Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Красноармейская средняя общеобразовательная школа

 

 

Рассмотрено
на заседании педагогического совета

МБОУ Красноармейской СОШ

Протокол № 2 от 31.08.2022

Утверждаю

директор школы

_______________ Л.В. Гришина

Приказ № 306 от 31.08.2022

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа наставничества

для одаренных детей

Сычевой И.В.

 

срок реализации: 2022-2023г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п.Красноармейский

2022

 

 

Пояснительная записка

Проблема работы с одарёнными обучающимися актуальна для современного российского общества. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для этого, чтобы они могли проявить свои дарования — это умелое руководство со стороны взрослых.

Индивидуальная программа работы учителя русского языка и литературы по сопровождению одарённых и талантливых детей нацелена на работу с обучающимися 5-11 классов. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений обучающихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь обучающимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

Данный курс способствует развитию эстетического вкуса, формирует духовную культуру детей, гражданскую позицию, развивает творческие способности и склонности обучающихся, их фантазию, образное мышление. Программа способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, формирует навыки исследовательской деятельности, предполагает использование методов активного обучения.

Целью программы является создание системы условий, направленных на поддержку и развитие одарённых и талантливых обучающихся 5-11 классов в области филологии:

Задачи:

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

Показатели эффективности реализации программы работы с одаренными и талантливыми детьми

Выявление одарённых детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения за учеником, изучения его психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности учителя.

Среди современных концепций одаренности самой популярной является концепция Дж.Фензулли. Согласно его теории, одаренность - это сочетание 3-х характеристик: интеллектуальные способности, превышающие средний уровень, креативность (творческие способности) и настойчивость (мотивация, ориентированная на определенную задачу). Кроме того, в его теоретической модели учтены знания (эрудиция) и благоприятная окружающая среда. Раскрывая суть одаренности как природного явления, эта концепция определенно указывает направления педагогической работы.

Одарённые дети:

Условно можно выделить следующие категории одарённых детей:

Одарённость - это врождённая способность человека к успешному освоению достаточно сложной деятельности. Одарёнными называют людей, имеющих хорошие задатки к развитию способностей, необходимых для соответствующего вида деятельности. Но быть одарённым не значит быть способным, так как человек легко может освоить любой вид деятельности и добиться в нём успехов.

Одаренность определяется обладанием большими способностями. Иногда способности считают врожденными, «данными от природы». Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков.

Самой общей и в то же время самой основной способностью человека является аналитико-синтетическая способность. Благодаря этому человек различает отдельные предметы или явления в сложном их комплексе, выделяет главное, характерное, типичное, улавливают самую суть явления, объединяет выделенные моменты в новом комплексе и создает что-то новое, оригинальное.

Никакая отдельная способность не может быть достаточной для успешного выполнения деятельности. Надо чтобы у человека было много способностей, которые находились бы в благоприятном сочетании. Качественное своеобразное сочетание способности, необходимы для успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью.

Вообще, одарённость, талант, гениальность проявляются в личности как яркие индивидуально-неповторимые творческие, интеллектуальные, эмоциональные, физические способности в той или иной области человеческой деятельности.

Основные направления реализации программы.

создание благоприятных условий для работы с одарёнными и талантливыми детьми:

- внедрение передовых образовательных технологий;
- укрепление материально-технической базы;
- нормативно-правовое обеспечение деятельности;
- формирование банков данных по проблеме одарённости.

методическое обеспечение работы с одарёнными и талантливыми детьми:

- повышение профессионального мастерства педагогов;
- организация обмена опытом учителей, работающих с одарёнными детьми;
- научно-методическое и информационное обеспечение программы.

мероприятия по работе с одарёнными и талантливыми детьми: предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).

Этапы и сроки реализации

I. Организационный этап (сентябрь–октябрь)

Данный этап включает в себя программное обоснование работы с одаренными детьми, анализ банка «Участники олимпиадного движения», повышение компетенции педагога в работе с одарёнными детьми через самообразование.

II. Практический этап (ноябрь–апрель)

Данный этап предполагает: реализацию программы по работе с одаренными обучающимися; расширение форм работы с одарённым обучающимся.

III. Обобщающий этап (май)

На данном этапе предполагается: соотнесение результатов реализации программы с поставленными целями, распространение опыта работы педагога, проектирование перспектив, путей и способов дальнейшей работы по поддержке и развитию одаренных обучающихся.

Формы работы с одарёнными и талантливыми обучающимися.

Помощь одарённым и талантливым обучающимся в самореализации их творческой направленности.

Методическая работа педагога:

Работа с родителями.

