ЭП

Документ подписан электронной подписью
29.11.2022 10:49, Гришина Людмила Владимировна, Директор школы
Ключ электроннй подписи

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Красноармейская средняя общеобразовательная школа

 

Рассмотрена

на заседании школьного

методического объединения

___________И.В.Сычева

Протокол № 1

от 31 августа 2022 г.

Принята

на заседании

педагогического совета

Протокол № 2

от 31 августа 2022 г.

Утверждена

приказом директора

_____________Л.В.Гришина

Приказ № 306

от 31 августа 2022 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ОРКиСЭ

модуль «Основы православной культуры»

для 4 класса

на 2022-2023 учебный год

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ - 35

 

 

 

 

 

 

Составила: Пустоварова Оксана Викторовна, учитель русского языка, литературы первой категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пос. Красноармейский

2022 г.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа по ОРКиСЭ модуль «Основы православной культуры» ориентирована на учащихся 4 класса и разработана на основе следующих документов:

- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- Приказа Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования", с изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г;

- Основной образовательной программы МБОУ Красноармейской СОШ;

-Приказа Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;

- Приказа Минпросвещения России от 23 декабря 2020 г. № 766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 254»

- Рабочей программы:

1. Янушкявиче О.Л., Васечко Ю.С., протоирей Виктор Дорофеев, Яшин О.Н.; под ред. Метлика И.В., Тепловой Е.Ф. «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» 4 класс, учебник для общеобразовательных организаций — М.: OOO «Русское слово, 2019.

Школа вправе в течение 3-х лет использовать в образовательной деятельности учебники, приобретенные до вступления в силу приказа от 28.12.2018 № 345, 20.05.2020 г. № 254, 23.12. 2020 г. № 766

По учебному плану на изучение предмета в 4 классе отводится 1 час в неделю, итого 34 часа. Согласно календарному учебному графику МБОУ Красноармейской СОШ на 2022-2023 учебный год рабочая программа рассчитана на 34 часа.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Основная цель изучения модуля Основы православной культуры в рамках курса или предметной области ОРКСЭ в начальной школе — духовно-нравственное развитие и воспитание младшего школьника на основе исторических и культурных традиций православного христианства, Русской Православной Церкви. Эта цель реализуется во взаимодействии с семьёй школьника, которая выступает заказчиком данного образования для своего ребёнка. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в выступлении на ХХ Международных Рождественских образовательных чтениях в связи с этим отметил, что главной целью духовно-нравственного образования является «…приобщение ребенка к традиции, в которой живет его семья». Таким образом, школа в процессе преподавания Основ православной культуры оказывает поддержку семье в формировании духовно-нравственных ценностей, культуры и образа жизни ребёнка в соответствии с мировоззренческим выбором и культурными особенностями его семьи.

В рамках образовательных задач предметной области или курса ОРКСЭ в целом изучение Основ православной культуры направлено на формирование российской культурной и гражданской идентичности школьников на основе исторических и культурных традиций русского и других православных народов в России, православной и русской культуры.

Концепция модуля Основы православной культуры, представленного в данной программе и соответствующем учебнике, учебно-методическом комплексе, базируется на следующих принципах:

- комплексное освещение исторических, культурологических и нравственных аспектов православного христианства;

- раскрытие нравственного идеала православного христианства как традиционной религии русского и ряда других народов России, культурообразующей религии, составляющей неотъемлемую часть исторического наследия народов России, имеющей особое значение в истории России, в становлении и развитии духовности и культуры российского общества (преамбула Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях»);

- светский характер образования при изучении православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, предполагающий организационно-правовую независимость указанных учреждений от организаций Русской Православной Церкви;

- взаимодействие, сотрудничество государства и Русской Православной Церкви в процессе введения ОРКСЭ, разработки и экспертизы учебного и методического обеспечения по православной культуре;

- культурологический характер преподавания Основ православной культуры, не предусматривающий «обучения религии», приобщения учащихся к религиозной практике, обязательного участия в богослужениях, отправлении религиозного культа.

