ЭП

Документ подписан электронной подписью
31.01.2023 09:26, Гришина Людмила Владимировна, Директор школы
Ключ электроннй подписи

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Красноармейская средняя общеобразовательная школа

 

 

Рассмотрена

на заседании школьного

методического объединения

__________ Т.Е. Петренко

Протокол №1

от 30.08.2022г.

 

Принята

на заседании

педагогического совета

Протокол №2

от 31.08.2022г.

 

 

Утверждена

приказом директора

__________ Л.В. Гришина

Приказ №306

от 31.08.2022г.

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ДЛЯ 6-9 классов

на 2022-2023 учебный год

количество часов – 139

 

 

 

Составили: Брянцева Ольга Ивановна, учитель истории, обществознания первой квалификационной категории, Утоплова Марина Александровна, учитель истории, обществознания

 

 

 

 

п. Красноармейский

2022г.

 

 

Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию. 6-9 классы.

Рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014г., 31 декабря 2015г.), Примерной программы учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС и примерной программой, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (Протокол заседания от 8 апреля 2015г. №1/15).

Для реализации содержания учебного предмета выбраны учебники:

6 класс. Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. Обществознание. М., Просвещение, 2021;

7 класс. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание. М., Просвещение, 2016;

8 класс. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Лазебникова А.Ю. и др. Обществознание. М., Просвещение, 2018;

9 класс. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. и др. Обществознание М: Просвещение, 2017.

 

входящие в федеральный перечень учебников:

- Приказ Минпросвещения России от 20 мая 2020г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»,

- Приказ Минпросвещения России от 23 декабря 2020г. № 766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 20 мая 2020г. № 254»,

- Приказ Минпросвещения России от 28 декабря 2018г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» в ред. от 08.05.2019г. №233, от 22.11.2019г. №632, от 18.05.2020г. №249.

Школа вправе в течение 3-х лет использовать в образовательной деятельности учебники, приобретенные до вступления в силу приказа от 28.12.2018г. № 345.

При реализация рабочей программы контроль знаний будет осуществляться в форме ВПР, ОГЭ.

При проверке знаний учащихся будут использоваться контрольно-измерительные материалы из книг: Обществознание. ВПР, ОГЭ. Контрольно-измерительные материалы, 2018-2022.

Тематическое планирование составлено в соответствие со структурой учебников.

В период чрезвычайных ситуаций, погодных условий, введения карантинных мероприятий по заболеваемости гриппом, ОРВИ и другими инфекционными заболеваниями, образовательная деятельность по данному учебному предмету осуществляется с использованием дистанционных технологий.

Часы изучения обществознания по программе распределены по классам следующим образом: 6 класс – 35 часов, 1 час в неделю; 7 класс – 35 часов, 1 час в неделю; 8 класс – 35 часов, 1 час в неделю, 9 класс – 34 часа, 1 час в неделю.

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования по обществознанию. 5-9 классы.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы:

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Межпредметные понятия

Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации в зависимости от материально-технического оснащения, кадрового потенциала, используемых методов работы и образовательных технологий.

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
  1. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

Предметные результаты

Человек. Деятельность человека

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:

Общество

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:

Социальные нормы

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:

Сфера духовной культуры

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:

Социальная сфера

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:

Политическая сфера жизни общества

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:

Гражданин и государство

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:

Основы российского законодательства

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:

Экономика

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:

Основное содержание обществознания на уровне основного общего образования.

Обществознание является одним из основных гуманитарных предметов в системе общего образования, поскольку должно обеспечить формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ, гражданской активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.

Основой учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования являются научные знания об обществе и его основных сферах, о человеке в обществе. Учебный предмет «Обществознание» в основной школе многогранно освещает проблемы человека и общества через призму основ наук: экономика, социология, политология, социальная психология, правоведение, философия, акцентируя внимание на современные реалии жизни, что способствует формированию у обучающихся целостной картины мира и жизни человека в нем.

Освоение учебного предмета «Обществознание» направлено на развитие личности обучающихся, воспитание, усвоение основ научных знаний, развитие способности обучающихся анализировать социально значимую информацию, делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам, выработку умений, обеспечивающих адаптацию к условиям динамично развивающегося современного общества.

Учебный предмет «Обществознание» на уровне основного общего образования опирается на межпредметные связи, в основе которых лежит обращение к таким учебным предметам, как «История», «Литература», «Мировая художественная культура», «География», «Биология», что создает возможность одновременного прохождения тем по указанным учебным предметам.

Человек. Деятельность человека

Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Индивид, индивидуальность, личность. Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Способности и потребности человека. Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения.

Общество

Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Современное российское общество, особенности его развития.

Социальные нормы

Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия. Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия. Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни.

Сфера духовной культуры

Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.

Социальная сфера жизни общества

Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство. Социальная политика Российского государства.

Политическая сфера жизни общества

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Местное самоуправление. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.

Гражданин и государство

Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Государственные символы России. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка.

Основы российского законодательства

Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности административно-правовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере образования. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

Экономика

Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство ‑ основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох.

Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование по обществознанию. 6 класс.

 

Тема

Количество часов

1

Загадка человека.

11

2

Человек и его деятельность.

10

3

Человек среди людей.

11

4

Уроки итогового обобщения.

2

 

Итого

34

 

Календарно-тематическое планирование по обществознанию. 6 класс.

