ЭП

Документ подписан электронной подписью
16.07.2022 08:37, Гришина Людмила Владимировна, Директор школы
Ключ электроннй подписи

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КРАСНОАРМЕЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

 

 

 

РАССМОТРЕНА

методическим объединением

учителей начальных классов

Руководитель ШМО

________ Е.В. Марышева

Протокол № 6

от «29» июня 2022 г.

ПРИНЯТА

на заседании педагогического

совета

Протокол № 16

от «30» июня 2022 г.

УТВЕРЖДЕНА

в составе содержательного раздела ООП соответствующего уровня общего образования приказом директора школы

Приказ №256

от «30» июня 2022 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Музыка»

для 1 класса

на 2022-2023 учебный год (базовый)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: Филатова Л.И.

учитель начальных классов, высшей квалификационной категории

Яценко О.В. , учитель начальных классов, первая квалификационная категория

 

 

 

 

 

 

 

п. Красноармейский, 2022 год

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа по музыке основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся 1–х классов МБОУ Красноармейской ОСОШ разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

-Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования или основного общего образования, (приказ Минпросвещения от 31.05.2021 № 286, 287);

-Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Красноармейской СОШ, (утвержденная приказом МБОУ Красноармейской СОШ от 30.06.2022г. №256;

- Примерной основной образовательной программой НОО по музыке, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, (протокол 3/21 от 27.09.2021 г.) ;

- Учебным планом основного общего образования МБОУ Красноармейской СОШ;

-Положением о рабочих программах, учебных курсах (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулях МБОУ Красноармейской СОШ ;

-Рабочей программой воспитания и социализации учащихся МБОУ Красноармейской СОШ.

- Федеральным перечнем учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. N 254)

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для обучающихся на уровне начального общего образования ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в рабочей программе воспитания МБОУ Красноармейской СОШ.

 

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

 

Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания).

В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям:

1) становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной сферы;

2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни;

3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к музицированию.

 

ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

 

Важнейшими задачами в начальной школе являются:

1. Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве.

2. Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования.

3. Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального переживания.

4. Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными универсальными учебными действиями. Развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения.

5. Овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического музицирования. Введение ребёнка в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в том числе:

а) Слушание (воспитание грамотного слушателя);

б) Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах);

в) Сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки);

г) Музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и др.);

д) Исследовательские и творческие проекты.

6. Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального языка.

7. Воспитание уважения к цивилизационному наследию России; присвоение интонационно-образного строя отечественной музыкальной культуры.

8. Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других стран, культур, времён и народов.

 

ОСНОВНЫЕ ЛИНИИИ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

 

Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом коммуникации. Особенно важна музыка для становления личности младшего школьника — как способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия. Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой дошкольного и основного общего образования, непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:

модуль № 1 «Музыкальная грамота»;

модуль № 2 «Народная музыка России»;

модуль № 3 «Музыка народов мира»;

модуль № 4 «Духовная музыка»;

модуль № 5 «Классическая музыка»;

модуль № 6 «Современная музыкальная культура»;

модуль № 7 «Музыка театра и кино»;

модуль № 8 «Музыка в жизни человека».

Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социо-культурную деятельность обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и др В течение периода начального общего музыкального образования необходимо заложить основы будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений музыкального искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в содержании образования должны быть представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной формой освоения музыкального искусства является практическое музицирование — пение, игра на доступных музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка, понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки.

Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей, специальной терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания обучения не является главным. Значительно более важным является формирование эстетических потребностей, проживание и осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям, которые несёт в себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев).

Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения (В. В. Медушевский) является уникальным психологическим механизмом для формирования мировоззрения ребёнка опосредованным недирективным путём. Поэтому ключевым моментом при составлении программы является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества, как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе базовых национальных ценностей.

Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитие эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и художественного исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в целом.

Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников принадлежит игровым формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов, внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных игр и театрализованных представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей, элементов музыкального языка, композиционных принципов.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» в учебном плане

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» (базовый уровень) рассчитана на 33 учебных часа за 1 год обучения. Учебный план на изучение музыки в 1 классе отводит 1 учебный час в неделю, всего 33 часа при 33 учебных неделях.

 

Для реализации программы используются учебные пособия и УМК для учителя и обучающихся:

 

Для учителя:

Музыка. 1 класс /Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

Для обучающегося:

Музыка. 1 класс /Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Модуль "КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА"

Композитор — исполнитель — слушатель

Кого называют композитором, исполнителем? Нужно ли учиться слушать музыку? Что значит «уметь слушать музыку»? Концерт, концертный зал. Правила поведения в концертном зале.

Композиторы — детям

Детская музыка П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Б. Кабалевского и др. Понятие жанра. Песня, танец, марш.

