|
Документ подписан электронной подписью |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Красноармейская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена на заседании школьного методического объединения __________ Т.Е. Петренко Протокол №1 от 30.08.2022г. |
Принята на заседании педагогического совета Протокол №2 от 31.08.2022г.
|
Утверждена приказом директора __________ Л.В. Гришина Приказ №306 от 31.08.2022г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
ДЛЯ 6-9 классов
на 2022-2023 учебный год
количество часов – 139
Составили: Брянцева Ольга Ивановна, учитель истории, обществознания первой квалификационной категории, Утоплова Марина Александровна, учитель истории, обществознания |
п. Красноармейский
2022г.
Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию. 6-9 классы.
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014г., 31 декабря 2015г.), Примерной программы учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС и примерной программой, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (Протокол заседания от 8 апреля 2015г. №1/15).
Для реализации содержания учебного предмета выбраны учебники:
6 класс. Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. Обществознание. М., Просвещение, 2021;
7 класс. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание. М., Просвещение, 2016;
8 класс. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Лазебникова А.Ю. и др. Обществознание. М., Просвещение, 2018;
9 класс. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. и др. Обществознание М: Просвещение, 2017.
входящие в федеральный перечень учебников:
- Приказ Минпросвещения России от 20 мая 2020г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»,
- Приказ Минпросвещения России от 23 декабря 2020г. № 766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 20 мая 2020г. № 254»,
- Приказ Минпросвещения России от 28 декабря 2018г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» в ред. от 08.05.2019г. №233, от 22.11.2019г. №632, от 18.05.2020г. №249.
Школа вправе в течение 3-х лет использовать в образовательной деятельности учебники, приобретенные до вступления в силу приказа от 28.12.2018г. № 345.
При реализация рабочей программы контроль знаний будет осуществляться в форме ВПР, ОГЭ.
При проверке знаний учащихся будут использоваться контрольно-измерительные материалы из книг: Обществознание. ВПР, ОГЭ. Контрольно-измерительные материалы, 2018-2022.
Тематическое планирование составлено в соответствие со структурой учебников.
В период чрезвычайных ситуаций, погодных условий, введения карантинных мероприятий по заболеваемости гриппом, ОРВИ и другими инфекционными заболеваниями, образовательная деятельность по данному учебному предмету осуществляется с использованием дистанционных технологий.
Часы изучения обществознания по программе распределены по классам следующим образом: 6 класс – 35 часов, 1 час в неделю; 7 класс – 35 часов, 1 час в неделю; 8 класс – 35 часов, 1 час в неделю, 9 класс – 34 часа, 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования по обществознанию. 5-9 классы.
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации в зависимости от материально-технического оснащения, кадрового потенциала, используемых методов работы и образовательных технологий.
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
Коммуникативные УУД
Человек. Деятельность человека
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
Общество
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
Социальные нормы
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
Сфера духовной культуры
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
Социальная сфера
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
Политическая сфера жизни общества
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
Гражданин и государство
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
Основы российского законодательства
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
Экономика
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
Основное содержание обществознания на уровне основного общего образования.
Обществознание является одним из основных гуманитарных предметов в системе общего образования, поскольку должно обеспечить формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ, гражданской активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.
Основой учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования являются научные знания об обществе и его основных сферах, о человеке в обществе. Учебный предмет «Обществознание» в основной школе многогранно освещает проблемы человека и общества через призму основ наук: экономика, социология, политология, социальная психология, правоведение, философия, акцентируя внимание на современные реалии жизни, что способствует формированию у обучающихся целостной картины мира и жизни человека в нем.
Освоение учебного предмета «Обществознание» направлено на развитие личности обучающихся, воспитание, усвоение основ научных знаний, развитие способности обучающихся анализировать социально значимую информацию, делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам, выработку умений, обеспечивающих адаптацию к условиям динамично развивающегося современного общества.
Учебный предмет «Обществознание» на уровне основного общего образования опирается на межпредметные связи, в основе которых лежит обращение к таким учебным предметам, как «История», «Литература», «Мировая художественная культура», «География», «Биология», что создает возможность одновременного прохождения тем по указанным учебным предметам.
Человек. Деятельность человека
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Индивид, индивидуальность, личность. Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Способности и потребности человека. Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения.
Общество
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Современное российское общество, особенности его развития.
Социальные нормы
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия. Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия. Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.
Социальная сфера жизни общества
Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство. Социальная политика Российского государства.
Политическая сфера жизни общества
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Местное самоуправление. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.
Гражданин и государство
Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Государственные символы России. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка.
Основы российского законодательства
Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности административно-правовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере образования. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
Экономика
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство ‑ основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция.
Тематическое планирование по обществознанию. 6 класс.
№ |
Тема |
Количество часов |
1 |
Загадка человека. |
11 |
2 |
Человек и его деятельность. |
10 |
3 |
Человек среди людей. |
11 |
4 |
Уроки итогового обобщения. |
2 |
|
Итого |
34 |
Календарно-тематическое планирование по обществознанию. 6 класс.
