ЭП

Документ подписан электронной подписью
18.07.2022 17:54, Гришина Людмила Владимировна, Директор школы
Ключ электроннй подписи

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КРАСНОАРМЕЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

 

 

 

РАССМОТРЕНА
методическим объединением учителей общественных и естественных наук
Руководитель ШМО
______________ Т.Е. Петренко
Протокол №6
от " 29 " июня 2022 г.

ПРИНЯТА
на заседании педагогического совета

Протокол №16
от "30" июня 2022 г.

УТВЕРЖДЕНА
в составе содержательного раздела ООП соответствующего уровня общего образования приказом директора школы
Приказ № 256
от "30" июня 2022 г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«ОДНКНР»

для 5 класса

на 2022-2023 учебный год (базовый)

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: Утоплова Марина Александровна

учитель истории, обществознания

 

 

 

 

 

 

п. Красноармейский, 2022г

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее — ОДНКНР) основного общего образования для обучающихся 5–х классов МБОУ Красноармейской СОШ разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

- Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, (приказ Минпросвещения от 31.05.2021 № 287) (далее, ФГОС ООО);

-Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Красноармейской СОШ, утвержденной приказом МБОУ Красноармейской СОШ от 30 июня №256

-Примерной рабочей программой по предмету «ОДНКНР», одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол 3/21 от 27.09.2021 г.);

-Учебным планом основного общего образования МБОУ Красноармейской СОШ;

- Положением о рабочих программах по учебным предметам, учебным курсам (том числе внеурочной деятельности) и учебным модулям по обновленным ФГОС ООО;

- Рабочей программой воспитания МБОУ Красноармейской СОШ;

- Федеральным перечнем учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. N 254).

Рабочая программа учебного предмета «ОДНКНР» для обучающихся на уровне основного общего образования ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в рабочей программе воспитания МБОУ Красноармейской СОШ.

 

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОДНКНР»

Целями изучения учебного курса являются:

  • формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур;
  • создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации;
  • формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений;
  • идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного, исторического и цивилизационного развития страны.

 

ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОДНКНР»

Содержание ключевых задач отражает направления формирования качеств личности и в совокупности определяет результат общего образования.

  • овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для формирования гражданской идентичности обучающегося;
  • приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как основополагающих элементах духовной культуры современного общества;
  • развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству;
  • становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной культурной идентичности;
  • формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства,

музыки;

  • обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;
  • воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному наследию народов России;
  • содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
  • формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской идентичности для процветания общества в целом.

Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:

  • расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении основ религиозной культуры и светской этики, окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной школы;
  • углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов России, их роли в развитии современного общества;
  • формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных, этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед обществом и государством;
  • воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего народа и других народов России, толерантному отношению к людям другой культуры, умению принимать и ценить ценности других культур, находить в них общее и особенное, черты, способствующие взаимному обогащению культур;
  • пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности к сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих культурных стратегий и идеалов;
  • осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей, проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов над потребительскими и эгоистическими;
  • раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества, объединяющих светскость и духовность;
  • формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию общества в целом;
  • получению научных представлений о культуре и её функциях, особенностях взаимодействия с социальными институтами, а, следовательно, способности их применять в анализе и изучении социально-культурных явлений в истории и культуре России и современном обществе, давать нравственные оценки поступков и событий на основе осознания главенствующей роли духовно-нравственных ценностей в социальных и культурно-исторических процессах;
  • развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе, использовании и структурировании информации, а также возможностей для активной самостоятельной познавательной деятельности.

 

ОСНОВНЫЕ ЛИНИИИ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, а также учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на ступени основного общего образования, необходимость формирования межпредметных связей. Также в программе учитывается, что данная дисциплина носит культурологический и воспитательный характер, что позволяет утверждать, что именно духовно-нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей — важнейший результат обучения ОДНКНР.

Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой части культурного и исторического наследия народов России — один из ключевых национальных приоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и развитию российского общества, формированию гражданской идентичности у подрастающих поколений.

Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, пункт 91), к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Именно традиционные российские духовно-нравственные ценности объединяют Россию как многонациональное и многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о гражданской идентичности как ключевом ориентире духовно-нравственного развития обучающихся.

Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны, который

формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов российского общества,

культурно-исторических традиций всех народов России, духовно-нравственных ценностей, присущих ей на протяжении всей её истории.

В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность систематизировать, расширять и углублять полученные в рамках общественно-научных дисциплин знания и представления о структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем родной страны, находить в истории российского общества существенные связи с традиционной духовно-нравственной культурой России, определять свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной общности, гражданина страны с опорой на традиционные духовно-нравственные ценности.

Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаётся в соответствии с

принципами культурологичности и культуросообразности, научности содержания и подхода к отбору информации, соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии.

