ЭП

Документ подписан электронной подписью
16.07.2022 08:27, Гришина Людмила Владимировна, Директор школы
Ключ электроннй подписи

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КРАСНОАРМЕЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

 

 

 

РАССМОТРЕНА

методическим объединением

учителей начальных классов

Руководитель ШМО

___________Марышева Е.В.

Протокол № 6

от «29» июня 2022г.

ПРИНЯТА

на заседании педагогического

совета

Протокол № 16

от «30» июня 2022г.

УТВЕРЖДЕНА

в составе содержательного раздела ООП соответствующего уровня общего образования приказом директора школы

Приказ №256

от «30» июня 2022г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Русский язык»

для 1 класса

на 2022-2023 учебный год (базовый)

 

 

 

 

 

 

 

Составители: Яценко Ольга Васильевна

учитель начальных классов, первой категории.

Филатова Лидия Ивановна

учитель начальных классов, высшей категории.

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Красноармейский, 2022 год

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа по предмету «Русский язык» начального общего образования для обучающихся 1-х классов МБОУ Красноармейской СОШ разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

-Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Минпросвещения от 31.05.2021 № 286) (далее, ФГОС НОО);

-Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Красноармейской СОШ, утвержденной приказом МБОУ Красноармейской СОШ от 30.06.2022г. №256.

-Примерной рабочей программой по предмету «Русский язык», одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.)

-Учебным планом начального общего образования МБОУ Красноармейской СОШ;

-Положением о рабочих программах по учебным предметам, учебным курсам (в том числе внеурочной деятельности) и учебным модулям по обновленным ФГОС НОО

-Рабочей программой воспитания МБОУ Красноармейской СОШ

-Федеральным перечнем учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. N 254).

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся на уровне начального общего образования ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в рабочей программе воспитания МБОУ Красноармейской СОШ.

 

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"

В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных дей­ствий на материале русского языка станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.

 

ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»

  • приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духов­но­нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского язы­ка как государственного языка Российской Федерации; пони­мание роли русского языка как языка межнационального об­щения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;
  • овладение основными видами речевой деятельности на ос­нове первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудированием, говорением, чте­нием, письмом;
  • овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетике, графике, лексике, морфе­мике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использова­ние в речевой деятельности норм современного русского литера­турного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
  • развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.

ОСНОВНЫЕ ЛИНИИИ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

 

Русский язык является основой всего процесса обучения в на­чальной школе, успехи в его изучении во многом определяют результаты обучающихся по другим предметам. Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Предмет «Русский язык» обладает значительным потенциа­лом в развитии функциональной грамотности младших школь­ников, особенно таких её компонентов, как языковая, комму­никативная, читательская, общекультурная и социальная гра­мотность. Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различ­ных сферах и ситуациях общения способствуют успешной соци­ализации младшего школьника. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, участвует в фор­мировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, куль­турных традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адек­ватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях. Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовно­нрав­ственных ценностей, принятых в обществе правил и норм пове­дения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения младшего школьника непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результата­ми являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка. Достижение этих личност­ных результатов — длительный процесс, разворачивающийся на протяжении изучения содержания предмета.

Центральной идеей конструирования содержания и планиру­емых результатов обучения является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совер­шенствованию речи младших школьников. Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о струк­туре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи младших школь­ников направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использо­вания усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письмен­ного общения. Ряд задач по совершенствованию речевой дея­тельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное чтение».

 

 

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (базовый уровень) рассчитана на 165 учебных часов за 1 год обучения. Учебный план на изучение русского языка в 1-м классе отводит 5 учебных часов в неделю, всего 165 при 33 учебных неделях.

 

Для реализации программы используются учебные пособия и УМК для учителя и обучающихся:

Для учителя:

Прописи: В.Г.Горецкий, Н.А.Федосова, Москва« Просвешение»,2021, в 4 частях.

Учебник:

Русский язык, В Г Горецкий, В.П.Канакина, Москва, « Просвешение» 2017 г

Для обучающихся:

Прописи: В.Г.Горецкий, Н.А.Федосова, Москва« Просвешение»,2021, в 4 частях.

Учебник:

Русский язык, В Г Горецкий, В.П.Канакина, Москва, « Просвешение» 2017 г

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Обучение грамоте

Развитие речи

Составление небольших рассказов повествовательного харак­тера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений. Понимание текста при его прослушивании и при самостоя­тельном чтении вслух.

Слово и предложение

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Фонетика

Звуки речи. Единство звукового состава слова и его значения. Установление последовательности звуков в слове и количе­ства звуков. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Звуковой анализ слова, работа со звуко­выми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Определение места ударения. Слог как минимальная произносительная единица. Количе­ство слогов в слове. Ударный слог.

Графика

Различение звука и буквы: буква как знак звука. Слоговой принцип русской графики. Буквы гласных как показатель твёр­дости — мягкости согласных звуков. Функции букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего со­ гласного звука в конце слова. Последовательность букв в русском алфавите.

