ЭП

Документ подписан электронной подписью
03.09.2021г.; Гришина Людмила Владимировна; Директор школы
Ключ электроннй подписи

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Красноармейская средняя общеобразовательная школа

 

 

Рассмотрена

на заседании школьного

методического объединения

___________Д.М.Савина

Протокол № 1

от 30 августа 2021г.

Принята

на заседании

педагогического совета

Протокол № 2

от 31 августа 2021г.

Утверждена

приказом директора

_________Л.В.Гришина

Приказ № 344

от 31 августа 2021г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

для 5 класса

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ - 35

на 2021-2022 учебный год

УЧИТЕЛЬ: КРАВЧЕНКО Анастасия Николаевна

 

 

Программа разработана на основе примерных программ по ИЗО «Просвещение» 2011 г., авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», рабочей программы под редакцией Б. М. Неменского «Изобразительное искусство» «Просвещение» 2011.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Красноармейский

2021г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Данная рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 5 класс разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования утвержденного приказом

- Минобрнауки России от от 17.02.2010 года № 1897,»Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577

  • учебная программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе примерных программ основного общего образования авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», рабочей программы под редакцией Б. М. Неменского «Изобразительное искусство» 5 класс «Просвещение» 2011.
  • реализации программы выбран учебник Н.А. Горяева, О.В. Островская. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс» под редакцией Б.М. Неменского. Москва, «Просвещение», 2016 г., включенный в федеральный перечень учебников утверждённый приказами № 345 от 28.12.18 г и № 233 от 08.05.19 г. « О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих ГОС аккредитацию образовательных программ НО, ОО, СОО». Школа вправе в течение 3-х лет использовать в образовательной деятельности учебники, приобретенные до вступления в силу приказа от 20 мая 2020 г. № 254; 23 декабря 2020 г. № 766.

Цель программы: формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой культуры духовной.

Задачами курса являются:

- формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве;

- формирование художественно-творческой активности школьника;

- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.

Формы контроля. Практические работы, тестовые задания. Источник Социальная сеть работников образования nsportal.ru, «Открытый урок Первое сентября», «В помощь учителю и менеджеру школы. Информационно – образовательный портал, методика, педагогика, образование».

 

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные, метапредметные и предметные

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта, обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
  • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
  • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Учащиеся должны знать:

- знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

- знать особенности уникального крестьянского искусства; семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

- знать несколько народных художественных промыслов России.

Учащиеся должны уметь:

- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века).

- различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.);

- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.

В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:

- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

- выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т.д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);

- владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

- владеть навыком работы в конкретном материале, витраж, мозаика батик, роспись и т.п.). Владеть компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека-35 часов

Цель: Изучение народного творчества и традиций преемственности духовной культуры России. Развитие творческих способностей и совершенствование навыков постижения средств декоративно - прикладного искусства, обогащение опыта восприятия и оценки произведений декоративно-прикладного искусства, формирование ценностно-смысловой компетенции.

«Древние корни народного искусства» ( 8 ч)

1) Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы.

Традиционные образы народного прикладного искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни как выражение мифопоэтических представлений человека о жизни природы, о мире, как обозначение жизненно важных для человека смыслов.

  1. Декор русской избы. Дом – мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Дом, как микрокосмос. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище.

3) Внутренний мир русской избы.

Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок-небо, пол- земля, подпол- подземный мир, окна- очи, свет). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печь, красный угол, коник, полати. Круг предметов быта и труда (ткацкий станок, прялка, люлька, светец, и т.п.).

4) Конструкция, декор предметов народного быта и труда.

Русская прялка, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда. Единство пользы и красоты, конструкции и декора.

5) Конструкция, декор предметов народного быта и труда.

Русская прялка, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда. Единство пользы и красоты, конструкции и декора.

6) Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.

Крестьянская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов, условность языка орнамента, его символическое значение.

7) Современное повседневное декоративное искусство. Что такое дизайн?

Польза, красота, практичность предметов быта. Понятие дизайна.

