ЭП

Документ подписан электронной подписью
03.09.2021г.; Гришина Людмила Владимировна; Директор школы
Ключ электроннй подписи

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Красноармейская средняя общеобразовательная школа

 

 

Рассмотрена

на заседании школьного

методического объединения

___________Д.М.Савина

Протокол № 1

от 30 августа 2021г.

Принята

на заседании

педагогического совета

Протокол № 2

от 31 августа2021г.

Утверждена

приказом директора

_________Л.В.Гришина

Приказ № 344

от 31 августа 2021г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

для 6 класса

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ - 35

на 2021-2022 учебный год

 

УЧИТЕЛЬ: Кравченко Анастасия Николаевна

 

 

 

Программа разработана на основе примерных программ по ИЗО «Просвещение» 2011 г., авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», рабочей программы под редакцией Б. М. Неменского «Изобразительное искусство» «Просвещение» 2011.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Красноармейский

2021г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Данная рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 6 класс разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования утвержденного приказом

- Минобрнауки России от от 17.02.2010 года № 1897,»Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577) на основе примерных программ основного общего образования авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», рабочей программы под редакцией Б. М. Неменского «Изобразительное искусство» 6 класс «Просвещение» 2011,

Для реализации программы выбран учебник Л. А. Неменская «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс» под ред. Б.М. Неменского. Москва, «Просвещение», 2016 г., включенный в федеральный перечень учебников утверждённый приказами Приказ Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»

- Приказ Минпросвещения России от 23 декабря 2020 г. № 766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 254»

Школа вправе в течение 3-х лет использовать в образовательной деятельности учебники, приобретенные до вступления в силу приказа от 20 мая 2020 г. № 254; 23 декабря 2020 г. № 766.

По учебному плану МБОУ Красноармейской СОШ на изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 35 часов в год. Согласно календарному учебному графику МБОУ Красноармейской СОШ рабочая программа рассчитана в 2021-2022 учебном году на 35 часов.

Цель программы: формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой культуры духовной

Задачи художественного развития учащихся в 6 классе:

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве:

- формирование эстетического вкуса учащихся, понимания роли изобразительного искусства в жизни общества;

- формирование умения образно воспринимать окружающую жизнь и откликаться на её красоту;

- формирование отношения к музею как к сокровищнице духовного и художественного опыта народов разных стран;

- формирование умения видеть национальные особенности искусства различных стран, а также гуманистические основы в искусстве разных народов.

Формы контроля. Практические работы, тестовые задания. Источник Социальная сеть работников образования nsportal.ru, «Открытый урок Первое сентября», «В помощь учителю и менеджеру школы. Информационно – образовательный портал, методика, педагогика, образование».

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные, метапредметные и предметные

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта, обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

• формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

• формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

• развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

• освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

• воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

• приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

• приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

• развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

• осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

• развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Формирование художественных знаний, умений, навыков.

Формирование художественно-творческой активности личности:

- учиться анализировать произведения искусства в жанре пейзажа, натюрморта, портрета, проявляя самостоятельность мышления;

- творчески включаться в индивидуальную и коллективную работу, участвовать в обсуждении работ учащихся.

2 год обучения (6 класс)

Учащиеся должны знать:

• особенности языка следующих видов изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры;

• основные жанры изобразительного искусства;

• известнейшие музеи свое страны и мира (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей, Лувр, Прадо, Дрезденская галерея), а также местные художественные музеи;

• о выдающихся произведениях скульптуры, живописи, графики;

• о выдающихся произведениях русского изобразительного искусства,, родного края.

Учащиеся должны уметь:

• работать с натуры в живописи и графике над натюрмортом и портретом;

• выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над натюрмортом, пейзажем, портретом;

• добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объёма;

• передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;

• передавать при изображении головы человека (на плоскости и в объёме) пропорции, характер черт, выражение лица;

• передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний линейной и воздушной перспективы;

• в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов;

• пользоваться различными графическими техниками

• оформлять выставки работ своего класса в школьных интерьерах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Общая годовая тема 6 классов «Изобразительное искусство в жизни человека». Содержание уроков в 6 классе посвящены изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.

Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа, требующая и знаний и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным.

1 четверть Виды изобразительного искусства и основы образного языка

1.Изобразительное искусство в семье пластических искусств

2.Рисунок- основа изобразительного творчества

3.Линия и ее выразительные возможности.

4.Пятно, как средство выражения. Композиция, как ритм пятен.