Оркестр

Оркестр — большой коллектив музыкантов. Дирижёр, партитура, репетиция. Жанр концерта — музыкальное соревнование солиста с оркестром.

Модуль «МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА»

Весь мир звучит

Звуки музыкальные и шумовые. Свойства звука: высота, громкость, длительность, тембр.

Звукоряд

Нотный стан, скрипичный ключ. Ноты первой октавы.

Размер

Равномерная пульсация. Сильные и слабые доли. Размеры 2/4, 3/4, 4/4.

Интонация

Выразительные и изобразительные интонации.

Ритм

Звуки длинные и короткие (восьмые и четвертные длительности), такт, тактовая черта.

Ритмический рисунок

Длительности половинная, целая, шестнадцатые. Паузы. Ритмические рисунки. Ритмическая партитура.

Музыкальный язык

Темп, тембр. Динамика (форте, пиано, крещендо, диминуэндо и др.). Штрихи (стаккато, легато, акцент и др.)

Модуль «МУЗЫКА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

Главный музыкальный символ

Гимн России — главный музыкальный символ нашей страны. Традиции исполнения Гимна России. Другие гимны.

Какой же праздник без музыки?

Музыка, создающая настроение праздника. Музыка в цирке, на уличном шествии, спортивном празднике.

Танцы, игры и веселье

Музыка — игра звуками. Танец — искусство и радость движения. Примеры популярных танцев.

Модуль «НАРОДНАЯ МУЗЫКА РОССИИ»

Край, в котором ты живёшь

Музыкальные традиции малой Родины. Песни, обряды, музыкальные инструменты

Русский фольклор

Русские народные песни (трудовые, солдатские, хороводные и др.). Детский фольклор (игровые, заклички, потешки, считалки, прибаутки)

Русские народные музыкальные инструменты

Народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок, свирель, гусли, гармонь, ложки). Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии

Жанры музыкального фольклора

Фольклорные жанры, общие для всех народов: лирические, трудовые, колыбельные песни, танцы и пляски. Традиционные музыкальные инструменты

Народные праздники

Обряды, игры, хороводы, праздничная символика — на примере одного или нескольких народных праздников

Первые артисты, народный театр

Скоморохи. Ярмарочный балаган. Вертеп.

Модуль "МУЗЫКА НАРОДОВ МИРА"

Музыка наших соседей

Фольклор и музыкальные традиции Белоруссии, Украины, Прибалтики (песни, танцы, обычаи, музыкальные инструменты)

Модуль "ДУХОВНАЯ МУЗЫКА"

Инструментальная музыка в церкви

Орган и его роль в богослужении. Творчество И. С. Баха

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение музыки в 1 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для начального общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:

Гражданско-патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики.

Духовно-нравственного воспитания:

признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.

обогащение внутреннего мира ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы.

Эстетического воспитания:

восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление к самовыражению в разных видах искусства.

Ценности научного познания:

первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде; бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкально-исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии.

Трудового воспитания:

установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.

Экологического воспитания:

бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении предмета «Музыка»:

1. Овладение универсальными познавательными действиями.

Базовые логические действия:

- сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры; устанавливать основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определённому признаку;

- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы и др.); находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе предложенного учителем алгоритма;

- выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения, делать выводы.

Базовые исследовательские действия:

на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкально-исполнительских навыков;

с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного музицирования;

сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее подходящей (на основе предложенных критериев);

проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть — целое, причина — следствие);

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента, классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в различных условиях.

Работа с информацией:

выбирать источник получения информации;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;

соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;

анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному учителем алгоритму;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

 

2. Овладение универсальными коммуникативными действиями

Невербальная коммуникация:

воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;

выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе);

передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;

осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении.

Вербальная коммуникация:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументировано высказывать своё мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

готовить небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

Совместная деятельность (сотрудничество):

стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия, исполнения музыки;

переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы.

3. Овладение универсальными регулятивными действиями

Самоорганизация:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий.

Самоконтроль:

устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т. д.).

 

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как важному элементу своей жизни.

Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:

с интересом занимаются музыкой, любят петь, играть на доступных музыкальных инструментах, умеют слушать серьёзную музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале;

сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей;

осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать музыкальные произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся, аргументировать свой выбор;

имеют опыт восприятия, исполнения музыки разных жанров, творческой деятельности в различных смежных видах искусства;

с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры;

стремятся к расширению своего музыкального кругозора.

Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Тематическое планирование по музыке для 1-го класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся начального общего образования:

 

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема раздела/модуля (кол-во часов)

Основное содержание (Темы уроков)

Ссылки на ЦОР

Основные виды деятельности обучающихся

Классическая музыка ( 6 ч)

Композитор — исполнитель — слушатель.