В процессе изучения курса обучающиеся получают представление о существенных взаимосвязях между материальной и духовной культурой, обусловленности культурных реалий современного общества его духовно-нравственным обликом. Изучаются основные компоненты культуры, её специфические инструменты самопрезентации, исторические и современные особенности духовно-нравственного развития народов России.

Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание

себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти.

Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как многонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех законами, общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) на микроуровне (собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций, этнической и религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как личность).

Принцип культурологичности в преподавании означает важность культурологического, а не конфессионального подхода, отсутствие культурной, этнической, религиозной ангажированности в содержании предмета и его смысловых акцентах.

Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной дисциплины означает важность терминологического единства, необходимость освоения основных научных подходов к рассмотрению культуры и усвоению научной терминологии для понимания культурообразующих элементов и формирования познавательного интереса к этнокультурным и религиозным феноменам.

Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает отбор тем и содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего развития для 5—6 классов, когнитивным способностям и социальным потребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и общественно-научных учебных предметов.

Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской идентичности, обучающихся в процессе изучения курса предметной области ОДНКНР включает осознание важности наднационального и надконфессионального гражданского единства народов России как основополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный принцип должен быть реализован через поиск объединяющих черт в духовно-нравственной жизни народов России, их культуре, религии и историческом развитии.

 

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОДНКНР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Рабочая программа учебного предмета «ОДНКНР» (базовый уровень) рассчитана на 34 учебных часа за 1 год обучения. Учебный план на изучение ОДНКНР в 5 классе отводит 1 учебный час в неделю, всего 34 при 34 учебных неделях.
 

Для реализации программы используются учебные пособия и УМК для учителя и обучающихся:
Для учителя:

  • Учебник Студеникина М.Т.« Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ М.Т. Студеникин. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2018. – 157 с. (ФГОС).
  • Книга для учителя М.Т. Студеникин, В.Добролюбова 2018г. Изд. Русское слово;

Для обучающихся:

  • Учебник Студеникина М.Т.« Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ М.Т. Студеникин. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2018. – 157 с. (ФГОС).

Наряду с УМК в учебном процессе необходимо использовать дополнительную методическую и научную литературу, электронные материалы.

Для организации работы с разными источниками информации желательно (по возможности) иметь в классе:

  • научно-популярные, художественные книги, сборники фольклора народов России для чтения (в соответствии с изучаемым материалом), энциклопедии, справочники, словари, художественные альбомы и др.;
  • священные книги и символы традиционных религий России (для показа);
  • государственные символы РФ (флаг, герб, звукозапись гимна);
  • настенные карты (России, родного края);
  • репродукции картин художников, отражающие материал курса.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

5 КЛАСС (34 ч)

Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»

Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?

Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер морали и нравственности. Русский язык и единое культурное пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуре народов России.

Тема 2. Наш дом — Россия.

Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации. Россия как общий дом. Дружба народов.

Тема 3. Язык и история.

Что такое язык? Как в языке народа отражается его история?

Язык как инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь.

Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей.

Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения. Важность общего языка для всех народов России. Возможности, которые даёт русский язык.

Тема 5. Истоки родной культуры.

Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие культур и его причины. Единство культурного пространства России.

Тема 6. Материальная культура.

Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь между материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества.

Тема 7. Духовная культура.

Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность. Мораль, нравственность, ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная культура как реализация ценностей.

Тема 8. Культура и религия.

Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека. Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России.

Тема 9. Культура и образование.

Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний. Образование как ключ к социализации и духовно-нравственному развитию человека.

Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие).

Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре народов России.

 

Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»

Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей.

Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека.

Тема 12. Родина начинается с семьи.

История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество?

Тема 13. Традиции семейного воспитания в России.

Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как трансляция ценностей.

Тема 14. Образ семьи в культуре народов России.

Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т. д.) о семье и семейных обязанностях. Семья в литературе и произведениях разных видов искусства.

Тема 15. Труд в истории семьи.

Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда. Роль нравственных норм в благополучии семьи.

Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие).

Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др.). Семейное древо. Семейные традиции.

 

Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»

Тема 17. Личность — общество — культура.

Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества. Связь между обществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей.

Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры. Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы культур. Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности, как реализации.

Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности.

Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким.

 

Тематический блок 4. «Культурное единство России»

Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность.

Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа, государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации. Преемственность поколений.

Тема 21. Литература как язык культуры.

Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману. Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность.

Тема 22. Взаимовлияние культур.

Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен ценностными установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ формирования общих духовно-нравственных ценностей.

Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа.

Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья,

Созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

Тема 24. Регионы России: культурное многообразие.

Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален. Малая Родина — часть общего Отечества.

Тема 25. Праздники в культуре народов России.

Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России. Народные праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных идеалов. Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России. Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные. Культура как память. Музеи. Храмы.