Учителем проводится анализ успехов каждого ученика (желательно включить и результаты начальной школы) и, опираясь на портфолио обучающегося, характеристику классного руководителя, переводные административные работы, составляется банк данных.

БАНК ДАННЫХ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

№ п/п

Фамилия, имя

класс

Способности

1

Дударев В.

По уровню: высокие;
По личностной сфере: умственные (умение мыслить, анализируя, сопоставляя факты), исполнительские
По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание, специальные: (лингвистические)

2.

Грасюкова В.

По уровню: высокие;
По личностной сфере: умственные (умение мыслить, анализируя, сопоставляя факты), творческие (нестандартное мышление и видение мира)
По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание.

3.

Отрубухова И.

По уровню: высокие;
По личностной сфере: умственные (умение мыслить, анализируя, сопоставляя факты), творческие (нестандартное мышление и видение мира);
По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание, специальные: (литературные)

Однако работа с одаренными детьми в сельской школе осложняется тем, что наполняемость классов составляет 1-13 человек; следовательно, талантливых и способных детей не так уж и много. Большой «+» работы в том, что обучение индивидуальное, дифференцированное; есть все необходимые условия для работы с такими детьми.

План работы с одаренными и талантливыми детьми


п/п

Содержание мероприятия

Форма проведения

Срок

Ответственный

1

Работа по выявлению одарённых и талантливых детей. Изучение интересов и склонностей обучающихся. Диагностика родителей и индивидуальные беседы. Формирование списков обучающихся. Анкетирование, собеседование. Составление плана работы с одаренными и талантливыми детьми по русскому языку и литературе.

Анкетирование, собеседование. Заседание ШМО

Август-сентябрь

Рук. ШМО

2

Подготовка к школьной олимпиаде по предметам. Практические занятия. Продолжение работы по выявлению одарённых детей и талантливых детей.
Участие в заочных олимпиадах и конкурсах.

Практические занятия.

Октябрь

Рук. ШМО
учитель русского языка и литературы

3

Подготовка к участию в очных/заочных предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях разных уровней.

Инд. занятия с победителями школьных олимпиад.

Ноябрь

Учитель русского языка и литературы

4

Участие в очных/ заочных олимпиадах и конкурсах, фестивалях, конференциях.

Инд. занятия с победителями школьных олимпиад.

Декабрь

Учитель русского языка и литературы

5

Выпуск информационного бюллетеня о результатах участия в мероприятиях.

Бюллетень.

Октябрь - декабрь

Рук. ШМО, редколлегия школы

6

Участие в очных/заочных олимпиадах и конкурсах, фестивалях, конференциях.
Занятие «Требования к оформлению исследовательских работ, презентаций» Начало оформления работ. Проектная деятельность. Подготовка к научно-практической конференции, выбор тем для конференции «Первые шаги в науку».
Работа с портфолио (итоги 1-2 четверти).

Лекц.-практическое занятие.

Январь

Учитель русского языка и литературы

7

Индивидуальные консультации и завершение работы по оформлению исследований. Участие в очных/заочных олимпиадах и конкурсах, фестивалях, конференциях.

Лекц.-практическое занятие.
Неделя творчества.

Февраль

Учитель русского языка и литературы

8

Участие в очных/заочных олимпиадах и конкурсах, фестивалях, конференциях. Предварительная защита научных работ на заседании ШМО гуманитарного цикла.

Заседание ШМО Учебное занятие.

Март

Рук. ШМО

9

Месячник «Портфолио достижений одаренных детей» - «Книга творческих работ». Участие в муниципальной научно-практической конференции «Первые шаги в науку»

Неделя творчества.

Апрель

Рук. ШМО

10

Результаты, достижения. Планирование на следующий уч. год. Работа с портфолио (итоги года). Заседание ШМО «Анализ предоставляемых школой возможностей развития одарённых и талантливых детей в этом учебном году. Планирование работы с одарёнными детьми на следующий учебный год»

Составление плана.
Заседание ШМО.

Май

Рук. ШМО

 

В течение года

Размещение материалов по работе с одаренными и талантливыми детьми на сайте школы и на личных страничках.

Дополнительные занятия с одаренными и талантливыми детьми на сайтах Интернет-онлайн. Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных и талантливых детей.

Создание в учебном кабинете материальной базы и картотеки материалов повышенного уровня сложности

Исследовательская деятельность по предмету, проведение тематических исследований.

Участие в разноуровневых олимпиадах, конкурсах, проектах, фестивалях. Награждение по итогам учебного года одарённых и талантливых детей.