Чтение

Слоговое чтение (ориентация на букву, обозначающую глас­ный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу. Чте­ние с интонациями и паузами в соответствии со знаками препи­нания. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Выразительное чтение на материале небольших прозаических текстов и стихотворений. Орфоэпическое чтение (при переходе к чтению целыми слова­ми). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо

Ориентация на пространстве листа в тетради и на простран­стве классной доски. Гигиенические требования, которые необ­ходимо соблюдать во время письма. Начертание письменных прописных и строчных букв. Пись­мо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюде­нием гигиенических норм. Письмо разборчивым, аккуратным почерком. Письмо под диктовку слов и предложений, написа­ние которых не расходится с их произношением. Приёмы и последовательность правильного списывания текста. Функция небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Орфография и пунктуация

Правила правописания и их применение: раздельное написа­ние слов; обозначение гласных после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; пропис­ная буква в начале предложения, в именах собственных (имена людей, клички животных); перенос слов по слогам без стечения согласных; знаки препинания в конце предложения.

СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС

Общие сведения о языке

Язык как основное средство человеческого общения. Цели и ситуации общения.

Фонетика

Звуки речи. Гласные и согласные звуки, их различение. Уда­рение в слове. Гласные ударные и безударные. Твёрдые и мяг­кие согласные звуки, их различение. Звонкие и глухие соглас­ные звуки, их различение. Согласный звук [й’] и гласный звук [и]. Шипящие [ж], [ш], [ч’], [щ’]. Слог. Количество слогов в слове. Ударный слог. Деление слов на слоги (простые случаи, без стечения согласных).

Графика

Звук и буква. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости согласных звуков буквами а, о, у, ы, э; слова с буквой э. Обозначение на письме мягкости согласных звуков буквами е, ё, ю, я, и. Функции букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука в конце слова. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь. Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса. Русский алфавит: правильное название букв, их последова­тельность. Использование алфавита для упорядочения списка слов.

Орфоэпия

Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учеб­нике).

Лексика

Слово как единица языка (ознакомление). Слово как название предмета, признака предмета, действия предмета (ознакомление). Выявление слов, значение которых требует уточнения.

Синтаксис

Предложение как единица языка (ознакомление). Слово, предложение (наблюдение над сходством и различи­ем). Установление связи слов в предложении при помощи смыс­ловых вопросов. Восстановление деформированных предложений. Составле­ние предложений из набора форм слов.

Орфография и пунктуация

Правила правописания и их применение:

  • раздельное написание слов в предложении;
  • прописная буква в начале предложения и в именах собствен­ных: в именах и фамилиях людей, кличках животных;
  • перенос слов (без учёта морфемного членения слова);
  • гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу;
  • сочетания чк, чн;
  • слова с непроверяемыми гласными и согласными (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
  • знаки препинания в конце предложения: точка, вопроситель­ный и восклицательный знаки. Алгоритм списывания текста.

Развитие речи

Речь как основная форма общения между людьми. Текст как единица речи (ознакомление). Ситуация общения: цель общения, с кем и где происходит об­щение. Ситуации устного общения (чтение диалогов по ролям, просмотр видеоматериалов, прослушивание аудиозаписи). Нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового об­щения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, об­ращение с просьбой).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Изучение русского языка в 1 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования

гражданско-патриотического воспитания:

— становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;

— осознание своей этнокультурной и российской граждан­ской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнацио­нального общения народов России;

— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему сво­ей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;

— уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений;

— первоначальные представления о человеке как члене об­щества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно­этических нормах поведения и прави­лах межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях;

духовно-нравственного воспитания:

— признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;

— проявление сопереживания, уважения и доброжелатель­ности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;

— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

эстетического воспитания:

— уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

— стремление к самовыражению в разных видах художе­ственной деятельности, в том числе в искусстве слова; осозна­ние важности русского языка как средства общения и самовы­ражения;

физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования;

— бережное отношение к физическому и психическому здо­ровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и пра­вил общения;

трудового воспитания:

— осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудо­вой деятельности, интерес к различным профессиям, возника­ющий при обсуждении примеров из художественных произве­дений;

экологического воспитания:

— бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;

— неприятие действий, приносящих ей вред;

ценности научного познания:

— первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);

— познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, актив­ность и самостоятельность в его познании.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.

Базовые логические действия:

— сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматиче­ский признак, лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц;

— объединять объекты (языковые единицы) по определённо­му признаку;

— определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;

— находить в языковом материале закономерности и проти­воречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языко­выми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;

— выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, фор­мулировать запрос на дополнительную информацию;

— устанавливать причинно­следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

Базовые исследовательские действия:

— с помощью учителя формулировать цель, планировать из­менения языкового объекта, речевой ситуации;

— сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

— проводить по предложенному плану несложное лингви­стическое мини-­исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;

— формулировать выводы и подкреплять их доказательства­ми на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;

— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

Работа с информацией:

— выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;

— согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в слова­рях, справочниках;

— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);

— соблюдать с помощью взрослых (педагогических работни­ков, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);

— анализировать и создавать текстовую, видео­, графиче­скую, звуковую информацию в соответствии с учебной зада­чей;

— понимать лингвистическую информацию, зафиксирован­ную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося форми­руются коммуникативные универсальные учебные действия

Общение:

— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмо­ции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

— проявлять уважительное отношение к собеседнику, со­блюдать правила ведения диалоги и дискуссии;

— признавать возможность существования разных точек зрения;

— корректно и аргументированно высказывать своё мне­ние;

— строить речевое высказывание в соответствии с постав­ленной задачей;

— создавать устные и письменные тексты (описание, рас­суждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;

— готовить небольшие публичные выступления о результа­тах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-­исследования, проектного задания;

— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося форми­руются регулятивные универсальные учебные действия.