Дворцы. Исторические здания как свидетели истории. Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России.

Тема 27. Музыкальная культура народов России.

Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма

Выражения эмоциональных связей между людьми. Народ ные инструменты. История народа в его музыке и инструментах.

Тема 28. Изобразительное искусство народов России.

Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика. Выдающиеся художники разных народов России.

Тема 29. Фольклор и литература народов России.

Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности. Национальная литература. Богатство культуры народа

в его литературе.

Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие).

Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием разнообразного зрительного ряда и других источников.

Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие).

География культур России. Россия как культурная карта.

Описание регионов в соответствии с их особенностями.

Тема 32. Единство страны — залог будущего России.

Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций, единые духовно-нравственные ценности народов России.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Изучение ОДНКНР в 5 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

 

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы.

Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности.

Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к

целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.

1. Патриотическое воспитание

Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской государственности.

2. Гражданское воспитание

Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание

веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.

3. Ценности познавательной деятельности

Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному

самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.

4. Духовно-нравственное воспитание

Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении.

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории.

1. Познавательные универсальные учебные действия Познавательные универсальные учебные действия включают:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,

классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД);

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаково- символические / моделирование);
  • смысловое чтение;
  • развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

2. Коммуникативные универсальные учебные действия Коммуникативные универсальные учебные действия включают:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество);
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей

деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация);

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность).

3. Регулятивные универсальные учебные действия Регулятивные универсальные учебные действия включают:

  • умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей

познавательной деятельности (целеполагание);

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование);
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция);
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения (оценка);
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности.

 

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов.

5 КЛАСС

Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»

Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?

  • Знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», понимать важность изучения культуры и гражданствообразующих религий для формирования личности гражданина России;
  • иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях «мораль и нравственность», «семья», «традиционные ценности», об угрозах духовно-нравственному единству страны;
  • понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовно-нравственным развитием личности и социальным поведением.

Тема 2. Наш дом — Россия

  • Иметь представление об историческом пути формирования многонационального состава населения Российской Федерации, его мирном характере и причинах его формирования;
  • знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия народов Российской Федерации, причинах культурных различий;
  • понимать необходимость межнационального и межрелигиозного сотрудничества и взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы между народами и нациями, обосновывать их необходимость

Тема 3. Язык и история

  • Знать и понимать, что такое язык, каковы важность его изучения и влияние на миропонимание личности;
  • иметь базовые представления о формировании языка как носителя духовно-нравственных смыслов культуры;
  • понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе в организации межкультурного диалога и взаимодействия;
  • обосновывать своё понимание необходимости нравственной чистоты языка, важности лингвистической гигиены, речевого этикета.

Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей

  • Иметь базовые представления о происхождении и развитии русского языка, его взаимосвязи с языками других народов России;
  • знать и уметь обосновать важность русского языка как культурообразующего языка народов России, важность его для существования государства и общества;
  • понимать, что русский язык — не только важнейший элемент национальной культуры, но и историко-культурное наследие, достояние российского государства, уметь приводить примеры;
  • иметь представление о нравственных категориях русского языка и их происхождении.

Тема 5. Истоки родной культуры

  • Иметь сформированное представление о понятие «культура»;
  • уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины.

Тема 6. Материальная культура

  • Иметь представление об артефактах культуры;
  • иметь базовое представление о традиционных укладах хозяйства: земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве;
  • понимать взаимосвязь между хозяйственным укладом и проявлениями духовной культуры;
  • понимать и объяснять зависимость основных культурных укладов народов России от географии их массового расселения, природных условий и взаимодействия с другими этносами.

Тема 7. Духовная культура

  • Иметь представление о таких культурных концептах как «искусство», «наука», «религия»;
  • знать и давать определения терминам «мораль», «нравственность», «духовные ценности», «духовность» на доступном для обучающихся уровне осмысления;
  • понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с формами их репрезентации в культуре;
  • осознавать значение культурных символов, нравственный и духовный смысл культурных артефактов;

— знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с культурными явлениями, с которыми они связаны.

Тема 8. Культура и религия

  • Иметь представление о понятии «религия», уметь пояснить её роль в жизни общества и основные социально-культурные функции;
  • осознавать связь религии и морали;
  • понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов России;
  • уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и их картины мира.

Тема 9. Культура и образование

  • Характеризовать термин «образование» и уметь обосновать его важность для личности и общества;
  • иметь представление об основных ступенях образования в России и их необходимости;
  • понимать взаимосвязь культуры и образованности человека;
  • приводить примеры взаимосвязи между знанием, образованием и личностным и профессиональным ростом человека;

Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие)

  • Иметь сформированные представления о закономерностях развития культуры и истории народов, их культурных особенностях;
  • выделять общее и единичное в культуре на основе предметных знаний о культуре своего народа;
  • предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями на основе местной культурно-исторической специфики;
  • обосновывать важность сохранения культурного многообразия как источника духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности современного общества.

