы |
Построить графики кривых роста |
1 |
24.10 |
строить и «читать» графики кривых роста; характеризовать типы кривых роста численности человечества |
* |
Экологические проблемы и их решения-8 |
||||||
9 |
Основные принципы устойчивого развития человечества и природы |
схема |
1 |
07.11 |
Характеризовать основные принципы устойчивого развития человечества и при- роды; сравнивать исчерпаемые и неисчерпаемые, возобновимые и невозобновимые ресурсы; структурировать информацию в виде конспекта лекции; с опорой на тезисы строить развернутое устное высказывание; |
|
10 |
Проблемы глобального влияния человечества на планету. Изменение климата. |
Схема |
1 |
14.11 |
объяснять значение понятия «экологический кризис»; анализировать причины и последствия глобального изменения климата; структурировать материал лекции в виде краткого конспекта; |
* |
11 |
Проблемы загрязнения природной среды и пути их решения |
проект |
1 |
21.11 |
анализировать причины и последствия масштабных вырубок лесов, кислотных осадков, разрушения озонового экрана; структурировать информацию в виде конспекта лекции; с опорой на тезисы строить развернутое устное высказывание |
|
12 |
Проблемы дефицита ресурсов и пути их решения |
|
1 |
28.11 |
анализировать возможные пути уменьшения физического загрязнения среды; оценивать последствия физического загрязнения среды; объяснять значение переработки отходов; строить аргументированное доказательство; оценивать аргументацию оппонента; оценивать умение применять экологические знания в различных областях дея- тельности; |
|
13 |
Рациональное использование энергоресурсов |
Фронтальный опрос |
1 |
5.12 |
применять прин- ципы рационального использования энергоресурсов для анализа конкретной экологической ситуации; представлять текстовый материал в графическом виде; |
* |
14 |
Растительные ресурсы и их неистощимое использование |
Схема |
1 |
12.12 |
определять понятие «растительные ресурсы»; |
* |
15 |
Биоразнообразие животного мира: проблемы сохранения и возможности их решения
|
Фронтальный опрос |
1 |
19.12 |
выявлять современные проблемы сохранения животного мира Земли и России, анализировать причины нетолерантного отношения к животным; предлагать пути решения проблем сохранения биоразнообразия |
* |
16 |
Правовые аспекты охраны окружающей среды и природопользования. Экологическая культура
|
|
1 |
26.12 |
анализировать различные ситуации с точки зрения наступления случая экологического правонарушения; объяснять назначение мониторинга окружающей среды; предлагать возможные пути достижения устойчивого развития общества и природы |
* |
|
Итого 16 |
|
|
|
|
|