Самоорганизация:

— планировать действия по решению учебной задачи для по­лучения результата;

— выстраивать последовательность выбранных действий.

Самоконтроль:

— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятель­ности;

— корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;

— соотносить результат деятельности с поставленной учеб­ной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;

— находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;

— сравнивать результаты своей деятельности и деятельно­сти одноклассников, объективно оценивать их по предложен­ным критериям.

Совместная деятельность:

— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (ин­дивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учи­телем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;

— ответственно выполнять свою часть работы;

— оценивать свой вклад в общий результат;

— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения в первом классе обучающийся научится:

— различать слово и предложение; вычленять слова из пред­ложений;

— вычленять звуки из слова;

— различать гласные и согласные звуки (в том числе разли­чать в слове согласный звук [й’] и гласный звук [и]);

— различать ударные и безударные гласные звуки;

— различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, звонкие и глухие (вне слова и в слове);

— различать понятия «звук» и «буква»;

— определять количество слогов в слове; делить слова на слоги (простые случаи: слова без стечения согласных); определять в слове ударный слог;

— обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами е, ё, ю, я и буквой ь в конце слова;

— правильно называть буквы русского алфавита; использо­вать знание последовательности букв русского алфавита для упорядочения небольшого списка слов;

— писать аккуратным разборчивым почерком без искаже­ний прописные и строчные буквы, соединения букв, слова;

— применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении; знаки препинания в конце пред­ложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки; прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена, фамилии, клички животных); перенос слов по сло­гам (простые случаи: слова из слогов типа «согласный + глас­ный»); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положе­нии под ударением), ча, ща, чу, щу; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);

— правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 25 слов;

— писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения из 3—5 слов, тексты объёмом не более 20 слов, правописание которых не расходится с произношением;

— находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;

— понимать прослушанный текст;

— читать вслух и про себя (с пониманием) короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками пре­пинания в конце предложения;

— находить в тексте слова, значение которых требует уточ­нения;

— составлять предложение из набора форм слов;

— устно составлять текст из 3—5 предложений по сюжет­ным картинкам и наблюдениям;

— использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Тематическое планирование по русскому языку для 1-го класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся начального общего образования:

- становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;

- проявление сопереживания, уважения и доброжелатель­ности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;

- осозна­ние важности русского языка как средства общения и самовы­ражения;

- бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;

- первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема раздела/ модуля (кол-во часов)

Основное содержание

(Темы уроков)

Ссылки на ЦОР

 

Основные виды деятельности обучающихся

Развитие речи (8ч)

Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок (3ч)

Понимание текста при его прослушивании и при самостоятельном чтении вслух (3ч)

Материалы собственных игр, занятий, наблюдений (2)ч

https://www.youtube.com/watch?v=i3gYR8zApkM

 

 

 

https://www.youtube.com/watch?v=ZfusNvB5lMg

 

 

Работа с серией картинок, выстроенных в правильной последовательности: анализ изображённых событий, обсуждение сюжета, составление устного рассказа с опорой на картинки;

Работа с серией сюжетных картинок с нарушенной последовательностью, анализ изображённых событий, установление правильной последовательности событий, объяснение ошибки художника, внесение изменений в последовательность картинок, составление устного рассказа по восстановленной серии картинок;

Слово и предло- жение (5 ч)

Различение слова и предложения (2ч)

Различение слова и обозначаемого им пред­ мета. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа (1ч)

Наблюдение над значени­ем слова. Активизация и расширение словарного запаса. (1ч)

Включение слов в предложение. Осознание единства звукового состава слова и его значения(1ч)

https://www.youtube.com/watch?v=HSo8kG234yE

 

 

 

 

 

 

 

https://www.youtube.com/watch?v=zFviRTDiZ50

Совместная работа: придумывание предложения с заданным словом. Игровое упражнение «Снежный ком»: распространение предложений с добавлением слова по цепочке. Игра «Живые слова» (дети играют роль слов в предложении, идёт перестановка слов в предложении, прочтение получив­шегося). Моделирование предложения: определение количества слов в предложении и обозначение каждого слова полоской. Самостоятельная работа: определение количества слов в предложении, обозначение слов полосками. Работа с моделью предложения: изменение предложения в соответствии с изменением модели. Игровое упражнение «Придумай предложение по модели». Игра «Исправь ошибку в предложении» (корректировка предложений, содержащих смысловые и грамматические ошибки). Учебный диалог «Что можно сделать с предметом, а что можно сделать со словом, называющим этот предмет?», участие в диалоге помогает первоклассникам начать разли­чать слово и обозначаемый им предмет