Тематический блок 2.

«Семья и духовно-нравственные ценности»

Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей

  • Знать и понимать смысл термина «семья»;
  • иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного быта и отношений в семье;
  • осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с культурными особенностями своего времени;
  • уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с культурно-историческими условиями её существования;
  • понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая семья», «семейное счастье»; — осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя традиций и её воспитательную

роль;

  • понимать смысл терминов «сиротство», «социальное сиротство», обосновывать нравственную важность заботы о сиротах, знать о формах помощи сиротам со стороны государства.

Тема 12. Родина начинается с семьи

  • Знать и уметь объяснить понятие «Родина»;
  • осознавать взаимосвязь и различия между концептами «Отечество» и «Родина»;— понимать, что такое история семьи, каковы формы её выражения и сохранения;— обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и истории народа, государства, человечества.

Тема 13. Традиции семейного воспитания в России

  • Иметь представление о семейных традициях и обосновывать их важность как ключевых элементах семейных отношений;
  • знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры собственного этноса;— уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и народов России, собственной семьи;
  • осознавать роль семейных традиций в культуре общества, трансляции ценностей, духовно-нравственных идеалов.

Тема 14. Образ семьи в культуре народов России

  • Знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о семье, семейных обязанностях;
  • уметь обосновывать своё понимание семейных ценностей, выраженных в фольклорных сюжетах;
  • знать и понимать морально-нравственное значение семьи в литературных произведениях, иметь представление о ключевых сюжетах с участием семьи в произведениях художественной культуры;
  • понимать и обосновывать важность семейных ценностей с использованием различного иллюстративного материала.

Тема 15.Труд в истории семьи

  • Знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд;
  • понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального института, характеризовать роль домашнего труда и распределение экономических функций в семье;
  • осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социально-экономической структурой общества в форме большой и малой семей;
  • характеризовать распределение семейного труда и осознавать его важность для укрепления целостности семьи.

Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие)

  • Иметь сформированные представления о закономерностях развития семьи в культуре и

истории народов России, уметь обосновывать данные закономерности на региональных материалах и примерах из жизни собственной семьи;

  • выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и культуре различных народов на основе предметных знаний о культуре своего народа;
  • предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями семьи;
  • обосновывать важность семьи и семейных традиций для трансляции духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности как фактора культурной преемственности.

Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»

Тема 17. Личность — общество — культура

  • Знать и понимать значение термина «человек» в контексте духовно-нравственной культуры;
  • уметь обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность чело- века и общества, человека и культуры;
  • понимать и объяснять различия между обоснованием термина «личность» в быту, в контексте культуры и творчества;
  • знать, что такое гуманизм, иметь представление о его источниках в культуре.

Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры

  • Знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и понимать границы их применимости;
  • осознавать и доказывать важность морально- нравственных ограничений в творчестве; — обосновывать важность творчества как реализацию духовно-нравственных ценностей человека;
  • доказывать детерминированность творчества культурой своего этноса;
  • знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества.

Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности

  • Знать и уметь объяснить значение и роль морали и нравственности в жизни человека; — обосновывать происхождение духовных ценностей, понимание идеалов добра и зла; — понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как «взаимопомощь», «сострадание», «милосердие», «любовь», «дружба», «коллективизм», «патриотизм», «любовь к близким».

Тематический блок 4. «Культурное единство России»

Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность

  • Понимать и уметь объяснять суть термина «история», знать основные исторические периоды и уметь выделять их сущностные черты; 66 иметь представление о значении и функциях изучения истории;
  • осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового исторического процесса. Знать о существовании связи между историческими событиями и культурой. Обосновывать важность изучения истории как духовно- нравственного долга

гражданина и патриота.

Тема 21. Литература как язык культуры

  • Знать и понимать отличия литературы от других видов художественного творчества;
  • рассказывать об особенностях литературного повествования, выделять простые выразительные средства литературного языка;
  • обосновывать и доказывать важность литературы как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;
  • находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла в литературных произведениях.

Тема 22. Взаимовлияние культур

  • Иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур», «культурный обмен» как формах распространения и обогащения духовно-нравственных идеалов общества;
  • понимать и обосновывать важность сохранения культурного наследия;
  • знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры межкультурной коммуникации как способа формирования общих духовно-нравственных ценностей.

Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа

  • Знать и уметь объяснить суть и значение следующих духовно-нравственных ценностей: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России с опорой на культурные и исторические особенности российского народа:
  • осознавать духовно-нравственные ценности в качестве базовых общегражданских ценностей российского общества и уметь доказывать это.