 

 

 

 

 

 

Композиторы — детям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оркестр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кого называют композитором, исполнителем? Концерт, концертный зал.

Правила поведения в концертном зале (1ч)

 

Детская музыка П.И.Чайковского, С.С.Прокофьева, Д.Б.Кабалевского. Понятие жанра. Песня. Танец. Марш.(3ч)

 

 

 

 

Оркестр — большой коллектив музыкан­тов. Дирижёр, партитура, репети­ция (2ч)

 

 

 

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5092/conspect/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5957/conspect/

 

https://resh.edu.ru/subject/6/

 

 

 

 

 

 

 

 

https://yandex.ru/video/preview/?text=урок%20по%20музыке%201%20класс%20оркестр%20понятие&path=yandex_search&parent-reqid=1657219438446693-7545988628745426390-sas2-0568-sas-l7-balancer-8080-BAL-8361&from_type=vast&filmId=17910004919967189875

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр видеозаписи концерта. Слушание музыки, рассматривание иллюстраций. Диалог с учителем по теме занятия. «Я — исполнитель». Игра — имитация исполнительских движений. Игра «Я — композитор» (сочинение небольших попевок, мелодических фраз); Вокализация, исполнение мелодий

инструментальных пьес со словами.

Разучивание, исполнение песен. Подбор эпитетов, иллюстраций к музыке. Слушание музыки в исполнении оркестра.

Просмотр видеозаписи. Диалог с учителем о роли дирижёра.

Знакомство с многообразием красок фортепиано. Слушание фортепианных пьес в исполнении известных пианистов.

Слушание музыкальных фрагментов в исполнении известных музыкантов-инструменталистов.

 

Музыкальная грамота (9 ч)

Весь мир звучит

 

 

 

 

 

 

 

Звукоряд

 

 

 

 

Интонация

 

 

 

Ритм

 

 

 

 

 

 

Ритмический рисунок

 

 

 

Размер

 

 

 

 

 

 

Музыкальный язык

 

 

 

 

Звуки музыкальные и шумовые. Свойства звука: высота, громкость, длитель­ность, тембр (1ч)

 

Нотный стан, скри­пичный ключ.

Ноты первой октавы (2ч)

 

Выразительные и изобразительные интонации (1ч)

 

Звуки длинные и короткие (восьмые и четвертные длительности), такт, тактовая черта (1ч)

 

Длительности половинная, целая, шестнадцатые (1ч)

 

 

Равномерная пульса­ция. Сильные и слабые доли.

Разме­ры 2/4, 3/4, 4/4 (1ч)

 

Темп, тембр. Динамика (форте, пиано, крещендо, диминуэндо и др.). Штрихи (стаккато, легато, акцент и др.) (2ч)

https://resh.edu.ru/subject/lesson/833/

 

 

 

 

 

 

 

 

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5092/main/

 

 

 

 

https://multiurok.ru/index.php/files/konstrukt-uroka-po-muzyke-1-klass-tema-intonatsiia.html

 

 

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4182/main/

 

 

 

 

 

 

 

https://resh.edu.ru/subject/

 

 

 

 

https://infourok.ru/zanyatie-po-muzikalnoy-gramote-na-temu-razmer-3146661.html

 

 

 

 

 

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5227/start/

 

 

 

 

 

Знакомство со звуками музыкальными и шумовыми Различение, определение на слух звуков различного качества.

Слушание музыкальных произведений с ярко выраженным ритмическим рисунком, воспроизведение данного ритма по памяти (хлопками).

Определение на слух, прослеживание по нотной записи мелодических рисунков с поступенным, плавным движением, скачками, остановками.

Игра — подражание звукам и голосам природы с использованием шумовых музыкальных инструментов, вокальной импровизации.
Знакомство с элементами нотной записи. Различение по нотной записи, определение на слух звукоряда в отличие от других последовательностей звуков.

Разучивание, исполнение попевок, вокальных упражнений, песен, вокальные и инструментальные импровизации на основе данных интонаций.;

Исполнение, импровизация с помощью звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы) и/или ударных инструментов простых ритмов.;

Игра «Ритмическое эхо», прохлопывание ритма по ритмическим карточкам, проговаривание с использованием ритмослогов. Разучивание, исполнение на ударных инструментах ритмической партитуры.;
 

Музыка в жизни человека (3 ч)

Какой же праздник без музыки?

 

 

 

 

Танцы, игры и веселье.

 

 

 

 

 

Главный музыкальный символ.