 

В соответствии с календарным учебным графиком на 2022-2023 учебный год программа будет реализована в полном объёме за 34 часа за счёт уплотнения материала:

 

Разделы, темы

Количество часов

Примерная программа

Рабочая программа

1

Уроки обобщения.

3

2

 

уро

ка

Тема

Коли

чество

часов

Дата

 

Виды учебной деятельности

Формы текущего контроля

ИКТ

Приме

чание

 

1 четверть

 

 

 

 

 

 

 

Загадка человека.

11

 

 

 

 

 

1

Вводный урок «Что такое общество».

 

1

2.9

Знать значение, использование термина

«обществознание».

Иметь представление о связи обществознания

с другими науками.

беседа

 

 

2

Принадлежность двум мирам.

1

9.9

Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности.

текст

 

 

3

Человек – личность.

 

1

16.9

Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность».

понятия

*

 

4

Отрочество – особая пора.

1

23.9

Характеризовать особенности познания человеком мира и самого себя.

Сравнивать себя и свои качества с другими людьми.

Приводить примеры проявления различных способностей людей.

текст

 

 

5

Личность, любознательность, эмоции.

1

30.9

Характеризовать особенности познания человеком мира и самого себя.

Оценивать собственные практические умения, поступки, моральные качества, выявлять их динамику.

Сравнивать себя и свои качества с другими людьми.

беседа

*

 

6

 

Потребности и способности человека.

1

7.10

Описывать и иллюстрировать примерами различные моти­вы деятельности.

Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между деятельностью и формированием личности.

Выявлять условия и оценивать качества собственной успеш­ной деятельности.

таблица

*

 

 

7

Когда возможности ограниченны.

1

14.10

Характеризовать деятельность человека, её отдельные виды.

Описывать и иллюстрировать примерами различные моти­вы деятельности.

Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между деятельностью и формированием личности.

схема

 

 

8

Мир увлечений.

1

21.10

Характеризовать и иллюстрировать примерами основные по­требности человека, показывать их индивидуальный характер.

Описывать особые потребности людей с ограниченными возможностями.

понятия

 

 

9

Взаимодействие с людьми, распределение времени, размышления.

 

1

28.10

Описывать особые потребности людей с ограниченными возможностями.

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлениями духовного мира человека, его мыслей и чувств.

таблица

*

 

 

 

2 четверть

 

 

 

 

 

 

10

 

Практикум по теме «Загадка человека».

 

1

11.11

Характеризовать и конкретизировать примерами роль труда в достижении успеха в жизни.

Показывать на примерах влияние взаимопомощи в труде на его результаты.

Находить и извлекать информацию о жизни людей, нашед­ших своё призвание в жизни и достигших успеха, из адапти­рованных источников различного типа.

текст

 

 

 

11

Повторительно-обобщающий урок по теме

«Загадка человека».

1

18.11

Формулировать свою точку зрения на выбор пути достиже­ния жизненного успеха.

Показывать на примерах влияние взаимопомощи в труде на его результаты.

Находить и извлекать информацию о жизни людей, нашед­ших своё призвание в жизни и достигших успеха, из адапти­рованных источников различного типа.

беседа

*

 

 

Человек и его деятельность.

10

 

 

 

 

 

12

Деятельность человека.

1

25.11

Осуществлять рефлексию своих знаний. Ответить на вопросы, используя свой социальный опыт.

текст

 

 

13

Организация деятельности.

1

2.12

Осуществлять рефлексию своих знаний. Ответить письменно на вопросы.

тест

 

 

 

14

Труд – основа жизни.

1

9.12

Осуществлять рефлексию своих знаний. Ответить письменно на задания.

задания

 

 

15

Уважение труда.

1

16.12

Показывать проявления сотрудничества и соперничества на конкретных примерах.

Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотруд­ничество людей в обществе.

таблица

*

 

16

Учение – деятельность школьника.

1

23.12

Описывать межличностные отношения и их отдельные виды.

Показывать проявления сотрудничества и соперничества на конкретных примерах.

Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотруд­ничество людей в обществе.

беседа

 

 

 

3 четверть

 

 

 

 

 

 

17

Учись учиться.

 

1

13.1

Описывать большие и малые, формальные и неформальные группы. Приводить примеры таких групп.

Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотруд­ничество людей в обществе.

Исследовать практические ситуации, связанные с выявле­нием места человека в группе, проявлением лидерства.

схема

*

 

18

Познание человеком мира и себя.

 

 

1

20.1

Описывать большие и малые, формальные и неформальные группы. Приводить примеры таких групп.

Характеризовать и иллюстрировать примерами групповые нормы.

Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотруд­ничество людей в обществе.

Исследовать практические ситуации, связанные с выявле­нием места человека в группе, проявлением лидерства.

беседа

*

 

19

Узнавать и оценивать себя.

 

1

27.1

Характеризовать общение как взаимные деловые и друже­ские отношения людей.

Выявлять на основе конкретных жизненных ситуаций особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Оценивать собственное умение общаться.

текст

*

 

20

Практикум по теме «Человек и его деятельность».

 

1

3.2

Иллюстрировать с помощью примеров различные цели и средства общения.

Сравнивать и сопоставлять различные стили общения.

Выявлять на основе конкретных жизненных ситуаций особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Оценивать собственное умение общаться.

задания

 

 

21

Повторительно-обобщающий урок по теме

«Человек и его деятельность».

1

10.2

Описывать сущность и причины возникновения межлич­ностных конфликтов.

