|
Документ подписан электронной подписью |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КРАСНОАРМЕЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
РАССМОТРЕНА методическим объединением учителей начальных классов Руководитель ШМО ___________Марышева Е.В. Протокол № 6 от «29» июня 2022г. |
ПРИНЯТА на заседании педагогического совета Протокол № 16 от «30» июня 2022г. |
УТВЕРЖДЕНА в составе содержательного раздела ООП соответствующего уровня общего образования приказом директора школы Приказ №256 от «30» июня 2022г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Русский язык»
для 1 класса
на 2022-2023 учебный год (базовый)
Составители: Яценко Ольга Васильевна учитель начальных классов, первой категории. Филатова Лидия Ивановна учитель начальных классов, высшей категории.
|
п. Красноармейский, 2022 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Русский язык» начального общего образования для обучающихся 1-х классов МБОУ Красноармейской СОШ разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
-Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Минпросвещения от 31.05.2021 № 286) (далее, ФГОС НОО);
-Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Красноармейской СОШ, утвержденной приказом МБОУ Красноармейской СОШ от 30.06.2022г. №256.
-Примерной рабочей программой по предмету «Русский язык», одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.)
-Учебным планом начального общего образования МБОУ Красноармейской СОШ;
-Положением о рабочих программах по учебным предметам, учебным курсам (в том числе внеурочной деятельности) и учебным модулям по обновленным ФГОС НОО
-Рабочей программой воспитания МБОУ Красноармейской СОШ
-Федеральным перечнем учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. N 254).
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся на уровне начального общего образования ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в рабочей программе воспитания МБОУ Красноармейской СОШ.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"
В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
ОСНОВНЫЕ ЛИНИИИ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Русский язык является основой всего процесса обучения в начальной школе, успехи в его изучении во многом определяют результаты обучающихся по другим предметам. Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Предмет «Русский язык» обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности младших школьников, особенно таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность. Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации младшего школьника. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях. Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовнонравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения младшего школьника непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка. Достижение этих личностных результатов — длительный процесс, разворачивающийся на протяжении изучения содержания предмета.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи младших школьников. Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи младших школьников направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения. Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное чтение».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (базовый уровень) рассчитана на 165 учебных часов за 1 год обучения. Учебный план на изучение русского языка в 1-м классе отводит 5 учебных часов в неделю, всего 165 при 33 учебных неделях.
Для реализации программы используются учебные пособия и УМК для учителя и обучающихся:
Для учителя:
Прописи: В.Г.Горецкий, Н.А.Федосова, Москва« Просвешение»,2021, в 4 частях.
Учебник:
Русский язык, В Г Горецкий, В.П.Канакина, Москва, « Просвешение» 2017 г
Для обучающихся:
Прописи: В.Г.Горецкий, Н.А.Федосова, Москва« Просвешение»,2021, в 4 частях.
Учебник:
Русский язык, В Г Горецкий, В.П.Канакина, Москва, « Просвешение» 2017 г
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Обучение грамоте
Развитие речи
Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений. Понимание текста при его прослушивании и при самостоятельном чтении вслух.
Слово и предложение
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Фонетика
Звуки речи. Единство звукового состава слова и его значения. Установление последовательности звуков в слове и количества звуков. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Определение места ударения. Слог как минимальная произносительная единица. Количество слогов в слове. Ударный слог.
Графика
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Слоговой принцип русской графики. Буквы гласных как показатель твёрдости — мягкости согласных звуков. Функции букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего со гласного звука в конце слова. Последовательность букв в русском алфавите.
Чтение
Слоговое чтение (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Выразительное чтение на материале небольших прозаических текстов и стихотворений. Орфоэпическое чтение (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо
Ориентация на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Гигиенические требования, которые необходимо соблюдать во время письма. Начертание письменных прописных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Письмо разборчивым, аккуратным почерком. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Приёмы и последовательность правильного списывания текста. Функция небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Орфография и пунктуация
Правила правописания и их применение: раздельное написание слов; обозначение гласных после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; прописная буква в начале предложения, в именах собственных (имена людей, клички животных); перенос слов по слогам без стечения согласных; знаки препинания в конце предложения.
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС
Общие сведения о языке
Язык как основное средство человеческого общения. Цели и ситуации общения.