Тема 24. Регионы России: культурное многообразие

  • Понимать принципы федеративного устройства России и концепт «полиэтничность»; называть основные этносы Российской Федерации и регионы,
  • уметь объяснить значение словосочетаний «многонациональный народ Российской Федерации», «государствообразующий народ», «титульный этнос»;
  • понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации;
  • демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия в России;
  • уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины

Тема 25. Праздники в культуре народов России

  • Иметь представление о природе праздников и обосновывать их важность как элементов культуры;
  • устанавливать взаимосвязь праздников и культурного уклада;
  • различать основные типы праздников;
  • уметь рассказывать о праздничных традициях народов России и собственной семьи;
  • анализировать связь праздников и истории, культуры народов России;
  • понимать основной смысл семейных праздников:
  • определять нравственный смысл праздников народов России;
  • осознавать значение праздников как элементов культурной памяти народов России, как воплощение духовно-нравственных идеалов.

Тема 26. Памятники архитектуры народов России

  • Знать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать основные типы памятников архитектуры и проследить связь между их структурой и особенностями культуры и этапами исторического развития;
  • понимать взаимосвязь между типом жилищ и типом хозяйственной деятельности;
  • осознавать и уметь охарактеризовать связь между уровнем научно-технического развития и типами жилищ;
  • осознавать и уметь объяснять взаимосвязь между особенностями архитектуры и духовно-нравственными ценностями народов России; 66 устанавливать связь между историей памятника и историей края, характеризовать памятники истории и культуры;
  • иметь представление о нравственном и научном смысле краеведческой работы.

Тема 27. Музыкальная культура народов России

  • Знать и понимать отличия музыки от других видов художественного творчества, рассказывать об особенностях музыкального повествования, выделять простые выразительные средства музыкального языка;
  • обосновывать и доказывать важность музыки как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;
  • находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла музыкальных произведений;
  • знать основные темы музыкального творчества народов России, народные инструменты

Тема 28. Изобразительное искусство народов России

  • Знать и понимать отличия изобразительного искусства от других видов художественного творчества, рассказывать об особенностях и выразительных средствах изобразительного

искусства;

  • уметь объяснить, что такое скульптура, живопись, графика, фольклорные орнаменты;
  • обосновывать и доказывать важность изобразительного искусства как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;
  • находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла изобразительного искусства;
  • знать основные темы изобразительного искусства народов России.

Тема 29. Фольклор и литература народов России

  • Знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, обосновывать важность и нужность этих языковых выразительных средств;
  • понимать и объяснять, что такое эпос, миф, сказка, былина, песня;
  • воспринимать и объяснять на примерах важность понимания фольклора как отражения истории народа и его ценностей, морали и нравственности;
  • знать, что такое национальная литература и каковы её выразительные средства;
  • оценивать морально-нравственный потенциал национальной литературы.

Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом

  • Знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и природными условиями проживания народа на примерах из истории и культуры своего региона;
  • уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития культурных, духовно-нравственных, семейных и этнических традиций, многообразия культур;
  • уметь оценивать и устанавливать границы и приоритеты взаимодействия между людьми разной этнической, религиозной и гражданской идентичности на доступном для шестиклассников уровне (с учётом их возрастных особенностей);
  • понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким

через бытовые традиции народов своего края.

Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие)

  • Знать и уметь объяснить отличия культурной географии от физической и политической географии;
  • понимать, что такое культурная карта народов России;
  • описывать отдельные области культурной карты в соответствии с их особенностями.

Тема 32. Единство страны — залог будущего России

  • Знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в культуре народов России для обоснования её территориального, политического и экономического единства;
  • понимать и доказывать важность и преимущества этого единства перед требованиями национального самоопределения отдельных этносов.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тематическое планирование по истории для 5-го класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся основного общего образования:

  • Воспитание граждан, уважающих права и свободу личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;
  • Воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей, стремления жить в дружбе и согласии, уважать обычаи и традиции разных народов, знакомиться с их культурой проявлять солидарность с теми, кто оказался в беде;
  • Воспитание таких качеств, как мужество, смелость, честность, честь и достоинство, сострадание, милосердие, доброту, отзывчивость;
  • Формирование у детей и молодежи ценностного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры и межэтнических отношений;
  • Разностороннее и современное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализации личности.

 

 

 

Тема раздела/модуля (кол-во часов)

Основное содержание

(Темы уроков)

Ссылки на ЦОР

Основные виды деятельности обучающихся

Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом» (10 ч)

Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»? (1ч)

Формирование и закрепление гражданского единства.

Родина и Отечество. Традиционные ценности и ролевые

модели. Традиционная семья. Всеобщий характер морали и нравственности. Русский язык и единое культурное пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуре народов России (1ч)

https://resh.edu.ru/special-course/1/1

 

Формировать представление об особенностях курса ««Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Слушать и понимать объяснения учителя по теме урока. Вести самостоятельную работу с

Учебником.