Фонетика

(27ч)

 

Звуки речи. Интонационное выделение звука в слове (1ч)

Определение частотного звука в стихотворении (1ч)

Называние слов с заданным звуком (1ч)

Дифференциация близких по акустико- артикуляционным признакам звуков(1ч)

https://www.youtube.com/watch?v=3qs2a-etPRU

 

 

 

 

https://www.youtube.com/watch?v=swxT6JWihPY

Игровое упражнение «Скажи так, как я» (отрабатывается умение воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове); Игровое упражнение «Есть ли в слове заданный звук?» (ловить мяч нужно только тогда, когда ведущий называет слово с заданным звуком, отрабатывается умение определять наличие заданного звука в слове); Играсревнование «Кто запомнит больше слов с заданным звуком при прослушивании стихотворения»; Упражнение: подбор слов с заданным звуком;

Работа с моделью: выбрать нужную модель в зависимости от места заданного звука в слове (начало, середина, конец слова);

Совместная работа: группировка слов по первому звуку(по последнему звуку), по наличию близких в акустико- артикуляционном отношении звуков ([н] — [м], [р] — [л], [с] — [ш] и др.);

 

 

Установление последовательности звуков в слове и количества звуков (1ч)

 

Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. (1ч)

 

 

 

 

Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями (1ч)

 

 

Построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели(1ч)

https://www.youtube.com/watch?v=T1XN-OGJ5bY

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://www.youtube.com/watch?v=tea83B6_rP8

 

 

https://www.youtube.com/watch?v=uBsYMkswnHw

Совместная работа: характеристика особенностей гласных, согласных звуков, обоснование своей точки зрения, выслушивание одноклассников;
Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания;
Комментированное выполнение упражнения по определению количества слогов в слове, приведение доказательства;
Работа в парах: подбор слов с заданным количеством слогов;
Дифференцированное задание: подбор слова с заданным ударным гласным звуком;
Работа со слогоударными схемами: подбор слов, соответствующих схеме;
Работа в группах: объединять слова по количеству слогов в слове и месту ударения;
Работа в группах: нахождение и исправление ошибок, допущенных при делении слов на слоги, в определении ударного звука

 

Особенность гласных звуков и согласных звуков. (1ч)

 

Различение гласных и согласных звуков. (1ч)

 

Определение места ударения. (1ч)

 

Различение гласных ударных и безударных. Ударный слог (1ч)

https://www.youtube.com/watch?v=WsBBHp5wlEI

 

 

 

 

https://www.youtube.com/watch?v=kipAFdxBMF0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнение: подбор слов с заданным звуком;
Работа с моделью: выбрать нужную модель в зависимости от места заданного звука в слове (начало, середина, конец слова);
Совместная работа: группировка слов по первому звуку(по последнему звуку), по наличию близких в акустико-артикуляционном отношении звуков ([н] — [м], [р] — [л], [с] — [ш] и др.);
Игра «Живые звуки»: моделирование звукового состава слова в игровых ситуациях;
Моделирование звукового состава слов с использованием фишек разного цвета для фиксации качественных характеристик звуков;
Совместное выполнение задания: проанализировать предложенную модель звукового состава слова и рассказать о ней;
Творческое задание: подбор слов, соответ­ствующих заданной модели;
Работа в парах: сравнение двух моделей звукового состава (нахождение сходства и различия);
Дифференцированное задание: соотнесение слов с соответ­ствующими им моделями;
Комментированное выполнение задания: группировка звуков по заданному основанию (например, твёрдые — мягкие согласные звуки);
Учебный диалог «Чем гласные звуки отличаются по произношению от согласных звуков?»; как результат участия в диалоге: различение гласных и согласных звуков по отсутствию/наличию преграды;
Игровое упражнение «Назови братца» (парный по твёрдости — мягкости звук);
Учебный диалог «Чем твёрдые согласные звуки отличаются от мягких согласных звуков?»;
Совместная работа: характеристика особенностей гласных, согласных звуков, обоснование своей точки зрения, выслушивание одноклассников;
Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания;
Комментированное выполнение упражнения по определению количества слогов в слове, приведение доказательства;
Работа в парах: подбор слов с заданным количеством слогов;
Дифференцированное задание: подбор слова с заданным ударным гласным звуком;
Работа со слогоударными схемами: подбор слов, соответствующих схеме;
Работа в группах: объединять слова по количеству слогов в слове и месту ударения;
Работа в группах: нахождение и исправление ошибок, допущенных при делении слов на слоги, в определении ударного звука

 

Твёрдость и мягкость согласных звуков как смыслоразличительная функция. (3ч)

 

 

Различение твёрдых и мягких согласных звуков.(2ч)

https://www.youtube.com/watch?v=KtGgZ06TPKM

 

 