Фонетика
Звуки речи. Гласные и согласные звуки, их различение. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твёрдые и мягкие согласные звуки, их различение. Звонкие и глухие согласные звуки, их различение. Согласный звук [й’] и гласный звук [и]. Шипящие [ж], [ш], [ч’], [щ’]. Слог. Количество слогов в слове. Ударный слог. Деление слов на слоги (простые случаи, без стечения согласных).
Графика
Звук и буква. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости согласных звуков буквами а, о, у, ы, э; слова с буквой э. Обозначение на письме мягкости согласных звуков буквами е, ё, ю, я, и. Функции букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука в конце слова. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь. Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса. Русский алфавит: правильное название букв, их последовательность. Использование алфавита для упорядочения списка слов.
Орфоэпия
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике).
Лексика
Слово как единица языка (ознакомление). Слово как название предмета, признака предмета, действия предмета (ознакомление). Выявление слов, значение которых требует уточнения.
Синтаксис
Предложение как единица языка (ознакомление). Слово, предложение (наблюдение над сходством и различием). Установление связи слов в предложении при помощи смысловых вопросов. Восстановление деформированных предложений. Составление предложений из набора форм слов.
Орфография и пунктуация
Правила правописания и их применение:
Развитие речи
Речь как основная форма общения между людьми. Текст как единица речи (ознакомление). Ситуация общения: цель общения, с кем и где происходит общение. Ситуации устного общения (чтение диалогов по ролям, просмотр видеоматериалов, прослушивание аудиозаписи). Нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение русского языка в 1 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования
гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
— уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
— признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
— проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
— уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
— стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования;
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;
экологического воспитания:
— бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
— неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
— первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);
— познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
— сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц;
— объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
— определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
— находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
— выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
— устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
— с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
— сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
— проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
— выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
— согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
— соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
— понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
— готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
— выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
— соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
— находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
— сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.
Совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
— ответственно выполнять свою часть работы;
— оценивать свой вклад в общий результат;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в первом классе обучающийся научится:
— различать слово и предложение; вычленять слова из предложений;
— вычленять звуки из слова;
— различать гласные и согласные звуки (в том числе различать в слове согласный звук [й’] и гласный звук [и]);
— различать ударные и безударные гласные звуки;
— различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, звонкие и глухие (вне слова и в слове);
— различать понятия «звук» и «буква»;
— определять количество слогов в слове; делить слова на слоги (простые случаи: слова без стечения согласных); определять в слове ударный слог;
— обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами е, ё, ю, я и буквой ь в конце слова;
— правильно называть буквы русского алфавита; использовать знание последовательности букв русского алфавита для упорядочения небольшого списка слов;
— писать аккуратным разборчивым почерком без искажений прописные и строчные буквы, соединения букв, слова;
— применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении; знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки; прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена, фамилии, клички животных); перенос слов по слогам (простые случаи: слова из слогов типа «согласный + гласный»); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
— правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 25 слов;
— писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения из 3—5 слов, тексты объёмом не более 20 слов, правописание которых не расходится с произношением;
— находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
— понимать прослушанный текст;
— читать вслух и про себя (с пониманием) короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения;
— находить в тексте слова, значение которых требует уточнения;
— составлять предложение из набора форм слов;
— устно составлять текст из 3—5 предложений по сюжетным картинкам и наблюдениям;
— использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование по русскому языку для 1-го класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся начального общего образования:
- становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
- осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
- бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
- первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);
Тема раздела/ модуля (кол-во часов) |
Основное содержание (Темы уроков) |
Ссылки на ЦОР
|
Основные виды деятельности обучающихся |
Развитие речи (8ч) |
Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок (3ч) Понимание текста при его прослушивании и при самостоятельном чтении вслух (3ч) Материалы собственных игр, занятий, наблюдений (2)ч |
https://www.youtube.com/watch?v=i3gYR8zApkM
https://www.youtube.com/watch?v=ZfusNvB5lMg
|
Работа с серией картинок, выстроенных в правильной последовательности: анализ изображённых событий, обсуждение сюжета, составление устного рассказа с опорой на картинки; Работа с серией сюжетных картинок с нарушенной последовательностью, анализ изображённых событий, установление правильной последовательности событий, объяснение ошибки художника, внесение изменений в последовательность картинок, составление устного рассказа по восстановленной серии картинок; |
Слово и предло- жение (5 ч) |
Различение слова и предложения (2ч) Различение слова и обозначаемого им пред мета. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа (1ч) Наблюдение над значением слова. Активизация и расширение словарного запаса. (1ч) Включение слов в предложение. Осознание единства звукового состава слова и его значения(1ч) |
https://www.youtube.com/watch?v=HSo8kG234yE
|
Совместная работа: придумывание предложения с заданным словом. Игровое упражнение «Снежный ком»: распространение предложений с добавлением слова по цепочке. Игра «Живые слова» (дети играют роль слов в предложении, идёт перестановка слов в предложении, прочтение получившегося). Моделирование предложения: определение количества слов в предложении и обозначение каждого слова полоской. Самостоятельная работа: определение количества слов в предложении, обозначение слов полосками. Работа с моделью предложения: изменение предложения в соответствии с изменением модели. Игровое упражнение «Придумай предложение по модели». Игра «Исправь ошибку в предложении» (корректировка предложений, содержащих смысловые и грамматические ошибки). Учебный диалог «Что можно сделать с предметом, а что можно сделать со словом, называющим этот предмет?», участие в диалоге помогает первоклассникам начать различать слово и обозначаемый им предмет |
Фонетика (27ч)
|
Звуки речи. Интонационное выделение звука в слове (1ч) Определение частотного звука в стихотворении (1ч) Называние слов с заданным звуком (1ч) Дифференциация близких по акустико- артикуляционным признакам звуков(1ч) |
https://www.youtube.com/watch?v=3qs2a-etPRU
|
Игровое упражнение «Скажи так, как я» (отрабатывается умение воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове); Игровое упражнение «Есть ли в слове заданный звук?» (ловить мяч нужно только тогда, когда ведущий называет слово с заданным звуком, отрабатывается умение определять наличие заданного звука в слове); Играсревнование «Кто запомнит больше слов с заданным звуком при прослушивании стихотворения»; Упражнение: подбор слов с заданным звуком; Работа с моделью: выбрать нужную модель в зависимости от места заданного звука в слове (начало, середина, конец слова); Совместная работа: группировка слов по первому звуку(по последнему звуку), по наличию близких в акустико- артикуляционном отношении звуков ([н] — [м], [р] — [л], [с] — [ш] и др.);
|
|
Установление последовательности звуков в слове и количества звуков (1ч)
Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. (1ч)
Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями (1ч)
Построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели(1ч) |
https://www.youtube.com/watch?v=T1XN-OGJ5bY
https://www.youtube.com/watch?v=tea83B6_rP8
|
Совместная работа: характеристика особенностей гласных, согласных звуков, обоснование своей точки зрения, выслушивание одноклассников; |
|
Особенность гласных звуков и согласных звуков. (1ч)
Различение гласных и согласных звуков. (1ч)
Определение места ударения. (1ч)
Различение гласных ударных и безударных. Ударный слог (1ч) |
https://www.youtube.com/watch?v=WsBBHp5wlEI
https://www.youtube.com/watch?v=kipAFdxBMF0
|
Упражнение: подбор слов с заданным звуком; |
|
Твёрдость и мягкость согласных звуков как смыслоразличительная функция. (3ч)
Различение твёрдых и мягких согласных звуков.(2ч) |
https://www.youtube.com/watch?v=KtGgZ06TPKM
|
Учебный диалог «Чем твёрдые согласные звуки отличаются от мягких согласных звуков?»; |
|
Дифференциация парных по твёрдости — мягкости согласных звуков (2ч) Дифференциация парных по звонкости — глухости звуков (без введения терминов «звонкость», «глухость») (3ч) |
https://www.youtube.com/watch?v=I1gPqPrL6WE
https://www.youtube.com/watch?v= https://www.youtube.com/watch?v=ZuH2jnAATs8 7DCHylz3wOg |
Дифференцированное задание: соотнесение слов с соответствующими им моделями; |
|
Слог как минимальная произносительная единица. (1ч) Слогообразующая функция гласных звуков. (1ч) Определение количества слогов в слове (1ч) Деление слов на слоги (простые однозначные случаи) (2ч) |
https://www.youtube.com/watch?v=4krNbves4JI
|
Комментированное выполнение упражнения по определению количества слогов в слове, приведение доказательства; |
Письмо. Орфография и пунктуация (70ч) |
Развитие мелкой моторики пальцев и движения руки. (3ч)
Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и классной доски ( 2ч) Усвоение гигиенических требований, во время письма(2ч) |
https://www.youtube.com/watch?v=Zd9jvPgiuKY
|
Совместная работа: анализ поэлементного состава букв; |
|
Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением (7ч) |
https://www.youtube.com/watch?v=Z0KgEPqCBRg
|
Упражнение: запись под диктовку слов и предложений, состоящих из трёх — пяти слов со звуками в сильной позиции; |
|
Усвоение приёмов последовательности правильного списывания текста (7ч) |
https://www.youtube.com/watch?v=bomuspKEy9c
https://www.youtube.com/watch?v=rX3jdhwGl9k
|
Упражнение: запись письменными буквами слова/предложения/короткого текста, написанного печатными буквами; |
|
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса (7ч) |
https://www.youtube.com/watch?v=E0A6jb0jhpA
|
Практическая работа: контролировать правильность написания буквы, сравнивать свои буквы с предложенным образцом; |
|
Знакомство с правилами правописания и их применением: раздельное написание слов 7(ч) |
https://www.youtube.com/watch?v=Sh9RzyKH76I
|
|
|
Знакомство с правилами правописания и их применением: обозначение гласных после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением) (7ч) |
https://www.youtube.com/watch?v=Ff9elXmWMPk
https://www.youtube.com/watch?v=vqdWwy_UiUs
|
Совместный анализ текста на наличие в нём слов с буквосочетаниямижи, ши, ча, ща, чу, щу; |
|
Знакомство с правилами правописания и их применением: ча, ща, чу, щу (7ч) |
https://www.youtube.com/watch?v=nWURc7RSDpo
|
Совместный анализ текста на наличие в нём слов с буквосочетаниямижи, ши, ча, ща, чу, щу; |
|
Знакомство с правилами правописания и их применением: прописная буква в начале предложения (3ч)
Знакомство с правилами правописания и их применением: прописная буква в именах собственных (имена людей, клички животных) (4ч) |
https://www.youtube.com/watch?v=Ex2lIijDp6
https://www.youtube.com/watch?v=_Hx2gFD1lok
https://www.youtube.com/watch?v=rElKI3XgaNY
|
Упражнение: выписывание из текста слов с буквосочетания ми ча, ща, чу, щу, жи, ши; |
|
Знакомство с правилами правописания и их применением: перенос слов по слогам без стечения согласных (7ч) |
https://www.youtube.com/watch?v=-wVAMWDB7JM
|
Игра «Кто больше»: подбор и запись имён собственных на заданную букву; |
|
Знакомство с правилами правописания и их применением: знаки препинания в конце предложения (7ч) |
|
Практическая работа: списывание и запись под диктовку с применением изученных правил; |
Систематический курс. Общие сведения о языке. (1ч) |
Язык как основное средство человеческого общения. |
Рассказ учителя на тему «Язык — средство общения людей»; |
|
Фонетика (4ч) |
Звуки речи. Гласные и согласные звуки, их различение. Ударение в слове. (1ч) Гласные ударные и безударные. Твёрдые и мягкие согласные звуки, их различение(1ч) |
https://www.youtube.com/watch?v=aBx37h9sSjI
|