8) Диагностическая работа по теме «Древние корни народного искусства»

«Связь времен в народном искусстве» (8 ч)

Включение детей в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы.

  1. Древние образы в современных народных игрушках.

Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы в современных народных игрушках. Особенности пластической формы, росписи глиняных игрушек, принадлежащих к различным художественным промыслам.

  1. Лепка и роспись собственной модели игрушки.

Единство формы и декора. Особенности цветового строя, основные декоративные элементы росписи игрушек.

3) Народные промыслы. Их истоки и современное развитие.

Традиционные народные промыслы – гордость и достояние национальной отечественной культуры. Промыслы как искусство художественного сувенира.

  1. Синие цветы Гжели.

Краткие сведения из истории развития гжельской керамики. Значение промысла для отечественной народной культуры. Природные мотивы в изделиях гжельских мастеров.

  1. Жостовские букеты. Краткие сведения из истории развития жостова. Значение промысла для отечественной народной культуры. Природные мотивы в изделиях жостовских мастеров.
  2. Хохлома.

Краткие сведения из истории развития хохломы. Значение промысла для отечественной народной культуры. Природные мотивы в изделиях хохломских мастеров.

  1. Истоки Городца. Роспись разделочных досок.

Краткие сведения из истории развития городца. Значение промысла для отечественной народной культуры.

Природные мотивы в изделиях городецких мастеров.

8) Диагностическая работа «Связь времен в народном искусстве» (практика).

«Декор – человек, общество, время» (12 ч)

  • эмоциональный отклик, интерес к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен; видеть в его произведениях социальную окрашенность. Акцентировать внимание на социальной функции этого искусства, обостряя представления о его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности. Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. Знакомясь с образом художественной культуры древних египтян Древней Греции, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе.

Ознакомление с гербами и эмблемами , о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики, о символах и эмблемах в современном обществе.

1)Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта.

Украшения в жизни древних обществ. Символы и образы.

Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства.

2)Орнамент, цвет, знаки –символы в декоративном искусстве Древнего Египта. Маска фараона Тутанхамона, саркофаг.

Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян ( изображение лотоса, жука-скарабея, священной кобры, ладьи вечности, глаза-уаджета и др.).

3)Декоративное искусство Древней Греции. Костюм эпохи Древней Греции.

Символика элементов декора в произведениях Древней Греции, их связь с мировоззрением греков.

4)Легенды и мифы Древней Греции.

Символика элементов декора в произведениях Древней Греции, их связь с мировоззрением греков.

5)Греческая керамика. Живопись на вазах.

Символика элементов декора в произведениях Древней Греции, их связь с мировоззрением греков.

Сюжеты росписи на древнегреческих вазах.

6)Одежда говорит о человеке.

Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком- знаком положения человека в обществе и его роли в обществе. Средневековая одежда.

7)Коллективная творческая композиция «Бал во дворце»

Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком- знаком положения человека в обществе и его роли в обществе. Средневековая одежда.

8) Коллективная творческая композиция «Бал во дворце»

Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком- знаком положения человека в обществе и его роли в обществе. Средневековая одежда.

9)О чем рассказывают гербы. Что такое эмблемы, зачем они нужны людям.

Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Первые гербы Средних веков. Роль геральдики в жизни рыцарского общества. Фамильный герб как знак достоинства его владельца, символ чести рода. Виды гербов.

10)Обобщающий урок по теме «Декор- человек, общество, время» (практика).

«Декоративное искусство в современном мире» (7 ч)

1)Народная праздничная одежда.

Народный праздничный костюм – целостный художественный образ. Северорусский комплекс ( в основе сарафан) и

Южнорусский (в основе понёва) комплекс женской одежды. Рубаха – основа мужской и женской костюмов. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных регионах России. Защитная функция декоративных элементов крестьянского костюма. Символика цвета в народной одежде.

2)Изготовление куклы –берегини в русском народном костюме.

Форма и декор женских головных уборов. Последовательность изготовления куклы-берегини. Вышивка в народном костюме.

3)Изготовление куклы –берегини в русском народном костюме.