Наш дом — Россия (1ч)

Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации. Россия как общий дом. Дружба народов (1ч)

https://resh.edu.ru/special-course/1/2

 

Слушать и понимать объяснения учителя по теме урока. Формировать представление о необходимости и важности межнационального и межрелигиозного сотрудничества, взаимодействия.

Язык и история (1ч)

 

Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь (1ч)

https://resh.edu.ru/special-course/1/3

 

Формировать представления о языке как носителе духовно-нравственных смыслов культуры. Понимать особенности коммуникативной роли языка. Слушать и анализировать выступления одноклассников, отбирать и сравнивать учебный материал по нескольким источникам.

Русский язык — язык общения и язык возможностей (1ч)

Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения. Важность общего языка для всех народов России. Возможности, которые даёт русский язык. (1ч)

https://resh.edu.ru/special-course/1/5

 

Формировать представление о русском языке как языке межнационального общения.

Слушать объяснения учителя, стараясь выделить главное.

Объяснять наблюдаемые в практике изучения языка явления.

Истоки родной культуры (1ч)

Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие культур и его причины. Единство культурного пространства России (1ч)

https://resh.edu.ru/special-course/1/27

 

Формировать представление о том, что такое культура, об общих чертах в культуре разных народов.

Слушать и понимать объяснения учителя по теме урока.

Выполнять задания на понимание и разграничение понятий по теме

Материальная культура (1ч)

Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь между материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества (1ч)

https://resh.edu.ru/special-course/1/27

 

Формировать представление о традиционных укладах жизни разных народов.

Слушать и анализировать выступления одноклассников.

Работать с учебником, анализировать проблемные ситуации.

Духовная культура (1ч)

Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность. Мораль, нравственность, ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная культура как реализация ценностей (1ч)

https://resh.edu.ru/special-course/1/28

 

Формировать представление о духовной культуре разных народов.

Понимать взаимосвязь между проявлениями материальной и духовной культуры.

Выполнять задания на понимание и разграничение понятий по теме.

Учиться работать с текстом и зрительным рядом учебника.

Культура и религия (1ч)

Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека. Государствообразующие религии Рос сии. Единство ценностей в религиях России (1ч)

https://resh.edu.ru/special-course/1/29

 

Формировать представление о понятии «религия», понимать и уметь объяснять, в чём заключается связь культуры и религии.

Слушать объяснения учителя, работать с научно-популярной литературой по теме

Культура и образование (1ч)

Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний. Образование как ключ к социализации и духовно-нравственному развитию человека. (1ч)

https://resh.edu.ru/special-course/1/30

 

Понимать смысл понятия «образование», уметь объяснять важность и необходимость образования для общества. Слушать объяснения учителя, отбирать и сравнивать учебные материалы по теме.

Многообразие культур России (практическое занятие) (1ч)

Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре народов России. (1ч)

https://resh.edu.ru/special-course/1/31

 

Отбирать материал по нескольким источникам, готовить доклады, работать с научно-популярной литературой.

Итого по разделу 10 часов

Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности» (6ч)

Семья — хранитель духовных ценностей (1ч)

Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь сиротам как духовно- нравственный долг человека. (1ч)

https://resh.edu.ru/special-course/1/32

 

Понимать, что такое семья, формировать представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного уклада у разных народов. Понимать значение термина «поколение».

Слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи.

Родина начинается с семьи (1ч)

История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество? (1ч)

https://resh.edu.ru/special-course/1/33

 

Понимать и объяснять, как и почему история каждой семьи тесно связана с историей страны, народа.

Традиции семейного воспитания в России (1ч)

Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как трансляция ценностей (1ч)

https://resh.edu.ru/special-course/1/34

 

Слушать объяснения учителя, разграничивать понятия по теме, систематизировать учебный материал

Образ семьи в культуре н родов России (1ч)

Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т.д.) о семье и семейных обязанностях. Семья в литературе и произведениях разных видов искусства (1ч)

https://resh.edu.ru/special-course/1/35

 

Понимать и объяснять, что такое традиция, уметь рассказывать о традициях своей семьи, семейных традициях своего народа и других народов России. Работать с научно-популярной литературой, просматривать и анализировать учебные фильмы, систематизировать учебный материал.

Труд в истории семьи (1ч)

Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда. Роль нравственных норм в благополучии семьи (1ч)

https://resh.edu.ru/special-course/1/36

 

Понимать, что такое «семейный труд», сознавать и характеризовать важного общего семейного труда для укрепления целостности семьи.

Слушать объяснения учителя, самостоятельно работать с учебником

Семья в современном мире

(практическое занятие) (1ч)

Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др.). Семейное древо. Семейные традиции (1ч)

https://resh.edu.ru/special-course/1/37

 

Понимать, почему важно изучать и хранить историю своей семьи, передавать её следующим поколениям.