В соответствии с календарным учебным графиком на 2022-2023 учебный год программа будет реализована в полном объёме за 34 часа за счёт уплотнения материала:
№ |
Разделы, темы |
Количество часов |
|
Примерная программа |
Рабочая программа |
||
1 |
Уроки обобщения. |
3 |
2 |
№ уро ка |
Тема |
Коли чество часов |
Дата
|
Виды учебной деятельности |
Формы текущего контроля |
ИКТ |
Приме чание |
|
1 четверть |
|
|
|
|
|
|
|
Загадка человека. |
11 |
|
|
|
|
|
1 |
Вводный урок «Что такое общество».
|
1 |
2.9 |
Знать значение, использование термина «обществознание». Иметь представление о связи обществознания с другими науками. |
беседа |
|
|
2 |
Принадлежность двум мирам. |
1 |
9.9 |
Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности. |
текст |
|
|
3 |
Человек – личность.
|
1 |
16.9 |
Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность». |
понятия |
* |
|
4 |
Отрочество – особая пора. |
1 |
23.9 |
Характеризовать особенности познания человеком мира и самого себя. Сравнивать себя и свои качества с другими людьми. Приводить примеры проявления различных способностей людей. |
текст |
|
|
5 |
Личность, любознательность, эмоции. |
1 |
30.9 |
Характеризовать особенности познания человеком мира и самого себя. Оценивать собственные практические умения, поступки, моральные качества, выявлять их динамику. Сравнивать себя и свои качества с другими людьми. |
беседа |
* |
|
6
|
Потребности и способности человека. |
1 |
7.10 |
Описывать и иллюстрировать примерами различные мотивы деятельности. Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между деятельностью и формированием личности. Выявлять условия и оценивать качества собственной успешной деятельности. |
таблица |
*
|
|
7 |
Когда возможности ограниченны. |
1 |
14.10 |
Характеризовать деятельность человека, её отдельные виды. Описывать и иллюстрировать примерами различные мотивы деятельности. Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между деятельностью и формированием личности. |
схема |
|
|
8 |
Мир увлечений. |
1 |
21.10 |
Характеризовать и иллюстрировать примерами основные потребности человека, показывать их индивидуальный характер. Описывать особые потребности людей с ограниченными возможностями. |
понятия |
|
|
9 |
Взаимодействие с людьми, распределение времени, размышления.
|
1 |
28.10 |
Описывать особые потребности людей с ограниченными возможностями. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлениями духовного мира человека, его мыслей и чувств. |
таблица |
*
|
|
|
2 четверть |
|
|
|
|
|
|
10
|
Практикум по теме «Загадка человека».
|
1 |
11.11 |
Характеризовать и конкретизировать примерами роль труда в достижении успеха в жизни. Показывать на примерах влияние взаимопомощи в труде на его результаты. Находить и извлекать информацию о жизни людей, нашедших своё призвание в жизни и достигших успеха, из адаптированных источников различного типа. |
текст |
|
|
11 |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Загадка человека». |
1 |
18.11 |
Формулировать свою точку зрения на выбор пути достижения жизненного успеха. Показывать на примерах влияние взаимопомощи в труде на его результаты. Находить и извлекать информацию о жизни людей, нашедших своё призвание в жизни и достигших успеха, из адаптированных источников различного типа. |
беседа |
* |
|
|
Человек и его деятельность. |
10 |
|
|
|
|
|
12 |
Деятельность человека. |
1 |
25.11 |
Осуществлять рефлексию своих знаний. Ответить на вопросы, используя свой социальный опыт. |
текст |
|
|
13 |
Организация деятельности. |
1 |
2.12 |
Осуществлять рефлексию своих знаний. Ответить письменно на вопросы. |
тест |
|
|
14 |
Труд – основа жизни. |
1 |
9.12 |
Осуществлять рефлексию своих знаний. Ответить письменно на задания. |
задания |
|
|
15 |
Уважение труда. |
1 |
16.12 |
Показывать проявления сотрудничества и соперничества на конкретных примерах. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. |
таблица |
* |
|
16 |
Учение – деятельность школьника. |
1 |
23.12 |
Описывать межличностные отношения и их отдельные виды. Показывать проявления сотрудничества и соперничества на конкретных примерах. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. |
беседа |
|
|
|
3 четверть |
|
|
|
|
|
|
17 |
Учись учиться.
|
1 |
13.1 |
Описывать большие и малые, формальные и неформальные группы. Приводить примеры таких групп. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Исследовать практические ситуации, связанные с выявлением места человека в группе, проявлением лидерства. |
схема |
* |
|
18 |
Познание человеком мира и себя.
|
1 |
20.1 |
Описывать большие и малые, формальные и неформальные группы. Приводить примеры таких групп. Характеризовать и иллюстрировать примерами групповые нормы. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Исследовать практические ситуации, связанные с выявлением места человека в группе, проявлением лидерства. |
беседа |
* |
|
19 |
Узнавать и оценивать себя.
|
1 |
27.1 |
Характеризовать общение как взаимные деловые и дружеские отношения людей. Выявлять на основе конкретных жизненных ситуаций особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Оценивать собственное умение общаться. |
текст |
* |
|
20 |
Практикум по теме «Человек и его деятельность».
|
1 |
3.2 |
Иллюстрировать с помощью примеров различные цели и средства общения. Сравнивать и сопоставлять различные стили общения. Выявлять на основе конкретных жизненных ситуаций особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Оценивать собственное умение общаться. |
задания |
|
|
21 |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек и его деятельность». |
1 |
10.2 |
Описывать сущность и причины возникновения межличностных конфликтов. Иллюстрировать объяснение примерами. Выявлять и анализировать собственные типичные реакции в конфликтной ситуации. |
схема |
* |
|
|
Человек среди людей. |
11 |
|
|
|
|
|
22 |
Отношения с окружающими.