Форма и декор женских головных уборов. Последовательность изготовления куклы-берегини. Вышивка в народном костюме.

4)Эскиз русского народного костюма.

Создание эскизов народного праздничного костюма

5)Эскиз русского народного костюма.

Создание эскизов народного праздничного костюма

6)Праздничные народные гулянья. Масленица. Коллективная работа.

Народные традиции и праздники. Изготовление панно

7)Праздничные народные гулянья. Иван Купала. Коллективная работа.

Народные традиции и праздники. Изготовление панно

8)Человек и мода.

Выполнение творческих работ в различных материалах и техниках.

9)Обобщающий урок по теме «Роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека» (практика).

 

 

Тематическое планирование изобразительное искусство 5 класс

 

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

1.

Древние корни народного искусства

8

2.

Связь времен в народном искусстве

8

3.

Декор - человек, общество, время

12

4.

Декоративное искусство в современном мире

7

Итого:

 

35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование в 5 «А» классе по изобразительному искусству на 2021-2022 учебный год

Согласно учебному плану рабочая программа для 5 класса рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Согласно календарному учебному графику МБОУ Красноармейской СОШ на 2021-2022 учебный год рабочая программа рассчитана на 33 часа. Программа будет выполнена за счёт уплотнения темы:

 

№ п/п

Разделы,

темы

Количество часов

Примерная или авторская программа

Рабочая программа

1

Декоративное искусство в современном мире

7

5

 

В соответствии с календарным учебным графиком на 2021-2022 учебный год рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» в 5 «А» классе будет реализована в полном объеме за 35 часов.

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека

№ пп

Наименование разделов,

тема урока

Формы текущего контроля

Дата

Кол-во часов

Виды учебной деятельности

Материально-технич сопровожд., ИКТ

Примеч

1

«Древние корни народного искусства»

Входная диагностика уровня художественного развития уч-ся

 

 

Выполнение рисунка

7.09.
2021

8 часов

1

Выполнение рисунка с отгадками к народным загадкам

АРМ учит.

 

 

2

Древние образы в народном искусстве

Выполнение рисунка

14.09.2021

1

Выполнение рисунка на тему древних образов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солнце)

АРМ учит.

 

 

3

Убранство русской избы

Выполнение рисунка

21.09.
2021

1

Создание эскиза убранства русской избы

АРМ учит.

 

 

4

Внутренний мир русской избы

Выполнение рисунка

28.09.2021

1

Изображение внутреннего убранства избы. Коллективная работа.

АРМ учит.

 

5

Конструкция и декор предметов народного быта

Выполнение рисунка

5.10.
2021

1

Выполнение эскиза декоративного убранства предметов народного быта.

АРМ учит.

 

6

Русская народная вышивка

Выполнение рисунка

12.10.
2021

1

Создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки.

АРМ учит.

 

7

Народный праздничный костюм

Выполнение рисунка

19.10.
2021

1

Создание эскизов народного праздничного костюма.

АРМ учит.

 

8

Народные праздничные обряды

Выполнение рисунка

26.10.
2021

1

Раскрыть символическое значение известных обрядовых действ на примере одного из известных народных праздников.

АРМ учит.

 

9

«Связь времён в народном искусстве»

Древние образы в современных народных игрушках

 

 

Выполнение рисунка

9.11.
2021

8 часов

 

1

 

 

 

Эскиз создание совей игрушки. Придание ей декоративных элементов в соответствии с традициями народных промыслов.

АРМ учит.

 

10

Искусство Гжели

Выполнение рисунка

16.11.
2021

1

Изображение выразительной посудной формы с характерными деталями.

АРМ учит.

 

11

Городецкая роспись

Выполнение рисунка

23.11.
2021

1

Эскиз предмета быта и украшение его по мотивам городецкой росписи.

АРМ учит.

 

12

Хохлома

Выполнение рисунка

30.11.
2021

1

Эскиз предмета быта и украшение его по мотивам хохломской росписи.

АРМ учит.

 

13

Жостово. Роспись по металлу.