Иллюстрировать объяснение примерами.

Выявлять и анализировать собственные типичные реакции в конфликтной ситуации.

схема

*

 

 

Человек среди людей.

11

 

 

 

 

 

22

Отношения с окружающими.

 

1

17.2

Описывать сущность и причины возникновения межлич­ностных конфликтов.

Характеризовать варианты поведения в конфликтных си­туациях. Объяснять, в чём заключается конструктивное раз­решение конфликта. Иллюстрировать объяснение примерами.

беседа

*

 

23

Общение.

1

3.3

Осуществлять рефлексию своих знаний. Ответить на вопросы.

текст

 

 

24

Человек в группе.

1

10.3

Осуществлять рефлексию своих знаний. Ответить письменно на вопросы.

задания

 

 

25

Установление контактов, взаимодействие, полезные дела.

1

17.3

Характеризовать и иллюстрировать примерами проявления добра.

Оценивать в модельных и реальных ситуациях поступки людей с точки зрения золотого правила морали.

понятия

*

 

 

4 четверть

 

 

 

 

 

 

26

Отношения со сверстниками.

 

1

31.3

Приводить примеры, иллюстрирующие золотое правило морали.

Оценивать в модельных и реальных ситуациях поступки людей с точки зрения золотого правила морали.

текст

 

 

27

Административная контрольная работа за первое полугодие. Административная контрольная работа за год.

1

7.4

На конкретных примерах дать оценку проявлениям муже­ства, смелости, случаям преодоления людьми страха в крити­ческих и житейских ситуациях.

Оценивать предлагаемые ситуации, требующие личного противодействия проявлениям зла.

тест

 

 

 

28

Конфликты в межличностных отношениях.

1

14.4

На конкретных примерах дать оценку проявлениям муже­ства, смелости, случаям преодоления людьми страха в крити­ческих и житейских ситуациях.

беседа

*

 

29

 

Семья и семейные отношения.

 

 

1

21.4

 

Раскрывать на примерах смысл понятия «человечность».

Давать оценку с позиции гуманизма конкретным поступкам людей, описанным в СМИ и иных информационных источниках.

понятия

 

 

30

Конфликт, отношения в классе, с родителями.

1

28.4

Раскрывать на примерах смысл понятия «человечность».

На примерах конкретных ситуаций оценивать проявления внимания к нуждающимся в нём.

беседа

 

 

31

Практикум по теме «Человек среди людей».

1

5.5

Осуществлять рефлексию своих знаний. Ответить на вопросы.

текст

 

 

32

Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек среди людей».

1

12.5

Осуществлять рефлексию своих знаний. Ответить письменно на вопросы, задания.

задания

*

 

 

Уроки итогового обобщения.

2

 

 

 

 

 

33

Урок обобщения «Человек в системе общест­венных от­ношений».

1

19.5

Осуществлять рефлексию своих знаний. Описывать реальные связи между участниками общественных отношений.

задания

*

 

34

Урок обобщения «Я и общест­во».

1

26.5

Систематизировать изученный материал.

Раскрывать смысл понятий.

понятия,

беседа

*

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование по обществознанию. 7 класс.

 

Тема

Количество часов

1

Регулирование поведения людей в обществе.

12

2

Человек в экономических отношениях.

12

3

Человек и природа.

7

4

Уроки итогового обобщения.

3

 

Итого

34

 

Календарно-тематическое планирование по обществознанию. 7 класс.

 

В соответствии с календарным учебным графиком на 2022-2023 учебный год программа будет реализована в полном объёме за 34 часа за счёт уплотнения материала:

 

Разделы, темы

Количество часов

Примерная программа

Рабочая программа

1

Уроки обобщения.

4

3

 

уро

ка

Тема

Коли

чество

часов

Дата

 

Виды учебной деятельности

Формы текущего контроля

ИКТ

Приме

чание

 

1 четверть

 

 

 

 

 

 

 

Регулирование поведения людей в обществе.

12

 

 

 

 

 

1

Вводный урок «Что такое общество».

 

1

2.9

Знать значение, использование термина

«обществознание».

Иметь представление о связи обществознания

с другими науками.

беседа

 

 

2

Что значит жить по правилам.

1

9.9

Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности.

текст

 

 

3

Права и обязанности граждан.

 

1

16.9

Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность».

понятия

*

 

4

Почему важно соблюдать законы.

1

23.9

Характеризовать особенности познания человеком мира и самого себя.

Сравнивать себя и свои качества с другими людьми.

Приводить примеры проявления различных способностей людей.

текст

 

 

5

Общение в Интернете, пользование правами, уважение закона.

 

Всероссийская проверочная работа.

1

30.9

(7б)

 

(7а)

Характеризовать особенности познания человеком мира и самого себя.

Оценивать собственные практические умения, поступки, моральные качества, выявлять их динамику.

Сравнивать себя и свои качества с другими людьми.

беседа

*

 

6

 

Защита Отечества.

 

Общение в Интернете, пользование правами, уважение закона. Защита Отечества.

1

7.10

(7б)

 

(7а)

Описывать и иллюстрировать примерами различные моти­вы деятельности.

Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между деятельностью и формированием личности.

Выявлять условия и оценивать качества собственной успеш­ной деятельности.

таблица

*

 

 

7

Для чего нужна дисциплина.

1

14.10

Характеризовать деятельность человека, её отдельные виды.

