ЭП

Документ подписан электронной подписью
10.03.2023 18:50, Гришина Людмила Владимировна, Директор школы
Ключ электроннй подписи

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Красноармейская средняя общеобразовательная школа

 

Рассмотрена

на заседании школьного

методического объединения

___________И.В.Сычева

Протокол № 1

от 30 августа 2022 г.

Принята

на заседании

педагогического совета

Протокол № 2

от 31 августа 2022 г.

Утверждена

приказом директора

_____________Л.В.Гришина

Приказ №306

от 31 августа 2022 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ

РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК

ДЛЯ 9 КЛАССА

на 2022-2023 учебный год

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ - 34

 

 

 

 

 

 

 

Составили: Сычева Ирина Васильевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, Кулешова Наталья Михайловна, учитель русского языка и литературы, первой квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Красноармейский

2022г

 

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по предмету родной русский язык для учащихся 9 классов разработана на основе:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897);

- Основная образовательная программа МБОУ Красноармейской СОШ;

- Приказ Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» - Приказ Минпросвещения России от 23 декабря 2020 г. № 766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 254»

-Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования.

 

 

Цели и задачи изучения предмета

 

Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.

В соответствии с этим в курсе русского родного языка актуализируются следующие цели:

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета

 

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
  2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
  3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
  4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
  5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные УУД

1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,

классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

2.Смысловое чтение.

3.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его

познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

4. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Коммуникативные УУД

1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем; работать

индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

3.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

В ходе изучения произведений родной литературы обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности.

В ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости.

 

Содержание учебного предмета

 

Раздел I. Введение.

Лингвистика как наука. Разделы лингвистики. Связь лингвистики с другими науками. Предмет общего языкознания. Основные проблемы общего языкознания.

Раздел II. Язык и речь.

1. Происхождение языка.

Биологические и социальные предпосылки возникновения языка. Гипотезы происхождения языка.

2. Природа и сущность языка.

Взгляды на природу языка. Язык и мышление. Учение И.П. Павлова о двух сигнальных системах.

3. Язык – система знаков.

Знаки – единицы языка. Структура языка. Основные типы знаков. Безусловные и условные знаки. Система знаков. Типы систем. Дифференциальные и интегральные признаки знака. Система языка.

4. Функции языка.

Основные функции языка: коммуникативная и когнитивная.

5. Язык и речь.

Разграничение понятий «язык» и «речь».

6. Социально-функциональная структура языка.

7. Классификация языков.

Языковая семья. Генеалогическая классификация языков. Индоевропейские языки. Другие языковые семьи. Понятие о мировых языках.

8. Происхождение и развитие письма.

Стадии развития письма. Пиктографическое письмо. Идеографическое письмо. Фонографическое письмо.

 

Раздел III. Фонетика. Выразительные средства фонетики.

1. Артикуляционная база языка.

Фонетика. Речевой аппарат человека. Комбинаторные изменения: ассимиляция, диссимиляция, аккомодация. Редукция.

2. Слог. Ударение и интонация.

Виды слогов. Строение слога. Дифтонги. Деление слова на слоги и членение слова на морфемы. Ударение. Типы ударения. Функции ударения. Энклитики и проклитики. Интонационные схемы.

3. Понятие о фонеме.

Фонема, её основная функция. Дифференциальные признаки фонем. Парные фонемы. Слабая и сильная позиция фонем. Варианты фонем. Классификация гласных звуков. Классификация согласных звуков.

  1. Звукопись: ассонанс, аллитерация, звукоподражание. Звукоподражания в загадках. Орфоэпия. Орфоэпия поэтическая. Рифма.

 

Раздел IV. Лексикология. Выразительные средства лексики

1. Слово как предмет лексикологии.

Лексика. Лексикология. Слово как фонетическая, лексическая и грамматическая единица. Двусторонняя природа слова. Основные функции слова. Классификация лексики. Пути пополнения словарного состава языка.