Выполнение рисунка

7.12.
2021

1

Выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи., включающей крупные, средние и мелкие по форме цветы. Составление коллажа цветочной композиции по мотивам жостовского подноса

АРМ учит.

 

14

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

 

14.12.
2021

1

Создание карандашниц. Работа в технике прорезной аппликации.

АРМ учит.

 

15

Лозоплетение

 

21.12.2021

1

Создание фотоальбома альбома «Русская лоза»

АРМ учит.

 

16

Роль народных художественных промыслов в современной жизни. (Обобщение темы четверти)

Контрольная работа

28.12.
2021

1

Разгадывание кроссворда «Народные промыслы».

Определение народного промысла по заданным характеристикам.

АРМ учит.

 

17-18

«Декор – человек, общество, время»

Зачем людям украшения.

Беседа

11.01.
2022,
18.01.2022

12 часов

2

 

Рассмотрение и обсуждение объектов зрительного ряда по теме урока. Объяснение особенностей декора.

АРМ учит.

 

19-20

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

Выполнение рисунка

25.01.
2022,
1.02.
2022

2

Выполнение эскиза украшения. Поиск выразительной формы, украшение её узором, в котором используется характерные знаки-символы.

АРМ учит.

 

21 - 24

Одежда «говорит» о человеке.

Выполнение рисунка

8.02.
2022,
15.02.2022,
22.02.2022,
1.03.
2022

4

Выполнение коллективной работы «Бал во дворце». Продумывание общей композиции ,изображение мебели, отдельных предметов, фигур людей в разных одеждах. Соединение деталей в общую композицию.

АРМ учит.

 

25- 27

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы

Выполнение рисунка

15.03.
2022,
22.03.2022,
5.04.
2022

3

Изображение эмблемы класса, кабинета, кружка, клуба др.

АРМ учит.

 

28

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)

Выполнение рисунка

12.04.2022

1

Выполнение различных аналитически-творческих заданий.

АРМ учит.

 

29

«Декоративное искусство в современном мире»

Современное выставочное искусство

 

 

Беседа

19.04.2022

5 часов

 

1

 

 

Восприятие различных произведений современного декоративного искусства. Рассуждение, участие в диалоге, связанном с отличительными чертами, с осознанием выразительных средств, с пониманием выражения «произведения говорят языком материала»

АРМ учит.

 

30-33

Ты сам – мастер,

Выполнение рисунка, беседа, итоговое тестирование.

26.04.2022,
17.05.2022,
24.05.
2022,
31.05.2022

4

Выполнение творческих работ в разных материалах и техниках.

Участие в отчётной выставке коллективных работ.

АРМ учит.

Уплотнение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование в 5 «Б» классе по изобразительному искусству на 2021-2022 учебный год

В соответствии с календарным учебным графиком на 2021-2022 учебный год рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» в 5 «Б» классе будет реализована в полном объеме за 35 часов.

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека

№ пп

Наименование разделов,

тема урока

Формы текущего контроля

Дата

Кол-во часов

Виды учебной деятельности

Материально-технич сопровожд., ИКТ

Примеч

1

«Древние корни народного искусства»

Входная диагностика уровня художественного развития уч-ся

 

 

Выполнение рисунка

1.09.
2021

8 часов

1

Выполнение рисунка с отгадками к народным загадкам

АРМ учит.

 

 

2

Древние образы в народном искусстве

Выполнение рисунка

8.09.
2021

1

Выполнение рисунка на тему древних образов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солнце)

АРМ учит.

 

 

3

Убранство русской избы

Выполнение рисунка

15.09.
2021

1

Создание эскиза убранства русской избы

АРМ учит.

 

 

4

Внутренний мир русской избы

Выполнение рисунка

22.09.2021

1

Изображение внутреннего убранства избы. Коллективная работа.

АРМ учит.

 

5

Конструкция и декор предметов народного быта

Выполнение рисунка

29.09.
2021

1

Выполнение эскиза декоративного убранства предметов народного быта.

АРМ учит.

 

6

Русская народная вышивка

Выполнение рисунка

6.10.
2021

1

Создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки.

АРМ учит.