Описывать и иллюстрировать примерами различные моти­вы деятельности.

Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между деятельностью и формированием личности.

схема

 

 

8

Виновен - отвечай.

1

21.10

Характеризовать и иллюстрировать примерами основные по­требности человека, показывать их индивидуальный характер.

Описывать особые потребности людей с ограниченными возможностями.

понятия

 

 

9

Кто стоит на страже закона.

 

1

28.10

Описывать особые потребности людей с ограниченными возможностями.

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлениями духовного мира человека, его мыслей и чувств.

таблица

*

 

 

 

2 четверть

 

 

 

 

 

 

10

 

Мужество, дисциплинированность, уважение закона, защита прав.

1

11.11

 

Характеризовать и конкретизировать примерами роль труда в достижении успеха в жизни.

Показывать на примерах влияние взаимопомощи в труде на его результаты.

Находить и извлекать информацию о жизни людей, нашед­ших своё призвание в жизни и достигших успеха, из адапти­рованных источников различного типа.

текст

 

 

 

11

Практикум по теме «Регулирование поведения людей в обществе».

 

1

18.11

 

Формулировать свою точку зрения на выбор пути достиже­ния жизненного успеха.

Показывать на примерах влияние взаимопомощи в труде на его результаты.

Находить и извлекать информацию о жизни людей, нашед­ших своё призвание в жизни и достигших успеха, из адапти­рованных источников различного типа.

текст

*

 

12

Повторительно-обобщающий урок по теме

«Регулирование поведения людей в обществе».

1

25.11

Осуществлять рефлексию своих знаний. Ответить на вопросы, используя свой социальный опыт.

задания

*

 

 

Человек в экономических отношениях.

12

 

 

 

 

 

13

Экономика и её основные участники.

1

2.12

Осуществлять рефлексию своих знаний. Ответить письменно на вопросы.

текст

 

 

 

14

Мастерство работника.

1

9.12

Осуществлять рефлексию своих знаний. Ответить на задания.

задания

 

 

15

Рациональное решение, профессиональный успех.

1

16.12

Показывать проявления сотрудничества и соперничества на конкретных примерах.

Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотруд­ничество людей в обществе.

таблица

*

 

16

Производство: затраты, выручка, прибыль.

1

23.12

Описывать межличностные отношения и их отдельные виды.

Показывать проявления сотрудничества и соперничества на конкретных примерах.

Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотруд­ничество людей в обществе.

беседа

 

 

 

3 четверть

 

 

 

 

 

 

17

Виды и формы бизнеса.

 

1

13.1

Описывать большие и малые, формальные и неформальные группы. Приводить примеры таких групп.

Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотруд­ничество людей в обществе.

Исследовать практические ситуации, связанные с выявле­нием места человека в группе, проявлением лидерства.

схема

*

 

18

Успешность своего дела, своего бизнеса.

 

 

1

20.1

Описывать большие и малые, формальные и неформальные группы. Приводить примеры таких групп.

Характеризовать и иллюстрировать примерами групповые нормы.

Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотруд­ничество людей в обществе.

Исследовать практические ситуации, связанные с выявле­нием места человека в группе, проявлением лидерства.

беседа

*

 

19

Обмен, торговля, реклама.

 

1

27.1

Характеризовать общение как взаимные деловые и друже­ские отношения людей.

Выявлять на основе конкретных жизненных ситуаций особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Оценивать собственное умение общаться.

текст

*

 

20

Деньги, их функции.

1

3.2

Иллюстрировать с помощью примеров различные цели и средства общения.

Сравнивать и сопоставлять различные стили общения.

Выявлять на основе конкретных жизненных ситуаций особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Оценивать собственное умение общаться.

задания

 

 

21

Экономика семьи.

1

10.2

Описывать сущность и причины возникновения межлич­ностных конфликтов.

Иллюстрировать объяснение примерами.

Выявлять и анализировать собственные типичные реакции в конфликтной ситуации.

схема

*

 

22

Думающий покупатель, потребитель.

 

1

 

17.2

Описывать сущность и причины возникновения межлич­ностных конфликтов.

Характеризовать варианты поведения в конфликтных си­туациях. Объяснять, в чём заключается конструктивное раз­решение конфликта. Иллюстрировать объяснение примерами.

беседа

*

 

23

Практикум по теме «Человек в экономических отношениях».

1

3.3

Осуществлять рефлексию своих знаний. Ответить на вопросы.

текст

*

 

24

Повторительно-обобщающий урок по теме

«Человек в экономических отношениях».

1

10.3

Осуществлять рефлексию своих знаний. Ответить письменно на вопросы.

задания

*

 

 

Человек и природа.

7

 

 

 

 

 

25

Воздействие человека на природу.

1

17.3

Характеризовать и иллюстрировать примерами проявления добра.

Оценивать в модельных и реальных ситуациях поступки людей с точки зрения золотого правила морали.

понятия

*

 

 

4 четверть

 

 

 

 

 

 

26

Охранять природу – значит охранять жизнь.

 

1

31.3

Приводить примеры, иллюстрирующие золотое правило морали.

Оценивать в модельных и реальных ситуациях поступки людей с точки зрения золотого правила морали.

текст

 

 

27

Административная контрольная работа за первое полугодие. Административная контрольная работа за год.

1

7.4

На конкретных примерах дать оценку проявлениям муже­ства, смелости, случаям преодоления людьми страха в крити­ческих и житейских ситуациях.

