|
Документ подписан электронной подписью |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Красноармейская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена на заседании школьного методического объединения __________Е.В.Марышева Протокол № 1 от 30 августа 2022 г. |
Принята на заседании педагогического совета Протокол № 2
|
Утверждена приказом директора _______ Л.В. Гришина Приказ № 306 от 31 августа 2022 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
ДЛЯ 3А,Б КЛАССА
на 2022-2023 учебный год
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ - 34
Составили: Шамрай Инна Васильевна, учитель начальных классов, Любименко Юлия Сергеевна, учитель начальных классов |
п. Красноармейский
2022 г
Пояснительная записка
Изобразительное искусство
3 класс
УМК «Школа России»
Рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 3 класса и разработана на основе следующих документов:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования", с изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г
- Основной образовательной программы МБОУ Красноармейской СОШ;
- Приказа Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;
- Приказа Минпросвещения России от 23 декабря 2020 г. № 766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 254»
Рабочей программы:
- «Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас» Н.А. Горяева и др.; под редакцией Б.М. Неменского, УМК «Школа России» Москва. Просвещение, 2019 г.
Школа вправе в течение 3-х лет использовать в образовательной деятельности учебники, приобретенные до вступления в силу приказа от 28.12.2018 № 345, 20.05.2020 г. № 254, 23.12. 2020 г. № 766
По учебному плану на изучение предмета в 3 классе отводится 1 час в неделю, итого 34 часов инвариантной части.
В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ Красноармейской СОШ на 2022-2023 учебный год рабочая программа рассчитана на 34 часа, в том числе проектов 2.
Для реализации программы выбран учебник «Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас» Учебник для 3 класса общеобразовательных организаций Н.А. Горяева и др.; под редакцией Б.М. Неменского, Москва. Просвещение, 2019 г.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Планируемые результаты по предмету
изобразительное искусство
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразование в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
Содержание учебного предмета
«Изобразительное искусство»
Искусство в твоем доме.
Здесь «Мастера» ведут ребенка в его квартиру и выясняют, что же каждый из них «сделал» в ближайшем окружении ребенка, и в итоге выясняется, что без их участия не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома. Твои игрушки. Игрушки – какими им быть – придумал художник. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки. Лепка игрушки из пластилина или глины. Посуда у тебя дома. Повседневная и праздничная посуда. Конструкция, форма предметов и роспись и украшение посуды. Работа «Мастеров Постройки, Украшения и Изображения» в изготовлении посуды. Изображение на бумаге. Лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке. Мамин платок. Эскиз платка: для девочки, для бабушки, то есть разных по содержанию, ритмике рисунка, колориту, как средство выражения. Обои и шторы в твоем доме. Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение: спальня, гостиная, детская. Можно выполнить и в технике набойки. Твои книжки. Художник и книга. Иллюстрации. Форма книги. Шрифт. Буквица. Иллюстрирование выбранной сказки или конструирование книжки-игрушки. Поздравительная открытка. Эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам). Возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии. Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы). В создании всех предметов в доме принял участие художник. Ему помогали наши «Мастера Изображения, Украшения и Постройки». Понимание роли каждого из них. Форма предмета и ее украшение. На обобщающем уроке можно организовать игру в художников и зрителей или игру в экскурсоводов на выставке работ, выполненных в течение четверти. Ведут беседу три «Мастера». Они рассказывают и показывают, какие предметы окружают людей дома в повседневной жизни. Есть ли вообще дома предметы, над которыми не работали художники? Понимание, что все, что связано с нашей жизнью, не существовало бы без труда художников, без изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна, это должно быть итогом и одновременно открытием.
Искусство на улицах твоего города.
Памятники архитектуры – наследие веков. Изучение и изображение архитектурного памятника, своих родных мест. Парки, скверы, бульвары. Архитектура, постройка парков. Образ парка. Парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Изображение парка, сквера, возможен коллаж. Ажурные ограды. Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и в Москве, в родном городе, деревянный ажур наличников. Проект ажурной решетки или ворот, вырезание из сложенной цветной бумаги и вклеивание их в композицию на тему «Парки, скверы, бульвары». Фонари на улицах и в парках. Какими бывают фонари? Форму фонарей тоже создает художник: праздничный, торжественный фонарь, лирический фонарь. Фонари на улицах городов. Фонари – украшение города. Изображение или конструирование формы фонаря из бумаги. Витрины магазинов. Роль художника в создании витрин. Реклама. Проект оформления витрины любого магазина (по выбору детей). Транспорт в городе. В создании формы машин тоже участвует художник. Машины разных времен. Умение видеть образ в форме машин. Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных). Что сделал художник на улицах моего города (обобщение темы). Опять должен возникнуть вопрос: что было бы, если бы наши «Братья-Мастера» ни к чему не прикасались на улицах нашего города? На этом уроке из отдельных работ создается одно или несколько коллективных панно. Это может быть панорама улицы района из нескольких склеенных в полосу рисунков в виде диорамы. Здесь можно разместить ограды и фонари, транспорт. Дополняется диорама фигурами людей, плоскими вырезками деревьев и кустов. Можно играть в «экскурсоводов» и «журналистов». Экскурсоводы рассказывают о своем городе, о роли художников, которые создают художественный облик города.
Художник и зрелище.
В зрелищных искусствах «Братья-Мастера» принимали участие с древних времен. Но и сегодня их роль незаменима. По усмотрению педагога, можно объединить большинство уроков темы идеей создания кукольного спектакля, к которому последовательно выполняются занавес, декорации, костюмы, куклы, афиша. В конце на обобщающем уроке можно устроить театрализованное представление. Театральные маски. Маски разных времен и народов. Маски в древних образах, в театре, на празднике. Конструирование выразительных острохарактерных масок. Художник в театре. Вымысел и правда театра. Праздник театра. Декорации и костюмы персонажей. Театр на столе. Создание макета декораций спектакля. Театр кукол. Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные куклы, тростевые, марионетки. Работа художника над куклой. Персонажи. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создание куклы на уроке. Театральный занавес. Роль занавеса в театре. Занавес и образ спектакля. Эскиз занавеса к спектаклю (коллективная работа, 2–4 человека). Афиша, плакат. Значение афиши. Образ спектакля, его выражение в афише. Шрифт. Изображение. Художник и цирк. Роль художника в цирке. Образ радостного и таинственного зрелища. Изображение циркового представления и его персонажей. Как художники помогают сделать праздник. Художник и зрелище (обобщающий урок). Праздник в городе. «Мастера Изображения, Украшения и Постройки» помогают создать Праздник. Эскиз украшения города к празднику. Организация в классе выставки всех работ по теме. Замечательно, если удастся сделать спектакль и пригласить гостей и родителей.
Художник и музей.
Музеи в жизни города. Разнообразные музеи. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей, музеи родного города. Искусство, которое хранится в этих музеях. Что такое «картина». Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. Натюрморт как рассказ о человеке. Изображение натюрморта по представлению, выражение настроения. Картина-пейзаж. Смотрим знаменитые пейзажи: И. Левитана, А. Саврасова, Н. Рериха, А. Куинджи, В. Ван Гога, К. Коро. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением: радостный и праздничный пейзаж; мрачный и тоскливый пейзаж; нежный и певучий пейзаж. Дети на этом уроке вспомнят, какое настроение можно выразить холодными и теплыми цветами, глухими и звонкими и, что может получиться при их смешении. Картина-портрет. Знакомство с жанром портрета. Портрет по памяти или по представлению (портрет подруги, друга). В музеях хранятся скульптуры известных мастеров. Учимся смотреть скульптуру. Скульптура в музее и на улице. Памятники. Парковая скульптура. Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры. Исторические картины и картины бытового жанра. Знакомство с произведениями исторического и бытового жанра. Изображение по представлению исторического события (на тему русской былинной истории или истории средневековья, или изображение своей повседневной жизни: завтрак в семье, мы играем и т.д.). Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников (обобщение темы). «Экскурсия» по выставке лучших работ за год, праздник искусств со своим собственным сценарием. Подвести итог: какова роль художника в жизни каждого человека.
Учебно-тематическое планирование
по изобразительному искусству
№ |
Наименование разделов |
Всего часов |
|
Искусство в твоём доме |
8 |
|
Искусство на улицах твоего города |
7 |
|
Художник и зрелище |
8 |
|
Художник и музей |
11 |
Итого: |
|
34ч. |
Календарно - тематическое планирование по изобразительному искусству,3 класс
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Формы текущего контроля |
Дата |
Виды учебной деятельности |
Материально-техническое сопровождение, ИКТ |
Примечание |
Искусство в твоём доме (8 Ч) |
||||||
1 |
Твои игрушки.
|
Ответы на уроке
|
01.09 |
Регулятивные: ставить новые учебные задачи; Познавательные: осуществлять анализ объектов с различными признаками; Коммуникативные: стремиться к координации действий и сотрудничеству |
Интерактивная доска |
|
2 |
Посуда у тебя дома. |
Выполнение рисунков |
08.09 |
Регулятивные: ставить новые учебные задачи; Познавательные: осуществлять анализ объектов с различными признаками; Коммуникативные: стремиться к координации действий и сотрудничеству |
|
|
3 |
Обои и шторы у тебя дома. |
Ответы на уроке. Выполнение рисунков |
15.09 |
Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задачи; Коммуникативные: стремиться к координации действий и сотрудничеству. Учитывать разные мнения. |
|
|
4 |
Мамин платок. |
Творческая работа |
22.09 |
Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Познавательные: осуществлять синтез, как составление целого из частей; Коммуникативные: стремиться к координации действий и сотрудничеству. |
Интерактивная доска |
|
5 |
Твои книжки. |
Выполнение рисунков |
29.09 |
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задачи; Коммуникативные: стремиться к координации действий и сотрудничеству. |
|
|
6 |
Открытки. |
Творческая работа |
06.10 |
Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Познавательные: осуществлять синтез, как составление целого из частей; Коммуникативные: стремиться к координации действий и сотрудничеству |
|
|
7 |
Труд художника для твоего дома. |
Творческая работа |
13.10 |
Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задачи; Коммуникативные: стремиться к координации действий и сотрудничеству.Учитывать разные мнения. |
Документ-камера |
|
8 |
Труд художника для твоего дома (обобщение темы).
|
Выполнение рисунков |
20.10 |
Регулятивные: различать способ и результат действия; Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. |
|
|
Искусство на улицах твоего города (7 ч) |
||||||
9 |
Памятники архитектуры.
|
Выполнение рисунков |
27.10 |
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и не существенных признаков. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. |
|
|
10 |
Парки, скверы, бульвары.
|
Выполнение рисунков |
10.11 |
Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Коммуникативные:использовать речь для регуляции своего действия. |
Интерактивная доска |
|
11 |
Ажурные ограды. |
Выполнение рисунков |
17.11 |
Регулятивные: различать способ и результат действия; Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия. |
|
|
12 |
Волшебные фонари.
|
Выполнение рисунков |
24.11 |
Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия. |
|
|
13 |
Витрины.
|
Выполнение рисунков |
01.12 |
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения |
Документ-камера |
|
14 |
Удивительный транспорт. Контрольная работа
|
Выставка работ |
08.12 |
Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем и партнерами. Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.. |
|
|
15 |
Труд художника на улицах твоего города (обобщение темы).
|
Творческая работа |
15.12 |
Регулятивные: различать способ и результат действия; Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия. |
|
|
Художник и зрелище (8ч) |
||||||
16 |
Художник в цирке.
|
Выполнение рисунков |
22.12 |
Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия. |
Интерактивная доска |
|
17 |
Художник в театре. |
Выполнение рисунков |
12.01 |
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия. |
|
|
18 |
Театр кукол. |
Выполнение рисунков |
19.01 |
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия. |
|
|
19 |
Маски.
|
Выполнение рисунков |
26.01 |
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия. |
Интерактивная доска |
|
20 |
Афиша и плакат.
|
Выполнение рисунков |
02.02 |
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия. |
|
|
21 |
Праздник в городе.
|
Выполнение рисунков |
09.02 |
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия. Принимать участие в обсуждении темы. |
|
|
22 |
Школьный карнавал.
|
Выполнение рисунков |
16.02 |
Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия. |
Интерактивная доска |
|
23 |
Школьныйкарнавал (обобщение темы) |
Выполнение рисунков |
02.03 |
Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия. |
|
|
Художник и музей (11ч) |
||||||
24 |
Музей в жизни города.
|
Выполнение рисунков |
09.03 |
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: Ориентироваться на разнообразие способов решения задач; Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. |
|
|
25 |
Картина — особый мир.
|
Выполнение рисунков |
16.03 |
Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач; Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия. |
Документ-камера |
|
26 |
Музеи искусства |
|
30.03 |
|
|
|
27 |
Картина-пейзаж. |
|
06.04 |
|
|
|
28 |
Картина-портрет.
|
Ответы на уроке. Выполнение рисунков. |
13.04 |
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач; Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия. |
|
|
29 |
Картина-натюрморт.
|
Ответы на уроке. Выполнение рисунков. |
20.04 |
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач; Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия. |
Интерактивная доска |
|
30 |
Картина-натюрморт.
|
Ответы на уроке |
27.04 |
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач; Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия. |
|
|
31-32 |
Картины исторические и бытовые. |
Ответы на уроке |
04.05 11.05 |
Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в сотрудничестве с учителем и партнерами. Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
|
|
33 |
Скульптура в музее и на улице. Каждый человек художник (обобщение темы) |
Беседа лепка |
18.05 |
Регулятивные:воспринимать на слух и понимать сообщения информационного характера. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Познавательные:моделироватьколлективное панно. Коммуникативные:задавать вопросы, обращаться за помощью, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средствах. |
Интерактивная доска |
|
34 |
Художественная выставка. Контрольная работа. Скульптура в музее и на улице. Каждый человек художник (обобщение темы) |
Выставка |
25.05 |
|
|
|
|
Всего |
34 |
|
|
|
|