5.Цвет. Основы цветоведения.

6.Цвет в произведениях живописи.

7 Объемные изображения в скульптуре.

8.Основы языка изображения.

2четверть Мир наших вещей. Натюрморт.

1.Реальность и фантазия в творчестве художника.

2.Изображение предметного мира. Натюрморт.

3.Понятие формы Многообразие форм окружающего мира.

4.Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.

5.Освещение. Свет и тень.

6.Натюрморт в графике.

7.Цвет в натюрморте.

8.Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы)

3четверть Вглядываясь в человека. Портрет.

1.Образ человека- главная тема искусства.

2.Конструкция головы человека и ее пропорции.

3.Изображение головы человека в пространстве.

4.Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.

5.Портрет в скульптуре.

6.Сатирические образы человека.

7.Образные возможности освещения в портрете.

8.Портрет в живописи.

9.Роль цвета в портрете.

10.Великие портретисты (обобщение темы)

4четверть. Человек и пространство в изобразительном искусстве.

1.Жанры в изобразительном искусстве.

2.Изображение пространства.

3. Правила воздушной и линейной перспективы.

4.Пейзаж- большой мир. Организация изображаемого пространства.

5.Пейзаж – настроение. Природа и художник.

6.Городской пейзаж.

7.Выразительные возможности изобразительного искусства.

8.Язык и смысл.

 

Тематическое планирование 6 классе на 2021-2022 учебный год

 

№ п/п

Наименование раздела, темы

Всего часов

1.

Виды изобразительного искусства и основы их образного языка.

9

2.

Мир наших вещей. Натюрморт .

8

3.

Вглядываясь в человека. Портрет.

11

4.

Человек и пространство в изобразительном искусстве.

7

Итого:

 

35

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование 6 классе по изобразительному искусству 2021-2022 учебный год

В соответствии с календарным учебным графиком на 2021-2022 учебный год рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» в 6 классе будет реализована полном объёме за 35 часов.

 

Изобразительное искусство в жизни человека

№ п/п

Наименование разделов, тема урока

Формы текущего контроля

Дата

Кол-во часов

Виды учебной деятельности

Материально-технич сопровожд. ИКТ

Примечание.

1

«Виды изобразительного искусства и основы образного языка » (9 часов)

Изобра­зительное искусство в семье пластических ис­кусств

 

 

Беседа

1.09.
2021

 

 

1

 

 

Беседа об искусстве и его видах. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура

 

 

АРМ учит.

 

 

2

Художественные материалы

Беседа

8.09.
2021

1

Выполнение упражнений различными художественными материалами.

АРМ учит.

 

 

3

Рисунок - основа изобразительного творчества

Выполнение рисунков.

15.09.
2021

1

Зарисовки с натуры отдельных веточек или растений (колоски, ковыль, зонтичные растения и др.) Материалы: карандаш, уголь, фломастер

АРМ учит.

 

 

4

Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.

Выполнение рисунков.

22.09.
2021

1

Выполнение (по представлению) линейных рисунков трав, которые колышет ветер (линейный ритм).

АРМ учит.

 

5

Пятно как средство выражения. Ритм пятен.

Выполнение рисунков.

29.09.
2021

1

Изображение различных осенних состояний в природе (ветер, тучи, дождь, туман; яркое солнце и тени).

АРМ учит.

 

6

Цвет. Основы цветоведения.

Выполнение рисунков.

6.10.
2021

1

Фантазийные изображения сказочных царств с ограниченной палитрой и с показом вариативных возможностей цвета.

АРМ учит.

 

7

Цвет в произведениях живописи.

 

Выполнение рисунков.

13.10.
2021

1

Изображение осеннего букета с разным настроением – радостный букет, грустный, торжественный, тихий и т.д.

АРМ учит.

 

8

Объемные изображения в скульптуре.

Выполнение рисунков.

20.10.
2021

1

Выполнение объемных изображений животных в разных материалах: глина или пластилин (по выбору учащихся).

АРМ учит.

 

9

Основы языка изображения (обобщение темы).

Беседа. Ответы на уроке.

27.10.
2021

1

Беседа «Виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности». Викторина.

АРМ учит.

 

10

«Мир наших вещей. Натюрморт» (8 часов) Реальность и фантазия в творчестве художника.

 

Беседа

10.11.
2021

 

1

 

Беседа. Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Почему люди хранят произведения искусства?

 

АРМ учит.