Оценивать предлагаемые ситуации, требующие личного противодействия проявлениям зла.

тест

 

 

 

28

Закон на страже природы.

1

14.4

На конкретных примерах дать оценку проявлениям муже­ства, смелости, случаям преодоления людьми страха в крити­ческих и житейских ситуациях.

беседа

*

 

29

 

Необходимость беречь природу.

 

 

1

21.4

Раскрывать на примерах смысл понятия «человечность».

Давать оценку с позиции гуманизма конкретным поступкам людей, описанным в СМИ и иных информационных источниках.

задания

 

 

30

Практикум по теме «Человек и природа».

1

28.4

Раскрывать на примерах смысл понятия «человечность».

На примерах конкретных ситуаций оценивать проявления внимания к нуждающимся в нём.

текст

*

 

31

Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек и природа».

1

5.5

Осуществлять рефлексию своих знаний. Ответить на вопросы.

задания

*

 

 

Уроки итогового обобщения.

3

 

 

 

 

 

32

Урок обобщения «Человек в системе общест­венных от­ношений».

1

12.5

Осуществлять рефлексию своих знаний. Ответить письменно на вопросы, задания.

задания

*

 

33

Урок обобщения «Человек и экономика».

1

19.5

Осуществлять рефлексию своих знаний. Описывать реальные связи между участниками общественных отношений.

задания

*

 

34

Урок обобщения «Я и общест­во».

1

26.5

Систематизировать изученный материал.

Раскрывать смысл понятий.

понятия,

беседа

*

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование по обществознанию. 8 класс.

 

Тема

Количество часов

1

Личность и общество. Сфера духовной культуры.

15

2

Социальная сфера. Экономика.

18

3

Урок итогового обобщения.

1

 

Итого

34

 

Календарно-тематическое планирование по обществознанию. 8 класс.

 

В соответствии с календарным учебным графиком на 2022-2023 учебный год программа будет реализована в полном объёме за 34 часа за счёт уплотнения материала:

 

Разделы, темы

Количество часов

Примерная программа

Рабочая программа

1

Уроки обобщения.

2

1

 

урока

Тема

Коли

чество

часов

Дата

 

Виды учебной деятельности

Формы текущего контроля

ИКТ

Приме

чание

 

1 четверть

 

 

 

 

 

 

 

Личность и общество.

Сфера духовной культуры.

15

 

 

 

 

 

1

Вводный урок «Что такое общество».

1

2.9

Вспомнить основные итоги прошлого года обучения.

Познакомиться с основным содержанием курса 8 класса.

Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности.

Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы

беседа

 

 

2

Что делает человека человеком?

1

9.9

Выявлятьотличия человека от животных.

Объяснять человеческие качества. Различать биологические и природные качества человека.

Характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в человеке.

Определять свое отношение к различным качествам человека.

Выявлять связь между мышлением и речью.

Объяснять понятие «самореализация».

Определять и конкретизировать примерами сущностные характеристики деятельности.

Приводить примеры основных видов деятельности.

беседа

 

 

3

Человек, общество, природа.

1

16.9

Раскрывать смысл понятия «ноосфера».

Оценивать утверждение о связи природы и общества и аргументировать свою оценку.

Характеризовать возможности человеческого разума.

Раскрывать значение моральных норм.

Конкретизировать на примерах влияние природных условий на людей.

Анализировать и оценивать текст.

Анализировать факты и обосновывать сделанные выводы.

понятия

 

 

4

Общество как форма жизнедеятельности людей.

1

23.9

Выделять существенные признаки общества.

Называть сферы общественной жизни и характерные для них социальные явления.

Показывать на конкретных примерах взаимосвязь основных сфер общественной жизни.

тест

*

 

5

Развитие общества.

 

 

Всероссийская проверочная работа.

1

30.9

(8а)

 

 

 

4.10

(8б)

Выявлять изменения социальной структуры, связанные с переходом в постиндустриальное общество.

Анализировать факты социальной действительности, связанные с изменением структуры общества.

Раскрывать смысл понятия «общественный прогресс».

Приводить примеры прогрессивных и регрессивных изменений в обществе.

Характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни перемены, происходящие в современном обществе.

Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике глобальных проблем.

понятия

 

 

6

Как стать личностью.

 

Развитие общества. Как стать личностью.

 

 

1

7.10

(8а)

 

(8б)

Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность»

Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности.

Выявлять и сравнивать признаки, характеризующие человека как индивида, индивидуальность и личность.

Описывать агенты социализации, оказывающие влияние на личность.

Исследовать несложные практические ситуации, в которых проявляются различные качества личности, её мировоззрение, жизненные ценности и ориентиры.

таблица

*

 

7

Сфера духовной жизни.

1

14.10

Определять сущностные характеристики понятия «культура».

Различать и описывать явления духовной культуры.

Находить и извлекать необходимую информацию о достижениях и проблемах культуры из адаптированных источников.

Характеризовать духовные ценности российского народа.

Выражать свое отношение к тенденциям в культурном развитии.

документ

 

 

8

Мораль.

1

21.10

Объяснять роль морали в жизни общества.

Характеризовать основные принципы морали, моральную сторону различных социальных ситуаций.

Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения влияния моральных устоев на развитие общества и человека.

понятия

 

 

9

Долг и совесть.

1

28.10

Осуществлять рефлексию своих нравственных ценностей.

