ЭП

Документ подписан электронной подписью
17.08.2021г.; Гришина Людмила Владимировна; Директор школы
Ключ электроннй подписи

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Красноармейская средняя общеобразовательная школа

 

ПРИНЯТО

Педагогическим советом школы

Протокол от 25.03. 2020 года № 8

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

_______________ Л. В.Гришина

Приказ от 27.03.2020 года № 137

ПОЛОЖЕНИЕ
об индивидуальном итоговом проекте обучающихся
по ФГОС среднего общего образования

1. Общие положения

1.1. Положение об индивидуальном итоговом проекте обучающихся по ФГОС среднего общего образования (далее – Положение) составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413.

1.2. Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных обучающимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ.

1.3. Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов, с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность: учебно­познавательную, конструкторскую, социальную, художественно­творческую.

1.4. Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого учащегося, осваивающего основную образовательную программу среднего общего образования в 10–11­м классах.

1.5. Невыполнение индивидуального итогового проекта равноценно получению неудовлетворительной отметки по любому учебному предмету.

1.6. Защита индивидуального итогового проекта является одной из обязательных составляющих материалов системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений.

2. Цели и задачи итогового индивидуального проекта

2.1. Для учащихся: сформировать ключевые компетенции, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

2.2. Для учителей:

3. Требования к подготовке итогового индивидуального проекта

3.1. План, программа подготовки проекта для каждого учащегося разрабатываются самостоятельно руководителем проекта.

3.2. Руководителем проекта может быть как учитель­предметник школы, так и сотрудник иной организации или иного образовательного учреждения, в том числе высшего.

3.3. Учащиеся сами выбирают как тему, так и руководителя проекта.

3.4. Темы проектов утверждаются приказом руководителя образовательной организации.

3.5. План реализации итогового индивидуального проекта разрабатывается учащимся совместно с руководителем проекта.

4. Требования к содержанию и направленности проекта

4.1. Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность.

4.2. Результатом или продуктом проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

5. Требования к этапам работы над проектом

5.1. Последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация – проблема, заключенная в ней и осознанная человеком, – поиск способов решения проблемы – решение.

5.2. Этапы работы над проектом:

6. Требования к оформлению итогового индивидуального проекта

6.1. Подготовленная учащимся пояснительная записка должна быть объемом не более одной машинописной страницы с указанием для всех проектов:

6.2. Отзыв руководителя должен содержать краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе:

При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов (приложение № 2).

6.3. Необходимо соблюдение разработчиком проекта норм и правил цитирования, ссылок на различные источники (приложения № 4).

6.4. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.

7. Требования к защите проекта

7.1. Защита итогового индивидуального проекта осуществляется на школьной конференции (приложение № 5).

7.2. Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации учащегося и отзыва руководителя.

8. Критерии оценки итогового индивидуального проекта

8.1. При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырех критериев:

8.2. С целью определения степени самостоятельности учащегося в ходе выполнения проекта необходимо учитывать два уровня сформированности навыков проектной деятельности.

8.3. Решение о том, что проект выполнен на повышенном уровне, принимается при условии, если:

8.4. Решение о том, что проект выполнен на базовом уровне, принимается при условии, если:

Содержательное описание критериев представлено в приложении № 6.

8.5. Может использоваться аналитический подход к описанию результатов проектной деятельности, согласно которому по каждому из предложенных критериев вводятся количественные показатели, характеризующие полноту проявления навыков проектной деятельности. При этом максимальная оценка по каждому критерию не превышает 3 баллов.

При таком подходе достижение базового уровня (отметка «удовлетворительно») соответствует получению 4 первичных баллов (по одному баллу за каждый из четырех критериев), а достижение повышенных уровней соответствует получению 7–9 первичных баллов (отметка «хорошо») или 10–12 первичных баллов (отметка «отлично»).

8.6. В случае выдающихся проектов комиссия может подготовить особое заключение о достоинствах проекта.