2. Лексическое значение и его типы.

Классификация лексических значений. Явление многозначности. Прямое и переносное значение. Виды переносных значений.

3. Фразеологические единицы.

Фразеологизмы. Особенность фразеологизмов. Классификация фразеологизмов. Источники фразеологии.

4. Метафора. “Скрытое сравнение”. Инверсия и метафора в стихотворении М.Ю.Лермонтова “Парус”.

5. Метонимия и синекдоха. Тропы и фигуры в стихотворении М.Ю.Лермонтова “Бородино”.

6. Эпитет как разновидность тропа.

7. Гипербола и литота.

 

Раздел V. Юмор, ирония, сарказм, гротеск, каламбур

1. Юмор, ирония, сарказм, гротеск. Каламбур.

 

Раздел VI. Грамматика. Выразительные средства синтаксиса

1. Грамматический строй языка.

Грамматика. Грамматическое значение. Грамматическая форма. Грамматическая категория. Разделы грамматики.

2. Морфология.

Морфология. Части речи. Парадигма. Самостоятельные части речи. Служебные части речи. Междометия.

3. Синтаксис.

Синтаксис. Словосочетание: структура, классификация, функция. Предложение: структура, классификация, функция. Понятие предикативности. Члены предложения. Актуальное членение предложения.

  1. Риторические вопросы и обращения. Риторическое восклицание. Инверсия.
  2. Антитеза (противопоставление). Анализ стихотворения А.А.Блока “Полный месяц встал над лугом...”

6. Оксюморон.

7. Умолчание и эллипсис как особенные стилистические фигуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

 

 

№ п/п

Наименование разделов и тем.

Количество часов

1.

Введение.

 

1

2.

Язык и речь.

 

9

3.

Фонетика. Выразительные средства фонетики.

 

2

4.

Лексикология. Выразительные средства лексики

 

8

5.

Юмор, ирония, сарказм, гротеск, каламбур

 

2

6.

Грамматика. Выразительные средства синтаксиса

 

9

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование уроков в 9 классе

 

 

№ п/п

Дата

Раздел.

Тема урока.

Основное содержание

Основные виды деятельности

Виды

контроля

ИКТ

Примечания

Введение (1ч.)

 

 

1

6.09

Лингвистика как наука.

Происхождение языка

Гипотезы происхождения языка

Основные разделы лингвистики. Происхождение языка.

Записи в тетрадях, заполнение таблицы

 

 

 

Язык и речь. (9ч.)

2

13.09

Природа и сущность языка. Взгляды на природу языка

Взгляды на природу языка. Язык и мышление

Поиск информации в учебнике и в Интернете.

Текущий. Оценка устных ответов

 

 

3

20.09

Язык и мышление. Учение И.П. Павлова о двух сигнальных системах.

Сообщения учащихся о теории Павлова.

Конспект, обобщение материала.

Выборочнаяпроверка записей

 

 

4

27.09

Язык – система знаков. Основные типы знаков.

Знаки – единицы языка. Структура языка. Основные типы знаков

Конспект, обобщение материала

Текущий

Оценка устных высказываний

АРМУ

 

 

 

 

 

 

 

 

5

4.10

Основные функции языка: коммуникативная и когнитивная.

Основные функции языка: коммуникативная и когнитивная.

Составление плана ответа по теме

Текущий

Оценка выразительного чтения и устных высказываний

 

 

6

11.10

Язык и речь.

Разграничение понятий «язык» и «речь».

 

Составляют тезисный план, записывают понятия, анализируют примеры.

Индивидуальный контроль

 

 

7

18.10

 

Разграничение понятий «язык» и «речь».

  • строение языка. Лите-ратурный язык и терри-ториальные диалекты. Признаки литературного языка

Составляют схему, прводят примеры, работают над текстами-рассуждениями.