тест

*

 

 

2 четверть

 

 

 

 

 

 

10

Моральный выбор – это ответственность.

1

11.11

Приводить примеры морального выбора.

Давать нравственные оценки собственным поступкам, поведению других людей.

схема

*

 

11

Образование.

1

18.11

Оценивать значение образования в информационном обществе.

Извлекать информацию о тенденциях в развитии образования из различных источников.

Характеризовать с опорой на примеры современную образовательную политику правительства РФ.

Обосновывать свое отношение к непрерывному образованию.

таблица

 

 

12

Наука в современном обществе.

1

25.11

Характеризовать науку как особую систему знаний.

Объяснять возрастание роли науки в современном обществе.

понятия

*

 

13

Религия как одна из форм культуры.

1

2.12

Определять сущностные характеристики религии её роль в культурной жизни.

Объяснять сущность и значение веротерпимости.

Раскрывать сущность свободы совести.

Оценивать свое отношение к религии и атеизму.

схема

 

 

14

Практикум по темам «Личность и общество», «Сфера духовной культуры».

1

9.12

Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы.

Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов.

Уметь применять нравственные нормы к анализу и оценке социальных ситуаций.

Выделять нравственный аспект поведения.

Соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.

Уметь строить устное речевое высказывание, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

документ

*

 

15

Повторительно-обобщающий урок по темам «Личность и общество», «Сфера духовной культуры».

1

16.12

Осуществлять рефлексию своих знаний. Ответить на вопросы, используя свой социальный опыт.

Ответить письменно на вопросы.

задания

тест

*

 

 

Социальная сфера. Экономика.

18

 

 

 

 

 

16

Социальная структура общества.

1

23.12

Выявлять и различать разные социальные общности и группы.

Раскрывать причины социального неравенства.

Приводить примеры различных видов социальной мобильности.

Характеризовать причины социальных конфликтов, использую межпредметные связи, материалы СМИ; показывать пути их разрешения.

Находить и извлекать необходимую информацию о структуре общества и направлениях её изменения из адаптированных источников различного типа.

документ

*

 

 

3 четверть

 

 

 

 

 

 

17

Социальные статусы и роли.

1

13.1

Называть позиции, определяющие статус личности.

Различать предписанный и достигаемый статусы.

Раскрывать и иллюстрировать примерами ролевой репертуар личности.

Объяснять причины ролевых различий по гендерному признаку, показывать их проявление в различных социальных ситуациях.

Описывать основные социальные роли старших подростков.

Характеризоватьмежпоколенческие отношения в современном обществе. Выражать собственное отношение к проблеме нарастания разрыва между поколениями.

таблица

 

 

18

Нации и межнациональные отношения.

1

20.1

Знать и правильно использовать в предлагаемом контексте понятия «этнос», «нация», «национальность».

Конкретизировать примерами из прошлого и современности значение общего исторического прошлого, традиций в сплочении народа.

Характеризовать противоречивость межнациональных отношений в современно обществе.

Объяснять причины возникновения межнациональных конфликтов и характеризовать возможные пути их разрешения.

таблица

*

 

19

Отклоняющееся поведение.

1

27.1

Объяснять причины отклоняющегося поведения.

Оценивать опасные последствия алкоголизма и наркомании для человека и общества.

Оценивать социальное значение здорового образа жизни.

схема

 

 

20

Экономика и её роль в жизни общества.

1

3.2

Раскрывать роль экономики в жизни общества.

Объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов.

Различать свободные и экономические блага.

Приводить примеры принятия решения на основе экономического выбора.

документ

*

 

21

Главные вопросы экономики.

1

10.2

Описывать и иллюстрировать примерами решения основных вопросов участниками экономики.

Различать и сопоставлять основные типы экономических систем.

Характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных экономических системах.

тест

 

 

22

Собственность.

1

17.2

Объяснять смысл понятия «собственность».

Характеризовать и конкретизировать примерами формы собственности.

Называть основания для приобретения права собственности.

Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией и защитой прав собственности.

беседа

*

 

23

Рыночная экономика.

1

3.3

Характеризовать рыночное хозяйство как один из способов организации экономической жизни.

Характеризовать условия функционирования рыночной экономической системы.

Описывать действие рыночного механизма формирования цен на товары и услуги.

Формулировать собственное мнение о роли рыночного механизма регулирования экономики в жизни общества.

понятия

*

 

24

Производство – основа экономики.

1

10.3

Объяснять решающую роль производства как источника экономических благ.

Различать товары и услуги как результат производства.

Называть и иллюстрировать примерами факторы производства.

Находить и извлекать социальную информацию о производстве из адаптированных источников.

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с использованием различных способов повышения эффективности производства.

тест

 

 

25

Предпринимательская деятельность.

1

17.3

Описывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства.

Сравнивать различные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

Объяснять преимущества и недостатки малого бизнеса.

Выражать собственное отношение к проблеме соблюдения морально-этических норм в предпринимательстве.

Оценивать возможности своего участия в предпринимательской деятельности.

документ

 

 

 

4 четверть

 

 

 

 

 

 

26

Роль государства в экономике.

1

31.3

Характеризовать экономические функции государства.

Описывать различные формы вмешательства государства в рыночные отношения.

Различать прямые и косвенные налоги.

Раскрывать смысл понятия «государственный бюджет».

Приводить примеры государственной политики регулирования доходов и расходов.