 

11

Изображение предметного мира – натюрморт.

Выполнение рисунков.

17.11.
2021

1

Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов с акцентом на композицию, ритм. Аппликация.

АРМ учит.

 

12

Понятие формы, Многообразие форм окружающего мира.

Конструирование из бумаги

24.11.
2021

1

Конструирование из бумаги простых геометрических тел (куб, конус, цилиндр, параллелепипед, пирамида).

АРМ учит.

 

13

Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.

Выполнение рисунков.

1.12.
2021

1

Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве.

АРМ учит.

 

14

  • Свет и тень.

Выполнение рисунков.

8.12.
2021

1

Изображение геометрических тел из гипса или бумаги при боковом освещении с использованием только белой и черной гуаши.

АРМ учит.

 

15

Натюрморт в графике.

Выполнение рисунков.

15.12.
2021

1

Практическая работа: оттиск с аппликации натюрморта на картоне.

АРМ учит.

 

16

Цвет в натюрморте

Контрольная работа

22.12.
2021

1

Работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный, грустный, и т. д.

АРМ учит.

 

17

Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы).

Беседа

 

29.12.
2021

1

Предметный мир в изобразительном искусстве. Натюрморт в искусстве ХIХ – ХХ веков. Жанр натюрморта и его развитие

АРМ учит.

 

18

«Вглядываясь в человека. Портрет» (11 часов)

Образ человека - главная тема искусства.

 

 

Выполнение рисунков.

12.01.
2022

 

 

1

 

Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Проблема сходства в портрете.

 

АРМ учит.

 

19

Конструкция головы человека и её основные пропорции.

Выполнение рисунков.

19.01.
2022

1

Закономерности в конструкции головы человека. Подвижные части лица, мимика. Пропорции лица человека.

АРМ учит.

 

20

Изображение

головы человека в пространстве.

Выполнение рисунков.

26.01.
2022

1

Объемное конструктивное изображение головы. Рисование с натуры гипсовой головы.

АРМ учит.

 

21-

Портрет в скульптуре.

Выполнение рисунков.

2.02.

2022

1

Работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко выраженным характером пластическим способом лепки.

АРМ учит.

 

22-23

Графический

портретный

рисунок.

Выполнение рисунков.

9.02.
2022,
16.02.
2022

2

Рисунок (набросок) с натуры друга или одноклассника. Постараться передать индивидуальные особенности и настроение

АРМ учит.

 

24

Сатирические образы человека.

Выполнение рисунков.

2.03.
2022

1

Изображение сатирических образов литературных героев или создание дружеских шаржей (по выбору учащихся).

АРМ учит.

 

25

Образные возможности освещения в портрете.

Выполнение рисунков.

9.03.
2022

 

1

Наблюдение натуры и наброски (пятном) с изображением головы в различном освещении.

АРМ учит.

 

26

Роль цвета в портрете.

Выполнение рисунков.

16.03.
2022

1

Работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека – члена семьи, друга (по выбору учащихся.)

АРМ учит.

 

27

Великие портретисты прошлого.

Беседа

23.03.
2022

1

Беседа о великих портретистах прошлого.

АРМ учит.

 

28

«Человек и пространство. Пейзаж» (7 часов)

Жанры в изобразительном искусстве.

 

 

Ответы на уроке.

6.04.
2022

 

 

1

 

Беседа. «Изменение видения мир в разные эпохи». Тематическая картина.

 

АРМ учит.

 

29-30

Изображение пространства.Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.

Выполнение рисунков.

13.04.
2022,
20.04.
2022

2

Формирование новых знаний. Изображение уходящей в даль аллеи с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы с использованием карандаша и гуаши 2 – 3 цвета.

АРМ учит.

 

31

Пейзаж – большой мир.

Выполнение рисунков.

27.04.
2022

1

Работа над изображением большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир». Смешанная техника: аппликация, живопись.

АРМ учит.

 

32

Пейзаж настроения. Природа и художник

Выполнение рисунков.

4.05.

2022

1

Создание пейзажа – настроения - работа по представлению и по памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе.

АРМ учит.

 

33

Городской пейзаж.

Выполнение рисунков.

11.05.

2022

1

Создание графической композиции «Городской пейзаж» с использованием гуаши или оттиска с аппликаций на картоне.

АРМ учит.

 

34-35

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

Выполнение рисунков.

18.05.

2022,

25.05.

2022

2

Обобщение пройденного материала.

 

 

 

Всего

 

 

35