Текущий

Оценка выразительного чтения и устных высказываний

АРМУ

 

8

25.10

Литературный язык и территориальные диалекты

  • язык и территориальные диалекты. Признаки литературногоязыка. Тер-риториальные и социальные диалекты. Просторечие.

Выразительное чтение текстов-примеров, их анализ.

Текущий

Оценка выразительного чтения и устных высказываний

АРМУ

 

9

8.11

Классификация языков. Языковая семья.

Генеалогическая класси-фикация язы-ков. Индоев-ропейские языки. Другие языковые се-мьи.

Заполнение таблицы, анализ текстов, записи выводов втетради.

Индивидуальная проверка тетрадей

 

 

10

15.11

Понятие о мировых языках.

Понятие о мировых языках.

Представление проектов.

Итоговый

Оценка проекта

АРМУ

 

Фонетика. Выразительные средства фонетики. (2ч.).

11

22.11

Артикуляционная база языка.

Фонетика. Речевой аппарат человека. Комбинаторные изменения: ассимиляция, диссимиляция,аккомодация. Редукция.

 

Рассматривается речевой аппарат человека, фонетический разбор слов.

Текущий

Оценка устных высказываний, проверка записей в тетрадях

 

 

12

29.11

Слог. Ударение и интонация.

Понятие о фонеме.

Виды слогов. Строение слога. Дифтонги. Деление слова на слоги и членение слова на морфемы. Ударение. Типы

 

Расставляют ударение. Рассматривают его типы ,функции , строят интонационные схемы.

Текущий

Оценка устных высказываний

АРМУ

 

Лексикология. Выразительные средства лексики.(8ч.).

13

6.12

Выразительные средства словообразования.

 

Лексика. ЛексикологияСлово как фонетическая, лексическая и грамматическая единица. Двусторонняя природа слова

Рассматриваютосновные функции слова. Классификацируют лексику. Составляют таблицу «Пути пополнения словарного состава языка.»

 

Проверка конспектов, индивидуальные и групповые задания.

 

 

14

13.12

Паронимы.

Паронимы, парономассы.Выразительные средства словообразования в пословицах, поговорках, загадках

Анализ текста.

поиск выразительных средств словообразования в пословицах, поговорках, загадках

Текущий

Оценка выразительного чтения и устных высказываний

 

 

15

20.12

Слово как предмет лексикологии. Основные функции слова.

Классификация лексиче-ских значе-ний. Явление многозначности.

 

Анализ текста. Составление плана . Пись-менный анализ текста

 

Текущий

Оценка письменной работы

 

 

16

27.12

Классификация лексики. Пути пополнения словарного состава.

Заполнение таблицы «Классификация лексики» Подбирают примеры..

 

Анализ текста.

Подбор примеров, строят текст-рассуждение.

Текущий

Оценка выразительного чтения и устных высказываний

АРМУ

 

17

10.01

Явление многозначности. Прямое и переносное значение.

Прямое и переносное значение. Виды переносных значений

Анализ текста..

Прямое и переносное значение. Виды переносных значений

Текущий

Оценка выразительного чтения и устных высказываний

 

 

18

17.01

Фразеологические единицы. Источники фразеологии.

Фразеологизмы. Особенность фразеологизмов. Класси-фикация фразеологизмов. Источники фразеологии

Находят фра-зеологизмы в текстах, определяют их особенность, классификаци- руют , объяс-няют проис-хождение фра-зеологизмов

Самостоятельная работа

 

 

19

24.01

Метафора... “Скрытое сравнение”. Инверсия и метафора в стихотворении М.Ю.Лермонтова “Парус”.

“Скрытое сравнение”. Инверсия и метафора в стихотворении М.Ю.Лермонтова “Парус”.

 

Анализ стихотворения, поиск и определение выразительных средств языка.

Текущий

Оценка выразительного чтения и устных высказываний

 

 

20

31.01

Эпитет как разновидность тропа.

Тропы и фигуры в стихотворении М.Ю.Лер-монтова “Бородино”.

Эпитет как разновидность тропа.

 

Анал поиск и определение выразительных средств языка из текста.

Текущий

Оценка выразительного чтения и устных высказываний

 

 

21

7.02

Сравнение – простейший вид тропа.

“Скрытое сравнение”. Инверсия и метафора в стихотворении

Письменный анализ текстов.

Текущий

Оценка письменных работ

 

 

22

14.02

Олицетворение (персонификация) – один из распространённых художественных тропов

Олицетворение (персо-нификация) – как один из распространённых художественных тропов

Анализ текста.

Текущий

Оценка выразительного чтения и устных высказываний

АРМУ

 

23

21.02

Гипербола и литота.

Гипербола и литота как способ выражения авторской позиции

Анализ текста

Текущий

Оценка выразительного чтения и устных высказываний

 

 

Юмор. Ирония. Сарказм. (2ч.)

24

28.02

Юмор, ирония, сарказм, гротеск, каламбур.

Юмор. ирония.гротеск в изображении типических характеров в литературе, их особенности.

Анализ текста. Сопоставление рассказов. Сопоставление характеров

Н. Н. из повести Тургенева «Ася» и Николая Алексеевича из рассказа «Темные аллеи».

Текущий

Оценка выразительного чтения и устных высказываний

 

 

25

7.03

Юмор, ирония, сарказм, гротеск. Каламбур

.юмор, ирония, сарказм как способы выражения авторской позиции

Анализ текста. Сопоставление рассказов. Сопоставление характеров

 

 

Текущий

Оценка выразительного чтения и устных высказываний

АРМУ

 

Грамматика. Выразительные средства синтаксиса. (9ч.).

26

14.03

Грамматический строй языка. Разделы грамматики.

Грамматика. Грамматическое значение. Грамматическая форма. Грамматическая категория. Разделы грамматики

Рассматривают разделы рам-матики. Грам-матические категория. Составляют план-конспект

Индивидуальные ответы учащихся

 

 

27

28.03

Морфология. Самостоятельные и служебные части речи.

Морфология. Части речи. Парадигма. Самостоятельные части речи. Служебные части речи. Междометия.

 

Повторяют разделы темы «Морфология». Части речи. Самостоятельные и служеб-ные части речи. Междометия

Текущий

Оценка устных высказываний

 

 

28

4.04

Синтаксис. Словосочетание: классификация, функции.

Словосочетание: структура, классификация, функция. Понятие предикативности. Члены предложения. Актуальное членение предложения.

рассматривают структуру, классификацию, функцию словосочетаний, предложений.

Текущий

Самостоятельная работа

АРМУ

 

29

10104

Риторические вопросы и обращения.

Риторическое восклицание. Инверсия.

 

Анализ текстов, запись выводов. Составление текста.

Индивидуальная провеака тетрадей

 

 

30

18.04

Риторическое восклицание. Инверсия.

Риторическое восклицание. Инверсия.

 

Анализ текстов, запись выводов. Составление текста

 

Текущий

Индивидуальная работа

 

 

31

25.04

Словесные повторы. Градация.

Лексический повтор как один из художественно-изобразительных приёмов

Анализ текстов, запись выводов. Составление текста

 

Текущий

Индивидуальная работа

 

 

32

2.05

Антитеза (противопоставление).

Анализ стихотворения А.А.Блока “Полный месяц встал над лугом...”

Определение особенностиприменения. .Анализ стихотворения А.А.Блока “Полный месяц встал над лугом...”

Анализ и интерпретация стихотворений по плану. Выразительное чтение. Сопоставление стихотворений разных авторов .

Текущий

Оценка выразительного чтения и устных высказываний

 

 

33

16.05

Оксюморон.

Умолчание и эллипсис как особенные стилистические фигуры.

 

Анализ и интерпретация стихотворений по плану. Выразительное чтение. Сопоставление стихотворений разных авторов

 

 

 

34

23.05

Итоговый тест «Средства речевой выразительности»

.