схема

 

 

 

Административная контрольная работа за первое полугодие. Административная контрольная работа за год.

 

 

 

 

 

 

27

Распределение доходов.

1

7.4

Называть основные источники доходов граждан.

Рассказывать причины неравенства доходов населения.

Объяснять необходимость перераспределения доходов.

Иллюстрировать примерами государственные меры социальной поддержки населения.

тест

*

 

28

Потребление.

1

14.4

Описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи в зависимости от доходов.

Характеризовать виды страховых услуг, предоставляемых гражданам.

Раскрывать на примерах меры защиты прав потребителей.

тест

 

 

29

Инфляция и семейная экономика.

1

21.4

Различать номинальные и реальные доходы граждан.

Показывать влияние инфляции на реальные доходы и уровень жизни населения.

Называть и иллюстрировать примерами формы сбережений граждан.

Объяснять связь семейной экономики с инфляционными процессами в стране.

Оценивать способы использования сбережений своей семьи с точки зрения экономической рациональности.

Характеризовать роль банков в сохранении и преумножении доходов.

таблица

*

 

30

Безработица, её причины и последствия.

1

28.4

Характеризовать безработицу как закономерное явление рыночной экономики.

Называть и описывать причины безработицы.

Различать экономические и социальные последствия безработицы.

Объяснять роль государства в обеспечении занятости населения.

Оценивать собственные возможности на рынке труда.

тест

*

 

31

Мировое хозяйство и международная торговля.

1

5.5

Описывать реальные связи между участниками международных экономических отношений.

Характеризовать причины формирования мирового хозяйства.

Характеризовать влияние международной торговли на развитие мирового хозяйства.

Объяснять и конкретизировать примерами направления внешнеторговой политики государства.

Раскрывать смысл понятия «обменный валютный курс».

понятия

*

 

32

Практикум по темам «Социальная сфера», «Экономика».

1

12.5

Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы.

Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов.

документ

*

 

33

Повторительно-обобщающий урок по темам «Социальная сфера», «Экономика».

1

19.5

Осуществлять рефлексию своих знаний. Ответить на вопросы, используя свой социальный опыт.

Ответить письменно на вопросы.

задания

тест

*

 

34

Урок итогового обобщения.

1

26.5

Систематизировать изученный материал.

Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов.

беседа

*

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование по обществознанию. 9 класс.

 

 

В соответствии с календарным учебным графиком на 2022-2023 учебный год рабочая программа 9 класса будет реализована в полном объеме за 34 часа.

 

Разделы, темы

Количество часов

Примерная программа

Рабочая программа

1

Уроки обобщения.

5

4

 

урока

Тема

Формы текущего контроля

Дата

Виды учебной деятельности

ИКТ

Приме

чание

Политика (10 ч.)

1

Политика и власть.

беседа

6.09

Вспомнить основные итоги прошлого года обучения.

Познакомиться с основным содержанием курса 9 класса.

Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности.

Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы

 

 

2

Государство.

беседа

13.09

Формирование у учащихся деятельностных способностей

и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: ответ на вопрос по алгоритму выполнения задачи, работа в парах сильный-слабый (внутренние и внешние функции государства) проектирование выполнения домашнего задания.

*

 

3

Политические режимы.

таблица

20.09

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: самостоятельная работа с обществоведческим портфолио (составление таблицы «Политические режимы»). Анализировать и оценивать текст. Анализировать факты и обосновывать сделанные выводы.

*

 

4

Правовое государство.

понятия

27.09

Выделять существенные признаки правового государства.

Называть характерные проявления правового государства.

Показывать на конкретных примерах взаимосвязь основных признаков.

*

 

5

Гражданское общество и государство.

 

4.10

Обобщать и систематизировать знания и умения. Письменно высказывать собственное мнение, суждения.

тест

 

6

Участие граждан в политической жизни.

понятия

11.10

Анализировать факты социальной действительности, связанные с изменением жизни общества.

Раскрывать смысл понятия «гражданское общество».

Приводить примеры изменений в обществе.

Характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни перемены, происходящие в современном обществе.

Использовать элементы причинно-следственного анализа.

 

 

7

Политические партии и движения.

текст

18.10

Раскрывать на конкретных примерах смысл понятий.

Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике политических прав граждан.

Описывать агенты социализации, оказывающие влияние на решения личности. Исследовать несложные практические ситуации, в которых проявляются различные качества личности, её мировоззрение.

*

 

8

Межгосударственные отношения.

документ

25.10

Определять сущностные характеристики понятия «партия». Различать и описывать понятия.

Находить и извлекать необходимую информацию из адаптированных источников. Характеризовать политические ценности российского народа. Выражать свое отношение к тенденциям в политическом развитии.

 

 

9

Урок обобщения по теме «Политика».

беседа

8.11

Объяснять роль межгосударственных отношений в жизни мирового сообщества.

Характеризовать основные принципы, моральную сторону различных социальных ситуаций.

Использовать элементы причинно-следственного анализа.

 

 

10

КР за 1 полугодие

тест

15.11

Осуществлять рефлексию своих знаний. Ответить письменно на вопросы.

*

 

Гражданин и государство (9 ч.)

11

Основы конституционного строя России.

документ

22.11

Давать характеристику основного закона государства. Приводить примеры проявления в жизни страны основополагающих принципов Конституции.

 

 

12

Права и свободы человека и гражданина.