В методическом плане при создании учебника и данной программы основополагающими были следующие положения:

- ориентация учебного материала на положительные знания о православной христианской религии, культуре, традиции в форме, доступной для учащихся 4 класса начальной школы;

- раскрытие исторических, культурологических, нравственных аспектов православной христианской традиции через конкретно-исторические и личностно значимые для обучающихся примеры (например, идеал христианской нравственности представлен на примере житий конкретных святых);

- отказ от изложения и интерпретации сложных богословских и религиоведческих вопросов;

- объяснение сложных понятий и терминов преимущественно в контексте описательно-повествовательного изложения в тексте учебника, а не путём введения отдельных определений;

- исключение оценок любой другой религии, религиозной культуры, тем более обсуждения имевших в прошлом межрелигиозных противостояний и конфликтов (указано только о наличии традиционных религий в России в контексте межпредметных связей в рамках предметной области, о гражданском равноправии в Российской Федерации всех людей вне зависимости от отношения к религии и религиозной принадлежности, о веротерпимости как традиции межрелигиозных отношений в нашей стране);

Принимая во внимание перспективу расширения преподавания ОРКСЭ на начальной ступени общего образования, а также введения преподавания ОРКСЭ на ступенях основной школы (систематический курс) и средней (старшей) школы, изучение православной культуры в начальной школе носит первоначальный, пропедевтический характер (основы православной культуры). Содержание курса включает учебный материал, дающий самое общее, основное представление о вероучении, исторических и культурных традициях православного христианства, Русской Православной Церкви на уровне, доступном младшим школьникам по их возрастным особенностям и познавательным возможностям.

Изучение Основ православной культуры, как и других модулей ОРКСЭ, ориентировано на взаимодействие в образовательном процессе школы, учителя с родителями, семьями школьников, а также с представителями, специалистами, организациями Русской Православной Церкви.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Предметные результаты:

1) готовность к нравственному совершенствованию, духовному развитию на основе ценностей и традиций православной культуры;

2) знакомство с основными нормами православной христианской морали, понимание их значения для выстраивания отношений в семье, обществе;

3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

4) формирование представлений о православном христианстве как традиционной религии, о его роди в культуре, истории и современности России;

5) первоначальные представления об исторической роли православного христианства в становлении российской государственности;

6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовной традиции русского народа, других православных народов в России;

7) осознание ценности человеческой жизни, духовной жизни человека в православной христианской традиции;

Метапредметные результаты:

1) овладение способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета по Основам православной культуры; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с содержанием курса; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность наличия различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием предмета по Основам православной культуры;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами, изучаемыми на Основах православной культуры и в курсе ОРКСЭ в целом, при изучении других учебных дисциплин в начальной школе;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета по Основам православной культуры;

Личностные результаты:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление православных христианских гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах в православной христианской традиции, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств в связи с изучением основ православной культуры;

8) развитие этических чувств, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни на основе принятия ценностей и традиций православной культуры, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

 

 

 

Тема урока

 

Дата

 

Содержание урока

 

 

МТС, ИКТ

 

Прим.

1

Введение в предмет

02.09

Введение в предмет (содержание, время изучения, особенности организации образовательного процесса). Особенности изучения религиозной культуры, традиции в школе. Участие родителей, семьи. Содержание курса, учебника. Условные обозначения в учебнике. Особенности оценивания знаний по курсу. Культура, православная культура. Крещение Руси. Православное христианство — традиционная религия русского и других народов России.

 

 

2

Россия — наша Родина

09.09

Православное христианство — традиционная религия русского и других народов России. Религия, религиозная культура. Православие как «восточное христианство». Равноправие граждан России по признаку отношения к религии и религиозной принадлежности. Веротерпимость в отношениях последователей разных религий в России. Россия — наша Родина.

АРМУ

 

3

Самая главная встреча

16.09

Вера в Бога. Совесть как «голос Бога» в душе человека. Любовь как сущность Бога. Проявления Божественной любви в мироздании, в жизни человека. Православная культура как встреча человека, людей с Богом.

 

 

4

Введение в православную традицию

23.09

Божественное Откровение, способы его передачи. Священное Предание Церкви, что его составляет. Понятие традиции, православная христианская традиция. Православная христианская традиция как основа русской национальной культуры. Развитие православной традиции, культуры в истории и современности. Православные христиане как творцы православной традиции.

АРМУ

 

5

Есть только одна Книга

30.09

Священное Писание христиан — Библия. Время создания Библии, её авторы. Отношение христиан к Священному Писанию. Состав Библии, Ветхий и Новый Заветы. Значение Библии в православной культуре.

 

 

6

Бог — Творец мира

07.10

Бог — Творец Вселенной. Бог — Господь, управитель творения. Творение человека, прародители человечества Адам и Ева. Человек как образ и подобие Бога. Прародители в раю.

