|
Документ подписан электронной подписью |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Красноармейская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена на заседании школьного методического объединения __________Е.В.Марышева Протокол № 1 от 31 августа 2022г. |
Принята на заседании педагогического совета Протокол № 2
|
Утверждена приказом директора _________Л.В. Гришина Приказ № 306 от 31 августа 2022 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОРКиСЭ
модуль «Светская этика»
для 4 класса
на 2022-2023 учебный год
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ - 35
Составила: Шамрай Инна Васильевна, учитель начальных классов |
п. Красноармейский
2022 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по ОРКиСЭ модуль «Светская этика» ориентирована на учащихся 4 класса и разработана на основе следующих документов:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования", с изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г;
- Основной образовательной программы МБОУ Красноармейской СОШ;
-Приказа Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;
- Приказа Минпросвещения России от 23 декабря 2020 г. № 766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 254»
- Рабочей программы:
1. Шемшурин А.И. «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс, учебник для общеобразовательных организаций, «Просвещение», 2019г.
Школа вправе в течение 3-х лет использовать в образовательной деятельности учебники, приобретенные до вступления в силу приказа от 28.12.2018 № 345, 20.05.2020 г. № 254, 23.12. 2020 г. № 766
По учебному плану на изучение предмета в 4 классе отводится 1 час в неделю, итого 34 часа. Согласно календарному учебному графику МБОУ Красноармейской СОШ на 2022-2023 учебный год рабочая программа рассчитана на 34 часа.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос
совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:
- ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
- педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
- системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
- ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
- единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами изучения данного курса должны быть следующие умения школьников:
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебников, нацеленные на 1-ю и 2-ю линии развития школьников.
Метапредметными результатами изучения курса должны быть перечисленные ниже универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Регулятивные УУД:
Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Средства формирования познавательных УУД – это учебный материал и задания учебников, нацеленные на 1-ю линию развития.
Коммуникативные УУД:
Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения, работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса должны быть знания и умения, перечисленные ниже.
К 1-й линии развития относятся следующие из них:
Ко 2-й линии развития относятся следующие знания и умения:
Диагностика успешности достижения этих результатов выполняется, прежде всего, в ходе проектной работы учащихся. Основной способ диагностики – рефлексивная самооценка каждого ребёнка (по знаниям и умениям каждой из линий развития) и коллективная оценка детьми друг друга под руководством учителя.
Содержание учебного предмета
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собойединый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей:«Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.
Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёхосновных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2—29), изучаемые соответственно в 4 классах, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей. Учебный модуль «Основы светской этики»
Основное содержание курса (34 часа)
Россия − наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции.
Светская этика и её значение в жизни человека. Мораль и нравственность.
Культура и мораль. Происхождение морали. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.
Особенности морали. Правила морали. Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе.
Добро и зло. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.
Как менялись представления о добре и зле в ходе истории.
Добродетель и порок. Кто такой добродетельный человек.
Как понимал добродетель древнегреческий философ Аристотель. Какое чувство важно сохранять при стремлении к добродетели.
Что такое свобода. Как связана свобода с моральным выбором.
В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек.
Что такое ответственность. При каких условиях возможно ответственное поведение.
Что такое моральный долг. В чем особенности морального долга. Какие моральные обязанности есть у человека.
Что такое справедливость. По каким признакам можно судить о справедливости. Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым.
Что такое альтруизм. Что такое эгоизм. Что значит быть «разумным эгоистом».
Какие отношения существуют между людьми. Что такое дружба. Чем дружеские отношения отличаются от других отношений.
Как светская этика отвечает на вопрос «Что значит быть моральным?»
Подготовка и защита творческих работ и проектов. Методика создания морального кодекса в школе. Образование как нравственная норма.
Род и семья – исток нравственных отношений. Что такое род, семья. Как возникли некоторые фамилии. Что такое родословная.
Что такое поступок в этике. Что такое нравственный поступок. Какие признаки имеет нравственный поступок. Что значит быть нравственным в наше время?
Почему появилось золотое правило нравственности. Как формулируется золотое правило нравственности. Как применять золотое правило нравственности в жизни.
Что такое стыд. Что такое чувство вины. Когда принято извиняться. Методы нравственного самосовершенствования.
Что такое честь. Что такое достоинство.
Что такое совесть.
Чем различаются понятия «Стыд» и «совесть».
Нравственные идеалы. Смелые и сильные защитники Отечества – богатыри. Правила честного поединка.
Кто такие рыцари, джентльмены и леди. Какими качествами должен обладать истинный рыцарь и джентльмен. Что значит быть настоящей леди.
Образцы нравственности в культурах разных народов. Образцы нравственного поведения в культуре России. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства.
Наши знаменитые земляки – труженики, патриоты, воины, коллективисты.
Что такое этикет. Одежда и этикет. Значение речи для этикета. Какие правила этикета должен знать каждый.
Праздники как одна из форм исторической памяти. Когда и как появились праздники. Какое значение имеют праздники. Что такое подарок и как его выбирать.
Жизнь человека – высшая нравственная ценность.