Беседа «Что мы знаем о звуках русского языка», в ходе которой актуализируются знания, приобретённые в период обучения грамоте; |
|
Звонкие и глухие согласные звуки, их различение. Согласный звук [й’] и гласный звук [и]. Шипящие [ж], [ш], [ч’], [щ’]. (1ч) |
Дифференцированное задание: установление основания для сравнения звуков; |
|
|
Определение количества слогов в слове. Ударный слог. Деление слов на слоги (1ч) |
Игра «Отгадай звук» (определение звука по его характеристике); |
|
Графика (4ч) |
Обозначение на письме твёрдости согласных звуков буквами а, о, у, ы, э; слова с буквой э. Обозначение на письме мягкости согласных звуков буквами е, ё, ю, я, и. Их функции .Мягкий знак как показатель мягкости (1ч) |
Работа в парах: нахождение в тексте слов с заданными характеристиками звукового и слогового состава слова; |
|
|
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь (1ч) |
Моделировать звукобуквенный состав слов; |
|
|
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса (1ч) |
Упражнение: определение количества слогов в слове, объяснение основания для деления слов на слоги; |
|
|
Русский алфавит. Использование алфавита для упорядочения списка слов (1ч) |
Игровое упражнение «Кто лучше расскажет о слове», в ходе выполнения упражнения отрабатывается умение строить устное речевое высказывание об обозначении звуков буквами; о звуковом и буквенном составе слова; |
|
Лексика и морфология. (12ч) |
Слово как единица языка (ознакомление) (4ч) |
https://www.youtube.com/watch?v=QcoTgXXne3A
https://www.youtube.com/watch?v=CBKl0jKR7_A
|
Учебный диалог «На какие вопросы могут отвечать слова?»; |
|
Слово как название предмета, признака предмета, действия предмета (ознакомление) (4ч) |
https://www.youtube.com/watch?v=zWamvkXXMac
|
Наблюдение за словами, отвечающими на вопросы «кто?», «что?»; |
|
Выявление слов, значение которых требует уточнения (4ч) |
Работа в парах: отработка умения задавать к приведённым словам вопросы «что делать?», «что сделать?»; |
|
Синтаксис (5ч) |
Предложение как единица языка (ознакомление). Слово, предложение (наблюдение над сходством и различием) (1ч) |
Работа со схемой предложения: умение читать схему предложения, преобразовывать информацию, полученную из схемы: составлять предложения, соответствующие схеме, с учётом знаков препинания в конце схемы; |
|
|
Установление связи слов в предложении при помощи смысловых вопросов. (2ч) |
Совместная работа: составление предложения из набора слов; |
|
|
Восстановление деформированных предложений (1ч) |
Работа с сюжетными картинками и небольшим текстом: выбор фрагментов текста, которые могут быть подписями под каждой из картинок |
|
|
Составление предложений из набора форм слов (1ч) |
Практическая работа: деление деформированного текста на предложения, корректировка оформления предложений, списывание с учётом правильного оформления предложений; |
|
Орфография и пунктуация (18ч) |
Раздельное написание слов в предложении (1ч)
Сочетания чк, чн;(1ч) Слова с непроверяемыми гласными и согласными (5ч) Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки.(3ч) |
https://www.youtube.com/watch?v=BraSU45vEVA https://www.youtube.com/watch?v=9BRVAMgTJCI
https://www.youtube.com/watch?v=2IhGAZWVYiw
https://www.youtube.com/watch?v=5zRDcL-vzco
https://www.youtube.com/watch?v=CjDEaY2IMhc
|
Наблюдение за словами, сходными по звучанию, но различными по написанию, установление причин возможной ошибки при записи этих слов; |
|
Усвоение алгоритма списывания текста (2ч) |
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6259/start/164075/ |
Усвоение алгоритма списывания текста |
Развитие речи (11ч) |
Речь как основная форма общения между людьми (2ч) |
Работа с рисунками, на которых изображены разные ситуации общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), устное обсуждение этих ситуаций, выбор соответствующих каждой ситуации слов речевого этикета |
|
|
Текст как единица речи (ознакомление) (2ч) |
Работа с рисунками, на которых изображены разные ситуации общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), устное обсуждение этих ситуаций, выбор соответствующих каждой ситуации слов речевого этикета; |
|
|
Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение (2ч) |
Учебный диалог, в ходе которого обсуждаются ситуации общения, в которых выражается просьба, обосновывается выбор слов речевого этикета, соответствующих ситуации выражения просьбы; |
|
|
Ситуации устного общения (чтение диалогов по ролям, просмотр видеоматериалов, прослушивание аудиозаписи) (2ч) |
Разыгрывание сценок, отражающих ситуации выражения просьбы, извинения, вежливого отказа; |
|
|
Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой (3ч ) |
Творческое задание: придумать ситуации общения, в которых могут быть употреблены предложенные этикетные слова; |
|
Всего |
165ч |
|
|