 

https://www.youtube.com/watch?v=I3yG6awj2gI

Учебный диалог «Чем твёрдые согласные звуки отличаются от мягких согласных звуков?»;
Совместная работа: характеристика особенностей гласных, согласных звуков, обоснование своей точки зрения, выслушивание одноклассников;
Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания;
Комментированное выполнение упражнения по определению количества слогов в слове, приведение доказательства;
Работа в парах: подбор слов с заданным количеством слогов;

 

Дифференциация парных по твёрдости — мягкости согласных звуков (2ч)

Дифференциация парных по звонкости — глухости звуков (без введения терминов «звонкость», «глухость») (3ч)

https://www.youtube.com/watch?v=I1gPqPrL6WE

 

https://www.youtube.com/watch?v= https://www.youtube.com/watch?v=ZuH2jnAATs8 7DCHylz3wOg

Дифференцированное задание: соотнесение слов с соответ­ствующими им моделями;
Комментированное выполнение задания: группировка звуков по заданному основанию (например, твёрдые — мягкие согласные звуки);
Учебный диалог «Чем гласные звуки отличаются по произношению от согласных звуков?»; как результат участия в диалоге: различение гласных и согласных звуков по отсутствию/наличию преграды;
Игровое упражнение «Назови братца» (парный по твёрдости — мягкости звук);
Учебный диалог «Чем твёрдые согласные звуки отличаются от мягких согласных звуков?»;
Совместная работа: характеристика особенностей гласных, согласных звуков, обоснование своей точки зрения, выслушивание одноклассников;
Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания;

 

 

Слог как минимальная произносительная единица. (1ч)

Слогообразующая функция гласных звуков. (1ч)

Определение количества слогов в слове (1ч)

Деление слов на слоги (простые однозначные случаи) (2ч)

https://www.youtube.com/watch?v=4krNbves4JI

 

 

https://www.youtube.com/watch?v=Eep-kaOse2I

Комментированное выполнение упражнения по определению количества слогов в слове, приведение доказательства;
Работа в парах: подбор слов с заданным количеством слогов;
Дифференцированное задание: подбор слова с заданным ударным гласным звуком;
Работа со слогоударными схемами: подбор слов, соответствующих схеме;
Работа в группах: объединять слова по количеству слогов в слове и месту ударения;
Работа в группах: нахождение и исправление ошибок, допущенных при делении слов на слоги, в определении ударного звука;

 

Письмо. Орфография и пунктуация

(70ч)

Развитие мелкой моторики пальцев и движения руки. (3ч)

 

Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и классной доски ( 2ч)

Усвоение гигиенических требований, во время письма(2ч)

https://www.youtube.com/watch?v=Zd9jvPgiuKY

 

 

https://www.youtube.com/watch?v=oqJ4JirwXcc

Совместная работа: анализ поэлементного состава букв;
Игровое упражнение «Конструктор букв», направленное на составление буквы из элементов;
Моделирование (из пластилина, из проволоки) букв;
Игровое упражнение «Назови букву», направленное на различение букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство;
Игровое упражнение «Что случилось с буквой»: анализ деформированных букв, определение недостающих элементов;
Практическая работа: контролировать правильность написа­ния буквы, сравнивать свои буквы с предложенным образцом;

 

 

Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением (7ч)

https://www.youtube.com/watch?v=Z0KgEPqCBRg

 

 

https://45minut.biz/?p=129343

Упражнение: запись под диктовку слов и предложений, состоящих из трёх — пяти слов со звуками в сильной позиции;
Работа в парах: соотнесение одних и тех же слов, написан­ных печатным и письменным шрифтом;
Упражнение: запись письменными буквами слова/предло­жения/короткого текста, написанного печатными буквами;

 

Усвоение приёмов последовательности правильного списывания текста (7ч)

https://www.youtube.com/watch?v=bomuspKEy9c

 

https://www.youtube.com/watch?v=rX3jdhwGl9k

 

https://www.youtube.com/watch?v=t5ho8kvGM1U

Упражнение: запись письменными буквами слова/предло­жения/короткого текста, написанного печатными буквами;
Моделирование в процессе совместного обсуждения алгорит­ма списывания;
Практическая работа: списывание слов/предложений в соответствии с заданным алгоритмом, контролирование этапов своей работы;
Обсуждение проблемной ситуации «Что делать, если строка заканчивается, а слово не входит?», введение знака переноса, сообщение правила переноса слов (первичное знакомство);

 

 

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса (7ч)

https://www.youtube.com/watch?v=E0A6jb0jhpA

 

https://www.youtube.com/watch?v=VgtdicblF7U

Практическая работа: контролировать правильность написа­ния буквы, сравнивать свои буквы с предложенным образцом;
Упражнение: запись под диктовку слов и предложений, состоящих из трёх — пяти слов со звуками в сильной позиции;
Работа в парах: соотнесение одних и тех же слов, написан­ных печатным и письменным шрифтом;
Упражнение: запись письменными буквами слова/предло­жения/короткого текста, написанного печатными буквами;

 