Готовить доклад, сообщение; создавать семейное древо; отбирать и сравнивать материал из нескольких источников.

Итого по разделу 6 часов

Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»(3ч)

Личность — общество — культура (1ч)

Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества. Связь между обществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей (1ч)

https://resh.edu.ru/special-course/1/38

 

Знать, что такое гуманизм, пони- мать, что делает человека человеком и какие проявления людей можно на- звать гуманными .

Работать с научно-популярной литературой, уметь разграничивать понятия, осваивать смысловое чтение (решать текстовые задачи).

Духовный мир человека. Человек — творец культуры (1ч)

Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре.

Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы культур. Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности, как реализации. (1ч)

https://resh.edu.ru/special-course/1/39

 

Понимать и объяснять значение слова «человек» в контексте духовно - нравственной культуры.

Слушать объяснения учителя, работать с учебником, уметь понимать и разграничивать основные понятия по теме.

Личность и духовно-нравственные ценности (1ч)

Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким. (1ч)

https://resh.edu.ru/special-course/1/40

 

Понимать и объяснять, что такое мораль и нравственность, любовь к близким.

Показывать на примерах важность таких ценностей как взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба и др.

Разграничивать и определять основные понятия, решать текстовые задачи, работать с учебником.

Тематический блок 4. «Культурное единство России» (15ч)

Историческая память как духовно-нравственная ценность (2ч)

Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа, государства, человечества. (1ч)

 

 

Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации. Преемственность поколений (1ч)

https://resh.edu.ru/special-course/1/41

 

Объяснять смысл термина «история», понимать важность изучения истории.

Понимать и объяснять, что такое историческая память, как история каждой семьи связана с историей страны.

 

 

Работать с учебником, выделять и определять основные понятия, слушать и анализировать выступления одноклассников.

Литература как язык культуры (1ч)

Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману. Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность. (1ч)

https://resh.edu.ru/special-course/1/42

 

Понимать особенности литературы, её отличия от других видов художественного творчества.

Объяснять средства выражения духовного мира человека, его морали и нравственности в произведениях литературы.

Слушать объяснения учителя, работать с художественной литературой, изучать и анализировать источники.

Взаимовлияние культур (1ч)

Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен ценностными установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ формирования общих духовно-нравственных ценностей. (1ч)

https://resh.edu.ru/special-course/1/43

 

Иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур»,

«культурный обмен».

Понимать и объяснять важность сохранения культурного наследия.

Слушать объяснения учителя, понимать и разграничивать понятия, отбирать и сравнивать материал по нескольким источникам.

Духовно-нравственные ценности российского народа (1ч)

Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России (1ч)

http://artclassic.edu.ru

 

Уметь объяснять значение основных понятий, отражающих духовно-нравственные ценности.

Осознавать их и защищать в качестве базовых общегражданских ценностей российского общества.

Слушать объяснения учителя, работать с учебником (смысловое чтение).

Регионы России: культурное многообразие (1ч)

Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален. Малая Родина — часть общего Отечества (1ч)

https://resh.edu.ru/special-course/1/1

 

 

 

Понимать принципы федеративного устройства России, объяснять понятие «полиэтничность». Понимать ценность многообразия культурных укладов народов России. Уметь рассказывать о культурном своеобразии своей малой родины.

Слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с источниками.

Праздники в культуре народов России (2ч)

Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России. (1ч)

 

 

Народные праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных идеалов. (1ч)

https://resh.edu.ru/special-course/1/1

 

 

http://scool-collection.edu.ru

 

 

Понимать и объяснять, что такое

«народный праздник».

Уметь рассказывать о праздничных традициях разных народов и своей семьи.

 

Понимать и объяснять нравственный смысл народного праздника.

Работать с учебником, просматривать и анализировать учебные фильмы.

Музыкальная культура народов России (1ч)

Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных связей между людьми. Народные инструменты. История народа в его музыке и инструментах. (1ч)

https://resh.edu.ru/special-course/1/1

 

 

Понимать особенности музыки как вида искусства.

Знать и называть основные темы музыкального творчества народов России, понимать, как история народа отражается в его музыке.

Слушать объяснения учителя, работать с научно-популярной литературой, просматривать и анализировать учебные фильмы.

Изобразительное искусство народов России (1ч)

Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика. Выдающиеся художники разных народов России. (1ч)

www.muslimheritage.com

 

Понимать и объяснять особенности изобразительного искусства как вида художественного творчества.

Понимать и обосновывать важность искусства как формы трансляции культурных ценностей.

Знать и называть основные темы искусства народов России.

Слушать объяснения учителя, работать с научно-популярной литературой, просматривать и анализировать учебные фильмы.