 

7

Народный праздничный костюм

Выполнение рисунка

13.10.
2021

1

Создание эскизов народного праздничного костюма.

АРМ учит.

 

8

Народные праздничные обряды

Выполнение рисунка

20.10.
2021

1

Раскрыть символическое значение известных обрядовых действ на примере одного из известных народных праздников.

АРМ учит.

 

9

«Связь времён в народном искусстве»

Древние образы в современных народных игрушках

 

 

Выполнение рисунка

27.10.
2021

8 часов

 

1

 

 

 

Эскиз создание совей игрушки. Придание ей декоративных элементов в соответствии с традициями народных промыслов.

АРМ учит.

 

10

Искусство Гжели

Выполнение рисунка

10.11.
2021

1

Изображение выразительной посудной формы с характерными деталями.

АРМ учит.

 

11

Городецкая роспись

Выполнение рисунка

17.11.
2021

1

Эскиз предмета быта и украшение его по мотивам городецкой росписи.

АРМ учит.

 

12

Хохлома

Выполнение рисунка

24.11.
2021

1

Эскиз предмета быта и украшение его по мотивам хохломской росписи.

АРМ учит.

 

13

Жостово. Роспись по металлу.

Выполнение рисунка

1.12.
2021

1

Выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи., включающей крупные, средние и мелкие по форме цветы. Составление коллажа цветочной композиции по мотивам жостовского подноса

АРМ учит.

 

14

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

 

8.12.
2021

1

Создание карандашниц. Работа в технике прорезной аппликации.

АРМ учит.

 

15

Лозоплетение

Беседа

15.12.2021

1

Создание фотоальбома альбома «Русская лоза»

АРМ учит.

 

16

Роль народных художественных промыслов в современной жизни. (Обобщение темы четверти)

Контрольная работа

22.12.
2021

1

Разгадывание кроссворда «Народные промыслы».

Определение народного промысла по заданным характеристикам.

АРМ учит.

 

17-18

«Декор – человек, общество, время»

Зачем людям украшения.

Беседа

29.12.
2022,
12.01.2022

12 часов

2

 

Рассмотрение и обсуждение объектов зрительного ряда по теме урока. Объяснение особенностей декора.

АРМ учит.

 

19-20

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

Выполнение рисунка

19.01.
2022,
26.01.
2022

2

Выполнение эскиза украшения. Поиск выразительной формы, украшение её узором, в котором используется характерные знаки-символы.

АРМ учит.

 

21 - 24

Одежда «говорит» о человеке.

Выполнение рисунка

2.02.
2022,
9.02.2022,
16.02.2022,
2.03.
2022

4

Выполнение коллективной работы «Бал во дворце». Продумывание общей композиции ,изображение мебели, отдельных предметов, фигур людей в разных одеждах. Соединение деталей в общую композицию.

АРМ учит.

 

25- 27

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы

Выполнение рисунка

9.03.
2022,
16.03.2022,
23.03.
2022

3

Изображение эмблемы класса, кабинета, кружка, клуба др.

АРМ учит.

 

28

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)

Выполнение рисунка

6.04.2022

1

Выполнение различных аналитически-творческих заданий.

АРМ учит.

 

29

«Декоративное искусство в современном мире»

Современное выставочное искусство

 

 

Беседа

13.04.2022

6 часов

 

1

 

 

Восприятие различных произведений современного декоративного искусства. Рассуждение, участие в диалоге, связанном с отличительными чертами, с осознанием выразительных средств, с пониманием выражения «произведения говорят языком материала»

АРМ учит.

 

30-34

Ты сам – мастер,

Выполнение рисунка, беседа, итоговое тестирование.

20.04.2022,
27.04.
2022,
4.05.
2022,
11.05.2022,
18.05.2022

5

Выполнение творческих работ в разных материалах и техниках.

Участие в отчётной выставке коллективных работ.

Обобщение изученного материала.

АРМ учит.

Уплотнение

35

 

Обобщающий урок

 

Контрольная работа

 

25.05.2022

 

1

 

Обобщение изученного материала

 

АРМ учит.