Музыка, создающая настроение, праздник (1ч)

 

Музыка – игра звуками. Танец – искусство и радость движения (1ч)

 

 

Гимн России — главный музыкальный символ нашей страны. Традиции исполнения Гимна России. (1ч)

https://www.youtube.com/watch?v=BLV3_5q5m3U

 

 

 

 

 

https://yandex.ru/video/preview/?text=Музыка%20–%20игра%20звуками.%20Танец%20–%20искусство%20и%20радость%20движения%20урок%201%20класс&path=yandex_search&parent-reqid=1657221919242808-14971767685470977676-vla1-0961-vla-l7-balancer-8080-BAL-8062&from_type=vast&filmId=560080661512019447

https://yandex.ru/video/preview/?text=Гимн%20России%20—%20главный%20музыкальный%20символ%20нашей%20страны.%20урок%201%20класс&path=yandex_search&parent-reqid=1657221997171865-6168477867892576129-vla1-4657-vla-l7-balancer-8080-BAL-2352&from_type=vast&filmId=3322478273134746302

 

 

 

 

 

Диалог с учителем о значении музыки на празднике. Слушание произведений торжественного, праздничного характера. «Дирижирование» фрагментами произведений. Конкурс на лучшего «дирижёра». Разучивание и исполнение тематических песен к ближайшей теме праздника.

Слушание, исполнение музыки скерцозного характера. Разучивание, исполнение танцевальных движений. Танец-игра. Рефлексия собственного эмоционального состояния после участия в танцевальных композициях и импровизациях. Проблемная ситуация: зачем люди танцуют? Вокальная, инструментальная, ритмическая импровиза- ция в стиле определённого танцевального жанра.

Разучивание, исполнение Гимна Российской Федерации. Знакомство с историей создания, правилами исполнения. Просмотр видеозаписей парада, церемонии награждения спортсменов.

Народная музыка России (11 ч.)

Край, в котором ты живёшь

 

 

 

 

 

 

Русский фольклор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Русские народные музыкальные инструменты

 

 

 

 

 

 

 

 

Жанры музыкального фольклора

 

 

 

 

 

 

 

Народные праздники

 

 

 

 

 

 

 

Первые артисты, народный театр

Музыкальные традиции малой Родины. Песни, обряды, музыкальные инструменты (2ч)

 

 

Русские народные песни (трудовые, солдатские, хороводные и др.) Детский фольклор (игровые, заклички, потешки, считалки (2ч)

 

 

Народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок, свирель, гусли, гармонь, ложки). Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии (2ч)

 

Фольклорные жанры, общие для всех народов: лирические, трудовые, колыбельные песни, танцы (2ч)

 

 

Обряды, игры, хороводы, праздничная символика — на примере одного или нескольких народных праздников (2ч)

 

Скоморохи. Ярмарочный балаган Вертеп (1ч)

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5956/conspect/

 

 

 

 

 

 

 

 

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5953/conspect/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4159/start/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5953/conspect/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3994/conspect/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://infourok.ru/konspekt-uroka-muzyka-1-klass-urok-7-muzykalnaya-kartina-narodnogo-prazdnika-5352039.html

 

Разучивание, исполнение русских народных песен разных жанров.;

Освоение простейших навыков игры на свирели, ложках;

Знакомство с праздничными обычаями, обрядами, бытовавшими ранее и сохранившимися сегодня у различных народностей Российской Федерации;

Разучивание, исполнение скоморошин;

Знакомство с особенностями музыкального фольклора различных народностей Российской Федерации. Определение характерных черт, характеристика типичных элементов музыкального языка (ритм, лад, интонации)

Разучивание песен, танцев, импровизация ритмических аккомпанементов на ударных инструментах

Музыка народов мира (2 часа)

Музыка наших соседей

Фольклор и музыкальные традиции Белоруссии, Украины, Прибалтики (песни, танцы, обычаи, музыкальные инструменты) (2ч)

 

https://infourok.ru/konspekt-uroka-muzyka-1-klass-urok-13-muzykalnoe-puteshestvie-k-nashim-sosedyam-ukraina-i-belorussiya-muzykalnyj-yazyk-ponyaten--5352055.html

 

Знакомство с особенностями музыкального фольклора народов других стран. Определение характерных черт, типичных элементов музыкального языка (ритм, лад, интонации).;

Духовная музыка (2 час)

Инструментальная музыка в церкви

 

 

Звучание храма

Колокола. Колокольные звоны (благовест, трезвон и др.) (2ч)

 

 

 

 

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3928/start/

 

Слушание органной музыки И. С. Баха. Описание впечатления от восприятия, характеристика музыкально-выразительных средств.;
Рассматривание иллюстраций, изображений органа. Проблемная ситуация — выдвижение гипотез о принципах работы этого музыкального инструмента.;
Просмотр познавательного фильма об органе.;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

33