Знакомство с правилами правописания и их применением: раздельное написание слов 7(ч)

https://www.youtube.com/watch?v=Sh9RzyKH76I

 

https://www.youtube.com/watch?v=zwGSdT750cA


Совместный анализ текста на наличие в нём слов с буквосо­четаниямижи, ши, ча, ща, чу, щу;
Упражнение: выписывание из текста слов с буквосочетания­ ми ча, ща, чу, щу, жи, ши;
Упражнение: запись предложения, составленного из набора слов, с правильным оформлением начала и конца предложе­ния, с соблюдением пробелов между словами;
Комментированная запись предложений с обязательным объяснением случаев употребления заглавной буквы;
Игра «Кто больше»: подбор и запись имён собственных на заданную букву;
Практическая работа: списывание и запись под диктовку с применением изученных правил;

 

 

Знакомство с правилами правописания и их применением: обозначение гласных после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением) (7ч)

https://www.youtube.com/watch?v=Ff9elXmWMPk

 

 

https://www.youtube.com/watch?v=vqdWwy_UiUs

 

 

Совместный анализ текста на наличие в нём слов с буквосо­четаниямижи, ши, ча, ща, чу, щу;
Упражнение: выписывание из текста слов с буквосочетания­ ми ча, ща, чу, щу, жи, ши;
Упражнение: запись предложения, составленного из набора слов, с правильным оформлением начала и конца предложе­ния, с соблюдением пробелов между словами;
Комментированная запись предложений с обязательным объяснением случаев употребления заглавной буквы;
Игра «Кто больше»: подбор и запись имён собственных на заданную букву;
Практическая работа: списывание и запись под диктовку с применением изученных правил

 

Знакомство с правилами правописания и их применением: ча, ща, чу, щу (7ч)

https://www.youtube.com/watch?v=nWURc7RSDpo

 

https://www.youtube.com/watch?v=QNIFWNofcZA

Совместный анализ текста на наличие в нём слов с буквосо­четаниямижи, ши, ча, ща, чу, щу;
Упражнение: выписывание из текста слов с буквосочетания­ ми ча, ща, чу, щу, жи, ши;
Упражнение: запись предложения, составленного из набора слов, с правильным оформлением начала и конца предложе­ния, с соблюдением пробелов между словами;
Комментированная запись предложений с обязательным объяснением случаев употребления заглавной буквы;
Игра «Кто больше»: подбор и запись имён собственных на заданную букву;
Практическая работа: списывание и запись под диктовку с применением изученных правил;

 

 

Знакомство с правилами правописания и их применением: прописная буква в начале предложения (3ч)

 

Знакомство с правилами правописания и их применением: прописная буква в именах собственных (имена людей, клички животных) (4ч)

https://www.youtube.com/watch?v=Ex2lIijDp6

 

https://www.youtube.com/watch?v=_Hx2gFD1lok

 

https://www.youtube.com/watch?v=rElKI3XgaNY

 

https://www.youtube.com/watch?v=qfHP00HUzBw

Упражнение: выписывание из текста слов с буквосочетания­ ми ча, ща, чу, щу, жи, ши;
Упражнение: запись предложения, составленного из набора слов, с правильным оформлением начала и конца предложе­ния, с соблюдением пробелов между словами;

 

Знакомство с правилами правописания и их применением: перенос слов по слогам без стечения согласных (7ч)

https://www.youtube.com/watch?v=-wVAMWDB7JM

 

https://www.youtube.com/watch?v=cyDtJJFkU0M

Игра «Кто больше»: подбор и запись имён собственных на заданную букву;
Практическая работа: списывание и запись под диктовку с применением изученных правил

 

Знакомство с правилами правописания и их применением: знаки препинания в конце предложения (7ч)

 

Практическая работа: списывание и запись под диктовку с применением изученных правил;
 

Систематический курс.

Общие сведения о языке. (1ч)

Язык как основное средство человеческого общения.
Осознание целей и ситуаций общения. (1ч)

https://www.youtube.com/watch?v=AcN6oL5PO_w

Рассказ учителя на тему «Язык — средство общения людей»;
Учебный диалог «Можно ли общаться без помощи языка?»;
Коллективное формулирование вывода о языке как основном средстве человеческого общения;
Работа с рисунками и текстом как основа анализа особенно­стей ситуаций устного и письменного общения;
Творческое задание: придумать ситуацию, когда необходимо воспользоваться письменной речью;

 

Фонетика (4ч)

Звуки речи. Гласные и согласные звуки, их различение. Ударение в слове. (1ч)

Гласные ударные и безударные. Твёрдые и мягкие согласные звуки, их различение(1ч)

https://www.youtube.com/watch?v=aBx37h9sSjI

 

 

 

 

 

 

 

 

https://www.youtube.com/watch?v=OCZ0hTqdjlE

Беседа «Что мы знаем о звуках русского языка», в ходе которой актуализируются знания, приобретённые в период обучения грамоте;
Игровое упражнение «Назови звук»: ведущий кидает мяч и просит привести пример звука (гласного звука; твёрдого согласного; мягкого согласного; звонкого согласного; глухого согласного);
Игровое упражнение «Придумай слово с заданным звуком»;