 

 

7

История одного предательства

14.10

Библейское предание об искушении прародителей. Грех. Грехопадение прародителей, его сущность и последствия. Первородный грех. Обетование людям о Спасителе.

 

 

8

В ожидании Спасителя

21.10

Человечество в ожидании Спасителя. Ветхозаветные предания о жизни людей до Рождества Христова. Каин и Авель. Зависть и братоубийство. Значение покаяния. Предание о Всемирном потопе. Праведный Ной. Вавилонское столпотворение. Разрушение Богом Вавилонской башни. Вавилонское строительство как образ безбожного делания, предприятия.

АРМУ

 

9

Возлюби Господа Бога твоего…

28.10

Десять заповедей. Пророк Моисей. Содержание первых четырёх заповедей об отношении людей к Богу. Первая заповедь о единобожии. Идолопоклонство. Вторая заповедь закона Моисея. Что может быть «кумиром» в жизни человека. Третья заповедь закона Моисея. Понятие благоговения. Четвертая заповедь о субботнем дне. Воскресный день в христианской традиции.

 

 

10

Возлюби ближнего твоего…

11.11

Заповеди закона Божия об отношении к людям, ближним. Пятая заповедь о почитании родителей. Шестая заповедь о запрете убийства. Седьмая заповедь о сохранении верности. Восьмая заповедь о запрете кражи. Девятая заповедь о запрете ложного свидетельства. Десятая заповедь о запрете зависти. Единство всех Десяти заповедей. Иисус Христос о смысле всех Десяти заповедей.

 

 

11

Девочка, Которая стала Храмом

18.11

Иоаким и Анна — родители Богородицы Марии. Детство Марии. Богородица Мария при Иерусалимском храме, в доме старца Иосифа. Благовещение Пресвятой Богородицы, архангел Гавриил. Праздники Рождества Пресвятой Богородицы, Благовещения Пресвятой Богородицы.

АРМУ

 

12

«В яслях спал на свежем сене

тихий крошечный Христос…»

25.11

Новый Завет Библии о Рождестве Иисуса Христа. Иосиф и Богородица в Вифлееме. Иисус — Спаситель. Христос — Мессия. Поклонение пастухов, волхвов, их дары. Праздник Рождества Христова в Церкви. Традиции празднования Рождества Христова на Руси. Святки.

 

 

13

Сын Человеческий

02.12

Бог-Троица в православной христианской традиции. Тайна Бога-Троицы, о познаваемости Бога. Иоанн Креститель, Крещение Господне. Праздник Богоявления. Иисус Христос — Богочеловек. Евангельские рассказы. Спасение Петра на водах. Значение веры в жизни христианина, отношение к суевериям. Исцеление расслабленного, значение помощи ближних в спасении человека.

АРМУ

 

14

Притчи Иисуса Христа

09.12

Притчи как литературный жанр. Притча о блудном сыне. Значение покаяния и милосердия. Притча о потерянной овце. Значение любви Бога в жизни человека. Притча о милосердном самарянине. Значение милосердия к ближним.

 

 

 

15

Как стать счастливым.

Часть 1

16.12

Нагорная проповедь Иисуса Христа.

Девять заповедей блаженств. Блаженство как состояние внутренней радости человека в единстве с Богом. Заповеди блаженств в их отношении и связи с Десятью заповедями Ветхого Завета.

Первая заповедь блаженств о духовной нищете. Грех гордыни. Смирение как христианская добродетель.

АРМУ

 

16

Как стать счастливым.

Часть 2

23.12

Вторая заповедь блаженств. Значение покаяния. Третья заповедь блаженств. Кротость как добродетель. Четвертая заповедь блаженств о желании правды. Стремление к истине, добру как христианская добродетель. Пятая заповедь блаженств. Милосердие в христианской нравственной культуре. Грех как преступное бездействие. Шестая заповедь блаженств в сердечной чистоте.

 

 

17

Как стать счастливым.

Часть 3

13.01

Седьмая заповедь блаженств о миротворцах. Восьмая заповедь блаженств, важность следования правде, отстаивания истины в жизни человека. Девятая заповедь блаженств о гонениях за правду, Христа. Заповедь Христа о совершенстве человека, цели христианской жизни.

АРМУ

 

18

Планирование учебных проектов

20.01

Определение проектных групп учащихся. Обсуждение тематики и содержания проектных работ с учащимися. Определение форм взаимодействия школьников в проектных группах и с учителем, порядка и сроков подготовки проектных работ.