понятия

29.11

Оценивать значение прав и свобод в современном обществе. Извлекать информацию из различных источников (учебник, Конституция).

Характеризовать права и свободы с опорой на примеры.

Обосновывать свое отношение к неразрывной связи прав и обязанностей.

 

 

13

Права и свободы человека и гражданина РФ.

таблица

6.12

Характеризовать виды прав и свобод граждан России.

Объяснять важность закрепления прав в основном законе государства.

*

 

14

Контрольная работа

схема

13.12

Анализ ветвей органов государственной власти в РФ при консультативной помощи учителя. Ответить письменно на вопросы.

*

 

15

Высшие органы государственной власти в РФ.

документ

20.12

Определять сущностные характеристики федерации.

Объяснять различия между субъектами федерации.

Раскрывать сущность многонационального государства.

Оценивать свое отношение к другим народам.

*

 

16

Высшие органы государственной власти в РФ.

тест

27.12

Систематизировать изученный материал. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов. Уметь анализировать и оценивать социальные ситуации.

Выделять нравственные аспекты поведения. Соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.

 

 

17

Россия – федеративное государство.

документ

10.01

Выявлять элементы системы. Раскрывать сущность судебной власти. Приводить примеры различных видов судов. Характеризовать причины социальных конфликтов, показывать пути их разрешения.

Находить и извлекать необходимую информацию из адаптированных источников различного типа.

*

 

18

Судебная система РФ.

таблица

17.01

Называть позиции, определяющие статус правоохранительных органов. Различать их функции. Раскрывать и иллюстрировать примерами их деятельность.

Объяснять причины ролевых различий, показывать их проявление в различных социальных ситуациях. Описывать основные роли должностных лиц. Характеризовать значение для современного общества. Выражать собственное отношение к правоохранительным органам.

*

 

19

Правоохранительные органы РФ.

тест

24.01

Знать и правильно использовать понятия. Конкретизировать примерами из прошлого и современности.

*

 

ОСНОВЫ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА (11ч)

20

Роль права в жизни человека, общества и государства.

беседа

31.01

Объяснять причины отклоняющегося поведения.

Оценивать опасные последствия нарушения права для человека и общества.

Оценивать социальное значение правовых норм.

 

 

21

Правоотношения и субъекты права.

текст

7.02

Раскрывать роль права в жизни общества. Объяснять проблему несоблюдения права. Различать субъекты права.

Приводить примеры принятия решения на основе выбора.

 

 

22

Правонарушения и юридическая ответственность.

таблица

14.02

Описывать и иллюстрировать примерами решения основных вопросов участниками правоотношений.

Характеризовать правонарушения. Различать и сопоставлять основные виды ответственности.

 

 

23

Гражданские правоотношения.

беседа

21.02

Объяснять смысл понятия «правоотношения».

Характеризовать и конкретизировать их примерами.

Называть участников правоотношений.

Анализировать несложные практические ситуации.

 

 

24

Право на труд. Трудовые отношения.

понятия

28.02

Характеризовать трудовое право как отрасль права.

Описывать действия трудоустройства.

Формулировать собственное мнение о праве на труд.

*

 

25

Семья под защитой закона.

документ

7.03

Объяснять решающую роль семьи в жизни человека.

Различать функции членов семьи и иллюстрировать их примерами. Находить и извлекать социальную информацию. Исследовать несложные практические ситуации.

*

 

26

Административные правоотношения.

текст

14.03

Описывать административное право как отрасль права.

Сравнивать различные ситуации. Объяснять преимущества и недостатки наказаний. Выражать собственное отношение к проблеме соблюдения правовых норм.

Оценивать возможности своего участия.

 

 

27

Уголовно-правовые отношения.

схема

28.03

Характеризовать уголовное право как отрасль права.

Описывать различные формы отношений.

Раскрывать смысл понятий. Приводить примеры.

 

 

28

Правовое регулирование отношений в сфере образования.

документ

4.04

Называть основные ступени образования.

Рассказывать о путях получения образования.

Объяснять необходимость образования для современного человека. Иллюстрировать примерами государственные меры в области образования.

*

 

29

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

текст

11.04

Описывать международное право.

Характеризовать организации, защищающие права людей. Раскрывать на примерах защиту прав.

 

 

30

Урок обобщения по теме «Основы российского законодательства».

беседа

18.04

Различать отрасли права. Показывать влияние законов на уровень жизни населения. Называть и иллюстрировать примерами роль права. Объяснять связь семьи и государства. Оценивать способы защиты прав.

Характеризовать роль законов.

*

 

31

Практикум по теме

тест

25.04

Ответить письменно на вопросы.

 

 

Уроки итогового обобщения (4 ч.)

32

Урок итогового обобщения «Человек и общество. Сфера духовной культуры».

понятия

2.05

Характеризовать основные сферы жизни общества.

Раскрывать смысл понятий.

Оценивать собственные возможности в жизни общества.

*

 

33

КР за год

тест

16.05

Описывать реальные связи между участниками общественных отношений.

Называть и описывать причины социальных противоречий, пути их решения.

*

 

34

Урок итогового обобщения «Сфера политики и социального управления. Право».

беседа

23.05

Систематизировать изученный материал.

Различать внутренние и внешние функции государства.

Объяснять и конкретизировать примерами направления политики государства, роль государства в жизни общества.

Характеризовать причины глобализации, ее проявления.

*

 

 

Итого

 

34 часа