 

Звонкие и глухие согласные звуки, их различение. Согласный звук [й’] и гласный звук [и]. Шипящие [ж], [ш], [ч’], [щ’]. (1ч)

https://www.youtube.com/watch?v=Egzy5Rlxfyw

Дифференцированное задание: установление основания для сравнения звуков;
Упражнение: характеризовать (устно) звуки по заданным признакам;
Учебный диалог «Объясняем особенности гласных и соглас­ных звуков»;

 

 

Определение количества слогов в слове. Ударный слог. Деление слов на слоги (1ч)

https://www.youtube.com/watch?v=5y3ASsn3jqc

Игра «Отгадай звук» (определение звука по его характери­стике);
Упражнение: соотнесение звука (выбирая из ряда предло­женных) и его качественной характеристики;
Работа в парах: группировка звуков по заданному основанию;
Комментированное выполнение задания: оценивание правильности предложенной характеристики звука, нахож­дение допущенных при характеристике ошибок;
Дидактическая игра «Детективы», в ходе игры нужно в ряду предложенных слов находить слова с заданными характеристиками звукового состава;

 

Графика (4ч)

Обозначение на письме твёрдости согласных звуков буквами а, о, у, ы, э; слова с буквой э. Обозначение на письме мягкости согласных звуков буквами е, ё, ю, я, и. Их функции .Мягкий знак как показатель мягкости (1ч)

https://www.youtube.com/watch?v=-2PXeG-2SMA

Работа в парах: нахождение в тексте слов с заданными характеристиками звукового и слогового состава слова;
Беседа о функциях ь (разделительный и показатель мягко­сти предшествующего согласного);

 

 

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь (1ч)

https://www.youtube.com/watch?v=FQGl2FlkTu8

Моделировать звуко­буквенный состав слов;
Упражнение: подбор 1—2 слов к предложенной звуко­бук­венной модели;
Учебный диалог «Сравниваем звуковой и буквенный состав слов», в ходе диалога формулируются выводы о возможных соотношениях звукового и буквенного состава слов;
Работа с таблицей: заполнение таблицы примерами слов с разным соотношением количества звуков и букв для каждой из трёх колонок: количество звуков равно количеству букв, количество звуков меньше количества букв, количество звуков больше количества букв;

 

 

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса (1ч)

https://www.youtube.com/watch?v=oEz_tABsE_c

Упражнение: определение количества слогов в слове, объяс­нение основания для деления слов на слоги;
Работа в парах: нахождение в тексте слов с заданными характеристиками звукового и слогового состава слова;
Беседа о функциях ь (разделительный и показатель мягко­сти предшествующего согласного);
Практическая работа: нахождение в тексте слов по заданным основаниям (ь обозначает мягкость предшествующего согласного);

 

 

Русский алфавит. Использование алфавита для упорядочения списка слов (1ч)

https://www.youtube.com/watch?v=A7UqzdPqeF0

Игровое упражнение «Кто лучше расскажет о слове», в ходе выполнения упражнения отрабатывается умение строить устное речевое высказывание об обозначении звуков буква­ми; о звуковом и буквенном составе слова;
Игра-­соревнование «Повтори алфавит»;
Совместное выполнение упражнения «Запиши слова по алфавиту»;

 

Лексика и морфология. (12ч)

Слово как единица языка (ознакомление) (4ч)

https://www.youtube.com/watch?v=QcoTgXXne3A

 

https://www.youtube.com/watch?v=CBKl0jKR7_A

 

Учебный диалог «На какие вопросы могут отвечать слова?»;
 

 

Слово как название предмета, признака предмета, действия предмета (ознакомление) (4ч)

https://www.youtube.com/watch?v=zWamvkXXMac

 

https://www.youtube.com/watch?v=v1b0PUh7d1U

Наблюдение за словами, отвечающими на вопросы «кто?», «что?»;
Совместное выполнение группировки слов по заданному признаку: отвечают на вопрос «что?» / отвечают на вопрос«кто?»;
Наблюдение за словами, отвечающими на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»;
Комментированное выполнение задания: нахождение в тексте слов по заданным основаниям, например поиск слов, отвечающих на вопрос «какая?»;
Наблюдение за словами, отвечающими на вопросы «что делать?», «что сделать?»;

 

 

Выявление слов, значение которых требует уточнения (4ч)

https://www.youtube.com/watch?v=dNf_KypkEMs

Работа в парах: отработка умения задавать к приведённым словам вопросы «что делать?», «что сделать?»;
Работа в группах: нахождение в тексте слов по заданному основанию, например слов, отвечающих на вопрос «что делает?»;

Синтаксис (5ч)

Предложение как единица языка (ознакомление).