Любовь и уважение к Отечеству. Государство и мораль гражданина. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Тематическое планирование по ОРКиСЭ, 4 класс
№ |
Тема |
Часы |
|
Этика общения |
6ч |
|
Этикет |
4ч |
|
Этика человеческих отношений |
4ч |
|
Этика отношений в коллективе |
4ч |
|
Простые нравственные истины |
4ч |
|
Душа обязана трудиться |
4ч |
|
Посеешь поступок – пожнёшь характер |
4ч |
|
Судьба и Родина едины |
4ч |
|
Всего |
34ч |
Календарно - тематическое планирование поОРК и СЭ, 4 класс
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Формы текущего контроля |
Дата |
Виды учебной деятельности |
Материально-техническое сопровождение ИКТ |
Примечание |
1 |
Этика общения(6ч) Россия - наша Родина |
Беседа |
02.09. |
Формирование чувства гордости за свою Родину, общие представление об отечественной религиозно-культурной традиции (многонациональная, многоконфециальная) РОССИИ; развитие этических чувств и норм |
Интерактивная доска |
|
2 |
Этика – наука о нравственной жизни человека. |
Творческие задания |
09.09. |
Знакомство с общественными нормами нравственности и морали |
|
|
3 |
Добрым жить на свете веселей. |
Практическая работа. |
16.09. |
Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. |
|
|
4 |
Правила общения для всех. |
Ролевая игра |
23.09. |
Установка взаимосвязи между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственные формы поведения, сопоставление их с нормами разных культурных традиций |
Интерактивная доска |
|
5 |
От добрых правил – добрые слова и поступки. |
Урок игра, творч.работа |
30.09. |
Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. Добро и зло как основные этические понятия |
|
|
6 |
Каждый интересен. |
Урок праздник |
07.10. |
Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей |
Интерактивная доска |
|
7 |
Этикет(4ч) Премудрости этикета. |
Самостоятельная работа с источником информации. |
14.10. |
Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей |
|
|
8 |
Красота этикета. |
Творческ.работа |
21.10. |
Установка взаимосвязи между культурой и поведением людей. |
|
|
9 |
Простые школьные и домашние правила этикета. |
Практ.работа |
28.10. |
Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей |
Интерактивная доска |
|
10 |
Чистый ручеёк нашей речи. |
Устный рассказ на тему. |
11.11. |
Воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России. Овладение логическими действиями анализа готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения |
|
|
11 |
Этика человеческих отношений(4ч) В развитие добрых чувств – творение души. |
Творчес.работа |
18.11. |
Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.) Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения. Обучение толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России. |
Интерактивная доска |
|
12 |
Природа – волшебные двери к добру и доверию. Проект. |
Защита проектов |
25.11. |
Интерактивная доска |
|
|
13 |
Чувство Родины. |
презентация |
02.12 |
|
|
|
14 |
Жизнь протекает среди людей. |
Творчес.работа |
09.12 |
Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей |
|
|
15 |
Этика отношений в коллективе(4ч) Чтобы быть коллективом. |
Устный творческий рассказ на тему, |
16.12 |
Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей |
|
|
16 |
Коллектив начинается с меня. |
диспут |
23.12. |
Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей |
Интерактивная доска |
|
17 |
Мой класс – мои друзья. |
Творческая работа |
13.01. |
Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей |
|
|
18 |
Ежели душевны вы и к этике не глухи. |
викторина |
20.01 |
Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей |
Интерактивная доска |
|
19 |
Простые нравственные истины(4ч) Жизнь священна. |
Самостоятельная работа с источником информации. |
27.01. |
Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.) |
Интерактивная доска |
|
20 |
Человек рождён для добра. |
Творческая работа |
03.02. |
Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.) |
Интерактивная доска |
|
21 |
Милосердие – закон жизни. |
Беседа. |
10.02 |
Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей |
|
|
22 |
Жить во благо себе и другим. Проект. |
Защита проектов |
17.02. |
Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей |
Интерактивная доска |
|
23 |
Душа обязана трудиться (4ч) Следовать нравственной установке. |
Устный рассказ на тему. |
03.03 |
Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. |
Интерактивная доска |
|
24 |
Достойно жить среди людей. |
Практическая работа |
10.03 |
Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. |
|
|
25 |
Уметь понять и простить. |
Творческая работа |
17.03 |
Анализ моральных и этических требований, предъявляемых к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе и религиозных традициях. |
Интерактивная доска |
|
26 |
Простая этика поступков. |
Беседа. |
31.03. |
Анализ моральных и этических требований, предъявляемых к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе и религиозных традициях. Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей |
|
|
27 |
Посеешь поступок – пожнёшь характер(4ч) Общение и источники преодоления обид. |
Беседа. |
07.04 |
|
|
|
28 |
Ростки нравственного опыта поведения. |
Устный творческий рассказ на тему |
14.04. |
Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей |
|
|
29 |
Доброте сопутствует терпение. |
Практическая работа |
21.04. |
Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей |
Интерактивная доска |
|
30 |
Действия с приставкой «СО». |
Творческая работа |
28.04. |
Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей |
|
|
31 |
Судьба и Родина едины(4ч) С чего начинается Родина. |
презентация |
05.05. |
Знакомство с ценностями: Отечество, долг и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России. Анализ важности соблюдения человеком нравственных и моральных норм. Подведение итогов. Презентация творческих работ. Участие в диспутах, обучение слушать собеседника и излагать своё мнение
|
Мобильный класс |
|
32 |
В тебе рождается патриот и гражданин. |
викторина |
12.05 |
|
|
|
33 34 |
Человек – чело века. Слово, обращённое к тебе.
|
Диспут Презентация творческих работ |
19.05. 26.05 |
|
|
|
|
Всего |
34ч |
|
|
|
|