|
1 |
17.2 |
Описывать сущность и причины возникновения межличностных конфликтов. Характеризовать варианты поведения в конфликтных ситуациях. Объяснять, в чём заключается конструктивное разрешение конфликта. Иллюстрировать объяснение примерами. |
беседа |
* |
|
23 |
Общение. |
1 |
3.3 |
Осуществлять рефлексию своих знаний. Ответить на вопросы. |
текст |
|
|
24 |
Человек в группе. |
1 |
10.3 |
Осуществлять рефлексию своих знаний. Ответить письменно на вопросы. |
задания |
|
|
25 |
Установление контактов, взаимодействие, полезные дела. |
1 |
17.3 |
Характеризовать и иллюстрировать примерами проявления добра. Оценивать в модельных и реальных ситуациях поступки людей с точки зрения золотого правила морали. |
понятия |
* |
|
|
4 четверть |
|
|
|
|
|
|
26 |
Отношения со сверстниками.
|
1 |
31.3 |
Приводить примеры, иллюстрирующие золотое правило морали. Оценивать в модельных и реальных ситуациях поступки людей с точки зрения золотого правила морали. |
текст |
|
|
27 |
Административная контрольная работа за первое полугодие. Административная контрольная работа за год. |
1 |
7.4 |
На конкретных примерах дать оценку проявлениям мужества, смелости, случаям преодоления людьми страха в критических и житейских ситуациях. Оценивать предлагаемые ситуации, требующие личного противодействия проявлениям зла. |
тест |
|
|
28 |
Конфликты в межличностных отношениях. |
1 |
14.4 |
На конкретных примерах дать оценку проявлениям мужества, смелости, случаям преодоления людьми страха в критических и житейских ситуациях. |
беседа |
* |
|
29
|
Семья и семейные отношения.
|
1 |
21.4
|
Раскрывать на примерах смысл понятия «человечность». Давать оценку с позиции гуманизма конкретным поступкам людей, описанным в СМИ и иных информационных источниках. |
понятия |
|
|
30 |
Конфликт, отношения в классе, с родителями. |
1 |
28.4 |
Раскрывать на примерах смысл понятия «человечность». На примерах конкретных ситуаций оценивать проявления внимания к нуждающимся в нём. |
беседа |
|
|
31 |
Практикум по теме «Человек среди людей». |
1 |
5.5 |
Осуществлять рефлексию своих знаний. Ответить на вопросы. |
текст |
|
|
32 |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек среди людей». |
1 |
12.5 |
Осуществлять рефлексию своих знаний. Ответить письменно на вопросы, задания. |
задания |
* |
|
|
Уроки итогового обобщения. |
2 |
|
|
|
|
|
33 |
Урок обобщения «Человек в системе общественных отношений». |
1 |
19.5 |
Осуществлять рефлексию своих знаний. Описывать реальные связи между участниками общественных отношений. |
задания |
* |
|
34 |
Урок обобщения «Я и общество». |
1 |
26.5 |
Систематизировать изученный материал. Раскрывать смысл понятий. |
понятия, беседа |
* |
|
Тематическое планирование по обществознанию. 7 класс.
№ |
Тема |
Количество часов |
1 |
Регулирование поведения людей в обществе. |
12 |
2 |
Человек в экономических отношениях. |
12 |
3 |
Человек и природа. |
7 |
4 |
Уроки итогового обобщения. |
3 |
|
Итого |
34 |
Календарно-тематическое планирование по обществознанию. 7 класс.
В соответствии с календарным учебным графиком на 2022-2023 учебный год программа будет реализована в полном объёме за 34 часа за счёт уплотнения материала:
№ |
Разделы, темы |
Количество часов |
|
Примерная программа |
Рабочая программа |
||
1 |
Уроки обобщения. |
4 |
3 |
№ уро ка |
Тема |
Коли чество часов |
Дата
|
Виды учебной деятельности |
Формы текущего контроля |
ИКТ |
Приме чание |
|
1 четверть |
|
|
|
|
|
|
|
Регулирование поведения людей в обществе. |
12 |
|
|
|
|
|
1 |
Вводный урок «Что такое общество».
|
1 |
2.9 |
Знать значение, использование термина «обществознание». Иметь представление о связи обществознания с другими науками. |
беседа |
|
|
2 |
Что значит жить по правилам. |
1 |
9.9 |
Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности. |
текст |
|
|
3 |
Права и обязанности граждан.
|
1 |
16.9 |
Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность». |
понятия |
* |
|
4 |
Почему важно соблюдать законы. |
1 |
23.9 |
Характеризовать особенности познания человеком мира и самого себя. Сравнивать себя и свои качества с другими людьми. Приводить примеры проявления различных способностей людей. |
текст |
|
|
5 |
Общение в Интернете, пользование правами, уважение закона.
Всероссийская проверочная работа. |
1 |
30.9 (7б)
(7а) |
Характеризовать особенности познания человеком мира и самого себя. Оценивать собственные практические умения, поступки, моральные качества, выявлять их динамику. Сравнивать себя и свои качества с другими людьми. |
беседа |
* |
|
6
|
Защита Отечества.
Общение в Интернете, пользование правами, уважение закона. Защита Отечества. |
1 |
7.10 (7б)
(7а) |
Описывать и иллюстрировать примерами различные мотивы деятельности. Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между деятельностью и формированием личности. Выявлять условия и оценивать качества собственной успешной деятельности. |
таблица |
*
|
|
7 |
Для чего нужна дисциплина. |
1 |
14.10 |
Характеризовать деятельность человека, её отдельные виды. Описывать и иллюстрировать примерами различные мотивы деятельности. Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между деятельностью и формированием личности. |
схема |
|
|
8 |
Виновен - отвечай. |
1 |
21.10 |
Характеризовать и иллюстрировать примерами основные потребности человека, показывать их индивидуальный характер. Описывать особые потребности людей с ограниченными возможностями. |
понятия |
|
|
9 |
Кто стоит на страже закона.
|
1 |
28.10 |
Описывать особые потребности людей с ограниченными возможностями. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлениями духовного мира человека, его мыслей и чувств. |
таблица |
*
|
|
|
2 четверть |
|
|
|
|
|
|
10
|
Мужество, дисциплинированность, уважение закона, защита прав. |
1 |
11.11
|
Характеризовать и конкретизировать примерами роль труда в достижении успеха в жизни. Показывать на примерах влияние взаимопомощи в труде на его результаты. Находить и извлекать информацию о жизни людей, нашедших своё призвание в жизни и достигших успеха, из адаптированных источников различного типа. |
текст |
|
|
11 |
Практикум по теме «Регулирование поведения людей в обществе».
|
1 |
18.11
|
Формулировать свою точку зрения на выбор пути достижения жизненного успеха. Показывать на примерах влияние взаимопомощи в труде на его результаты. Находить и извлекать информацию о жизни людей, нашедших своё призвание в жизни и достигших успеха, из адаптированных источников различного типа. |
текст |
* |
|
12 |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Регулирование поведения людей в обществе». |
1 |
25.11 |
Осуществлять рефлексию своих знаний. Ответить на вопросы, используя свой социальный опыт. |
задания |
* |
|
|
Человек в экономических отношениях. |
12 |
|
|
|
|
|
13 |
Экономика и её основные участники. |
1 |
2.12 |
Осуществлять рефлексию своих знаний. Ответить письменно на вопросы. |
текст |
|
|
14 |
Мастерство работника. |
1 |
9.12 |
Осуществлять рефлексию своих знаний. Ответить на задания. |
задания |
|
|
15 |
Рациональное решение, профессиональный успех. |
1 |
16.12 |
Показывать проявления сотрудничества и соперничества на конкретных примерах. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. |
таблица |
* |
|
16 |
Производство: затраты, выручка, прибыль. |
1 |
23.12 |
Описывать межличностные отношения и их отдельные виды. Показывать проявления сотрудничества и соперничества на конкретных примерах. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. |
беседа |
|
|
|
3 четверть |
|
|
|
|
|
|
17 |
Виды и формы бизнеса.
|
1 |
13.1 |
Описывать большие и малые, формальные и неформальные группы. Приводить примеры таких групп. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Исследовать практические ситуации, связанные с выявлением места человека в группе, проявлением лидерства. |
схема |
* |
|
18 |
Успешность своего дела, своего бизнеса.
|
1 |
20.1 |
Описывать большие и малые, формальные и неформальные группы. Приводить примеры таких групп. Характеризовать и иллюстрировать примерами групповые нормы. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Исследовать практические ситуации, связанные с выявлением места человека в группе, проявлением лидерства. |
беседа |
* |
|
19 |
Обмен, торговля, реклама.
|
1 |
27.1 |
Характеризовать общение как взаимные деловые и дружеские отношения людей. Выявлять на основе конкретных жизненных ситуаций особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Оценивать собственное умение общаться. |
текст |
* |
|
20 |
Деньги, их функции. |
1 |
3.2 |
Иллюстрировать с помощью примеров различные цели и средства общения. Сравнивать и сопоставлять различные стили общения. Выявлять на основе конкретных жизненных ситуаций особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Оценивать собственное умение общаться. |
задания |
|
|
21 |
Экономика семьи. |
1 |
10.2 |
Описывать сущность и причины возникновения межличностных конфликтов. Иллюстрировать объяснение примерами. Выявлять и анализировать собственные типичные реакции в конфликтной ситуации. |
схема |
* |
|
22 |
Думающий покупатель, потребитель.
|
1
|
17.2 |
Описывать сущность и причины возникновения межличностных конфликтов. Характеризовать варианты поведения в конфликтных ситуациях. Объяснять, в чём заключается конструктивное разрешение конфликта. Иллюстрировать объяснение примерами. |
беседа |
* |
|
23 |
Практикум по теме «Человек в экономических отношениях». |
1 |
3.3 |
Осуществлять рефлексию своих знаний. Ответить на вопросы. |
текст |
* |
|
24 |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек в экономических отношениях». |
1 |
10.3 |
Осуществлять рефлексию своих знаний. Ответить письменно на вопросы. |
задания |
* |
|
|
Человек и природа. |
7 |
|
|
|
|
|
25 |
Воздействие человека на природу. |
1 |
17.3 |
Характеризовать и иллюстрировать примерами проявления добра. Оценивать в модельных и реальных ситуациях поступки людей с точки зрения золотого правила морали. |
понятия |
* |
|
|
4 четверть |
|
|
|
|
|
|
26 |
Охранять природу – значит охранять жизнь.
|
1 |
31.3 |
Приводить примеры, иллюстрирующие золотое правило морали. Оценивать в модельных и реальных ситуациях поступки людей с точки зрения золотого правила морали. |
текст |
|
|
27 |
Административная контрольная работа за первое полугодие. Административная контрольная работа за год. |
1 |
7.4 |
На конкретных примерах дать оценку проявлениям мужества, смелости, случаям преодоления людьми страха в критических и житейских ситуациях. Оценивать предлагаемые ситуации, требующие личного противодействия проявлениям зла. |
тест |
|
|
28 |
Закон на страже природы. |
1 |
14.4 |
На конкретных примерах дать оценку проявлениям мужества, смелости, случаям преодоления людьми страха в критических и житейских ситуациях. |
беседа |
* |
|
29
|
Необходимость беречь природу.
|
1 |
21.4 |
Раскрывать на примерах смысл понятия «человечность». Давать оценку с позиции гуманизма конкретным поступкам людей, описанным в СМИ и иных информационных источниках. |
задания |
|
|
30 |
Практикум по теме «Человек и природа». |
1 |
28.4 |
Раскрывать на примерах смысл понятия «человечность». На примерах конкретных ситуаций оценивать проявления внимания к нуждающимся в нём. |
текст |
* |
|
31 |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек и природа». |
1 |
5.5 |
Осуществлять рефлексию своих знаний. Ответить на вопросы. |
задания |
* |
|
|
Уроки итогового обобщения. |
3 |
|
|
|
|
|
32 |
Урок обобщения «Человек в системе общественных отношений». |
1 |
12.5 |
Осуществлять рефлексию своих знаний. Ответить письменно на вопросы, задания. |
задания |
* |
|
33 |
Урок обобщения «Человек и экономика». |
1 |
19.5 |
Осуществлять рефлексию своих знаний. Описывать реальные связи между участниками общественных отношений. |
задания |
* |
|
34 |
Урок обобщения «Я и общество». |
1 |
26.5 |
Систематизировать изученный материал. Раскрывать смысл понятий. |
понятия, беседа |
* |
|
Тематическое планирование по обществознанию. 8 класс.
№ |
Тема |
Количество часов |
1 |
Личность и общество. Сфера духовной культуры. |
15 |
2 |
Социальная сфера. Экономика. |
18 |
3 |
Урок итогового обобщения. |
1 |
|
Итого |
34 |
Календарно-тематическое планирование по обществознанию. 8 класс.
В соответствии с календарным учебным графиком на 2022-2023 учебный год программа будет реализована в полном объёме за 34 часа за счёт уплотнения материала:
№ |
Разделы, темы |
Количество часов |
|
Примерная программа |
Рабочая программа |
||
1 |
Уроки обобщения. |
2 |
1 |
№ урока |
Тема |
Коли чество часов |
Дата
|
Виды учебной деятельности |
Формы текущего контроля |
ИКТ |
Приме чание |
|
1 четверть |
|
|
|
|
|
|
|
Личность и общество. Сфера духовной культуры. |
15 |
|
|
|
|
|
1 |
Вводный урок «Что такое общество». |
1 |
2.9 |
Вспомнить основные итоги прошлого года обучения. Познакомиться с основным содержанием курса 8 класса. Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности. Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы |
беседа |
|
|
2 |
Что делает человека человеком? |
1 |
9.9 |
Выявлятьотличия человека от животных. Объяснять человеческие качества. Различать биологические и природные качества человека. Характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в человеке. Определять свое отношение к различным качествам человека. Выявлять связь между мышлением и речью. Объяснять понятие «самореализация». Определять и конкретизировать примерами сущностные характеристики деятельности. Приводить примеры основных видов деятельности. |
беседа |
|
|
3 |
Человек, общество, природа. |
1 |
16.9 |
Раскрывать смысл понятия «ноосфера». Оценивать утверждение о связи природы и общества и аргументировать свою оценку. Характеризовать возможности человеческого разума. Раскрывать значение моральных норм. Конкретизировать на примерах влияние природных условий на людей. Анализировать и оценивать текст. Анализировать факты и обосновывать сделанные выводы. |
понятия |
|
|
4 |
Общество как форма жизнедеятельности людей. |
1 |
23.9 |
Выделять существенные признаки общества. Называть сферы общественной жизни и характерные для них социальные явления. Показывать на конкретных примерах взаимосвязь основных сфер общественной жизни. |
тест |
* |
|
5 |
Развитие общества.
Всероссийская проверочная работа. |
1 |
30.9 (8а)
4.10 (8б) |
Выявлять изменения социальной структуры, связанные с переходом в постиндустриальное общество. Анализировать факты социальной действительности, связанные с изменением структуры общества. Раскрывать смысл понятия «общественный прогресс». Приводить примеры прогрессивных и регрессивных изменений в обществе. Характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни перемены, происходящие в современном обществе. Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике глобальных проблем. |
понятия |
|
|
6 |
Как стать личностью.
Развитие общества. Как стать личностью.
|
1 |
7.10 (8а)
(8б) |
Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность» Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности. Выявлять и сравнивать признаки, характеризующие человека как индивида, индивидуальность и личность. Описывать агенты социализации, оказывающие влияние на личность. Исследовать несложные практические ситуации, в которых проявляются различные качества личности, её мировоззрение, жизненные ценности и ориентиры. |
таблица |
* |
|
7 |
Сфера духовной жизни. |
1 |
14.10 |
Определять сущностные характеристики понятия «культура». Различать и описывать явления духовной культуры. Находить и извлекать необходимую информацию о достижениях и проблемах культуры из адаптированных источников. Характеризовать духовные ценности российского народа. Выражать свое отношение к тенденциям в культурном развитии. |
документ |
|
|
8 |
Мораль. |
1 |
21.10 |
Объяснять роль морали в жизни общества. Характеризовать основные принципы морали, моральную сторону различных социальных ситуаций. Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения влияния моральных устоев на развитие общества и человека. |
понятия |
|
|
9 |
Долг и совесть. |
1 |
28.10 |
Осуществлять рефлексию своих нравственных ценностей. |
тест |
* |
|
|
2 четверть |
|
|
|
|
|
|
10 |
Моральный выбор – это ответственность. |
1 |
11.11 |
Приводить примеры морального выбора. Давать нравственные оценки собственным поступкам, поведению других людей. |
схема |
* |
|
11 |
Образование. |
1 |
18.11 |
Оценивать значение образования в информационном обществе. Извлекать информацию о тенденциях в развитии образования из различных источников. Характеризовать с опорой на примеры современную образовательную политику правительства РФ. Обосновывать свое отношение к непрерывному образованию. |
таблица |
|
|
12 |
Наука в современном обществе. |
1 |
25.11 |
Характеризовать науку как особую систему знаний. Объяснять возрастание роли науки в современном обществе. |
понятия |
* |
|
13 |
Религия как одна из форм культуры. |
1 |
2.12 |
Определять сущностные характеристики религии её роль в культурной жизни. Объяснять сущность и значение веротерпимости. Раскрывать сущность свободы совести. Оценивать свое отношение к религии и атеизму. |
схема |
|
|
14 |
Практикум по темам «Личность и общество», «Сфера духовной культуры». |
1 |
9.12 |
Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов. Уметь применять нравственные нормы к анализу и оценке социальных ситуаций. Выделять нравственный аспект поведения. Соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами. Уметь строить устное речевое высказывание, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. |
документ |
* |
|
15 |
Повторительно-обобщающий урок по темам «Личность и общество», «Сфера духовной культуры». |
1 |
16.12 |
Осуществлять рефлексию своих знаний. Ответить на вопросы, используя свой социальный опыт. Ответить письменно на вопросы. |
задания тест |
* |
|
|
Социальная сфера. Экономика. |
18 |
|
|
|
|
|
16 |
Социальная структура общества. |
1 |
23.12 |
Выявлять и различать разные социальные общности и группы. Раскрывать причины социального неравенства. Приводить примеры различных видов социальной мобильности. Характеризовать причины социальных конфликтов, использую межпредметные связи, материалы СМИ; показывать пути их разрешения. Находить и извлекать необходимую информацию о структуре общества и направлениях её изменения из адаптированных источников различного типа. |
документ |
* |
|
|
3 четверть |
|
|
|
|
|
|
17 |
Социальные статусы и роли. |
1 |
13.1 |
Называть позиции, определяющие статус личности. Различать предписанный и достигаемый статусы. Раскрывать и иллюстрировать примерами ролевой репертуар личности. Объяснять причины ролевых различий по гендерному признаку, показывать их проявление в различных социальных ситуациях. Описывать основные социальные роли старших подростков. Характеризоватьмежпоколенческие отношения в современном обществе. Выражать собственное отношение к проблеме нарастания разрыва между поколениями. |
таблица |
|
|
18 |
Нации и межнациональные отношения. |
1 |
20.1 |
Знать и правильно использовать в предлагаемом контексте понятия «этнос», «нация», «национальность». Конкретизировать примерами из прошлого и современности значение общего исторического прошлого, традиций в сплочении народа. Характеризовать противоречивость межнациональных отношений в современно обществе. Объяснять причины возникновения межнациональных конфликтов и характеризовать возможные пути их разрешения. |
таблица |
* |
|
19 |
Отклоняющееся поведение. |
1 |
27.1 |
Объяснять причины отклоняющегося поведения. Оценивать опасные последствия алкоголизма и наркомании для человека и общества. Оценивать социальное значение здорового образа жизни. |
схема |
|
|
20 |
Экономика и её роль в жизни общества. |
1 |
3.2 |
Раскрывать роль экономики в жизни общества. Объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов. Различать свободные и экономические блага. Приводить примеры принятия решения на основе экономического выбора. |
документ |
* |
|
21 |
Главные вопросы экономики. |
1 |
10.2 |
Описывать и иллюстрировать примерами решения основных вопросов участниками экономики. Различать и сопоставлять основные типы экономических систем. Характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных экономических системах. |
тест |
|
|
22 |
Собственность. |
1 |
17.2 |
Объяснять смысл понятия «собственность». Характеризовать и конкретизировать примерами формы собственности. Называть основания для приобретения права собственности. Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией и защитой прав собственности. |
беседа |
* |
|
23 |
Рыночная экономика. |
1 |
3.3 |
Характеризовать рыночное хозяйство как один из способов организации экономической жизни. Характеризовать условия функционирования рыночной экономической системы. Описывать действие рыночного механизма формирования цен на товары и услуги. Формулировать собственное мнение о роли рыночного механизма регулирования экономики в жизни общества. |
понятия |
* |
|
24 |
Производство – основа экономики. |
1 |
10.3 |
Объяснять решающую роль производства как источника экономических благ. Различать товары и услуги как результат производства. Называть и иллюстрировать примерами факторы производства. Находить и извлекать социальную информацию о производстве из адаптированных источников. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с использованием различных способов повышения эффективности производства. |
тест |
|
|
25 |
Предпринимательская деятельность. |
1 |
17.3 |
Описывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства. Сравнивать различные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Объяснять преимущества и недостатки малого бизнеса. Выражать собственное отношение к проблеме соблюдения морально-этических норм в предпринимательстве. Оценивать возможности своего участия в предпринимательской деятельности. |
документ |
|
|
|
4 четверть |
|
|
|
|
|
|
26 |
Роль государства в экономике. |
1 |
31.3 |
Характеризовать экономические функции государства. Описывать различные формы вмешательства государства в рыночные отношения. Различать прямые и косвенные налоги. Раскрывать смысл понятия «государственный бюджет». Приводить примеры государственной политики регулирования доходов и расходов. |
схема |
|
|
|
Административная контрольная работа за первое полугодие. Административная контрольная работа за год. |
|
|
|
|
|
|
27 |
Распределение доходов. |
1 |
7.4 |
Называть основные источники доходов граждан. Рассказывать причины неравенства доходов населения. Объяснять необходимость перераспределения доходов. Иллюстрировать примерами государственные меры социальной поддержки населения. |
тест |
* |
|
28 |
Потребление. |
1 |
14.4 |
Описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи в зависимости от доходов. Характеризовать виды страховых услуг, предоставляемых гражданам. Раскрывать на примерах меры защиты прав потребителей. |
тест |
|
|
29 |
Инфляция и семейная экономика. |
1 |
21.4 |
Различать номинальные и реальные доходы граждан. Показывать влияние инфляции на реальные доходы и уровень жизни населения. Называть и иллюстрировать примерами формы сбережений граждан. Объяснять связь семейной экономики с инфляционными процессами в стране. Оценивать способы использования сбережений своей семьи с точки зрения экономической рациональности. Характеризовать роль банков в сохранении и преумножении доходов. |
таблица |
* |
|
30 |
Безработица, её причины и последствия. |
1 |
28.4 |
Характеризовать безработицу как закономерное явление рыночной экономики. Называть и описывать причины безработицы. Различать экономические и социальные последствия безработицы. Объяснять роль государства в обеспечении занятости населения. Оценивать собственные возможности на рынке труда. |
тест |
* |
|
31 |
Мировое хозяйство и международная торговля. |
1 |
5.5 |
Описывать реальные связи между участниками международных экономических отношений. Характеризовать причины формирования мирового хозяйства. Характеризовать влияние международной торговли на развитие мирового хозяйства. Объяснять и конкретизировать примерами направления внешнеторговой политики государства. Раскрывать смысл понятия «обменный валютный курс». |
понятия |
* |
|
32 |
Практикум по темам «Социальная сфера», «Экономика». |
1 |
12.5 |
Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов. |
документ |
* |
|
33 |
Повторительно-обобщающий урок по темам «Социальная сфера», «Экономика». |
1 |
19.5 |
Осуществлять рефлексию своих знаний. Ответить на вопросы, используя свой социальный опыт. Ответить письменно на вопросы. |
задания тест |
* |
|
34 |
Урок итогового обобщения. |
1 |
26.5 |
Систематизировать изученный материал. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов. |
беседа |
* |
|
Календарно-тематическое планирование по обществознанию. 9 класс.
В соответствии с календарным учебным графиком на 2022-2023 учебный год рабочая программа 9 класса будет реализована в полном объеме за 34 часа.
№ |
Разделы, темы |
Количество часов |
|
Примерная программа |
Рабочая программа |
||
1 |
Уроки обобщения. |
5 |
4 |
№ урока |
Тема |
Формы текущего контроля |
Дата |
Виды учебной деятельности |
ИКТ |
Приме чание |
Политика (10 ч.) |
||||||
1 |
Политика и власть. |
беседа |
6.09 |
Вспомнить основные итоги прошлого года обучения. Познакомиться с основным содержанием курса 9 класса. Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности. Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы |
|
|
2 |
Государство. |
беседа |
13.09 |
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: ответ на вопрос по алгоритму выполнения задачи, работа в парах сильный-слабый (внутренние и внешние функции государства) проектирование выполнения домашнего задания. |
* |
|
3 |
Политические режимы. |
таблица |
20.09 |
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: самостоятельная работа с обществоведческим портфолио (составление таблицы «Политические режимы»). Анализировать и оценивать текст. Анализировать факты и обосновывать сделанные выводы. |
* |
|
4 |
Правовое государство. |
понятия |
27.09 |
Выделять существенные признаки правового государства. Называть характерные проявления правового государства. Показывать на конкретных примерах взаимосвязь основных признаков. |
* |
|
5 |
Гражданское общество и государство. |
|
4.10 |
Обобщать и систематизировать знания и умения. Письменно высказывать собственное мнение, суждения. |
тест |
|
6 |
Участие граждан в политической жизни. |
понятия |
11.10 |
Анализировать факты социальной действительности, связанные с изменением жизни общества. Раскрывать смысл понятия «гражданское общество». Приводить примеры изменений в обществе. Характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни перемены, происходящие в современном обществе. Использовать элементы причинно-следственного анализа. |
|
|
7 |
Политические партии и движения. |
текст |
18.10 |
Раскрывать на конкретных примерах смысл понятий. Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике политических прав граждан. Описывать агенты социализации, оказывающие влияние на решения личности. Исследовать несложные практические ситуации, в которых проявляются различные качества личности, её мировоззрение. |
* |
|
8 |
Межгосударственные отношения. |
документ |
25.10 |
Определять сущностные характеристики понятия «партия». Различать и описывать понятия. Находить и извлекать необходимую информацию из адаптированных источников. Характеризовать политические ценности российского народа. Выражать свое отношение к тенденциям в политическом развитии. |
|
|
9 |
Урок обобщения по теме «Политика». |
беседа |
8.11 |
Объяснять роль межгосударственных отношений в жизни мирового сообщества. Характеризовать основные принципы, моральную сторону различных социальных ситуаций. Использовать элементы причинно-следственного анализа. |