Слово, предложение (наблюдение над сходством и различием) (1ч)

https://www.youtube.com/watch?v=HSo8kG234yE

Работа со схемой предложения: умение читать схему предло­жения, преобразовывать информацию, полученную из схемы: составлять предложения, соответствующие схеме, с учётом знаков препинания в конце схемы;
 

 

Установление связи слов в предложении при помощи смысловых вопросов. (2ч)

https://www.youtube.com/watch?v=zFviRTDiZ50

Совместная работа: составление предложения из набора слов;
 

 

Восстановление деформированных предложений (1ч)

https://www.youtube.com/watch?v=LX1LFtIVFB8

Работа с сюжетными картинками и небольшим текстом: выбор фрагментов текста, которые могут быть подписями под каждой из картинок

 

Составление предложений из набора форм слов (1ч)

https://www.youtube.com/watch?v=LX1LFtIVFB8

Практическая работа: деление деформированного текста на предложения, корректировка оформления предложений, списывание с учётом правильного оформления предложе­ний;
 

Орфография и пунктуация (18ч)

Раздельное написание слов в предложении (1ч)


Прописная буква в начале предложения и в именах собственных(1ч)


Перенос слов (без учёта морфемного членения слова) (3ч)


Гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; (2ч)
 

Сочетания чк, чн;(1ч)

Слова с непроверяемыми гласными и согласными (5ч)
 

Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки.(3ч)

https://www.youtube.com/watch?v=BraSU45vEVA

https://www.youtube.com/watch?v=9BRVAMgTJCI

 

 

https://www.youtube.com/watch?v=2IhGAZWVYiw

 

https://www.youtube.com/watch?v=5zRDcL-vzco

 

 

 

 

 

 

https://www.youtube.com/watch?v=CjDEaY2IMhc

 

 

https://www.youtube.com/watch?v=pzRQqeFw6RM

Наблюдение за словами, сходными по звучанию, но различ­ными по написанию, установление причин возможной ошибки при записи этих слов;
Комментированное выполнение задания: выявление места в слове, где можно допустить ошибку;
Беседа, актуализирующая последовательность действий при списывании;
Орфографический тренинг правильности и аккуратности списывания;
Наблюдение за написанием в предложенных текстах соб­ственных имён существительных, формулирование выводов, соотнесение сделанных выводов с формулировкой правила в учебнике;
Упражнение: запись предложений, включающих собствен­ные имена существительные;
Творческое задание: придумать небольшой рассказ, включив в него определённое количество собственных имён существительных;
Практическая работа: использовать правило правописания собственных имён при решении практических задач (выбор написания, например: Орёл — орёл, Снежинка — снежинка, Пушок — пушок и т. д.).;
Упражнение: выбор необходимого знака препинания в конце предложения;
Наблюдение за языковым материалом, связанным с перено­сом слов, формулирование на основе наблюдения правила переноса слов;
Упражнение: запись слов с делением для переноса;

 

 

Усвоение алгоритма списывания текста (2ч)

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6259/start/164075/

Усвоение алгоритма списывания текста

Развитие речи (11ч)

Речь как основная форма общения между людьми (2ч)

https://www.youtube.com/watch?v=D_3-cMw0qbA

Работа с рисунками, на которых изображены разные ситуа­ции общения (приветствие, прощание, извинение, благодар­ность, обращение с просьбой), устное обсуждение этих ситуаций, выбор соответствующих каждой ситуации слов речевого этикета

 

Текст как единица речи (ознакомление) (2ч)

https://www.youtube.com/watch?v=feWC8C6OVgI

Работа с рисунками, на которых изображены разные ситуа­ции общения (приветствие, прощание, извинение, благодар­ность, обращение с просьбой), устное обсуждение этих ситуаций, выбор соответствующих каждой ситуации слов речевого этикета;

 

Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение (2ч)

https://www.youtube.com/watch?v=APq0EBFdCSQ

Учебный диалог, в ходе которого обсуждаются ситуации общения, в которых выражается просьба, обосновывается выбор слов речевого этикета, соответствующих ситуации выражения просьбы;
Моделирование речевой ситуации вежливого отказа с исполь­зованием опорных слов;
Разыгрывание сценок, отражающих ситуации выражения просьбы, извинения, вежливого отказа

 

Ситуации устного общения (чтение диалогов по ролям, просмотр видеоматериалов, прослушивание аудиозаписи) (2ч)

https://www.youtube.com/watch?v=APq0EBFdCSQ

Разыгрывание сценок, отражающих ситуации выражения просьбы, извинения, вежливого отказа;
Моделирование речевой ситуации, содержащей извинение, анализ данной ситуации, выбор адекватных средств выраже­ния извинения;
Комментированное выполнение задания: выбор из предло­женного набора этикетных слов, соответствующих заданным ситуациям общения;

 

 

Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой (3ч )

https://www.youtube.com/watch?v=3t2FT6AF1ok

Творческое задание: придумать ситуации общения, в кото­рых могут быть употреблены предложенные этикетные слова;
Работа в группах: оценивание дидактического текста с точки зрения наличия/отсутствия необходимых элементов речево­го этикета в описанных в тексте ситуациях общения;
Работа в группах: оценивание предложенных юмористиче­ских стихотворений с точки зрения соблюдения героями стихотворений правил речевого этикета;

 

Всего

165ч