8.7. Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная деятельность» в классном журнале и личном деле. В документ государственного образца об уровне образования – аттестат об основном общем образовании – отметка выставляется следующим образом: 1) если в учебном плане на проект отводится 64 часа и больше за два года, то индивидуальный проект указывается в перечне учебных предметов; 2) если меньше 64 часов – в перечне курсов и дисциплин в разделе «Дополнительные сведения».

 

Приложение № 1 к Положению

Алгоритм работы над проектом

Содержание работы

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Этап 1. Подготовка

Определить тему и цели проекта.

Подобрать рабочую группу (если это групповой проект)

Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию.

Определяют цели проекта

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся.

Помогает в определении цели проекта.

Наблюдает за работой учеников

Этап 2. Планирование

Определить источники необходимой информации.

Определить способы сбора и анализа информации.

Определить форму проекта.

Установить критерии оценки результатов проекта.

Распределить обязанности между членами рабочей группы

Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий.

Выбирают и обосновывают критерии успеха проектной деятельности

Предлагает идеи, высказывает предложения. Наблюдает за работой учащихся

Этап 3. Исследование

Отобрать информацию (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты).

Выявить и обсудить альтернативы, возникшие в ходе проекта.

Выбрать оптимальный вариант хода проекта.

Выполнить поэтапно задачи проекта

Поэтапно выполняют задачи проекта

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся

Этап 4. Выводы

Проанализировать информацию для проекта.

Сформулировать выводы

Работают над проектом, ана­лизируя информа­цию. Оформляют проект

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учеников

Этап 5. Представление (защита) проекта и оценка его результатов

Подготовить отчет о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет).

Проанализировать выполнение проекта, достигнутые результаты (успехов и неудач) и причины этого

Представляют проект, участвуют в его коллективном анализе и оценке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2 к Положению

ФОРМА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ отзыва на проектную работу

Отзыв на проектную работу

Ф. И. О.               ученика      класса, МБОУ Красноармейской СОШ на тему: « »

Текст отзыва

 

Дата

Руководитель (подпись)

Приложение № 3 к Положению

ФОРМА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ титульного листа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Красноармейская средняя общеобразовательная школа

ПРОЕКТ
на тему «                   »

(предмет)

ученика (цы)          класса       /

 

 

Руководитель проекта: учитель (предмет)

 

Приложение № 4 к Положению

Оформление списка литературы к проектной работе

Список литературы оформляется в алфавитной последовательности. В нем указываются: фамилия автора, инициалы, название работы, место и время ее публикации. Каждое из наименований нумеруется.

Оформление сносок к проектной работе

Оформление сносок является обязательным и возможно двумя способами:

Приложение № 5 к Положению

Требования к защите проектной работы

1. Содержание защиты по проекту должно включать:

Выступление ограничивается во времени – 5–7 минут.

2. Выступление оценивается на основе критериев:

3. Ответы на вопросы после выступления должны соответствовать требованиям:

 

 

 

 

 

 

Приложение № 6 к Положению

Содержательное описание критериев оценивания
индивидуального проекта

Критерии оценивания индивидуального проекта

Критерий

Уровни сформированности навыков проектной деятельности

Базовый (1 балл)

Повышенный (2–3 балла)

Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем

Работа свидетельствует о способности с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути ее решения;

продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного

Работа свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути ее решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы

Знание предмета

Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. Присутствуют ошибки

Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют

Регулятивные действия

Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля учащегося

Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно

Коммуникация

Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы

Тема ясно определена и пояснена. Текст хорошо структурирован. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа вызывает интерес. Автор проекта свободно отвечает на вопросы

 

 

 

 

 

Лист оценки уровня сформированности навыков проектной деятельности

Критерий

Уровни сформированности навыков проектной деятельности в баллах

Базовый

Повышенный

Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем

1

2–3

Знание предмета

1

2–3

Регулятивные действия

1

2–3

Коммуникация

1

2–3

Итого:

4

8–12

 

Перевод оценки за проект в баллах: