ЭП

Документ подписан электронной подписью
31.01.2023 09:21, Гришина Людмила Владимировна, Директор школы
Ключ электроннй подписи

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Красноармейская средняя общеобразовательная школа

 

 

Рассмотрена

на заседании школьного

методического объединения

__________ Т.Е. Петренко

Протокол №1

от 30.08.2022г.

 

Принята

на заседании

педагогического совета

Протокол №2

от 31.08.2022г.

 

 

Утверждена

приказом директора

__________ Л.В. Гришина

Приказ №306

от 31.08.2022г.

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ОДНКНР

ДЛЯ 8 класса

на 2022-2023 учебный год

количество часов – 35

 

 

 

Составила: Брянцева Ольга Ивановна, учитель истории, обществознания первой квалификационной категории

 

 

 

п. Красноармейский

2022г.

 

 

 

 

 

Пояснительная записка к рабочей программе по ОДНКНР. 8 класс.

Рабочая программа по ОДНКНР составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014г., 31 декабря 2015г.), авторской учебной программы «Истоки», Камкин А.В., Кузьмин И.А.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС и примерной программой, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (Протокол заседания от 8 апреля 2015г. №1/15).

Для реализации содержания учебного предмета выбран учебник:

8 класс. Камкин А.В. Истоки. М., ИД Истоки, 2019, входящий в федеральный перечень учебников:

- Приказ Минпросвещения России от 20 мая 2020г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»,

- Приказ Минпросвещения России от 23 декабря 2020г. № 766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 20 мая 2020г. № 254»,

- Приказ Минпросвещения России от 28 декабря 2018г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» в ред. от 08.05.2019г. №233, от 22.11.2019г. №632, от 18.05.2020г. №249.

Школа вправе в течение 3-х лет использовать в образовательной деятельности учебники, приобретенные до вступления в силу приказа от 28.12.2018г. № 345.

При реализация рабочей программы контроль знаний будет осуществляться в форме ВПР, ОГЭ.

При проверке знаний учащихся будут использоваться контрольно-измерительные материалы из книг: Обществознание. ВПР, ОГЭ. Контрольно-измерительные материалы, 2018-2022.

Тематическое планирование составлено в соответствие со структурой учебника.

В период чрезвычайных ситуаций, погодных условий, введения карантинных мероприятий по заболеваемости гриппом, ОРВИ и другими инфекционными заболеваниями, образовательная деятельность по данному учебному предмету осуществляется с использованием дистанционных технологий.

Часы изучения ОДНКНР по программе распределены по классам следующим образом: 8 класс – 35 часов, 1 час в неделю.

 

 

 

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования по ОДНКНР. 8 класс.

Цель курса: формирование исторического мышления, гуманизма, толерантности; развитие исторического кругозора, мировоззрения.

Основная задача – организационное, научно-методическое обеспечение развития стержневой основы истоковедения как междисциплинарного, интегрирующего направления в образовании, нацеленного на гармоничное развитие личности участников образовательного процесса.

Задачи курса:

Основными формами организации учебных занятий являются: урок-изучение нового материала, урок-повторение, комбинированный урок, урок-экскурсия в прошлое, викторина.

Формы организации учебной деятельности: сообщения, доклады, презентации, практикумы, дискуссии, беседы, лабораторные работы, проекты, индивидуальное и групповое выполнение заданий,

Формы контроля: проверочные работы по темам, тестовые работы; словарные и хронологические диктанты, самостоятельные ответы по заготовленным карточкам.

Результаты обучения и усвоения содержания курса

Личностными результатами изучения курса «Истоки» являются:

Метапредметными результатами изучения курса являются:

Предметными результатами изучения курса являются:

Требование к уровню подготовки

  1. Знание хронологии, работа с хронологией:
  1. Знание исторических фактов, работа с фактами:
  1. Работа с историческими источниками:
  1. Описание (реконструкция):
  1. Анализ, объяснение:
  1. Работа с версиями, оценками:
  1. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

Общая характеристика предмета

Программа «Истоки» представляет собой апробированную образовательно – воспитательную и дидактическую систему призванную формировать личность на основе духовно-нравственных и социокультурных российских традиций. Учебно-методический комплект, состоящий из программы с комментариями, учебных пособий, рабочих тетрадей и методических разработок, последовательно раскрывает смысл универсалий отечественной культуры. С 5-го класса открывается второй концентр «Истоков». Он начинается с осмысления устойчивых идеалов российской цивилизации (стремление к ладу, мерности, соборности, внутреннему преображению и др.), а затем идёт освоение традиций обустройства просторов Отечества, жизненных и годичных ритмов и циклов и т.д.

Авторы программы учебного курса сопоставляют достижения этнологии, культурной антропологии, культурологии, религиоведения, а также этики, эстетики и истории повседневности. Педагогическая основа курса во многом опирается на традиции русской педагогики, ведущей свое начало от школы К. Д. Ушинского. Вместе с тем, психолого-педагогическая и методическая концепция «Истоков» учитывает новейшие достижения психологии, современные педагогические технологии и методики. Образовательный процесс направлен на становление личности при ее активном и осознанном собственном участии на основе устойчивой и целенаправленной мотивации.

Благодаря «Истокам» в образовательное пространство современной школы вносятся категории, ценности и идеалы отечественного образа жизни. Именно в «Истоках» универсалии российской цивилизации становятся предметом отдельного и специального осмысления, что существенно восполняет имеющийся пробел в школьном образовании и придаёт «Истокам» качество педагогической инновации. Всё это в полной мере соответствует провозглашённому в «национальной доктрине образования» курсу на повышение воспитательной миссии современной школы, а также Учебный курс «Истоки», предлагаемый для учащихся 8 класса, является составной частью Истоковедения - нового педагогического направления, призванного формировать всесторонне развитую личность на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей российской цивилизации.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

В 8-м классе речь идет об истоках человеческого творчества. Обсуждаются такие темы, как ДУХ и ФОРМЫ ТВОРЧЕСТВА (дух творчества, его языки, мотивы), ИСТОКИ ОБРАЗА (образы мира Божественного, природного и человеческого), ИСТОКИ ТВОРЧЕСТВА РАЗУМА (пути и смыслы науки, творчество ученого и творчество просветителя).

Учебное пособие и рабочая тетрадь «Истоки» для 8 класса знакомят учащихся с Истоками творческой деятельности человека. Особенность этого курса связана с осмыслением духовного понятия Творец. Творец как создатель всего сущего, создатель человека. творец создал человека по образу своему и подобию: наделил Свое творение бессмертной душой, свободной волей, способностью к любви, способностью к нравственному совершенствованию, даром творчества.

В жизни каждый человек призван к творчеству, он должен исполнить свое жизненное предназначение, стать творцом, используя и приумножая те таланты, которые ему дарованы.

Содержание учебного курса.

Введение (1 час)

Творчество: дух и формы (14 часов). Понимание выражения «дух творчества». Что значит обладать даром созерцания. Ответственность человека, наделенного талантом. Что значит обладать талантом. Необходимые спутники творчества. Языки творчества. Язык духа, разума, звуков. Языки без слов. Как прочитать жест. Мотивы творчества. Ограниченность закона и безграничность благодати. Любовь как основной мотив творчества. Что такое идеал.

Истоки образа (10 часов). Три мира, окружающих человека – сакральный, природный и человеческий. Мир образов как отражение трех миров. Диалог творца и зрителя.

Образы Божественного мира. Икона. Храм. Иконостас.

Художественное творение мира природного. Цвет, свет и форма. Пейзаж и натюрморт. Мир горний и дольний в творчестве художника. Мифопоэтические образы. Мир узорочья.

Образы мира человеческого. Миры цивилизаций. Выразительные человеческие типажи. Образы мира невидимого. Град-Китеж. Метафорическое восприятие человека. Голова, сердце, руки – традиции «прочтения».

ДО-видение как дар художественного видения мира.

Истоки творчества разума (6 часов). Сущность научного творчества. Пути научного творчества.

Знания донаучные, вненаучные и научные. Систематизация т согласование как признаки научного знания. Факты, понятия, закономерности и теории. Гипотезы.

Эмпирический и теоретический уровни знания. Рациональный, интуитивный, эволюционный, цикличный и аналоговый пути познания мира.

Место науки в жизни человечества. Моральная ответственность ученого.

Техническое творчество. Творчество изобретателя: истоки, дела, благодарность.

Творчество просветителя. Книжники, летописцы древности. Учителя. Издатели. Духовные наставники.

Активный экзамен (2 часа).

Заключение (2часа). Творческий человек. Мотивы творчества. Форма, смысл, мотивы и дух – содержание творчества. Верность, терпение, смысл и труд – спутники творчества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование по ОДНКНР. 8 класс.

 

Тема

Количество часов

1

Творчество: дух и формы.

15

2

Истоки образа.

10

3

Истоки творчества разума.

8

4

Уроки итогового обобщения.

2

 

Итого

35

 

Календарно-тематическое планирование по ОДНКНР. 8 класс.

 

В соответствии с календарным учебным графиком на 2022-2023 учебный год программа будет реализована в полном объёме за 35 часов.

 

урока

Тема

Коли

чество

часов

Дата

 

Виды учебной деятельности

Формы текущего контроля

ИКТ

Приме

чание

 

1 четверть

 

 

 

 

 

 

 

Творчество: дух и формы.

15

 

 

 

 

 

1

Вводный урок «Социокультурные истоки».

1

7.9

Вспомнить основные итоги прошлого года обучения.

Познакомиться с основным содержанием курса 8 класса.

Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности.

Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы

беседа

 

 

2

О Творце, творчестве и творении.

 

1

14.9

Выявлять отличия человека от животных.

Объяснять человеческие качества. Различать биологические и природные качества человека.

Характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в человеке.

Определять свое отношение к различным качествам человека.

Выявлять связь между мышлением и речью.

Объяснять понятие «самореализация».

Определять и конкретизировать примерами сущностные характеристики деятельности.

Приводить примеры основных видов деятельности.

беседа

 

 

3

Спутники творчества.

1

21.9

Раскрывать смысл понятия «ноосфера».

Оценивать утверждение о связи природы и общества и аргументировать свою оценку.

Характеризовать возможности человеческого разума.

Раскрывать значение моральных норм.

Конкретизировать на примерах влияние природных условий на людей.

Анализировать и оценивать текст.

Анализировать факты и обосновывать сделанные выводы.

понятия

 

 

4

Язык духа.

1

28.9

Выделять существенные признаки общества.

Называть сферы общественной жизни и характерные для них социальные явления.

Показывать на конкретных примерах взаимосвязь основных сфер общественной жизни.

тест

*

 

5

Язык разума.

1

5.10

Характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни перемены, происходящие в современном обществе.

Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике глобальных проблем.

понятия

 

 

6

Язык образа.

1

12.10

Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность»

Выявлять и сравнивать признаки, характеризующие человека как индивида, индивидуальность и личность.

Исследовать несложные практические ситуации, в которых проявляются различные качества личности, её мировоззрение, жизненные ценности и ориентиры.

таблица

*

 

7

Языки звуков.

1

19.10

Определять сущностные характеристики понятия «культура».

Различать и описывать явления духовной культуры.

Находить и извлекать необходимую информацию о достижениях и проблемах культуры из адаптированных источников.

Характеризовать духовные ценности российского народа.

Выражать свое отношение к тенденциям в культурном развитии.

документ

 

 

8

Язык жеста.

1

26.10

Объяснять роль морали в жизни общества.

Характеризовать основные принципы морали, моральную сторону различных социальных ситуаций.

Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения влияния моральных устоев на развитие общества и человека.

понятия

 

 

 

2 четверть

 

 

 

 

 

 

9

Как прочитать
жест

1

9.11

Осуществлять рефлексию своих нравственных ценностей.

тест

*

 

10

Мотивы
творчества. К
творчеству
призвала любовь.

1

16.11

Приводить примеры морального выбора.

Давать нравственные оценки собственным поступкам, поведению других людей.

схема

*

 

11

К творчеству
призвало сердце.
К творчеству
призвало
Отечество

1

23.11

Извлекать информацию о тенденциях в развитии образования из различных источников.

Характеризовать с опорой на примеры современную образовательную политику правительства РФ.

Обосновывать свое отношение к непрерывному образованию.

таблица

 

 

12

Истоки
законотворчества.
Жить по закону

1

30.11

Характеризовать науку как особую систему знаний.

Объяснять возрастание роли науки в современном обществе.

понятия

*

 

13

Жить по обычаю

1

7.12

Определять сущностные характеристики религии её роль в культурной жизни.

Объяснять сущность и значение веротерпимости.

Раскрывать сущность свободы совести.

Оценивать свое отношение к религии и атеизму.

схема

 

 

14

Жить по
справедливости

 

 

1

14.12

Уметь применять нравственные нормы к анализу и оценке социальных ситуаций.

Выделять нравственный аспект поведения.

Соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.

Уметь строить устное речевое высказывание, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

документ

*

 

 

О правде

 

 

 

 

 

 

15

Творение образов
Божественного
мира. Икона.

1

21.12

Осуществлять рефлексию своих знаний. Ответить на вопросы, используя свой социальный опыт.

Ответить письменно на вопросы.

задания

тест

*

 

 

Храм как образ
Божественного
мира

 

 

 

 

 

 

 

Истоки образа.

10

 

 

 

 

 

16

Образы мира
природного

1

28.12

Приводить примеры различных видов социальной мобильности.

Находить и извлекать необходимую информацию о структуре общества и направлениях её изменения из адаптированных источников различного типа.

документ

*

 

 

3 четверть

 

 

 

 

 

 

17

Инструментарий
художника

1

11.1

Называть позиции, определяющие статус личности.

Раскрывать и иллюстрировать примерами ролевой репертуар личности.

Характеризовать межпоколенческие отношения в современном обществе.

Выражать собственное отношение к проблеме нарастания разрыва между поколениями.

таблица

 

 

18

Образы мира
дольнего

1

18.1

Знать и правильно использовать в предлагаемом контексте понятия «этнос», «нация», «национальность».

Конкретизировать примерами из прошлого и современности значение общего исторического прошлого, традиций в сплочении народа.

Характеризовать противоречивость межнациональных отношений в современно обществе.

таблица

*

 

19

Мир «узорочья»

1

25.1

Объяснять причины отклоняющегося поведения.

Оценивать социальное значение здорового образа жизни.

схема

 

 

20

Образы мира
человеческого.

1

1.2

Объяснять проблему ограниченности ресурсов.

Различать свободные и экономические блага.

Приводить примеры принятия решения на основе выбора.

документ

*

 

21

Как
Василий Суриков
создал образ героя

1

8.2

Описывать и иллюстрировать примерами решения основных вопросов участниками жизни.

Характеризовать способы координации жизни в различных системах.

тест

 

 

22

Как каждое
сословие творило
свой образ

1

15.2

Характеризовать и конкретизировать теорию примерами. Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией прав.

беседа

*

 

23

Как каждое
сословие творило
свой образ

1

22.2

Характеризовать условия функционирования системы.

Формулировать собственное мнение о роли жизни общества.

понятия

*

 

24

Как творили образ
невидимого

1

1.3

Называть и иллюстрировать примерами.

Находить и извлекать социальную информацию из адаптированных источников.

Исследовать несложные практические ситуации.

тест

 

 

25

Посмотрим на
самого себя

1

15.3

Описывать социальную роль.

Объяснять преимущества и недостатки.

Выражать собственное отношение к проблеме соблюдения морально-этических норм.

Оценивать возможности своего участия в деятельности общества.

документ

 

 

 

4 четверть

 

 

 

 

 

 

 

Истоки творчества разума.

8

 

 

 

 

 

26

О сути научного
творчества. О
прямых путях и
путях извилистых.

1

29.3

Описывать различные формы вмешательства государства в отношения.

Приводить примеры государственной политики регулирования.

схема

 

 

 

Административная контрольная работа за первое полугодие. Административная контрольная работа за год.

 

 

 

 

 

 

27

Знания
донаучные и
вненаучные

1

5.4

Называть основные источники знаний.

Объяснять необходимость перераспределения знаний.

Иллюстрировать примерами государственные меры.

тест

*

 

28

Научные знания

1

12.4

Описывать закономерность изменения знаний.

Раскрывать на примерах меры защиты научных знаний.

тест

 

 

29

Во имя чего
наука познает
мир

1

19.4

Называть и иллюстрировать примерами формы научных знаний.

Характеризовать роль государства в сохранении и преумножении знаний.

таблица

*

 

30

Техническое
творчество.
Изобретатель

1

26.4

Называть и описывать причины творчества.

Объяснять роль государства в обеспечении творчества населения.

Оценивать собственные возможности в творчестве.

тест

*

 

31

Творчество
просветителя.
Духовные
просветители

1

3.5

Описывать реальные связи между участниками творчества.

Характеризовать причины формирования мирового творчества.

Объяснять и конкретизировать примерами направления политики государства.

понятия

*

 

32

Познай свои
возможности

1

10.5

Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы.

Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов.

документ

*

 

33

Истоки
творчества

1

17.5

Осуществлять рефлексию своих знаний. Ответить на вопросы, используя свой социальный опыт.

Ответить письменно на вопросы.

задания

тест

*

 

 

Уроки итогового обобщения.

2

 

 

 

 

 

34

Урок итогового обобщения.

1

24.5

Систематизировать изученный материал.

Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов.

беседа

*

 

35

Урок итогового обобщения.

1

31.5

Систематизировать изученный материал.

Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов.

 

*