 

 

19

Подвиг христианской жизни

27.01

«Золотое правило нравственности» в учении Иисуса Христа, его отличие от «негативного» варианта правила (не делай другому того, чего не хотел бы себе). Духовное усилие в жизни христиан, отказ от греха. Заповедь неосуждения в православной нравственной культуре (ненавидеть грех, а не грешника). Личная нравственная ответственность человека. Отношение христиан к земным благам, к личным врагам. Заповедь Иисуса Христа о любви.

 

 

20

Крестный путь и Воскресение

03.02

Вход Господень в Иерусалим, вербное воскресенье. Предательство Иисуса Христа одним из учеников. Страстная неделя. Тайная вечеря. Распятие Иисуса Христа. Благоразумный разбойник. Воскресение Иисуса Христа. Праздник Воскресения Христова (Пасха). Явления Иисуса Христа ученикам. Вознесение Иисуса Христа.

 

 

21

Церковь — корабль спасения

10.02

Сошествие Святого Духа на апостолов. Благодать. Праздник Троицы. Апостолы Иисуса Христа, апостольская проповедь. Празднование Троицы на Руси. Образование христианской Церкви. Церковь как единство верующих во Христе.

АРМУ

 

22

От рождения до вечности

17.02

Церковь как единство верующих во Христе, присоединение человека к Церкви. Таинства. Священнослужители в Церкви, апостольская преемственность. Таинства Крещения, Миропомазания, Исповеди, Причащения, Венчания, Елеосвящения. Христианская семья. Таинство Священства, степени священства.

 

 

23

Каждый день праздник

03.03

Церковный календарь. Святые люди, их почитание в Церкви. Жития святых, лики святых. Понятие праздника в православной культуре. Двунадесятые праздники. Пасха Христова — главный праздник Церкви. Именины. Православный праздник в русской литературе.

 

 

24

Дорога к храму

10.03

Православный храм как место общего богослужения в Церкви. Церковные колокола, виды колокольного звона. Крест в православной христианской традиции. Устройство православного храма. Алтарь, правила нахождения в алтаре. Иконостас. Царские врата.

АРМУ

 

25

Икона — окно в Божий мир

17.03

Икона (образ) как образ священного. Кто и что изображается на иконах. Особенности иконы в сравнении с художественной картиной (отсутствие перспективы, тени и др.). Символ, символические средства изображения на иконах. Нимб. Свет на иконах. Добродетели. Отношение православных христиан к иконам, почитание икон на Руси. Красный угол в христианском доме.

 

 

26

«Героем тот лишь назовётся…»

31.03

Личные усилия и помощь Божия в борьбе человека с грехом. Помощь святых. Молитва и пост как духовное оружие в борьбе с грехом. Молитва в жизни христиан. Молитвослов. Пост — обучение воздержанию.

АРМУ

 

27

Пастырь добрый

07.04

Николай Чудотворец, рассказ о нём. Почитание святого Николай Мирликийского в Церкви, особенности почитания на Руси. Память Святого Николая в церковном календаре.

 

 

28

«Не в силе Бог, а в правде!»

14.04

Святой князь Александр Невский, рассказ о нём. Роль князя Александра Невского в русской истории, защите веры и Церкви на Руси. Отношение христиан к врагам Отечества.

 

 

29

Жизнь как горящая свеча

21.04

  • Сергий Радонежский, рассказ о нём. Монахи в Церкви. Преподобные как лик святости в Церкви. Троице-Сергиева лавра. Благословение Дмитрия Донского и его воинства.

 

 

30

Любовь сильнее смерти

28.04

Мученики, исповедники как лики святых в Церкви. Гонения на Церковь, христиан в начале 20 века в России. Семья императора России Николая II, рассказ о ней. Царственные страстотерпцы, их отношение к личным врагам.

АРМУ

 

31

Заключение. Богатыри

05.05

Труд души и физический труд в православной культуре, образе жизни христиан. Отношение к труду в православной культуре. Честность в труде. Необходимость учиться труду и добру.

 

 

32-33

Подготовка творческих проектов учащихся

12.05

19.05

Консультирование и помощь педагога учащимся в подготовке итоговых творческих проектов, работ по православной культуре.

 

 

34

Представление творческих проектов учащихся

26.05

Организация и проведение в школе фестиваля духовной культуры с участием родителей школьников. Представление творческих проектных работ учащихся по изученной тематике православной культуры, обсуждение, подведение итогов обучения по курсу.

 

 

 

Всего

34