Фольклор и литература народов России (2ч)

Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности. (1ч)

 

 

 

Национальная литература. Богатство культуры народа в его литературе. (1ч)

http://www.tvspas.ru

 

 

 

 

http://scool-collection.edu.ru

Понимать, что такое национальная литература. Объяснять и показывать на примерах, как произведения фольклора отражают историю народа, его духовно- нравственные ценности.

 

Отбирать и сравнивать материал из нескольким источникам, решать текстовые задачи, слушать и анализировать выступления одноклассников.

Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое

занятие) (1ч)

Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием разнообразного зрительного ряда и других источников. (1ч)

http://www.tvspas.ru

 

Отбирать и сравнивать учебный материал по нескольким источникам, решать текстовые задачи, слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с научно-популярной литературой.

Культурная карта России

(практическое занятие) (1ч)

География культур России. Россия как культурная карта. Описание регионов в соответствии с их особенностями. (1ч)

http://artclassic.edu.ru

 

Отбирать и сравнивать несколько источников, решать текстовые задачи, слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с научно-популярной литературой.

Единство страны — залог будущего России (1ч)

Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций, единые духовно- нравственные ценности народов России (1ч)

http://scool-collection.edu.ru

 

Понимать и объяснять значение общих элементов и черт в культуре разных народов России для обоснования её культурного, экономического единства.

Слушать объяснения учителя, систематизировать учебный материал.

Итого по разделу 34 часа

         

 

 

Календарно-тематическое ПЛАНИРОВАНИЕ

по учебному предмету «ОДНКНР» 5 класс (базовый уровень)

В соответствии с календарным графиком МБОУ Красноармейской СОШ и расписанием на 2022-2023 учебный год, календарно-тематическое планирование по учебному предмету ОДНКНР 5 класс (базовый уровень) составлено на 34 часа. Темы (перечислить) уплотнены, программный материал будет выполнен.

 

 

№ раздела/ урока

Тема раздела/урока

Количество часов

Дата

Формы контроля

по плану

Фактически

1.

Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной куль туры народов России»?

2

06.09.2022

 

Устный опрос;

2.

Наш дом — Россия

1

13.09.2022

 

Устный опрос;

3.

Язык и история

1

20.09.2022

 

Диктант;

4.

Русский язык — язык общения и язык возможностей

1

27.09.2022

 

Диктант;

5.

Истоки родной культуры

1

04.10.2022

 

Устный опрос;

6.

Материальная культура

1

11.10.2022

 

Тестирование;

7.

Духовная культура

1

18.10.2022

 

Диктант;

8.

Культура и религия

1

15.11.2022

 

Тестирование;

9.

Культура и образование

1

22.11.2022

 

Устный опрос;

10.

Многообразие культур России (практическое занятие)

1

29.11.2022

 

Диктант;

11.

Семья — хранитель духовных ценностей

1

06.12.2022

 

Письменный контроль;

12.

Родина начинается с семьи

1

13.12.2022

 

Самооценка с использованием «Оценочного листа»;

13.

Традиции семейного воспитания в России

1

20.12.2022

 

Устный опрос;

14.

Образ семьи в культуре народов России

1

27.12.2022

 

Устный опрос;

15.

Труд в истории семьи

1

10.01.2023

 

Диктант;

16.

Семья в современном мире (практическое занятие)

1

17.01.2023

 

Устный опрос;

17.

Личность — общество — культура

1

24.01.2023

 

Устный опрос;

18.

Контрольная работа за I полугодие

1

31.01.2023

 

Самооценка с использованием «Оценочного листа»;

19.

Духовный мир человека. Человек — творец культуры

1

07.02.2023

 

Самооценка с использованием «Оценочного листа»;

20.

Личность и духовно-нравственные ценности

1

14.02.2023

 

Устный опрос;

21.

Историческая память как духовно-нравственная ценность

1

21.02.2023

 

Диктант;

22.

Литература как язык культуры

1

28.02.2023

 

Тестирование;

23.

Взаимовлияние культур

1

0703.2023

 

Устный опрос;

24.

Духовно-нравственные ценности российского народа

1

14.03.2023

 

Устный опрос;

25.

Регионы России: культурное многообразие

1

21.03.2023

 

Самооценка с использованием «Оценочного листа»;

26.

Праздники в культуре народов России

1

28.03.2023

 

Диктант;

27.

Памятники в культуре народов России

1

04.04.2023

 

Диктант;

28.

Музыкальная культура народов России

1

11.04.2023

 

Устный опрос;

29.

Изобразительное искусство народов России

1

18.04.2023

 

Устный опрос;

30.

Фольклор и литература на родов России

1

25.04.2023

 

Диктант;

31.

Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие)

1

02.05.2023

 

Устный опрос;

32.

Культурная карта России

(практическое занятие)

1

16.05.2023

 

Устный опрос;

33.

Итоговая контрольная работа

1

23.05.2023

 

Устный опрос;

34.

Единство страны — залог будущего России

1

30.05.2023

 

Устный опрос;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34