|
|
10 |
КР за 1 полугодие |
тест |
15.11 |
Осуществлять рефлексию своих знаний. Ответить письменно на вопросы. |
* |
|
Гражданин и государство (9 ч.) |
||||||
11 |
Основы конституционного строя России. |
документ |
22.11 |
Давать характеристику основного закона государства. Приводить примеры проявления в жизни страны основополагающих принципов Конституции. |
|
|
12 |
Права и свободы человека и гражданина. |
понятия |
29.11 |
Оценивать значение прав и свобод в современном обществе. Извлекать информацию из различных источников (учебник, Конституция). Характеризовать права и свободы с опорой на примеры. Обосновывать свое отношение к неразрывной связи прав и обязанностей. |
|
|
13 |
Права и свободы человека и гражданина РФ. |
таблица |
6.12 |
Характеризовать виды прав и свобод граждан России. Объяснять важность закрепления прав в основном законе государства. |
* |
|
14 |
Контрольная работа |
схема |
13.12 |
Анализ ветвей органов государственной власти в РФ при консультативной помощи учителя. Ответить письменно на вопросы. |
* |
|
15 |
Высшие органы государственной власти в РФ. |
документ |
20.12 |
Определять сущностные характеристики федерации. Объяснять различия между субъектами федерации. Раскрывать сущность многонационального государства. Оценивать свое отношение к другим народам. |
* |
|
16 |
Высшие органы государственной власти в РФ. |
тест |
27.12 |
Систематизировать изученный материал. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов. Уметь анализировать и оценивать социальные ситуации. Выделять нравственные аспекты поведения. Соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами. |
|
|
17 |
Россия – федеративное государство. |
документ |
10.01 |
Выявлять элементы системы. Раскрывать сущность судебной власти. Приводить примеры различных видов судов. Характеризовать причины социальных конфликтов, показывать пути их разрешения. Находить и извлекать необходимую информацию из адаптированных источников различного типа. |
* |
|
18 |
Судебная система РФ. |
таблица |
17.01 |
Называть позиции, определяющие статус правоохранительных органов. Различать их функции. Раскрывать и иллюстрировать примерами их деятельность. Объяснять причины ролевых различий, показывать их проявление в различных социальных ситуациях. Описывать основные роли должностных лиц. Характеризовать значение для современного общества. Выражать собственное отношение к правоохранительным органам. |
* |
|
19 |
Правоохранительные органы РФ. |
тест |
24.01 |
Знать и правильно использовать понятия. Конкретизировать примерами из прошлого и современности. |
* |
|
ОСНОВЫ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА (11ч) |
||||||
20 |
Роль права в жизни человека, общества и государства. |
беседа |
31.01 |
Объяснять причины отклоняющегося поведения. Оценивать опасные последствия нарушения права для человека и общества. Оценивать социальное значение правовых норм. |
|
|
21 |
Правоотношения и субъекты права. |
текст |
7.02 |
Раскрывать роль права в жизни общества. Объяснять проблему несоблюдения права. Различать субъекты права. Приводить примеры принятия решения на основе выбора. |
|
|
22 |
Правонарушения и юридическая ответственность. |
таблица |
14.02 |
Описывать и иллюстрировать примерами решения основных вопросов участниками правоотношений. Характеризовать правонарушения. Различать и сопоставлять основные виды ответственности. |
|
|
23 |
Гражданские правоотношения. |
беседа |
21.02 |
Объяснять смысл понятия «правоотношения». Характеризовать и конкретизировать их примерами. Называть участников правоотношений. Анализировать несложные практические ситуации. |
|
|
24 |
Право на труд. Трудовые отношения. |
понятия |
28.02 |
Характеризовать трудовое право как отрасль права. Описывать действия трудоустройства. Формулировать собственное мнение о праве на труд. |
* |
|
25 |
Семья под защитой закона. |
документ |
7.03 |
Объяснять решающую роль семьи в жизни человека. Различать функции членов семьи и иллюстрировать их примерами. Находить и извлекать социальную информацию. Исследовать несложные практические ситуации. |
* |
|
26 |
Административные правоотношения. |
текст |
14.03 |
Описывать административное право как отрасль права. Сравнивать различные ситуации. Объяснять преимущества и недостатки наказаний. Выражать собственное отношение к проблеме соблюдения правовых норм. Оценивать возможности своего участия. |
|
|
27 |
Уголовно-правовые отношения. |
схема |
28.03 |
Характеризовать уголовное право как отрасль права. Описывать различные формы отношений. Раскрывать смысл понятий. Приводить примеры. |
|
|
28 |
Правовое регулирование отношений в сфере образования. |
документ |
4.04 |
Называть основные ступени образования. Рассказывать о путях получения образования. Объяснять необходимость образования для современного человека. Иллюстрировать примерами государственные меры в области образования. |
* |
|
29 |
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. |
текст |
11.04 |
Описывать международное право. Характеризовать организации, защищающие права людей. Раскрывать на примерах защиту прав. |
|
|
30 |
Урок обобщения по теме «Основы российского законодательства». |
беседа |
18.04 |
Различать отрасли права. Показывать влияние законов на уровень жизни населения. Называть и иллюстрировать примерами роль права. Объяснять связь семьи и государства. Оценивать способы защиты прав. Характеризовать роль законов. |
* |
|
31 |
Практикум по теме |
тест |
25.04 |
Ответить письменно на вопросы. |
|
|
Уроки итогового обобщения (4 ч.) |
||||||
32 |
Урок итогового обобщения «Человек и общество. Сфера духовной культуры». |
понятия |
2.05 |
Характеризовать основные сферы жизни общества. Раскрывать смысл понятий. Оценивать собственные возможности в жизни общества. |
* |
|
33 |
КР за год |
тест |
16.05 |
Описывать реальные связи между участниками общественных отношений. Называть и описывать причины социальных противоречий, пути их решения. |
* |
|
34 |
Урок итогового обобщения «Сфера политики и социального управления. Право». |
беседа |
23.05 |
Систематизировать изученный материал. Различать внутренние и внешние функции государства. Объяснять и конкретизировать примерами направления политики государства, роль государства в жизни общества. Характеризовать причины глобализации, ее проявления. |
* |
|
|
Итого |
|
34 часа |
|
|
|